Что такое экранная зависимость

Ребенок во власти экранной зависимости

Что нужно знать родителям, чтобы противодействовать возникновению «экранной болезни» у детей? Рассказывает психолог и многодетная мама Екатерина Бурмистрова.

Социальная обусловленность

Что такое экранная зависимость. Смотреть фото Что такое экранная зависимость. Смотреть картинку Что такое экранная зависимость. Картинка про Что такое экранная зависимость. Фото Что такое экранная зависимость

Екатерина Бурмистрова. Фото Юлии Маковейчук

Сложность ситуации с экранными зависимостями в том, что детям нравится проводить время у компьютера, причем нравится в превосходной степени — конструированные реальности вызывают очень сильный интерес. В ряде случаев невозможно избежать возникновения экранной зависимости, потому что надо хорошо понимать, что все экранные зависимости очень сильно социально наведены: так принято в обществе, кругу общения, в той среде, в которой ребенок взрослеет. Это то, что принято в социуме, что считается крутым, востребованным, важным.

Если бы ситуация в социуме была бы не такая, то и у многих детей не было бы зависимости. Хотя, конечно, есть стерильные среды, типа православных школ, спецшкол, там это не так ярко выражено, потому что не так престижно.

Семейная обусловленность

Так или иначе, но многие семьи, родители, сами демонстрируют легкий или даже тяжелый вариант экранной зависимости. Это становится незаметным, частью стиля жизни. Нажимание кнопочек и выход в Интернет стало настолько насущной потребностью, таким привычным состоянием комфорта, что многие и не замечают, что это все есть. Зато очень замечают, когда нет, например, Сети или телефонной связи.

Дети всему научаются в семье: и как наводить порядок в квартире, и как готовить еду, и многое другое. Взрослые учат детей с раннего возраста и тому, какое место занимают экраны в их жизни. Как взрослые живут, тому и обучают детей. Какой стиль жизни сформировался в семье, такой и передается детям. Если родители имеют привычку расслабляться у экрана, возможно, незаметно для себя, не специально, но они показывают образец жизни для детей, идет семейное научение.

Формирование позиции

Все, связанное с зависимостями, — это очень много разговоров. Причем эти разговоры начинаются сильно раньше, чем формируется зависимость. Например, ребенок, попадая в школу, наверняка столкнется с детьми, у которых эта зависимость уже сформировалась. Потому что есть семьи, где родителям гораздо проще включить что-то типа телевизора, компьютера, айпада, игровой приставки, чем самим заняться чем-то полезным с детьми. «Включай, что хочешь, только оставь нас в покое!»

Что такое экранная зависимость. Смотреть фото Что такое экранная зависимость. Смотреть картинку Что такое экранная зависимость. Картинка про Что такое экранная зависимость. Фото Что такое экранная зависимость

Дети из таких семей непременно будут в классе, даже если это очень хорошая школа. Это могут быть дети много работающих родителей, из семей с высоким статусом. Это дети, в семьях которых формально все в порядке. Ребенок, придя в первый класс, столкнется с такими детьми, и у него к этому моменту уже должна быть позиция. А позиция сама по себе не может сформироваться. Детская позиция формируется только в соотношении, столкновении, взаимодействии с позициями взрослых в семье. Это не происходит без слов, это происходит со словами. Без слов формируются бессознательные установки. А позиция — это то, что оформлено в слова.

И тут важно, какого состава семья. Если это только родители, то это достаточно легко объяснить, а если есть бабушки и дедушки с телевизионными зависимостями, братья-сестры с компьютерной зависимостью, ребенок имеет многостороннюю, многоуровневую семейную систему, и про каждую часть этой системы должно быть что-то сказано. Причем сказано неоднократно, не так, что однажды что-то сказали и потом про это забыли.

Например, если папа работает за компьютером, то ребенок понимает, что это нормальное состояние взрослого человека — сидеть перед экраном и нажимать на кнопки. Ребенок начинает просить, чтобы ему тоже купили детский компьютер. И если сказать ребенку, что папа устал от компьютера, что папа не любит сидеть за компьютером, он так работает, то возможно так сформировать позицию.

Законы реальности и виртуальности

Нынешнее поколение родителей успело вырасти в докомпьютерную эру, сформироваться как личности, как люди до того, как присутствие экрана, Сети и наличие кнопок стало тотальным, всеохватывающим и, в общем то, нормальным. Поколение родителей успело сформироваться в другой период. И когда это поколение взрослело, проходило подростковый возраст, его больше интересовало живое общение, отношения, увлечения, походы, кружки.

Если у человека, когда он взрослеет, основной интерес не в реальности, а в виртуальном мире, тогда это глобальная опасность. Это то, с чем мир только начинает сталкиваться. А законы реальности и виртуальности разные. У детей развивается виртуальное ощущение реальности. Это касается не только игроманов, которые проводят часы у экранов.

Если почитать отчеты психологов о беседах с малолетними преступниками, то очевидно, что понимание необратимости содеянного отсутствует. Волну детских самоубийств тоже сюда можно отнести.

Законы виртуальности, используемые в реальности, на мой взгляд, — мощнейшая опасность. Именно потому что человек еще не сформировался, не повзрослел, и находясь долгие часы перед экраном, ребенок воспитывается не родителями, а виртуальными играми.

Если родители задаются вопросом, опасна или неопасна виртуальная игра, которой увлечен ребенок, то лучше всего — погрузиться самим в эту игру и экспериментальным опытом понять состояние ребенка. Погрузиться не на день, а на неделю и посмотреть, что будет с сознанием. Это нельзя понять теоретически. Конечно, у взрослых другие степени психологической защиты, но все же что-то понять можно.

Нужно очень хорошо оценивать, что все виртуальные игры делают специально обученные специалисты, это очень интересно, очень зрелищно, очень захватывающе. В этих играх много такого, что цепляет именно подростков, там у них есть что-то похожее на всемогущество, есть активность, права, статус, возможности, — все, чего нет в реальности и быть не должно. И в этом гигантская заманка, с которой не всякий незрелый человек может справиться. Все зависит от личностных качеств.

Слово «зависимость» должно появиться в лексиконе ребенка до того, как появилась сама зависимость. Начинать надо с четырех-пяти лет, объясняя, что такое реклама. Если родители не хотят вырастить профессионального потребителя, надо очень рано объяснять, что такое реклама и как она работает.

Вот то, что я хотела бы посоветовать:

1. Насколько можно долго не давать ребенку возможности экранных зависимостей, кроме, может, разрешения просмотра фильмов, но и то строго дозированно.

То, что сформировалось у ребенка до семи лет, очень трудно извести. Это касается и экранных зависимостей. У ребенка до семи лет вообще нет психологических защит. Он впитывает все как губка, совершенно не умея фильтровать. Мама дала ребенку айпад, чтобы спокойно поговорить по телефону, — она сделала шаг к формированию зависимости. «Уйди от меня, иди в виртуальность», — такое послание звучит. Хотя редко, кто так не делает.

2. Если ребенок уже имеет свой опыт экранного времяпрепровождения, то насколько можно долго дозировать это экранное время.

Родители должны жить яркой, насыщенной жизнью, и должно хватать сил и времени на полноценное общение с детьми. Реальность для детей должна быть привлекательной, хотя схватка эта неравная, это надо хорошо понимать. Там все красиво и круто, и чтобы с виртуальностью конкурировать, надо очень постараться.

В жизни семьи должен быть спорт, общий досуг и в будние дни, и в выходные. Если этого нет, то ребенок непременно вытеснется в виртуальность. Как в известной русской поговорке: «Свято место пусто не бывает». Любая пустота в семейном общении займется экранным временем. Из своего профессионального опыта могу сказать: там, где семья работает на общение — это именно работа — там все-таки степень риска возникновения зависимостей сильно ниже.

Стандартный тест для родителей: что ребенку интересней — поболтать с мамой и папой или пойти включить компьютер?

Личность человека определяется предпочтениями в музыке, чтении, фильмах, общении. А у детей все это может быть в виртуальности, может сформироваться поколение, у которого все предпочтения не в реальности. Мы подошли близко к антиутопии. И мне кажется, что с детьми обязательно надо читать и смотреть разные утопические, антиутопические, научно-фантастические вещи. Конечно, большинство детей предпочитают фэнтези, научную фантастику им читать сложно.

Еще важный момент — специфически подростковый. Подросткам в какой-то период развития крайне важно отделиться от родителей, почувствовать свою самостоятельность. К сожалению, эта возможность отделиться может быть предоставлена экранами. Лучше, конечно, ребенку предоставить самостоятельность, отправив в лагерь или определить в кружок, куда он будет ходить сам. Т. е. надо создать зону, где ребенок будет без родителей, самостоятельный. Если такую зону не создать, то такой зоной станут социальные сети, сетевые игры или что-то еще.

Рекомендации родителям

Смотреть с детьми хорошие фильмы — старую советскую классику, современные западные фильмы, чтобы привить им хороший вкус. Научившись здраво анализировать фильмы, ребенок сможет проанализировать и компьютерную игру, не сразу вовлечется в нее, а будет иметь инструментарий для анализа — какая графика, сюжет, герои.

Задача родителей — попытаться вмонтировать в детскую психику так называемые фильтры, потому что примерно до семи лет ребенка можно еще удержать от потока информации, а во второе семилетие информацию можно только дозировать. А дальше ребенок сам должен дозировать, если родители сумели сформировать у него систему взглядов, ценностей, фильтров и свое понимание опасностей.

Если он почувствует, что сетевая игра, например, его так захватила, что он перестал быть хозяином себя, он сможет прекратить игру. Но это не происходит само собой, это такое же формирование навыков, как, например, приучение к горшку маленького ребенка или приучение детей класть вещи на свои места. Это тоже непросто, но родители же понимают, что это делать необходимо. А в ситуациях с экранами, почему-то считается, что все произойдет само собой — ребенок сам разберется во всем.

Это огромный труд — формирование у ребенка навыка преодоления зависимости. Но у семьи гигантские возможности смягчать влияния времени. Позиция родителей должна быть человеческая и четкая. Нужно, чтобы у ребенка было как можно больше «реальных» событий: забота о домашних животных, общение с друзьями, приключения. Нужен ребенку адреналин — ведите его на батут, на горки. А если все это подменяется компьютерной игрой, то это гигантская опасность для формирования личности.

Если ребенок уже большой, и запретить ему сидеть за компьютером невозможно, хорошо бы научить его полезному труду — научить программировать, создавать сайты, например. Преодолеть детскую зависимость от экранов можно, только надо приложить очень много усилий.

Источник

Дети и гаджеты. Экранная зависимость.

Дети и гаджеты

Как защитить ребёнка от экранной зависимости?

Е. АБДУЛАЕВА, детский психолог, эксперт московского центра экспертизы игрушек и информационной продукции для детей.

Для развития ребёнка не просто важна, но необходима, предметная деятельность. Поэтому взрослым нужно насытить жизнь ребёнка разнообразной предметной деятельностью. Виртуальный мир лишь имитирует предметы. А ребенок развивается исключительно в процессе деятельности в реальной среде.

К примеру, в Англии получило развитие движение защиты пространства детской игры (распространяется на возраст до 18 лет): детей учат общаться, строить, взаимодействовать, творить, на что выделяются значительные средства и территории. При этом любой гаджет рассматривается как инструмент, которым можно пользоваться в тех случаях, когда он действительно необходим и облегчает определённые манипуляции.

Исследования нейробиолога Манфреда Шпицера (Германия) свидетельствуют о том, что дети младше 7 лет, которые находятся у экрана (телевизора, компьютера, планшета и пр.) свыше одного часа в день, подвержены органическим нарушениям, свойственным детям с шизофреническими симптомами.

В дошкольном возрасте необходимо обеспечить именно те виды деятельности, в которых закладываются важнейшие новообразования детей: предметная деятельность, игра, возможность подражать взрослым, создавать собственное пространство и быть компетентным в коммуникации. Поэтому родителям в присутствии детей желательно направить свою деятельность на то, чтобы она была понятна (то, что делают взрослые в iPad, малышу постичь невозможно).

Если я не хочу, чтобы мой ребенок был зависим от iPad, в моей семье должно быть насыщенное многообразной деятельностью пространство. То есть родитель не запрещает гаджеты, но, прежде всего, увлекает ребёнка «экологически чистыми» заменителями экрана.

Также родителям очень важно чётко определить время использования гаджета. При этом вести себя спокойно и уверенно. И если взрослый имеет твёрдую позицию, ребенок не станет «раскачивать» его границы, выясняя, действительно ли родитель определился с тем, чем и сколько заниматься ребёнку в течение дня.

Если родитель уже признал наличие у ребёнка экранной зависимости и твёрдо решил устранить данную проблему, то придётся быть готовым пережить «ломку» своего чада при переходе к здоровому режиму дня. Истерическое сопротивление ребёнка продолжается обычно около трёх суток.

Что такое экранная зависимость. Смотреть фото Что такое экранная зависимость. Смотреть картинку Что такое экранная зависимость. Картинка про Что такое экранная зависимость. Фото Что такое экранная зависимость

Как правильно внедрять технологии

в жизнь современных детей

Что нужно делать, чтобы взять от гаджетов самое лучшее и при этом минимизировать нежелательные эффекты? Психолог Марина Чижова дала несколько советов о том, как правильно внедрять технологии в жизнь современных детей. Конечно, современный мир невозможен без технологий, поэтому неправильно стараться полностью исключать их из жизни ребенка. К тому же они могут быть полезны в развитии и обучении. Но родители должны не просто контролировать взаимодействие своих детей с технологиями, но и создавать правильную среду и мотивацию.

Нельзя использовать игры, мультфильмы или Интернет в качестве поощрения или их запрет как наказание. Так вы только повышаете ценность «запретного плода». Также нежелательно использовать технологии, чтобы отвлечь ребенка или дать родителям время заняться своими делами. Гораздо лучше предложить ребенку альтернативное занятие, например, запись в секцию, художественную студию или поход в музей. Это само по себе позволит ограничить время, которое ребенок проводит за компьютером, без привлечения к этому внимания.

Родители должны знать, на каком поле играют, и сами становиться источником информации о полезных и безопасных онлайн-сервисах. Хуже, если дети знакомятся с Интернетом с помощью сверстников или самостоятельно. Тогда технологии могут быть эффективны в вопросах образования и интеллектуального развития. Хотя они вряд ли могут способствовать развитию эмоциональному. Так что живое общение незаменимо. А вот для обучения ребенка можно и нужно использовать современные гаджеты, ведь таким образом он получит новые знания и приобретет навыки, которые пригодятся ему во взрослой жизни. Сегодня огромное количество профессий так или иначе связано с технологиями.

Что такое экранная зависимость. Смотреть фото Что такое экранная зависимость. Смотреть картинку Что такое экранная зависимость. Картинка про Что такое экранная зависимость. Фото Что такое экранная зависимость

Из передачи «Бэби-бум»,

эфир от 12.10.2014, «Эхо Москвы»

Пересказала и дополнила Вероника Флоренская

Источник

Как избавиться от компьютерной зависимости

Описание и механизм развития компьютерной зависимости

Что такое экранная зависимость. Смотреть фото Что такое экранная зависимость. Смотреть картинку Что такое экранная зависимость. Картинка про Что такое экранная зависимость. Фото Что такое экранная зависимость

Понятие «компьютерная зависимость» появилось в 80-х годах прошлого столетия в Америке. Ученые-психиатры заметили, что компьютер, созданный для того, чтобы помочь человеку в самых разных сферах его жизни, способен стать действительно незаменимым. То есть заполнить собой все жизненное пространство своего хозяина, вытеснив из него близких и родных, работу и другие увлечения, сведя до минимума элементарные гигиенические и социальные навыки.

Сегодня действительно очень сложно представить жизнь без компьютеров и интернета — они помогают на работе, дома и в учебе. Благодаря им мы находим нужную информацию и делимся ею, развиваемся и общаемся, учимся и обучаем. А с помощью всевозможных компьютерных игр в безопасных пределах можно хорошо развить логику, мышление и внимание. Вот только четких безопасных пределов «общения» с компьютером пока не установлено. Поэтому грань между нормальным отношением к своему гаджету и зависимостью к нему очень тонкая, и у каждого своя.

Ядром формирования такой мании является сбой в психических механизмах восприятия мира и обработки поступающей информации. Этому способствует уровень развития современной компьютерной техники, который может с успехом заменить объективную реальность виртуальной.

Больше всего от такой зависимости страдают социальные качества «раба» компьютера: сопереживание, открытость, коммуникабельность, дружелюбность, желание общаться. Глубоко пустившая корни зависимость от компьютерных игр вытесняет перечисленные качества, вызывая социальную дезадаптацию. Наиболее подвержены ей дети и подростки.

Результатом такой жизни в иллюзии могут быть повышенная агрессивность, асоциальное поведение, игнорирование обязанностей (бытовых, профессиональных, семейных и т.д.), внешняя и внутренняя деградация. Со временем на уход в виртуальную реальность реагирует и тело зависимого. Появляются хроническая усталость, проблемы с желудком и позвоночником, геморрой, нарушения зрения.

Основные причины компьютерной зависимости

Что такое экранная зависимость. Смотреть фото Что такое экранная зависимость. Смотреть картинку Что такое экранная зависимость. Картинка про Что такое экранная зависимость. Фото Что такое экранная зависимость

Причин ухода в виртуальный мир достаточно много. Они могут быть внутри человека и без сопротивления втянуть его в зависимость. А могут находиться вокруг него и затягивать его в пучину виртуальности постепенно. Главной «наживкой» любого гаджета, подключенного к интернету, является удовлетворение трех важных потребностей человека:

Основные психологические причины компьютерной зависимости:

Признаки зависимого человека

Несмотря на то, что компьютерная зависимость еще не имеет общепринятого признания, основные диагностические критерии этой мании все же выработаны. Они делятся на две большие группы: психические и физические.

Психические признаки

Что такое экранная зависимость. Смотреть фото Что такое экранная зависимость. Смотреть картинку Что такое экранная зависимость. Картинка про Что такое экранная зависимость. Фото Что такое экранная зависимость

Психические признаки зависимости от компьютера:

Физические признаки

Что такое экранная зависимость. Смотреть фото Что такое экранная зависимость. Смотреть картинку Что такое экранная зависимость. Картинка про Что такое экранная зависимость. Фото Что такое экранная зависимость

Физические признаки компьютерной зависимости:

Разновидности компьютерной зависимости

Что такое экранная зависимость. Смотреть фото Что такое экранная зависимость. Смотреть картинку Что такое экранная зависимость. Картинка про Что такое экранная зависимость. Фото Что такое экранная зависимость

Специалисты, которые занимаются данной проблемой, выделяют несколько ее разновидностей. В основу такого разделения были положены определенные психологические предпосылки зависимого.

Самые распространенные виды компьютерной зависимости:

Способы борьбы с компьютерной зависимостью

Опять-таки, проводя параллель с другими зависимостями, лечение компьютерной зависимости будет успешным только в одном случае. Если зависимый признает свою проблему и по-настоящему искренне захочет от нее избавиться. Иначе патологическое пристрастие только усугубится. Основную роль в лечении такой зависимости играют психологи и психотерапевты при обязательном содействии родственников зависимого, а при наличии физических последствий — врачи соответствующего профиля.

Подготовка к лечению компьютерной зависимости

Практически всегда чрезмерную увлеченность компьютером в первую очередь замечает окружение зависимого человека — его родственники, друзья, коллеги. Но не он сам. Поэтому и решение этой проблемы начинают искать именно они.

Чаще всего заинтересованные вернуть виртуального «бродягу» в реальность пытаются сделать это сами. Сначала в ход идет убеждение (иногда даже в форме ультиматума) на интуитивной основе, затем — на основе соответствующей литературы, статей и форумов в интернете. И только поняв безуспешность такой кампании, те, у которых еще не опустились руки, ищут помощи у специалистов.

Таким образом, первая консультация с психологом или психотерапевтом происходит не с самим страдающим зависимостью, а с теми людьми, которые хотят ему помочь. В ходе нее специалист помогает родственникам (друзьям) советами о том, как вести себя с зависимым, чтобы он признал свое пристрастие и захотел его вылечить.

Психологическая коррекция компьютерной зависимости

Что такое экранная зависимость. Смотреть фото Что такое экранная зависимость. Смотреть картинку Что такое экранная зависимость. Картинка про Что такое экранная зависимость. Фото Что такое экранная зависимость

Главная цель специалиста при лечении зависимости от компьютера — найти причину ухода пациента в виртуальный мир, а затем определить способ вернуть его в реальность и помочь в ней освоиться. Таким образом, на первом этапе проводится диагностика причин возникновения зависимости и исключение депрессии и психиатрических проблем.

Только после этого можно выбрать основной вектор психологической коррекции: улучшение взаимоотношений с родными, сверстниками, противоположным полом, формирование навыков саморегуляции и умения справляться с трудностями, воспитание волевых качеств и повышение самооценки.

Одно из важных направлений такого лечения — вовлечь зависимого от компьютера человека в реальный мир. Показать, что он тоже может быть интересным и увлекательным даже без интернета и гаджета. Для этого можно использовать разные виды развлечений, спорта, искусства. К примеру, боулинг, пейнтбол, футбол, туристические походы, пикники, танцы, музыка, семейные ритуалы (вечера пиццы, прогулки с детьми и т.д.) или вечеринки с друзьями.

Поскольку и на этом этапе специалисту не обойтись без помощи родных зависимого, он продолжает работать и с ними. Он помогает не только создать необходимую атмосферу дома, но и советует, как им самим не потерять веру в успешность лечения. Поскольку это тоже зависимость. А значит, избавиться от нее будет нелегко.

Если методы психотерапии оказались неэффективными, специалист может использовать более сложный способ преодолеть зависимость — гипноз.

Медикаментозное лечение компьютерной зависимости

Что такое экранная зависимость. Смотреть фото Что такое экранная зависимость. Смотреть картинку Что такое экранная зависимость. Картинка про Что такое экранная зависимость. Фото Что такое экранная зависимость

Лекарственные препараты не являются основным способом лечения этого вида зависимости. Они помогают решить проблемы физиологического характера, которые возникли в результате пристрастия к компьютеру.

Исходя из того, к каким нарушениям в организме привела компьютерная зависимость, могут назначаться следующие группы препаратов:

Как избавиться от компьютерной зависимости — смотрите на видео:

Источник

Мир вокруг меня (экранная зависимость)

«Omnis saturation mala» (всякое излишество вредно)».

«Вот говорили мне, что нельзя с утра до ночи смотреть телевизор».

В связи с интенсивным развитием средств компьютерной и медиакоммуникации детство представителей нынешнего поколения проходит в условиях особых рисков развития. Сложность ситуации заключается в том, что детям нравится проводить время у экрана. Такое безобидное на первый взгляд занятие, как игра на компьютере или просмотр мультфильмов, часто устраивает не только детей, но и родителей.

Ребёнок не пристаёт, ничего не просит, не безобразничает и в то же время получает впечатления, узнаёт что-то новое, приобщается к современной жизни. Часто экран заменяет ребёнку живое общение с родными, совместное проведение досуга, игры с родителями, спорт.

Зависимость ребёнка от экрана необходимо преодолеть как можно раньше, поскольку она тормозит его нормальное развитие и может привести к таким последствиям, как неспособность сконцентрироваться на занятии, отсутствие прочих интересов в жизни, повышенная рассеянность и др.

Зависимые дети лихорадочно стремятся к смене многообразных впечатлений, однако воспринимают их поверхностно и отрывочно, не анализируя и не связывая между собой. Им просто становится необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана.

Компьютерные игры, в которые играют дошкольники, способны сформировать устойчивую психологическую зависимость, привести к дезадаптации и нарушениям в психике ребёнка. Наиболее опасными для детей являются компьютерные игры с сюжетом. Здесь имеет место очень глубокий и тотальный процесс вхождения ребёнка в игру, наблюдается психологическое слияние с компьютером, через какое-то время он теряет связь с реальной жизнью и переносит себя в виртуальный мир, где получает острые, яркие впечатления. Пройти игру становится для него чуть ли не смыслом жизни.

Нужно понимать, что все виртуальные игры специально делаются очень интересными, зрелищными, захватывающими. В них много такого, что цепляет и детей, и даже взрослых: подобие всемогущества, псевдоактивность, обладание виртуальными правами и возможностями – то есть наличие всего того, чего нет в реальности. В этом-то и кроется гигантская приманка.

То же самое касается большинства современных мультфильмов. Если ребёнок помногу и бесконтрольно сидит у телевизора, последствия могут быть плачевными.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *