Что такое эксперимент в журналистике

Метод эксперимента в журналистике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 20:52, курсовая работа

Краткое описание
Содержание

2.Глава 1.Эксперимент как эмпирический способ получения знаний

3.Глава 2.Виды эксперимента

4.Глава 3.Этапы эксперимента

5. Глава 4.Аспекты использования метода

6.Глава 5. Эксперимент в журналистской практике

8.Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

непосредственно.docx

2.Глава 1.Эксперимент как эмпирический способ получения знаний

3.Глава 2.Виды эксперимента

4.Глава 3.Этапы эксперимента

5. Глава 4.Аспекты использования метода

6.Глава 5. Эксперимент в журналистской практике

8.Список используемой литературы

Обоснование выбора темы

Основными способами получения информации в журналистике являются:интервью,наблюдение, изучение документов.

Эксперимент как способ получения информации относят, как и анкетирование, к социологическому способу получения информации.

В журналистику метод пришёл из социологии и психологии.

Существует множество исследований, посвященных методам сбора информации, но в большинстве из этих работ о методе эксперимента упоминается вскользь. Таким образом, в журналистике эксперимент остается практически неизученным. Исследования этой темы помогли бы многим журналистам в их творческой деятельности. Поэтому тема актуальна для изучения.

В психологии эксперимент рассматривается довольно широко, но нет ни одной книги по журналистике, полностью посвященной методу эксперимента. В психологии эксперимент используется и исследуется давно и широко, существует множество авторских подходов к изучению метода, различные классификации видов эксперимента. Этим вопросом занимались такие исследователи, как Рубинштейн С.Л,Ананьев Б.Г.,Готтсданкер Р.,Лазурский А.Ф.

Объектом исследования являются способы получения информации в журналистике. Предметом – метод эксперимента.

Эксперимент как эмпирический способ получения знаний.

Метод эксперимента имеет эмпирическую природу, и пришел в журналистику из психологии.

Что такое эксперимент? Большой психологический словарь 1 дает такое определение эксперимента: «эксперимент (от лат. experimentum — проба, опыт) — метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности.»

Т.В.Корнилова 2 определяет эксперимент в широком смысле как «изменение каких-либо условий при изучении закономерностей в той или иной области эмпирической реальности»,а в узком как «проверку научных гипотез казуального характера на основе применения нормативов экспериментального метода».

Эксперимент как метод исследования возникает впервые в работах Г.Галилео,У. Гильберта,развивается в естествознании нового времени и получает развитие в трудах Ф.Бэкона.

Представления об эмпирической психологии стали развиваться уже в 18 веке, а в 19 появились первые психологические лаборатории и проводились первые эмпирические исследования.

Первопроходцем экспериментальной психологии заслуженно считается В.Вундт,основавший в Лейпциге в 1879 году Институт Психологии.В.Вундт использовал метод психологии в качестве метода изучения «низших процессов»,для изучения «высших процессов» ученый предложил такую дисциплину как «психология народов».

Последующие исследователи в области экспериментальной психологии являлись учениками Института Вундта. Основатель американской экспериментальной психологии С.Холл в течении трех лет учился в Лейпциге, посещал лаборатории Вундта, стал первым президентом Американской Психологической Ассоциации, в последствии разработавшей основные этические принципы проведения исследования на человеке, изучившей проблемы стадиальности развития животных и человека.С.Холл одним из первых вышел за рамки только лабораторных экспериментов, в его разработках получает развитие полевой эксперимент. Другой исследователь эксперимента, Джеймс Кэттэл,развивает идею акцентирования проблемы индивидуальных различий, первым вводит понятие интеллектуального теста.

1 Большой психологический словарь под ред. Мещерякова Б.Г.,Зинчеко В.П.,Прайм-Еврознак,М.,2003

Французкий исследователь Т.Рибо сформировывает представление о предмете экспериментальной психологии, «которая должна заниматься не 1 метафизикой или обсуждением сущности душ, а выявлением законов ближайших причин психологических явлений»

В отечественной психологии одним из первых исследователей метода становится А.Ф.Лазурский, выработавший концепцию естественного экспериментирования. В его трудах впервые поднимается вопрос об этическом аспекте метода : обсуждается прием, когда испытуемые не узнаю о том, что подвергаются психологическому изучению. Позже этот приём получает название «слепого опыта».А.Ф Лазурский создает первую классификацию экспериментов, основанную на разделении по типу переменных.

К 20 веку психология развивает свои подходы к организации полевых исследований, закрепляет за понятием «эксперимент» систему нормативных признаков.

Преимущества метода эксперимента как метода исследования приводят к тому, что с 20-х гг. 20 в. развиваются социальные эксперименты.

Главное преимущество эксперимента перед всеми остальными методами в том, что он намеренно, в необходимое время вызывает нужный для исследования процесс.

К.Д Зароченцев 3 выделяет такие преимущества эксперимента, как метода исследования :

-выбор момента начала события

-повторяемость изучаемого события

-измеряемость результатов путём сознательного манипулирования независимыми переменными.

В ходе эксперимента, в отличие от метода наблюдения, роль экспериментатора непременно активная, провоцирующая.Эксперимент осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов.

Л.Н Шнейдер 4 отмечает, что “эксперимент рассматривается как единственный способ разрешения споров о практике обучения, как единственный путь создания традиции накопления знаний, где каждое нововведение может быть осуществлено без опасения, что старая мудрость приносится в жертву менее совершенному, но более новому знанию».Исследователь так же считает, что эксперимент значительно более

3 К.Д.Зароченцев, Экспериментальная психология.Учебник.Проспект,М- 2005,Гл 1.Методолгические проблемы экспериментальной психологии

4 Л.Б.Шнейдер,Экспериментальная психология,учебник психологии для ВУЗов,фонд «Мир»,М-2007

экономичен, чем наблюдение. Эксперимент, в котором испытуемые принимают добровольное участие, гораздо этичнее метода наблюдения. Так же эксперимент является более практичным, чем реальность, в следствие того, что экспериментатор может сам организовывать и контролировать ситуацию. Так же экспериментатор может организовать эксперимент таким образом, чтобы исключить все возможные отвлекающие и сопутствующие обязательства.

А.А.Тертычный 5 отмечает так же, что журналистские материалы, в которых в качестве метода используется эксперимент, вызывают живой интерес у читателя вследствие того, что «эксперимент чаще всего несет в себе определенную интригу».

5 А.А.Тертычный,Жанры переодической печати,чебно-методическое пособие,Аспект Пресс 2000

Гл.Методы исследования предмета

В учебнике К.Д.Зароченцевa «Экспериментальная психология» 2 1 рассматривается следующая классификация экспериментов:

-по характеру объекта и предмета исследования

(социологические, психологические,экономические, эстетические)

-по характеру объекта исследования. Автор выделяет реальные и мысленные эксперименты.

К.Д.Зароченцев определяет мысленный эксперимент как эксперимент,«который позволяет предполагать получение тех или иных данных при управляемых экспериментальных воздействиях, но эти предположения не реализуются в предметной деятельности исследователя». Преимущества этого вида эксперимента в том, что возможно установить зависимость, не учитывая внешние факторы. Можно мысленно смоделировать любые идеальные условия, необходимые для эксперимента.

Реальные эксперименты определяются автором как «эксперименты, проводимые с целью получить эмпирические доводы в пользу или против предполагаемого в содержательной гипотезе понимания психологической закономерности».При реальном реализуемом эксперименте необходимо обеспечить контроль возможных смешений, что бы учесть их влияние на полученный результат.

-по специфике экспериментальной ситуации эксперименты, в свою очередь, делятся на

а)научные и прикладные. Научные направлены на приобретение новых знаний, а прикладные-на получение практического эффекта.

б)проективные и ретроспективные. Проективные направлены в будущее и подразумевают под собой проектирование предполагаемых следствий при введении в действие гипотетической причины.

Ретроспективные,напротив, направлены в прошлое, представляют собой манипуляцию информацией о свершившихся событиях, попытку проверить гипотезы о причинах, вызвавших имеющиеся следствия.

в)Одно-и многофакторные эксперименты. В однофакторном эксперименте проверяется гипотеза о следствиях взаимодействия одной независимой переменной, а в многофакторном-комплекса переменных при их взаимодействии.

-по характеру экспериментальной ситуации.

Автор выделяет неконтролируемые, естественные и контролируемые, или лабораторные эксперименты.

Неконтролируемые эксперименты характеризуются тем, что на результаты неконтролируемых экспериментов оказывают влияния внеэкспериментальные факторы. Контролируемый эксперимент подразумевает под собой выравнивание всех условий, и зачастую попытки проведения такого эксперимента приводят к эксперименту лабороторному.При лабораторном эксперименте искусственно создаются условия, максимально приближенные к реальной ситуации.

В журналисткой практике чаще встречается реальный эксперимент, с мысленным преимущественно работают аналитики-«что было бы если бы…».В.Н.Дружинин в книге «Экспериментальная психология» 3 описывает следующие методы работы при проведении реального эксперимента:

1.Метод «плацебо вслепую».В этом эксперименте подбираются две идентичные группы-контрольная и экспериментальная. Сам экспериментатор не знает, какая из групп подвергается воздействию, а какая-нет.

2.Метод обмана. Основан на введении испытуемых в заблуждение. Многие исследователи являются противниками этого метода, так как при его проведении возникают естественные этические проблемы. Основной смысл метода обмана состоит в том, что испытуемым излагается ложная гипотеза и цель исследования.

3.Метод «скрытого эксперимента».Имеет общие черты с методом, рассматриваемым выше. Экспериментатор включается в естественную жизнь испытуемых, которые и не подозревают о своём участии в исследовании. Испытуемыемые не получают ложной информации о целях и гипотезах исследования, они уже обманом вовлечены в эксперимент. Очень большую роль здесь играет личность экспериментатора. На него ложиться большая ответственность, так как испытуемый полностью подконтролен экспериментатору.

Источник

Что такое эксперимент в журналистике

Жанры печатных и электронных СМИ. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения

© ООО Издательство «Питер», 2020

© Серия «Учебник для вузов», 2020

© Максим Ким, Екатерина Пак, 2019

В процессе создания журналистского произведения каждый автор находится в ситуации выбора наиболее эффективного пути решения стоящей перед ним творческой задачи, которая может быть реализована в различных жанрах журналистики. Как считают теоретики, у каждого жанра есть свои познавательные и выразительные возможности, признаки и характеристики, без знания которых вряд ли можно успешно подготовить журналистское произведение для печати. Творчество журналиста, разворачиваясь в пространстве системы этих жанров, во многом определяет специфику его профессиональной деятельности. Не случайно в газетной практике существует специализация журналистов по жанровому признаку: хроникер, репортер, корреспондент, обозреватель, очеркист, фельетонист и др. Поэтому считается, что своеобразие журналистского творчества во многом определяется жанрами, а литературное мастерство автора – искусством перевоплощения речевого материала в определенную жанровую форму.

В нашей книге мы подробно рассмотрели такую уникальную категорию, как «жанр»; попытались найти связи между журналистскими жанрами и художественной литературой; всесторонне обсудили проблемы классификации газетных жанров; определили современную систему жанров и то, как разворачиваются процессы жанрового взаимопроникновения, наконец, выявили основные принципы оптимального подбора жанра для реализации конкретного редакционного задания.

В теориях литературоведения и журналистики существуют различные подходы в определении понятия «жанр». Обусловлено это многозначностью и разноплановостью данного понятия, так как в каждом виде искусства, литературы, а в нашем случае – журналистики существует собственный «набор» жанров, которые обладают своими специфическими свойствами и признаками. В литературоведении жанр определяется как «тип словесно-художественного произведения, а именно: 1) реально существующая в истории национальной литературы или ряда литератур и обозначенная тем или иным традиционным термином разновидность произведения (эпопея, роман, повесть, новелла в эпике; комедия, трагедия и другое в области драмы; ода, элегия, баллада и прочее – в лирике); 2) «идеальный» тип или логически сконструированная модель конкретного литературного произведения, которые могут быть рассмотрены в качестве его инварианта»[1].

Применима ли данная трактовка термина «жанр» к журналистике? Наверное, нет, потому что законы, по которым происходило жанрообразование в указанных видах словесного творчества, были совершенно разными. При этом отметим, что в журналистике к типу словесного творчества всегда относили публицистику в качестве специфического ответвления творческого труда журналиста. Публицистика, рассматриваемая как отрасль журналистики, охватывает, как справедливо отмечал П. С. Карасев, не все жанры и предполагает разделение их на публицистические и информационные[2].

Что же обусловливает такое разделение? Прежде всего – форма отображения действительности. В информационных жанрах основным, цементирующим форму отображения действительности является факт, в художественной публицистике – художественный образ, в деловой публицистике – мысль.

В журналистике существуют свои исторически сложившиеся способы отражения действительности. Как отмечает А. А. Тертычный, в этой науке на сегодня сформировались три главных способа отображения – фактографический, аналитический и наглядно-образный. Они, по его мнению, опосредуют определенные уровни «проникновения» познающего субъекта в объект: от первоначального чувственного созерцания к абстрагированию, теоретическому освоению его и далее – к созданию обогащенного, более полного конкретного образа предмета (в том числе – его художественного образа). Главное отличие первого способа от второго исследователь видит в степени глубины проникновения в суть предмета отображения[3].

Если под журналистскими жанрами подразумевать устойчивые типы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками, то теоретики подобного рода признаки называют жанрообразующими факторами. К ним, как правило, относят предмет отображения, целевую установку (функцию) отображения и метод отображения[4]. Но проблема жанрового определения этим не исчерпывается, потому что в жанре скрещиваются и находят выражение важнейшие закономерности журналистского творчества: взаимодействие жанра и метода, соотношение содержания и формы, понятийного и образного в жанре, пространства и времени в жанре, авторского замысла и жанрового воплощения, целевой установки жанра и ожиданий читателей и многое другое. Без комплексного рассмотрения данных проблем очень сложно подойти не только к характеристике системы жанров, но и их классификации. Одну из таких попыток мы и предприняли в нашей работе. В книге мы рассказываем о жанрообразующих признаках не только печатных, но и электронных СМИ.

Часть 1. Жанры печатных СМИ

Глава 1. Жанры журналистики: новые концепции и подходы

1.1. Современная система жанров журналистики

Включаясь в творческий процесс по созданию журналистского произведения, автор, как и художник, в своем распоряжении имеет целую палитру жанров, которая позволяет ему составлять жанровую цветовую гамму. Именно за счет этого любой жанр журналистики можно обогатить элементами других жанров, создав тем самым оригинальное произведение. Но и в данном случае журналисту необходимо знать возможности жанрового взаимопроникновения и взаимовлияния, закономерности процесса перестройки жанровой системы, причины жанровых трансформаций, проблемы жанровой преемственности, наконец, типологическую структуру жанров журналистики, так как без системного взгляда на жанр сложно разобраться во всех его видоизменениях, а значит, и в тех новых возможностях, которые у него появляются.

Как справедливо отмечал М. М. Бахтин, «жанр всегда и тот и не тот, всегда стар и нов одновременно. Жанр возрождается и обновляется на каждом новом этапе развития литературы и в каждом индивидуальном произведении данного жанра… Жанр живет настоящим, но всегда помнит свое прошлое, свое начало. Жанр – представитель творческой памяти в процессе литературного развития»[5]. Эту прекрасную мысль дополним высказыванием академика Д. С. Лихачева, писавшего, что «жанры живут не независимо друг от друга, а составляют определенную систему, которая меняется исторически»[6]. В таком смысле жанр – категория историческая.

Появление жанров журналистики было обусловлено историческими условиями ее развития, общественной и политической практикой, теми задачами, которые стояли перед каждым поколением публицистов, наконец, насущными требованиями того или другого времени. Как отмечают теоретики, причина возникновения жанров – практическая необходимость общества, требование момента, определенных общественно-политических отношений. Сама жизнь диктует определенные способы отображения текущей действительности[7].

Так, со времен первой печатной газеты, петровских «Ведомостей» (1702 г.), начали формироваться информационные жанры журналистики. С развитием печати стали появляться аналитические публикации, такие как статья и рецензия. С возникновением в XVIII в. российской сатирической журналистики наступает эпоха развития таких ее жанров, как басня, эпиграмма, памфлет и др[8].

Источник

Эксперимент

Эксперименты чаще всего применяются при подготовке репортажей и при проведении журналистских расследований.

Так, в первые постсоветские годы часто встречались эксперименты, когда журналист переодевался в нищего и потом живописал детали профессии уличного попрошайки. Журналисты переодеваются в дед-морозов и снегурочек, ищут работу по объявлению, нанимаются в продавцы, совершают «челночные» рейсы с товаром, в общем чего только не делают, чтобы почувствовать «на своей шкуре» жизнь героев и ситуации, которые потом будут описывать.

Хотелось бы немедленно предостеречь желающих сделать эксперимент основным методом работы. Этот метод связан с этическими проблемами, поэтому к его использованию надо подходить весьма осторожно, понимая и сознавая всю щепетильность, которую надо проявить в этом случае. Важно помнить, что благой цели нельзя достичь неблагими средствами, ибо средства бросают тень на цель, трансформируя ее в зависимости от того, как она была достигнута.

Так, принципиально недопустимо, чтобы журналист в ходе эксперимента занимался общественно осуждаемыми профессиями, например, журналист не может стать сутенером в процессе написания статьи о проституции. Не должен журналист пересекать границу вместе с контрабандистами, торговать ворованными вещами и т.д. Нельзя приветствовать трюк с переодеванием в нищего. Важно также, чтобы в результате перемены профессии журналист не превратился в доносчика или платного осведомителя.

Постановка эксперимента требует очень осторожного подхода и здоровой этической брезгливости.

Почти теми же словами говорится о скрытых методах получения информации в кодексах журналистской этики Великобритании, Финляндии, Словении и многих других стран7.

Интервью берется «на месте», если репортеру нужно выяснить подробности происшествия или события. В этом случае акцент ставится именно на событии, а не на личности говорящего. Эти интервью обычно коротки и используются для того, чтобы уточнить ситуацию, получить дополнительный материал, который может проиллюстрировать репортаж. В лучшем случае из такого интервью будут использованы одна-две цитаты. Более продолжительные интервью берутся либо для описания человека, либо для получения информации по какой-либо теме.

Таким образом, интервью делят на два основных типа: «кто» и «что».

Интервью можно брать для получения информации, а можно и для получения комментариев, мнения интервьюируемого по тому или иному вопросу. Интервью-мнение обычно берут у видных политиков, знаменитых экспертов, словом, у людей, чье мнение интересно читателю.

Специфическими видами интервью являются массовые опросы и фокус-группы. Они, как правило, используются не журналистами, а социологами, но журналисты должны уметь пользоваться их данными, а при случае уметь оперировать этими данными.

Пресс-конференции во многом похожи на интервью, с той разницей, что во время интервью журналист и интервьюируемый, как правило, разговаривают вдвоем, а пресс-конференция предполагает участие многих журналистов.

Совершенно не обязательно, кстати, находясь на пресс-конференции, задавать вопросы. Хотя современные редакторы, отправляя репортера на пресс-конференцию, часто формулируют задание так: «пойдешь и задашь вопрос». Бывает, что журналист не задает своих вопросов во время пресс-конференции, а подходит к источнику после ее завершения, чтобы задать свой вопрос в сторонке. Обычно это делается для того, чтобы получить так называемый «эксклюзив», то есть информацию или комментарии, которых не будет у других.

Еще одной формой коллективного интервью являются брифинги, которые обычно бывают короче пресс-конференций. Брифинги обычно даются представителями властей, и во время брифингов они могут отказаться отвечать на вопросы.

Источник

Что такое эксперимент в журналистике

«ОСТРОТА ПЕРА» ИЛИ УМЕЛОЕ ВЛАДЕНИЕ МЕТОДАМИ?

МЕТОДЫ СБОРА ПЕРВИЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ

На этапе разработки замысла будущего произведения журналисту необходимо определиться с объектом изучения. В данном качестве могут выступить и конкретная житейская ситуация, и проблема, которая требует тщательного рассмотрения, и те или иные социальные явления, и деятельность людей и т.д. Во всех случаях журналист включается в познавательную деятельность по сбору и анализу фактических данных. Для успешной реализации данного этапа работы журналисту необходимо в совершенстве овладеть различными методами сбора первичной информации, так как именно от качества собранного материала зависит содержательная насыщенность будущего произведения. Поэтому в журналистской практике используется целый арсенал методов сбора первичной информации.

В журналистике специальные методы применяются в тех случаях, когда в силу каких-то обстоятельств нельзя получить информацию. Именно в таких ситуациях корреспондент для достижения цели меняет профессию, участвует в социальных экспериментах, проводит фокусированное интервью и экспертные опросы, пытается прогнозировать те или иные явления действительности. В силу того, что каждый метод таит в себе различные процедурные моменты, журналисту необходимо знать не только последовательность проведения тех или иных операций, но и различные правила анализа и интерпретации данных.

Последовательность в применении тех или иных методов вполне согласуется со стадиальным характером творческого процесса, связанного с созданием журналистского текста. Замысел будущего произведения, как отмечалось в гл.3, можно соотнести с выдвижением ряда рабочих гипотез о состоянии изучаемого объекта. Стадиальность познания объекта действительности предполагает его всестороннее изучение, На этом этапе журналист решает, какой метод сбора первичной информации наиболее предпочтителен, какая техника более эффективна, наконец, в какой последовательности изучать объект. На этапе реализации замысла журналист выполняет аналитическую работу по осмыслению полученных сведений. Здесь требуется умело использовать общенаучные методы анализа и интерпретации данных.

Говоря о факторах, определяющих формирование методов деятельности журналиста в творческом акте, Г.В. Лазутина выделяет следующие:

а) стадиальность творческого процесса;

б) комплексность задач, решаемых журналистом на пути к результату творчества;

в) характер источников информации (более широко – структура информационной среды);

г) законы познания, законы восприятия и переработки информации;

ТРАДИЦИОННЫЕ ЖУРНАЛИСТСКИЕ МЕТОДЫ: НАБЛ ЮДЕНИЕ, ЭКСПЕРИМЕНТ, ИНТЕРВЬЮ

Метод наблюдения активно используется в журналистской практике. И обусловлено это рядом причин. Во-первых, журналист, включаясь в некое событие, имеет возможность проследить динамику его развития. Репортаж с места события отличается не только высокой степенью оперативности, но и тем, что в нем создается атмосфера сопричастности тому, что происходит на глазах репортера (особенно это свойственно телевидению и радио). Во-вторых, непосредственное наблюдение за поведением людей позволяет увидеть неприметные на первый взгляд детали, характерные личностные черты. Информация, почерпнутая из такого рода наблюдений, всегда отличается живостью и достоверностью. В-третьих, журналист, будучи очевидцем события, сам фиксирует наиболее значимые его моменты и в своих оценках независим от чьего-либо мнения. Уже на стадии отбора фактов, выделяя среди них главные и второстепенные, изучая причинно-следственные связи, установившиеся между различными элементами события, корреспондент закладывает предпосылки для более объективного изучения и освещения фактов в своем будущем произведении.

Но, включаясь в наблюдение, журналисту стоит помнить и о возможных объективных и субъективных сложностях. Говоря об объективных трудностях, необходимо отметить, что журналист чаще всего имеет дело с какими-то частными и неповторимыми ситуациями, которые не всегда можно заново «проиграть». Проблема, следовательно, состоит в необратимости тех или иных явлений социальной жизни. Говоря о субъективных трудностях, нужно обратить внимание на то, что журналист сталкивается с человеческими эмоциями, с порой сложными и даже конфликтными межличностными отношениями. В данном случае на качество первичной информации могут повлиять и субъективные оценки людей, их ценностные ориентации, устоявшиеся представления и стереотипы, интересы и т.д. Люди могут изменить тактику своего поведения, если узнают, что за ними наблюдают.

Завершая речь о методе наблюдения, заметим, что впечатления и сведения, полученные журналистом, необходимо перепроверить, дабы еще раз убедиться не только в их достоверности, но и в объективности. Здесь журналистам могут быть полезны советы социолога В.А. Ядова, который для повышения степени надежности (обоснованности и устойчивости) данных предлагает следующие правила:

а) максимально дробно классифицировать элементы событий, подлежащих наблюдению, пользуясь четкими индикаторами;

б) если основное наблюдение осуществляется несколькими лицами, они сопоставляют свои впечатления и согласуют оценки, интерпретацию событий, используя единую технику ведения записей, тем самым повышается устойчивость данных наблюдения;

в) один и тот же объект следует наблюдать в разных ситуациях (нормальных и стрессовых, стандартных и конфликтных), что позволяет увидеть его с разных сторон;

г) необходимо четко различать и регистрировать содержание, формы проявления наблюдаемых событий и их количественные характеристики (интенсивность, регулярность, периодичность, частоту);

д) важно следить за тем, чтобы описание событий не смешивалось с их интерпретацией, поэтому в протоколе следует иметь специальные графы для записи фактуалъных данных и для их истолкования;

После того как журналист определил, в каких условиях будет проходить акция, ему следует сформировать рабочие гипотезы и выбрать индикатор воздействия на экспериментальную ситуацию. И лишь после этого решается, какими методами фиксировать и контролировать процесс исследования. В структуре экспериментальной ситуации Л.В. Кашинская выделяет следующие элементы: исходное состояние объекта – воздействующий фактор – конечное состояние объекта. «Исходное состояние объекта у журналиста обычно зафиксировано, т.е. имеется определенная отправная информация. Но в этой же информации содержатся и те побуждающие мотивы, которые вызывают необходимость создания экспериментальной ситуации:

· недостаточность необходимой журналисту информации для проверки или уточнения его гипотезы;

· невозможность получить такую информацию обычными методами;

Таким образом, эксперимент в журналистской практике целесообразно проводить лишь в тех случаях, когда перед корреспондентом стоит задача более глубокого проникновения в жизнь, когда ему с помощью различных воздействующих факторов необходимо выявить истинные поведенческие реакции людей, наконец, когда требуется проверить гипотезы по поводу того или иного объекта социальной действительности.

Интервью различают и по степени интенсивности: короткие (от 10 до 30 минут), средние (длящиеся иногда часами), иногда их называют «клиническими», и фокусированные, проводимые по определенной методике, так как они большей частью ориентированы на изучение процессов восприятия и по своей продолжительности могут быть ограничены только задачами и целями исследования. Например, журналисту необходимо выявить определенные социально-психологические аспекты восприятия читателями отдельных текстов, посвященных предвыборной кампании. Для достижения этой цели создается фокус-группа, избирается модератор (ведущий фокус-группы), составляются программа и процедура исследования, наконец, разворачивается работа с фокус-группой по установленной программе.

Знание психологических особенностей общения так же важно, как и уровень компетентности и подготовленности к беседе. Ведь от того, насколько журналисту удалось разговорить собеседника, заинтересовать его своими вопросами, вовлечь в дискуссию, во многом зависит объем и качество получаемой им информации. С.А. Белановский справедливо замечает, что процесс практического обучения интервьюированию, – это, по существу, процесс фиксации и осознания ошибок. К ним он относит «ошибки, нарушающие психологический климат интервьюера и респондента, в результате которого респондент “замыкается в себе”; ошибки, влекущие за собой искажение сообщаемой респондентом информации, в результате которого респондент сообщает не то, что думает, что-то скрывает и т.д.; ошибки, влекущие за собой представление нерелевантных (не имеющих отношения к цели интервью) сообщений.

Готовясь к интервью, журналист, как правило, решает не только различного рода организационные вопросы (договаривается о времени и месте встречи, определяет, какие технические средства записи будут использованы и т.д.), но и продумывает тему будущей беседы, знакомится со специальной литературой, составляет приблизительный вопросник, наконец, мысленно «обкатывает» сценарий будущей беседы. Все эти моменты, несомненно, могут сказаться на результативности встречи.

Данные методы могут быть использованы в журналистской практике в модифицированном виде. Простой случайный отбор лучше применять тогда, когда журналист хочет выяснить мнение различных слоев населения по интересующим его вопросам. Метод формирования равных квот эффективен тогда, когда необходимо сопоставить мнение специалистов по какому-то вопросу. Метод «снежного кома» наиболее действен при экспертном опросе, когда список экспертов пополняется с подачи уже опрошенных лиц. Двухступенчатая выборка может использоваться при формировании фокус-групп. К достоинствам фокус-групп относится то, что благодаря особой организации групповой беседы, когда ее участники могут не только свободно высказывать мнения по поводу предложенной им темы, но и определенным образом воздействовать друг на друга, журналист получает ценную информацию обо всех поведенческих и эмоциональных реакциях респондентов. С помощью фокусированного интервью журналист может выявить особенности восприятия людьми той или иной информации, образ их мыслей, социальные установки и интересы.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ: ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И БИОГР АФИЧЕСКИЙ МЕТОД

К основным типам прогнозов относят:

1. Поисковые (их называют также изыскательскими, генетическими, исследовательскими, трендовыми, эксплоративными). В данном случае прогнозируется развитие явлений путем условного продолжения в будущее тенденций этого развития в прошлом и настоящем. Такие прогнозы отвечают на вопросы: в каком направлении идет развитие? что вероятнее всего произойдет при сохранении существующих тенденций?

2. Нормативные. Имеется в виду прогнозирование того, как достичь желаемого на основе заранее определенных норм, идеалов, целей. Наряду с основными типами социального прогнозирования теоретики выделяют следующие подтипы: проектные, организационные, программные, плановые и др.

В целях упорядочения опроса экспертов журналисты особое внимание уделяют следующим моментам: подбору экспертов, оптимизации их работы, наконец, системе обработки результатов опроса. Экспертом считают лицо, обладающее специальными знаниями в определенной области человеческой деятельности. Как правило, это опытные и квалифицированные специалисты, способные оценить и спрогнозировать те или иные события. Основным требованием к отбору экспертов является то, что они, помимо вышеназванных качеств, не должны состоять в каких-либо управленческих структурах и участвовать в принятии решений. Только в этом случае можно гарантировать объективность их оценок. Для оптимизации работы экспертов журналисты могут проводить «круглые столы», дискуссии по заданной теме и т.п. В системе обработки результатов опроса могут быть применены такие общенаучные процедуры, как систематизация, типологизация, классификация, группировка, оценивание, измерение, предпочтение и др.

В потоке биографических исследований X. Буде выделяет три основных направления:

1. Исследования социальной обусловленности жизненных путей. Это, например, прослеживание профессиональных биографий, разделенных/не разделенных по гендерному признаку; социодемографические когортные исследования. Здесь в центре внимания – социальные механизмы регулирования жизненных траекторий, увязывающие возрастную дифференциацию, социально-классовое расслоение, конъюнктурные циклы и кризисы, а также исторические события.

2. Исследования, нацеленные на реконструкцию социального опыта и его смысловых структур, в частности, коллективного исторического сознания, субкультурных стилевых форм.

Журналисты, обращающиеся к биографическому методу, чаще всего используют биографическое интервью. В доверительной беседе с человеком можно выявить поворотные эпизоды его жизни, впечатления, воспоминания, эмоциональные переживания и т.д. Теоретики выделяют следующие виды биографического интервью:

Лейтмотивное интервью. Респонденту помогают сразу подойти к определенной теме и ее не бросить, чтобы усердие рассказчика и склонность к повествованию были использованы с наименьшими потерями.

Нарративное интервью. Собеседника просят подробно рассказать историю своей жизни в свободной форме, но в хронологической последовательности событий.

При проведении биографического интервью важно помнить, что жизнь человека, вплетенная в жизнь социума, складывается как структурируемый процесс. Например, социолог Ф. Щютц выделяет следующие процессы, происходящие в жизни отдельного человека:

интенциональные – это проекты, жизненные цели, намеренно сделанные шаги, которые должны выводить из нежелательной ситуации, формы действий, нацеленные на то, чтобы узнать новое;

АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ

При обработке данных используются как общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция и т.д.), так и общенаучные процедуры (систематизация, классификация, группировка, типологизация и т.д.). Рассмотрим такие процедуры анализа данных, как группировка, классификация и типологизация.

Вот, например, как журналистка Т. Коростикова группирует и анализирует разнородные факты, касающиеся загрязнения озера Байкал. Основным признаком для их отбора и осмысления стало загрязнение озера сточными водами. «Подлинным роком Байкала стал Целлюлозно-бумажный комбинат.

Существует и перекрестная группировка (или перекрестная классификация) – это связывание предварительно упорядоченных данных по двум признакам (свойствам, показателям) с целью: а) обнаружить какие-то взаимозависимости, б) определить направление влияния одного явления (характеристики, свойства) на другое. В журналистском анализе данных перекрестная группировка может быть направлена на поиск тенденций или на изучение динамических процессов, происходящих в обществе.

Метод типологизации ориентирован на поиск устойчивых признаков и свойств изучаемых объектов. Процесс типологизации начинается уже с момента отбора фактов. Для решения этой задачи журналисты могут использовать два способа. В первом случае типические свойства ряда объектов переносятся на отдельное явление. Во втором случае найденный в жизни тип (характер, судьба, стиль поведения) становится основой дальнейшей типизации. Журналист настойчиво ищет в жизни такие объекты и явления, в которых, как в неких «самородках», были бы сконцетрированы интересующие его черты. Метод типологизации активно используется в прессе. Именно благодаря ему становится возможным создание портретов героев нашего времени, обобщение социальных явлений.

Мы рассмотрели различные методы, используемые при сборе и анализе информации. Для каждого метода существуют свои процедурные правила, разрабатывается и особый рабочий инструментарий, с помощью которого и достигается цель. Особенности их использования зависят, во-первых, от стоящих перед журналистом задач, во-вторых, от объекта и предмета изучения и описания, в-третьих, от масштаба организационных мероприятий, связанных с применением на практике того или иного метода. Заметим и другое: сегодня наблюдается тенденция к взаимодополнению и взаимопроникновению методов, что повышает уровень культуры журналистского труда.

[1] Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995. С.38.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *