Что такое экономическая война

Экономическая война

Экономическая война (англ. Economic warfare) экономическая стратегия, основанная на использовании мер экономического характера (например, экономической блокады, торговых ограничений и т.д.), направленных на ослабление экономики другого государства или блока государств. Экономическая война может быть составляющей экономического противостояния или составной гибридной войны, классическая война обычно предусматривает полное прекращение любых экономических отношений между странам-врагами.

Методы ведения экономической войны

Английское название Economic warfare рассматривает экономическую войну как механизм, метод или способ ведения экономического конфликта против врага.

Экономическая война как вид экономического противостояния

В экономическом противостоянии экономическая война направлена ​​на получение одной из сторон экономического противостояния определенных экономических преимуществ за счет передела торговых рынков или изменения в пользу одной из сторон баланса цен.

Экономическая война как составляющая политического противостояния

Экономическая война как составляющая политического противостояния направленная на получение одной из сторон противостояния определенных политических преимуществ путем побуждения другой стороны к политическим уступкам, получения или расширения политического влияния на другую сторону. При этом также достигаются и задачи экономического противостояния.

Экономическая война как составляющая гибридной войны

Экономическая война как составляющая гибридной войны направлена ​​на политическое подчинение одной из сторон и достижения других целей, которые обычно достигаются классическими войнами. При этом также достигаются задачи политического противостояния.

В отличие от классической войны, экономические отношения сторон при гибридной войны обычно не испытывают полного разрыва, что позволяет стране-агрессору скрывать свое участие в гибридной войне, а стране-жертве – получать критические для нее ресурсы. Тем не менее, обе стороны проявляют также заинтересованность в уменьшении уровня экономических отношений, что, в общем, и предполагается самой природой гибридной войны.

Источник

Что такое торговые войны и как они влияют на инвесторов?

Постоянно везде, в том числе в ваших инвестновостях, читаю про торговые войны. Торговые войны там, торговые войны сям: у Китая с США, у США с кем-то еще и так далее.

Что это за войны? За что воюем? Как это происходит? Что именно на что влияет в итоге этих событий? Нужен ликбез в стиле Т⁠—⁠Ж с конкретными примерами.

Торговые войны — это экономическое соперничество двух или более стран. Оно может выражаться в попытке захватить зарубежные рынки сбыта или защите внутреннего рынка от импортных товаров.

Сюда же относятся санкции и эмбарго, то есть торговая изоляция. Изоляция может длиться не одно десятилетие, как в случае с экономической блокадой Ирана и Кубы со стороны западного мира.

Расскажу обо всем по порядку.

За что воюем

Когда говорят про нынешние торговые войны, обычно подразумевают США и Китай. Официальной причиной этого экономического конфликта также послужил внешнеторговый дефицит: по итогам 2017 года экспорт китайской продукции в США достиг 505,5 млрд долларов, а США поставили в Китай товаров на 130,4 млрд долларов. То есть дефицит составил 375,2 млрд долларов, увеличившись на 28,2 млрд по сравнению с годом ранее.

Получается, что США приходится закупать огромное количество продукции у своего прямого конкурента — и тем самым стимулировать его экономику и уровень занятости населения.

Между тем китайская экономика стала первой по ВВП, рассчитанному по паритету покупательской способности, то есть с поправкой на уровень текущих цен в экономике страны. И второй по абсолютной величине ВВП: 14,4 трлн долларов по итогам 2019 года против 21 трлн долларов в США. При этом она продолжает бурно развиваться, опережая темпы мирового ВВП: 6,1% против 2,9% по итогам 2019 года. А в 2020 году экономика Китая растет, даже несмотря на пандемию коронавируса.

Также увеличивается и геополитическое влияние Китая на международной арене. Теперь это глобальный игрок, который присутствует везде: возводит в Аргентине атомную электростанцию, строит канал в Никарагуа, реализует такой же проект на перешейке Кра в Таиланде, активно развивает евразийские континентальные шелковые пути, наращивает свое присутствие в Африке.

Все это подрывает гегемонию США. Поэтому противостояние двух стран носит стратегический характер: это битва за технологическое доминирование, геополитическое, культурное, идеологическое соперничество, ведь КНР не принимает либеральные порядки Запада.

Особо беспокоит США программа «Сделано в Китае — 2025», принятая КНР в 2015 году. Ее цель — превратить Китай в ведущую технологическую сверхдержаву и обеспечить лидерство в таких областях, как робототехника, биофарма, искусственный интеллект, сети 5G и выпуск электромобилей.

Но сфокусируемся на экономической стороне вопроса.

Источник

Экономическая война

По мере эволюции интеллекта и возникновения государств люди постепенно стали осознавать, что истребление врагов не всегда выгодно. Выгоднее расставить незаметно экономические ловушки и капканы, сплести паутину экономической зависимости и, присосавшись к ресурсам противника, заставить его работать на себя. Это стало чем-то вроде превращения вампира, который сразу обескровливает свою жертву, в вурдалака, который пьет кровь мелкими порциями и долго.

Возникновение неравных экономических отношений, как между отдельными людьми, так и между государствами, как и все в природе, имеет объективные причины. Одной из главных таких причин стал. технический прогресс. Существует наивное представление, что появление машин повысило производительность труда и высвободило человеку время для творчества. Вспомним, как в школе нас учили, что один комбайн заменяет труд сорока косцов. Это миф. Если машины освободили человека от рутинной работы, то почему одни процветают, а другие нищенствуют? Почему наряду с техническим прогрессом нарастает духовная деградация в развитых странах? Почему развитые и экономически благополучные страны захлебываются в потоке дикой преступности, убийств, психических заболеваний и наркомании? Ответ на эти вопросы есть.

Итак, один комбайн заменяет труд сорока косцов. Но на создание комбайна идет труд сорока одного человека. Если появится более совершенный комбайн, заменяющий труд 41 человека, то на создание его сложных механизмов понадобится уже 43 человека. Вспомните элементарный закон физики — любая машина всегда больше потребляет, чем производит, и что она нужна лишь для преобразования энергии или движения. Чем больше машин в технической цепочке, тем, естественно, ниже их КПД. В целом технически оснащенная экономика отдельного государства работает как двигатель внутреннего сгорания: она всегда больше потребляет, чем производит. Вечного двигателя не бывает.

По этой причине в любом индустриальном и постиндустриальном государстве возникает проблема внешней подпитки. Например, когда сорок человек создают комбайн (или компьютер — не имеет значения) в одной стране, а этот комбайн потом работает в другой стране, высвобождая там 40 ее жителей. При этом вторая страна платит только четверть стоимости комбайна, а чтобы в первой стране не возмущались, вторая страна организовывает из своих освободившихся граждан 2-3 человек, вооружает их за недоплаченные деньги производителей и усмиряет их же. Остальные из освободившихся от рутинного труда занимаются обустройством своей страны или пребывают в творческом безделье. Некоторые распространяют опыт неравных экономических отношений по всему миру под видом борцов за чистоту природы, защиты прав человека, ежей и т.п. Но это уже из другой главы.

Таким образом, становится совершенно очевидным, почему индустриальные и постиндустриальные государства стремятся присоединиться к ресурсам других стран, запускают незаметно корни к чужому воздуху, воде, земле, интеллекту. Без этого индустрия существовать не может. Машины пожирают чужую землю, чтобы переработать ее для своих хозяев. Чтобы процесс этот был непрерывным, нужно устрашение доноров, а для этого и армия. Вот почему индустриализации всегда сопутствовала милитаризация. Индустриальное общество всегда гипертрофирует силовые, разведывательные, идеологические, психологические и т.п. структуры.

Из сказанного выше можно увидеть, что самодостаточного индустриального или постиндустриального государства быть не может. Механизация и автоматизация — не причина благосостояния, а его следствие.

Многие из читателей наверняка покупали пылесос. Это случалось тогда, когда материальное благополучие достигало соответствующего уровня. Пылесос не увеличил, а уменьшил Ваш бюджет. Но, скажите Вы, он помогает эффективно справляться с домашним хозяйством. Это действительно так. Но не следует забывать, что когда Вы пылесосите квартиру с Вами вместе работают и те, кто участвовал в создании пылесоса. Т.е. то, что Вы делали двумя руками, теперь делается десятком рук. При этом производительность пылесоса значительно выше голых рук но значительно ниже совокупности производительности людей, работающих с ним и создавших его. Если же вспомнить, что для пылесоса нужно электричество, ремонтная база, запасные детали и т.п. то становится очевидным, что он затратен по своему существу. По этой причине Вам необходим пылесос, над созданием которого трудились дешевые зарубежные рабочие, используя дешевые ресурсы.

Вот почему технический прогресс одних всегда сопровождается нищенским существованием других. Равноценный обмен материальными ценностями малопродуктивен. Наиболее эффективно обменивать идеи на ресурсы, особенно если эти идеи бесплодны. Например очередную «кратию» или «изм» поменять на нефть, чернозем, железо, древесину.

(Вспомните сегодняшнее разделение населения нашей планеты на «золотой миллиард» и всех остальных. Современная «нормальная рыночная экономика» — крайне нестабильная система, которая требует для поддержания равновесия непрерывного изъятия огромных ресурсов извне и сбрасывания огромного количества загрязняющих отходов вовне. Этот тип хозяйства не только не может быть распространен на все человечество, но не может поддерживаться длительное время даже на Западе. Отсюда — периодические кризисы, сотрясающие страны с развитой рыночной экономикой. Отношения Запада с «третьим миром» представляют собой уникальный тип паразитизма, инструментом которого является экономическая и психологическая война. «Золотой миллиард» — современный вариант западного национал-социализма. Только не подумайте, что все вышеизложенное — это заклинания радикальных антиглобалистов, которыми сегодня любят пугать благополучный «средний класс». Это — выводы Международной научной конференции Рио-92, авторитетного экономического форума, признанного во все мире. — Прим. ред.)

Сущность экономической войны одинакова, когда несмышленый туземец 17-18 века менял золото или землю на блестящие стеклянные бусы, или когда современный туземец-нувориш меняет сталелитейный завод на мерседес; когда продажный правитель-марионетка принимает инвестиции в добывающие отрасли своей страны, зная, что эти деньги идут сюда только из-за дешевой рабочей силы и дешевых ресурсов и никогда не будут способствовать экономическому процветанию народа.

Однако физическая и экономическая война имеют один крупный недостаток: рано или поздно они порождают организованное сопротивление. Не существую такие военные силы, или экономические путы, которые могли бы удержать голодный разъяренный народ. Это подтверждает последовательный распад всех колониальных империй, основанных на силе и экономической зависимости.

По этой причине для сокрытия истинных механизмов своего богатства, его ростовщической сущности, экономически развитые страны вынуждены изобретать мифы о фантастической работоспособности своих народов, о гигантской производительности их труда. Это чушь. Нигде так тяжело и много не работают, как в экономически отсталых странах. Но не процветают. Значит, одного упорного труда мало для процветания.

Таким образом, техническая революция и увеличение числа машин потребовало дополнительных ресурсов и привело к их поиску за пределами страны. Это привело к колониальной экспансии и разделило мир на страны-потребители и страны-доноры. Экономические войны породили ростовщичество, которое необходимо скрывать. Сокрытие же причин процветания одних и нищеты других породило необходимость создания индустрии лжи. Появилась историческая необходимость нового типа войны — войны психологической.

***
Приложение. Информация к размышлению.

Специалисты называют объективные причины, вызвавшие «моду» на экономическую и психологическую войну в современном мире. Как сказано в Докладе Всемирного экономического форума в Давосе, в развитых капиталистических странах сегодня занято 350 млн человек со средней зарплатой 18 долл. в час. В то же время Китай, бывший СССР, Индия и Мексика имеют рабочей силы сходной квалификации 1200 млн человек при средней зарплате 2 долл. (а во многих случаях ниже 1 долл.) в час. Открыть рынок труда для этой рабочей силы означало бы экономию почти 6 млрд. долл. в час. Иными словами, экономика «первого мира» при условии действия «честных» рыночных законов является на сегодняшний день абсолютно неконкурентоспособной. Поэтому законы свободной конкуренции сознательно «компенсируются» действием вполне реальных механизмов экономической и психологической войны — от экспансии западной масс-культуры до «миротворческих операций» в странах «третьего мира».

На современном этапе экономическая война осуществляется, в основном, по трем направлениям: «перекачивание мозгов», экономическая экспансия и промышленный шпионаж.

Сегодня правительствами большинства высокоразвитых стран разработаны и осуществляются долгосрочные программы «перекачивания» научного потенциала. На это выделяются значительные средства, создаются специальные центры и коммерческие структуры. Внешне их деятельность имеет вполне благопристойный вид: Запад безвозмездно поддерживает ученых из слаборазвитых стран, оказавшихся в затруднительном положении. Существует несколько распространенных схем. Первая заключается в рассылке анкет-опросников для сотрудников научных организаций. Под предлогом создания информационных баз данных либо с целью изучения рынка предлагается ответить на ряд вопросов. Анализ ответов способен выявить направленность научных исследований, степень их завершенности, сферы практического применения, круг лиц, задействованных в исследовании. По другой схеме сбор обобщенной научной и экономической информации ведется под предлогом оказания консультативной, экспертной помощи, подготовки или переподготовки специалистов, их стажировки за рубежом и т.д.

В начале 1990-х годов была популярна следующая схема. Американский или японский фонд устраивает, например, конкурс на лучшую компьютерную программу среди студентов московских вузов. Победителям обещают неплохие как для студентов денежные призы. Талантливых молодых людей у нас, как известно, достаточно. В результате иностранные корпорации легально и практически бесплатно получают в свое распоряжение несколько сотен перспективных разработок. Доведя их до кондиции, фирмы выпускают готовые программные продукты на рынок. Естественно, под своим именем.

Экономическая экспансия имеет самые разнообразные формы: программы по реструктуризации и инвестиционные проекты различных международных валютных фондов; внедрение горно-шахтного, сельскохозяйственного и другого оборудования — вместо поддержания отечественного производителя; повальный завоз в страну гербицидов, химических отходов, другой опасной или низкосортной продукции; сбыт в слаборазвитые страны залежалых и вредных лекарств (вспоминайте об этом, когда созерцаете медицинскую рекламу на нашем ТВ) и многое другое. Современные расчеты показывают, что только невидимые изъятия стоимости «первым миром» из «третьего» составляют около 400 млрд. долларов в год (сюда не включаются видимые потоки: вывоз прибылей иностранного капитала, проценты на внешний долг и «бегство» капиталов).

Экономическая война может осуществляться путем использования различных пропагандистских лозунгов вроде борьбы за демократию, экологию, права национальных меньшинств и проч. В этом случае она тесно связана с войной психологической. Например, под видом борьбы за соблюдение авторских прав рекординговых и софтверных компаний, в последние годы была разрушена CD-промышленность некоторых развивающихся государств, которая в перспективе могла составить конкуренцию ведущим супердержавам.

Экономическая война тесно связана с большой политикой, поскольку является ключом для лишения «неудобных» правительств общественной поддержки. Экономические санкции, приостановление кредитов со стороны развитых супердержав и международных кредитных фондов создают большие трудности для рабочих, крестьян и мелких предпринимателей внутри страны. Частные капиталовложения в иностранных банках могут быть заморожены (например, под предлогом борьбы с терроризмом), торговые контракты приостановлены или аннулированы, безработица возрастет, уровень жизни большинства населения снизится. В это время «забугорная» пропаганда и пятая колонна внутри страны будут утверждать, что виной всему слабость, некомпетентность, коррумпированность и преступность правительства. Результаты подобных программ в Чили при правительстве Альенде и в Югославии времен Милошевича общеизвестны.

Источник

Экономические войны и экономические санкции

Что такое экономическая война. Смотреть фото Что такое экономическая война. Смотреть картинку Что такое экономическая война. Картинка про Что такое экономическая война. Фото Что такое экономическая война

Экономические войны XIX-XXI вв., в которых используются торговые, морские, кредитные блокады, аресты и конфискации имущества, в подавляющем большинстве случаев преследуют политические цели. Проводя агрессивную внешнюю политику в отношении стран периферии мирового капитализма, Запад избегает термина «экономическая война», предпочитая такие нейтральные определения, как «экономические санкции», «торгово-экономические ограничения», «мораторий», «запрет». Однако все эти меры в совокупности рассчитаны на то, чтобы подорвать экономику противника, вызвать социальные волнения, произвести смену власти в государстве. Совокупность экономических санкций, введенных Западом против России в 2014 году, есть в точном смысле слова экономическая война.

Среди экономических войн прошлого можно вспомнить «континентальную блокаду». Это комплекс мероприятий по блокированию торговли Великобритании, проводившихся Наполеоном Бонапартом в 1806-1814 гг. К блокаде Британских островов Наполеону удалось подключить большую часть государств континентальной Европы. Вообще в XIX веке наиболее распространенным видом экономической войны была морская блокада. В период 1827-1914 гг. 21 блокаде подвергались: Турция, Португалия, Нидерланды, Колумбия, Панама, Мексика, Аргентина и Сальвадор. Инициаторами блокад были: Великобритания (12 раз), Франция (11 раз), Италия, Германия (по 3 раза), Австрия и Россия (по 2 раза) и Чили.

Экономические войны и экономические санкции ХХ века

Динамика экономических санкций в ХХ веке.

Годы (пятилетние интервалы)

Количество случаев санкций

Источник: Gary Clyde Hufbauer, Jeffrey J. Schott, Kimberly Ann Elliott, and Barbara Oegg. Economic Sanctions Reconsidered, 3rd edition. November 2007.

Экономические санкции стали важным и часто используемым инструментом международной политики лишь после Второй мировой войны, особенно в последние три десятилетия ХХ века. На период 1971-2000 гг. пришлось 120 случаев санкций, что составило 69% всех случаев, зафиксированных в период 1911-2000 гг.

Экономические санкции и экономическая война против России после 1991 года

С утверждением о том, что Запад не вел экономической войны против Российской Федерации после распада СССР, согласиться невозможно. В отношении РФ в США продолжали действовать поправки к закону о торговле Вэника-Джексона, принятые в 1974 году с целью заставить Москву снять ограничения на выезд из СССР евреев. Поправки предусматривали различные ограничения в части как экспортной, так и импортной торговли с Советским Союзом. Поправки были отменены лишь в 2012 году, но их тут же заменил «Акт Магнитского». Этот закон сохраняет за правительством и президентом США право вводить ограничения на торговлю с Российской Федерацией.

Другой пример – ограничения на поставки технологий. Еще в 1949 году по инициативе Вашингтона была создана международная организация под названием Координационный комитет по экспортному контролю, более известный как КОКОМ (Coordinating Committee for Multilateral Export Controls, CoCom). В эпоху холодной войны КОКОМ составлял перечни стратегических товаров и технологий, не подлежащих экспорту в страны восточного блока. Комитетом была разработана стратегия «контролируемого технологического отставания» стран Варшавского договора. Пала Берлинская стена, пал Советский Союз, а КОКОМ продолжал существовать. Он был ликвидирован лишь в 1994 году, но на смену ему пришло Вассенаарское соглашение. Оно позволяло не менее эффективно ограничивать поступление из стран Запада технологий военного и двойного назначения в «нежелательные» страны. То есть менялись лишь вывески, но суть политики Запада в отношении новой России оставалась той же, что и в отношении Советского Союза. Российская Федерация была объектом экономической войны.

Особых внешних проявлений этой войны против России до недавнего времени не чувствовалось по двум причинам.

Во-первых, на первом этапе своего существования Российская Федерация добровольно шла в фарватере политики Запада, из субъекта международной политики она превратилась в объект такой политики и никаких принудительных действий в ее отношении не требовалось. Запад имел широкий арсенал методов экономической войны, но в 1990-е годы им пользовался крайне редко.

Во-вторых, некоторые меры Запада формально не имеют отношения к экономической войне. Но это лишь формально. Например, летом 2014 года Международный суд в Гааге вынес вердикт по поводу иска «обиженных» иностранных инвесторов российской нефтяной компании ЮКОС. Он обязал Российскую Федерацию выплатить истцам компенсацию в 50 млрд. долл. Решение суда имеет явно политическую мотивацию. Исковое заявление инвесторов находилось в суде много лет, но «выстрелило» именно в 2014 году. Решение выносилось в разгар кризиса на Украине, когда Запад уже ввел ряд санкций против России, и должно было усилить эффект официальных санкций США и ЕС.

Под санкциями – полмира

Длительная экономическая война ведётся также против Ирана. Санкции США в отношении этой страны были введены еще в 1979 году. С тех пор они не отменялись, лишь менялся их набор. Даже после того как начались переговоры с Ираном по его ядерной программе, блокада с Ирана полностью снята не была, смягчения были символическими. Война против Ирана продолжается.

Арсенал методов экономической войны в XXI веке

В начале XXI века арсенал средств экономической войны значительно расширился.

Санкции могут касаться товарных потоков (экспорт и импорт), транспортных коммуникаций, перемещения рабочей силы, финансовых потоков. Особенно разрушительный эффект может вызвать такая санкция, как блокирование операций банков через коммуникационную систему СВИФТ. Хотя СВИФТ является международной организацией частного характера (в основном учредителями выступают банки разных стран), однако на нее могут оказывать сильное давление государственные структуры США и их союзников в Европе. В 2012 году под сильным давлением извне СВИФТ (система, формально находящаяся в юрисдикции Бельгии) вынуждена была пойти на блокирование операций иранских банков.

Крайне разрушительный эффект может иметь и такая санкция, как замораживание золотовалютных резервов страны-«изгоя». Прецеденты уже были. Например, США арестовали в свое время резервы Ирана (точная сумма неизвестна). В 2011 году были арестованы резервы Центрального банка и суверенного фонда Ливии (общая сумма арестованных активов 150 млрд. долл.).

При сильной раскрутке маховика экономической войны могут происходить аресты, конфискации и национализации зарубежных активов, принадлежащих частным компаниям и банкам. Так, в период подъема национально-освободительного движения стран Азии, Африки и Латинской Америки в 1960-е годы было зафиксировано большое количество случаев национализации активов транснациональных корпораций, действовавших в этих странах.

Мощным неформальным инструментом экономической войны против России может стать американский закон ФАТКА (закон о налогообложении иностранных счетов), принятый для того, чтобы обеспечить полную собираемость налогов в казну США. Налоговая служба США планирует уже в текущем году потребовать от всех банков, находящихся за пределами Америки, предоставления информации о тех клиентах, которые имеют налоговые обязательства перед казной США. Под прикрытием борьбы за повышение собираемости налогов правительство США предпринимает беспрецедентную попытку поставить под свой прямой административный контроль иностранные банки. Российские банки – не исключение. Поскольку США ведут необъявленную экономическую войну против России, такой контроль над российскими банками, по всей вероятности, будет использован для экономической дестабилизации России.

Цели экономических санкций и их результативность

Умеренная модификация политики

Смена режима или демократизация

Прекращение военных действий

Разрушение военного потенциала

Другие существенные изменения политики

Источник: Gary Clyde Hufbauer, Jeffrey J. Schott, Kimberly Ann Elliott, and Barbara Oegg. Economic Sanctions Reconsidered, 3rd edition. November 2007.

Во многих случаях экономические санкции оказывают стимулирующее, мобилизующее воздействие на экономику санкционируемых стран. Так, континентальная блокада, которую Наполеон Бонопарт организовал против Великобритании, дала толчок второй фазе промышленной революции в Великобритании, способствовала окончательному ее превращению в «мастерскую мира». Кстати, Наполеону на некоторое время удалось подключить к континентальной блокаде Россию, настояв на прекращении поставок в Англию зерна, леса, льна, пушно-меховых товаров и т.д. Одновременно Россия была вынуждена отказаться от импорта из Англии промышленных изделий, в том числе железа и тканей. Специалисты по экономической истории отмечают, что именно участие России в континентальной блокаде дало толчок развитию российской черной металлургии (железоделательных заводов) и текстильной промышленности.

Классическим примером неэффективности санкций является случай с установлением эмбарго на торговлю с Италией Лигой Наций в конце 1935 года. Инициатором санкций была Великобритания, а причиной их объявления было вторжение Италии в Абиссинию (Эфиопию). Эмбарго оказалось неэффективным. Во-первых, торговля Италии продолжалась с теми странами, которые не входили в Лигу Наций (прежде всего, это нацистская Германия). Во-вторых, даже те страны, которые голосовали за санкции против Италии, не слишком строго их соблюдали.

Впечатляющий пример мобилизующего эффекта экономических санкций – Советский Союз. Уже в первые месяцы после прихода к власти большевиков страны Антанты организовали морскую и торговую блокаду против советской России. В кольце блокады у руководства страны постепенно вызрело решение о необходимости выстраивания экономики, которая минимально зависела бы от внешних рынков. В декабре 1925 года был выдвинут лозунг социалистической индустриализации. Прошло еще четыре года, была запущена первая пятилетка, которая заложила фундамент тяжелой промышленности Советского Союза. До начала Великой Отечественной войны было построено более 9 тысяч промышленных предприятий, страна сумела подготовиться к агрессии со стороны фашистской Германии. Доля импорта в удовлетворении внутренних потребностей СССР как по средствам производства, так и по потребительским товарам, упала до уровня около 2%. За 10-12 лет была реализована грандиозная программа импортозамещения.

После Второй мировой одним из направлений холодной войны Запада против СССР стала экономическая война, которая выражалась в запретах на передачу Советскому Союзу технологий военного и двойного назначения, зерновых эмбарго, ограничениях на кредитование, обвинениях в демпинге, отказе от предоставления режима наибольшего благоприятствования в торговле и т.д. Однако эффект от экономической войны Запада против СССР был очень ограниченным. Во-первых, Советский Союз научился обходить некоторые ограничения и запреты на торговлю с Западом. Во-вторых, общая зависимость советской экономики как от экспорта, так и от импорта, на протяжении трех десятилетий после Второй мировой войны сохранялась на низком уровне. В-третьих, некоторые импортные потребности СССР стал покрывать за счет других социалистических стран.

Лишь в 1970-е годы ситуация изменилась. В конце 1973 года цены на черное золото на мировом рынке подскочили в четыре раза. На СССР пролился дождь из нефтедолларов, и постепенно страна подсела на нефтяную иглу. Из промышленной державы Советский Союз стал превращаться в сырьевую, что повысило эффективность последующих акций Запада в рамках экономической войны.

Примерами низкой эффективности экономических санкций в наше время служат акции Запада против Ирака и Ирана.

Конечно, влияние санкций на экономику Ирака, которая зависела от экспорта черного золота, было очень чувствительным. Накануне санкций нефтяной сектор обеспечивал свыше 60% ВВП Ирака. Стал падать жизненный уровень населения, кое-где начала чувствоваться нехватка продовольствия. Наблюдалась непрерывная девальвация национальной денежной единицы. В период действия всеобъемлющих мер с 1990 до 1995 года иракский динар упал в цене по отношению к доллару США более чем в 20 раз. Инфляция на годовой основе измерялась сотнями процентов. Правда, после того как заработала программа «Нефть в обмен на продовольствие» (с 1996 года), инфляция стала снижаться, проблема дефицита продовольствия и медикаментов утратила свою остроту. Постепенно, однако, руководители Ирака выстроили схемы, позволявшие торговать с внешним миром в обход санкций. Именно по причине неэффективности экономических санкций Вашингтон и принял решение о вторжении в Ирак.

Обобщая, можно сделать следующие выводы.

1. Не отрицая влияния санкций на экономику санкционируемых стран, следует признать, что политических целей санкционирующим странам удается достигать достаточно редко. Негативные социальные последствия санкций обычно компенсируются тем, что власть использует санкции для идейной и политической консолидации общества.

2. Влияние санкций со временем может ослабевать, так как санкционируемые страны разными способами адаптируются к санкциям. Нередко санкции становятся толчком к серьезной перестройке экономики.

3. Санкционирующие страны зачастую сами несут существенные потери в связи с тем, что их компании лишаются возможности торговать с санкционируемыми странами. При этом может происходить усиление конкурентных позиций компаний тех стран, которые не участвуют в санкциях.

4. Санкционирующие страны в случае отсутствия желаемого политического эффекта могут прибегать к использованию иных методов давления на санкционируемые страны (дипломатические, военные, операции спецслужб и т.д.).

В завершающей статье на основе анализа мирового опыта мы рассмотрим вопрос о способах адаптации разных стран к режиму санкций.

За длительный период активного использования в мире экономических санкций накапливался опыт как организации таких санкций, так и противодействия им. Пожалуй, наиболее богатый опыт противодействия санкциям накоплен Россией, и почти весь он приходится на советский период ее истории.

Советский опыт противодействия экономическим санкциям

В начальные годы существования советской России торговая и морская блокада со стороны бывших её союзников (стран Антанты) преодолевалась за счет организации товарных потоков через нейтральные страны (Персию, Турцию, Китай) или же через контрабандные коридоры (один из главных таких коридоров проходил через Прибалтику и Скандинавию). После того как в конце 1929 года разразился мировой экономический кризис, Советский Союз стал играть на противоречиях между странами Запада, добиваясь ослабления или даже отмены санкций некоторыми из них.

С первых шагов индустриализации удалось найти подход к американским компаниям, которые находились в условиях тяжелейшего экономического кризиса. Именно они осуществляли поставки оборудования для строек первой пятилетки в СССР, производили монтаж оборудования и пуско-наладочные работы. Поставки осуществлялись на условиях коммерческого кредитования, что снимало остроту проблем, связанных с нехваткой валюты. Затем американское «окно возможностей» стало постепенно закрываться, в последующие годы главными поставщиками машин и оборудования стали германские фирмы. Примечательно, что индустриализация проводилась абсолютно без привлечения в советскую экономику иностранных инвестиций. Ранее иностранный капитал присутствовал в СССР лишь в виде концессий, последние из них были ликвидированы в 1932-1933 гг. (1) На протяжении нескольких десятилетий советская экономика имела автаркический характер: доля экспорта и импорта в валовом продукте СССР составляла всего несколько процентов. Это делало Советский Союз малоуязвимым по отношению к экономическим санкциям.

Однако с середины 1970-х гг. зависимость СССР от экспорта и импорта стала усиливаться. В 1973 году цены на нефть на мировом рынке подскочили в 4 раза. Вместо того чтобы продолжать укреплять промышленный потенциал страны, советское руководство пошло по пути наименьшего сопротивления. Экономические, социальные, военные проблемы страны начали решаться с помощью нефтедолларов, отчего последние полтора десятилетия существования СССР эффективность экономических санкций Запада неуклонно повышалась. Обвал цен на нефть на мировом рынке в 1986 году формально нельзя отнести к экономическим санкциям против СССР, но нет сомнения в том, что этот обвал был спланирован Вашингтоном с целью окончательного подрыва советской экономики. Это была акция экономической войны, и она достигла цели. Через пять лет Советский Союз перестал существовать.

Иран и Ирак: три уровня противодействия санкциям

Среди стран, которые достаточно успешно противодействовали экономическим санкциям Запада в последние годы, можно назвать Ирак и Иран. Против первого санкции действовали фактически в 1990-2003 гг. (формально – до 2010 года), против второго – с 1979 года по настоящее время. В обеих странах можно выявить три уровня противодействия санкциям:

— адаптация внешнеэкономической деятельности к запретам и ограничениям со стороны санкционирующих стран;

— замещение импорта внутренним производством и диверсификация товарной структуры экспорта;

— меры в сфере распределения жизненно важных товаров.

Меры по адаптации внешнеэкономической деятельности к условиям санкций

Здесь выделятся следующие направления:

а) переориентация во внешнеэкономической деятельности на государства, которые не участвуют в экономических санкциях («неприсоединившиеся государства»);

б) использование для международных расчетов средств, альтернативных доллару США и евро;

в) использование для торговли компаний-посредников, выступающих под флагами самых разных государств.

Санкции против Ирака были введены ООН, но даже этого оказалось недостаточно, чтобы организовать вокруг страны железное кольцо блокады. Ирак заключил соглашения с соседними государствами – Иорданией, Египтом, Турцией, через которые шли поставки нефти из Ирака и импорт в Ирак широкого ассортимента товаров (от машин, оборудования и военной техники до продовольствия и медикаментов). Вашингтону все эти операции были известны, но давление США на соседние с Ираком страны эффекта не давало. По данным ЦРУ, за годы санкций Ирак сумел продать нефти на сумму 75 млрд. долл. Кроме канала межгосударственных соглашений для международной торговли использовались контракты с компаниями-посредниками и даже с физическими лицами. Среди таких физических и юридических лиц было немало граждан и фирм из Китая, Франции, России. Некоторые из юридических лиц были фирмы-однодневки, которые создавались ради исполнения одного контракта.

Крайне важным для санкционируемых стран является уход от расчетов в основных резервных валютах, особенно в долларе США. Такие расчеты контролируются Западом, поскольку операции проходят через корреспондентские счета американских и европейских банков. На сегодняшний день Иран почти полностью эмансипировался от доллара в своих расчетах по торговле. Довольно существенная часть торговли Ирана осуществляется на основе бартера, то есть прямого товарного обмена. Всё большая часть торговых сделок обслуживается с помощью валют стран – торговых партнеров Ирана. Это, прежде всего, китайский юань, индийская рупия, южнокорейский вон. Используется также российский рубль. Еще одним инструментом расчетов становится золото.

Кроме того, в Иране наблюдается тенденция к усилению государственного контроля в денежной и валютной сфере. Для укрепления риала Банк Ирана приобретает золото у Индии и Турции и иностранную валюту через сеть менял в Ираке. Государство вернулось к ограничению валютного обмена, введены единые валютные курсы. В Банке Ирана создан центр по экономической и валютно-денежной стабилизации.

Замещение импорта внутренним производством

Особенно актуальной для Ирака и Ирана стала задача замещения импорта продовольствия отечественным производством. Сразу же после введения в 1990 году санкций против Ирака его правительство приняло ряд решений по увеличению собственного сельскохозяйственного производства как за счет более полного вовлечения земель в хозяйственный оборот, так и за счет субсидирования сельских производителей и гарантированных государственных закупок. Декрет №367 Совета революционного командования Ирака гласил: «Все земли, которые не используются их владельцами или другими в соответствии с их сельскохозяйственным предназначением, будут национализированы без компенсации». Министерство сельского хозяйства компенсировало фермерам до 100% стоимости семян, в 1990 г. на это было потрачено 586 млн. динаров. Иракское сельское хозяйство стало плановым: фермерам давались подробные указания, что сажать, когда и как; несоблюдение указаний было наказуемым. К октябрю 1992 г. правительство начало скупать весь урожай без посредников. Эти меры помогли значительно повысить объемы собранного урожая. Согласно иракским официальным источникам, в 1989 году было собрано 1 млн. тонн урожая, с 1990 г. – 2,5 млн. тонн. Площадь пахотных земель увеличилась на 50%.

Иран: диверсификация товарной структуры экспорта и поиск новых торговых партнеров

Сторонники ужесточения санкций против Ирана на Западе пытаются доказать, что иранская экономика под давлением санкций все больше слабеет. Порой они ссылаются при этом на заявление иранского Министерства нефти от 2012 года, согласно которому после присоединения ЕС к санкциям Вашингтона доходы Ирана от экспорта нефти сократились более чем на 40%.

Однако это очень лукавая интерпретация процессов, происходящих в экономике ИРИ. Дело в том, что Иран стал менять структуру своего экспорта за счет наращивания обработанного сырья и других (кроме нефти) товарных групп. Так, в 2012 году (2) экспорт полиэтилена и удобрений составил 9 млрд. долл., пластических масс – 3,2 млрд. долл., строительных материалов (камень, цемент и сопутствующие товары) – 8,2 млрд. долл., сельхозпродукции – 5,3 млрд. долл., ковров – 0,8 млрд. долл.

По данным Таможенной администрации Ирана, основными партнёрами Ирана в 2013 году по ненефтяному экспорту (без газового конденсата) стали Китай, Ирак, ОАЭ, Индия, Афганистан, Турция. Все они (кроме Афганистана) показали прирост объемов закупок иранских товаров. Так, Китай в 2012 году закупил у Ирана товаров (кроме сырой нефти) на сумму 4,8 млрд. долл., а в 2013 году китайские закупки в Иране увеличились до 7,4 млрд. долл.

Что касается основных партнёров Ирана по импорту, то они ранжировались по итогам 2013 года следующим образом: ОАЭ, Китай, Индия, Южная Корея, Турция, Швейцария, Германия. Импорт из таких стран, как Южная Корея, Швейцария и Германия, несколько сократился по сравнению с 2012 годом. Вместе с тем произошло гораздо более существенное наращивание импорта из остальных стран. Из ОАЭ импорт вырос с 9,3 до 10,8 млрд. долл., из Китая – с 7,1 млрд. до 9,6 млрд. долл. Особенно значительным был рост импорта из Индии: с 1,6 млрд. до 4,3 млрд. долл. Всё это развенчивает миф об эффективности западных санкций против Ирана.

Доля Ирана в мировом ВВП в 2013 году составила 0,74%. Прогнозируется, что в 2014 году этот показатель вырастет до 0,76%, в 2015 году – до 0,80% и в 2016 году – до 0,85%. Доля Ирана на мировом нефтехимическом рынке составляла в начале текущего десятилетия 2,4%; в пятой пятилетней программе развития ИРИ (2011-2015 гг.) запланировано довести этот показатель до 4,9%. На нефтехимическом рынке Ближнего и Среднего Востока доля Ирана достигает 23,4%; к 2020 г. планируется довести этот показатель до 41%.

В феврале 2014 года правительство Ирана обнародовало план действий в русле «экономики сопротивления». По сути это план мобилизации иранской экономики. Он состоит из 24 пунктов. Один из важных пунктов – развитие сотрудничества со странами, которые не участвуют в экономических санкциях на стороне США. Особо важную роль Тегеран уделяет развитию сотрудничества с Россией.

(1) Подробности проведения индустриализации СССР в условиях экономической блокады читатель может узнать из моей книги: «Экономическая война против России и сталинская индустриализация» (М.: Алгоритм, 2014).
(2) Здесь подразумевается иранский год, который начинается 21 марта и кончается 20 марта по европейскому календарю. В данном случае под 2012 годом имеется в виду период времени с 21 марта 2012 г. по 20 марта 2013 г. европейского календаря. По иранскому календарю это 1391 год.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *