Что такое экзорцизм в православии
Экзорцизм
«Господь дотоле хранит душу твою, доколе ты хранишь язык твой».
Антоний Великий (из книги «Отечник» св. Игнатия Брянчанинова)
А.И. Осипов,
профессор Московской Духовной Академии
Магизм как состояние сознания возможен всюду. Яркий пример его в христианской практике – крещение, причащение, венчание или монашеский постриг по принуждению или по чисто житейским побуждениям (например, чтобы не болеть и т.п.), а не по вере, как об этом говорит Господь ( Мк. 16:16 ).
Выражением того же магического сознания является распространяющееся в последние десятилетия так называемое отчитывание (экзорцизм). Занимаются им отдельные священники, не имеющие на то (например, в Московской епархии) благословения епископа, без которого иерей в принципе не имеет права совершать ни одного священнодействия. (Ссылки заклинателей на разрешение духовника являются не более как попыткой самооправдания, поскольку в любом случае требуется благословение епископа, без которого любое священнодействие и тем более отчитывание превращается в деяние антиканоническое, губительно действующее и на заклинателя, и на больного.) Лаодикийский собор (364) постановил: «Не произведенным от епископов не должно заклинати ни в церквах, ни в домах…» (пр. 26). Это красноречиво свидетельствует как о том, насколько нецерковный характер имеет новая практика, так и о духовном состоянии отчитывающих. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин очень определенно говорит о последнем: «А кто желает повелевать нечистыми духами, или чудесно подавать здравие болящим, или являть перед народом какое-либо из дивных знамений, тот хотя призывает имя Христово, но бывает чужд Христа, поелику, надменный гордостью, не следует Учителю смирения… Посему-то отцы наши никогда не называли тех монахов добрыми и свободными от заразы тщеславия, которые хотели слыть заклинателями…»1
Экзорцизм имел место в Древней Церкви в силу особых дарований, ниспосылаемых ей в тот период, но был прекращен. «Постановления апостольские» (III в.) уже запрещают поставлять экзорцистов, мотивируя это тем, что «славный подвиг заклинания есть дело добровольного благорасположения и благодати Божией через Христа, нaитиeм Святого Духа, потому что получивший дарование исцелений показуется через откровения от Бога и благодать, которая в нем, явна бывает всем». В V в. экзорцисты уже не упоминаются2. Специальный же чин отчитывания в требнике митрополита Петра Могилы (XVII в.) католического происхождения, и в Русской Церкви он не получил никакого практического признания. Ни один из русских святых не отчитывал, и именно потому, что был свят, то есть имел дар Святого Духа, которым и совершал исцеления.
Православная Церковь всегда следовала словам Спасителя, что «сей род изгоняется только молитвою и постом» ( Мф. 17:21 ), то есть правильной подвижнической жизнью, благодаря которой христианин по мере смирения достигает бесстрастия и получает от Бога дар побеждения злых духов. Только достигший бесстрастия способен без вреда для больных и для себя вступить в открытую борьбу с духами тьмы. Однако таковых и в древности были единицы3, а о настоящем времени и говорить не приходится. Поэтому священник, даже самый благочестивый, но дерзающий сам с помощью особых молитв и священнодействий («ех opere operate») изгонять (отчитывать) злых духов «Иисусом. Которого Павел проповедуют» ( Деян. 19:13 ), рискует не только себя подвергнуть тому поруганию от них, о котором промыслительно повествует книга Деяний апостольских, но ввергнуть и бесноватого в еще большие болезни и страдания. Не имея дара Святого Духа. нельзя создавать видимость действия Его дара. Святитель Игнатий с горечью восклицал о подобных попытках: «Душепагубное актерство и печальнейшая комедия – старцы, которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не имея их духовных дарований»4.
Бесов могли изгонять только святые, и не из всех подряд, а лишь из тех, на которых указывал им Сам Господь. При этом святые исцеляли «просто» молитвой, большей частью внутренней, невидимой для других, реже – внешней (см., например молитвы святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста), совершая таинства Покаяния, Соборования, Евхаристии, но без какого-либо специального заклинательного чинопоследования5, поскольку таковой уже совершается над всеми верующими перед таинством Крещения и является освящением их акта сознательного отречения от сатаны и всех дел его.
Господь запрещал говорить бесноватым, и святые отцы категорически запрещали слушать их и входить в какой-либо контакт с говорящими духами, теперь же во время отчитывания бесы получают полную свободу «проповедовать», вводить присутствующих в заблуждение, заражать их своим духом лукавства, гордыни, плотских страстей и т.п. Нередко при этом ведется телесъемка, которая распространяет бесовскую ложь на еще более широкий круг людей.
Вот несколько высказываний святых отцов по данному вопросу.
В послании под именем святителя Климента Римского «О девстве» аскетам предписывается «…посещать одержимых злыми духами и творить над ними молитвы. Постом и молитвою пусть заклинают, не словами красными, отборными и изысканными, но как мужи, от Бога получившие дар врачевания».
«Он (авва Питирион) много беседовал с нами и с особенною силою рассуждал о различении духов, говоря, что некоторые бесы наблюдают за нашими страстями и часто обращают оные ко злу. Итак, чада, говорил он нам, кто хочет изгонять бесов, тот должен сперва поработить страсти: ибо какую страсть кто победит, такого беса и изгонит. Мало-помалу должно вам поработить страсти, чтобы изгнать демонов этих страстей»6.
У преподобного Иоанна Кассиана Римлянина в беседах «О Божественных дарованиях» находим следующее: «Человек, преданный явным порокам, может иногда производить удивительные действия и потому почитаться святым и рабом Божиим… и сам тот, кто уверен в себе, что обладает даром исцелений, надменный гордостью сердца, испытывает тягчайшее падение. От сего происходит то, что демоны, с воплем именуя людей, не имеющих никаких свойств святости и никаких духовных плодов, показывают вид, будто их святость жжет их и они принуждены бежать от одержимых ими»7.
Преподобный Варсануфий Великий: «Нехорошо с усилием молиться о том, чтобы получить исцеление, не зная, что тебе полезно»8. Он же: «Противоречить дьяволу прилично не всем, но только сильным о Боге, которым повинуются бесы; если же кто из несильных будет противоречить, бесы ругаются над ним, что, находясь в их власти, он им же противоречит. Также и запрещать им – дело мужей великих, имеющих над ними власть. Многие ли из Святых запрещали дьяволу, подобно Михаилу Архангелу, который сделал сие, потому что имел власть? Нам же, немощным, остается только прибегать к имени Иисусову»9.
Преподобный Иоанн Пророк на просьбу помолиться о бесноватом: «Пусть он и сам постится и молится, сколько может, тогда и молящие за него будут услышаны, ибо «много может молитва праведного споспешествуема» ( Иак. 5:16 ), и Господь сказал: «Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом» ( Мф. 17:21 )»10.
Преподобный Исаак Сирин о прекословии бесам: « Ибо ты выходишь учить тех, кому уже шесть тысяч лет. А это (твое дерзкое прекословие) служит для них оружием, которым возмогут они поразить тебя, несмотря на всю твою мудрость и на все твое благоразумие».11
Блаженный Феофилакт Болгарский: «Освободившиеся от бесов еще хуже становятся впоследствии, если не исправляются»12.
Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Никаких заклинательных молитв не нужно: они прочитаны над каждой из вас при святом Крещении. Нужно предаться воле Божией и признать себя достойным всякого человеческого и бесовского наведения: тогда страхование пройдет само собой…»
«Поминайте в молитвах Ваших болящую Д., которая предана судьбами Божиими сатане, да дух ее спасется… В духовном отношении такое наказание Божие отнюдь не служит худым свидетельством о человеке: такому преданию сатане подвергались многие великие угодники Божии… Гораздо маловажнее беснование, нежели принятие какого-либо вражеского помысла, могущего навеки погубить душу».13
Приведенные высказывания святых красноречиво свидетельствуют об их отношении к столь серьезному для нашего народа вопросу целительства бесноватых.
Отчитывание есть явление того же духовного порядка, что и широко распространившиеся в настоящее время по всему инославному Западу так называемое пятидесятничество, харизматизм, движение «нового века», а в секулярной среде – так называемая экстрасенсорика. Все это калечит и души, и тела людей.
Магическое восприятие культа является одной из главных причин вырождений христианской религии, ее искажений, причиной роста язычества, особенно атеизма, оккультизма и сатанизма.
Величайшее искушение для человека – «сорвать тайны бытия» (Бога, человека, природы) и самому стать «как Бог», неподвластным Богу, более того, попытаться подчинить себе и Самого Бога. Магия и есть безумная попытка реализации такой идеи – своего рода психологическая революция человека против Бога.
По Священному Писанию, последним шагом развития язычества должно быть явление властителя всего мира – антихриста, «человека греха», «беззаконника» ( 2Фес. 2; 3, 8 ) в высшем и исключительном значении этого слова, «так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» ( 2Фес. 2:4 ) и творя лжечудеса с помощью магии и других средств.
Примечания:
статья напечатана в журнале “Православная беседа” № 1, 2000 год.
Экзорцист
Экзорци́ст (от греч. ἐξορκίζω (эксоркидзо) — заклинать) – 1) церковный чин в ранней церкви; 2) член Церкви, занимающийся изгнанием демонов из одержимых ими людей (при посредстве молитв, при содействии Божественной благодати).
«Особый церковный чин экзорциста появился в III в. Он был ниже диакона, но выше чтеца и привратника. О чине экзорцистов впервые упоминается в письме папы Корнелия (до 253), которое цитирует Евсевий (Церковная история. 6.43.14). Десятое правило Антиохийского собора (341 г.) позволяло сельским епископам рукополагать экзорцистов.
В обязанности экзорциста входило изгнание бесов из катехуменов, а также одержимых. При рукоположении будущему экзорцисту епископ торжественно передавал книгу, в которой были собраны молитвы для изгнания бесов, и произносил при этом следующие слова: “Прими и запомни, и да будешь иметь власть возлагать руки на одержимого (energumenum), как крещеного, так и катехумена”. Отметим, что в некоторых церквах экзорцистов специально не рукополагали, так как считали умение изгонять бесов, подобно пророческому призванию, особым харизматическим даром. При отсутствии экзорцистов изгнание бесов поручали пресвитерам и диаконам».
диакон Павел Гаврилюк
«Священное Писание, в частности Деяния апостолов, свидетельствует, что одним из даров Святого Духа, в обилии подававшихся христианам древней Церкви, был и дар изгнания нечистых духов из одержимых ими. И Сам Господь, указывая на те дарования, которые будут присущи истинно уверовавшим в Него, говорил Своим ученикам и апостолам: «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов…» ( Мк. 16:17 ). И сила веры первых христиан, самая их жизнь по этой вере были первоначально таковы, что именем Христовым они действительно заставляли демонов выходить из тех, кто, по евангельскому слову, сделался для них «домом» ( Мф. 12:43-45 ).
Со временем, когда церковная жизнь стала приобретать все более и более «организованный» характер, то есть по мере установления в ней различных степеней уже не только священно‑, но и церковнослужителей (таких, например, как чтецы, иподиаконы и т.п.), в Церкви появилась и такая степень, как экзорцист. В обязанность экзорцистов входило, например, чтение так называемых заклинательных молитв над оглашаемыми, готовящимися к принятию крещения, чтение подобных молитв над страждущими от нечистых духов.
Впоследствии из практики Православной Церкви это особое церковное «послушание» постепенно ушло. Заклинательные молитвы (или молитвы запрещения) перед крещением читает сегодня совершающий это Таинство священник. Существует так же особый чин, совершающийся над теми, кто находится в состоянии одержимости нечистыми духами. Совершаться он может в настоящее время только по благословению Архиерея и, конечно, от пастыря, подъемлющего подобный труд, требуется, чтобы он жил жизнью чистой и строгой, по выражению из чина пресвитерской присяги, «от суетных обычаев мира устраненной». Иначе он рискует сам стать игрушкой в руках у той страшной силы, от которой будет пытаться освободить страждущих. С ним может произойти то же, что с сыновьями иудейского первосвященника Скевы, которые пытались изгонять бесов, говоря: «заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует» ( Деян. 19:13 ). Деяния апостолов повествуют, что однажды злой дух сказал им в ответ: «Иисуса я знаю, и Павел мне известен, а вы кто?». И затем человек, в котором находился этот дух, «бросился на них» и, «одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома» ( Деян. 19:15-16 )».
игумен Нектарий (Морозов)
«Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идёт и берёт с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» ( Мф. 12:43-44 )
Браться за дело изгнания бесов могут лишь редкие подвижники, получившие такой дар от Бога.
Согласно канонам заниматься экзорцизмом возможно только по благословению епископа (26 правило Лаодикийского собора 364 г.).
Отчитка (экзорцизм)
Если Бог за нас, то кто против нас?
Рим. 8:31
Отчи́тка (экзорци́зм) – особый молебен, во время которого священник, имеющий на это благословение архиерея и духовную силу, читает заклинательные молитвы на изгнание из человека падших духов. В это время могут происходить разные физические явления с бесноватыми: крик, страшная ругань и хула на Бога, лаяние по-собачьи и другие нечеловеческие проявления: судороги, падение в обморок и проч. А может вообще ничего видимого не происходить, что чаще и бывает.
В какой-то степени мы все подвержены воздействию дьявола, но степень одержимости у нас разная. Этот чин может быть совершён лишь в особых случаях, когда злые духи поработили волю человека, действуют через его тело, говорят его устами.
Этот чин должен совершаться опытным священником над одним человеком, который явно одержим злым духом. Массовые «отчитки» появились лишь в последнее время, как нарушение принятого в Церкви порядка совершения этого чина.
Для проверки, является ли человек одержимым или психически нездоровым, перед ним ставят несколько стаканов с водой, в одном из которых будет вода святая (естественно, больному об этом не говорят). Если человек действительно бесноватый, он этот стакан почувствует и будет бояться его взять, как бы ни меняли стаканы.
Отчитка может быть использована в редких случаях при явных симптомах беснования. Для того чтобы быть недоступным действию каких-то злых сил, надо жить настоящей христианской жизнью, регулярно исповедоваться, причащаться Святых Христовых Таин и стараться исполнять заповеди Божии.
В Евангелиях имеется четыре подробных описания бесоизгнания Спасителем: ( Мк.1:21-28; 5:1-20; 7:24-30; 9:14-29 ), весьма краткие сообщения ( Мф.9:32-34; 12:22 ) ( Лк.11:14 ) и множество упоминаний и высказываний о том, как Христос справлялся с бесами ( Мк.1:32-34, 39; 3:7-12 ); ( Деян. 10:38 ).
Примечательны воспоминания об известном старце из Псково-Печерского монастыря, архимандрите Адриане (Кирсанове), духовника Донского монастыря иеросхимонаха Валентина (Гуревича):
“В своих беседах незадолго до смерти отец Адриан озвучил удивительную вещь. Он, просматривая свою жизнь, понял, что вся его деятельность по отчитке бесноватых была напрасна. Ну, может быть, не совсем напрасна с точки зрения «уверения современного Фомы», как это видно из случая с моим новопросвещенным знакомым. Однако напрасна с точки зрения собственно помощи самим бесноватым.
— Не было, — говорил старец, — ни одного такого случая, чтобы я кому-нибудь на самом деле по-настоящему помог. Потому что на место изгнанного беса потом приходили семь злейших духов ( Мф. 12: 45 ).
И эти люди снова появлялись на отчитках… А еще сокрушался:
— Это же Господь попускает беснование как крест, а я, пусть и по любви, но эти кресты, получается, снимаю?
Когда приходится причащать бесноватых, так им и говоришь:
— Это ваш крест. Все равно, как бес будет действовать: снаружи или изнутри. Помните, что есть те, кто, донеся этот крест до конца, этой мукой и спасаются.
Отец Адриан оставил нам это очень важное откровение своих последних дней: сколько он сам претерпел мести от этих изгнанных им бесов, а эти люди не шли в Церковь, не каялись по-настоящему, не причащались, и эта демоническая реальность вновь поглощала их.
Экзорцизм по регламенту. Как Русская православная церковь изгоняет бесов
Автор фото, Oleg Varov/TASS
Священнослужители во время первого в 2021 году заседания Священного синода Русской православной церкви
Русская православная церковь анонсировала документ, регламентирующий практику изгнания бесов. Русская служба Би-би-си смогла с ним ознакомиться и поговорила с теологом, священником, религиоведом и экзорцистом о том, как православные изгоняют дьявола, что изменят новые правила и почему для РПЦ важна регламентация «отчитки».
Экзорцист Петр предлагает встретиться на кладбище после девяти вечера: до этого он занят на «выездной отчитке». Кладбищем он называет мемориально-парковый комплекс героев Первой мировой войны недалеко от московской станции метро «Сокол». До революции там действительно было Братское кладбище, почти полностью утраченное в советское время, сейчас это скорее небольшой благоустроенный парк со множеством памятников, в котором гуляют люди с детскими колясками и собаками.
Несмотря на недоверие к технике, свои услуги Петр предлагает вполне современным способом: с помощью шаблонной «бизнес-странички» в интернете, которую ему сделал племянник.
На вопрос, как давно он виделся и разговаривал со схиархимандритом, Петр отвечает, что общается с ним «незримо». После этого неожиданно требует предъявить ему нательный крест и спрашивает, могу ли я прочитать «молитву Животворящему Кресту».
Еще один «православный экзорцист с 20-летним стажем по благословению схиархимандрита Мирона (Пепеляева)», предлагающий не только освобождение одержимых нечистыми духами, изгнание бесов из помещений, но и «решение проблем в бизнесе, судебных и административных делах», разговаривать отказывается, отметив, что «не любит политику».
Регламентирование всего на свете
В конце 2020 года председатель комиссии по вопросам богословия и богословского образования межсоборного присутствия РПЦ и глава отдела внешних церковных связей Русской православной церкви митрополит Волоколамский Иларион в прямом эфире федерального телеканала сказал, что верующим нельзя проводить обряд экзорцизма самостоятельно.
Экзорцизм (священник К. Пархоменко)
Здравствуйте, дорогие братья и сестры. Здравствуйте уважаемые радиослушатели, у микрофона священник Константин Пархоменко. Сегодня мы с вами поговорим об экзорцизме, вернее продолжим тему, начатую в прошлой нашей передаче. Экзорцизм, в переводе с греческого, означает изгнание, изгнание нечистой силы. «Заклинание» – дословный перевод слова экзорцизм с греческого.
Мы с вами говорили о том, что для Церкви непреложным фактом является существование в мире темной силы. Эта темная сила препятствует всяким добрым намерениям, она подстерегает человека на всех путях его духовной жизни, ставит ему подножки, разбрасывает, как пишут святые отцы, сети и уловляет человека в свои сети. Бесы мешают человеку продвигаться по пути духовного совершенствования и, конечно, излюбленным и самым важным для бесов делом является отвлечением людей от Бога.
В прошлой нашей передаче мы говорили о том, что такое беснование, одержимость от сатаны, от злых сил. Мы с вами говорили, как с этим бороться. Сегодня вторая передача из этого цикла, я думаю последняя, и мы с вами продолжаем говорить об экзорцизме, об изгнании нечистой силы из человека.
Святые люди, которые развили свой дух настолько, что он вновь, как у Адама с Евой до грехопадения, стал ведущим началом во всем их существе, могут проникать в невидимый мир. Конечно, человек, у которого тело доминирует над духом, не видит духовных сущностей.
Человек, погруженный в жизнь мира сквозь шум цивилизации и суету, временные проблемы, огромный поток информации не может разглядеть духовный мир, не может с ним общаться. Это то, что называется сенсорной засоренностью, засоренностью чувств, это не дает человеку сосредоточиться, развить свой дух, сосредоточиться, обрести духовное зрение. Все эти качества развиты у святых, поэтому для них духовный мир открыт.
К особой восприимчивости к духовному миру можно приблизиться и через специальные упражнения, некоторые практики. Однако, лишь Церковь, шаг за шагом указывает человеку правильный путь, на котором нельзя преткнуться или сбиться с него.
Обычно человек отделен от духовного мира как бы стеной, завесой. Это преграда преодолевается святыми, она же может преодолеваться у сумасшедшего или под воздействием наркотиков или алкоголя. Во всех этих состояниях, только по разным причинам в человеке обостряется восприятие духовного мира.
И все же, хотя проникнуть в тот мир можно разными путями, только человек, укорененный в Боге, может не боясь это делать. Помните Быт. Гл.3, Ст.21: «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их». Эти кожаные одежды, считают Святые Отцы, и есть та завеса, которая отделяет нас от духовного мира. До грехопадения Адам и Ева обладали духовными телами. Они могли без усилия, которое необходимо нам сегодня, общаться с Богом и Ангелами. Духовный мир был реальным и близким первым людям, а человечество, по замыслу Творца, должно было вместе с ангелами составлять гармоничный хор, который бы, как пишет святой Григорий Нисский, созерцал бы единого Главу хора и пел в гармонии с Главой небесной, то есть с Господом и Спасителем нашим, Иисусом Христом.
Кожаные одежды, которые Бог одел на человека, были не наказанием за грехопадение, как некоторые считают, не наказанием, но следствием грехопадения. Господь облекает человека в грубую плоть – в кожаные одежды, закрывает человеку доступ в невидимый мир, и в этом проявляется попечение Божие о падшем сознании, ведь теперь у человеческой воли греховное направление, что приводит к общению с бесами, а совсем не с ангелами и с Богом. Если бы не было этой уплотненности, овеществленности человеческих душ после грехопадения, которое сделал Господь, то тогда бы люди, сбившись с правильного духовного курса, вступали бы в контакт не с Богом, а с темными силами, которые подстерегают их и караулят.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что духовный мир не закрыт для нас, но к союзу с Богом и светлыми ангелами ведет только один путь. Это путь преодоления греха и созидания в себе чистой природы, это путь святости.
Христос вернул нам все то, что мы утратили в грехопадении, поэтому в Новозаветной Церкви мы имеем возможность во Христе обратить наше существо от греха к свету, а значит, вернуть возможность контакта с Богом и его ангелами. Но это единственный путь к общению со светлой областью духовного мира.
Если человек пытается вступить в контакт с духовным миром помимо преображения своей грешной природы, которое может происходить только силой Христовой, он неизбежно встретится лицом к лицу с дьяволом.
Что же, получается, что христианин может заниматься оккультизмом, а нецерковный человек не может? Конечно, это не так. Когда человек идет по пути святости, духовный мир открывается ему постепенно, естественно, по мере его возрастания, такой человек растет духовно. Он все более приближается к Богу, а проникновение в невидимый мир является для него как бы побочным явлением. Все остальные способы можно назвать искусственными.
Таинственный мир не может быть целью сам по себе. У нас должна быть одна цель – Бог. И нам не следует поддаваться на приманку дьявола создавать себе иных кумиров. Люди из разных побуждений обращаются к оккультизму. Кто-то из любопытства, кто-то из иных побуждений. Однако если человек занимается оккультизмом всерьез, то все его действия направлены на порабощение мира духов, подчинение их своей грешной воле.
Вот что говорит известный оккультист Рудольф Штейнер о деятельности человека, познающие тайные силы, цитирую: «Для такого человека, познающего духовные силы, занимающиеся определенными практиками, становится возможным заставлять служить себе силы и существа, изъятые из его чувственного восприятия».
Но если, как мы знаем, дорогие братья и сестры, человек старается подчинить себе духовный мир, стремится выполнять этот духовный мир свои желания, кому захочет – поможет, на того, кто не понравился наведет порчу… Не значит ли это, что человек ставит себя в центре всего? Потакает своему эгоизму, а эгоизм – источник всех грехов, что называется Православной Церковью гордыней. Ведь для эгоиста важен только он сам и его желания, для Бога и ближних места нет. Занимается ли человек гаданием и тем самым выражает недоверие благому Богу, пытается ли подсмотреть тайны духовного мира, занимается ли магией и пытается распоряжаться миром помимо Бога и так далее – все это проявления одного и того же стремления. Все это стремление первых людей стать как Боги, стать на место Бога, все подчинить себе и своим желаниям.
Поэтому путь оккультизма не просто опасный путь, это, прежде всего, греховный путь. А грех никогда не приводит к Богу, грех неизбежно ведет к дьяволу.
Мы так много места в этих двух передачах уделили природе оккультизма для того, чтобы понять, почему люди именно в этой области оказываются во власти дьявола. Мы выяснили с вами, что сама основа оккультизма – желание им заниматься является следствием гордости человека, самого первого, самого страшного греха, порождающего все остальные, а обращаясь к греху человек обращается к дьяволу. Во-вторых, человек занимающийся оккультизмом отвергает защиту, данную ему Господом, и врывается в сферы духовного мира. Человек сам по своей воле вступает в контакт с духами зла, так как с ангелами света общаться он не способен, сам отдает себя во власть сатаны. И хотя оккультизм призывает властвовать над духами, на самом деле происходит обратное, сами маги, гадалки, подобные им понимают, а иногда просто знают это.
Один из оккультистов – доктор Розье признает, что положение человека вызывающего духов очень опасно. Оно подобно положению укротителя диких зверей в клетке. Поэтому существует поговорка, что дьявол поздно или рано свернет шею колдуну. То же подтверждает известная всем Елена Блаватская, цитирую: «Безопасней человеку со слабой волей попасться в общество воров, пьяниц, мошенников, нежели сделаться центром или постоянным двором для кикимор, которых вы называете громким именем духов и поэтизируете»
Мы, дорогие братья и сестры знаем, что сами оккультисты нередко понимают, с кем имеют дело, и знают об опасности угрожающей им. Но оккультисты слишком надеются на свои силы, не понимают, что союз с сатаной – это всегда рабство.
Очень красивый и много в себе заключающий пример мы встречаем у известного проповедника, отца Александра Меня. Недавно, несколько лет назад, вышел сборник под названием оккультизм, в нем собраны работы отца Александра Меня, посвященные этой страшной теме, общения человека с темными духами, отец Александр предостерегает нас от общения с этими темными духами. Так вот, отец Александр приводит такой пример, что на болоте можно видеть иногда огоньки, похожие на свет избушки, на самом деле это растения, которые заводятся на разлагающихся пнях – гнилушки, они светятся. Нередко случается, что путник, заблудившийся в лесу, принимает эти огоньки за свет в лесном домике. Путник с радостью устремляется к этим светлячкам, но там лишь засасывающее болото.
То же самое и с нами христианами. Мы почти ничего не знаем о таинственном мире духов, почему же мы рискуем врываться туда, не боимся оказаться в положении путника, принявшего свет гнилушек за свет дома и в результате попавшего в болото.
А сейчас поговорим о признаках одержимости. Часто в храм приходят люди, которые говорят: «Я одержим! Я одержима»! Какие есть признаки одержимости. Человеку неопытному отличить одержимость от истерии и других психических заболеваний необыкновенно сложно, так как приступы этих болезней очень похожи на приступы беснования. Больной может неестественно изгибаться, биться в конвульсиях, терзать себя, выть, кричать. Нередко у него оказывается такая физическая сила, что человек оказывается сильнее нескольких человек, которые не могут с ним справиться. Отличить психическую болезнь от беснования тем более сложно, что всякая болезнь и страдания в этом мире тоже являются результатом действия дьявола.
В самом Евангелии, кстати сказать, случаи болезни одержимостью часто переплетаются, поэтому говорится об исцелении Христом одержимых, иногда – об изгнании бесов, как, например, в отрывке о мальчике, беснующимся при луне сказано: «Бес вышел из него, и отрок исцелился в тот же час». Вроде бы человек был лунатиком, психически больным, он реагировал на Луну, тем не менее, видите, Евангелие ставит лунатизм в прямую зависимость от беснования сокровенного, скрытого от посторонних. Поэтому мы не будем пытаться провести четкую границу между психической болезнью и одержимостью. Это дело опытных людей занимающихся отчиткой, то есть изгнанием бесов.
Важно подчеркнуть, что симптомы истерии и одержимости очень похожи, но это еще не значит, что в каждом психически больном человеке обитает дьявол и его надо изгонять. Исцеление от болезней физических и душевных Церковь подает в таинстве Соборования. В этом таинстве косвенно тоже идет речь об избавлении нас от власти дьявола.
Важно упомянуть также о том, что многие отрицают возможность вселения дьявола в человека и все сводят к явлениям психической поврежденности. Говорят, что нет никакого беснования, это разновидности психических болезней. Главное, что мы можем противопоставит такому взгляду – это опыт людей, занимающихся экзорцизмом, то есть изгнанием нечистой силы.
Опыт этих людей свидетельствует, что хотя и редко, но встречаются среди психически больных люди, в которых обитает именно личное существо – дьявол. То же подтверждают и простые люди, по тем или иным причинам вынужденные общаться с психически ненормальными людьми.
Так известный современный психиатр Курт Кох свидетельствует, что даже среди его коллег, многие не верят во вселение бесов. Он рассказывает, что во время одной дискуссии врачей встали два психиатра и заявили, что не допускают существования одержимости, однако сразу же поднялись с мест двое других психиатров, которые сказали, что в своей практике они встречались несколько раз с бесноватыми.
Один мой знакомый психиатр, проработавшая в психиатрической больнице больше 20 лет рассказывала, что некоторые больные очень странны, и она, как врач, видит их отличие от других пациентов. Эти больные панически боятся креста, молитв, святой воды. Им не помогают никакие лекарства. Так, год за годом, и даже десятилетия за десятилетиями сидят эти несчастные люди в психиатрической больнице. А может быть их надо лечить по другому, не лекарствами, не уколами. Может быть, необходимо совершить акт экзорцизма, то есть изгнания нечистой силы.
Этот врач, как она мне рассказывала, окончив институт, совершенно не собиралась работать в психиатрической больнице, но, столкнувшись с такой ситуацией, она как верующий человек, осталась там, чтобы помогать несчастным. Эта женщина приглашает в больницу священников причащать больных, служить молебны. И только это благодатное воздействие приносит облегчение, как они говорят, странным больным.
А вот слова врача, весьма скептически относившегося к таким вещам, цитирую: «Кликуша безошибочно различала святую воду от простой, как скрыто ее мы не давали. Каждый раз, когда этой женщине подносили стакан со святой водой, она впадала в припадок, часто, прежде чем попробует эту воду на вкус. Вода была свежая, крещенская. Исследование было произведено в середине января, наливались обе пробы в одинаковые стаканы, в другой комнате. Я подносила ей уже готовые пробы. После того, как много раз повторенные опыты дали один и тот же результат, я смешал вместе простую воду и святую, налил их поровну в оба стакана. Тогда кликуша стала реагировать на обе пробы припадками, ни одного раза она не ошиблась в этом распознавании святой воды». Вот цитата из записок человека, который жил сто лет назад, достаточно позитивистски настроенного, неверующего врача. Вот так он описывает свои опыты с кликушами, людьми психически больными, которые считали себя бесноватыми.
Еще один интересный пример приводит Уолтер Мартин, автор книги «Экзорцизм». Уолтер Мартин описывает, как с одним неверующим психологом они провели 3,5 часа у одержимой девушки, после чего психолог, доктор наук поверил и в Бога и в дьявола и в реальность вселения бесов. Этот контакт с бесноватой девушкой помог понять психологу, что такие ситуации бывают.
Теперь рассмотрим, как же проявляется одержимость, как видится она окружающим. Прежде всего, нужно остановиться на изменениях происходящих в самой человеческой личности меняется в бесноватом не только внешний облик: человек становится дикого, страшного вида, иной становится сама сущность человека, злой, сквернословящий, кидающийся на всех человек, когда припадок беснования проходит, может быть вполне добродушным и спокойным.
Отец Григорий Дьяченко приводит историю девушки, которая в нормальном состоянии со всеми скромно беседовала, когда же начинался приступ, она бросалась на человека, старавшегося ей помочь.
Во время приступов бесноватый чаще всего находится без сознания, или же сознание находится в подавленном состоянии. Уже упоминавшийся выше Уолтер Мартин рассказывает, как сам психолог подтвердил, что девушка, к которой они пришли, была без сознания, в то время как из ее тела доносился совершенно чужой голос, а на губах играла нагловатая усмешка.
Часто человек в состоянии одержимости бесами просто не осознает себя тем, кто он есть. Так, милая девушка Авдотья была одержима злым духом, который выдавал себя за повесившегося некоторое время назад мордовина Свирида Степановича, и даже говорил дух с мордовским акцентом, хотя Авдотья говорила всегда на чистом русском языке. Этот пример приводит в своей книге «Духовный мир» известный священник, магистр богословия Григорий Дьяченко.
Вообще, кстати сказать, бесы часто выдают себя за души умерших, и с этим мы встречаемся в спиритизме. Вероятно, они делают так, потому что на этом приеме люди очень легко попадаются. Впрочем, нередко дьявол открыто говорит о себе. Приведу некоторые примеры о бесноватых, так называемых гадаринских, о которых мы читаем в Евангелии.
Можно привести другой пример. Одержимая бесом девочка в припадке произносила такие странные слова и события, о которых она ничего не могла знать. А именно о том, что вихрь, произошедший за несколько десятков километров от этого места, на ярмарке, опрокинул телегу и смял несколько палаток торговцев. «Мы также были на ярмарке, опрокинули там телегу и разрушили там несколько бараков» – говорит она. Такой ответ равносилен признанию, что в девочке дьявол, так как именно дьявол разрушающая сила. Заметьте: «Мы также были на ярмарке, – девочка говорит о себе – мы опрокинули там телегу и разрушили несколько бараков». Она себя отождествляет с этими деструктивными хаотическими силами.
Следующее, что необходимо отметить, это физические изменения, присутствующие у бесноватых. Человек теряет координацию движений, падает, бьется в конвульсиях. Обычно у него появляется огромная неестественная сила как у того же гадаринского бесноватого, который по свидетельству Евангелия, много раз был скован цепями, но всегда разрывал их и никто не мог его укротить.
По рассказам очевидцев, которые боролись с одной одержимой бесом девушкой, хрупкую девушку весом 48 килограммов не могли удержать четверо сильных мужчин. Также у людей одержимых бесом наблюдается паранормальные способности и неестественные знания, это и не удивительно, бесы как духовные существа, не имеющие тел, знают гораздо больше человека.
Так, дух, выдававший себя за умершего Мордовина, обитавший в уже известной нам Авдотье, однажды, как рассказывает нам свидетельница, стал особенно буйствовать, кричать и плакать. Естественно, пришла хозяйка дома, стала пытаться успокоить Авдотью, говоря: «Что ты кричишь, Свирид Степаныч, замолчи»! На это дух ответил ей, что умер брат хозяйки, живущий далеко от села и что через две недели хозяйка получит об этом письмо. Все так, как сказал этот дух и произошло.
В другом случае 12-ти летняя девочка в точности описала человеку, вернувшемуся из Парижа Эйфилеву башню и все подробности путешествия, хотя ни разу не покидала деревню.
Нередко беснованию сопутствуют таинственные явления, происходящие с самим бесноватым или вокруг него. Например, свечи в комнате бесноватой девочки, на глазах изумленной толпы, сами гасли и зажигались. А в доме одержимой мисс Флоралины, тоже известной бесноватой дореволюционной, неизвестно откуда появлялись камни, они разбивали все стекла и посуду.
Такие явления сбивают людей, особенно нецерковных с толку, и, как и другие оккультные явления, уводят людей от поиска и бытия Бога в астральный мир бесов. Люди думают, что это какая-то потусторонняя сокрытая сила действует. А это огромная победа дьявола, это уводит людей от признания подлинной сущности, причины этих явлений от признания того, что дьявол вредит и действует в мире.
Ненависть и страх перед Христом проявляется особенно во время изгнания дьявола. Достаточно вспомнит евангельские рассказы об изгнании бесов Христом. Также реагируют бесы на имя Христово.
Священник Григорий Дьяченко рассказывает, что когда он пришел с требником и епитрахилью, чтобы помочь бесноватой, она плевала в него, зверски глядела на него, старалась попасть в него поленом. Когда же поняла, что все бесполезно, заплакала, говоря: «Головушка моя бедная, зачем он пришел, что он хочет сделать? Зачем он пришел выгнать меня»?
На этом дорогие братья и сестры мы заканчиваем нашу сегодняшнюю передачу. Чтобы не комкать нашу следующую тему, давайте закончим тему экзорцизма в следующий раз. Поговорим уже собственно о практике изгнания, что Церковь сегодня предлагает, изгоняя дьявола из крещаемого человека и из человека одержимого бесом. Храни всех Господь, у микрофона был Константин Пархоменко.