Что такое экзорцизм в православии

Экзорцизм

«Гос­подь дотоле хранит душу твою, доколе ты хра­нишь язык твой».
Анто­ний Вели­кий (из книги «Отеч­ник» св. Игна­тия Брян­ча­ни­нова)

А.И. Осипов,
про­фес­сор Мос­ков­ской Духов­ной Ака­де­мии

Магизм как состо­я­ние созна­ния воз­мо­жен всюду. Яркий пример его в хри­сти­ан­ской прак­тике – кре­ще­ние, при­ча­ще­ние, вен­ча­ние или мона­ше­ский постриг по при­нуж­де­нию или по чисто житей­ским побуж­де­ниям (напри­мер, чтобы не болеть и т.п.), а не по вере, как об этом гово­рит Гос­подь ( Мк. 16:16 ).

Выра­же­нием того же маги­че­ского созна­ния явля­ется рас­про­стра­ня­ю­ще­еся в послед­ние деся­ти­ле­тия так назы­ва­е­мое отчи­ты­ва­ние (экзор­цизм). Зани­ма­ются им отдель­ные свя­щен­ники, не име­ю­щие на то (напри­мер, в Мос­ков­ской епар­хии) бла­го­сло­ве­ния епи­скопа, без кото­рого иерей в прин­ципе не имеет права совер­шать ни одного свя­щен­но­дей­ствия. (Ссылки закли­на­те­лей на раз­ре­ше­ние духов­ника явля­ются не более как попыт­кой само­оправ­да­ния, поскольку в любом случае тре­бу­ется бла­го­сло­ве­ние епи­скопа, без кото­рого любое свя­щен­но­дей­ствие и тем более отчи­ты­ва­ние пре­вра­ща­ется в деяние анти­ка­но­ни­че­ское, губи­тельно дей­ству­ю­щее и на закли­на­теля, и на боль­ного.) Лаоди­кий­ский собор (364) поста­но­вил: «Не про­из­ве­ден­ным от епи­ско­пов не должно закли­нати ни в церк­вах, ни в домах…» (пр. 26). Это крас­но­ре­чиво сви­де­тель­ствует как о том, насколько нецер­ков­ный харак­тер имеет новая прак­тика, так и о духов­ном состо­я­нии отчи­ты­ва­ю­щих. Пре­по­доб­ный Иоанн Кас­сиан Рим­ля­нин очень опре­де­ленно гово­рит о послед­нем: «А кто желает пове­ле­вать нечи­стыми духами, или чудесно пода­вать здра­вие боля­щим, или являть перед наро­дом какое-либо из дивных зна­ме­ний, тот хотя при­зы­вает имя Хри­стово, но бывает чужд Христа, поелику, над­мен­ный гор­до­стью, не сле­дует Учи­телю сми­ре­ния… Посему-то отцы наши нико­гда не назы­вали тех мона­хов доб­рыми и сво­бод­ными от заразы тще­сла­вия, кото­рые хотели слыть закли­на­те­лями…»1

Экзор­цизм имел место в Древ­ней Церкви в силу особых даро­ва­ний, нис­по­сы­ла­е­мых ей в тот период, но был пре­кра­щен. «Поста­нов­ле­ния апо­столь­ские» (III в.) уже запре­щают постав­лять экзор­ци­стов, моти­ви­руя это тем, что «слав­ный подвиг закли­на­ния есть дело доб­ро­воль­ного бла­го­рас­по­ло­же­ния и бла­го­дати Божией через Христа, нaи­тиeм Свя­того Духа, потому что полу­чив­ший даро­ва­ние исце­ле­ний пока­зу­ется через откро­ве­ния от Бога и бла­го­дать, кото­рая в нем, явна бывает всем». В V в. экзор­ци­сты уже не упо­ми­на­ются2. Спе­ци­аль­ный же чин отчи­ты­ва­ния в треб­нике мит­ро­по­лита Петра Могилы (XVII в.) като­ли­че­ского про­ис­хож­де­ния, и в Рус­ской Церкви он не полу­чил ника­кого прак­ти­че­ского при­зна­ния. Ни один из рус­ских святых не отчи­ты­вал, и именно потому, что был свят, то есть имел дар Свя­того Духа, кото­рым и совер­шал исце­ле­ния.

Пра­во­слав­ная Цер­ковь всегда сле­до­вала словам Спа­си­теля, что «сей род изго­ня­ется только молит­вою и постом» ( Мф. 17:21 ), то есть пра­виль­ной подвиж­ни­че­ской жизнью, бла­го­даря кото­рой хри­сти­а­нин по мере сми­ре­ния дости­гает бес­стра­стия и полу­чает от Бога дар побеж­де­ния злых духов. Только достиг­ший бес­стра­стия спо­со­бен без вреда для боль­ных и для себя всту­пить в откры­тую борьбу с духами тьмы. Однако тако­вых и в древ­но­сти были еди­ницы3, а о насто­я­щем вре­мени и гово­рить не при­хо­дится. Поэтому свя­щен­ник, даже самый бла­го­че­сти­вый, но дер­за­ю­щий сам с помо­щью особых молитв и свя­щен­но­дей­ствий («ех opere operate») изго­нять (отчи­ты­вать) злых духов «Иису­сом. Кото­рого Павел про­по­ве­дуют» ( Деян. 19:13 ), рис­кует не только себя под­верг­нуть тому пору­га­нию от них, о кото­ром про­мыс­ли­тельно повест­вует книга Деяний апо­столь­ских, но вверг­нуть и бес­но­ва­того в еще боль­шие болезни и стра­да­ния. Не имея дара Свя­того Духа. нельзя созда­вать види­мость дей­ствия Его дара. Свя­ти­тель Игна­тий с горе­чью вос­кли­цал о подоб­ных попыт­ках: «Душе­па­губ­ное актер­ство и печаль­ней­шая коме­дия – старцы, кото­рые при­ни­мают на себя роль древ­них святых Стар­цев, не имея их духов­ных даро­ва­ний»4.

Бесов могли изго­нять только святые, и не из всех подряд, а лишь из тех, на кото­рых ука­зы­вал им Сам Гос­подь. При этом святые исце­ляли «просто» молит­вой, боль­шей частью внут­рен­ней, неви­ди­мой для других, реже – внеш­ней (см., напри­мер молитвы свя­ти­те­лей Васи­лия Вели­кого, Иоанна Зла­то­уста), совер­шая таин­ства Пока­я­ния, Собо­ро­ва­ния, Евха­ри­стии, но без какого-либо спе­ци­аль­ного закли­на­тель­ного чино­по­сле­до­ва­ния5, поскольку тако­вой уже совер­ша­ется над всеми веру­ю­щими перед таин­ством Кре­ще­ния и явля­ется освя­ще­нием их акта созна­тель­ного отре­че­ния от сатаны и всех дел его.

Гос­подь запре­щал гово­рить бес­но­ва­тым, и святые отцы кате­го­ри­че­ски запре­щали слу­шать их и вхо­дить в какой-либо кон­такт с гово­ря­щими духами, теперь же во время отчи­ты­ва­ния бесы полу­чают полную сво­боду «про­по­ве­до­вать», вво­дить при­сут­ству­ю­щих в заблуж­де­ние, зара­жать их своим духом лукав­ства, гор­дыни, плот­ских стра­стей и т.п. Нередко при этом ведется теле­съемка, кото­рая рас­про­стра­няет бесов­скую ложь на еще более широ­кий круг людей.

Вот несколько выска­зы­ва­ний святых отцов по дан­ному вопросу.

В посла­нии под именем свя­ти­теля Кли­мента Рим­ского «О дев­стве» аске­там пред­пи­сы­ва­ется «…посе­щать одер­жи­мых злыми духами и тво­рить над ними молитвы. Постом и молит­вою пусть закли­нают, не сло­вами крас­ными, отбор­ными и изыс­кан­ными, но как мужи, от Бога полу­чив­шие дар вра­че­ва­ния».

«Он (авва Пити­рион) много бесе­до­вал с нами и с осо­бен­ною силою рас­суж­дал о раз­ли­че­нии духов, говоря, что неко­то­рые бесы наблю­дают за нашими стра­стями и часто обра­щают оные ко злу. Итак, чада, гово­рил он нам, кто хочет изго­нять бесов, тот должен сперва пора­бо­тить стра­сти: ибо какую страсть кто побе­дит, такого беса и изго­нит. Мало-помалу должно вам пора­бо­тить стра­сти, чтобы изгнать демо­нов этих стра­стей»6.

У пре­по­доб­ного Иоанна Кас­си­ана Рим­ля­нина в бесе­дах «О Боже­ствен­ных даро­ва­ниях» нахо­дим сле­ду­ю­щее: «Чело­век, пре­дан­ный явным поро­кам, может иногда про­из­во­дить уди­ви­тель­ные дей­ствия и потому почи­таться святым и рабом Божиим… и сам тот, кто уверен в себе, что обла­дает даром исце­ле­ний, над­мен­ный гор­до­стью сердца, испы­ты­вает тяг­чай­шее паде­ние. От сего про­ис­хо­дит то, что демоны, с воплем именуя людей, не име­ю­щих ника­ких свойств свя­то­сти и ника­ких духов­ных плодов, пока­зы­вают вид, будто их свя­тость жжет их и они при­нуж­дены бежать от одер­жи­мых ими»7.

Пре­по­доб­ный Вар­са­ну­фий Вели­кий: «Нехо­рошо с уси­лием молиться о том, чтобы полу­чить исце­ле­ние, не зная, что тебе полезно»8. Он же: «Про­ти­во­ре­чить дья­волу при­лично не всем, но только силь­ным о Боге, кото­рым пови­ну­ются бесы; если же кто из несиль­ных будет про­ти­во­ре­чить, бесы руга­ются над ним, что, нахо­дясь в их власти, он им же про­ти­во­ре­чит. Также и запре­щать им – дело мужей вели­ких, име­ю­щих над ними власть. Многие ли из Святых запре­щали дья­волу, подобно Миха­илу Архан­гелу, кото­рый сделал сие, потому что имел власть? Нам же, немощ­ным, оста­ется только при­бе­гать к имени Иису­сову»9.

Пре­по­доб­ный Иоанн Пророк на просьбу помо­литься о бес­но­ва­том: «Пусть он и сам постится и молится, сколько может, тогда и моля­щие за него будут услы­шаны, ибо «много может молитва пра­вед­ного спо­спе­ше­ству­ема» ( Иак. 5:16 ), и Гос­подь сказал: «Сей же род не исхо­дит, токмо молит­вою и постом» ( Мф. 17:21 )»10.

Пре­по­доб­ный Исаак Сирин о пре­ко­сло­вии бесам: « Ибо ты выхо­дишь учить тех, кому уже шесть тысяч лет. А это (твое дерз­кое пре­ко­сло­вие) служит для них ору­жием, кото­рым воз­мо­гут они пора­зить тебя, несмотря на всю твою муд­рость и на все твое бла­го­ра­зу­мие».11

Бла­жен­ный Фео­фи­лакт Бол­гар­ский: «Осво­бо­див­ши­еся от бесов еще хуже ста­но­вятся впо­след­ствии, если не исправ­ля­ются»12.

Свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов): «Ника­ких закли­на­тель­ных молитв не нужно: они про­чи­таны над каждой из вас при святом Кре­ще­нии. Нужно пре­даться воле Божией и при­знать себя достой­ным вся­кого чело­ве­че­ского и бесов­ского наве­де­ния: тогда стра­хо­ва­ние прой­дет само собой…»

«Поми­найте в молит­вах Ваших боля­щую Д., кото­рая пре­дана судь­бами Божи­ими сатане, да дух ее спа­сется… В духов­ном отно­ше­нии такое нака­за­ние Божие отнюдь не служит худым сви­де­тель­ством о чело­веке: такому пре­да­нию сатане под­вер­га­лись многие вели­кие угод­ники Божии… Гораздо мало­важ­нее бес­но­ва­ние, нежели при­ня­тие какого-либо вра­же­ского помысла, могу­щего навеки погу­бить душу».13

При­ве­ден­ные выска­зы­ва­ния святых крас­но­ре­чиво сви­де­тель­ствуют об их отно­ше­нии к столь серьез­ному для нашего народа вопросу цели­тель­ства бес­но­ва­тых.

Отчи­ты­ва­ние есть явле­ние того же духов­ного порядка, что и широко рас­про­стра­нив­ши­еся в насто­я­щее время по всему ино­слав­ному Западу так назы­ва­е­мое пяти­де­сят­ни­че­ство, хариз­ма­тизм, дви­же­ние «нового века», а в секу­ляр­ной среде – так назы­ва­е­мая экс­тра­сен­со­рика. Все это кале­чит и души, и тела людей.

Маги­че­ское вос­при­я­тие культа явля­ется одной из глав­ных причин вырож­де­ний хри­сти­ан­ской рели­гии, ее иска­же­ний, при­чи­ной роста язы­че­ства, осо­бенно ате­изма, оккуль­тизма и сата­низма.

Вели­чай­шее иску­ше­ние для чело­века – «сорвать тайны бытия» (Бога, чело­века, при­роды) и самому стать «как Бог», непод­власт­ным Богу, более того, попы­таться под­чи­нить себе и Самого Бога. Магия и есть безум­ная попытка реа­ли­за­ции такой идеи – своего рода пси­хо­ло­ги­че­ская рево­лю­ция чело­века против Бога.

По Свя­щен­ному Писа­нию, послед­ним шагом раз­ви­тия язы­че­ства должно быть явле­ние вла­сти­теля всего мира – анти­хри­ста, «чело­века греха», «без­за­кон­ника» ( 2Фес. 2; 3, 8 ) в высшем и исклю­чи­тель­ном зна­че­нии этого слова, «так что в храме Божием сядет он, как Бог, выда­вая себя за Бога» ( 2Фес. 2:4 ) и творя лже­чу­деса с помо­щью магии и других средств.

При­ме­ча­ния:

статья напе­ча­тана в жур­нале “Пра­во­слав­ная беседа” № 1, 2000 год.

Источник

Экзорцист

Экзорци́ст (от греч. ἐξορκίζω (экс­ор­кидзо) — закли­нать) – 1) цер­ков­ный чин в ранней церкви; 2) член Церкви, зани­ма­ю­щийся изгна­нием демо­нов из одер­жи­мых ими людей (при посред­стве молитв, при содей­ствии Боже­ствен­ной бла­го­дати).

«Особый цер­ков­ный чин экзор­ци­ста появился в III в. Он был ниже диа­кона, но выше чтеца и при­врат­ника. О чине экзор­ци­стов впер­вые упо­ми­на­ется в письме папы Кор­не­лия (до 253), кото­рое цити­рует Евсе­вий (Цер­ков­ная исто­рия. 6.43.14). Деся­тое пра­вило Антио­хий­ского собора (341 г.) поз­во­ляло сель­ским епи­ско­пам руко­по­ла­гать экзор­ци­стов.
В обя­зан­но­сти экзор­ци­ста вхо­дило изгна­ние бесов из катеху­ме­нов, а также одер­жи­мых. При руко­по­ло­же­нии буду­щему экзор­ци­сту епи­скоп тор­же­ственно пере­да­вал книгу, в кото­рой были собраны молитвы для изгна­ния бесов, и про­из­но­сил при этом сле­ду­ю­щие слова: “Прими и запомни, и да будешь иметь власть воз­ла­гать руки на одер­жи­мого (energumenum), как кре­ще­ного, так и катеху­мена”. Отме­тим, что в неко­то­рых церк­вах экзор­ци­стов спе­ци­ально не руко­по­ла­гали, так как счи­тали умение изго­нять бесов, подобно про­ро­че­скому при­зва­нию, особым хариз­ма­ти­че­ским даром. При отсут­ствии экзор­ци­стов изгна­ние бесов пору­чали пре­сви­те­рам и диа­ко­нам».
диакон Павел Гав­ри­люк

«Свя­щен­ное Писа­ние, в част­но­сти Деяния апо­сто­лов, сви­де­тель­ствует, что одним из даров Свя­того Духа, в обилии пода­вав­шихся хри­сти­а­нам древ­ней Церкви, был и дар изгна­ния нечи­стых духов из одер­жи­мых ими. И Сам Гос­подь, ука­зы­вая на те даро­ва­ния, кото­рые будут при­сущи истинно уве­ро­вав­шим в Него, гово­рил Своим уче­ни­кам и апо­сто­лам: «Уве­ро­вав­ших же будут сопро­вож­дать сии зна­ме­ния: именем Моим будут изго­нять бесов…» ( Мк. 16:17 ). И сила веры первых хри­стиан, самая их жизнь по этой вере были пер­во­на­чально таковы, что именем Хри­сто­вым они дей­стви­тельно застав­ляли демо­нов выхо­дить из тех, кто, по еван­гель­скому слову, сде­лался для них «домом» ( Мф. 12:43-45 ).
Со вре­ме­нем, когда цер­ков­ная жизнь стала при­об­ре­тать все более и более «орга­ни­зо­ван­ный» харак­тер, то есть по мере уста­нов­ле­ния в ней раз­лич­ных сте­пе­ней уже не только священно‑, но и цер­ков­но­слу­жи­те­лей (таких, напри­мер, как чтецы, ипо­ди­а­коны и т.п.), в Церкви появи­лась и такая сте­пень, как экзор­цист. В обя­зан­ность экзор­ци­стов вхо­дило, напри­мер, чтение так назы­ва­е­мых закли­на­тель­ных молитв над огла­ша­е­мыми, гото­вя­щи­мися к при­ня­тию кре­ще­ния, чтение подоб­ных молитв над страж­ду­щими от нечи­стых духов.
Впо­след­ствии из прак­тики Пра­во­слав­ной Церкви это особое цер­ков­ное «послу­ша­ние» посте­пенно ушло. Закли­на­тель­ные молитвы (или молитвы запре­ще­ния) перед кре­ще­нием читает сего­дня совер­ша­ю­щий это Таин­ство свя­щен­ник. Суще­ствует так же особый чин, совер­ша­ю­щийся над теми, кто нахо­дится в состо­я­нии одер­жи­мо­сти нечи­стыми духами. Совер­шаться он может в насто­я­щее время только по бла­го­сло­ве­нию Архи­ерея и, конечно, от пас­тыря, подъ­ем­лю­щего подоб­ный труд, тре­бу­ется, чтобы он жил жизнью чистой и стро­гой, по выра­же­нию из чина пре­сви­тер­ской при­сяги, «от сует­ных обы­чаев мира устра­нен­ной». Иначе он рис­кует сам стать игруш­кой в руках у той страш­ной силы, от кото­рой будет пытаться осво­бо­дить страж­ду­щих. С ним может про­изойти то же, что с сыно­вьями иудей­ского пер­во­свя­щен­ника Скевы, кото­рые пыта­лись изго­нять бесов, говоря: «закли­наем вас Иису­сом, Кото­рого Павел про­по­ве­дует» ( Деян. 19:13 ). Деяния апо­сто­лов повест­вуют, что одна­жды злой дух сказал им в ответ: «Иисуса я знаю, и Павел мне изве­стен, а вы кто?». И затем чело­век, в кото­ром нахо­дился этот дух, «бро­сился на них» и, «одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и изби­тые, выбе­жали из того дома» ( Деян. 19:15-16 )».
игумен Нек­та­рий (Моро­зов)

«Когда нечи­стый дух выйдет из чело­века, то ходит по без­вод­ным местам, ища покоя, и не нахо­дит; тогда гово­рит: воз­вра­щусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, нахо­дит его неза­ня­тым, выме­тен­ным и убран­ным; тогда идёт и берёт с собою семь других духов, злей­ших себя, и, войдя, живут там; и бывает для чело­века того послед­нее хуже пер­вого» ( Мф. 12:43-44 )

Браться за дело изгна­ния бесов могут лишь редкие подвиж­ники, полу­чив­шие такой дар от Бога.

Согласно кано­нам зани­маться экзор­циз­мом воз­можно только по бла­го­сло­ве­нию епи­скопа (26 пра­вило Лаоди­кий­ского собора 364 г.).

Источник

Отчитка (экзорцизм)

Если Бог за нас, то кто против нас?
Рим. 8:31

Отчи́тка (экзорци́зм) – особый моле­бен, во время кото­рого свя­щен­ник, име­ю­щий на это бла­го­сло­ве­ние архи­ерея и духов­ную силу, читает закли­на­тель­ные молитвы на изгна­ние из чело­века падших духов. В это время могут про­ис­хо­дить разные физи­че­ские явле­ния с бес­но­ва­тыми: крик, страш­ная ругань и хула на Бога, лаяние по-соба­чьи и другие нече­ло­ве­че­ские про­яв­ле­ния: судо­роги, паде­ние в обмо­рок и проч. А может вообще ничего види­мого не про­ис­хо­дить, что чаще и бывает.

В какой-то сте­пени мы все под­вер­жены воз­дей­ствию дья­вола, но сте­пень одер­жи­мо­сти у нас разная. Этот чин может быть совер­шён лишь в особых слу­чаях, когда злые духи пора­бо­тили волю чело­века, дей­ствуют через его тело, гово­рят его устами.

Этот чин должен совер­шаться опыт­ным свя­щен­ни­ком над одним чело­ве­ком, кото­рый явно одер­жим злым духом. Мас­со­вые «отчитки» появи­лись лишь в послед­нее время, как нару­ше­ние при­ня­того в Церкви порядка совер­ше­ния этого чина.

Для про­верки, явля­ется ли чело­век одер­жи­мым или пси­хи­че­ски нездо­ро­вым, перед ним ставят несколько ста­ка­нов с водой, в одном из кото­рых будет вода святая (есте­ственно, боль­ному об этом не гово­рят). Если чело­век дей­стви­тельно бес­но­ва­тый, он этот стакан почув­ствует и будет бояться его взять, как бы ни меняли ста­каны.

Отчитка может быть исполь­зо­вана в редких слу­чаях при явных симп­то­мах бес­но­ва­ния. Для того чтобы быть недо­ступ­ным дей­ствию каких-то злых сил, надо жить насто­я­щей хри­сти­ан­ской жизнью, регу­лярно испо­ве­до­ваться, при­ча­щаться Святых Хри­сто­вых Таин и ста­раться испол­нять запо­веди Божии.

В Еван­ге­лиях име­ется четыре подроб­ных опи­са­ния бесо­из­гна­ния Спа­си­те­лем: ( Мк.1:21-28; 5:1-20; 7:24-30; 9:14-29 ), весьма крат­кие сооб­ще­ния ( Мф.9:32-34; 12:22 ) ( Лк.11:14 ) и мно­же­ство упо­ми­на­ний и выска­зы­ва­ний о том, как Хри­стос справ­лялся с бесами ( Мк.1:32-34, 39; 3:7-12 ); ( Деян. 10:38 ).

При­ме­ча­тельны вос­по­ми­на­ния об извест­ном старце из Псково-Печер­ского мона­стыря, архи­манд­рите Адри­ане (Кир­са­нове), духов­ника Дон­ского мона­стыря иерос­хи­мо­наха Вален­тина (Гуре­вича):

“В своих бесе­дах неза­долго до смерти отец Адриан озву­чил уди­ви­тель­ную вещь. Он, про­смат­ри­вая свою жизнь, понял, что вся его дея­тель­ность по отчитке бес­но­ва­тых была напрасна. Ну, может быть, не совсем напрасна с точки зрения «уве­ре­ния совре­мен­ного Фомы», как это видно из случая с моим ново­про­све­щен­ным зна­ко­мым. Однако напрасна с точки зрения соб­ственно помощи самим бес­но­ва­тым.

— Не было, — гово­рил старец, — ни одного такого случая, чтобы я кому-нибудь на самом деле по-насто­я­щему помог. Потому что на место изгнан­ного беса потом при­хо­дили семь злей­ших духов ( Мф. 12: 45 ).

И эти люди снова появ­ля­лись на отчит­ках… А еще сокру­шался:

— Это же Гос­подь попус­кает бес­но­ва­ние как крест, а я, пусть и по любви, но эти кресты, полу­ча­ется, снимаю?

Когда при­хо­дится при­ча­щать бес­но­ва­тых, так им и гово­ришь:

— Это ваш крест. Все равно, как бес будет дей­ство­вать: сна­ружи или изнутри. Помните, что есть те, кто, донеся этот крест до конца, этой мукой и спа­са­ются.

Отец Адриан оста­вил нам это очень важное откро­ве­ние своих послед­них дней: сколько он сам пре­тер­пел мести от этих изгнан­ных им бесов, а эти люди не шли в Цер­ковь, не кая­лись по-насто­я­щему, не при­ча­ща­лись, и эта демо­ни­че­ская реаль­ность вновь погло­щала их.

Источник

Экзорцизм по регламенту. Как Русская православная церковь изгоняет бесов

Что такое экзорцизм в православии. Смотреть фото Что такое экзорцизм в православии. Смотреть картинку Что такое экзорцизм в православии. Картинка про Что такое экзорцизм в православии. Фото Что такое экзорцизм в православии

Автор фото, Oleg Varov/TASS

Священнослужители во время первого в 2021 году заседания Священного синода Русской православной церкви

Русская православная церковь анонсировала документ, регламентирующий практику изгнания бесов. Русская служба Би-би-си смогла с ним ознакомиться и поговорила с теологом, священником, религиоведом и экзорцистом о том, как православные изгоняют дьявола, что изменят новые правила и почему для РПЦ важна регламентация «отчитки».

Экзорцист Петр предлагает встретиться на кладбище после девяти вечера: до этого он занят на «выездной отчитке». Кладбищем он называет мемориально-парковый комплекс героев Первой мировой войны недалеко от московской станции метро «Сокол». До революции там действительно было Братское кладбище, почти полностью утраченное в советское время, сейчас это скорее небольшой благоустроенный парк со множеством памятников, в котором гуляют люди с детскими колясками и собаками.

Несмотря на недоверие к технике, свои услуги Петр предлагает вполне современным способом: с помощью шаблонной «бизнес-странички» в интернете, которую ему сделал племянник.

На вопрос, как давно он виделся и разговаривал со схиархимандритом, Петр отвечает, что общается с ним «незримо». После этого неожиданно требует предъявить ему нательный крест и спрашивает, могу ли я прочитать «молитву Животворящему Кресту».

Еще один «православный экзорцист с 20-летним стажем по благословению схиархимандрита Мирона (Пепеляева)», предлагающий не только освобождение одержимых нечистыми духами, изгнание бесов из помещений, но и «решение проблем в бизнесе, судебных и административных делах», разговаривать отказывается, отметив, что «не любит политику».

Регламентирование всего на свете

В конце 2020 года председатель комиссии по вопросам богословия и богословского образования межсоборного присутствия РПЦ и глава отдела внешних церковных связей Русской православной церкви митрополит Волоколамский Иларион в прямом эфире федерального телеканала сказал, что верующим нельзя проводить обряд экзорцизма самостоятельно.

Источник

Экзорцизм (священник К. Пархоменко)

Здрав­ствуйте, доро­гие братья и сестры. Здрав­ствуйте ува­жа­е­мые радио­слу­ша­тели, у мик­ро­фона свя­щен­ник Кон­стан­тин Пар­хо­менко. Сего­дня мы с вами пого­во­рим об экзор­цизме, вернее про­дол­жим тему, нача­тую в про­шлой нашей пере­даче. Экзор­цизм, в пере­воде с гре­че­ского, озна­чает изгна­ние, изгна­ние нечи­стой силы. «Закли­на­ние» – дослов­ный пере­вод слова экзор­цизм с гре­че­ского.

Мы с вами гово­рили о том, что для Церкви непре­лож­ным фактом явля­ется суще­ство­ва­ние в мире темной силы. Эта темная сила пре­пят­ствует всяким добрым наме­ре­ниям, она под­сте­ре­гает чело­века на всех путях его духов­ной жизни, ставит ему под­ножки, раз­бра­сы­вает, как пишут святые отцы, сети и улов­ляет чело­века в свои сети. Бесы мешают чело­веку про­дви­гаться по пути духов­ного совер­шен­ство­ва­ния и, конечно, излюб­лен­ным и самым важным для бесов делом явля­ется отвле­че­нием людей от Бога.

В про­шлой нашей пере­даче мы гово­рили о том, что такое бес­но­ва­ние, одер­жи­мость от сатаны, от злых сил. Мы с вами гово­рили, как с этим бороться. Сего­дня вторая пере­дача из этого цикла, я думаю послед­няя, и мы с вами про­дол­жаем гово­рить об экзор­цизме, об изгна­нии нечи­стой силы из чело­века.

Святые люди, кото­рые раз­вили свой дух настолько, что он вновь, как у Адама с Евой до гре­хо­па­де­ния, стал веду­щим нача­лом во всем их суще­стве, могут про­ни­кать в неви­ди­мый мир. Конечно, чело­век, у кото­рого тело доми­ни­рует над духом, не видит духов­ных сущ­но­стей.

Чело­век, погру­жен­ный в жизнь мира сквозь шум циви­ли­за­ции и суету, вре­мен­ные про­блемы, огром­ный поток инфор­ма­ции не может раз­гля­деть духов­ный мир, не может с ним общаться. Это то, что назы­ва­ется сен­сор­ной засо­рен­но­стью, засо­рен­но­стью чувств, это не дает чело­веку сосре­до­то­читься, раз­вить свой дух, сосре­до­то­читься, обре­сти духов­ное зрение. Все эти каче­ства раз­виты у святых, поэтому для них духов­ный мир открыт.

К особой вос­при­им­чи­во­сти к духов­ному миру можно при­бли­зиться и через спе­ци­аль­ные упраж­не­ния, неко­то­рые прак­тики. Однако, лишь Цер­ковь, шаг за шагом ука­зы­вает чело­веку пра­виль­ный путь, на кото­ром нельзя пре­ткнуться или сбиться с него.

Обычно чело­век отде­лен от духов­ного мира как бы стеной, заве­сой. Это пре­града пре­одо­ле­ва­ется свя­тыми, она же может пре­одо­ле­ваться у сума­сшед­шего или под воз­дей­ствием нар­ко­ти­ков или алко­голя. Во всех этих состо­я­ниях, только по разным при­чи­нам в чело­веке обост­ря­ется вос­при­я­тие духов­ного мира.

И все же, хотя про­ник­нуть в тот мир можно раз­ными путями, только чело­век, уко­ре­нен­ный в Боге, может не боясь это делать. Помните Быт. Гл.3, Ст.21: «И сделал Гос­подь Бог Адаму и жене его одежды кожа­ные и одел их». Эти кожа­ные одежды, счи­тают Святые Отцы, и есть та завеса, кото­рая отде­ляет нас от духов­ного мира. До гре­хо­па­де­ния Адам и Ева обла­дали духов­ными телами. Они могли без усилия, кото­рое необ­хо­димо нам сего­дня, общаться с Богом и Анге­лами. Духов­ный мир был реаль­ным и близ­ким первым людям, а чело­ве­че­ство, по замыслу Творца, должно было вместе с анге­лами состав­лять гар­мо­нич­ный хор, кото­рый бы, как пишет святой Гри­го­рий Нис­ский, созер­цал бы еди­ного Главу хора и пел в гар­мо­нии с Главой небес­ной, то есть с Гос­по­дом и Спа­си­те­лем нашим, Иису­сом Хри­стом.

Кожа­ные одежды, кото­рые Бог одел на чело­века, были не нака­за­нием за гре­хо­па­де­ние, как неко­то­рые счи­тают, не нака­за­нием, но след­ствием гре­хо­па­де­ния. Гос­подь обле­кает чело­века в грубую плоть – в кожа­ные одежды, закры­вает чело­веку доступ в неви­ди­мый мир, и в этом про­яв­ля­ется попе­че­ние Божие о падшем созна­нии, ведь теперь у чело­ве­че­ской воли гре­хов­ное направ­ле­ние, что при­во­дит к обще­нию с бесами, а совсем не с анге­лами и с Богом. Если бы не было этой уплот­нен­но­сти, ове­ществ­лен­но­сти чело­ве­че­ских душ после гре­хо­па­де­ния, кото­рое сделал Гос­подь, то тогда бы люди, сбив­шись с пра­виль­ного духов­ного курса, всту­пали бы в кон­такт не с Богом, а с тем­ными силами, кото­рые под­сте­ре­гают их и кара­у­лят.

Из всего ска­зан­ного можно сде­лать вывод, что духов­ный мир не закрыт для нас, но к союзу с Богом и свет­лыми анге­лами ведет только один путь. Это путь пре­одо­ле­ния греха и сози­да­ния в себе чистой при­роды, это путь свя­то­сти.

Хри­стос вернул нам все то, что мы утра­тили в гре­хо­па­де­нии, поэтому в Ново­за­вет­ной Церкви мы имеем воз­мож­ность во Христе обра­тить наше суще­ство от греха к свету, а значит, вер­нуть воз­мож­ность кон­такта с Богом и его анге­лами. Но это един­ствен­ный путь к обще­нию со свет­лой обла­стью духов­ного мира.

Если чело­век пыта­ется всту­пить в кон­такт с духов­ным миром помимо пре­об­ра­же­ния своей греш­ной при­роды, кото­рое может про­ис­хо­дить только силой Хри­сто­вой, он неиз­бежно встре­тится лицом к лицу с дья­во­лом.

Что же, полу­ча­ется, что хри­сти­а­нин может зани­маться оккуль­тиз­мом, а нецер­ков­ный чело­век не может? Конечно, это не так. Когда чело­век идет по пути свя­то­сти, духов­ный мир откры­ва­ется ему посте­пенно, есте­ственно, по мере его воз­рас­та­ния, такой чело­век растет духовно. Он все более при­бли­жа­ется к Богу, а про­ник­но­ве­ние в неви­ди­мый мир явля­ется для него как бы побоч­ным явле­нием. Все осталь­ные спо­собы можно назвать искус­ствен­ными.

Таин­ствен­ный мир не может быть целью сам по себе. У нас должна быть одна цель – Бог. И нам не сле­дует под­да­ваться на при­манку дья­вола созда­вать себе иных куми­ров. Люди из разных побуж­де­ний обра­ща­ются к оккуль­тизму. Кто-то из любо­пыт­ства, кто-то из иных побуж­де­ний. Однако если чело­век зани­ма­ется оккуль­тиз­мом все­рьез, то все его дей­ствия направ­лены на пора­бо­ще­ние мира духов, под­чи­не­ние их своей греш­ной воле.

Вот что гово­рит извест­ный оккуль­тист Рудольф Штей­нер о дея­тель­но­сти чело­века, позна­ю­щие тайные силы, цити­рую: «Для такого чело­века, позна­ю­щего духов­ные силы, зани­ма­ю­щи­еся опре­де­лен­ными прак­ти­ками, ста­но­вится воз­мож­ным застав­лять слу­жить себе силы и суще­ства, изъ­ятые из его чув­ствен­ного вос­при­я­тия».

Но если, как мы знаем, доро­гие братья и сестры, чело­век ста­ра­ется под­чи­нить себе духов­ный мир, стре­мится выпол­нять этот духов­ный мир свои жела­ния, кому захо­чет – помо­жет, на того, кто не понра­вился наве­дет порчу… Не значит ли это, что чело­век ставит себя в центре всего? Пота­кает своему эго­изму, а эгоизм – источ­ник всех грехов, что назы­ва­ется Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью гор­ды­ней. Ведь для эго­и­ста важен только он сам и его жела­ния, для Бога и ближ­них места нет. Зани­ма­ется ли чело­век гада­нием и тем самым выра­жает недо­ве­рие бла­гому Богу, пыта­ется ли под­смот­реть тайны духов­ного мира, зани­ма­ется ли магией и пыта­ется рас­по­ря­жаться миром помимо Бога и так далее – все это про­яв­ле­ния одного и того же стрем­ле­ния. Все это стрем­ле­ние первых людей стать как Боги, стать на место Бога, все под­чи­нить себе и своим жела­ниям.

Поэтому путь оккуль­тизма не просто опас­ный путь, это, прежде всего, гре­хов­ный путь. А грех нико­гда не при­во­дит к Богу, грех неиз­бежно ведет к дья­волу.

Мы так много места в этих двух пере­да­чах уде­лили при­роде оккуль­тизма для того, чтобы понять, почему люди именно в этой обла­сти ока­зы­ва­ются во власти дья­вола. Мы выяс­нили с вами, что сама основа оккуль­тизма – жела­ние им зани­маться явля­ется след­ствием гор­до­сти чело­века, самого пер­вого, самого страш­ного греха, порож­да­ю­щего все осталь­ные, а обра­ща­ясь к греху чело­век обра­ща­ется к дья­волу. Во-вторых, чело­век зани­ма­ю­щийся оккуль­тиз­мом отвер­гает защиту, данную ему Гос­по­дом, и вры­ва­ется в сферы духов­ного мира. Чело­век сам по своей воле всту­пает в кон­такт с духами зла, так как с анге­лами света общаться он не спо­со­бен, сам отдает себя во власть сатаны. И хотя оккуль­тизм при­зы­вает власт­во­вать над духами, на самом деле про­ис­хо­дит обрат­ное, сами маги, гадалки, подоб­ные им пони­мают, а иногда просто знают это.

Один из оккуль­ти­стов – доктор Розье при­знает, что поло­же­ние чело­века вызы­ва­ю­щего духов очень опасно. Оно подобно поло­же­нию укро­ти­теля диких зверей в клетке. Поэтому суще­ствует пого­ворка, что дьявол поздно или рано свер­нет шею кол­дуну. То же под­твер­ждает извест­ная всем Елена Бла­ват­ская, цити­рую: «Без­опас­ней чело­веку со слабой волей попасться в обще­ство воров, пьяниц, мошен­ни­ков, нежели сде­латься цен­тром или посто­ян­ным двором для кики­мор, кото­рых вы назы­ва­ете гром­ким именем духов и поэ­ти­зи­ру­ете»

Мы, доро­гие братья и сестры знаем, что сами оккуль­ти­сты нередко пони­мают, с кем имеют дело, и знают об опас­но­сти угро­жа­ю­щей им. Но оккуль­ти­сты слиш­ком наде­ются на свои силы, не пони­мают, что союз с сата­ной – это всегда раб­ство.

Очень кра­си­вый и много в себе заклю­ча­ю­щий пример мы встре­чаем у извест­ного про­по­вед­ника, отца Алек­сандра Меня. Недавно, несколько лет назад, вышел сбор­ник под назва­нием оккуль­тизм, в нем собраны работы отца Алек­сандра Меня, посвя­щен­ные этой страш­ной теме, обще­ния чело­века с тем­ными духами, отец Алек­сандр предо­сте­ре­гает нас от обще­ния с этими тем­ными духами. Так вот, отец Алек­сандр при­во­дит такой пример, что на болоте можно видеть иногда огоньки, похо­жие на свет избушки, на самом деле это рас­те­ния, кото­рые заво­дятся на раз­ла­га­ю­щихся пнях – гни­лушки, они све­тятся. Нередко слу­ча­ется, что путник, заблу­див­шийся в лесу, при­ни­мает эти огоньки за свет в лесном домике. Путник с радо­стью устрем­ля­ется к этим свет­ляч­кам, но там лишь заса­сы­ва­ю­щее болото.

То же самое и с нами хри­сти­а­нами. Мы почти ничего не знаем о таин­ствен­ном мире духов, почему же мы рис­куем вры­ваться туда, не боимся ока­заться в поло­же­нии пут­ника, при­няв­шего свет гни­лу­шек за свет дома и в резуль­тате попав­шего в болото.

А сейчас пого­во­рим о при­зна­ках одер­жи­мо­сти. Часто в храм при­хо­дят люди, кото­рые гово­рят: «Я одер­жим! Я одер­жима»! Какие есть при­знаки одер­жи­мо­сти. Чело­веку неопыт­ному отли­чить одер­жи­мость от исте­рии и других пси­хи­че­ских забо­ле­ва­ний необык­но­венно сложно, так как при­ступы этих болез­ней очень похожи на при­ступы бес­но­ва­ния. Боль­ной может неесте­ственно изги­баться, биться в кон­вуль­сиях, тер­зать себя, выть, кри­чать. Нередко у него ока­зы­ва­ется такая физи­че­ская сила, что чело­век ока­зы­ва­ется силь­нее несколь­ких чело­век, кото­рые не могут с ним спра­виться. Отли­чить пси­хи­че­скую болезнь от бес­но­ва­ния тем более сложно, что всякая болезнь и стра­да­ния в этом мире тоже явля­ются резуль­та­том дей­ствия дья­вола.

В самом Еван­ге­лии, кстати ска­зать, случаи болезни одер­жи­мо­стью часто пере­пле­та­ются, поэтому гово­рится об исце­ле­нии Хри­стом одер­жи­мых, иногда – об изгна­нии бесов, как, напри­мер, в отрывке о маль­чике, бес­ну­ю­щимся при луне ска­зано: «Бес вышел из него, и отрок исце­лился в тот же час». Вроде бы чело­век был луна­ти­ком, пси­хи­че­ски боль­ным, он реа­ги­ро­вал на Луну, тем не менее, видите, Еван­ге­лие ставит луна­тизм в прямую зави­си­мость от бес­но­ва­ния сокро­вен­ного, скры­того от посто­рон­них. Поэтому мы не будем пытаться про­ве­сти четкую гра­ницу между пси­хи­че­ской болез­нью и одер­жи­мо­стью. Это дело опыт­ных людей зани­ма­ю­щихся отчит­кой, то есть изгна­нием бесов.

Важно под­черк­нуть, что симп­томы исте­рии и одер­жи­мо­сти очень похожи, но это еще не значит, что в каждом пси­хи­че­ски боль­ном чело­веке оби­тает дьявол и его надо изго­нять. Исце­ле­ние от болез­ней физи­че­ских и душев­ных Цер­ковь подает в таин­стве Собо­ро­ва­ния. В этом таин­стве кос­венно тоже идет речь об избав­ле­нии нас от власти дья­вола.

Важно упо­мя­нуть также о том, что многие отри­цают воз­мож­ность все­ле­ния дья­вола в чело­века и все сводят к явле­ниям пси­хи­че­ской повре­жден­но­сти. Гово­рят, что нет ника­кого бес­но­ва­ния, это раз­но­вид­но­сти пси­хи­че­ских болез­ней. Глав­ное, что мы можем про­ти­во­по­ста­вит такому взгляду – это опыт людей, зани­ма­ю­щихся экзор­циз­мом, то есть изгна­нием нечи­стой силы.

Опыт этих людей сви­де­тель­ствует, что хотя и редко, но встре­ча­ются среди пси­хи­че­ски боль­ных люди, в кото­рых оби­тает именно личное суще­ство – дьявол. То же под­твер­ждают и про­стые люди, по тем или иным при­чи­нам вынуж­ден­ные общаться с пси­хи­че­ски ненор­маль­ными людьми.

Так извест­ный совре­мен­ный пси­хи­атр Курт Кох сви­де­тель­ствует, что даже среди его коллег, многие не верят во все­ле­ние бесов. Он рас­ска­зы­вает, что во время одной дис­кус­сии врачей встали два пси­хи­атра и заявили, что не допус­кают суще­ство­ва­ния одер­жи­мо­сти, однако сразу же под­ня­лись с мест двое других пси­хи­ат­ров, кото­рые ска­зали, что в своей прак­тике они встре­ча­лись несколько раз с бес­но­ва­тыми.

Один мой зна­ко­мый пси­хи­атр, про­ра­бо­тав­шая в пси­хи­ат­ри­че­ской боль­нице больше 20 лет рас­ска­зы­вала, что неко­то­рые боль­ные очень странны, и она, как врач, видит их отли­чие от других паци­ен­тов. Эти боль­ные пани­че­ски боятся креста, молитв, святой воды. Им не помо­гают ника­кие лекар­ства. Так, год за годом, и даже деся­ти­ле­тия за деся­ти­ле­ти­ями сидят эти несчаст­ные люди в пси­хи­ат­ри­че­ской боль­нице. А может быть их надо лечить по дру­гому, не лекар­ствами, не уко­лами. Может быть, необ­хо­димо совер­шить акт экзор­цизма, то есть изгна­ния нечи­стой силы.

Этот врач, как она мне рас­ска­зы­вала, окон­чив инсти­тут, совер­шенно не соби­ра­лась рабо­тать в пси­хи­ат­ри­че­ской боль­нице, но, столк­нув­шись с такой ситу­а­цией, она как веру­ю­щий чело­век, оста­лась там, чтобы помо­гать несчаст­ным. Эта жен­щина при­гла­шает в боль­ницу свя­щен­ни­ков при­ча­щать боль­ных, слу­жить молебны. И только это бла­го­дат­ное воз­дей­ствие при­но­сит облег­че­ние, как они гово­рят, стран­ным боль­ным.

А вот слова врача, весьма скеп­ти­че­ски отно­сив­ше­гося к таким вещам, цити­рую: «Кли­куша без­оши­бочно раз­ли­чала святую воду от про­стой, как скрыто ее мы не давали. Каждый раз, когда этой жен­щине под­но­сили стакан со святой водой, она впа­дала в при­па­док, часто, прежде чем попро­бует эту воду на вкус. Вода была свежая, кре­щен­ская. Иссле­до­ва­ние было про­из­ве­дено в сере­дине января, нали­ва­лись обе пробы в оди­на­ко­вые ста­каны, в другой ком­нате. Я под­но­сила ей уже гото­вые пробы. После того, как много раз повто­рен­ные опыты дали один и тот же резуль­тат, я смешал вместе про­стую воду и святую, налил их поровну в оба ста­кана. Тогда кли­куша стала реа­ги­ро­вать на обе пробы при­пад­ками, ни одного раза она не ошиб­лась в этом рас­по­зна­ва­нии святой воды». Вот цитата из запи­сок чело­века, кото­рый жил сто лет назад, доста­точно пози­ти­вист­ски настро­ен­ного, неве­ру­ю­щего врача. Вот так он опи­сы­вает свои опыты с кли­ку­шами, людьми пси­хи­че­ски боль­ными, кото­рые счи­тали себя бес­но­ва­тыми.

Еще один инте­рес­ный пример при­во­дит Уолтер Мартин, автор книги «Экзор­цизм». Уолтер Мартин опи­сы­вает, как с одним неве­ру­ю­щим пси­хо­ло­гом они про­вели 3,5 часа у одер­жи­мой девушки, после чего пси­хо­лог, доктор наук пове­рил и в Бога и в дья­вола и в реаль­ность все­ле­ния бесов. Этот кон­такт с бес­но­ва­той девуш­кой помог понять пси­хо­логу, что такие ситу­а­ции бывают.

Теперь рас­смот­рим, как же про­яв­ля­ется одер­жи­мость, как видится она окру­жа­ю­щим. Прежде всего, нужно оста­но­виться на изме­не­ниях про­ис­хо­дя­щих в самой чело­ве­че­ской лич­но­сти меня­ется в бес­но­ва­том не только внеш­ний облик: чело­век ста­но­вится дикого, страш­ного вида, иной ста­но­вится сама сущ­ность чело­века, злой, сквер­но­сло­вя­щий, кида­ю­щийся на всех чело­век, когда при­па­док бес­но­ва­ния про­хо­дит, может быть вполне доб­ро­душ­ным и спо­кой­ным.

Отец Гри­го­рий Дья­ченко при­во­дит исто­рию девушки, кото­рая в нор­маль­ном состо­я­нии со всеми скромно бесе­до­вала, когда же начи­нался при­ступ, она бро­са­лась на чело­века, ста­рав­ше­гося ей помочь.

Во время при­сту­пов бес­но­ва­тый чаще всего нахо­дится без созна­ния, или же созна­ние нахо­дится в подав­лен­ном состо­я­нии. Уже упо­ми­нав­шийся выше Уолтер Мартин рас­ска­зы­вает, как сам пси­хо­лог под­твер­дил, что девушка, к кото­рой они пришли, была без созна­ния, в то время как из ее тела доно­сился совер­шенно чужой голос, а на губах играла наг­ло­ва­тая усмешка.

Часто чело­век в состо­я­нии одер­жи­мо­сти бесами просто не осо­знает себя тем, кто он есть. Так, милая девушка Авдо­тья была одер­жима злым духом, кото­рый выда­вал себя за пове­сив­ше­гося неко­то­рое время назад мор­до­вина Сви­рида Сте­па­но­вича, и даже гово­рил дух с мор­дов­ским акцен­том, хотя Авдо­тья гово­рила всегда на чистом рус­ском языке. Этот пример при­во­дит в своей книге «Духов­ный мир» извест­ный свя­щен­ник, магистр бого­сло­вия Гри­го­рий Дья­ченко.

Вообще, кстати ска­зать, бесы часто выдают себя за души умер­ших, и с этим мы встре­ча­емся в спи­ри­тизме. Веро­ятно, они делают так, потому что на этом приеме люди очень легко попа­да­ются. Впро­чем, нередко дьявол открыто гово­рит о себе. При­веду неко­то­рые при­меры о бес­но­ва­тых, так назы­ва­е­мых гада­рин­ских, о кото­рых мы читаем в Еван­ге­лии.

Можно при­ве­сти другой пример. Одер­жи­мая бесом девочка в при­падке про­из­но­сила такие стран­ные слова и собы­тия, о кото­рых она ничего не могла знать. А именно о том, что вихрь, про­изо­шед­ший за несколько десят­ков кило­мет­ров от этого места, на ярмарке, опро­ки­нул телегу и смял несколько пала­ток тор­гов­цев. «Мы также были на ярмарке, опро­ки­нули там телегу и раз­ру­шили там несколько бара­ков» – гово­рит она. Такой ответ рав­но­си­лен при­зна­нию, что в девочке дьявол, так как именно дьявол раз­ру­ша­ю­щая сила. Заметьте: «Мы также были на ярмарке, – девочка гово­рит о себе – мы опро­ки­нули там телегу и раз­ру­шили несколько бара­ков». Она себя отож­деств­ляет с этими деструк­тив­ными хао­ти­че­скими силами.

Сле­ду­ю­щее, что необ­хо­димо отме­тить, это физи­че­ские изме­не­ния, при­сут­ству­ю­щие у бес­но­ва­тых. Чело­век теряет коор­ди­на­цию дви­же­ний, падает, бьется в кон­вуль­сиях. Обычно у него появ­ля­ется огром­ная неесте­ствен­ная сила как у того же гада­рин­ского бес­но­ва­того, кото­рый по сви­де­тель­ству Еван­ге­лия, много раз был скован цепями, но всегда раз­ры­вал их и никто не мог его укро­тить.

По рас­ска­зам оче­вид­цев, кото­рые боро­лись с одной одер­жи­мой бесом девуш­кой, хруп­кую девушку весом 48 кило­грам­мов не могли удер­жать чет­веро силь­ных мужчин. Также у людей одер­жи­мых бесом наблю­да­ется пара­нор­маль­ные спо­соб­но­сти и неесте­ствен­ные знания, это и не уди­ви­тельно, бесы как духов­ные суще­ства, не име­ю­щие тел, знают гораздо больше чело­века.

Так, дух, выда­вав­ший себя за умер­шего Мор­до­вина, оби­тав­ший в уже извест­ной нам Авдо­тье, одна­жды, как рас­ска­зы­вает нам сви­де­тель­ница, стал осо­бенно буй­ство­вать, кри­чать и пла­кать. Есте­ственно, пришла хозяйка дома, стала пытаться успо­ко­ить Авдо­тью, говоря: «Что ты кри­чишь, Свирид Сте­па­ныч, замолчи»! На это дух отве­тил ей, что умер брат хозяйки, живу­щий далеко от села и что через две недели хозяйка полу­чит об этом письмо. Все так, как сказал этот дух и про­изо­шло.

В другом случае 12-ти летняя девочка в точ­но­сти опи­сала чело­веку, вер­нув­ше­муся из Парижа Эйфи­леву башню и все подроб­но­сти путе­ше­ствия, хотя ни разу не поки­дала деревню.

Нередко бес­но­ва­нию сопут­ствуют таин­ствен­ные явле­ния, про­ис­хо­дя­щие с самим бес­но­ва­тым или вокруг него. Напри­мер, свечи в ком­нате бес­но­ва­той девочки, на глазах изум­лен­ной толпы, сами гасли и зажи­га­лись. А в доме одер­жи­мой мисс Фло­ра­лины, тоже извест­ной бес­но­ва­той доре­во­лю­ци­он­ной, неиз­вестно откуда появ­ля­лись камни, они раз­би­вали все стекла и посуду.

Такие явле­ния сби­вают людей, осо­бенно нецер­ков­ных с толку, и, как и другие оккульт­ные явле­ния, уводят людей от поиска и бытия Бога в аст­раль­ный мир бесов. Люди думают, что это какая-то поту­сто­рон­няя сокры­тая сила дей­ствует. А это огром­ная победа дья­вола, это уводит людей от при­зна­ния под­лин­ной сущ­но­сти, при­чины этих явле­ний от при­зна­ния того, что дьявол вредит и дей­ствует в мире.

Нена­висть и страх перед Хри­стом про­яв­ля­ется осо­бенно во время изгна­ния дья­вола. Доста­точно вспом­нит еван­гель­ские рас­сказы об изгна­нии бесов Хри­стом. Также реа­ги­руют бесы на имя Хри­стово.

Свя­щен­ник Гри­го­рий Дья­ченко рас­ска­зы­вает, что когда он пришел с треб­ни­ком и епи­тра­хи­лью, чтобы помочь бес­но­ва­той, она пле­вала в него, звер­ски гля­дела на него, ста­ра­лась попасть в него поле­ном. Когда же поняла, что все бес­по­лезно, запла­кала, говоря: «Голо­вушка моя бедная, зачем он пришел, что он хочет сде­лать? Зачем он пришел выгнать меня»?

На этом доро­гие братья и сестры мы закан­чи­ваем нашу сего­дняш­нюю пере­дачу. Чтобы не ком­кать нашу сле­ду­ю­щую тему, давайте закон­чим тему экзор­цизма в сле­ду­ю­щий раз. Пого­во­рим уже соб­ственно о прак­тике изгна­ния, что Цер­ковь сего­дня пред­ла­гает, изго­няя дья­вола из кре­ща­е­мого чело­века и из чело­века одер­жи­мого бесом. Храни всех Гос­подь, у мик­ро­фона был Кон­стан­тин Пар­хо­менко.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *