Что такое эксцентриситет жд пути

ЭКСЦЕНТРИСИТЕТ

1) расстояние между центром вращающейся оси и центром диска эксцентрика, насаженного на эту ось; 2) расстояние между направлением силы, приложенной к телу, и осью, проходящей через центры тяжести поперечных сечений тела. В таком случае говорят, что сила приложена эксцентрично. Подобное приложение силы имеет место в явлениях продольного изгиба.

Смотреть что такое «ЭКСЦЕНТРИСИТЕТ» в других словарях:

ЭКСЦЕНТРИСИТЕТ — (обозначение е), один из элементов орбиты. Указывает, насколько эллиптическая ОРБИТА небесного тела отличается от круговой. Эксцентриситет вычисляют, разделив расстояние между двумя фокусами эллипса на длину главной оси. Эксцентриситет круга… … Научно-технический энциклопедический словарь

ЭКСЦЕНТРИСИТЕТ — орбиты один из элементов орбиты небесных светил, характеризующий ее форму. Птолемей первый использовал термин для описания орбит планет вокруг Солнца, рассматривая Землю как центральную точку наблюдения. Он исходил из двух допущений: первое, что… … Астрологическая энциклопедия

эксцентриситет — эллиптичность; расстояние, эксцентрицитет Словарь русских синонимов. эксцентриситет сущ., кол во синонимов: 3 • дезаксиал (1) • … Словарь синонимов

ЭКСЦЕНТРИСИТЕТ — число, равное отношению расстояния от любой точки кривой 2 го порядка до (см.) к расстоянию от этой точки до соответствующей (см.). Эксцентриситет окружности равен нулю, эллипса меньше единицы, параболы равен единице, гиперболы больше единицы … Большая политехническая энциклопедия

ЭКСЦЕНТРИСИТЕТ — конического сечения число, равное отношению расстояния от точки конического сечения до фокуса к расстоянию от этой точки до соответствующей директрисы … Большой Энциклопедический словарь

ЭКСЦЕНТРИСИТЕТ — в технике см. Эксцентрик … Большой Энциклопедический словарь

эксцентриситет — I конического сечения, число, равное отношению расстояния от точки конического сечения до фокуса к расстоянию от этой точки до соответствующей директрисы. II в технике, см. Эксцентрик … Энциклопедический словарь

ЭКСЦЕНТРИСИТЕТ — (Eccentricity) расстояние от центра эксцентрика до центра вала. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь

эксцентриситет — В сопротивлении материалов расстояние от центра тяжести сечения бруса до точки приложения равнодействующей сжимающих или растягивающих сил [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики строительная… … Справочник технического переводчика

Источник

Эксцентрик

Круглый диск, наглухо насаженный на вращающуюся ось, не проходящую через центр диска, и служащий для преобразования вращательного движения оси и диска в прямолинейно-возвратное движение какого-либо стержня путем соприкосновения его конца с Э. Расстояние между центром вращающейся оси и центром диска наз. Эксцентриситетом Э. (е). Преобразование вращательного движения в прямолинейное при помощи Э. Применяется в паровозных кулисных механизмах Стефенсона, Аллана и Гуча. В этих механизмах Э. Выполняется в виде разъемного диска, наглухо насаживаемого на ведущую ось паровоза. На него надевается разъемная головка, наз. Хомутом Э. Одна половина этой головки либо приболчивается, либо составляет одно целое с тягой, идущей к кулисе и наз.

Эксцентриковой тягой. При вращении ведущей оси эксцентриковая тяга двигается попеременно вперед и назад, причем наибольшая величина ее перемещения (ход) вдвое больше эксцентриситета. Отсюда видно, что Э. Играет ту же роль, что и кривошип, причем его эксцентриситет эквивалентен радиусу кривошипа. Современные кулисные механизмы (Вальсхарта и др.) не имеют видимого Э., но роль последнего в них выполняется особым контркривошипом..

Тензометр, прибор для измерения деформаций в элементах конструкций. По измеренным при помощи Э. Деформациям можно определить величину действительных напряжений от временной нагрузки в элементах конструкции, основываясь на том, что упругие деформации материалов, применяемых в строительстве, пропорциональны величинам напряжений. При снятии пролетного строения с подмостей можно определить напряжение в его элементах и от постоянной нагрузки. Наиболее распространенными приборами подобного рода, приме..

Дополнительный поиск Эксцентрик Что такое эксцентриситет жд пути. Смотреть фото Что такое эксцентриситет жд пути. Смотреть картинку Что такое эксцентриситет жд пути. Картинка про Что такое эксцентриситет жд пути. Фото Что такое эксцентриситет жд пути

Источник

Что такое эксцентриситет жд пути

УКАЗАНИЯ ПО УСТРОЙСТВУ И КОНСТРУКЦИИ МОСТОВОГО ПОЛОТНА НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ МОСТАХ

Указания разработаны Отделом инженерных сооружений Главного управления пути МПС (О.С.Шебякин) и Отделом эксплуатационных обследований Проектно-технологическо-конструкторского бюро ЦП МПС (Б.А.Новиков, М.И.Гришина). При составлении учтены предложения и замечания ВНИИЖТа и Гипротранспути.

Выпущено по заказу Министерства путей сообщения СССР.

УТВЕРЖДЕНЫ Главным управлением пути МПС 28.07.87 г.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие Указания по устройству и конструкции мостового полотна на железнодорожных мостах разработаны в дополнение к Инструкции по содержанию искусственных сооружений. Указаниями надлежит также руководствоваться при проектировании мостового полотна железнодорожных мостов в соответствии со СНиП 2.05.03-84.

Для участков обращения пассажирских поездов со скоростью 141-200 км/ч в Указаниях приведены дополнительные требования к устройству мостового полотна в соответствии с Инструкцией по техническому обслуживанию и эксплуатации сооружений, устройств, подвижного состава и организации движения на участках обращения пассажирских поездов со скоростью 141-200 км/ч (ЦТех/4298).

1.3. В Указаниях и приложениях к ним более подробно изложены требования Инструкции по содержанию искусственных сооружений, относящиеся к устройству мостового полотна, кроме того, даны чертежи отдельных элементов и деталей, а также приведены основные характеристики, технические требования и условия на их изготовление.

Для элементов, не выпускаемых промышленностью (подвесных мостиков, башмаков, челноков, стыков контруголков, охранных брусьев и др.), даются подробные чертежи, которые позволят изготовить эти конструкции на месте.

В приложениях для справок приведены чертежи и требования на изготовление стандартных конструкций мостового полотна (болты, шурупы, рельсовые подкладки и др.). Изготовление и поставка этих изделий должны производиться только по соответствующим ГОСТам.

В связи с широким строительством железных дорог в районах с суровым климатом Указания содержат дополнительные требования к мостовому полотну для северных условий*.

1.4. При проектировании и строительстве новых и реконструкции существующих металлических мостов должна предусматриваться укладка, как правило, мостового полотна с безбалластными железобетонными плитами. Применение мостового полотна на деревянных или металлических поперечинах может быть допущено при специальном технико-экономическом обосновании по согласованию с Главным управлением пути МПС.

1.5. При сплошной замене мостовых брусьев на эксплуатируемых мостах с пролетными строениями, рассчитанными под нагрузку Н8 или С14, необходимо, как правило, укладывать безбалластные железобетонные плиты. На остальных мостах укладка железобетонных плит производится по решению начальников дистанций пути с учетом местных условий.

1.6. Укладка мостового полотна на металлических мостах должна производиться по проектам (включая проекты производства работ), разрабатываемым на основании настоящих Указаний, проектов типовых конструкций пролетных строений, действующих правил и технологии производства работ, а также отдельных указаний Главного управления пути МПС. Для новых и реконструируемых мостов указанные проекты разрабатываются и утверждаются в составе проектов мостов. Для эксплуатируемых мостов проекты составляются силами дорожных организаций и утверждаются руководством дистанции пути.

2. МОСТОВОЕ ПОЛОТНО С ЕЗДОЙ НА БАЛЛАСТЕ

2.1. При проектировании и строительстве новых, а также переустройстве существующих мостов с ездой на балласте мостовое полотно устраивается с охранными приспособлениями в виде контруголков по рис.1 и 2* и табл.1.

Что такое эксцентриситет жд пути. Смотреть фото Что такое эксцентриситет жд пути. Смотреть картинку Что такое эксцентриситет жд пути. Картинка про Что такое эксцентриситет жд пути. Фото Что такое эксцентриситет жд пути

Рис.1. Мостовое полотно с ездой на щебеночном балласте и железобетонных шпалах при балластном корыте, предусматривающем пропуск щебнеочистительных машин:

Что такое эксцентриситет жд пути. Смотреть фото Что такое эксцентриситет жд пути. Смотреть картинку Что такое эксцентриситет жд пути. Картинка про Что такое эксцентриситет жд пути. Фото Что такое эксцентриситет жд пути

Рис.2. Мостовое полотно с ездой на щебеночном балласте и деревянных шпалах при балластном корыте, предусматривающем пропуск щебнеочистительных машин:

Грузонапря-
женность, млн. т·км брутто/км в год

Тип верхнего строения пути

Толщина дренирующего слоя щебня под асбестовым балластом, см

Источник

Что такое эксцентриситет жд пути

1. Устройство железнодорожного пути

1.1.5. Нормы и допуски содержания пути

Скорости пропуска поездов в зависимости от доли протяженности пути с выплесками на пикете

Поверхность балластной призмы должна периодически очищаться, не допуская образования выплесков. В зависимости от доли протяжения пути на километре с выплесками (состояния балласта) скорости движения должны соответствовать таблице 1.1.

Таблица 1.1 Допускаемые скорости движения в зависимости от доли протяженности пути с выплесками на километре

Доля протяженности пути с выплесками на километре, %, для путей классовДопускаемая скорость движения (пассажирские/грузовые), км/ч, на участках с рельсами
1–34–5Р65 и тяжелееР50 и легче
7–10100/8090/70
10–1515–2080/7080/60
15–2020–2560/6060/50
20–3025–3540/4040/40
более 30более 35В зависимости от общего состояния пути, но не более 25/25

Нормы и допуски содержания рельсовой колеи

Величины отклонений от номинальных размеров ширины колеи, не требующие устранений на прямых и кривых участках железнодорожного пути, не должны превышать

по сужению-4 ммпо уширению+8 ммШирина колеименее 1512 мм и более 1548 ммне допускаетсябесстыкового железнодорожного пути на железобетонных шпалах, уложенных до 1996 годаразрешается не менее 1510 мм и не более 1548 мм

Нахождение и курсирование железнодорожного подвижного состава, предназначенного для использования на железнодорожных путях общего пользования, по железнодорожным путям, не соответствующим указанным нормам, не допускается.

На железнодорожных путях необщего пользования допускается сохранять до переустройства:

ширину колеи на более крутых кривых при радиусе от 349 м и менее

Величины отклонений от номинальных размеров ширины колеи, не требующие устранений на прямых и кривых участках железнодорожного пути радиусом 350 м и более, не должны превышать:

При превышении допускаемого уклона отвода ширины колеи для установленной скорости, определяемого как средняя величина на базе 2 м, скорость должна уменьшаться до значений, соответствующих фактическому уклону отвода, вплоть до прекращения движения поездов.

Уклоны отвода ширины колеи допускаются не более:0,0025при скоростях движения до 140 км/ч
0,003120 км/ч
0,0035100 км/ч
0,00480 км/ч
0,004560 км/ч
0,00525 км/ч

Не допускается эксплуатация железнодорожного пути при уклоне отвода ширины колеи более 0,005, в том числе при измерении на базе 1 м (при ручных промерах шаблоном), кроме железнодорожных путей 4 и 5 классов, уравнительных стыков, уравнительных приборов, глухих пересечений одиночных стрелочных переводов, измеряемой от стыка рамного рельса до корня остряков.

Уклон отвода ширины колеипри ручных промерахизмеряется как разность значений ширины колеи в точках через 2 м, уменьшенная на разность величин бокового износа в этих точках и деленная на 2000
диагностическими средствамиизмеряется на базе 2 м

Таблица 1.2 Скорость движения поездов при отступлениях по ширине колеи
(числитель – пассажирские поезда, знаменатель – грузовые)

Уширение колеи при номинале, ммСужение колеи при номинале, ммТребуемое ограничение скорости, км/ч
1520152415301535154015201524153015351540
более
168140/90
2016121168121215120/90
221816118812151820100/80
24201611881215182060/60
26221613881215182025/25
2824181388 112182328движение прекращается

1 Для участков с железобетонными шпалами выпуска до 1996 года – 10 мм.

Содержание пути по уровню в прямых и кривых участках пути

Если на прямых участках с возвышением одной нити над другой расположено мостовое полотно на балласте, то на нем также должно быть сохранено это возвышение.

Перечень прямых участков, где разрешается содержание одной нити на 6 мм выше другой, устанавливается приказом начальника дистанции пути с указанием километров, пикетов и повышенной нити. При этом номинальный уклон отвода по уровню от нормы 6 мм к нулевому положению не должен превышать 1‰.

На линиях, на которых обращается пассажирский подвижной состав с улучшенными динамическими характеристиками, величина непогашенного ускорения может быть установлена более 0,7 м/с 2 в соответствии с конструкторской документацией на подвижной состав и результатами проведенных испытаний.

Фактическое максимальное возвышение наружного рельса с учетом допусков на содержание

Величина возвышения наружной нити на стрелочных переводах

При понижении наружной нити:

Качественная и балловая оценка состояния рельсовой колеи по показаниям путеизмерительного вагона

Отклонения геометрических параметров рельсовой колеи от номинальных значений (отступления и неисправности) оцениваются

Отклонения от норм содержания пути подразделяются при оценке

Разделение отклонений от норм содержания пути на степени производится по приближению к предельным значениям, требующим ограничения скоростей движения поездов, и, в зависимости от потребности, в проведении необходимых путевых работ:

Путеизмерителями контролируются, регистрируются и оцениваются следующие параметры:ширина колеисужения и уширения
положение рельсовых нитей по уровнюперекосы и плавные отклонения уровня
положение рельсовых нитей в планегоризонтальные стрелы изгиба от хорды длиной 21,5 м в точке, расположенной на расстоянии 4,1 м от ее конца – рихтовка
просадки рельсовых нитей в вертикальной плоскостистрелы изгиба рельсовых нитей от хорды длиной 17 м в точке, расположенной на расстоянии 2,4 м от ее конца
параметры устройства кривых в плане и по возвышению наружного рельса
сочетания отступлений по рихтовке с перекосами и просадками
длинные неровности в плане и профиледлиной до 150 метров
в зависимости от их величины и максимальной скорости движения поездов на участке, установленной приказом начальника железной дороги (начальника региональной дирекции инфраструктуры)
отступления, требующие ограничения скорости движения или его закрытия и проведения неотложных работявляются отступлениями четвертой (IV) степени (неисправностями);
отступления, близкие по величине к предельным значениям, по которым ограничивается скорость движения поездовявляются отступлениями третьей (III) степени. Эти отступления устраняются в первоочередном порядке;
отступления, устраняемые в плановом порядкевторая (II) степень;
отклонения, превышающие установленный допуск, но не требующие устранения при текущем содержании путипервая (I) степень. Они учитываются при оценке изменений состояния пути во времени и планировании профилактических путевых работ машинными комплексами

Балловая оценка отступления

Балловая оценка индивидуального отступления

Каждая неисправность, требующая ограничения скорости движения поездов, прибавляет к сумме баллов на километре 50 баллов.

К ним относятся сверхнормативные:

Оценка для километров, рабочих подразделений и дистанций пути

Оценка состояния рельсовой колеи определяется для километров и участков пути, обслуживаемых подразделениями путевого хозяйства, на основании суммарной балловой оценки отступлений от норм содержания рельсовой колеи.Количественная оценка километраКоличественная оценка километра устанавливается как сумма штрафных баллов всех отступлений II степени и выше, их сочетаний, выявленных на километре, и приводится к длине километра.

Качественная оценка участка пути

Качественная оценка участка пути – оценка километровых отрезков и участков пути, обслуживаемых подразделениями путевого хозяйства в зависимости от количества на них отступлений разных степеней, используется для оценки работы подразделений путевого хозяйства и планирования ремонтных работ.

Качественная оценка километров определяется в соответствии с их балловой оценкой и устанавливается в соответствии с таблицей.

Количественная и качественная оценка километра

Качественная оценка километраСумма баллов за отступления на километре
для установленных скоростей движения
более 60 км/ч
для установленных скоростей движения
60 км/ч и менее
отлично (О)0–50–3
хорошо (X)6–154–10
удовлетворительно (У)16–9911–99
неудовлетворительно (Н)100 и более100 и более

Подуклонка рельсов

Подуклонка рельсов – установка рельсов с уклоном 1/20 внутрь рельсовой колеи по отношению к верхней постели шпал.

Источник

Что такое эксцентриситет жд пути

ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 12 декабря 2012 г. N 2543р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ДИАГНОСТИКЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ МОСТОВ С ОРТОТРОПНОЙ ПЛИТОЙ И МЕТАЛЛИЧЕСКИМ БАЛЛАСТНЫМ КОРЫТОМ

Вице-президент ОАО «РЖД»
А.В.Целько

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением ОАО «РЖД»
от 12 декабря 2012 г. N 2543р

ИНСТРУКЦИЯ
ПО ДИАГНОСТИКЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ МОСТОВ С ОРТОТРОПНОЙ ПЛИТОЙ И МЕТАЛЛИЧЕСКИМ БАЛЛАСТНЫМ КОРЫТОМ

2. Ознакомление с технической документацией

2.1. Перед началом работ по обследованию и испытанию металлических пролетных строений мостов с металлическим балластным корытом необходимо провести ознакомление с технической документацией (проектными решениями, исполнительной документацией, учетными формами, материалами предыдущих обследований и испытаний и другими), имеющейся в эксплуатирующем подразделении инфраструктуры (дистанции пути, дистанции инженерных сооружений).
2.2. Применяемые пролетные строения с металлическим балластным корытом по типу конструкций подразделяются на балочные сплошностенчатые с ездой поверху, балочные сплошностенчатые с ездой понизу открытого типа (однопутные и двухпутные), фермы со сквозной решеткой и арочные. По конструкции пересечения продольных и поперечных ребер ортотропной плиты подразделяются на одноярусные и двухъярусные.
2.3. При ознакомлении с технической документацией необходимо учитывать конструктивные особенности пролетных строений, которые приведены в приложении П1.

3. Обследование пролетных строений

Оценка состояния балластного слоя, водоотвода, гидроизоляции и окраски

Требования к обследованию двухъярусной ортотропной плиты сплошностенчатых пролетных строений

3.5. Балочные сплошностенчатые пролетные строения с двухярусной ортотропной плитой получают усталостные повреждения в узлах пересечения продольных ребер с поперечными балками, которые представлены на рисунке 3.1. При обследовании элементов двухъярусной ортотропной плиты следует осматривать все узлы пересечения продольных ребер с поперечными балками, расположенных между главными балками. На крайних продольных ребрах, установленных ближе к стенкам главных балок, вероятность возникновения усталостных трещин выше, поскольку они нагружены больше, чем средние.

См. Рисунок 3.1. Места вероятного развития усталостных трещин в элементах двухъярусной ортотропной плиты с продольными ребрами таврового сечения

3.6. Усталостные трещины возникают в продольных ребрах над поперечными балками по границе углового сварного шва прикрепления нижнего окаймляющего листа продольного ребра. Эти трещины растут вдоль сварного шва, не поворачивая в стенку или в нижний окамляющий лист. Необходимо проверять сверху нижний окаймляющий лист продольного ребра вдоль кромки угловых сварных швов между болтами прикрепления.
3.7. Усталостные трещины возникают в верхних поясах поперечных балок под продольными ребрами по границе углового сварного шва, прикрепляющего верхний пояс к стенке поперечной балки. Эти трещины начинают свой рост вдоль сварного шва между болтами прикрепления, а затем поворачивают в основной металл верхнего пояса под углом около 45° к шву.

Требования к обследованию одноярусной ортотропной плиты балочных пролетных строений

3.8. В элементах одноярусной ортотропной плиты с продольными ребрами, примыкающими к поперечной балке по всей высоте с «рукавчиком» (не пересекающими поперечные балки), возможно появление усталостных трещин в местах, показанных на рисунке 3.2. Трещины могут развиваться вдоль краев угловых сварных швов прикрепляющих торец продольного ребра к стенке поперечной балки. Кроме того, возможно появление усталостных трещин по основному металлу от кромки продольного ребра в зоне выкружки на примыкании к поперечной балке и от кромки листа в местах радиального перехода поперечной балки к вертикальному ребру (в случае отсутствия обечайки).

См. Рисунок 3.2. Места вероятного развития усталостных трещин в с продольном ребре с «рукавчиком», не пересекающим поперечные балки (при отсутствии обечайки)

3.9. В пролетных строениях с продольными балками в составе ребер ортотропной плиты, продольная балка совпадает с поперечной балкой по высоте. В этом случае поперечная балка и продольное ребро имеют нижние окаймляющие листы, которые также соединяются сварным стыковым швом. Эта конструкция Усталостные трещины могут возникать по краю углового сварного шва, соединяющего стенки продольной и поперечной балок и в стыковом шве, соединяющем их нижние окаймляющие листы, как показано на рисунке 3.3.

См. Рисунок 3.3. Места вероятного развития усталостных трещин в продольном ребре и нижних поясах продольного ребра и поперечной балки. Узлы сопряжения продольного ребра и поперечной балки

См. Рисунок 3.4. Места вероятного развития усталостных трещин в продольном ребре (слева) и в поперечной балке (справа), пересекающимися через вырез с обваркой по контуру

3.10. В элементах одноярусной ортотропной плиты, имеющей продольные ребра, пропущенные сквозь поперечную балку через вырез с деконцентрирующим отверстием, усталостные трещины могут развиваться в нескольких местах:
— по продольному ребру от свободной кромки по основному металлу и далее вдоль углового сварного шва, соединяющего ребро со стенкой поперечной балки;
— по стенке поперечной балки от конца углового сварного шва, присоединяющего стенку продольного ребра вдоль самого шва, иногда с ответвлением в основной металл стенки.
Необходимо осматривать узлы пересечения продольных ребер с поперечными балками во всех вышеуказанных местах, где возможно возникновение усталостных трещин.

Требования к обследованию одноярусной ортотропной плиты решетчатых пролетных строений

3.11. В решетчатых пролетных строениях в элементах одноярусной ортотропной плиты, имеющей продольные ребра, пропущенные сквозь поперечную балку через вырез с деконцентрирующим отверстием, усталостные трещины могут развиваться в тех же местах, что и в балочных пролетных строениях. Их обследование проводится аналогично вышеизложенному для балочных пролетных строений.

4. Контрольные измерения и инструментальные съемки

5. Испытания пролетных строений

5.1. Статические и динамические испытания пролетных строений должны осуществляться в соответствии с требованиями раздела 3 СНиП 3.06.07-86 Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний [2]. Испытания проводятся, если в элементах пролетного строения обнаружены дефекты или повреждения и необходимо определить грузоподъемность такого элемента.
5.2. Испытание производится специальным испытательным поездом (поездная нагрузка с известными техническими характеристиками: осевое давление, база подвижного состава и база тележек). Возможно проведение испытаний под обращающимся подвижным составом, для которого необходимо фиксировать тип локомотива.
Класс подвижного состава используемого для испытаний должен быть известен на основании [4]. Для обращающегося подвижного состава это относится к локомотиву.
5.3. Элементы главных балок и главных ферм на основе результатов испытаний следует классифицировать в соответствии с [5] и [8].
5.4. Грузоподъемность элемента ортотропной плиты определяется в местах вероятного развития усталостных трещин (см. раздел 3 Инструкции).
Если в основном металле продольного ребра появилась усталостная трещина, следует определить нагруженность ближайших к нему ребер и поперечной балки на пересечении с ним.
Если трещина возникла по шву прикрепления продольного ребра к стенке поперечной балки, следует определить его нагруженность по нижней кромке в зоне примыкания к поперечной балке.
Для установки тензометрических датчиков в элементах ортотропной плиты следует руководствоваться схемами, приведенными на рисунках 5.1 и 5.2. Для контроля положения осей испытательной нагрузки по одному тензометрическому датчику устанавливается на подошве рельса в середине шпального ящика в начале пролета и над испытываемым сечением.

См. Рисунок 5.1 Места установки тензорезисторов на продольном ребре и поперечной балке ортотропной плиты балочного пролетного строения со сплошной стенкой

См. Рисунок 5.2 Места установки тензорезисторов на продольном ребре и поперечной балке ортотропной плиты балочного пролетного строения с отверстием под продольное ребро

5.5. При испытаниях следует производить прокатку испытательной нагрузки в соответствии с длинами участков линий влияния напряжений в местах вероятного развития усталостных трещин.
Для мест установки тензорезисторов в одноярусных ортотропных плитах балочных пролетных строений со сплошной стенкой, показанных на рисунке 5.1, длина загружения линии влияния представлена на рисунке 5.3, и может приниматься треугольной. При установке статической нагрузки одна из осей средней тележки должна ставиться в вершине, а другая располагаться в панели испытываемого продольного ребра.

См. Рисунок 5.3. Длины линии влияния напряжений продольного ребра, показанного на рисунке 5.1 в точке А

Для мест установки тензорезисторов в элементах одноярусной ортотропной плиты решетчатых пролетных строений показанных на рисунке 5.2, длина загружения принимается в соответствии со схемой, показанной на рисунке 5.4
При использовании для испытаний пролетов длиной более 44 м обращающейся нагрузки необходимо определять тип и осевую нагрузку не только локомотива, но и следующих за ним вагонов.

См. Рисунок. 5.4. Длины линии влияния напряжений продольного ребра, показанного на рисунке 5.2 в точке А

5.6. В случае обнаружения усталостных трещин в узлах двухъярусных ортотропных плит, производить их испытания не требуется. Необходимо произвести усиление поврежденного узла в соответствии с п. 8.1 настоящей инструкции.

6. Классификация пролетных строений по грузоподъемности

Обработка результатов обследований и испытаний

6.1. По результатам испытаний необходимо определить максимальные величины
растягивающих и сжимающих напряжений в опасных фибрах элементов. Тензометр или
тензометрический датчик показывают изменение относительной деформации на базе их длины.
При линейном напряженном состоянии характерном для рассматриваемых элементов величины
напряжений определяются в виде:

В фибрах, где проведены определения напряжений, требуется установить длины загружения
их линий влияния. Для элементов решетки главных ферм, поясов главных балок и продольных
ребер ортотропной плиты длины загружений принимаются по расчетным линиям влияния. Для
поперечных балок ортотропной плиты длина загружения линии влияния принимается равной длине
четырех панелей продольного ребра.
Длина загружения линии влияния может быть уточнена по результатам испытаний. Длины
загружения определяются по графикам изменения напряжений в точке при движении
испытательной нагрузки, как показано в приложении Б на рисунке Б. 1.
По показанию датчика на рельсе (см. п. 5.4) определяется скорость движения
испытательной нагрузки как:

Требования по классификации пролетных строений

6.2. При определении грузоподъемности пролетных строений и условий их дальнейшей
эксплуатации необходимо учитывать следующее:
— особенности конструкций пролетных строений и их отдельных элементов;
— вид и механические характеристики материала, из которого изготовлены пролетные
строения;
— качество заводского изготовления и монтажа пролетных строений, а также их усиления
или ремонта;
— результаты обследования пролетных строений;
— результаты статических и динамических испытаний пролетных строений.
6.3. Допускаемую временную нагрузку k, которую может выдержать элемент, выражают в
единицах эталонной нагрузки k с учетом соответствующего динамического коэффициента (l +
н
«мю»).

Число единиц эталонной нагрузки является классом элемента пролетного строения и
определяется по формуле:

Динамический коэффициент (l + «мю») принимается в соответствии со значением,
полученным по формуле (6.2), но не менее 1,15.
6.4. Грузоподъемность элементов металлических пролетных строений определяется с
учетом постоянных нагрузок (веса пролетных строений, мостового полотна, кабельных и
воздушных коммуникаций и т.д.), центробежной силы при расположении мостов на кривых
участках пути, ветровой нагрузки и сил торможения (тяги) подвижного состава.
Если усталостные трещины возникли в узлах пересечения продольных ребер с поперечными
балками по сварному шву или с выходом на основной металл элемента, следует произвести
замену поврежденного элемента или его усиление и рассматривать его несущую способность с
учетом усиления. В случаях применения стандартных способов усиления, изложенных в разделе
8 настоящей инструкции, проверка несущей способности не требуется.
6.5. При классификации пролетных строений с ортотропной плитой и металлическим
балластным корытом может возникнуть необходимость выполнить следующие виды расчетов:
— для пролетных строений со сплошными главными балками:
а) расчет поясов на прочность совместно с ортотропной плитой;
б) расчет на прочность по касательным напряжениям;
в) расчет на прочность в зоне повреждения или дефекта;
— для пролетных строений со сквозными главными фермами:
а) расчет нижних поясов на прочность совместно с ортотропной плитой;
б) расчет на прочность поясных швов;
в) расчет на прочность в зоне повреждения или дефекта.

Учет постоянной нагрузки при определении грузоподъемности

При отсутствии эксцентриситета оси пути относительно оси пролетного строения
коэффициент «эпсилон» = 0,5.
k

Расчет грузоподъемности элементов на основе результатов испытаний

6.7. Оценка грузоподъемности производится по данным испытания пролетного строения и
последующего экстраполирования соотношения между замеренными напряжениями и величиной
расчетного сопротивления материала элемента конструкции.
Допускаемая эквивалентная временная нагрузка, которую способен выдержать элемент по
рассматриваемой фибре определяется по формуле:

Интенсивность эквивалентной временной нагрузки k зависит от длины загружения линии
и
влияния. Правила загружения линий влияния принимаются в соответствии с [6]. Для линий
влияния элементов ортотропной плиты, имеющих несколько участков разного знака, в случае
если длина отдельного участка окажется короче 15 м, их следует загружать однородной
нагрузкой последовательно по ее движению, принимая за длину загружения сумму длин
участков. При этом крайние участки загружать порожняком следует только если сумма их длин
превосходит 15 м.

Расчет пролетных строений со сквозными главными фермами

Расчет нижних поясов на прочность с учетом совместной работы ортотропной плиты

6.8. Несущая способность нижних поясов решетчатого пролетного строения с ортотропной
плитой, включенной в совместную работу с нижними поясами, при растяжении и местном изгибе
определяется в местах обрыва поясных листов, наибольших ослаблений или других опасных
сечениях.
Допускаемая временная нагрузка определяется по формуле:

Расчет на прочность поясных швов

6.9. Несущая способность по прочности поясных швов нижних поясов главных ферм
определяется на участке пояса средней длиной 1000 мм.
При расчете следует исходить из того, что продольная сила и местный изгибающий момент
передаются на вертикальные листы коробчатого сечения пояса, а затем перераспределяются на
горизонтальные листы сечения. К верхнему горизонтальному листу пояса прикрепляется по всей
длине ортотропная плита (рисунок 6.2), которая тоже включается в работу. Таким образом,
через сварные швы передается усилие и на лист настила балластного корыта (палубный лист) с
ребрами жесткости.

Примечание: размеры на рисунке представлены в мм, применительно для пролетного
строения длиной 55,0 м.

Сварные швы обеспечивают включение в работу элементы ортотропной плиты с
вертикальными листами нижнего пояса, что значительно увеличивает геометрические
характеристики рассчитываемого поперечного сечения.
Нижние пояса и ортотропная плита совместно работают на сопротивление продольной силе
и местному изгибающему моменту. Поэтому допускаемая временная вертикальная нагрузка пути
должна быть вычислена по формуле:

Расчет пролетных строений со сплошными главными балками

Расчет поясов на прочность с учетом совместной работы ортотропной плиты

6.10. Несущая способность балочного пролетного строения с ортотропной плитой и
металлическим балластным корытом при изгибе определяется в середине пролета, в местах
обрыва поясных листов, наибольших ослаблений и других опасных сечениях.
Допускаемая временная нагрузка определяется по формуле:

Пролетные строения с ортотропной плитой и металлическим балластным корытом
запроектированы с возможностью укладки на них пути, располагаемого по круговой кривой. В
этом случае одна сторона в середине пролета будет перегружена за счет смещения оси пути
относительно оси пролетного строения. Чаще всего ось пути располагают таким образом, чтобы
смещения в середине пролета и по его краям были примерно равны. В таком случае величина
смещения будет численно равна половине стрелы хорды круговой кривой, где величина хорды
есть полная длина пролетного строения. В этом случае стрела хорды будет определяться как:

Расчет на прочность по касательным напряжениям

6.11. Грузоподъемность балочных пролетных строений по касательным напряжениям с
верхним поясом в виде ортотропной плиты определяется по нейтральной оси главной балки у
опоры, в местах изменения поперечного сечения и в середине пролета.
Допускаемая временная нагрузка в этом случае будет определяться по формуле:

При классификации пролетных строений по грузоподъемности необходимо получить
минимальные классы элементов конструкции пролетных строений. Из приведенной формулы видно,
что для определения параметров n, «Омега» и «Омега» следует выбирать наибольшие участки
k k p
линии влияния поперечной силы.

Расчет устойчивости продольных ребер

При определении минимальных и максимальных напряжений в одном сечении момент и момент
min
«сигма»
х
инерции есть величины постоянные. В этом случае отношение ─────────── может быть заменено
max
«сигма»
х
отношением координат «у » (расстояние от нейтральной оси до фибр, в которых определяется
0-0
минимальное и максимальное напряжения).
Расчеты по устойчивости рекомендуется выполнять с применением лицензированных
расчетных программных комплексов по численному моделированию конструкций.

7. Оформление результатов обследований и испытаний

7.1 Результаты обследований и испытаний пролетных строений мостов должны оформляться актами и протоколами испытаний и храниться в книге моста.

8. Способы усиления элементов пролетных строений, имеющих усталостные трещины

Усиление усталостных повреждений в элементах двухъярусной ортотропной плиты сплошностенчатых пролетных строений

Конструктивные особенности пролетных строений с двухъярусной ортотропной плитой

См. Рисунок А.1. Пролетное строение с ездой поверху пролетом 33,6 м (показана половина сечения)

Конструктивные особенности пролетных строений с одноярусной ортотропной плитой

См. Рисунок А.3. Металлическое балочное сварное пролетное строение с ездой поверху на балласте расчетным пролетом 33,6 м

Конструктивные особенности балочных пролетных строений с ездой понизу открытого типа 18,0-33,6

См. Рисунок. А.4. Продольное сечение ортотропной плиты. Продольное ребро (с «рукавчиком»), не пересекающее поперечную балку, с радиальным переходом к зоне прикрепления

Поперечное сечение двухпутного пролетного строения с ортотропной плитой с продольными ребрами приваренными торцами к поперечной балке, показано на рисунке А.5.

См. Рисунок А.5. Двухпутное пролетное строение открытого типа

А.9. В некоторых проектах помимо продольных ребер применяются продольные балки, равные по высоте поперечным. Нижняя кромка стенки продольной балки имеет окаймляющий лист, который стыкуется с нижним поясом поперечной балки стыковым сварным швом. В этом случае нижний пояс поперечной балки имеет выпуск с радиальным переходом к основной кромке. Конструкция балочной клетки этого типа представлена на рисунке А.6.

См. Рисунок А.6. Конструкция ортотропной плиты с продольными балками

А.10. Другой вариант конструкции сопряжения продольного ребра с поперечной балкой, который показан на рисунке А.7, представляет собой полосовое ребро, пропущенное через поперечную балку без разрыва в прорезь ее стенки. Нижняя часть прорези заканчивается деконцентрирующим овальным отверстием. Продольное ребро приваривается к стенке с обеих сторон по всему контуру примыкания непрерывными швами, которые замыкаются через отверстие в стенке поперечной балки и не затрагивают свободную кромку вертикала продольного ребра. Вертикал продольного ребра выходит в отверстие в стенке поперечной байки на 15-20 мм ниже окончания сварных швов. Вертикальные стенки поперечной балки и продольного ребра объединяются сверху листом настила, образуя единую конструкцию.

См. Рисунок А.7. Одноярусное пересечение продольного ребра с поперечной балкой через вырез с отверстием

См. Рисунок Б1. Определение длин участков загружения по графику изменения напряжений в точке

См. Рисунок Б2. Определение скорости испытательного поезда по графику изменения напряжений в точке на подошве рельса, установленного посередине между шпалами

См. Рисунок В.1. Установка дополнительных ребер жесткости на поперечную балку в створе со стенкой продольного ребра

См. Рисунок В.2. Установка прокладки толщиной 80-100 мм между продольным ребром и поперечной балкой

Список использованных источников

1. Инструкция по содержанию искусственных сооружений, утвержденная МПС России от 28.12.1998 N ЦП-628.
2. СНиП 3.06.07-86 Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний.
3. Методические указания по обследованию балластного слоя от 12.12.1977 N ЦПТ-16-77.
4. Руководство по пропуску подвижного состава по железнодорожным мостам, утвержденное Главным управлением пути МПС СССР 04.07.1991 г.
5. Инструкция по оценке грузоподъемности металлических пролетных строений по результатам испытаний, в том числе неизвестных лет постройки, утвержденные Департаментом пути и сооружений ОАО «РЖД» от 25.10.2005 г.
6. Руководство по определению грузоподъемности металлических пролетных строений железнодорожных мостов, утвержденное Главным управлением пути МПС СССР 02.08.1985 г.
7. Правила по охране труда при содержании и ремонте железнодорожного пути от 24.02.1999 г. ПОТ РО-32-ЦП-652-99.
8. Методические указания по диагностике пролетных строений эксплуатируемых мостов, утвержденные Департаментом пути и сооружений ОАО «РЖД» от 25.10.2005 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *