Что такое экспресс такси диди
«Сначала будет очень дешево»: в России появилось такси из Китая
Китайский агрегатор заказа такси из Китая DiDi вышел на российский рынок. Пассажирам сервис предлагает цены ниже, чем у конкурентов, а водителям — комиссию 9,5%. Машину можно заказать в 15 российских городах, но к выходу в Москву компания пока не готова. Эксперты считают, что новый игрок вытеснит мелких конкурентов за счет демпинга и потом повысит стоимость поездок и сборы. Какие перспективы у нового игрока и что говорят о нем таксисты, разбирались «Известия».
Что за новый агрегатор
Сейчас помимо Азии сервис работает в Европе, Латинской Америке и Австралии. Всего он объединил 550 млн пользователей в 14 странах, которые совершают более 50 миллионов поездок ежедневно.
В России сервис заработал 24 ноября в 15 новых городах Поволжья и Центральной России, включая Белгород, Брянск, Владимир, Ижевск, Йошкар-Олу, Курск, Липецк, Набережные Челны, Оренбург, Пензу, Рязань, Тамбов, Тверь, Тулу, Чебоксары. Ранее, в августе, DiDi запустился в Казани, а вот о работе в Москве и Санкт-Петербурге речи пока не идет.
«Мы делаем серьезную ставку на российский рынок, но пока преждевременно называть дату начала работы в Москве», — отметила в беседе с «Известиями» PR-директор DiDi в России Ирина Гущина.
Подадут быстро
В DiDi обещают сделать поездки более доступными по сравнению с ценами основных конкурентов. Для этого сервис использует передовые технологии, включая анализ больших данных, алгоритмы прогнозирования спроса и интеллектуальной диспетчеризации, машинное обучение.
Автомобили будут подавать быстро, всего за несколько минут, говорят представители сервиса.
«Скорость подачи автомобилей, заказанных через DiDi в Казани, в среднем составляет 5 минут, варьируясь от 3 до 7 минут в зависимости от времени дня и загруженности дорог. Этого результата мы смогли добиться всего за три месяца работы. В каждом городе мы стремимся к тому, чтобы заказ автомобиля занимал считаные минуты. Мы обеспечиваем быструю подачу благодаря нашим технологиям, включая карты с динамикой спроса в водительском приложении, и поощрениям, помогающим сбалансировать спрос и предложение в разных частях города тогда, когда это необходимо», — объяснила Гущина.
Что касается безопасности пассажиров, то в дополнение к индивидуальным обязательным страховкам водителей DiDi предоставляет коллективное страхование от несчастных случаев и происшествий для водителей и пассажиров, которое покрывает ущерб жизни и здоровью, причиненный водителем, пассажиром или третьей стороной во время поездки.
В числе особенностей сервиса — круглосуточная помощь по телефону, то есть можно позвонить оператору, а не писать жалобу в приложении.
Кнопка SOS и возможность проследить маршрут
В приложении предусмотрен ряд важных функций: сохранение конфиденциальности телефонных номеров, возможность добавлять контакты доверенных лиц для экстренной связи, возможность делиться маршрутом своей поездки с друзьями и семьей, которые смогут следить за передвижением в режиме реального времени, а также возможность отмены подобранного системой водителя/пассажира.
Также в приложении есть кнопка SOS для пассажиров и водителей, которая позволяет в экстренной ситуации связаться с правоохранительными органами и передать сведения о поездке и текущее местоположение доверенным контактным лицам.
«До начала сотрудничества все водители проходят обязательную проверку», — заверили в компании.
Без скрытых платежей
Водителям DiDi предлагает прозрачные условия сотрудничества без скрытых платежей за пользование приложением. На данный момент комиссия для водителей составляет 9,5% и включает НДС.
«Важная отличительная особенность DiDi — фокус на инновации, которые не только обеспечивают безопасность, но и повышают эффективность работы платформы. Среди них работа с большими данными. Так, ежедневно DiDi обрабатывает более 106 ТБ информации о маршрутах транспортных средств, подключенных к системе, более 40 млрд запросов о поездках. Также это применение искусственного интеллекта в маршрутизации, включая прогнозирование спроса в разных частях каждого города на протяжении суток и применение умных алгоритмов диспетчеризации, машинное обучение, облачные вычисления», — поделилась Гущина.
«Они просто покупают себе место на рынке»
Новый игрок заявил о планах на быстрый рост и расширение бизнеса в России. Так, за два месяца работы в Казани DiDi стал вторым по величине сервисом по заказу поездок с постоянно растущей базой пользователей, водителей и партнеров-таксопарков.
Тем не менее сами профессиональные таксисты и эксперты относятся к обещаниям скептически: они не сомневаются, что сервис применяет довольно стандартную стратегию, накапливая базы водителей и пассажиров, привлекая их выгодными предложениями, доплатами и бесплатными поездками для клиентов, после чего установит рыночные цены и более жесткие требования к водителям. В частности, так считает руководитель Центра компетенций Международного Евразийского форума «Такси» Станислав Швагерус.
«Бизнес-модели у агрегаторов в целом одинаковые. При запуске в Казани водителям обещали, что у DiDi свой уникальный алгоритм загрузки, который более удобно подбирает заказы. Практика показала, что ничем принципиально алгоритм не отличается от алгоритма того же «Яндекса», «Ситимобила», Gett и приложения любого местного таксопарка из провинции. Что касается бизнес-модели захода на рынок нового агрегатора, они все одинаковые и нового тут ничего не придумать. Они просто покупают себе место на рынке. DiDi запустил программу промокодов и бесплатных поездок для пассажиров, их компания оплачивала из собственного кармана. А чтобы были заказы, нужно больше бортов. Чтобы привлечь водителей, им пообещали большие доплаты. Например, в Казани при 40 выполненных поездках DiDi гарантированно платил 14 тыс. рублей. Там началась настоящая война, потому что и «Яндекс», и «Ситимобил» тоже объявили о доплатах. И для водителей это хорошо — они пару месяцев будут получать приличные деньги», — рассказал «Известиям» Швагерус.
Он уверен: многие бонусы и для пассажиров, и для водителей исчезнут после того, как новый игрок наберет достаточную базу клиентов и таксистов. И цены просто сравняются с рыночными — дальше дело останется за привычками пассажиров.
«Пока деньги на продвижение будут идти из головного офиса. Но уже сейчас потихоньку набирается достаточное количество бортов и постепенно начнут исчезать разные бонусы и доплаты, повышаться комиссия, выравниваться цены. Так, обещанный доход снизили с 14 тыс. рублей до 10 тыс. рублей. Мы это уже проходили. Когда около года назад «Ситимобил» начал экспансию в регионы, на каждый город они тратили по 1 млрд рублей, водители поработали 3–4 месяца и всё. При этом уже сейчас пассажиры на форумах обсуждают, что ждут разных промокодов или бесплатных дней для поездок, а без них приложение не запускают — ждут скидок», — отметил Швагерус.
Эксперт рассказал, что комиссия работающих в России агрегаторов, которым водители платят за доступ к заказам, варьируется в зависимости от региона и может составлять от 10% в небольших городах до 28–30% в Москве. Кроме того, приходится доплачивать за использование программного обеспечения — например, навигатором «Яндекс».
Война за потребительские привычки
Координатор сообщества Петр Шкуматов, который сам долгое время проработал в такси, считает, что приход DiDi в первую очередь означает гибель для мелких игроков, таких как местные таксомоторные компании. Они просто не смогут пережить временное отсутствие заказов, связанное с демпингом от конкурента.
«У DiDi есть огромная финансовая поддержка от головного офиса. В России на соразмерные вливания могут рассчитывать только «Яндекс» или «Ситимобил». Им наличие такого конкурента не критично. А вот у мелких игроков и даже у Gett могут возникнуть проблемы. Применяется классическая агрессивная политика — выбить слабых, заплатить за водителей и занять их места», — рассказал «Известиям» Шкуматов. Он объясняет, что первое время DiDi попытается максимально перекроить рынок под себя.
«Такие гарантированные заработки, как сделали таксистам Казани, в регионах найти не так просто. Конечно, многие новые водители решили подключиться и стать таксистами. Но в Москве ситуация иная, деньги здесь есть, поэтому, когда DiDi попытается взломать московский рынок, здесь начнется жесткое противостояние», — объяснил Шкуматов.
По мнению эксперта, между агрегаторами сейчас идет война за потребительские привычки. После переходного периода, по его словам, доходы водителей и цены на услугу сравняются с рыночными. Решать, каким приложением воспользоваться, по его словам, пассажиры будут исходя из цены и доступности машин.
Поездка началась: как сервис по заказу такси DiDi вышел на рынки Мексики, Чили и Новой Зеландии
И почему этот опыт помог ему закрепиться в России.
Сервис по заказу такси DiDi начал международную экспансию более пяти лет назад, а в Россию пришел в 2020 году. Тогда рынок уже сформировался и был поделен конкурентами. За год работы компании удалось набрать лояльную аудиторию: в сервисе зарегистрировались более 5 млн пользователей и свыше 100 тысяч водителей. Определить стратегию для развития в России DiDi помог опыт работы в других странах.
В январе 2018 года, когда компания вышла в Бразилию благодаря покупке местного агрегатора «99», гендиректор и основатель DiDi Чэн Вэй заявил: «Глобализация — наш стратегический приоритет». К тому моменту в этом не было сомнений: компания несколько лет активно закреплялась на рынках за пределами родного Китая.
С тех пор DiDi продолжает следовать курсу усиления глобального присутствия. Цель достигается двумя способами:
О последнем мы поговорим подробнее — ведь запуск DiDi в Мексике, Чили и Новой Зеландии подготовил почву для успешного старта и в России.
Это первый регион за пределами Китая, где DiDi запустилась под собственным брендом. Выбор региона легко объяснить: по оценке Bloomberg, в 2018 году Мексика была одним из самых быстроразвивающихся и привлекательных для инвесторов рынков в мире.
Сервис запустился там в апреле 2018 года, после пилота в полумиллионом городе Толука. Уже к концу года DiDi Express работал в восьми мексиканских городах, включая самые крупные: Гвадалахару, Монтеррей и Мехико. И это в условиях, когда практически никто не знал о бренде, а на рынке доминировал Uber. В 2021 году DiDi работает в 50 мексиканских городах.
Что помогло отвоевать свою долю на рынке? В первую очередь, инновации. Компания гибко и новаторски подошла к ценообразованию: после тарифа DiDi «Экспресс» для частных водителей появился сервис «Такси», к которому подключены водители таксопарков, и утренний тариф «Эконом». Пассажиров и водителей сервис привлекал дополнительными возможностями. В DiDi, к примеру, есть тревожная кнопка, опции мониторинга в пути, записи разговоров в салоне — и еще больше 15 функций.
Вместе с тем бренд с самого начала диверсифицировался, параллельно развивая несколько сервисов. Почти одновременно с заказом такси в Мексике заработали платежная система DiDi Pay и доставка DiDi Food. Для многих мексиканцев они оказались инновационными: 30% клиентов и 40% ресторанов, зарегистрированных в DiDi Food, никогда не пользовались подобными цифровыми сервисами до запуска DiDi. Для управления разносторонним бизнесом потребовалась большая местная команда — число сотрудников DiDi выросло от нескольких десятков на запуске до 400 человек.
Симпатии жителей страны завоевывали ещё и с помощью социально значимых проектов. Во время пандемии компания запустила программу поддержки врачей, занятых в борьбе с коронавирусом DiDi Hero и скидки на поездки до центров вакцинации DiDi Vacúnate. В 2020 году компания вывела на улицы Мехико 700 электромобилей — это первая инициатива подобного масштаба в Латинской Америке.
Перед запуском в Мексике мы адаптировали приложение, системы, структуры и услуги к новой стране и убедились, что все работает идеально. Уникальные характеристики мексиканского рынка — широкое проникновение мобильных телефонов, внимание к ценам и доходам, приоритет безопасности — подтолкнули нас к развитию и гибкости. Полученные знания служат основой для роста в других странах.
В 2018 году DiDi запустилась в австралийском Мельбурне. Это был первый англоязычный рынок для компании. Через полтора года сервис работал уже в семи городах, в том числе в Сиднее, а к 2021-му — в 28. В отличие от европейского Bolt, который в этом году ушел из страны, DiDi корона-кризис не помешал.
Желая повторить австралийский успех в соседней Новой Зеландии, сервис запустился в ноябре 2020 года в самом густонаселенном городе страны Окленде. Как и в Австралии, в Новой Зеландии индустрия агрегаторов такси пока молодая, но уже сложная и развитая. Поэтому на запуске в Окленде стратегия напоминала австралийскую, но при этом учитывала особенности новозеландской культуры и местного рынка. В частности, жители этой страны отличаются гостеприимством, любят ходить в гости, приносить домашнюю еду родственникам и друзьям, а также охотно поддерживают местных производителей. Уже в марте 2021 года DiDi запустила новый дополнительный сервис — безопасную доставку водителями такси мелких посылок на территории Окленда. Местный малый бизнес тоже стал использовать сервис для доставки покупателям интернет-заказов.
Сейчас DiDi занимает второе место по популярности на рынке (в Окленде пользователи DiDi пользуются двумя услугами: тарифом «Экспресс» и сервисом доставки Delivery).
Запуск DiDi в Новой Зеландии напомнил, насколько важно для бизнеса умение подстраиваться под потребности местных жителей. DiDi уже два года работала в Австралии, на рынке, где культура и ценности очень похожи на новозеландские (гостеприимство, открытость, толерантность, потребность в безопасности стоят для жителей этих стран на первом месте). Несмотря на сходство, подход, ориентированный на Австралию, скорее всего, не нашел бы отклика у новозеландских пользователей. Поэтому запуск DiDi в Окленде был гиперлокализированным.
Как пример — сотрудничество с популярным местным рестораном: вместе мы создали фирменные бургеры DiDi. Иллюстрации для защитных экранов в машинах также нарисовали оклендские художники. Экраны не только защищают водителей и пассажиров, но и служат поводом поболтать в поездке разговоров — и увеличить вовлеченность сообщества.
DiDi запустилась в Новой Зеландии во время пандемии, но меры по борьбе с заболеванием в стране позволяли относительно свободно передвигаться по городам. И хотя это дало возможность стимулировать городские поездки на запуске, понадобилось дополнительно подчеркнуть безопасность и поддержку бренда. Поэтому DiDi много рассказывала о здоровье пользователей и поддержке водителей.
Компания предложила водителям финансовую помощь, маски и разделители. Реальные действия и содержательное общение помогли установить связь с аудиторией: исключительно рекламный запуск мог показаться неискренним в такое непростое время.
Для запуска в Чили в июне 2019 года DiDi выбрал не шестимиллионный Сантьяго, а более компактный, но мобильный Вальпараисо. Ставка сыграла — бизнес рос очень быстро. Через полгода сервис охватил большую часть городской территории страны, включая Сантьяго и еще 22 города, и диверсифицировался, запустив службу доставки.
В отличие от Мексики, в Чили не было крупных международных компаний-конкурентов. Они предпочитали держаться в стороне, поскольку рынок агрегаторов такси в стране не был отрегулирован законодательно. Тем не менее, DiDi удалось вывести индустрию из «серой зоны» и дать возможность таксистам легально подключиться к технологической платформе. Компания рассчитывает, что рынки Латинской Америки станут основными драйверами роста в ближайшие годы.
Помочь в этом может фокус на инновациях. Научно-исследовательская сеть DiDi тянется от Пекина до Кремниевой Долины, где расположен R&D-центр DiDi Labs. Среди его направлений — технологии безопасности и оптимизация маршрутов, беспилотники, картография, компьютерное зрение.
При запуске в Чили мы поняли, как важно быть гибкими, и убедились: DiDi хоть и глобальная компания, видение на развитие местного рынка тоже важно. За два года работы, которые компания отметила в Чили, мы сумели помочь местным жителям, пользователям и водителям, предлагая поездки и возможность заработать. Это были трудные времена и гражданских волнений, которые привели к созданию новой конституции, и, пандемии, сильно ударившей по жителям страны.
Россия — первая страна в Европе, где DiDi заработала под собственным брендом: сервис запустился в Казани летом 2020 года. В России сильные локальные игроки, что отличает рынок от той же Латинской Америки, где на момент появления DiDi лидировал американский Uber. Тем не менее, опыт запуска в Мексике и Чили решили применить и здесь. Бренд стартовал не с крупнейших мегаполисов или столицы, а с города, в котором можно было спокойно обкатать пилотный проект.
Прежде чем выбрать Казань, компания внимательно изучала условия ведения бизнеса, динамику рынка городских перевозок, потребности горожан и ситуацию с коронавирусом. Как и в Новой Зеландии и в Мексике, при запуске сервиса в городах России особое внимание уделяли вопросам безопасности водителей и пассажиров.
В российском отделении работает около 100 человек. Уже за первые 3 месяца работы DiDi удалось не только наладить все офисные процессы в полностью дистанционном режиме, но и добиться впечатляющих показателей в работе сервиса. Так, в Казани средняя скорость подачи машины составляла 5 минут (в зависимости от загруженности дорог она варьируется от 3 до 7 минут), с тех пор этот показатель не менялся.
Специфика российского рынка, отличная от тех стран, куда уже вышла DiDi, наложила свой отпечаток на запуск. Например, в Латинской Америке водители напрямую подключаются к сервису, в России же популярны таксопарки, поэтому нам пришлось значительно пересмотреть функционал приложения, чтобы оно стало понятным и полезным для партнеров.
Приоритет DiDi — безопасность пассажиров и самих водителей. Для этого сервис предоставляет услуги индивидуального страхования, верифицирует таксистов, позволяет пассажирам сообщать об опасных ситуация в полицию и экстренные службы с помощью кнопки SOS. С августа 2020 года присутствие DiDi в России выросло до 38 городов. К августу 2021 года компания совершила 36 млн поездок и подключила более 100 тысяч водителей из 4000 таксопарков.
На каждом рынке существует своя специфика, которую DiDi учитывает. Далеко не всегда при выходе на новый рынок компания становилась первым игроком на нём. И в Мексике, и в Новой Зеландии, и в России рынок был фактически уже поделён. Поэтому оптимальной стратегией было выходить на них поэтапно, осваивая регион за регионом, не надеясь «с наскока» завоевать лидерские позиции — и вместе с тем постоянно работать над продуктом, учитывая пожелания потребителей и слабые стороны других игроков.
Поездка началась: как сервис по заказу такси DiDi вышел на рынки Мексики, Чили и Новой Зеландии
И почему этот опыт помог ему закрепиться в России.
Сервис по заказу такси DiDi начал международную экспансию более пяти лет назад, а в Россию пришел в 2020 году. Тогда рынок уже сформировался и был поделен конкурентами. За год работы компании удалось набрать лояльную аудиторию: в сервисе зарегистрировались более 5 млн пользователей и свыше 100 тысяч водителей. Определить стратегию для развития в России DiDi помог опыт работы в других странах.
В январе 2018 года, когда компания вышла в Бразилию благодаря покупке местного агрегатора «99», гендиректор и основатель DiDi Чэн Вэй заявил: «Глобализация — наш стратегический приоритет». К тому моменту в этом не было сомнений: компания несколько лет активно закреплялась на рынках за пределами родного Китая.
С тех пор DiDi продолжает следовать курсу усиления глобального присутствия. Цель достигается двумя способами:
О последнем мы поговорим подробнее — ведь запуск DiDi в Мексике, Чили и Новой Зеландии подготовил почву для успешного старта и в России.
Это первый регион за пределами Китая, где DiDi запустилась под собственным брендом. Выбор региона легко объяснить: по оценке Bloomberg, в 2018 году Мексика была одним из самых быстроразвивающихся и привлекательных для инвесторов рынков в мире.
Сервис запустился там в апреле 2018 года, после пилота в полумиллионом городе Толука. Уже к концу года DiDi Express работал в восьми мексиканских городах, включая самые крупные: Гвадалахару, Монтеррей и Мехико. И это в условиях, когда практически никто не знал о бренде, а на рынке доминировал Uber. В 2021 году DiDi работает в 50 мексиканских городах.
Что помогло отвоевать свою долю на рынке? В первую очередь, инновации. Компания гибко и новаторски подошла к ценообразованию: после тарифа DiDi «Экспресс» для частных водителей появился сервис «Такси», к которому подключены водители таксопарков, и утренний тариф «Эконом». Пассажиров и водителей сервис привлекал дополнительными возможностями. В DiDi, к примеру, есть тревожная кнопка, опции мониторинга в пути, записи разговоров в салоне — и еще больше 15 функций.
Вместе с тем бренд с самого начала диверсифицировался, параллельно развивая несколько сервисов. Почти одновременно с заказом такси в Мексике заработали платежная система DiDi Pay и доставка DiDi Food. Для многих мексиканцев они оказались инновационными: 30% клиентов и 40% ресторанов, зарегистрированных в DiDi Food, никогда не пользовались подобными цифровыми сервисами до запуска DiDi. Для управления разносторонним бизнесом потребовалась большая местная команда — число сотрудников DiDi выросло от нескольких десятков на запуске до 400 человек.
Симпатии жителей страны завоевывали ещё и с помощью социально значимых проектов. Во время пандемии компания запустила программу поддержки врачей, занятых в борьбе с коронавирусом DiDi Hero и скидки на поездки до центров вакцинации DiDi Vacúnate. В 2020 году компания вывела на улицы Мехико 700 электромобилей — это первая инициатива подобного масштаба в Латинской Америке.
Перед запуском в Мексике мы адаптировали приложение, системы, структуры и услуги к новой стране и убедились, что все работает идеально. Уникальные характеристики мексиканского рынка — широкое проникновение мобильных телефонов, внимание к ценам и доходам, приоритет безопасности — подтолкнули нас к развитию и гибкости. Полученные знания служат основой для роста в других странах.
В 2018 году DiDi запустилась в австралийском Мельбурне. Это был первый англоязычный рынок для компании. Через полтора года сервис работал уже в семи городах, в том числе в Сиднее, а к 2021-му — в 28. В отличие от европейского Bolt, который в этом году ушел из страны, DiDi корона-кризис не помешал.
Желая повторить австралийский успех в соседней Новой Зеландии, сервис запустился в ноябре 2020 года в самом густонаселенном городе страны Окленде. Как и в Австралии, в Новой Зеландии индустрия агрегаторов такси пока молодая, но уже сложная и развитая. Поэтому на запуске в Окленде стратегия напоминала австралийскую, но при этом учитывала особенности новозеландской культуры и местного рынка. В частности, жители этой страны отличаются гостеприимством, любят ходить в гости, приносить домашнюю еду родственникам и друзьям, а также охотно поддерживают местных производителей. Уже в марте 2021 года DiDi запустила новый дополнительный сервис — безопасную доставку водителями такси мелких посылок на территории Окленда. Местный малый бизнес тоже стал использовать сервис для доставки покупателям интернет-заказов.
Сейчас DiDi занимает второе место по популярности на рынке (в Окленде пользователи DiDi пользуются двумя услугами: тарифом «Экспресс» и сервисом доставки Delivery).
Запуск DiDi в Новой Зеландии напомнил, насколько важно для бизнеса умение подстраиваться под потребности местных жителей. DiDi уже два года работала в Австралии, на рынке, где культура и ценности очень похожи на новозеландские (гостеприимство, открытость, толерантность, потребность в безопасности стоят для жителей этих стран на первом месте). Несмотря на сходство, подход, ориентированный на Австралию, скорее всего, не нашел бы отклика у новозеландских пользователей. Поэтому запуск DiDi в Окленде был гиперлокализированным.
Как пример — сотрудничество с популярным местным рестораном: вместе мы создали фирменные бургеры DiDi. Иллюстрации для защитных экранов в машинах также нарисовали оклендские художники. Экраны не только защищают водителей и пассажиров, но и служат поводом поболтать в поездке разговоров — и увеличить вовлеченность сообщества.
DiDi запустилась в Новой Зеландии во время пандемии, но меры по борьбе с заболеванием в стране позволяли относительно свободно передвигаться по городам. И хотя это дало возможность стимулировать городские поездки на запуске, понадобилось дополнительно подчеркнуть безопасность и поддержку бренда. Поэтому DiDi много рассказывала о здоровье пользователей и поддержке водителей.
Компания предложила водителям финансовую помощь, маски и разделители. Реальные действия и содержательное общение помогли установить связь с аудиторией: исключительно рекламный запуск мог показаться неискренним в такое непростое время.
Для запуска в Чили в июне 2019 года DiDi выбрал не шестимиллионный Сантьяго, а более компактный, но мобильный Вальпараисо. Ставка сыграла — бизнес рос очень быстро. Через полгода сервис охватил большую часть городской территории страны, включая Сантьяго и еще 22 города, и диверсифицировался, запустив службу доставки.
В отличие от Мексики, в Чили не было крупных международных компаний-конкурентов. Они предпочитали держаться в стороне, поскольку рынок агрегаторов такси в стране не был отрегулирован законодательно. Тем не менее, DiDi удалось вывести индустрию из «серой зоны» и дать возможность таксистам легально подключиться к технологической платформе. Компания рассчитывает, что рынки Латинской Америки станут основными драйверами роста в ближайшие годы.
Помочь в этом может фокус на инновациях. Научно-исследовательская сеть DiDi тянется от Пекина до Кремниевой Долины, где расположен R&D-центр DiDi Labs. Среди его направлений — технологии безопасности и оптимизация маршрутов, беспилотники, картография, компьютерное зрение.
При запуске в Чили мы поняли, как важно быть гибкими, и убедились: DiDi хоть и глобальная компания, видение на развитие местного рынка тоже важно. За два года работы, которые компания отметила в Чили, мы сумели помочь местным жителям, пользователям и водителям, предлагая поездки и возможность заработать. Это были трудные времена и гражданских волнений, которые привели к созданию новой конституции, и, пандемии, сильно ударившей по жителям страны.
Россия — первая страна в Европе, где DiDi заработала под собственным брендом: сервис запустился в Казани летом 2020 года. В России сильные локальные игроки, что отличает рынок от той же Латинской Америки, где на момент появления DiDi лидировал американский Uber. Тем не менее, опыт запуска в Мексике и Чили решили применить и здесь. Бренд стартовал не с крупнейших мегаполисов или столицы, а с города, в котором можно было спокойно обкатать пилотный проект.
Прежде чем выбрать Казань, компания внимательно изучала условия ведения бизнеса, динамику рынка городских перевозок, потребности горожан и ситуацию с коронавирусом. Как и в Новой Зеландии и в Мексике, при запуске сервиса в городах России особое внимание уделяли вопросам безопасности водителей и пассажиров.
В российском отделении работает около 100 человек. Уже за первые 3 месяца работы DiDi удалось не только наладить все офисные процессы в полностью дистанционном режиме, но и добиться впечатляющих показателей в работе сервиса. Так, в Казани средняя скорость подачи машины составляла 5 минут (в зависимости от загруженности дорог она варьируется от 3 до 7 минут), с тех пор этот показатель не менялся.
Специфика российского рынка, отличная от тех стран, куда уже вышла DiDi, наложила свой отпечаток на запуск. Например, в Латинской Америке водители напрямую подключаются к сервису, в России же популярны таксопарки, поэтому нам пришлось значительно пересмотреть функционал приложения, чтобы оно стало понятным и полезным для партнеров.
Приоритет DiDi — безопасность пассажиров и самих водителей. Для этого сервис предоставляет услуги индивидуального страхования, верифицирует таксистов, позволяет пассажирам сообщать об опасных ситуация в полицию и экстренные службы с помощью кнопки SOS. С августа 2020 года присутствие DiDi в России выросло до 38 городов. К августу 2021 года компания совершила 36 млн поездок и подключила более 100 тысяч водителей из 4000 таксопарков.
На каждом рынке существует своя специфика, которую DiDi учитывает. Далеко не всегда при выходе на новый рынок компания становилась первым игроком на нём. И в Мексике, и в Новой Зеландии, и в России рынок был фактически уже поделён. Поэтому оптимальной стратегией было выходить на них поэтапно, осваивая регион за регионом, не надеясь «с наскока» завоевать лидерские позиции — и вместе с тем постоянно работать над продуктом, учитывая пожелания потребителей и слабые стороны других игроков.