Что такое экономика образования

Основы экономики образования

Что такое экономика образования. Смотреть фото Что такое экономика образования. Смотреть картинку Что такое экономика образования. Картинка про Что такое экономика образования. Фото Что такое экономика образования

Учебное пособие «Основы экономики образования» содержит теоретические основы экономики образования, вопросы для самостоятельного контроля знаний, тестовые задания и предназначено для студентов, обучающихся по программам высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Основы экономики образования предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1 Основы экономической деятельности в образовании

1.1 Образование как сфера интеллектуальной деятельности и отрасль экономики. История экономики образования

Образование является неотъемлемым условием современной жизни и хозяйственной деятельности человека. Без определенного уровня знаний невозможно проводить правильную оценку жизненных ситуаций и принимать адекватные решения, трудно выявлять индивидуальные способности, а затем применять их в работе. Не имея образования, нельзя получить высокооплачиваемую работу и пользоваться многими жизненными благами. Образование — это неоходимое условие, которое делает человека способным к изменению внешнего мира и самого себя. Посредством образования человек постигает многие науки и наделяет себя знаниями, приобретая способность к созидательной деятельности. Любая хозяйственная практика становится эффективной только при наличии образования, а хозяйственные механизмы могут получать новые импульсы к развитию.

Образование нельзя воспринимать как однозначное явление. Оно охватывает большую часть экономических и социальных отношений и поэтому его исследование имеет множество аспектов.

Под образованием следует понимать совокупность знаний, информации, трудовых навыков, носителем которых выступает человек. Необходимые для профессиональной деятельности объем знаний и основы практики создаются в условиях различных образовательных учреждений. В дальнейшем образовательный уровень человека пополняется и развивается благодаря его участию в производстве, то есть в последующей трудовой деятельности.

Кроме этого, образование представляет собой систему отношений, в которые втупает человек в процессе обучения. Образовательный процесс — это взаимодействие многих сторон, порождающее множество отношений. Они включают в себя отношения между педагогом и учеником, между учеником и обучающейся группой, между педагогом и трудовым коллективом, между педагогом и образовательным учреждением, между образовательным учреждением и трудовым коллективом, между образовательным учреждением и государственными органами и другие. Основное содержание этих отношений сводится к получению доступа к знаниям или условиям их получения, что обеспечит при последующей релизации знания получение определенного дохода. Знание, информация, трудовой навык являются редкими благами, поэтому присвоение и обладание ими становятся спорными для всех участников отношений. Данная проблема требует детального исследования и является частью предмета экономики образования.

Также одной из ключевых проблем изучения экономики образования является образовательная организация, которая представляет собой производящую фирму, обладающую определенными ресурсами, собственным экономическим механизмом и внутрифирменным планированием, а также является структурной единицей экономики образования. Производственный процесс образовательной организации основан на применении особого вида труда, создающего особый конечный продукт в виде знания или образования. Труд, лежащий в основе производства образовательных услуг, отличается от других видов труда интеллектуальным, творческим, научно-исследовательским, воспитательным содержанием. Для его осуществления необходимы только высококвалифицированные кадры — ученые, педагоги, практики, которые способны обеспечить образоватеный процесс не только стандартизированными знаниями, но и творческим подходом к их применению. Труд в образовании приобретает статус особого вида труда еще и потому, что предполагает особые предмет и средства труда — материальные (вещественные), представленные невещественными формами — человеческим интеллектом, знаниями, умениями, навыками.

Образование также следует рассматривать как самостоятельную отрасль национального хозяйства. Имея свои особенности, данная система экономических отношений является обособленной и представляет интерес для детального изучения. Сфера образовательной деятельности создает потенциал экономики, определяет новые условия для ее дальнейшего развития, формирует необходимые квалифицированные кадры. Образование следует изучать с позиции интеллектуальныго фундамента развития общества, основы роста производительных сил и совершенствования производственных отношений как определяющих условий существования человека.

Функционирование образования как отрасли хозяйства порождает необходимость изучения его внутренних процессов, закономерностей и тенденций. Так возникает наука — экономика образования, которая, как и другая отраслевая наука (например, экономика строительства, экономика сельского хозяйства, экономики транспорта и др.), служит для выработки основных принципов хзяйствования и эффективного управления.

Несмотря на широкий диапазон научного поиска, для экономики образования первостепенной остается проблема человека и его экономическая деятельность в сфере образования. Поэтому наряду с производственной и материальной стороной явления добавляется социальный аспект изучения. В связи с этим экономическая наука связывает проблему «человеческого капитала», являющегося наиболее определяющим фактором развития, с экономикой образования как условия его формирования и роста.

Образование как обособленный вид деятельности возникло давно — с момента осознания человеком необходимости создания всех видов благ для обеспечения своей жизнедеятельности.

Эволюция образования определена главным образом закономерным исходным стремлением человека к знаниям, способствующим изменению условий труда, совершенствованию его содержания и форм.

Этапы эволюции образования связаны с основными цивилизационными сдвигами в истории мировой экономики. Переход от аграрного к индустриальному, а затем к постиндустриальному обществу сопровождался появлением, развитием и совершенствованием образования.

В эпоху аграрной экономики (охватывающей период вплоть до 1750 г.) образование сводилось к формированию у человека элементарных навыков хозяйственной деятельности, религиозному мировоззрению, господствующему в обществе и защищающего незыблемость мирового порядка — средневекового хозяйства с его устоями, традициями и нравами. Образование этой эпохи формировалось под влиянием церковного и философского знания. При доминировании сельского хозяйства и одновременного развития мелкотоварного производства возникла потребность в работниках, занятых простым неквалифицированным трудом, — торговцах, лавочниках, гончарах, ткачах, сапожниках, фермерах, моряках, купцах. Наиболее распространенным профессиям обучали в мелких ремесленных школах, образовательный процесс в которых сводится, главным образом, к счету и письму. Мелкие церковные школы давали духовное вопитание и укрепление религиозного мировоззрения. Светское образование считалось роскошью. Изучение философии и истории, литературы и исскуства, иностранных языков и музыки было доступно только для богатых граждан и проводилось в домашних условиях специально обученными учителями. При этом религиозное знание оставалось господствующим по сравнению с другими отраслями знания.

Основным содержанием образовательной деятельности в аграрный период явилось формирование знания в ходе совместной трудовой деятельности обучаемого и обучающего. Полученное знание не оказывало заметного влияния на простой труд и условия его развития, а педагогический труд еще не выделился в самостоятельную форму. В качестве главной цели обучения ставился уровень развития человека, достаточный для физического выживания и обеспечения пропитания семьи.

В индустриальный период, охвативший XVIII-XIX века и начало XX века, отраслевое развитие многих европейских стран и формирование мирового рынка, вызвали потребность в работниках, обученных разным специальностям и имеющих образование различного уровня, в том числе университетского. В трудах об истории образования данный период времени характеризуется распространением европейских университетов, которые возникли в крупных городах-центрах ремесла и торговли. Университеты Италии, Англии, Франции и Германии готовили инженеров горнодобывающего, литейного, кораблестроительного, химического и текстильного производства. Мануфактурный труд постепенно перерос в фабричное и заводское производство, а наиболее прогрессивные производители стали применять первые конвейерные технологии. Такое развитие промышленности вызвало потребность в труде с высокой организацией, для которого потребовались специалисты управляющего звена. Материальное производство «потянуло» за собой развитие нематериальной сферы, а университеты стали готовить управляющих, банкиров, адвокатов и других представителей сферы обслуживания.

Бурный рост высшего образования потребовал подготовку работников с «доуниверситетским» образованием, что означало формирование разноуровневой структуры образования.

Содержательная сторона образования в индустриальный период значительно усложнилась за счет увеличения числа субъектов образовательного процесса. К ним подключились обучающие организации, государство, предприятия, формальные институты регулирования (нормативноправовая база, контрактация), другие общественные институты, сформировав систему образования. Усложнение отношений в сфере образовательной деятельности было вызвано, с одной стороны, требованиями от человека умения взаимодействовать с техникой и организационной структурой, с другой стороны, более высокий уровень знания определил совершенствование процесса труда.

В XX веке — в период постиндустриального развития — образование получило развитие в непосредственной связи с потребностями общества и производства. Увеличение доли занятых умственным трудом, усложнение труда, потребовали дополнительной численности интеллектуальных работников и выделение образования в самостоятельную отрасль.

Сформироваашаяся экономика образования охарактеризовалась собственной системой отношений, в том числе по поводу присвоения и использования ресурсов, а также специфическими формами организации производства. Основными участниками отношений оказались образовательные организации, связанные институциональными и финансовыми отношениями с государством, предприятиями и обучаемыми индивидами. Основой образования в данный период явилось получение основного и дополнительного образования при условии самостоятельности определяющего субъекта образовательной деятельности ─ педагога (преподавателя), создающего уникальные знания.

Целью процесса образования становится повышение уровня развития человека, позволяющего, с одной стороны, ориентироваться в теоретических знаниях и быстро вырабатывать практические навыки при использовании новых технологий, с другой стороны, создавать новое знание, выраженное в продукте или технологии (таблица 1).

Эволюция образования соответствует этапам развития общества. Современный постиндустриальный этап сопровождается усложнением структуры системы образования за счет увеличения числа участников образовательного процесса, усилением влияния знания на труд человека и сферу его обитания. Интеллектуальная составляющая человеческого труда возрастает, становясь выраженной тенденцией не только направления трансформации системы образования, но и одной из ключевых характеристик инновационного общества.

Экономика образования является наукой, изучающей особенности экономических отношений в сфере образования, и важнейшим структурным элементом экономической теории.

Наиболее общим определением экономики образования как науки является следующее.

Экономика образования изучает материальные отношения людей, вовлеченных в сферу образования, экономический аспект деятельности учреждений, взаимоотношения образования со всеми другими отраслями экономики.

Таблица 1 — Эволюция образования

Что такое экономика образования. Смотреть фото Что такое экономика образования. Смотреть картинку Что такое экономика образования. Картинка про Что такое экономика образования. Фото Что такое экономика образования

1.2 Предмет и методологические принципы экономики образования

Изучение экономики образования как определенной сферы деятельности наднляет ее «собственным» производством и совокупностью соответствующих отношений. На этом основании в исследование включены отношения в сфере производства, распределения, обмена и потребления образовательных услуг как конечного продукта деятельности. Важными для изучения становятся особенности производственных отношений во взаимосвязи с производительными силами, выяснение специфики экономических категорий и законов в системе образования, в процессе обучения и воспитания личности.

Опираясь на различные мнения, приведенные в научных работах по исследованию экономики образования, можно выделить общее представление о предмете экономики образования. В качестве такового выступает экономическая сторона материальных условий, необходимых для достижения определенного образовательного уровня членов общества и их взаимодействие с производительными силами, выявление специфики экономических категорий и законов в системе образования, а также в процессе обучения и воспитания различных категорий населения.

В научных кругах используются и другие определения предмета, в центре внимания которых оказываются образовательные учреждения, проблемы их функционирования, образовательная система, ее структура, образовательная деятельность, образовательный процесс, обучающиеся индивиды и т.д. В каждом случае мнения по определению наиболее важной проблемы как предмета экономики образования зависят от исходного пункта исследования, применяемой методологии, позиции изучения, приоритетной области поиска. Чтобы разобраться в многообразии и иметь наиболее четкое представление о предмете экономики образования необходимо, по нашему мнению, проанализировать их с позиции применяемых в экономической теории методологических подходов исследования.

С точки зрения системного подхода предметом экономики образования является система образования Российской Федерации, ее современное состояние, особенности функционирования и факторы развития. Перспективы экономики зависят от структуры системы образования, образовательных учреждений, их способности удовлетворять потребности личности, и общества в высококачественных образовательных услугах. Российская система образования в настоящий момент находится в состоянии трансформации, вызванной необходимостью перехода от командно-административной экономики к рыночной, от одноуровнего образования к многоуровневому с целью достижению мировых стандартов.

В соответствии с рыночным подходом предметом экономики образования является рынок образовательных услуг, специфика которого связана с особенностями образования как важнейшей социальной отрасли экономики и производимого в ней интеллектуального продукта. Образование по своей социально-экономической природе способно развиваться, как на некоммерческой, так и на рыночной основе. При этом демократизация в сфере образования, создает необходимые гарантии для полноценного качественного образования на всех уровнях подготовки, а также обеспечить многообразие форм, типов и видов образовательных учреждений и образовательных программ.

При использовании воспроизводственного подхода предметом экономики образования становится воспроизводство образовательных услуг. Создание, распределение, обмен и потребление образовательных услуг представляет собой взаимосвязанный процесс, определяющий структуру, инфраструктуру, а также взаимодействие элементов экономики образования. Основным звеном структуры экономики образования выступает образовательное учреждение. Отвечая современным требованиям в области образования, оно развивается как полифункциональный комплекс, обеспечивающий необходимыми ресурсами производство образовательной услуги, а также ее распространение и потребление.

В соответствии с общенаучным подходом в качестве предмета экономики образования выступают специфические производственные отношения, в которых находятся производительные силы, создающие образовательные услуги и удовлетворяющие потребности общества в образовании. Данное определение предмета наиболее близко связывает экономику образования и экономическую теорию, поскольку, с одной стороны указывает на общность проблемы, с другой стороны определяет свою отраслевую принадлежность к данной науке.

На основании институционального подхода предметом исследования экономики образования являются организации, осуществляющие образовательную деятельность, а также общественные организации, обеспечивающие экономические отношения по поводу производства и распространения образовательных услуг.

Наиболее полное представление о предмете (как и о других проблемах) экономики образования могут дать комплексные методологические приемы. Это дает возможность раскрыть не только внутренние процессы, но и обнаружить широкие взаимосвязи с другими науками и отраслями хозяйства.

Образование и его проникновение в другие отрасли хозяйства представляет собой высоко динамичную систему. Например, российское образование, существовавшее до реформ, было ориентировано на потребности предприятий и организации, которые в новой экономической ситуации оказались нежизнеспособными. Переход страны к рыночныи отношениям повлек большие изменения в объеме, содержании и методах исследования во всех звеньях системы образования. Эти изменения оказались связанными с развитием потребностей материального и нематериального производства, новыми стандартами социальной и культурной жизни общества. При этом экономика образования стала опираться на многосторонние методы исследования, порождаемые необходимостью применения инструментария теоретических и прикладных дисциплин.

Так, фундаментальные науки — экономическая теория, философия, социология, история дают возможность познания закономерностей, явлений и тенденций в сфере образования с помощью общенаучных методов. К ним относятся метод научной абстракции, анализа и синтеза, индукции и дедукции, движения “от частного к общему”, “от простого к сложному”, метод логического анализа, метод моделировании и другие методы. Используемые прикладные науки позволяют одновременно использовать преимущества таких методов, как экономический анализ, сравнительный и балансовый анализ, социологический, программно-целевой, комплексный и статистический методы.

Совокупность методологий, используемых для исследования экономики образования, устанавливает взаимосвязь с другими отраслевыми науками, например, — финансовыми, учетными, правовыми, управленческими, определяя тем самым перечень проблем современного образования, изучение которых также представляет собой предмет экономики образования.

Например, финансирование и материально-техническая база образовательных учреждений является одним из главных условий деятельности образовательных организаций. В рыночной экономике финансовые отношения являются сложными и сопровождаются определенными противоречиями. К ним относятся ситуации, когда в условиях рыночных провалов или кризисов недостаточность средств и низкая материальная база сильно подрывают воспроиводственную способность образовательной сферы. Тогда необходимы активный поиск и настандартные решения по дополнительному финансированию образовательных организаций, в том числе посредством государственного субсидирования. Если же рыночный механизм действует слаженно и между субъектами образовательной деятельности существует высокая конкуренция, то возможно многоканальное финансирование и укрепление материально-технической базы, обеспечивающей реализацию потенциальных возможностей экономики образования.

Регулирование экономических отношений в сфере образования осуществляется на основании нормативно-правовой базы деятельности образовательных учреждений, которая реализуется в экономических аспектах статуса образовательного учреждения, как юридического лица. В целом экономика образования, уровень ее развития и эффективность во многом определяется адекватным законодательством, которое должно, прежде всего, отвечать интересам экономики, государства и нации.

Совершенствование бухгалтерского учета и режима налогообложения образовательного учреждения как экономического субъекта, а также налоговое стимулирование развития рынка образовательных услуг также являются важными проблемами экономики образования. Производство знания, научной информации, интеллектуального продукта неизбежно связано с определенными затратами организации. Проблема минимизации затрат решается образовательной организацией также, как и в любой производящей фирме, на основе рациональности и эффективности. Педагогический труд, создающий прибавочную стоимость должен, с одной стороны постоянно стимулироваться, поскольку является основным источником доходов организации, с другой стороны, подвергаться учету и котролю.

Источник

ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ

раздел экон. теории, изучающий специфику разл. форм образоват. деятельности как важнейших хозяйственно значимых отраслей духовного произ-ва и нематериального накопления; науч. дисциплина, разрабатывающая конкретные экон. проблемы развития образоват. сферы, рационализации пед. и хоз. деятельности учреждений и органов управления образованием.

Экон. роль общеобразоват. подготовки и проф. квалификации работников подчёркивалась в трудах большинства известных экономистов-теоретиков начиная с 18 в. (У. Петти, А. Смит, Дж. С. Милль, К. Маркс, А. Маршалл и др.). Практич. и науч. интерес к Э. о. возник в России в нач. 20 в. в преддверии индустриализации. Первые, получившие широкую известность расчёты вклада образования в экон. развитие общества относятся к 20-м гг. 20 в. (С. Г. Струми-лин, опиравшийся на предшествовавшие оценки И. И. Янжула, А. И. Чупрова и др.). Реальные предпосылки для развития Э. о. появились к сер. 20 в., когда в большинстве стран мира системы образования превратились в крупные хозяйственно значимые сферы, на к-рые только по затратным статьям нац. счетов приходилось до 8% обществ. продукта. С сер. 50-х гг. Э. о. разрабатывалась в США и странах Зап. Европы, а также в России в связи с необходимостью в резком увеличении гос. и частных ассигнований на финансирование среднего и особенно высш. образования в соответствии с требованиями новой стадии науч. и пром. развития и началом перехода к инновац. экономике.

В развитых странах эмпирич. путём определены ист. тенденции «удорожания» материальных и пед. компонентов затрат на обучение в расчёте на одного учащегося, а также установлена зависимость между уровнем удельных затрат и качеством получаемого образования. Комплексное изучение образоват. систем и рынков труда показало, что наиб. распространённые типы и формы образования находятся в динамич. соответствии со структурой уровня и направленности способностей учащихся и потребностями произ-ва и жизни. Была признана равная необходимость общего и проф. компонентов образования с точки зрения квалификац. требований экономики и развития личности (хотя на рынке труда оценка общего и спец. образования неодинакова из-за различий в источниках финансирования). Обобщённым конечным экон. выражением образоват. «продукции» наиб. часто выступает прирост в заработках, связанный с получением образования.

Первоначально вся огромная стати-стич. величина разницы в годовых или пожизненных заработках между лицами с разл. уровнем образования была отнесена на долю «вклада образования» в уровень и темпы экон. роста. Результаты оказались сенсационными, поскольку на порядок превышали все затраты на обучение. Образоват. фактор был объявлен источником большей части прироста экономики, не связанного с расширением числа занятых. Эти расчёты подверглись критике. Вклад образования был уменьшен за счёт учёта влияния на заработки способностей, социального статуса работников, их семейной среды и др. факторов.

При сравнении альтернативных методов, программ, уч. заведений эти результаты сопоставляются с приведёнными издержками, для стандартизации к-рых разработаны спец. аналитич. методы. Они опираются на возрождённую в 60-х гг. в уч. заведениях мн. стран развёрнутую систему пед. отчётности, содержащую стандарты и системы измерения результатов работы в соответствии с чётко сформулированными уставными задачами каждого образоват. учреждения, оценкой потребности в его услугах, фиксированной процедурой проверки (большие возможности для анализа эффективности даёт, напр., систематически проводимая с 60-х гг. в США нац. оценка успеваемости учащихся, охватывающая все шк. округа страны).

Значит. часть заруб. исследований Э. о. посвящена «человеческого капитала» теории, а также науч. направлениям, выдвигающим на первый план, в противовес инвестиц. концепции, такие аспекты образования, как его роль в выявлении способностей людей и в профессиональном и социальном их ранжировании («теории фильтра» и примыкающие к ним).

Исследования отеч. учёных, во многом аналогичные разработкам теории «человеческого капитала», начались одновременно с западными, но проводились гораздо менее интенсивно. Осн. науч. направления содержали обоснование превращения систем образования в инвестиц. отрасль в хоз. структуре общества, а также процессов нематериального накопления, подсчёты величины, структуры и динамики «фонда образования», сопоставление характера воздействия уровня образования и производств. опыта на квалификацию, сложность и оплату труда.

Другой блок исследований посвящён связям образования с потребностями «мира труда», профессиональной ориентации и разработке эффективных форм «образования для карьеры». В этой области сформировались два гл. направления. Первое основано на прогностич. определении возможно более конкретных потребностей отраслей в работниках разл. профессий и специальностей, необходимых для них способностей и склонностей, характера и уровня общей и спец. подготовки. Второе направление, указывая на неопределённость тенденций будущего и очевидную ненадёжность планирования в условиях динамичных структурных и качеств, изменений, акцентирует преимущества широкого образования, обеспечивающего проф. мобильность и закладывающего основу для продолжения образования в течение всей жизни человека. В его рамках проводится анализ различий в заработной плате в зависимости от уровня, типа и места полученного образования, причём степень разветвлённости этого анализа позволяет давать весьма индивидуализиров. информацию как для населения и уч. заведений, так и для центр. и местных учреждений, ведающих вопросами регионального развития, занятости, переподготовки, социального обслуживания и помощи.

Большой обществ. резонанс вызвало исследование амер. экономистов Э. Хансена и Б. Вейсброда, показавших, что из-за особенностей системы налогообложения в Калифорнии население с низкими доходами фактически оплачивало Значит. часть издержек вузовского обучения выходцев из состоят, слоев. Признано, что хотя экон. теория не может определить точной структуры возможных частных и гос. плательщиков, она может оценить эффект разных альтернативных объёмов и методов финансирования. Это относится, в частности, к выбору наиб. эффективных схем сочетания платы за обучение и разл. форм помощи студентам (стипендии, займы, оплачиваемая работа и т. п.).

С 80-х гг. на первый план, значительно оттесняя исследования эффективности, выдвигаются вопросы влияния образования на эволюцию социальной структуры общества, поиски возможностей разорвать порочный круг взаимосвязи иму-ществ. неравенства и различий в образоват. возможностях. Для решения этой проблемы (напр., в США) проводятся при гос. поддержке крупномасштабные программы статистич. наблюдения за учёбой и карьерой групп молодёжи в течение неск. десятилетий их жизни.

В поле интересов Э. о. постоянно находятся актуальные проблемы: образование взрослых, в частности переподготовка кадров от безработных до специалистов, обучение разл. групп населения (отсеявшихся из школ, иммигрантов, фермеров), вопросы «утечки умов» и т. д. Потребности этой аналитич. работы вызвали с 50—60-х гг. качеств, переворот в развитии образоват. и трудовой статистики заруб. стран.

С 50-х гг. было осуществлено неск. крупных междунар. программ, экон. оценки и рекомендации к-рых становились частью междисциплинарных исследований, тесно переплетались с использованием результатов пед. поисков и практич. опыта. В Программе разработки уч. зданий (под эгидой ЮНЕСКО и Орг-ции экон. сотрудничества и развития) обобщены спец. техника и процедуры, превращающие потребности уч. технологии в т. н. индивидуализиров. «образовательные спецификации»; ими руководствуются проектировщики и разработчики уч. зданий и оборудования. В результате выработана система материального оснащения образоват. процесса. Согласно этому, основу обычного «технол. процесса» образования составляет науч.-пед. концепция данного уч. заведения, т.е. логика, стадийность, потребности творческого труда учащихся и пед. персонала.

В заруб. странах развиваются прикладные экон. дисциплины. Аналитич. дисциплина «институциональные исследования», разрабатывающая методы сбора и использования информации для всего цикла хоз. затрат и оценки их соответствия «технологии» и задачам уч. процесса для наиб. эффективного использования его ресурсов. В её рамках выделяются направления, такие, как «анализ образоват. издержек», «анализ эффективности техн. средств в образовании». Комплексная концепция экономичности охватывает весь жизненный цикл образоват. фондов (проектирование, стр-во, эксплуатацию, ремонт, ремоделирова-ние). Для каждой стадии устанавливаются «лимиты издержек» (в частности, приведённые к уч. месту, единице площади и т. д.), подлежащие постоянному контролю и строжайшему соблюдению. Детально разработана система сбора первичной информации об издержках.

Отеч. исследования по Э. о. активизировались в 60-х гг. В 1965 организована Лаборатория по исследованию проблем экономики нар. образования при МГПИ, к-рая изучала характер и величины воздействия образоват. уровня рабочих на производительность и качество их труда, их способность к повышению квалификации, умение рационально использовать материалы и оборудование, степень участия в рационализации произ-ва, удовлетворённость трудом и уровень дисциплины. Деятельность лаборатории способствовала повышению интереса к Э. о. в вузах страны, проведению межвузовских конференций.

В 1992 организован Рос. центр экономики образования при МПГУ, к-рый исследует проблемы хоз механизма учреждений образования, разграничения компетенции федеральных, респ и местных органов управления образованием, разработку систем социальной защиты преподавателей Центр координирует работу ряда пед.ин-тов по созданию программ и др. уч материалов модернизи-ров курса по Э.о. Нек-рые из ин-тов приступили к подготовке небольших кон-тингентов менеджеров для уч заведений, вводят преподавание образоват.маркетинга и др. специализиров курсов экон. характера

Экон. аспектами общих проблем вузов занимается НИИ высш. образования, к-рый координирует исследоват.работу по федеральной программе развития образования в целом и по отд. направлениям (проблемы гуманитаризации обучения, «утечки умов» и др).

Вместе с тем в отеч. экон. лит-ре и практике Э.о. трактуется до сих пор гл. обр. как уч дисциплина по отраслевой экономике В ней обобщаются организационно-экон. аспекты деятельности в разрезе всех ступеней и форм обучения, в т.ч. хоз-управленч функции, структуры затрат и процессов нормирования, планирования и отчетности, характеристики существующей материальной базы и кадрового состава, организации труда и заработной платы преподавателей, порядка финансирования.

Для решения отечественной Э.о. этих задач имеется достаточно детально разработанный в зап лит-ре инструментарий модели и критерии индивидуальных решений о вложениях времени и средств в учебу по сравнению с др. альтернативами инвестирования, методики исследований уровней окупаемости разл. форм и уровней образования и роли способностей работников, модели запаздывающего спроса на специалистов, факторов выбора выпускниками школ разл. уч заведений, зависимостей между уровнем образования, способностями и опытом специалистов, качеством обучения и оплатой преподавателей и др

В рамках Федеральной программы развития образования в России (1993) специфика исследований Э.о. в условиях переходного периода определяется тем, что экономика и общество в стране по параметрам удовлетворения потребностей населения и оснащения сферы образования в целом всегда находились ниже того порога насыщения массовой продукцией первой необходимости, к-рый США и др. развитые страны перешагнули десятилетия назад Прогресс в отраслях нематериальной сферы требует перехода на новые экон. концепции Э. о.

Проблематика исследований Э.о. резко расширяется прежде всего за счет наиб. острых хоз проблем, теоретически необоснованных и решаемых практикой методом проб и ошибок, в первую очередь, это касается новых критериев определения места образоват.системы в целом и ее гл. компонентов в структуре федеральных и местных приоритетов Необходимо пересмотреть сам принцип подхода к определению величины необходимых средств для развития образования, разработав надежные способы измерения индивидуального и социального ущерба от его отставания С др. стороны, нуждается во всестороннем обосновании многоканальный принцип формирования источников ресурсов образования, удовлетворяющий критериям рациональности и социальной справедливости.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *