Что такое экранизация игры
Все экранизации видеоигр от худшей к лучшей
Нам очень нравится все ранжировать, экранизации комиксов Marvel, например (тут), или отечественные фантастические картины (здесь). Поэтому в свете выхода сиквела мультфильма «Angry Birds в кино» мы решили распределить от худшей к лучшей все экранизации видеоигр.
Брать будем только полнометражные и игровые версии, так что первые «Злые птички» в этот топ не попадут. У мульта, к слову, неплохой рейтинг, относительно прочих фильмов, чуть лучше, чем новая «Лара Крофт».
Места распределяем в соответствии с рейтингом на сайте IMDB.
Дом мертвецов/2,0
Кадр из фильма «Дом мертвецов»
Мы начинаем понимать, почему фанаты видеоигр так сильно ненавидят Уве Болла: весь низ нашего списка оккупировали исключительно его экранизации. Удивительно, как один человек мог за такое короткое время (не больше 10 лет) так себе загубить карму.
Картонные декорации, вставки из одноименной компьютерной игры в сам фильм, кривые зомби, боевые навыки, проснувшиеся в обычных студентах… Нет, если рассматривать это как комедию или пародию на так и несостоявшуюся экранизацию «Дома мертвецов», то тогда просмотр будет не таким травматичным. Но первых зрителей, которых пустили на просмотр без этого дисклеймера (а может, даже и за их деньги), уже не вернуть.
Один в темноте/2,3
Кадр из фильма «Один в темноте»
Можно сказать, что Болл учится на своих ошибках. В сюжете появилась хоть какая-то интрига, экшен стал не таким картонным, и где-то даже удивил. Три десятых балла все-таки не зря были вручены, однако в целом зрелище оставалось беспомощным от актерской игры до кривого монтажа.
Бладрейн/2,9
Кадр из фильма «Бладрейн»
Удивительно, но денег и способностей у Болла хватило аж на целую трилогию, правда пришлось заменить более дорогую Кристанну Локен на Наташу Мальте в сиквелах. Все, так сказать, картины находятся примерно на одном уровне. Все фирменные фишечки постановщика, от наплевательского отношения к актерской игре до монтажа наугад, сохранены в неприкосновенности.
Фар Край/3,1
Кадр из фильма «Фар Край»
Продолжаем погружение в мир великого Уве.
К моменту покушения на одну из культовых игр режиссер уже составил себе «приличное» резюме, так что было даже удивительно, что ему достались права на экранизацию игры. Более удивительным стал интернет-аукцион, на котором Бол разыграл среди поклонников игры роли в массовке. Подозреваем, что эти сборы составили львиную долю невеликого бюджета.
Смертельная битва: Истребление/3,7
Кадр из фильма «Смертельная битва: Истребление»
Отвлечемся от немецкого сумрачного гения. Данное кино доказывает лишний раз, что не только Болл способен запороть врученную ему экранизацию игры. И не надо списывать на то, что «Смертельная битва» изначально не отягощена сюжетными поворотами или минимальной логикой. У Пола Андерсона же что-то получилось.
Двойной дракон/3,7
Кадр из фильма «Двойной дракон»
Типичное Би-мувиз из 80–90-х с полным пренебрежением к логике, актерской игре, эффектным боевым сценам и другим составляющим хорошего кино. Уже смешно, что вполне себе европеец Скот Вулф играет героя с фамилией Ли. В наше прогрессивное время создателей уже линчевали бы за вайтуошинг.
Опять же не стоит все списывать на дикие времена и формулу «так было принято». Год спустя Андерсон выпустит свою «Смертельную битву», так что большая часть претензий к сценаристам и режиссеру Джеймсу Юкичу, для которого кино стало первой и последней полнометражкой.
Уличный боец: Легенда о Чун-Ли/3,7
Два фильма по одной компьютерной игрушке разошлись не так далеко, однако свежая версия все-таки оказалась ниже в рейтинге. Можно списать на ностальгию, а можно на то, что Жан-Клод Ван Дамм все-таки сам может засветить вертушкой в щи, да к тому же сделать это правдоподобно и красиво.
Кристин Кройк, конечно, миленькая и после «Тайн Смолвиля» запала нам в душу, но дрыгоножество и рукомашество в ее исполнении… И это в довесок к типичным для «бэшки» уступкам в логике и вкусе.
Во имя короля: История осады подземелья/3,8
Уве Болл снова с нами. Да еще и при гигантском бюджете в 50 миллионов долларов. На эти деньги можно было развернуться, позвать Джейсона Стэйтема на главную роль, Лили Собески и Рэя Лиотту на подхват. И даже кой-какой приличной компьютерной графики накрутить. И за все это спрятаться. Да, кино вышло шаблонным, с диалогами, в которых зритель угадывает почти каждую реплику, и со смехотворными Крагами, но держалось на плаву и не давало заснуть. Ну и Лили Собески мы давно не видели.
Добавим, что сиквелы, вышедшие на видео, получили значительно меньший рейтинг.
Уличный боец/3,9
Кадр из фильма «Уличный боец»
Супербратья Марио/4,0
Кадр из фильма «Супербратья Марио»
Очень странное кино, но ведь и игра не является образцом логики и реализма, а главное, вообще не имеет сюжета. Создатели киноверсии немало попыхтели, чтобы объяснить, почему разумные черепахи преследуют простых водопроводчиков, а сами сантехники умеют так ловко прыгать. Ну а концепт с пушками «деэволюции» и идея о совмещении двух миров может украсить любой сегодняшний фантастический блокбастер.
Командир эскадрильи/4,3
Кадр из фильма «Командир эскадрильи»
Что вам нужно, когда вы снимаете космическую фантастику? Помимо хорошего сценария, качественной режиссуры и хороших актеров? Бюджет, да побольше. 50-миллионного бюджета не хватило на то, чтобы толком показать межзвездные баталии, и тем более на нормальный грим для расы пришельцев-килрати. Кино будто приехало из 70-х, где еще не сняли «Звездные войны»: герои предпочитают трепаться в одних и тех же футуристических интерьерах, а не биться за штурвалами звездолетов.
Постал/4,6
Кадр из фильма «Постал»
Вершина творчество Уве Болла, видимо, в 2007 году у мэтра наступило какое-то просветление, а может, он точно знал, чего хочет и как это сделать. Экранизация безумной и кровавой видеоигры во многом напомнит его режиссерский дебют «Жареное немецкое кино», когда-то даже одобренный кое-какими критиками. Видимо, смешать в кадре несмешиваемое и высмеять все и всех, а после устроить кровавую баню — это лучшее, что может сделать Болл с кинематографом.
DOA: Живым или мертвым/4,8
Кадр из фильма «DOA: Живым или мертвым»
Кто там ругал «Запрещенный удар» Зака Снайдера за вычурные и пластмассовый экшен с телочками? На фоне пострелушек-побегушек карате-девчонок похождения Куколки и ее подруг выглядят образцом кровавой и суровой военной драмы.
Ну разве что Девон Аоки как всегда хороша с катаной наперевес. Но мы это со времен «Города грехов» помним.
Сайлент Хилл 2/5,0
Этот фильм стал последним в карьере не самого толкового режиссера М. Дж. Бассета и был включен нами в топ фильмов-убийц, уничтоживших режиссерские карьеры. Или считать его/ее за режиссерку? Ведь в 2016 году Майкл Бассет превратился в ЭмДжей Бассет, трансгендерную женщину. Впрочем его/ее фильмы от этого лучше не стали.
DOOM/5,2
Кадр из фильма «DOOM»
Вот вы наверняка спрашивали: за какие заслуги дали денежку не самом даровитому режиссеру Анджею Бартковяку, чтобы тот поставил никакого «Уличного бойца»? А вот как раз та самая заслуга. Да, экранизация шутера вызывала не страх, а смех от сценарных вывихов и актерской непритязательной игры, но опыт есть опыт. А злодейский Дуэйн Джонсон в финале все-таки эффектно наводил шороху на марсианские лаборатории. Все-таки жаль, что он сам не дал применять свою отрицательную харизму дальше.
Обитель зла: Возмездие/5,4
Пятая серия почти бесконечной битвы Элис с зомби, монстрами и корпорацией «Амбрелла» поставлена по самому укуренному сценарию, в который вошло все по принципу «жги по полной и будь что будет». Тут вам и зомби-танкисты, и поддельная Москва с магазином реальной водки, и куча клонов, и вернувшаяся в кадр Мишель Родригес, и непонятно кто кому сват, черт и брат.
Каждый эпизод по отдельности достоин удивления и аплодисментов, но в одно связное целое все это упорно не хочет складываться.
Макс Пэйн/5,4
Примерно та же болезнь и у фильма с Марком Уолбергом. То есть по отдельность кадры нуарного Нью-Йорка или эффектных глюков у персонажей можно брать и вставлять в рамку, чтобы хватило на целую картинную галерею. Но уже к десятой минуте человек, не знакомый с оригинальной игрой, начнет путаться в сложных и не всегда причинно-следственных связях, а фанаты игры, как обычно, недовольны общим воплощением.
Лара Крофт: Расхитительница гробниц 2 — Колыбель жизни/5,5
Кадр из фильма «Лара Крофт: Расхитительница гробниц 2 – Колыбель жизни»
Повторить успех первой части у создателей сиквела не получилось. История оказалась запутанной, грудь Джоли уменьшили на постпродакшене, Джерард Батлер и вовсе оказался саботажником, не попытавшись сколько-нибудь достоверно сыграть свою роль.
Что уж тут смотреть?
Обитель зла: Последняя глава/5,6
Финальная часть саги про неубиваемую Элис и Т-вирус сделала ловкий сюжетный поворот, объяснила часть событий из первой «Обители зла», но вошла в крутое противоречие с сиквелом и триквелом. «Ну и ладно, — сказал на это Пол Андерсон. — Все равно будем перезагружать».
Кредо убийцы/5,7
Амбициозная, но весьма наивная экранизация культовой игровой серии. Создатели убили большую часть времени на фансервис, слегка позабыв об обычных зрителях. Те, конечно, тоже слышали о крутой игрушке, но в целом им было параллельно до того, кто выиграет в этой непонятной схватке: тамплиеры или ассасины. По любому, ни в одном из вариантов нормальной жизни у простых людей не предвидится.
Хитмэн: Агент 47/5,7
Как ни удивительно, но свежая версия с более спортивным Рупертом Френдом, практически лишенная клюквы, имеет рейтинг существенно ниже фильма с Тимоти Олифантом. Возможно, виной всему стал не самый внятный сюжет, как и в случае с «Кредо убийцы», и не самые внятные мотивации героев. Опять же фансервис создатели простроили на высшем уровне, так что все игроки нашли заветные пасхалочки.
Смертельная битва/5,8
Кадр из фильма «Смертельная битва»
Во многом культовая история, образчик экранизации видеоигр, которую, правда, сегодня совершенно невозможно смотреть. Ну сделайте попытку ради интереса.
Но на тот момент все было сделано правильно: от каста (Кристофер Ламберт, Кэри Хироюки-Тагава, достоверный в боях Робин Шоу) до подобия сюжета, терпимых для боевика 90-х диалогов (как они обычно писались, можно, но не нужно смотреть на примере «Двойного дракона») и внятной актерской игры. Ну и, конечно, боевые сцены, разные по стилю и даже со своей драматургией каждая.
Лара Крофт: Расхитительница гробниц/5,8
Кадр из фильма «Лара Крофт: Расхитительница гробниц»
Звездная для Анджелины Джоли роль, которая села на нее как влитая. И речь не только о формах. Она, пожалуй, первая, кто смог достойно и правдиво сыграть сильную женщину, способную на равных постоять за себя в схватке с суровыми мужиками, ожившей статуей или даже роботом. Но при этом трогательно помнить о папочке и достоверно всю жизнь его искать. Не обошлось без клюквы, но ее доза была практически незаметной.
Обитель зла 4: Жизнь после смерти/5,9
После того, как серия про Элис зашла в определенный логический тупик, едва начавшись, к режиссуре вновь вернулся Пол Андерсон, устроивший франшизе легкую перезагрузку. По ее ходу слегка забыли о тотальном вымирании в триквеле да и вообще об атмосфере ужастика, а сосредоточились на куче боевых сцен. Режиссер даже позволил слегка похулиганить: в духе старых аркад из поверженных злодейских монстров вылетает пригоршня монеток.
Рэмпейдж/6,1
Приматолог из Джонсона, конечно, как из того же Джонсона балерина, например, однако фильму сделали довольно большую инъекцию придури и драйва, так что в какие-то моменты он смотрелся даже выгоднее, чем твари из «кайдзюверс» у конкурентов. По крайней мере, не так пафосно.
Обитель зла 2: Апокалипсис/6,2
Кадр из фильма «Обитель зла 2: Апокалипсис»
Скороспелый сиквел, в котором герои время от времени теряют логику, силы и свои навыки. Забрести на кладбище во время зомби-пандемии — это конечно, весьма дальновидно. А отряд спецназовцев, уничтоженный зомби-детками, — это крайне достоверно. Уже здесь исчезла атмосфера герметичного хоррора, которым козыряла первая часть, а ничего другого постановщик не привнес.
Tomb Raider: Лара Крофт/6,3
Видимо, волшебная сила феминизма и фансервис помогли новой версии отважной археологини приподняться над эпичным фильмом с Джоли. Создатели вновь зациклились на поклонниках игры и насовали для них кучу пасхалок. Что же до обычных зрителей, то для них остался рваный, местами теряющий логику сценарий, плоский и неинтересный злодей (ну это общее место, что поделать) и развязка в духе худших серий «Секретных материалов».
К слову, картине светит сиквел даже при неважных кассовых сборах. Будьте готовы.
Хитмэн/6,3
Кадр из фильма «Хитмэн»
Одутловатый Тимоти Олифант в роли искусного убийцы, прочие актеры, которые переигрывают даже в эпизодах, тоскливый экшен в бессовестном слоу-мо, а для отечественного зрителя еще и целая банка клюквенного варенья, когда болгарскую Софию без всякой ретуши выдают за Санкт-Петербург.
И почему эта картина выше в рейтинге? Только ботам IMDB это ведомо.
Обитель зла: Вымирание/6,3
После аляповатого сиквела Рассел Малкехи («Горец») вывернул историю в сторону постапокалипсиса с разными приятными фишечками, вроде зомби-ворон. Самая депрессивная и самая кровавая часть во франшизе, тем не менее она, в отличие от того же сиквела, проложила уже прямую дорожку к продолжениям и дала пару намеков на будущее развитие сюжета.
Need For Speed: Жажда скорости/6,5
Ох, если бы не китайские товарищи, то все бы уже забыли про экранизацию скоростной игры, которая на экране превратилась в бледный клон «Форсажей». Адреналиновое кино само по себе тоже не шедевр, но его спасает толпа харизматиков от Дизеля до Стэйтема. Мы хорошо относимся к Аарону Полу, и из Доминика Купера можно выжать то, что он демонстрирует в «Проповеднике», но почему-то Скотт Во этого не смог. Пока машинки катятся тут все хорошо, а потом надо быстро-быстро перематывать.
Сайлент Хилл/6,6
Атмосферный хоррор, в котором поклонники игр найдут знакомых персонажей и необходимые отсылки, а простой зритель будет сидеть, затаив дыхание от дьявольских красот проклятого города и жестокости сюжета. К тому же, у картины отличный финал даже по меркам чистого ужастика, мрачный, но с лучиком надежды.
Принц Персии: Пески времени/6,6
Возможно, все было бы лучше, позови режиссер на роль Дастана, принца, вышедшего из низов и воровавшего у торговцев, кого-то менее рафинированного, чем Джейк Джилленхол. Ну какой из него багдадский гопник-паркурщик? А так, пожалуй, редкий случай, когда сценарию удалось сбалансировать узнаваемые элементы игры и драматургическую достоверность. Правда в прокате это все равно не помогло.
Покемон: Детектив Пикачу/6,7
Что еще нужно, если в кадре есть обаятельный комок меха с повышенной кавайностью и голосом Райана Рейнолдьса? Вот и создатели фильма решили, что этого хватит, и как-то совсем забыли придумать Пикачу интересных людей-напарников. Впрочем, зрители остались вполне довольны, раз фильм собрал прилично в прокате и получил неплохой для субжанра рейтинг.
Обитель зла/6,7
Ох как всех бомбило на стадии препродакшена и производства. И непонятная Элис, которой нет в игре, стала главной! И невнятный Пол Андерсон заменил самого Джорджа Ромеро! И наверняка еще что-то, что мы за давностью лет слегка подзабыли.
Тем не менее, Андерсону удалось создать атмосферу клаустрофобического хоррора в холодных зеркальных стенах подземной лаборатории, что во время финального выхода Элис на поверхность реально ощущаешь свежий воздух.
Варкрафт/6,8
Если и был в 2016 году фильм, вокруг которого зрители сломали кучу копий, то это несомненно экранизация игровой серии о битве людей с орками. С одной стороны, тут есть предельно реалистичная картинка, ласкающие слух игрока названия, имена и события, с другой стороны, постороннему человеку тут явно делать нечего, поскольку сопереживать страшным и не очень добрым оркам не хочется, а красивым, но тоже подленьким людишкам нельзя из моральных соображений. Тем не менее это лидер топа по версии IMDB, а вы согласны?
Кинематограф в компьютерных играх
It’s-a me!
Американские киношники считают каждую копейку (точнее, цент), поэтому для дебютной коллаборации нужно было выбрать ну прямо сверхузнаваемого персонажа, который заманит в зрительный зал даже далёкого от гейминга человека. Дело было в 1993-м, на консолях все фанатели от Super Mario. Одних «именных» тайтлов у него к тому моменту накопилось с несколько десятков, поэтому было решено снять картину именно про их с Луиджи приключения. Ещё и бюджет выделили сумасшедший, около 50 миллионов долларов.
Процесс производства постоянно затягивался, требовал новых финансовых вливаний (изначально студии выделили всего 2 миллиона) и сопровождался токсичными выходками членов съёмочной группы. Рассказывает Боб Хоскинс, исполнитель роли Марио, в интервью Guardian:
«Супербратья» — худшее, в чём мне доводилось участвовать. Это был е#%ный кошмар. Два режиссёра, причём муж с женой — оба настолько надменные, что кто-то принимал это за талант. Их собственный агент в один момент велел им свалить с площадки! Е#%ные идиоты.
Чтобы хоть как-то успокоить нервы, «Марио» и «Луиджи» регулярно наклюкивались, как перед съёмками, так и между дублями. Решитесь на просмотр — приглядитесь к мимике и грации актёров.
Fight!
Провал Super Mario Brothers нисколько не напугал других акул индустрии — напротив, в концепцию игрофильмов начали активно вкладываться! Два очередных ярчайших примера того, как не надо их снимать — это «Двойной дракон» (3,8 на IMDb) и «Уличный боец» (4,0), оба 1994 года выпуска.
Первому стоит отдать должное: картина вполне соответствует лору игры и не пытается изобрести сюжетный велосипед. В то время отношение к подобного рода произведениям было чисто коммерческим — их воспринимали исключительно как способ заработать на известной франшизе, «ведь эти геймеры схавают всё на свете». Собственно, из-за такого подхода к зрителю «Дракон» и провалился. Критики окрестили его «зрелищем менее интеллектуальным, чем детские мультики» и даже милые пасхалочки типа игрового автомата с Double Dragon не смогли спасти картину от разгрома по всем фронтам.
В 2009 году вышла ещё одна полнометражка, про Чун Ли (3,7 на IMDb)
Сердца геймеров наконец-то были покорены, но в плане качества обеим картинам было далеко до идеала. Они страдали от зашкаливающего пафоса и безыскусного сценария, но по сравнению с предыдущими попытками стали прорывом.
Чем больше, тем лучше?
Ещё там снимался Дэниел Крейг — будущий Джеймс Бонд
Уве Болл
Денег хватало на приглашение самых знаменитых актёров — к примеру, оскароносца Бена Кингсли
Уве не просто Личность с большой буквы. Вся его деятельность будто бы обличает продажность игровых издателей и слепое копирование сюжетов, будь то хорошо или плохо для бизнеса в целом. Он вызывал критиков на боксёрские бои (и каждый раз побеждал), обещал отойти от дел, если миллион человек подпишет соответствующую петицию (а потом отказывался от этой затеи), связывал политику США с «Трансформерами» и «Мстителями» — одним словом, готов был на всё ради идеи. Даже снять фильм по Warcraft.
Новые игроки
Blizzard ему, ясное дело, отказали. Изначально компания договорилась делать кино по своей ключевой франшизе с Сэмом Рэйми, известным, например, по «Человеку-пауку» с Тоби Магуайром, но позже он решил заняться другими проектами. Новый режиссёр, Данкан Джонс, первым делом переписал сценарий, а из этого, как мы знаем, редко выходит толк. В итоге фильм хоть и заработал баснословные деньги (которых, по слухам, всё равно не хватило для статуса коммерчески успешного), но вышел скомканным и вялым. Несмотря на это, Legendary Pictures дали «Варкрафту» второй шанс и в настоящий момент работают над новой киноадаптацией.
Тогда же оживилась Ubisoft. В «Кредо убийцы» вбухали 125 миллионов долларов, напичкали графикой, наняли актёров уровня Майкла Фассбендера («Голод», «Люди Икс: Первый класс») и Марион Котийяр («Жизнь в розовом свете», «Такси»), но планку качества фильм всё равно не держит, немного не дотягивая до приемлемого уровня ровно во всех аспектах.
Почти тридцать лет ушло на то, чтобы фильм по видеоигре сделал комбо: одновременно понравился фанатам, вызвал одобрение у критиков и окупился. Это не значит, что стандарт качества вырастет («Соник» и «Пикачу» — это скорее исключения из правил), а Йовович с мужем перестанут клепать незнамо что, но вот ожидания от ребута Assassin’s Creed, сиквела «Варкрафта» и долгостроя Uncharted с Томом Холландом у меня точно повысились!
Экранизации видеоигр. От провалов к признанию
Отвечаем на вопрос «Что посмотреть на выходных»
Все мы любим видеоигры. А как иначе? Человечество, погрязшее в рутине серых будней, стабильно придумывает различные способы побега от реальности. Когда осенью 1958 года на дне открытых дверей в Брукхейвенской лаборатории физик Уильям Хигинботам ради привлечения внимания посетителей к своему стенду показал человечеству примитивную по сегодняшним меркам электронную игру Tennis for Two, он понятия не имел, во что это выльется спустя несколько десятилетий.
Индустрия компьютерных игр в 70-е годы прошлого века уже была настолько прибыльной, что только в США объем рынка аркадных автоматов увеличился до 900 миллионов долларов к 1981 году, а весь доход в 1980 году составил 2.8 миллиарда долларов. К 1982 доход от игр превышал суммарные продажи поп-музыки и киноиндустрии. Всем стало очевидно: с видеоиграми конкурировать будет очень сложно. Но ушлые кинобоссы и не собирались это делать. Зачем, если можно окучить геймеров, забравшись в их кошельки, показав на большом экране любимых персонажей из игр. В 90-е годы началась эра фильмов по видеоиграм. Вот о них мы сегодня и поговорим.
На данный момент снято чуть более 50 фильмов по мотивам сюжетов видеоигр. Надо признаться, действительно годных среди них очень и очень мало, пожалуй, их можно пересчитать по пальцам одной руки. Режиссеры никогда не были и не будут геймерами, что бы они не говорили в своих интервью, — это ложь, лукавство, маркетинг ради привлечения гиков в кинотеатры.
Им нет дела до того, за что именно та или иная видеоигра стала популярной. Они всегда действовали по заученной формуле: что там в сюжете главное? А, какая-то парочка водопроводчиков спасает принцессу в выдуманном мире? А почему тогда водопроводчики из Италии родом? Просто так? А кто это придумал? Японцы? Примерно так и размышлял сценаристы и режиссеры первого в истории фильма по видеоигре — “Супербратья Марио” (игра Super Mario Bros), вышедшего в 1993 году. Им было совершенно наплевать на сюжет игры, они из нее взяли только имена главных героев — двух братьев Марио и Луиджи, — а все остальное выдумали сами. Ну и профессию им сохранили. По сюжету братья случайно нашли проход в параллельный мир, населенный разумными людоящерами, потомками динозавров. Их правитель, диктатор Купа (он же Боузер), хочет попасть на Землю и захватить ее при помощи вундервафли — антиэволюционного ружья, попадание из которого обращает вспять процесс эволюции. То есть, человек снова становится обезьяной. Сегодня для этого придумали TikTok и русский реп, и никакие водопроводчики планету уже не спасут от деградации, но в девяностые, по мнению продюсеров картины, такое могло и прокатить. Но не вышло.
Фильм оказался полным провалом, несмотря на уберпопулярных героев игры. Братьев Марио знал весь мир, но это не спасло эту поделку. И критики, и зрители фильм разгромили. Хотя, если вы являетесь ценителем особого жанра “Треш”, то есть, мусора, то рекомендовать эту картину я могу — в ней все настолько плохо, что с определенного момента это становится даже хорошо! В конце концов, это же первый фильм по видеоигре, нужно отдать честь истории. Рейтинг фильма на IMDB — 4.1/10.
Следующими знаковыми фильмами для геймеров стали экранизации мегахитов с платформы SNES и аркадных автоматов — “Двойной дракон” (Double Dragon) и “Уличный боец” (Street Fighter). Оба фильма вышли в 1994 году, и оба они ужасны. Но давайте по очереди.
Double Dragon
“Двойной дракон” — это beat ‘em up, очень популярный в 90-е годы жанр видеоигр, где герои с помощью бесконечного избиения злых панков и прочих маргиналов кулаками и подручными средствами приносят мир и покой. Главные герои — братья, мастера боевых искусств Билли и Джимми Ли. В фильме их роль исполнили Марк Дакаскос (Джимми) и Скотт Вулф (Билли). Тем, кто родился в 80-90-х годах, Марк хорошо знаком — он был очень известной звездой боевиков категории B те годы, да и сейчас продолжает сниматься (например, в “Джон Уик 3”). Но фильм это не спасло — он получился очень плохим. В нем ужасно все: отвратительные и карикатурные диалоги, убогие и неправдоподобные спецэффекты, паршивая постановка боевых сцен, да и сюжет откровенно хреновый. Но, как и в случае с “Братьями Марио”, фильм скатывается в такой треш, что с определенного момента его становится даже интересно смотреть! Без шуток! Кратенько сюжет. Будущее очень хреновое, постапокалиптическое, 2007 год. У братьев Ли убивают учителя и они отправляются мстить злодеям. А управляет плохишами демон Кого Суко, который стремится собрать воедино магический талисман и стать непобедимым. И братья ему противостоят.
Street Fighter
“Уличный боец” — это экранизация суперхита от Capcom, одного из основоположников жанра fighting, культовой Street Fighter II. Этот фильм уже поднимал планку качества, хотя все равно с позиции киноискусства оказался полным провалом (рейтинг на IMDB — 4.0). О каком качестве речь? Конечно же, о боевиках! Ведь главную роль в картине сыграл не абы кто, а сам Жан-Клод Ван Дамм — мегазвезда жанра action в 90-е годы. Сюжет, правда, не особо следовал канону игры, но зато в нем были сохранены все ключевые персонажи. Безумный диктатор и генерал M. Байзон решил стать властелином мира. Для этого ему нужно всего лишь собрать армию лучших наемников и деньги для оплаты их услуг. Чтобы деньги получить, Байзон решает захватить в заложники мирных граждан и требовать с правительства выкуп. Но полковник Гайл (Ван Дамм) с командой соратников отправляется на спасательную операцию. Вот такой вот примитив.
Но для нашего зрителя фильм зашел неплохо. Понятное дело, что в девяностых мы новые кинокартины смотрели в подавляющем большинстве случаев с пиратских видеокассет с известно какой озвучкой, а не в кинотеатрах. И для мальчишек, играющих на “Денди” в Street Fighter II, это фильм казался чуть ли не эталоном экранизации видеоигры. Неудивительно, что на “Кинопоиске” его рейтинг выше — 5.5, что выводит его в категорию “можно и посмотреть”. Да и за великолепный мем от Байзона можно добавить полбалла.
Но следующий год многое изменил. В первую очередь, в нас самих. Мы получили фильм по игре, за который было не стыдно. И даже гордо!
“Смертельная битва” (Mortal Kombat)
Спасибо тебе, Пол Андерсон! В 1995 году ты показал всему миру, что фильмы по видеоиграм могут быть действительно крутыми. Да, сейчас ты снимаешь откровенную низкопробную фигню, вроде серии “Обитель зла” (Resident Evil) или ужасного “Охотника на монстров” (Monster Hunter). Но мы прощаем тебе все эти недоразумения — ты снял лучший фильм на тот момент, экранирующий файтинг. Творению Эда Буна и Джона Тобиаса (они же писали сценарий для фильма) было сложно конкурировать со Street Fighter II, но у них получилось. В первую очередь, благодаря добавлению кровавых завершающих ударов — Fatality, а во вторую, добавлением неплохого сюжета в игру, про турнир в смертельных боях ради спасения своей планеты от завоевания врагов из параллельного мира. У Андерсона получилось практически все: отличный кастинг актеров на главные роли, классные для того времени спецэффекты, культовые отсылки к игре и нескучный экшен. Фильм стал эталонным примером того, как должна выглядеть киноадаптация видеоигры. Наши зрители полюбили его всей душой, у “Смертельной битвы” 1995 года 7.6 баллов из 10 на “Кинопоиске”. А легендарный саундтрек для фильма Techno Syndrom, созданный группой The Immortals, помнят и любят до сих пор.
“Командир эскадрильи” (Wing Commander)
Этот фильм 1999 года часто называют самой недооцененной экранизацией видеоигры. Первоисточник был очень популярен: масштабная космоопера, живые актеры первой величины (Малкольм Макдауэлл и Марк Хэммил, к примеру), хитовые продолжения, мультсериал, коллекционная карточная игра и даже цикл книжных романов. Звучит очень круто. Геймеры ожидали увидеть в киноадаптации своих любимцев в главных ролях, но получили мало кому известный каст актеров. Сценарий тоже не радовал: противостояние расы килратхов и человечества было показано средненько, многое шло вразрез канону игры. В те годы фильм зрители и критики не приняли, что повлекло за собой печальные последствия: полный кассовый провал, приведший за собой общее увядание культовой серии космосимов. Возможно, разработчики когда-нибудь возродят франшизу, но пока новостей по этой теме нет.
Пришел миллениум, а вместе с ним пришла качественная компьютерная графика, которая позволяла показывать удивительные вещи на экранах кинотеатров. Первая “Матрица” в 1999 году поставила планку качества, ниже которой фильмы по играм прыгать не имели права. Наступала новая эпоха киноадаптаций культовых видеоигр, но о ней мы поговорим в следующем материале, если этот тебе, дорогой читатель, понравится.
Поделись своими эмоциями в комментариях и расскажи, какие фильмы по видеоиграм тебе запомнились — с хорошей или плохой стороны. До новых встреч!