Что такое экзистенциальная фрустрация

Что такое фрустрация

Что такое экзистенциальная фрустрация. Смотреть фото Что такое экзистенциальная фрустрация. Смотреть картинку Что такое экзистенциальная фрустрация. Картинка про Что такое экзистенциальная фрустрация. Фото Что такое экзистенциальная фрустрация

Психологические проблемы связаны с возникновением в жизни пациентов критических жизненных ситуаций. В перечень распространенных входит кризис, стресс, фрустрация и конфликт.

Понятие фрустрации

Фрустрация – это сложное эмоциональное состояние возникает из-за невозможности достичь ранее поставленных целей. Продолжительное течение проблемы приводит к появлению отрицательных эмоций, от обычной грусти до полной апатии. Неудача провоцирует зарождение комплексов и расстройств в психологической сфере.

Для понимания состояния его можно сравнить с ощущениями, возникающими перед непреодолимой преградой. Фрустрация – это сочетание отчаяния и гнева, которое быстро опустошает пациента и лишает мотивации на совершение новых действий.

Патологическое состояние не может возникнуть самостоятельно, без влияния внешних факторов. При невозможности удовлетворения базовых потребностей пациент начинается длиться, раздражаться или грустить, но подобный психологический статус далек от фрустрации. Для появления патологии нужна определенная цель с маниакальным желанием его достичь. Отсутствие результатов и вызывает заболевание.

Разновидности фрустрации

Согласно исследованиям, болезнь подразделяется на отдельные подвиды:

агрессивный – невозможность достичь желаемого приводит к разрушениям всего, что можно уничтожить;

апатичный – проблема приводит к нежеланию что-то делать и избавляться от возникших проблем;

двигательный – ответом на переживания становится постоянная жестикуляция, хаотичные движения, эмоциональные взрывы;

регрессивный – обратный процесс провоцирует частичную деградацию и незрелость личности;

стереотипный – с шаблонными поведенческими реакциями.

Исследователи делят формы фрустрации на 3-5 вариантов. Основное внимание уделяется не причинам возникновения отклонения, а реакциям пациентов.

Специалисты вывели вторичную классификацию состояния, согласно первоисточнику его формирования:

Эмоциональный тип – связан с разной направленностью желаний, чувств и убеждений. Подобные отклонения наблюдаются у верующих людей, когда религиозные догмы начинают конфликтовать с собственными желаниями.

Любовный – ссоры, разрыв отношений или конфликтные ситуации приводят к чувству разочарования, отчаянью. Ситуации встречаются у людей, зависимых от партнеров эмоционально, страдающих от стереотипных ожиданий или при наличии нереальных требований ко второй половине.

Сексуальный – возникает в ответ на непонимание между партнерами. Конфликт основан на разнице между реальностью и ожиданием, отсутствием чувства удовлетворения с моральной точки зрения.

Социальный – проблема возникает на почве отдельных факторов: при конкуренции на рынке труда, потере работы, разнице в материальном достатке между отдельным соцгруппами, невысоком качестве образования. Чувство гнева, разочарования и отчаяния провоцируются социальным положением пациента, которое он не в силах изменить.

К сложным типам фрустрации относится экзистенциальная форма. Она связана с поиском смысла жизни, возведенного в главную жизненную цель.

Симптоматика фрустрации

Патологическое состояние определяется по присутствию следующих признаков:

по отсутствию уверенности в себе;

Поведение зависит от особенностей характера и личностных качеств. Столкновение с фрустатором (фактором) провоцирует вспышки агрессии, которая не всегда направлена на причину проблемы, а может касаться окружения. Последний случай – это попытка замещения, с вымещением злости на других людях. Клиническими признаками патологии считаются высказывания и действия с агрессией, периодическая потеря контроля над собой.

Отступление от проблем приводит к замыканию человека в себе:

осознанное – пациент умеет признавать собственные ошибки, признавать неправильность действий;

неосознанное – приводит к переключению на другую деятельность: при неудачах в личном плане человек сосредотачивается на карьере и пр.

Люди, склонные к инфантилизму, регрессируют. Столкновение с фактором неудачи приводит к снижению первоначальной планки или отказу от цели. Проблема с собственным жильем заставляет искать их простой путь, который заканчивается совместным проживанием с родителями.

Источники развития фрустрации

К главным причинам возникновения патологи относят:

ограничения материального плана – невозможность свободно передвигаться, отсутствие денежных средств и пр.;

психологический фактор – нехватка знаний, страх перед новым, закомплексованность;

биологический – слабое здоровье, проблемная внешность, различия по гендерному принципу;

социальный – разница с окружающими людьми в культуре, религиозные, политические конфликты, вопросы, связанные с общением.

Фрустрация может развиваться:

при невозможности удовлетворять потребности – человек остается без понимания и заботы, нуждается в друзьях, любые попытки наладить отношения заканчиваются крахом и разочарованием;

межличностных или внутриличностных конфликтах – противостояние между желанием быть самостоятельным и получать постороннюю поддержку.

Фрустрация – серьезная патология психологического плана, требующая квалифицированной помощи. Самостоятельно из нее сложно выйти, проблема усугубляется следующими разочарованиями. Без работы с психологом и тщательного рассмотрения причин возникшего отклонения, способов исправления неприятной ситуации пациент не сможет преодолеть ранее установленную, но не достижимую планку.

Все представленные на сайте материалы предназначены исключительно для образовательных целей и не предназначены для медицинских консультаций, диагностики или лечения. Администрация сайта, редакторы и авторы статей не несут ответственности за любые последствия и убытки, которые могут возникнуть при использовании материалов сайта.

Источник

Что такое экзистенциальная фрустрация

Что такое экзистенциальная фрустрация. Смотреть фото Что такое экзистенциальная фрустрация. Смотреть картинку Что такое экзистенциальная фрустрация. Картинка про Что такое экзистенциальная фрустрация. Фото Что такое экзистенциальная фрустрация

Социально ожидаемая адаптированность специалиста предполагает успешность профессиональной деятельности, сохранность физического и психосоматического здоровья, адекватное совладание с угрозами в процессе труда на основе согласованности требований социальной среды и личностных тенденций. Однако неблагоприятные социально-экономические факторы, организационные изменения, личностно-профессиональные кризисы, отсутствие мотивации к деятельности, некомпетентность, недостаточный уровень развития способностей и профессионально важных качеств негативно отражаются на поведении, общении и трудовой деятельности специалиста. Так, при несоответствии личностных качеств специалиста требованиям профессии запускается механизм дезадаптации, проявлениями которой являются: снижение дисциплины и производительности труда работников, частота профессиональных ошибок, повышение аварийности и травматизма, выраженность психосоматических нарушений, психопатологических симптомов, деформационно-деструктивных тенденций и признаков выгорания как специфической формы деструкции, как правило, в результате «стресса общения» [6].

В процессе выгорания возникает защитный деперсонализационный, антигуманистический и аморальный настрой, проявляющийся в девиативном дискурсе специалиста: «Всё вокруг надоело», «Ненавижу и презираю всех», «И зачем я выбрал эту профессию?» Эти признаки служат предвестниками депрофессионализации [7], утраты профессиональной идентичности [10] и профессионального маргинализма, который среди специалистов носит не избирательный, а тотальный характер вследствие «потребления профессии» (то есть удовлетворения личных потребностей) или пограничного пребывания в ней [1]. Данные феномены выступают также отклонениями от профессиональной нормы, под которой понимается совокупность предъявляемых к представителю той или иной профессии правил как необходимых условий для достижения целей, а также нравственных, корпоративных, личностно-профессиональных стандартов поведения, деятельности и стиля общения, разработанных на основе социально-правовых и этико-деонтологических норм, действующих в обществе в определенный период его развития.

Отклонения как ненормативные (девиантные) проявления специалиста в поведении и стиле общения, а также нарушение функций в составе профессиональной деятельности могут иметь криминальную и некриминальную направленность, носить латентный и манифестный характер [2; 13]. К разновидностям некриминальных вариантов девиаций в профессии следует отнести нетипичное, дисгармоничное, маргинальное поведение специалиста как процесс и результат его дезадаптации на духовно-нравственном, когнитивном, эмоционально-волевом, поведенческо-коммуникативном, функциональном и психосоматическом уровне [4].

Девиации особенно опасны в социально значимых видах труда – управлении, образовании и медицине, поскольку «профессиональный продукт» специалистов этих сфер деятельности определяет ментальность нации, социально-экономическое состояние и уровень культуры общества, обеспечивая его конструктивную изменчивость и прогресс [1].

Среди многообразия причин, лежащих в основе профессиональных ошибок и нарушений специалистами профессионально-этической нормы, следует отметить специфику труда, условия жизнедеятельности и организационно-профессиональной среды, социально-экономическое неблагополучие. В ситуации аномии девиантные проявления могут стать частым явлением из-за падения в обществе престижа профессии, разочарования в профессиональном выборе, неудовлетворенности реализацией социальных и материальных потребностей личности [1; 2].

Особым фактором, оказывающим существенное влияние на поведение работников, психосоматическое здоровье и эмоциональное выгорание является «кризис гратификации» (J. Siegrist, 1988). Данный кризис поставил многих людей в пограничную ситуацию выбора между следованием морально-этическим, профессиональным, социально-правовым нормам или их нарушением. В модели «high-effort / low-reward imbalance» данный кризис показан как дисбаланс между высоким уровнем усилий специалиста (энергетическими затратами и обязательностью) и низким вознаграждением за труд [15; 16], что способствует формированию состояний функционального дискомфорта [11]. Дисбаланс между усилиями и «социальными наградами» приводит к фрустрации, негативным эмоциям, устойчивой деструктивной реакции на стресс, неудовлетворенности результатами собственной деятельности, увеличивая риск сердечно-сосудистых заболеваний, аффективных и других, связанных со стрессом, расстройств. При этом положительные эмоции, вызванные высокой заработной платой, уважением, чувством безопасности и продвижением (поддержкой, поощрением, содействием в карьере), способствуют высокоэффективной работоспособности без ущерба для здоровья, лояльности и благополучию специалистов [15; 16].

Ли Росс и Р. Нисбетт обращают внимание, что личностные черты и качества в предсказании поведения не обладают прогностической ценностью, так как более значима социальная ситуация, извлекающая на поверхность определенные действия человека как «фигуры на ситуативном фоне» [8, с. 236]. Так, многократное воздействие триггерных событий может привести человека к эскалации агрессии на рабочем месте, несмотря на наличие высокого самоконтроля [13]. Однако В.С. Мухина считает, что социальные условия создаются человеком, поскольку именно сознание творит бытие; при этом система личностных смыслов определяет индивидуальные варианты ценностных ориентаций, обусловливающих общую позицию человека и выбор им линии поведения [5].

Особого внимания заслуживает точка зрения Е.В. Змановской о том, что девиантность как качество личности детерминирована тремя системными образованиями:

1) релятивностью и конвенциональностью социальных норм (то есть их относительностью и традиционностью);

2) дезинтегрированными социальными процессами;

3) дезадаптивными и поляризованными характеристиками индивида [2, с. 14].

Однако проявляются девиации лишь в особой констелляции факторов – первичных личностных изменений на фоне социальных условий, – причем триггерная роль в «запуске» девиаций принадлежит «человеческому фактору». Не случайно именно по причине безалаберности специалистов и профессиональных ошибок происходит 80 % техногенных аварий и катастроф [9]. Следовательно, необходимо своевременно выявлять признаки дезадаптированности как предикторы девиантности специалиста, обращая внимание на личностные свойства и субъектные качества – относительно статичные (глубинные) и динамические характеристики.

Е.В. Змановская считает, что дезадаптация находит свое отражение в ценностных ориентациях личности, которая удовлетворена или не удовлетворена значимыми аспектами жизни, выступающими как ценностно-смысловые переменные и содержательно-динамические характеристики личности [2, с. 321]. Неудовлетворенность значимыми аспектами жизнедеятельности – факторами социальной фрустрации – связана с объективной жизненной неустроенностью, низким социальным статусом, дефицитом социальной поддержки, негативным отношением к жизни на фоне доминирования негативных чувств – пессимизма, депрессии, враждебности.

Под фрустрацией следует понимать крушение планов и надежд, разочарование, переживание неудачи вследствие реальных или мнимых препятствий на пути к достижению цели. Социальная фрустрированность как вид психической напряженности обусловлена неудовлетворенностью личности на данный момент жизни собственными достижениями и положением в социальной иерархии.

Мы предположили, что выявление у учителей и врачей – специалистов с деонтологическим статусом – первичных признаков дезадаптации и девиативных личностных тенденций на фоне неудовлетворенности значимыми аспектами жизни позволит выявить и описать констелляции факторов-предикторов девиантности в профессии. Это стало целью сравнительного эмпирического исследования, в котором приняли участие три группы испытуемых в количестве 312 человек. Из них 193 чел. – учителя и врачи – представители социономических профессий (типа «человек-человек»). В состав группы «Другие» вошло 119 представителей несоциономических профессий («человек-знак» и «человек-техника»). Состав участников исследования представлен в табл. 1.

Источник

Что такое экзистенциальная фрустрация

Что такое экзистенциальная фрустрация. Смотреть фото Что такое экзистенциальная фрустрация. Смотреть картинку Что такое экзистенциальная фрустрация. Картинка про Что такое экзистенциальная фрустрация. Фото Что такое экзистенциальная фрустрация

Времена кризисов и тяжелейших перемен в обществе выбивают почву из-под ног многих людей. Кто-то из них озлобляется, кто-то пытается найти утешение в алкоголе, кто-то доходит до такой степени темного и холодного отчаяния, что совершает тяжелейший грех – накладывает на себя руки. Что можно противопоставить этому страшному духовному и социальному бедствию? Только веру, уверен клирик Запорожской епархии протоиерей Игорь Рябко. Размышляя о реалиях современной Украины, он говорит о важнейших вещах для любого общества, особенного же того, которое находится в условиях внешнего или внутреннего кризиса: только в контексте вечности боль, страдания, скорби и разного рода испытания становятся не досадными тяжестями бытия, а жерновами, которые обтачивают и шлифуют грани будущего алмаза человеческой ипостаси.

В опыте моей педагогической работы было преподавание в магистратуре на кафедре «Педагогики высшей школы и управления учебными заведениями». Основным контингентом наших слушателей были директора школ и их завучи. Изучая проблемы современной педагогики, мы приходили к выводу о том, что в воспитательном плане у нас есть огромная дыра, сквозняк которой является убийственным, притом не в переносном, а в прямом значении этого слова. Динамика роста самоубийств среди молодежи связана с их неудовлетворенностью потребности в смысле жизни. Диагностировали мы эту проблему как экзистенциальную фрустрацию.

Конечно, на волне «декоммунизации» я могу показаться «не модным», хотя и не стремлюсь им быть. Но из своего уже не малого опыта работы в сфере педагогики могу с уверенностью сказать, что в СССР была одна из лучших в мире образовательных систем. Уровень знаний, которыми обладали в выпускники советских школ, был для того времени самым высоким.

То же самое я могу сказать и о системе советского воспитания. Речь идет в данном случае не о содержании, а о форме. Октябрята, пионеры, комсомол, партия ‒ все это водительствовало нравственностью советского периода, и не в обиду будет сказано современным «борцам с советским наследием», она была на десять голов выше, чем та, которую мы имеем сегодня среди нашей молодежи. Тимуровские команды создавались по велению сердца, а не по приказу партии, потому что с самого юного возраста детей учили уважать старших, помогать младшим, заступаться за слабых.

Я был участником этого процесса и имею право сравнивать, какими мы были тогда и какими стали сейчас. Школьный учитель был «полубог», его боялись и уважали. Директор школы ‒ это Зевс на Олимпе. Если тебя вызывали за какое то нарушение к самому директору школы, это было сродни Страшному Судц. Нам и в голову бы не могло прийти, чтобы школьник мог матом послать учителя на уроке, чтобы родители кричали на преподавателей в присутствии детей, чтобы на выпускном вечере у нас на столах отрыто стояла водка. Я мог бы еще долго перечислять, что было бы невозможно тогда и что стало обыденностью сейчас. И все это будет не в пользу современности.

Валять памятники, горлопанить о «тоталитарном наследии СССР» можно сколько угодно. Создайте хоть десятую часть того, что был создано для людей в Советском Союзе, и тогда вы получите право на то, чтобы обличать. Я каждое лето отдыхал на море по профсоюзным путевкам, которые брали мои родители за копейки на работе, и все мои одноклассники тоже. А это было простые рабочие семьи. Ни у кого из них не стояли пальцы веером. Мы одевались не ахти как, но никто не чувствовал себя от этого ущербным. Потому что все были равны.

За годы перестройки и последующей украинизации мы благополучно разрушили все то, что было создано в советский период. И это касается не только пионерских лагерей, бесплатного образования, медицинского обслуживания и прочего, но и того хорошего, что было в воспитательной модели СССР. Моральный кодекс «строителя коммунизма» был, по сути, перифразом Евангелия, и по нему жили люди в этой стране. Какая же альтернатива было создана за период «свідомої самостійності» Украины? Правильный ответ – НИКАКОЙ.

Но никакого воспитания не бывает по умолчанию. Оно в любом случае хоть каким-то, но будет. Человека будет воспитывать социальная среда и ее законы, средства массовой информации, общественная мода и т.д. Все это в совокупности воспитало «поколение Пепси-Колы» ‒ людей, для которых смыслом жизни стало получение удовольствия и наслаждения. Но за их фасадом спрятана правда Пустоты. Это черное зияющее Ничто, которое поглощает в свою дыру отчаявшиеся, унылые души. Она все время расширяется, а скорость вихревого потока, который всасывает в нее людей, становиться похож на торнадо. Война, страшное послемайдановское обнищание большинства людей, долги за коммунальные услуги, безденежье, отсутствие возможности лечиться и хоть как-то сносно жить, полуголодное существование, безработица, невозможность выплатить кредит толкают многих людей на последний отчаянный шаг. Да, именно многих ‒ об этом не говорят, но я как священник знаю: сейчас самоубийства людей стали уже не редкостью, а обыденностью.

Что мы можем и должны предложить людям в качестве спасительного лекарства от этой беды? Только одно ‒ Веру. Но сказать одно это слово будет не достаточно. Советская атеистическая мировоззренческая модель несостоятельна уже потому, что она не выходит за границы самой себя. Это закрытая модель, которая в смысловом плане беспомощна: какой смысл жизни может быть у атеиста? Воспитать детей, которые тоже умрут? Построить лучший социальный мир? Но и он сгорит когда закончится термоядерная реакция на Солнце. Эта звезда сожжет все, что находиться в пределах ее системы. Переселиться на другую планету? Но период жизни нашей галактики тоже имеет свои сроки. Все, что имеет начало во времени, имеет в нем же и конец. Это утверждает не религия, а наука. Так в чем же смысл? Его не может быть там, где есть всевластвующий закон всепоглощающей смерти.

Общерелигиозная интуиция говорит о том, что творение значительно сложнее, чем мы можем себе даже представить, и выходит далеко за рамки наших эмпирических знаний. То, что доступно нашему естественному и научному опыту, есть лишь ничтожно малая часть общего многообразия мира. Наша биологическая жизнь, на нашей планете, является лишь одной из форм разнообразных видов бытия умного творения, живущего в многомерных мирах. Существование личности человека в скафандре животного есть важная, но временная личностно-формирующая стадия его подготовки к подлинному бытию. Однако от этой стадии зависит качество его жизни в той плоскости мира, которая выходит за границы времени и называется нами Вечность. Путь в иные миры, после разделения души с телом, ведет сепарирующий туннель, который в разных религиозных традициях описывается разными символическими образами, но суть от этого не меняется.

Если душа обладает качественными характеристиками мира нижнего, ада, то она идет в тот мир, которому она соответствует. Описание ужаса того мира выходит за рамки человеческих возможностей. У нас нет опыта и, соответственно, слов, которые могли бы описать его реалии. Так же, как и нет слов, чтобы наименовать свойства мира Горнего. Апостол Павел пишет, что «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2. 9).

Общее положение то, что жизнь человеку дана для того, чтобы создать в себе личность, которая соответствует замыслу Божию о ней. Мы сами скульпторы своего образа. А значит, жизнь человека наполнена глубочайшим смыслом, все случающееся в ней имеет важнейшее значение для формирования человеческой личности и не является случайностью. Боль, страдания, скорби и разного рода испытания – жернова, которые обтачивают и шлифуют грани будущего алмаза человеческой ипостаси. Бог дает нам краски и кисти, но рисуем себя мы сами. Понимание той метаморфозы, которая должна произойти с человеком, придает его жизни глубочайший смысл и чувство ответственности за каждый прожитый день.

Печально, что часто преподавание «Основ христианской этики» или «Православной культуры» сводится к фольклорно-лубочному обрядоверию, за узорами которого теряется вся полнота картины. Непонимание сути веры, ее глубинного смысла, целей и задач, которые стоят перед истинным христианином, являются причиной того, что под флагом религии вещи происходят убийства, завоевания, борьба за власть, ведутся войны и проч. Человек рисует в своем сердце обезьяну веры, ложную икону «бога» и считает, что это и есть истина. Это то, что сейчас происходит на нашей Родине.

Для нас же важно понять: если наша система образования не сможет дать нашим детям достойную мировоззренческую модель, которая бы четко и недвусмысленно дала им понять, что есть главное, а что ‒ второстепенное в этой краткой земной жизни, которая смогла бы выстроить их внутреннюю аксиологию согласно Высшей Правде, а не изменчивым социальным ценностям, то мы навсегда потеряем не только наших детей, но и нашу Родину. В ней начнут жить не люди, а социальные животные, которые будут есть друг друга, как крысы, в бочке и гимн Украины можно будет начинать петь, уже пропустив наречие и отрицательную частичку.

Протоиерей Игорь РЯБКО,
заведующий кафедрой богословия
Классического приватного университета (г. Запорожье, Украина)

Источник

Публикации, материалы экзистенциальных конференций

Карпунькина Т.Н.

Как выжить, будучи подростком?

Подростковый кризис во все времена развития психологической науки привлекал к себе внимание исследователей своей остротой и неизбежностью. Но нам представляется, что никогда ещё социальная, экономическая, политическая ситуация в нашей стране не порождала переживаний экзистенциальной фрустрации такой силы в жизни подростков. Информационный бум, формализм и отчуждение в общении, ценностная сумятица, жёсткое экономическое расслоение общества, изобилие искушений и потакание душевной лени и духовной бедности – всё это создаёт плодотворный фон для потерянности подростка во времени и пространстве в решающие периоды жизни.

Воздействие экзистенциальной фрустрации не ограничивается только чувством бессмысленности и ноогенными неврозами. Его воздействие также проявляется в массовой невротической триаде: депрессии, наркомании и агрессии. Это приводит к увеличению количества самоубийств среди молодого поколения, а также росту преступности, сексомании, алкоголизма и наркомании.

Хроника одной консультативной недели нашего центра:

Приведённые случаи показывают, что экзистенциальная фрустрация тесно связана с суицидальными мыслями подростков. И, соответственно, для контроля над рисками нарушений в развитии подростков имеет смысл предпринимать усилия по организации помощи в преодолении именно экзистенциальной фрустрации. В исследованиях психологов последнего времени широко рассматривается проблема неопределённости (проблема идентичности, вовлечённости, ролевой размытости и т.п.), а в нашем конкретном случае мы рассматриваем ситуацию экзистенциальной фрустрированности, когда подросткам не на что опереться в принятии решений и в ответе на вопрос: как жить?

Главным психологическим приобретением по мнению таких психологов как Шпрангер, Эриксон, Рубинштейн, в подростковом возрасте является открытие «Я», своего внутреннего мира, развитие рефлексии и самосознания. Но в то же время — это еще и переоткрытие «ТЫ». Для подростка по новому открываются казалось бы знакомые люди, например, родители. Но и сверстники так же начинают играть другую по сравнению с ранним детством роль в жизни. Поэтому мы считаем, что актуален не столько терапевтический, но именно социотерапевтический подход.

Развитие подростка, его становление зависит сегодня не столько от его идентичности, его тождественности самому себе или фиксированности на самом себе, сколько на острой потребности во встрече с Другим, в подлинной близости, в возможности проживания «Ты» и «Мы», в отождествлении себя с ответом, а не с желанием, предметом, потребностью и т.д..

Кризис самоидентичности, отчуждение подростка от самого себя и от мира проявляется в потере смысла жизни. Существующие подходы предлагают личностно-ориентированные практики, но их недостаточно, так как проблема лежит в социальном поле и необходимы также социально-ориентированные практики. Дело не в противопоставлении личностно-ориентированных практик, а в расширении сферы психологического контроля.

Подростковый кризис является естественным и необходимым условием становления личности взрослеющего человека, и собственно экзистенциальная фрустрация является одним из механизмов этого взросления.Поиск смысла может привести скорее к напряжению, чем к равновесию, но это не патологическое напряжение; это «обязательная предпосылка психического здоровья. психическое здоровье основывается на определенной степени напряжения, напряжения между уже достигнутым и еще требующим завершения, или разрывом между тем, каков человек, и тем, каким он должен стать» (Frankl, 1985a, pp. 126-127). В первую очередь человеку требуется не разрядка напряжения — гомеостаз, или равновесие, — а «ноодинамика», то есть экзистенциальные движущие силы в поляризованном поле напряжения, где один полюс представлен смыслом, который предстоит реализовать, а другой полюс — человеком, который должен это сделать» (Frankl, 1985a, р. 127).

Бессмысленность и отчуждение являются своеобразными маркерами, показывающими степень рисков в каждом конкретном случае.

Мы обобщили проявления экзистенциальной фрустрации в три основных дефицита, обозначенные нами как три взаимосвязанных проблемных поля в жизни подростков:

Преодоление экзистенциальной фрустрации связано с определением подростком границ между собой и миром, обретением «своего» времени и пространства. Фрустрированность преодолевается не с помощью фиксации границ между «Я» и «Ты» через постижение индивидуального и общего, а с помощью воссоздания связи между личным и совместным. Именно поэтому необходимо пространство, обеспечивающее условия для восполнения социальных дефицитов и преодоления экзистенциальной неопрределённости.

Парадоксальность подросткового переживания бессмысленности в том, что подросток декларирует своё право на свободу, но убеждён, что свободу ему может (а чаще даже должен) дать кто-то другой. Дефицит воли к смыслу, свободе, самоопределению переживается как запрет жить свою собственную жизнь. Взросление происходит именно в момент осознания этого парадокса и выход на новый уровень восприятия себя самого и собственной роли в созидании собственной жизни.

Травматический опыт в подростковом возрасте усугубляет течение естественного кризиса взросления и требует особого внимания со стороны взрослых. Внешнее подавление симптомов экзистенциальной фрустрации обостряет и ускоряет патологическое развитие личности и может привести к суицидальному исходу.

Социотерапевтическая помощь в преодолении экзистенциальной фрустрации у подростков.

Из вышесказанного следует, что экзистенциальная фрустрация в жизни подростков неизбежна, необходима и рискованна. Характерная для современного мира неопределённость и интенсивность изменений требует не только формирования различных психотерапевтических, психологических консультативных практик, но и создания социотерапевтических пространств, объединяющих в себе лечебные, развивающие, образовательные, антропологические, культурные и другие измерения в преодолении экзистенциальной фрустрации.

Принимая во внимание традиции педагогики, психологии, антропологии, психотерапии, которые были направлены на создание и развитие различных психологических практик и воспитательных систем, мы находим необходимым и возможным создание социотерапевтических пространств. Именно пространство даёт возможность подростку соприкоснуться не с одним из своих качеств, потребностей, целей, а формирует экзистенциальные основания, в отличие от ожиданий (Лукьянов, 2012) для переосмысления и присвоения своего способа жизни. Человеческая целостность является в таком пространстве не целью, а данностью, а жизнь подростка подтверждается через свидетельства других, преодолевается социальная дефицитарность.

Большое значение для разработки модели социотерапевтического пространства имели мировоззренчески развитые практические концепции:

Концепция Интенсивной терапевтической жизни А.Е.Алексейчика,

Концепция экзистенциальной терапии в группах Р.Кочюнаса,

Концепция Терапии творческим самовыражением М.Е.Бурно,

Теория решения творческих задач, в частности работы В.Зарецкого,

Концепция Логотерапии В.Франкла.

Концепция понимающей психотерапии В.Ф. Василюка,

Теория личности С.Мадди (модель согласования).

Принципы организации социотерапевического пространства.

Принцип со-ответствия.

Принцип со-вместности.

Жизнь – цепь событий. Они создают иллюзию потока времени. Внимание к событиям, осознание конкретного времени, конкретных смыслов переводит с абстрактно-философского разговора о жизни непосредственно к жизни. Переход в плоскость действий превращает события в со-бытиё. Совместное преодоление трудностей порождает сотрудничество. В отличие от общности совместность предполагает связь разного, а не одинакового, переживается уникальность и близость единовременно. Чувствовать руку друга это совсем не одно и то же, чем иметь одну руку на двоих.

Принцип со-творчества.

Подлинно образовательное время способно родиться только в спонтанности, в открытости опыту. Желание всегда быть уверенным, т.е. решать задачи с заведомо известным правильным ответом, избегание тревоги в ситуации неопределенности, формирует внутренний запрет на творчество. Доверие себе, миру пробуждает инициативу, силу и желание жить. Смыслотворчество – одновременно и процесс, и плод, и основание группового сотворчества.

Принцип со-временности.

Уважение к себе начинается с уважения своего времени. Признание важности времени, его ограниченности и многогранности позволяет надеяться на существование ориентиров «своего» времени. Соотнесение «своего» времени с временами других людей, с культурой и обществом в целом, раздвигает горизонты смыслотворчества и позволяет жить подлинной, аутентичной жизнью. Своевременность – залог удовлетворенности жизнью. Именно это ощущение порождает чувство нужности и важности, преодолевая бессмысленность, временность жизни. Проявление современности отражается на качестве речи, слово становится живым, дорого стоящим. В таком диалоге рождается единоречие – вовремя рожденное слово.

Хронологически подросток, переживающий экзистенциальную фрустрацию, попадая в социотерапевтическое пространство, проходит следующие ступени инициаций:

Бессмысленность – отсутствие воли и свободы.

Бессмысленность по своей природе имеет два качества: неосознанность (инфантилизм) и обесценивание жизни (вследствие разочарований). Оба этих качества приводят к пустоте, требующей заполнения, к отчуждению.

Обнажение заблуждений – растерянность.

Вход в социотерапевтическую программу обнажает заблуждения подростка относительно самого себя и восприятия мира.

Поиск смыслов.

Возникает необходимость в ориентирах. Поиск смыслов – в момент определения личной цели.

Принятие ответственности.

Осознание смыслов сопряжено с осознанием неизбежности ответственности (платы). Появляются личные дела.

Проживание и переосмысление ценностей.

Происходит ранжирование ценностей, расставление приоритетов.

Рождение новых смыслов.

Рождаются новые смыслы – смыслы конкретного времени, конкретной ситуации. Смыслотворчество, проявляющееся в инициативе, внимании и бережности к ведущим и ребятам, проживается совместность, уместность, своевременность в рамках социотерапевтического сообщества.

Встреча с реальностью.

Встреча и осознание со своими ограничениями и возможностями. Потребность в настоящем, своем деле.

Переживание свободы.

Встреча со своей свободой (способностью любить) как экзистенциальный опыт.

Обретение воли к свободе.

Важность совместного времени, открытия, новые смыслы воплотились в конкретных делах, конкретных людях, конкретных ситуациях. Ответственность через заботу, внимание, инициативу, открытость и радость.

Воплощение смыслов.

Воплощение смыслов становится способом жизни.

Дни экзистенциальной психологии, Кемерово, 2016

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *