Что такое экспозиция в кино

Что такое экспозиция в кино? Или как правильно начать фильм?

Каждый человек знает, что главное – это уверенно начать. В кино эти законы тоже работают.

(видео было сделано в экспериментальном для меня формате, прошу оценить подпиской и комментарием)

(текстовая версия ролика ниже)

Экспозиция — часть произведения, которая рассказывает о действующих лицах и действиях. Проще говоря, это самое начало любого произведения, в котором мы должны понять, кто такой герой и в чем его проблема.

Вечный способ

Например, мы видим неуклюжую девушку, непопадающую под современные стандарты моды. Так происходит в фильме «Дьявол носит Прада», где в самом начале зритель может понять основной конфликт: девушка не подходит под заданные стандарты современности.

Что такое экспозиция в кино. Смотреть фото Что такое экспозиция в кино. Смотреть картинку Что такое экспозиция в кино. Картинка про Что такое экспозиция в кино. Фото Что такое экспозиция в киноКак нам это показывают?Ответ: с помощью простых монтажных приемов, известных каждому кинематографисту. Еще Сергей Эйзенштейн утверждал, что при монтаже кадры должны быть связаны друг с другом. Это джакстопозиция или простым языком эффект Кулешова, когда при соединении двух кадров получается третий смысл.​Так и здесь: создатели монтируют вступление так, чтобы показать разницу между миром моды и миром персонажа. Например, героиня пользуется обычной гигиенической помадой, тогда как другие красят губы яркой и дорогой​; они едят диетическую пищу, она употребляет только фастфуд.

Мультфильмы — это тоже кино

Не стоит забывать и про эталонные, в сценарном плане, мультфильмы студии Pixar. К примеру, в начале м/ф «Тачки» разговор героя с самим собой раскрывает его характер: мы понимаем, что он — эгоцентричный карьерист, желающий только победы.

Что такое экспозиция в кино. Смотреть фото Что такое экспозиция в кино. Смотреть картинку Что такое экспозиция в кино. Картинка про Что такое экспозиция в кино. Фото Что такое экспозиция в кино

В этом мультфильме создатели идеально сохраняют нерушимое правило кинематографа: лучше показать, чем рассказать.

Идеальный во всем

Эталоном идеальной экспозиции, на мой взгляд, является фильм Майка Николса «Выпускник». Первая сцена фильма была написана так (далее вольный перевод финального драфта сценария):

Он останавливается, пытаясь вспомнить подходящее слово, ищет его в бумагах. Они разлетаются из-за порывов ветра. «Цель, друзья мои, цель…». Бен в панике, он смотрит в зал, однако тот оказывается пустым. Звук ветра перерастает в гудение двигателя самолета»

Достаточно сильная и метафоричная сцена. Загвоздка здесь заключается в том, что ее нет в самом фильме. Ведь задача режиссера состоит в наполнении каждой секунды произведения какой-либо художественной ценностью. Поэтому в начале фильма герой просто сидит в самолете, причем смотрит он в другую сторону, в отличие ото всех пассажиров. Так Майк Николс подчеркивает отрешенность героя.

Затем мы видим, как Бен не едет, а словно плывет на эскалаторе на фоне пустой белой стены. Мы сразу же понимаем, что герой одинок, и настолько отрезан от этого мира, что даже его чемодан перемещается отдельно, он не понимает и не знает чем заняться. Все это подкрепляется саундтреком «Sound of Silence», усиливая эффект от каждой сцены.

Фильм «Выпускник» — это яркий пример идеальной экспозиции, когда за менее чем несколько минут, без слов, нам рассказывают о положении героя, его характере и о предстоящем конфликте.

Мы существуем в том обществе, где первое впечатление играет важнейшую роль. Экспозиция является первой ступенькой к вовлечению зрителя и одним из основополагающих структурных элементов сценария. И возможно чуть ли не самым главным.

Источник

8 золотых правил работы с экспозицией в фильме

Что такое экспозиция в кино. Смотреть фото Что такое экспозиция в кино. Смотреть картинку Что такое экспозиция в кино. Картинка про Что такое экспозиция в кино. Фото Что такое экспозиция в кино

Mar 27, 2018 · 4 min read

Если вы все еще думаете, что экспозиция — это то, что происходит в самом начале фильма, вам непременно нужно прочитать статью! Мы не шутим, это распространенное заблуждение, поэтому давайте разбираться. Заодно вы узнаете, как правильно выстраивать экспозицию и с какими элементами картины ее выгодно сочетать.

Что такое экспозиция в кино. Смотреть фото Что такое экспозиция в кино. Смотреть картинку Что такое экспозиция в кино. Картинка про Что такое экспозиция в кино. Фото Что такое экспозиция в кино

Для начала дадим само определение экспозиции. Это сообщение зрителю дополнительных фактов и сведений, которые помогут понять сюжет. Сюда входят воспоминания, мечты, чувства, желания героя, легенды, эпизоды предыстории, дополнительные события или особые обстоятельства.

Уловили? Экспозиция нуж н а только зрителю и на продвижение сюжета она не работает, да и сам герой в курсе, что с ним происходило или что он испытывает. Теперь к правилам.

Правило 1. Долгой экспозиции в начале — нет!

Она может сделать фильм попросту затянутым и занудным (если это, конечно, не артхаусная фишка). К тому же рискуете загрузить лишней информацией, которая ничего не привнесет, а только утяжелит киноповестовование.

Правило 2. Нужным сведениям в экспозиции — да!

Правило 3. Экспозиция в виде закадрового — выход

…но далеко не всегда.

Такой способ действительно можно использовать и весьма успешно. Рассказ за кадром может погрузить в прошлое героя или посвятить в его мысли. Решение неплохое, но упрощенное. А ведь кино должно показывать. Но приведем интересный пример (лишь один из вариантов, как повернуть прием под необычным углом). В фильме «Эта замечательная жизнь» в первой сцене по очереди звучит несколько закадровых, показывающих отношение к главному герою. А после диалог происходит уже на небесах, где обсуждают запланированное самоубийство этого героя.

Правило 4. Ретроспектива.

Альтернативный прием, как раз относящийся к «показать». Например, сцена из прошлого может объяснить мотивацию поступков героя и сделать образ более логичным и цельным. Так происходит в «Выжившем». Мы видим, как убивают жену главного героя, что в дальнейшем объясняет его мотивацию бороться до конца — месть не столько за себя, сколько за сына.

Правило 5. Не только в начале!

Чаще всего экспозицию рассматривают именно как первые кадры фильма, которые позволяют зрителю осмотреться и сделать первые шаги. Но экспозиция может и должна присутствовать во всем фильме, а самый сильный эффект достигается в моментах наивысшего напряжения.

Но если говорить о начале, вот еще несколько популярных приемов экспозиции (помимо ретроспективы и закадрового):

• портрет героя («Маленькая мисс счастье»),

• восьмерка («Криминальное чтиво»),

• сон («Аризонская мечта»),

• пробуждение («Вечное сияние чистого разума»),

• эпизод из другой реальности («Крупная рыба»),

• интервью («Шоу Трумана»),

• стендап («Человек на Луне»),

• хроника/ псевдохроника («Титаник»),

• эффектная сцена («С широко закрытыми глазами»).

Правило 6. Идеальное сочетание с конфликтом.

А вот и способ сделать экспозицию более захватывающей. Подойдет как раз не только для начала, но и для сцен в ходе развития сюжета. В «Амадее» экспозиция вплетена в противостояние интересов персонажей. Моцарт рассказывает священнику, кто такой Сальери, священник желает исполнить свою миссию и исповедовать Сальери, а сам Сальери хочет, чтобы его музыку услышали. Мы одновременно узнаем что-то из прошлого героя и видим несовпадение позиций и целей нескольких персонажей.

Правило 7. Просто добавь юмора.

На самом деле, это не просто, и шутить в кино (да и в жизни) гораздо сложнее, чем разворачивать трагедию. Но именно шутки помогают лучше усвоить экспозицию (если жанр позволяет). В фильме «Китайский квартал» Джейку нужно раздобыть информацию в архиве мэрии. Клерк при этом документы выдает неохотно. Тогда главный герой просит линейку и, кашлянув, выдирает страницу из документа. Броско, забавно и +100 к харизме героя.

Правило 8. Растягивайте удовольствие.

Экспозицию нужно выдавать маленькими дозами, чтобы зритель «подсел» и к тому же успел переваривать. Помните: принцип «чем больше, тем лучше» здесь не работает.

Резюмируем.

• Нещадно убирайте из экспозиции ничего не говорящие кадры. Спросите себя, что они несут, как характеризуют героя и ситуацию? Если ответ устроил — смело включайте в сценарий.

• Подумайте, какой прием будет уместнее и ярче, чтобы донести до зрителя эти самые «бонусы» к истории: не останавливайтесь на первом пришедшем в голову варианте.

• И наконец, не зацикливайтесь на экспозиции в начале. У вас есть простор всего фильма, чтобы добавить киношного «соуса» (экспозиция все-таки соус, а не начинка). Но не переборщите, чтобы не испортить блюдо, и не бойтесь пробовать новые рецепты.

Источник

Что такое экспозиция в кино? / Как начать фильм?

Каждый человек знает, что главное – это уверенно начать. В кино эти законы тоже работают.

(видео было сделано в экспериментальном для меня формате, прошу оценить подпиской и комментарием)

(текстовая версия ролика ниже)

Например, мы видим неуклюжую девушку, непопадающую под современные стандарты моды. Так происходит в фильме «Дьявол носит Прада», где в самом начале зритель может понять основной конфликт: девушка не подходит под заданные стандарты современности.

Как нам это показывают?

Ответ: с помощью простых монтажных приемов, известных каждому кинематографисту. Еще Сергей Эйзенштейн утверждал, что при монтаже кадры должны быть связаны друг с другом. Это джакстопозиция или простым языком эффект Кулешова, когда при соединении двух кадров получается третий смысл.

Так и здесь: создатели монтируют вступление так, чтобы показать разницу между миром моды и миром персонажа. Например, героиня пользуется обычной гигиенической помадой, тогда как другие красят губы яркой и дорогой; они едят диетическую пищу, она употребляет только фастфуд.

В этом мультфильме создатели идеально сохраняют нерушимое правило кинематографа: лучше показать, чем рассказать .

Эталоном идеальной экспозиции, на мой взгляд, является фильм Майка Николса «Выпускник». Первая сцена фильма была написана так (далее вольный перевод финального драфта сценария) :

Он останавливается, пытаясь вспомнить подходящее слово, ищет его в бумагах. Они разлетаются из-за порывов ветра. «Цель, друзья мои, цель…». Бен в панике, он смотрит в зал, однако тот оказывается пустым. Звук ветра перерастает в гудение двигателя самолета»

Достаточно сильная и метафоричная сцена. Загвоздка здесь заключается в том, что ее нет в самом фильме. Ведь задача режиссера состоит в наполнении каждой секунды произведения какой-либо художественной ценностью. Поэтому в начале фильма герой просто сидит в самолете, причем смотрит он в другую сторону, в отличие ото всех пассажиров. Так Майк Николс подчеркивает отрешенность героя.

Затем мы видим, как Бен не едет, а словно плывет на эскалаторе на фоне пустой белой стены. Мы сразу же понимаем, что герой одинок, и настолько отрезан от этого мира, что даже его чемодан перемещается отдельно, он не понимает и не знает чем заняться. Все это подкрепляется саундтреком «Sound of Silence», усиливая эффект от каждой сцены.

Мы существуем в том обществе, где первое впечатление играет важнейшую роль. Экспозиция является первой ступенькой к вовлечению зрителя и одним из основополагающих структурных элементов сценария. И возможно чуть ли не самым главным.

Источник

Экспозиция в кино: что это такое и для чего она нужна

Что такое экспозиция в кино. Смотреть фото Что такое экспозиция в кино. Смотреть картинку Что такое экспозиция в кино. Картинка про Что такое экспозиция в кино. Фото Что такое экспозиция в кино

Что такое экспозиция в кино. Смотреть фото Что такое экспозиция в кино. Смотреть картинку Что такое экспозиция в кино. Картинка про Что такое экспозиция в кино. Фото Что такое экспозиция в кино

ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО СЦЕНАРИСТА

Прежде чем включиться в историю, зритель должен в первую очередь понять, что происходит в фильме. Кто герой? Какой он по характеру? В каком мире он живет? В чем его основной конфликт?

Та часть фильма или сериала, которая дает зрителю ответы на все эти вопросы называется экспозиция. О ней мы и поговорим в этом материале.

Экспозиция – это первый акт

Классически под экспозицию принято выделять первый акт фильма или сериала. Это делается, чтобы зрители сразу узнали нужную для понимания истории информацию и подключились к героям. Тогда дальше уже можно не отвлекаться от самих приключений.

Если мы говорим про первый акт полнометражного фильма, то это, как мы уже неоднократно упоминали в предыдущих наших материалах, от 15 до 30 минут экранного времени и соответственно до 30-35 страниц в сценарии.

Причем, последние тенденции в кино призывают к сокращению этой части. Современный зритель не терпелив, ему поскорее хочется увидеть сами приключения. Именно поэтому экспозицию в первом акте сейчас все сокращают, а если нет такой возможности, сразу же разбавляют каким-то аттракционом: погоней, перестрелкой или комедийной ситуацией.

Прописывая экспозицию, сценарист всегда должен помнить главное правило: «В начале, зрителю нужно дать минимум необходимой для понимания информации». Ровно столько, сколько нужно, чтобы он не потерялся в сюжете.

Все детали и нюансы вполне можно ввернуть в другие части фильма, в так называемые моменты передышки. Это сцены между экшеном, где зритель отдыхает от основного аттракциона фильма, а персонажи осмысливают произошедшее и строят дальнейшие планы.

Примеры экспозиции сокращенной до минимума можно найти в любом хорошем сериале. Понимая, что впереди у них еще длинный забег из десятков, а то и сотен серий, сценаристы телешоу максимально сокращают предысторию героев, не сразу показывают движущую ими боль, не всегда сразу пояснять кто антагонист герою и в чем у них конфликт. Зритель знает, только то, что нужно для просмотра первой серии.

Такой подход, по сути, вшит в саму структуру телесериала. Серии длятся либо час, либо вообще полчаса. Актов больше чем в кино, но сами они короче. А количество персонажей значительно больше, чем в полнометражном фильме. Так что редко какой сериал может позволить себе экспозицию на 30 минут.

Излишняя экспозиция

Но принцип «достаточного минимума» диктуется не только хронометражом. Ведь даже если сценаристу удастся впихнуть всю предысторию в первые 15 минут, скорее всего, фильм от этого ничего не выиграет, а наоборот – проиграет.

Начнем с того, что человеческий мозг не может воспринимать всю поступающую информацию с одинаковой интенсивностью. Особенно, если ее поступает много и за относительно короткое время. Чтобы осознать информацию, человеку нужно ее классифицировать: «вот это важно – забывать нельзя, а вот это второстепенное – вспомню, если понадобится».

Именно поэтому, например, многие зрители не могут после просмотра вспомнить имена второстепенных, а зачастую и главных персонажей. Эта информация лишняя, ведь на экране и так видно кто из них кто.

И что в таком случае произойдет, если вывалить на зрителя всю экспозицию валом?

Скорее всего, многие факты просто пройдут мимо его сознания и никак не осядут в голове. В итоге зритель запутается в хитросплетениях предыстории, устанет и сам сюжет станет ему уже не интересен. В лучшем случае он просто не сможет оценить фильм по достоинству, а в худшем даже не досмотрит его.

Длинная экспозиция

В современном кино все чаще появляются фильмы экспозиция в которых слишком сложна и запутана, чтобы ее можно было хоть как-то уместить в первом акте.

Зачастую это связанно с необычным миром, чаще всего фантастическим, в котором происходят события. Если этот мир слишком отличается от нашего, зрителю нужно время чтобы привыкнуть и изучить его правила.

В качестве примеров можно посмотреть первого «Терминатора», «Матрицу» или «Начало». Если все объяснения предыстории и правил мира в этих фильмах ставить в первый акт, он займет больше половины хронометража. Разумеется, никто в здравом уме не станет такое ни писать, ни тем более смотреть.

Пока сценаристы и режиссеры выработали только один по-настоящему рабочий способ обойти эту проблему.

Начинается все с того, что история стартует сразу без объяснения контекста.

Одетая в латекс девушка, уворачиваясь от пуль, расправляется с пришедшим ее арестовывать полицейским спецназом.

Во время разговора двух бизнесменов за обеденным столом, мир вдруг начинает разрушаться, а одну из стен дома в буквальном смысле сносит огромный поток воды.

К этому моменту зритель еще толком не понимает, что ему показывают. Максимум, что успел за это время дать ему сценарист – это несколько направляющих фраз. «Машины восстали из пепла ядерного огня. Их война против человечества длилась ни одно десятилетие, но решающая битва произойдет не в будущем… а этой ночью».

Ничего не понятно, но необычные и загадочные сцены интригуют. Загадки и тайны сразу подключают зрителя, и пока он не удовлетворит свое любопытство или не запутается окончательно (такое тоже возможно) он уже не отлипнет от экрана.

Мозг публики пытается самостоятельно придумать взаимосвязи между показанными событиями. И этот процесс очень облегчает задачу сценариста. Потом, когда ему все же придется так или иначе вкладывать экспозицию в диалоги персонажей, автору не придется объяснять нюансы – зритель уже все видел сам и потому некоторые детали можно опустить.

Собственно в этом и есть основной трюк. Показав изначально самые сложные моменты будущего фильма, сценарист может позволить себе выдавать экспозицию постепенно, малыми порциями параллельно двигая основной сюжет. Ведь история уже запущена. Пусть и персонажи, и зрители разбираются во всем по ходу дела.

Так, в «Терминаторе» первое объяснение, что именно происходит, появляется только на сороковой минуте фильма! А в «Матрице» на тридцать седьмой.

Приостановка неверия

Одно из самых замечательных свойств экспозиции – это ее так называемый эффект «приостановки неверия» у зрителя.

Это опять же связано с особенностью восприятия информации людьми. Пока мозг человека воспринимает и запоминает информацию, ему трудно ее анализировать и критически оценивать. Внутренний скептик зрителя отключается, и он просто принимает правила игры. А потом уже поздно: информация уже усвоилась и стала фундаментом для изучения остальной истории.

Именно благодаря этому эффекту у нас появляются фильмы основанные на максимально безумных и нелепых идеях. Сейчас мы говорим не об абсурдных, гротескных комедиях, типа «Убойный футбол»(2001), «Нашествие помидоров-убийц» (1978) или «Железное небо» (2012). Мы говорим об относительно серьезных проектах с высоким уровнем драмы: «Лобстер» (2015), «Параллельные миры» (2012), «Быть Джоном Малковичем» (1999), «Человек – швейцарский нож» (2016) и других.

Но даже, если вы пишите что-то приземленное и жизненное, приостановка неверия может помочь и вам.

Если все это вставить в начало фильма, то до определенного момента публика все это простит.

Как начать фильм? Виды экспозиции

Выше мы уже рассказали, насколько важную функцию несет в себе экспозиция. Но если попробовать выделить самую главную часть этого отрезка фильма, то ей, безусловно, станет открывающая сцена.

Саму открывающую сцену и ее особенности мы уже разбирали в одном из наших предыдущих материалов. А здесь подробней остановимся исключительно на первых кадрах.

Именно первые кадры должны настроить зрителя на правильный лад и перенести его из реального мира в вымышленный. Именно с них начинается экспозиция. Именно они дают публике первую информацию о будущем фильме.

Общий план

Основная проблема общего плана – зрительский глаз не знает, за что зацепиться. Тем более, когда такой кадр идет первым и длится достаточно долго. Открывать фильм общим планом имеет смысл лишь в некоторых случаях.

Если же общий план вам нужен просто как заявочный кадр – показать место действия, то это не лучший вариант. Такое начало было уместно в середине двадцатого века. А сегодня лучше придумать что-то другое.

Текст

Еще одно не самое удачное начало. Обычно к нему прибегают от безысходности, когда предыстория фильма настолько сложна, что показать ее без титра в начале просто невозможно.

Использовать такое начало можно, только если удастся уложить всю информацию в короткие емкие предложения. Длинный текст зритель будет читать, только если это новые «Звездные Войны» где желтые титры, улетающие вдаль, уже стали неотъемлемой фишкой.

Если же упростить текст не получается, можно прибегнуть к последнему варианту: поставить закадрового рассказчика, который будет читать его вслух. Но, разумеется, по нашему мнению, это уже крик отчаянья сценариста.

Музыка

Музыка, появляющаяся еще до первых кадров – довольно распространенный вариант начала. Но если изучить примеры фильмов с таким подходом внимательно, можно заметить, что без картинки музыка идет максимум десять-двадцать секунд. А дальше в дело включается изображение.

Все потому что через музыку можно передать лишь ограниченное количество информации. В основном настроение. И зрителям хватает нескольких мгновений, чтобы считать его. А затем они уже ждут новой информации.

Диалог

Начинать фильм с диалога может только очень уверенный в своих силах сценарист. Потому что крутой и колоритный диалог с правильно расставленными акцентами может стать украшением вашего фильма, а плохой сразу же испортит впечатление обо всем сценарии.

Если вы уверены, что сможете непринужденно и легковесно передать столько подтекста и характеризующей героев информации через диалог как это сделали Квентин Тарантино в «Бешеных псах» (1991) или Аарон Соркин в «Социальной сети» (2010) – дерзайте.

Воспоминания

Тоже достаточно рисковый подход. Ведь по сути, еще не заинтересовав зрителя основной историей, вы сразу предлагаете зрителю сначала посмотреть другую – поменьше.

Разумеется авторское видение может быть разным. Но все же мы советуем начинать фильм с воспоминания или флешбэка только, если без этого невозможно запустить основной сюжет. Как например, это происходит в фильме Дэвида Финчера «Игра» (1997). Или, например, в обеих частях «Стражей Галактики» (2014 и 2017).

Действие

Вот мы и перешли к наиболее безопасным вариантам открывающей сцены.

Начать свой фильм с действия – это значит с ходу прорекламировать зрителю кого-то из персонажей. Ведь именно через действие кино и показывает героев. Через действие можно понять характер персонажа, его мировоззрение и то, как он привык решать проблемы.

Кроме того, если действие оригинальное за ним всегда интересно наблюдать.

Мизансцена

Мизансцена – это режиссерский подход к расстановке актеров и их передвижению на сцене. В кино под мизансценой, поднимают практически тоже самое, но уже в отношении кадра.

Наверняка вы не раз видели что-то похожее на:

Начать свой фильм с мезансцены – это даже небольшое читерство. Потому что, по сути, сценарист сваливает часть работы на режиссера. Но зато мизансцены отлично помогают без лишних слов показать мир, в котором живет герой.

Детали

Тоже очень хороший вариант для начала. Конечно, если деталь выбрана правильно.

Напомним, в кино не может быть деталей не несущих в себе какой-то смысл. Детали обязательно добавляют какие-то акценты, характеризуют героя, сеттинг, время действия. Часто они вносят в историю какой-то символизм.

Начиная историю с детали мы в прямом смысле помогаем зрителю включить индуктивное мышление. Это процесс, когда мозг на основе чего-то частного старается сделать вывод о чем-то общем. Это один из самых древних способов мышления. Именно через него наши предки начинали когда-то познавать мир.

Именно поэтому фильмы, начинающиеся с деталей, воспринимаются зрителями так легко и естественно.

Ошибки в экспозиции

Если вы начинающий сценарист, то скорее всего даже не представляете, как иногда трудно бывает уложить всю подготовительную информацию в короткую и интересную экспозицию. А между тем, даже у опытных и талантливых авторов это не всегда получается.

Все дело в том, что каждая история требует своего подхода. И тех приемов, которые помогли сценаристу в одном сюжете, будет недостаточно для раскрытия другого. Нет никаких унифицированных правил.

И поэтому приходится проверять себя, отталкиваясь от самых распространенных ошибок.

Скучная экспозиция

Нет ничего хуже для кино, чем определение «скучное». Скучный фильм никто не будет советовать друзьям, никто не будет пересматривать на стриминге или по телевизору. Скучный сериал забудут, не дожидаясь следующего сезона.

И как раз экспозиция – это то место, где сценаристу очень легко наскучить зрителю. К этому приводят две основные ошибки.

Причем частенько обе эти ошибки идут в паре.

Дело в том, что поглощение и запоминание новой информации – а это именно то, на что толкает зрителя экспозиция – это очень энергоемкий и тяжелый процесс. Так что, если зрителю, чтобы включиться в историю, придется прикладывать чрезмерные усилия, он точно останется недовольным. «Я хотел развлечься и отдохнуть. А меня заставляют напрягать мозг, как на лекции по высшей математике. Зачем мне это?».

Разумеется, популярности такой не найдет.

Не цепляющая экспозиция

Вторая ошибка, это когда экспозиция уже прошла, а зритель все еще не заинтересовался историей. Он не влюбился в персонажей. Его не заинтриговали конфликты и первые сюжетные повороты. Он не оценил мир в котором происходят события.

На лицо явная проблема с подключением публики к сюжету. И вообще это конечно отдельная и очень обширная тема, которую мы уже частично затрагивали. А в этом материале мы рассмотрим только ту ее часть, которая касается экспозиции.

Итак, если к концу первого акта, зрителю все еще не интересен ваш сюжет, это может означать что:

Каждая из этих ошибок лечится по-своему. Если экспозиции мало, достаточно добавить несколько новых сцен. Если она банальна, нужно подробней изучить похожие проекты и подумать чего никто из них не использовал. Если же экспозиция недостоверна, нужно вернуться к самому началу и пересмотреть свой взгляд на идею. Возможно, придется опять заняться ресерчем.

Ленивая экспозиция

Еще одна ошибка, которая часто возникает либо у начинающих авторов, либо у сценаристов, которые не внимательны, спешат к дедлайну или просто халтурят. Ленивый диалог или ленивая экспозиция. Мы уже рассказывали об этой ошибке в отдельном материале, а потому сейчас лишь коротко напомним.

Это подход, при котором вся нужная для понимания сюжета информация проговаривается через диалог, в котором оба персонажа уже ее знают. И проговаривают это вслух не потому что им это нужно, а потому что сценарист хочет познакомить зрителя с какими-то фактами.

— Привет, папа. Я пришел из университета.

— Отлично, сын. И как там твое обучение на инженера авиакосмических навигационных систем?

— Прекрасно. Ведь я поступил на бюджет и понимаю ценность качественного образования.

Никто в здравом уме так разговаривать не будет. А в некачественном кино такие диалоги встречаются постоянно. Часто маркером, показывающим, что сейчас будет ленивая экспозиция, становятся вводные фразы типа: «Хочу вам всем напомнить…» или «Как вы все знаете…».

Подобный пассаж может испортить впечатление от любого, даже самого интересного сценария.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *