Что такое экономика простыми словами для детей
Конспект НОД «Что такое экономика»
Цель: Познакомить детей с понятием «экономика», способствовать возникновению интереса к экономической сфере жизни.
• Формировать представление о понятиях экономики: рынок, товар, деньги
• Развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение
• Воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности
Словарная работа: экономика, товар, цена, деньги, базар, монета достоинством…
Ход занятия
I Организационный момент
Воспитатель: Давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом.
Солнце на небе проснулось, нам, ребята улыбнулось.
Глазки тихо закрываем, руки к небу поднимаем.
Лучи солнышка возьмем и к сердечку поднесем.
Ребята, сегодня я хочу отправиться с вами в очень интересную страну. Она называется экономика. Знакомо ли вам такое слово? (Ответы детей) Экономика – это страна, где учат правилам ведения хозяйства. Экономика учит нас разумно тратить деньги (экономить их, покупать то, что нам нужно для жизни.
Сначала попробуйте угадать,о чем я говорю:
• Вещи и продукты в магазине или на рынке, которые имеют свою цену называются… (товарами)
• Деньги, которые надо заплатить в обмен на товар (цена)
• Человек работает, и за работу получает деньги. Как они называются? (Зарплата)
• Человек много лет работал на заводе, фабрике или другой работе. Он стал уже пожилой и работать не может. Ему все равно платят деньги. (Пенсия)
Экономика – это хозяйство. Любое хозяйство, даже маленькое, как наш детский сад, или очень большое, как в нашей стране. А для того, чтобы хорошо хозяйничать и в доме, и в стране, нужно знать много, очень много об экономике. Так давайте заглянем в эту науку хозяйничать повнимательнее, и раскроем некоторые экономические тайны. А поможет нам муха-цокотуха. Знакомьтесь. Муха – хозяйка дома, домашняя хозяйка. У нее большая семья, много детей – мушат. Всех их нужно одеть, обуть, накормить. Очень сложная работа.
«Муха, муха, цокотуха, позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла, муха денежку нашла»
Воспитатель: Куда пошла муха и что она нашла?
Дети: Муха по полю пошла, муха денежку нашла.
Воспитатель: А говорится ли о том, какую монету нашла муха (нет? Все ли монеты одинаковы?
Дети: Нет, бывают монеты 1 рубль, 2 рубля, 5 рублей.
Воспитатель: Да, бывают монеты разного ДОСТОИНСТВА. Одинаковый ли их размер, цвет.
Дети: Монеты бывают разные по цвету, размеру и весу.
Воспитатель: Представим, что муха нашла вот такую монету (показывает 5 рублей). Какую?
Воспитатель: Пошла муха на базар. Я предлагаю и нам отправиться с мухой на базар.
Дети с воспитателем подходят к импровизированному базару (магазин).
Воспитатель: Ребята, пришли мы на базар и видим, чего там только нет. Просто глаза разбегаются. Товару видимо-невидимо. Пряники расписные, шоколадные, чай душистый, баранки, торты, пирожные, овощи и фрукты, мясо и молочные продукты. У каждого товара есть своя цена. Цена это то, сколько денег нужно заплатить за него. У каждого товара она своя.
Воспитатель: Ребята, назовите самый дешевый товар в лавке овощей, фруктов; самый дорогой товар в лавке сладостей; что дешевле молоко или творог… (Ответы детей)
Два хлопка над головой – раз, два.
Два хлопка перед собой – раз, два.
Две руки за спину спрячем
И на двух ногах поскачем.
Выбирается 4 продавца в каждую лавку товаров. Остальные дети покупатели. У каждого из покупателей монеты разного достоинства. Они отправляются на базар за покупками. Расплачиваются монетами (соотносят достоинство монеты с ценой товара, продавцы дают сдачу, если достоинство монеты больше цены товара.
Воспитатель: Молодцы ребята. Я вижу никто из покупателей не остался без покупок. Каждый приобрел что-то вкусное. А что же купила муха?
Воспитатель: А зачем нужен самовар?
Воспитатель: Верно. Чтобы пить чай. И муха купила самовар, чтобы устроить приятное и вкусное чаепитие и пригласить друзей.
Смотрит муха на самовар и думает, а хватит ли ей денег. Как вы думаете, хватит, ведь у мухи 5 рублей? А самовар стоит? 3 рубля. Надо ли мухе дать сдачу? Сколько?
Теперь наша муха с самоваром. Мы пожелаем ей приятного чаепития.
Вот и подошло к концу наше путешествие. В какой стране мы с вами были?
Дети: Экономика.
Воспитатель: Давайте вспомним, что такое экономика. (Это наука о том, как правильно вести хозяйство и тратить деньги)
А что такое деньги? (Это монеты и бумажные знаки, которые мы можем обменять на товар или услугу)
Пора прощаться. Надеюсь, что знания, которые вы сегодня получили, вам в жизни пригодятся, и помогут вам стать хорошими хозяевами своего дома. Занятие закончено.
Классный час в начальной школе «Что такое хорошо и что такое плохо» Классный час на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель: • Формирование нравственных качеств детей, раскрытие понятий «хорошо».
Дидактическая игра на развитие коммуникативных качеств в младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо?» Игра направлена на развитие навыков самообслуживания, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, воспитание культурно-гигиенических.
Классный час для учащихся начальной школы «Что такое хорошо и что такое плохо» Классный час на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо» Цели и задачи: формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формировать.
Конспект НОД для детей старшей группы «Что такое хорошо, а что такое плохо» (5–6 лет) Цель: 1. Учить детей быть внимательными друг к другу, замечать в себе и друзьях положительные и отрицательные качества характера,.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Что такое хорошо, а что такое плохо!» Цель: • систематизировать знания детей о правилах хорошего и вежливого поведения, • дать представление о специфических сторонах общения.
Нравственное воспитание «Что такое хорошо, что такое плохо» Формирование нравственных качеств дошкольников путем решения проблемных ситуаций. Дошкольный возраст особенный в формировании многих основ.
Родительское собрание «Раскрытие цветка, или Что такое хорошо и что такое плохо» Тема: «Раскрытие цветка, или что такое хорошо и что такое плохо». План. 1. Что мы имеем в виду, когда говорим об упрямстве? 2. Причины.
Занятие по социально-коммуникативному развитию «Что такое хорошо, а что такое плохо» в старшей группе Цель: формирование положительного отношения к себе и близким. Задачи: — конкретизировать первоначальные представления о себе (чувства,.
Как объяснить ребенку, что такое экономика
«Почему нас не учили этому в школе?» — вопрос, который наверняка хотя бы раз в жизни задавал себе каждый. За одиннадцать лет дети узнают, как вычислить производную, что такое постоянная Планка и как делятся простейшие, но часто не могут решить стандартные жизненные задачи: устроиться на работу, заплатить за коммуналку, приготовить ужин и обсудить конфликт с начальством. И пожалуй, самая важная из таких задач — это умение управлять своими финансами. По сути, именно недостаток финансовой грамотности стал причиной того, что во время кризиса 2014 года люди массово сметали с магазинных полок все подряд — а потом обнаруживали себя с двумя холодильниками или тремя телевизорами, которые некуда деть. Понимание законов экономики не только страхует от таких ошибок, но и учит более сложным вещам: как сделать выгодную инвестицию, выбрать подходящие условия по ипотеке или запустить свой бизнес.
Именно поэтому так важно еще в детстве получить представление о том, как работает экономика. На школу, к сожалению, рассчитывать в этом вопросе не стоит: в лучшем случае ребенок узнает там об общих экономических законах, которые он вряд ли сможет применить на практике. Поэтому задача познакомить его с реальными жизненными ситуациями, связанными с деньгами, ложится на плечи родителей. И это не так просто: нужно не просто объяснить ребенку финансовые принципы, но и вызвать его интерес, иначе он выкинет новую информацию из головы уже на следующий день.
Покажите ребенку, что экономика — часть его жизни
В первую очередь надо дать понять ребенку, что экономика — это не какая-то сложная и далекая от него сфера, а часть его повседневной жизни. Начинать лучше с таких базовых вещей, как деньги: откуда они берутся, что на них можно купить, почему одни товары дороже, а другие — дешевле. Обязательно спрашивайте, что он сам думает об этом: возможно, у ребенка уже есть какое-то представление об этих предметах, которое можно расширить или скорректировать. В магазине можно обратить его внимание на разные цены на похожие продукты и показать, что, например, покупая себе мороженое, он уже становится участником экономических отношений. С подростками разговор можно начать с обсуждения их карманных расходов, трат и накоплений.
Приводите в пример реальные ситуации
Дети — да и не только они — неохотно воспринимают голую теорию, поэтому лучше объяснять все с помощью реальных ситуаций, с которыми вы и ребенок сталкиваетесь в обычной жизни. От самых легких (посчитать сдачу в магазине) до более серьезных. Простой и понятный пример может дать представление даже о таком сложном понятии, как инфляция — если, допустим, объяснить его через повышение платы за проезд или подорожание любимой марки мороженого. С подростком можно обсуждать динамику цен на технику на примере гаджетов, которыми он пользуется: обратите внимание, что его телефон сейчас стоит дешевле, чем в момент покупки в прошлом году, и спросите, почему, по его мнению, так произошло. А чтобы раскрыть тему валютных отношений, во время совместного отпуска за границей попросите ребенка посчитать, сколько будет стоить тот или иной товар в рублях.
Обсуждайте фильмы и книги
В большинстве современных фильмов и сериалов есть непонятные для ребенка моменты: почему страховая не выплатила герою денег? Зачем играют на бирже? Что такое экономический кризис? Обычно эти вещи так и остаются непонятыми: дети не обращают на них внимания и концентрируются на сюжете. Между тем только что увиденный фильм — отличный повод разобраться в сложных темах. Поэтому возьмите за правило во время совместного просмотра обсуждать с ребенком экономические термины и понятия, которые вам встретились.
Такие темы могут попасться и в художественной литературе. А если говорить о нон-фикшене, есть множество изданий об экономике с красочными иллюстрациями, выпущенных специально для детей.
Фото: Rawpixel
Выделяйте деньги на карманные расходы
Небольшое количество денег, которое вы регулярно выдаете на шоколадки и проезд, — аналог зарплаты для детей, который приучает их обращаться с собственными финансами. Но это должна быть фиксированная сумма: да, ребенок может потратить ее в первый же день и попросить еще, но важно проявить твердость и объяснить, что ему придется подождать до следующей недели или месяца — в зависимости от того, как вы договаривались изначально. Так он поймет, что деньги не бесконечны, и сможет научиться копить. Кроме того, вы можете предложить ребенку поучаствовать в дорогих подарках — например, часть стоимости его нового телефона оплачиваете вы, а другую часть он должен накопить самостоятельно.
Оформите детскую банковскую карту
Привыкать пользоваться банковскими продуктами в цифровом мире лучше с ранних лет, особенно если речь идет о такой необходимой вещи, как карта. Многие банки сейчас предлагают специальные карты для детей: с их помощью они могут расплачиваться в магазинах, учатся контролировать свои расходы через мобильное приложение, получают бонусы и копят на желанные покупки. Такая карта, как правило, привязывается к счету родителей и включает возможность отслеживать траты ребенка. Обычно карты выпускаются в ярком необычном оформлении, поэтому дети охотно ими пользуются.
Говорите о работе и зарплате
Родители редко обсуждают с детьми свою работу, из-за чего у ребенка складывается впечатление, что работа — это какое-то место, где родители должны проводить большую часть дня, чтобы раз в месяц получать за это зарплату. Чем чаще вы будете делиться тем, что вы делаете на своей работе, тем лучше он вникнет в вопросы оплаты труда и финансовые отношения между сотрудником и работодателем. С подростком можно обсудить, сколько вы получаете, почему ваша работа так оплачивается и как это соотносится с уровнем зарплат в других профессиях. А если ребенок уже примерно понимает, кем он хочет стать в будущем, можно поговорить с ним о зарплатных возможностях в этой области.
Объясняйте с помощью игр
Геймификация — один из самых эффективных способов объяснить ребенку новую для него тему, и экономика здесь не исключение. Нестареющая классика — знакомая всем «Монополия»: она знакомит сразу и с инвестициями, и с банковскими отношениями, и с доходами, и с тратами, а заодно развивает логику и системное мышление. Но это не единственный способ погрузить ребенка в мир финансов в увлекательной форме — сейчас можно найти огромное количество игр (настольных и компьютерных), посвященных экономике, финансам и бизнесу. Такую игру можно подобрать под любой возраст — как для дошкольников, так и для подростков.
Больше текстов о психологии, отношениях, детях и образовании — в нашем телеграм-канале «Проект «Сноб» — Личное». Присоединяйтесь
Конспект занятия «Что такое экономика?»
Екатерина Насонова
Конспект занятия «Что такое экономика?»
Цель: знакомство детей с понятием «экономика»,
— познакомить детей с понятием «экономика», ее составляющими;
— учить выделять в окружающем мире экономические характеристики;
— развивать познавательный интерес детей к экономике
Ход деятельности:
Как вы думаете, что такое «экономика»?
Слово «экономика» состоит из 2-х слов «экос»— дом и «номос»— закон, то есть «искусство ведения домашнего хозяйства».Еще проще: Экономика-это хозяйство.
Как вы думаете, что изучает «экономика».
— деньги (какие существуют деньги, историю их возникновения и развития)
— профессии людей (что делают люди разных профессий);
— товары и услуги (сколько нужно изготавливать различных товаров, что для этого нужно, что такое услуги, какие они бывают);
— семейный бюджет (что это такое, из чего он состоит, как его бережно тратить);
— карманные деньги, накопления;
— что такое банк;
— реклама (для чего она нужна);
— кто такой хороший хозяин (бережное отношение к вещам).
Предлагаю вам несколько вопросов.
Диагностический опрос для детей
— Какие бывают деньги?
— Вспомните, пожалуйста, героев сказок, мультфильмов, где они покупали, продавали, работали, менялись на что-то, собирали, копили деньги.
— Назовите различные товары.
— Что такое доход?
— Кого можно назвать хорошим хозяином?
Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте.)
Все умеем мы считать. (Хлопаем в ладоши.)
Отдыхать умеем тоже. (Прыжки на месте.)
Руки за спину положим, (Руки за спину.)
Голову поднимем выше (Подняли голову выше.)
И легко-легко подышим. (Глубокий вдох-выдох.)
Мультфильм из цикла «Советы тетушки Совы»
Ну а теперь давайте немного поиграем
Игра «Экономические слова»
Я буду вам называть различные фразы и слова, а вам нужно определить, относятся они к экономике или нет.
Сейчас предлагаю вам вместе составить слово «Экономика»
Каждому из вас нужно будет раскрасить букву. После этого мы составим слово.
Дети составляют слово «Экономика».
Ребята, мы сегодня говорили об экономике. Что это такое? Для чего нужно изучать экономику?
Молодцы, мы хорошо поработали. Теперь мы знаем, что нам нужно узнать на следующих занятиях. Спасибо за работу.
Конспект коррекционного занятия в старшей комбинированной группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Задачи: 1. Формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо. 2. Закрепление навыков культурного поведения в детском.
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Что такое хорошо, что такое плохо» Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Что такое хорошо, что такое плохо». Образовательные области:.
Конспект ОД по ОО в средней группе «Что такое экономика?» Конспект ОД по ОО «Познавательное развитие» (ознакомление с социальным миром и предметным окружением) в средней группе на тему: «Что такое.
Конспект ООД по социально-коммуникативному развитию «Что такое хорошо, что такое плохо?» Конспект ООД в области социально-коммуникативное развитие на тему: «ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО, ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО» Цель: содействовать нравственному.
Конспект открытого мероприятия в младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо?» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с.
Конспект открытого НОД в средней группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6 «Солнышко» г. Новоузенска Саратовской области Конспект открытого НОД.
Конспект занятия «Что такое хорошо и что такое плохо» Конспект занятия на тему: «Что такое хорошо – и что такое плохо» Цель: Побуждать детей ориентироваться в нравственных ситуациях, самостоятельно.
Конспект занятия по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников «Что такое хорошо и что такое плохо» Цель Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного Возраста. Задачи: Образовательные: 1. Способствовать формированию разнообразных.
Конспект занятия в младшей группе детского сада «Что такое хорошо и что такое плохо» Конспект занятия в младшей группе детского сада на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо» Цель: содействие нравственному развитию детей.
Конспект занятия «Что такое экономика?»
Конспект занятия «Что такое экономика?»
Цель: развитие познавательного интереса через игры с экономическим содержанием.
Образовательные: познакомить детей с понятием «экономика», определить её место и роль в жизни человека, способствовать возникновению интереса к экономической сфере жизнедеятельности.
Развивающие: способствовать развитию мышления, умения рассуждать по теме.
Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к экономике.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество»
Содержание непосредственной образовательной деятельности
– Дети,а как можно поздороваться?
-А давайте попробуем поздороваться с помощью наших ладошек, как будто они умеют разговаривать хлопками.
— Я приготовила для вас сюрприз, он находиться в этой шкатулке. Посмотрите, что там. (Дети открывают шкатулку и достают карточку со словом «экономика»)
-Дети, кто-нибудь знает, что означает слово «экономика».
– Из предложенных картинок выберите те, которые могли бы относиться к экономике (осадки, трава, деньги, завод, магазин)
— Попробуем определить, что же изучает эта серьезная наука «экономика». (дети высказывают свои предположения)
— Я предлагаю узнать из интернета, что же это за наука «экономика» (просматриваем презентацию)
– Итак, экономика – это наука о ведении хозяйства по правилам, это наука о том, как правильно, бережливо и с прибылью вести хозяйство.
-Давайте представим, что этой науки не существует, что может произойти? (Дети размышляют над проблемным вопросом.
Воспитатель показывает картинки, а дети предполагают, что может произойти с этим предметом без экономики. В магазине не будет товара, заводы не выпускают продукцию, люди не получают деньги)
-Вывод, наука «экономика» очень необходима для жизни всех людей, она помогает найти ответы на вопросы:
«Что изготавливать?», «Для кого изготавливать?» и «Сколько изготавливать»
-Ребята, я предлагаю поиграть в игру «Всё это экономика».
-Правила игры. Если названные понятия являются предметом изучения экономики, то мы будем прыгать, а если нет, то будем приседать. (Деньги, кукла, цена, яблоко, кошка, завод, банк, трава, профессии, копилка)
— А сейчас предлагаю ответить на мои вопросы, а затем самим придумать и задать какой-нибудь вопрос. Отвечая, определите, можно ли решить этот вопрос с помощью экономики. Вопросы можно задавать друг другу или по кругу.
Кто такой Микки Маус? – нет
Что такое цена? – да
Как следует вести хозяйство? – да
Кто ходит в детский садик? – нет
Зачем нужны деньги? – да
Что нужно производить? – да …
-Ребята, а у меня есть идея. Предлагаю вам построить дом «Экономика». В нём будут жить экономические слова, с которыми мы будем знакомиться, играя в экономику. (Совместно с детьми оформляется дом «экономика»)
-Где пригодяться вам эти знания?
-Что ещё вы бы хотели узнать об экономине?
Окружающий мир. 2 класс
Конспект урока
Окружающий мир. 2 класс
Урок 13. «Что такое экономика»
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Экономика; отрасль экономики; промышленность; сельское хозяйство; строительство; транспорт; торговля; деньги
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Мы живём в удобных домах, каждый день ходим на работу, в школу или в магазин и везде нас сопровождает экономика.
Давайте попробуем определить название основных отраслей экономики.
Одежда, обувь, мебель, книги, бытовая техника. Все это производят на заводах и фабриках. Эта отрасль экономики называется промышленность.
Тяжёлая промышленность – это добыча и переработка полезных ископаемых: нефти, газа, различных металлов, производство станков, машин, поездов, кораблей, самолетов и многого другого. От развития этой отрасли зависит развитие всей промышленности в целом.
На фабриках и комбинатах лёгкой промышленности делают одежду, обувь, мебель, то есть товары народного потребления. На предприятиях промышленности заняты тысячи людей, различных профессий: шахтёры и сталевары, токари и слесари, конструкторы и инженеры, энергетики и технологи, швеи и портнихи.
Хлеб и молоко, мясо, овощи и фрукты. Откуда всё это к нам приходит? Да, из сельского хозяйства. Пшеничные и овощные поля, фруктовые сады, виноградники, птицеводство, животноводство – всё это отрасли сельского хозяйства. Тракторист, комбайнёр, доярка, агроном, ветеринар, пастух, механик – это только основные профессии людей, занятых в сельском хозяйстве.
Еще одна очень важная отрасль экономики – это строительство. Без него мы бы с вами не смогли комфортно жить, так как оказались бы на улице. Не было бы заводов, фабрик, так как станки не смогли бы работать круглый год под открытым небом. Также, к строительству относят возведение мостов и тоннелей, прокладку автомобильных и железных дорог.
В строительстве заняты архитекторы, инженеры – строители, крановщики, каменщики, штукатуры, прорабы, бетонщики, маляры, разнорабочие. Все они трудятся для того, чтобы наша жизнь стала более комфортной. Мы любим ездить в гости и путешествовать! С помощью чего мы можем это делать?
Важной частью экономики является транспорт. Он очень разнообразен и окружает нас повсюду. Экономика любого государства не может успешно функционировать без транспорта. Он удовлетворяет одну из важнейших потребностей человека – перевозку пассажиров и грузов. Транспорт связывает воедино части нашей огромной страны и всего мира. Обеспечивает связь между производителями товаров, продавцами и покупателями. Перевозки выполняет в основном транспорт общего пользования: воздушный, железнодорожный, морской, речной и автомобильный. Есть также специальный транспорт. Это машины скорой помощи, полиции, службы спасения и другие.
Но продукты и вещи не появляются у нас дома сами по себе. Мы приобретаем их за деньги, приходя в различные магазины, рынки, торговые точки и др. Здесь мы сталкиваемся с торговлей. Рынок – это не только базар, это еще и правила организации экономики в каждой стране и во всём мире. Товары в магазинах мы покупаем за деньги. Деньги – это особый товар, который принимается везде и всеми в обмен на необходимые предметы и услуги. Монеты и бумажные деньги – вот так они выглядят сегодня.
В старину на протяжении долгих веков товары не покупались, а обменивались друг на друга. Первыми деньгами были ракушки, соль, чай, шкурки животных, редкие перья и т.п. Первые бумажные деньги были придуманы в Китае. Сегодня ими пользуются люди во всём мире.
Внешний вид и ценность денег меняются с развитием экономики страны. Каждая страна имеет свои национальные деньги – валюту.
Все отрасли экономики неразрывно связаны между собой. Чтобы буханка хлеба попала к нам на стол слаженно должны работать все отрасли экономики. Выращивание пшеницы – это сельское хозяйство. Чтобы собрать пшеницу необходимы комбайны. Это промышленность. Чтобы пшеница попала на мельницу, а затем мука на хлебозавод нужен транспорт. На хлебозаводе испекут хлеб – это пищевая промышленность – и отправят в магазин. Там мы купим его за деньги. Это торговля и рынок. А чтобы у нас был дом, хлебозавод, магазин необходимо строительство. Только совместная работа всех отраслей промышленности поможет людям комфортно жить в своей стране.
Разбор типового тренировочного задания
Текст вопроса: Соедините изображение и надпись:
Надписи для выбора (в произвольном порядке): транспорт; промышленность; торговля; сельское хозяйство; строительство.