Что такое экскурсия определение
Значение слова «экскурсия»
2. Организованный, сопровождаемый объяснениями показ чего-л. (произведений искусства, памятников прошлого, каких-л. сооружений, механизмов и т. д.), проводимый по определенному плану с образовательной или ознакомительной целью.
4. Устар. То же, что экскурс. Подобные легкие экскурсии от сухого изложения в область общих идей всегда производят освежающее впечатление. Короленко, С двух сторон.
[От лат. excursio — поездка]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ЭКСКУ’РСИЯ, и, ж. [латин. excursio — вылазка]. 1. Коллективная поездка или прогулка куда-н. с научно-образовательной или увеселительной целью. Ботаническая э. Э. в музей. Э. в горы. Загородная э. Дальняя э. (на далекое расстояние). || перен. Мысленный взгляд на что-н. (разг., шутл.). Позвольте мне сделать небольшую экскурсию в прошлое. Салтыков-Щедрин. 2. Группа людей, совершающих такую поездку, прогулку. Приехала э.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
экску́рсия
1. прогулка, выезд куда-либо
2. коллективное путешествие, посещение каких-либо мест
3. перен. группа, совершающая такое посещение
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: эксплуатация — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Экскурсия
Полезное
Смотреть что такое «Экскурсия» в других словарях:
ЭКСКУРСИЯ — ЭКСКУРСИЯ, экскурсии, жен. (лат. excursio вылазка). 1. Коллективная поездка или прогулка куда нибудь с научно образовательной или увеселительной целью. Ботаническая экскурсия. Экскурсия в музей. Экскурсия в горы. Загородная экскурсия. Дальняя… … Толковый словарь Ушакова
ЭКСКУРСИЯ — (лат., от excurrere делать набег). Поездка с ученою целью; также поездка ради удовольствия. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭКСКУРСИЯ лат. excursio, от excurere, делать набег. Поездка с ученой целью … Словарь иностранных слов русского языка
экскурсия — См … Словарь синонимов
экскурсия — и, ж. excursion f., нем. Exkursion. 1. устар. Набег, вторжение. Окончив экскурсию, на другое утро, отряд обремененый барантою <захваченным скотом, добычею >, спускался обратно с гор. И. Чех Очерки старо кавказской жизни. // РВ 1892 9 229.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ЭКСКУРСИЯ — (от лат. excursio поездка) коллективное посещение достопримечательных мест, музеев и пр. с учебными или культурно просветительскими целями; часто сочетается с туризмом … Большой Энциклопедический словарь
ЭКСКУРСИЯ — ЭКСКУРСИЯ, и, ж. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ЭКСКУРСИЯ — проходка, прогулка, выход на поиск чего, для собирания трав и пр. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
Экскурсия — вид музейной деятельности, заключающийся в предоставлении информации об экспонируемых объектах в процессе их осмотра и направленный на удовлетворение познавательных, духовных, информационных и эстетических потребностей потребителей. Источник:… … Официальная терминология
ЭКСКУРСИЯ — (от лат. eхcursio – прогулка, поездка). Форма организации учебново спитательного процесса, позволяющая знакомить учащихся со страной изучаемого языка и условиями функционирования языка в конкретной речевой среде. В ходе Э. реализуются цели… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
экскурсия — Кратковременное путешествие с посещением достопримечательных объектов … Словарь по географии
Значение слова экскурсия
Словарь Ушакова
1. Коллективная поездка или прогулка куда-нибудь с научно-образовательной или увеселительной целью. Ботаническая экскурсия. Экскурсия в музей. Экскурсия в горы. Загородная экскурсия. Дальняя экскурсия (на далекое расстояние).
2. Группа людей, совершающих такую поездку, прогулку. Приехала экскурсия.
Словарь Ожегова
ЭКСКУРСИЯ, и, ж.
1. Коллективная поездка (прежде также индивидуальная) кудан., посещение чегон. с образовательной, познавательной целью. Э. в музей. Поехать на экскурсию в заповедник.
2. Группа экскурсантов. Приехала э.
| прил. экскурсионный, ая, ое (к 1 знач.). Э. автобус. Э. маршрут. Экскурсионная база.
Словарь Ефремовой
Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
проходка, прогулка, выход на поиск чего, для собирания трав и пр.
Энциклопедический словарь
Большая Советская Энциклопедия
(от лат. excursio ≈ поездка, вылазка), посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т.д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода. Э. различаются: по целям ≈ учебные (в т. ч. учебно-производственные, для профессиональной ориентации, обмена опытом), культурно-просветительские, научные; по тематике≈ в соответствии с содержанием объектов; по месту расположения объектов ≈ натурные, музейные; по составу участников ≈ для разных возрастных групп, специалистов различных профилей, туристов и учащихся и т.п.
Э. возникли в конце 18 ≈ начале 19 вв.; как метод обучения, способствующий развитию наблюдательности навыков самостоятельной работы у учащихся, они внедрялись в учебный процесс прогрессивными педагогами Западной Европы и России, выступавшими против схоластики в преподавании. В течение 19 в. Э. постепенно становятся органической частью учебного процесса в школе. В 1910 в Москве была создана Центральная экскурсионная комиссия, обслуживавшая школьников и педагогов; в том же году вышла книга об основных принципах экскурсионной методики «Школьные экскурсии, их значение и организация» (под ред. Б. Е. Райкова и Г. Н. Боча). Параллельно с учебными с конца 19 ≈ начала 20 вв. стали проводиться Э. культурно-просветительского направления, появились спец. экскурсионные организации. В 1907 при Российском обществе туристов (РОТ) основана организация «Экскурсии по России», в 1914≈16 издавался журнал «Экскурсионный вестник» (Москва), в 1914≈17 ≈ «Русский экскурсант» (Ярославль). В первых декретах Советской власти о школе Э. рассматривались как обязательный элемент учебного процесса. В 1918 в Москве основано Центральное бюро школьных экскурсий. В конце 20 ≈ начале 30-х гг. Э. культурно-просветительского характера стали составной частью туризма. В 1928 создано акционерное общество «Советский турист», преобразованное в 1930 во Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ). В 30-е гг. в некоторых городах открылись экскурсионно-туристские станции Наркомпроса (в том числе в 1932 ≈ Центральная станция в Москве). В 1936 ЦИК СССР возложил руководство развитием туризма и экскурсий на ВЦСПС и его организации. После Великой Отечественной войны 1941≈45 деятельность туристско-экскурсионных учреждений и организаций ВЦСПС активизировалась во всех союзных и автономных республиках, краях и областях; в крупных городах были созданы советы по туризму, в которые вошли представители государственных и обществ. организаций, соучаствующих в туристско-экскурсионном обслуживании трудящихся. Широкий размах экскурсионное дело приобрело после постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС «О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране» (1969). Количество экскурсантов возросло с 35 млн. в 1970 до 152 млн. в 1977, в 600 городах открылись экскурсионные организации, предлагающие св. 15,5 тыс. различных тем Э.: производственных, исторических, природоведческих, архитектурных, искусствоведческих, литературных и др. В системе экскурсионного обслуживания профсоюзов занято около 35 тыс. экскурсоводов (в среднегодовом исчислении, 1977). Большую научно-просветительскую и культурно-образовательную экскурсионную работу проводят музеи, картинные галереи, различные выставки (всего 1,2 тыс. в 1977), которые ежегодно посещают около 120 млн. чел. Наибольшей популярностью пользуются Центральный музей В. И. Ленина в Москве и его филиалы (ежегодно св. 6 млн. посетителей). СССР входит в число стран, имеющих высокий показатель т. н. экскурсионной плотности ≈ количество посещений экскурсионных объектов в расчёте на душу населения (в 1975 на каждые 1000 чел. св. 1200 посещений). Специализированное экскурсионное обслуживание школьников осуществляют детские экскурсионно-туристские станции (ДЭТС) Министерства просвещения СССР; в 1977 было свыше 200 ДЭТС, в Э. участвовало около 8 млн. школьников. Советская школа широко использует Э. в учебно-воспитательном процессе: предметные (по учебной программе), производственные (в которых В. И. Ленин видел одну из форм решения задач общего и политехнического образования), комплексные (как форма межпредметных связей), а также культурно-образовательные.
Экскурсионный метод эффективно применяется в работе по профессиональной ориентации молодёжи, в системах повышения квалификации кадров и обмена передовым производственным опытом; при создании учебных кинофильмов, телепередач и т.д.
В развитых странах Э. стали составной частью путешествия, одной из его целей, что привело к появлению т. н. познавательного (экскурсионного) туризма. Э. как рекреационная деятельность обладает высокой социальной эффективностью, поскольку выполняет одновременно несколько восстановительных функций ≈ познания, общения, оздоровления. Массовое обслуживание экскурсантов привело к появлению специализированных учреждений (например, экскурсионных бюро) кадров (экскурсоводов, методистов), видов транспорта (специальной модификации автобусов, речных судов и т.п.) и др.
Лит.: Крупская Н. К., Задачи школы I ступени. Экскурсионный метод при изучении вопросов, намеченных в схемах программ, принятых съездом соцвосов, Пед. соч., т. 3, М., 1959; Райков Б. Е., Методика и техника экскурсий, 4 изд., М.≈ Л., 1930; Методы и практика экскурсионного дела. Сб. статей, предисл. Н. А. Гейнике, М., 1925; Шолохов В., Организация и проведение экскурсий, [М.], 1965; Пасечный П., Емельянов Б., Экскурсия, М., 1972; Вопросы экскурсионной работы, М., 1973; Музей и современность, в. 2, [под ред. А. Тимрота], М., 1976; Емельянов Б., В помощь экскурсоводу, М., 1976.
Емельянов Б.В. Экскурсоведение
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ЭКСКУРСОВЕДЕНИЯ
1.2. Сущность экскурсии
Рис 1.2. Схема экскурсионного процесса и цели экскурсии
В ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема (первая задача), услышать об этих объектах необходимую информацию (вторая задача), ощутить величие подвига, значение исторического события (третья задача), овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача). В решении последней задачи большое место занимает формирование умения видеть.
Отношение к экскурсии нужно понимать как: определенный взгляд экскурсанта на исторический период, которому посвящена экскурсия; восприятие каких-либо действий; понимание конкретной ситуации, в которой находился писатель, скульптор (художник), создавая свое произведение.
Подробное пояснение термину «экскурсия» дает Большая советская энциклопедия (1933 г., т. 63, с. 316): » один из видов массовой культурно-просветительной, агитационной и учебной работы, имеющей целью расширение и углубление знаний подрастающего поколения. «.
В Толковом словаре русского языка (под руководством Л. Н. Ушакова, 1940 г.) слово «экскурсия» поясняется как «коллективная поездка или прогулка с научно-образовательной или увеселительной целью».
В некоторых словарях, например в Кратком педагогическом словаре (1989 г., с. 300-310) и методических пособиях, экскурсия рассматривается как одна из форм наглядного обучения, учебно-воспитательной работы. При этом подчеркивается значение только одной из сторон, а именно то, что экскурсии переносят процесс обучения в обстановку наблюдения предметов (объектов), находящихся в окружающей среде или выставленных в музее.
Некоторые экскурсионисты, рассматривая сущность экскурсии, относят к ней такие понятия, как композиция, сюжет и фабула.
Экскурсия, являясь произведением конкретных авторов, строится с учетом требований, предъявляемых к литературному произведению и имеет свой сюжет, которому подчинен весь экскурсионный материал. Обзорная экскурсия по своим задачам и форме проведения более сложна, чем путевая экскурсионная информация или беседа инструктора в туристском походе. Тематическая экскурсия по сравнению с городской обзорной, более сложна по своей структуре, содержанию, методике проведения.
Таблица 1.1.
№ п/п | Цели | Задачи | Формы проведения |
1 | Отдых | Поиск лечебных трав, ягод, грибов, фруктов | Прогулка |
2 | Учебная | Усвоение детьми знаний по учебному предмету (ботанике, географии, истории) | Урок вне классного помещения |
3 | Научная | Выявление экспонатов для краеведческого музея | Экспедиция |
4 | Общеобразовательная | Расширение общего культурного кругозора | Беседа в туристском походе, путевая экскурсионная информация в транспортном путешествии |
5 | Культурно-просветительная | Повышение уровня знаний по истории, архитектуре, литературе и другим отраслям | Обзорная многоплановая экскурсия |
6 | Культурно-воспитательная | Усвоение знаний в сочетании с воспитанием | Тематическая экскурсия |
Итак, экскурсия представляет собой наглядный процесс познания человеком окружающего мира, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в помещениях предприятий, лабораторий, научно-исследовательских институтов и т. д.
Экскурсия как вид деятельности
Действия в процессе экскурсии подразделяются на две части: деятельность экскурсовода и деятельность экскурсантов.
Деятельность экскурсантов находит свое выражение в таких активных формах, как наблюдение, изучение, исследование объектов.
Экскурсия как форма общения
Косвенное общение происходит в ходе чтения газет, журналов, книг, слушания радио, просмотра кинофильмов и др. В процессе такого общения отсутствует обратная связь, которая при прямом общении выражает себя в реакции субъекта на получаемую информацию.
Экскурсия как форма прямого общения предполагает взаимосвязь и взаимодействие субъектов (экскурсовода и экскурсантов) на основе их совместной деятельности. Являясь специфической формой общения, экскурсия дает возможность миллионам людей получить значительный объем информации, формирует способы мыслительной деятельности. Общаясь с другими участниками мероприятия, экскурсант при помощи подражания и заимствования, сопереживания и идентификации усваивает человеческие эмоции, чувства, формы поведения. В процессе общения достигаются необходимая организация и единство действий индивидов, входящих в группу, осуществляется эмоциональное взаимопонимание их, формируется общность чувств, настроений, мыслей, взглядов.
Знание основ психологии и педагогики помогает экскурсоводу правильно организовать процесс экскурсии. Практически общение представляет собой коммуникативную фазу в деятельности экскурсовода.
В практической деятельности экскурсия рассматривается в нескольких аспектах:
Более правильное представление об экскурсии дает сочетание нескольких аспектов. Рассмотрение же любой конкретной экскурсии, того или иного вида экскурсии в одном из названных аспектов не даст возможности для выявления ее сущности.
Сами по себе суждения о сущности экскурсии крайне «молоды».
На всем протяжении развития экскурсионного дела ученые и практики-экскурсионисты, пытаясь осмыслить значение экскурсий, их место в воспитании человека, много писали об их содержании, эффективности и др. В этом вопросе авторы так и не пришли к единому мнению, но нельзя им отказать в том, что они находились на правильном пути.
Экскурсии могут конкретизировать уже имеющиеся знания, давать новые, развивать умение подходить к явлениям из жизни природы и людей, усиливать интерес к изучаемому и вызывать переживания в области чувств.
В то время как одни направляют экскурсию прежде всего на то, чтобы она давала знания, другие стремятся, чтобы она помогала экскурсантам развить способность и навыки видеть произведения искусства, явления природы, события из разных областей жизни людей.
ЭКСКУРСИЯ
Полезное
Смотреть что такое «ЭКСКУРСИЯ» в других словарях:
ЭКСКУРСИЯ — ЭКСКУРСИЯ, экскурсии, жен. (лат. excursio вылазка). 1. Коллективная поездка или прогулка куда нибудь с научно образовательной или увеселительной целью. Ботаническая экскурсия. Экскурсия в музей. Экскурсия в горы. Загородная экскурсия. Дальняя… … Толковый словарь Ушакова
экскурсия — См … Словарь синонимов
экскурсия — и, ж. excursion f., нем. Exkursion. 1. устар. Набег, вторжение. Окончив экскурсию, на другое утро, отряд обремененый барантою <захваченным скотом, добычею >, спускался обратно с гор. И. Чех Очерки старо кавказской жизни. // РВ 1892 9 229.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ЭКСКУРСИЯ — (от лат. excursio поездка) коллективное посещение достопримечательных мест, музеев и пр. с учебными или культурно просветительскими целями; часто сочетается с туризмом … Большой Энциклопедический словарь
ЭКСКУРСИЯ — ЭКСКУРСИЯ, и, ж. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ЭКСКУРСИЯ — проходка, прогулка, выход на поиск чего, для собирания трав и пр. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
Экскурсия — вид музейной деятельности, заключающийся в предоставлении информации об экспонируемых объектах в процессе их осмотра и направленный на удовлетворение познавательных, духовных, информационных и эстетических потребностей потребителей. Источник:… … Официальная терминология
ЭКСКУРСИЯ — (от лат. eхcursio – прогулка, поездка). Форма организации учебново спитательного процесса, позволяющая знакомить учащихся со страной изучаемого языка и условиями функционирования языка в конкретной речевой среде. В ходе Э. реализуются цели… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
экскурсия — Кратковременное путешествие с посещением достопримечательных объектов … Словарь по географии