Что такое экономика совместного потребления
Шеринговая экономика. Экономика будущего!
Главная мысль шеринга, что Вам нет необходимости что-то покупать и владеть этой вещью, Вы можете взять во временное пользование у человека, которому сейчас этот предмет не нужен и он готов его отдать на заранее определенный срок.
Все это происходит на онлайн сервисах. Пользователи на них обмениваются товарами или услугами. Для меня именно сегмент p2p (от человека к человеку) и является классической шеринг экономикой. Но есть и профессиональные игроки рынка, который предоставляют вещи в краткосрочную аренду (например каршеринг (Делимобиль, Belka)).
Как появился шеринг
Р. Ботсман и Р. Роджерс предложили идею в начале нашего века. По их мнению, шеринг экономика станет серьезным конкурентом традиционного бизнеса. Причина – уход многих сфер в интернет, благодаря развитию сетевых технологий.
Развитию шеринговой экономики способствовали:
Введение режима самозанятых на территории всей страны в 2020 году, также способствовало развитию шеринга, поскольку позволило физическим лицам начать предоставлять услуги официально с предоставлением подтверждающих расчетных документов.
В России шеринг-сервисы развиваются стремительными темпами:
Хочу отметить, что сегмент шеринговой экономики p2p услуг, в прошлом году показал рост + 31 % к предыдущему году. Этому способствовал рост онлайн образования и сервисов выполнения виртуальных заданий.
В 2020 году, темп роста снизился (по сравнению с 2019 г.), но не в абсолютных цифрах (+ 300 млрд. руб.) Вероятнее всего на такой рост повлияла пандемия COVID-19 и ограничения связанные с ней. Но все равно сектор показал рост и значительный. Мало какие отрасли хотя бы смогли удержать свои позиции и не понести потерь. Отрицательную динамику в прошлом году показали только шеринг жилья, офисов и автомобилей. Основной рост (в абсолютных цифрах) пришелся на C2C-коммерцию. и онлайн-биржи труда. Экономика совместного потребления показала свою устойчивость в период пандемии, еще раз доказав свою жизнеспособность и перспективу.
Конечно для меня экономика шеринга, это именно обмен услугами или вещами между людьми. Именно поэтому, проектируя сейчас свою платформу TravelsSaharing.club, мы нацелены на сегмент p2p. И еще, для меня важно, чтоб это был именно обмен, а не просто продажа. Однако, я понимаю, что найти и совершить обмен одной вещи на другую, достаточно сложно (просто с точки зрения вероятности совпадения интересов). Поэтому в нашем сервисе Вы можете предоставить людям место для ночлега, стать для них гидом, переводчиком, или предложить покататься на Вашем велосипеде, при этом люди не платят Вам за это, а отдают Вам баллы, которые они получили за такие же услуги. А Вы, получив баллы, могли бы тоже их использовать в своих путешествиях. Таким образом идет обмен путешествиями внутри сообщества.
Все это используя модель шеринговой экономики, то есть обмен услугами или вещами, не применяя денежные средства.
Шеринговая экономика – что это такое, этапы развития
Шеринговая экономика – это совершенно новая модель потребления, базирующаяся на совместном использовании товаров и иных материальных благ. С начала XXI века намечается все больший отход от частной собственности в пользу совместного потребления, особенно среди молодого поколения. Иными словами – богатство не всегда измеряется тем, чем вы владеете. О том, что представляет собой экономика совместного потребления, и почему арендовать иногда выгоднее, чем приобретать в собственность, вы узнаете из этой статьи.
Определение понятия
Экономика совместного потребления или шеринговая экономика – это идея о том, что зачастую выгоднее получить продукт или услугу во временное пользование, чем владеть им на постоянной основе. К примеру, зачем покупать велосипед, если негде его хранить? Намного проще арендовать средство передвижения через интернет, а по окончании использования оставить в удобном месте.
В основе шеринга лежит еще одна идея: люди могут получать выгоду от предметов, которыми они не пользуются постоянно. К примеру, я приобрела швейную машинку. Иметь эту вещь в доме удобно – всегда можно что-то быстро подшить или подогнать одежду. Но по профессии я – не швея, и данная вещь не приносит мне дохода. Кроме того, большую часть времени машинка просто стоит в углу, и использую я ее очень редко. А если я сдам ее в аренду человеку, которому, скажем, требуется пошить костюм, – я получу деньги. Так возникает взаимная выгода.
История экономики совместного потребления
Модель шеринга (от англ. share – делиться, разделять) была предложена сравнительно недавно. В 2010 году в своей книге «What’s Mine Is Yours: The Rise Of Collaborative Consumption» («То, что мое – твое: рост совместного потребления») экономисты Ботсман и Роджерс высказали идею о том, что шеринг создаст огромную конкуренцию традиционному бизнесу. Это обусловлено распространением сетевых технологий и уходом многих сфер деятельности в онлайн.
Конечно, прокат и аренда вещей существует давно. Снять жилье или взять технику напрокат было доступно еще нашим родителям, дедушкам и бабушкам. Но сделать это можно было лишь через специализированные компании, куда следовало явиться лично или встретившись с собственником. Еще несколько десятилетий назад студенты в целях экономии искали соседей для совместного проживания. Но для этого нужно было заводить знакомства или иметь рекомендации. Если ты оказался один в чужом городе – на поиск таких знакомых требовалось время.
Современная модель шеринга зачастую полностью исключает физические контакты. Практически все можно арендовать, используя интернет-сайты или мобильные приложения. Думаю, все знают, как пользоваться услугами каршеринга. Для этого нужно лишь скачать приложение, ввести свои данные и дождаться их проверки. Система сама подберет для вас автомобиль, который находится наиболее близко.
Конечно, в некоторых случаях требуется личный контакт с владельцем. Так, в описанном выше примере со швейной машинкой придется приехать, чтобы забрать ее и вернуть по окончании использования. Но найти нужную вещь сейчас можно намного быстрее, нежели это было во времена до развития интернета, когда выручали только личные связи и объявления в газетах.
С 2010 по 2020 гг. инвестиции в стартапы на основе шеринга составили более 23 млрд долларов. Примеры наиболее крупных шеринговых компаний: AirBnb (капитализация 31 млрд$) и Uber (капитализация 72 млрд$).
Почему появилась эта концепция?
Причины развития шеринговой экономики:
Этапы развития
Шеринговая экономика развивалась поэтапно. Можно выделить несколько основных этапов.
Тенденции экономики совместного потребления
Чем можно делиться?
Итак, экономика совместного потребления – это обмен ценностей на деньги или бартерные сделки. Чем же можно делиться? Приведем примеры шеринга, разбив их на несколько категорий.
Возможно ли применение шеринг-экономики в России
Шеринг в России развивается активными темпами. В частности, в больших городах активно используется каршеринг, а также аренда велосипедов и самокатов. Также популярны различные виды аренды и обмена товаров: одежды, игрушек и др. Все больше появляется различных образовательных онлайн-проектов.
Основная причина, по которой пользователи делают выбор в пользу шеринга – желание сэкономить. Однако здесь есть нюансы.
К примеру, многие руководители российских предприятий предпочитают нанимать сотрудника в штат на постоянной основе, нежели воспользоваться предложениями аутсорсинговых компаний. Причиной тому является устоявшееся мышление о том, что трудовой договор более надежно защищает от мошенничества или ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей. Это заблуждение: грамотно составленный гражданско-правовой договор защитит вас ничуть не хуже, а с точки зрения налогообложения будет более выгодным.
Также большое внимание уделяется контролю рабочего времени. Работодатели готовы платить сотруднику оклад за полный рабочий день, в то время как на удаленке можно платить меньшую зарплату плюс экономить на офисе.
Гораздо важнее контролировать не отработанные часы, а сроки выполнения работ. Четко прописанные во внутренних актах компании сроки будут действовать более эффективно, чем контроль рабочего времени, которое можно проводить по-разному. Разумеется, это касается не всех сфер деятельности, а только тех, где работа полностью или частично может быть перенесена в онлайн.
Другая проблема – это безопасность и урегулирование убытков. Известны случаи использования каршеринговых автомобилей в преступных целях, а также порчи имущества, при которых факт вины доказать было достаточно трудно.
Таким образом, консервативное мышление и отсутствие нормативной базы – главные факторы, которые могут оказать негативное воздействие на развитие российской шеринговой экономики в ближайшие годы.
Критика шеринговой экономики
Итак, некоторые проблемы можно частично решить принятием законов. Но, к сожалению, не все так просто. Приведем несколько примеров критики шеринга:
То же самое касается и спортивных тренировок. В спортзале тренер оперативно укажет вам на неправильную технику выполнения упражнений, а при занятиях самостоятельно по видеоурокам вы можете неправильно выполнять упражнения годами, что чревато различными негативными последствиями: от отсутствия эффекта от тренировок до травмы.
Что касается медицины, то здесь очевидно: ни одна онлайн-консультация не заменит осмотра врача.
Преимущества и недостатки
К основным достоинствам шеринговой экономики можно отнести:
Примеры использования шеринговой экономики
Приведем классический пример шеринговой экономики для частного лица.
Андрей работает в IT-сфере и может себе позволить выполнять заказы из любой точки мира. В большом городе Андрей имеет двухкомнатную квартиру в собственности. Климату северных широт молодой специалист предпочитает тепло и близость океана.
Андрей принимает решение о сдаче своей квартиры с использованием платформы Airbnb. На том же сайте он находит жилье в Тайланде на длительный срок. Кроме того, вырученные деньги от сдачи квартиры и доход от работы позволяют Андрею вести вполне безбедную жизнь в комфортном для него климате, включая аренду транспорта и питание в ресторанах.
Теперь приведем пример для бизнеса. Компания занимается организаций мероприятий: корпоративов, юбилеев, свадеб и др. Во многих случаях требуются услуги специалистов: фотографов, дизайнеров и др. Как правило, это разовые заказы: фотограф иногда у заказчика свой или приглашенный из другой компании; дизайнер нужен не всегда и т.д.
Таким образом, содержать специалиста в штате невыгодно, т.к. он не будет достаточно загружен, кроме того, в творческой сфере часто нужен индивидуальный подход. Решение – интернет-платформа фрилансеров. Среди широкого выбора можно быстро и легко найти подходящего специалиста именно для конкретного праздника на разовой основе.
Заключение
Теперь вы знаете, что такое шеринг-экономика и какие она имеет достоинства и подводные камни. Подводя итоги, хотелось бы выделить следующие моменты:
Арендуй и властвуй: что такое шеринговая экономика и как она работает
Содержание:
Развитие интернет-профессий и фриланса позволяет людям работать там, где они захотят. Они больше не привязаны к одному месту и могут свободно путешествовать и жить в разных странах.
В таких условиях не нужен свой дом, автомобиль или бытовая техника. Всё это можно взять в аренду благодаря шеринговой экономике.
Чтобы разобраться в этой модели, мы рассказали про базовые принципы и понятия шеринга, а потом привели примеры шеринг-компаний, услугами которых уже пользуются многие.
Что такое шеринговая экономика
Шеринг-экономика или экономика совместного потребления (sharing economy) – это бизнес-модель по обмену товарами, транспортом, недвижимостью или знаниями на онлайн-площадках.
Английский глагол to share значит «делиться», а сама модель основана на том, что товары и услуги используются коллективно, на условиях бартера или аренды. Обмениваться можно не только с людьми, но и с крупными компаниями.
Откуда и почему появилась эта концепция
Концепцию совместного потребления в 2000-х гг. предложили Рэйчел Ботсман и Ру Роджерс. В 2010 году идея была признана революционной. Она поменяла социально-экономическую модель общества.
Конечно, этот принцип был и до XXI века. Например, как коллективные хозяйства, где люди работали на общем участке земли. Но тогда это не было частью бизнеса.
На появление шеринговой экономики повлияло несколько факторов:
Трансформация базовых ценностей. Самое платёжеспособное население планеты – миллениалы и подрастающие зуммеры. Такие люди живут по принципу «здесь и сейчас», а сам факт владения им не важен. Они готовы платить за эмоции, но не за вещи.
Технологии. Интернет связывает потребителей со всего мира и помогает совершать онлайн-сделки, обмениваться фотографиями товаров и отзывами об услугах.
Мировые проблемы. Многие шеринговые проекты появились после экономического кризиса 2008 года, когда людям пришлось тщательнее следить за своими расходами.
Доступность. Люди обмениваются или арендуют не только ради экономии, но и для комфорта или широкого выбора. Шеринг делает жизнь доступнее и проще.
Мобильность. В движении шеринга много активных молодых людей, которые воспринимают частную собственность как громоздкую. Поэтому они пользуются среднесрочной арендой квартир. Это помогает им жить в разных странах и устраивать зимовки в условном Таиланде.
Этапы развития экономики совместного использования
Шеринговая экономика в России и в мире, по исследованию Школы бизнеса ВШЭ, прошла несколько стадий развития:
По данным Российской ассоциации электронных коммуникаций, в 2019 году объём шеринг-экономики в России достиг 770 млрд рублей, а в 2020 году составил уже 1,07 трлн рублей. Лидирует торговля товарами между пользователями – «из рук в руки». Второе и третье места занимают рынок фрилансеров и каршеринг.
Самый динамичный рост за 2020 год показал сектор аренды вещей: бытовой техники, одежды, товаров для спорта, игровых приставок и видеокарт. Сильнейшее падение из-за пандемии продемонстрировали сервисы по поиску попутчиков, коворкинги и коливинги.
Примеры экономики совместного потребления
Недвижимость
Проживание за общение или небольшие услуги. На Couchsurfing путешественники с 2000 года ищут единомышленников, которые приютят у себя в обмен на вкусный обед или весёлые истории. Ещё один вариант – хаусситинг – уход за домом и проживание, когда в нём нет хозяев. Сервисы хоусситинга: Mindmyhouse.com, TrustedHousesitters.com, Housecarers.com.
Транспорт
Каршеринг. В одной Москве больше десятка сервисов поминутной аренды авто. Самые популярные: Яндекс.Драйв, Делимобиль и YouDrive.
Карпулинг или райдшеринг. В отличие от каршеринга тут вы не берёте напрокат авто, а ищите водителей, которым с вами по пути. Лидирует сервис BlaBlaCar. В мире сайтом пользуется 50 млн пассажиров, и большая их часть – россияне. Для поиска попутчиков на небольшие расстояния по стране или даже городу есть аналогичный проект «Довезу!».
Велошеринг и кикшеринг. Аренда электросамокатов и велосипедов быстро набрала популярность в России. Пользоваться ими очень удобно: вы заходите в приложение, оплачиваете нужное время и потом оставляете свой транспорт на ближайшей станции. Популярные сервисы: Велобайк, Samocat Sharing, YouDrivelite, Lucky Bike и Woosh.
Офисы
Здесь главную позицию удерживают коворкинги – рабочие пространства для фрилансеров. За денежный депозит посетители получают доступ к wi-fi, рабочее место, офисное оборудование, кофе и т.д. А ещё посетители могут общаться друг с другом и заводить полезные знакомства.
Работа
Помимо разных сервисов фриланса по типу FL.ru или Kwork, где ищут проектные и постоянные вакансии, появились шеринговые сайты в сфере повседневных услуг. Примеры: YouDo, Profi.ru, Яндекс.Услуги. Там можно найти официанта на праздник, сантехника, репетитора или фитнес-тренера.
Образование
Теперь образовательные курсы можно проходить онлайн бесплатно или за небольшую плату: вам показывают лекции в записи, вы выполняете задания, сдаёте экзамен и получаете сертификат. Среди популярных сервисов: Coursera, Универсариум, Лекториум, TED, Openedu.ru.
Одежда
Секонд-хенды уже считают прошлым веком. Популярность набирают благотворительные магазины, где вы можете не только купить чью-то одежду, но и сдать или обменять свою (как на продажу, так и на переработку).
Ещё стали проводиться тусовки, где можно обменять свою одежду на вещи другого человека – дресс-кроссинг. Расписание таких мероприятий чаще всего публикуют тематические группы в соцсетях.
Товары
Любые товары б/у можно покупать, а иногда и арендовать на известных Авито или Юле. Для отдельных товаров в разных странах существуют специальные сервисы. В Китае есть Sharing E Umbrella с прокатом зонтиков, а в Германии компания Conjoule, которая помогает продать излишки электроэнергии, если у вас на участке есть солнечные батареи или ветряки.
Финансы
Частное кредитование. Кредиты благодаря шерингу превратились в P2P-займы между частными лицами. В России такие сервисы ещё не популярны, но в Европе и США есть Zopa.com и Kiva.org, где кредиторы и заёмщики работают по условиям выгоднее банковских.
Краудфандинг. Это поиск частных инвесторов и сбор средств для реализации идей : бизнеса, творческих или благотворительных проектов.
Передай другому: что такое экономика шеринга
В чем суть владения в самом широком смысле слова, говорим ли мы о физическом предмете (например, об автомобиле) либо о праве на получение или предоставление услуги? Это дает нам право пользования, закрепленное буквой и духом всевозможных законов. Если опустить имиджевые аспекты владения, необходимо оно нам исключительно по этой причине — право и возможность чем-то воспользоваться. В этом заключается цель, тогда как обладание — лишь инструмент ее достижения. Но единственный ли?
В последние годы набирает обороты экономическая модель совместного потребления — коллективное пользование товарами или услугами без обязательного владения. Это и есть «экономика шеринга» (от англ. share — делиться). Не лишая преимуществ обладания, такая модель сглаживает недостатки классического владения.
Легковой автомобиль используется по назначению — то есть едет — лишь 5% своего жизненного срока.
Но оплачивать страховку и налог надо ежегодно. Другой пример: краткосрочная — по надобности — аренда рабочего пространства вместо долгосрочной аренды или даже покупки офиса, который по выходным и праздникам простаивает. Даже кастрюля щей, которые есть уже не можешь, а выбросить пока рано, да и жалко, можно продать голодному соседу по этажу.
Чего же тут нового?
Институт аренды и совместного, поочередного владения существует не одно тысячелетие. Смокинги, затем первые автомобили, затем радиолы и пластинки к ним, наконец, трактора для колхозов — все могло сдаваться в краткосрочную аренду. Чем же отличается нынешний всплеск популярности такой экономической модели?
По мнению директора Центра научно-технологического прогнозирования Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Александра Чулока, современная шеринг-экономика основана на принципиально иной поведенческой модели потребителя. Ключевых факторов тут два:
В былые времена арендовали в основном то, что было не так просто приобрести (из-за нехватки средств, дефицита и так далее). Сейчас пользователи шеринг-сервисов просто этого не хотят, предпочитая не загружать жизненное пространство, тратить ресурсы на что-то иное, быть экологически и этически более «дружелюбными».
Брать что-то напрокат и завершать аренду стало гораздо быстрее и проще благодаря развитию технологий и ИТ-платформ.
Мы уходим от традиционного обмена «товар — деньги — товар». Поэтому шеринг-экономику стоит рассматривать как вектор, вокруг которого формируются и который сам формирует целый набор глобальных трендов. Это и «умный город» с развитием интеллектуальной транспортной и жилищной системы, и рациональное использование ресурсов, и ответственное потребление, и создание новых бизнес-моделей.
Важно и то, что шеринг-экономика касается каждого из нас здесь и сейчас. С одними тенденциями и явлениями работает лишь узкая группа специалистов, другие направлены в далекое будущее, тогда как принцип совместного потребления доступен людям всех профессий, возрастов и социальных статусов.
В свою очередь, профессор РЭШ Сергей Измалков выделяет три подхода к пониманию того, чем же является современная шеринговая экономика.
Обывательский. Шеринг — просто набор новых бизнесов, новых услуг, которые по сути дублируют старые, но за счет развития технологий являются более гибкими и удобными.
Социологический. Совместное потребление как процесс приносит большее удовлетворение, нежели обладание чем-то. Можно посмотреть видеострим, чтобы затем обсудить его с другими зрителями, или же внести вклад в защиту окружающей среды, решив какое-то время не пользоваться личным автомобилем.
Экономический. Более эффективное использование ресурсов, будь то одежда, транспорт или рабочее пространство.
Что подходит для совместного пользования?
«Зашерить» сейчас можно практически что угодно: косметику, медикаменты, газонокосилки, даже домашний скот. О чем бы вы сейчас ни подумали, наверняка где-то в мире уже есть стартап, пытающийся встроить этот предмет в логику совместного потребления. Причем шеринг-экономика касается обмена не только между людьми, но и компаниями, институциями (совместное пользование сервисами хранения данных, набором экспертов и так далее).
Очевидным образом, товары и услуги, которые просто невозможно поделить, под такую модель не подойдут. Также важно, чтобы товары в совместном использовании не теряли из-за этого в качестве.
Прозрачность бизнес-модели — это, пожалуй, ключевой критерий успеха шерингового сервиса. Сейчас экономика совместного потребления во многом формируется по принципу саморегулирующейся организации, которая сама себя оценивает, ставит рейтинги, наказывает нарушителей. Но если окажется, что рейтинги, баллы в каком-то из сообществ можно просто купить либо же саму систему легко взломать, то принцип прозрачности дискредитируется, доверие начнет падать, и шеринг-бизнес вскоре рассыплется.
В каком-то смысле, компанию, предоставляющую шеринг-услуги, можно сравнить с «ночным сторожем» из классической либеральной концепции государства: она лишь устанавливает правила и следит за тем, чтобы они не нарушались. Иногда, например, в случае с краткосрочной арендой жилья, нельзя быть застрахованным от неправомерных действий контрагента. Но есть множество способов их выявить и пресечь в рамках закона и правил сервиса.
Есть ли у этого будущее?
Главное преимущество и главная же проблема шеринг-сервисов в том, что выходят они не на пустой рынок, но бросают вызов традиционной экономической модели.
Яндекс и Uber, AirBnb и WeWork, «Авито» и YouDo успешно конкурируют с гостиницами, таксопарками и газетным разделом объявлений. Задача это непростая, учитывая сопротивление компаний и целых секторов, которых теснят и выдавливают новые сервисы. Одним из инструментов завоевания места на рынке может стать создание новых бизнес-моделей. Так, Чулок из НИУ ВШЭ предвосхищает дальнейшее развитие гибридных форм ведения бизнеса — например, когда традиционный игрок запускает инновационный дочерний бизнес в рамках экономики шеринга. Яркий пример — сервис подписки на автомобили Hyundai Mobility, фактически, собственный каршеринг корейского автогиганта. В свою очередь, Антон Губницын, курирующий в РАЭК сектор шеринга, видит залог успеха в создании целых экосистем — то есть, цепочки сервисов совместного потребления.
Как предприниматели шеринг-экономики будут справляться с убытками — постепенным поднятием тарифов для пользователей, объединением с другими сервисами в экосистемы или еще как-то, вопрос пока открытый.