Что такое эколого просветительская деятельность
Что такое эколого просветительская деятельность
Особо охраняемые природные территории (ООПТ) – государственные природные заповедники России – являются эколого–просветительскими учреждениями по определению. Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» провозглашает экологическое просвещение населения одним из главных направлений деятельности заповедников наряду с охраной природных комплексов и их изучением. В положении каждого заповедника организация экологического просвещения населения рассматривается в качестве одной из основных задач.
Формы и виды эколого–просветительской деятельности заповедников разнообразны и включают в себя традиционные и новаторские направления. В Республике Башкортостан экологическое просвещение является одной из главных функций заповедников.
В Южно – Уральском государственном природном заповеднике до 2001 года оно осуществлялось сотрудниками научно – исследовательского отдела путем популяризации результатов, проводимых в заповеднике научных исследований. С самого начала своего существования заповедник является центром экологического просвещения регионального значения. Научные сотрудники периодически выступали в прессе с интервью и заметками, проводили экскурсии, работали в тесном контакте с прилегающими школами.
Заповедник активно занимается эколого – просветительской деятельностью с целью обеспечения поддержки идей заповедного дела широкими слоями населения как необходимого условия выполнения заповедником своих природных функций, содействия решению региональных экологических проблем, участия в формировании экологического сознания и развития экологической культуры населения. Свою эколого – просветительскую деятельность заповедник осуществляет по следующим направлениям:
— целенаправленная систематическая работа со всеми группами населения в каждом регионе;
— работа с посетителями;
— тесное сотрудничество со школами и учительским коллективом;
— органами государственной власти и местного самоуправления;
— средствами массовой информации;
— участие в создании единого информационного пространства, обеспечивающего обмен эколого-просветительской информацией и опытом работы;
— постоянное развитие и укрепление методической базы для проведения эффективной эколого-просветительской деятельности на современном уровне.
Для осуществления эколого – просветительской деятельности в заповеднике в 2001 году создан отдел экологического просвещения. В штат отдела входят пять сотрудников заповедника в лице зам. директора по эколого-просветительской деятельности, методист отдела, специалиста отдела, специалиста по видеотехнике и художника. Помимо специального штата отдела, основная задача которого – экологическое образование посетителей, создана определенная инфраструктура, т.е. база на которой строится сам процесс экообразования. В заповеднике они называются информационно-визитный центр, музей природы и экологическая тропа природы.
Задача визит-центра – многопрофильная работа с посетителями, прежде всего, информационное обеспечение посетителей: где и в какое время можно увидеть те или иные растения, или животных, как следует вести себя при встрече с ними, какие услуги предоставляются с визит-центром и т.д.
Отдел экологического просвещения организует походы – экскурсии в границах ООПТ. Продолжительность их может быть самой разной, от 1-2 часов до нескольких дней. Кроме того отдел проводит игры, викторины, готовит выставки по природным культурным ресурсам ООПТ, проводит лекции, беседы с демонстрацией слайдов и видеофильмов.
Одно из традиционных направлений отдела ЭПД – это работа с СМИ. Особое значение придается сотрудничеству с районными и городскими СМИ г. Учалы, г. Белорецка и Архангельского района.
Успех этой формы эколого – просветительской работы зависит от периодичности и эмоциональной насыщенности информации. В ходе этой систематической работы принципиально налаживается обратная связь с аудиторией путем проведения различных конкурсов, опросов и т.д.
Распространению информации о заповеднике и формированию положительного отношения населения к заповеднику способствует активная рекламно – издательская деятельность. Речь идет об издании красочных рекламных или информационных буклетов, брошюр, значков, фотоальбомов и т.д.
Для демонстрации широким слоям населения красоты, богатства и разнообразия заповедной природы созданы кино и видеопродукция. Это трудная и финансоемкая работа, часть этой работы с успехом используется в передачах местного телевидения.
Экологические экскурсии и познавательный туризм – традиционные и высоко эффективные формы эколого-просветительской деятельности на территории заповедника, т.к. возможность соприкоснуться с миром природы, почувствовать ее и изучить способна превратить посетителей в активных сторонников заповедного дела.
Особое значение приобретает возможность непосредственного ознакомления с заповедной природой лиц, принимающих решения в сфере федеральной и региональной политики, местного самоуправления, бизнеса. При этой форме работы обеспечивается максимальная сохранность охраняемых природных комплексов, в том числе путем:
— научно обоснованного выделения и организации посещаемой части территории;
— организации специально обустроенных экологических троп и маршрутов;
— установления специальных правил поведения посетителей на охраняемой территории, введения ограничений на посещение отдельных участков;
— обеспечения постоянного контроля и слежения за состоянием посещаемой территории.
Особо важным и ответственным направлением эколого – просветительской деятельности, осуществляемой специалистами отдела экологического просвещения является работа со школьниками. Работа со школьниками в Южно – Уральском государственном природном заповеднике направлена на привлечение детей к природоохранной деятельности, расширение их экологического кругозора, развитие соответствующих знаний, умений и навыков, содействие профессиональной ориентации учащихся.
Составление программ обучения для детей, посещающих заповедник – довольно сложная задача. Дело в том, что этот возраст, в свою очередь, делится еще и на так называемые возрастные фазы. Для каждой из них характерны свои черты, которые как и взрослых, могут либо ограничивать, затруднять процесс восприятия информации, либо, наоборот, стимулировать его. Исходя из этих факторов в заповеднике приняты следующие формы работы со школьниками:
— организация и проведение детских экологических лагерей и экспедиций;
— организация работы школьных лесничеств;
— создание и организация работы детских экологических кружков;
— содействие проведению полевых практик и экспедиций юннатских кружков;
— проведение школьных экскурсий;
— организация конкурсов, викторин, олимпиад, конференций;
— привлечение школьников к участию в экологических праздниках и акциях.
Эффективность эколого-просветительских работ усиливается в тесном сотрудничестве с образовательными структурами, прежде всего с педагогами местных школ. Основными формами вышеупомянутой работы являются:
— организация и проведение тематических семинаров для учителей, в первую очередь для преподавателей биологии, экологии, географии и краеведения,
— участие в организации и проведения курсов профессиональной квалификации,
— проведение методических консультаций для преподавателей.
Экологическое просвещение в заповеднике имеет ряд особенностей по сравнению с так называемым формальным образованием (школа, ВУЗ и т.д.) и неформальным (клубы, кружки):
— во-первых это – синтез двух начал: интеллектуального и духовного, т.е. естественно-научные знания и чувственное восприятие природы. В этом отношении экологическое просвещение в ООПТ среди прекрасной природы, призвано соединить в себе интеллектуальный и духовный компоненты с равной долей внимания к ним.
— во-вторых – огромный разброс аудитории – от малых детей до глубоких стариков.
— в третьих – какие бы серьезные проблемы ни поднимались в программах образования в заповеднике, сколь глобальны ни были бы их масштабы, прежде всего они решаются здесь – на местном материале. Решение таких проблем обязательно должно способствовать улучшению местной экологической обстановки.
— в четвертых – широкие возможности любой охраняемой природной территории для проведения природоохранных работ силами посетителей добровольцев.
— и, наконец, содействие переориентации представления людей о целях и задачах заповедника в целом.
Экологическое образование, а так же разработка и внедрение научных методов экообразования являются одной из приоритетных задач наряду с охраной природы, мониторингом природной среды, сохранением историко-культурных объектов и т.д. Только совместное решение перечисленных выше задач может обеспечить полноценный и эффективный результат деятельности в этом направлении.
Общение с прекрасной и здоровой, а не измученной и угнетенной природой – это наилучшая почва для воспитания патриотизма и ответственности за судьбу родного края и Земли в целом.
Экологическое просвещение населения
Распространение системы экологического просвещения в настоящее время является одной из самых актуальных задач для всех цивилизованных государств. Ведь ее решение представляет собой важнейшее условие в устранении проблем нестабильности природной среды. Кроме этого, экологическое воспитание, образование и просвещение населения способно обеспечить устойчивое развитие общества в целом.
Глобальная проблема современности
В настоящее время во всем мире возникла необходимость в безотлагательном решении экологического вопроса. Многие исследователи, работающие в различных областях науки, буквально бьют в колокола в попытке донести актуальность проблемы до тех, кто обладает правом принимать решения на государственном уровне. Но, к сожалению, лишь небольшая часть чиновников осознает, насколько опасно промедление в этой сфере.
А ведь любое неверно принятое государственным деятелем решение способно привести к необратимым последствиям, результатом которых явится природный коллапс.
Уровень экологического просвещения
Что мы имеем на данный момент? Многими учеными признается тот факт, что экологическое просвещение, рассматривается ли оно на уровне политического деятеля или рядового гражданина, все еще остается достаточно низким. При этом человечество пока еще не осознает всей трагедии, находящей свое выражение в стремительном уничтожении природных богатств.
Только те исследователи, которые непосредственно занимаются данной проблемой, до конца понимают всю масштабность надвигающегося кризиса, а также его возможных последствий. Именно поэтому экологическое просвещение столь актуально на всех уровнях социальных слоев общества.
Немного истории
Вопросы экологии интересовали людей с давних времен. Однако только в 20-м в. пропаганда природоохранных мероприятий приобрела свое практическое значение.
Экологическое просвещение исторически прошло несколько этапов. Первый из них взял свое начало по окончании Второй мировой войны. Именно тогда, в 1948 г., возникла новая организация – МСОП (Международный союз охраны природы и природных ресурсов). Одной из основных его задач стало распространение знаний о природе, восстановлении и сохранении ее богатств, то есть экологическое просвещение населения. В уставе МСОП по данному вопросу указано, что Союз поощряет и рекомендует любые международные и национальные мероприятия, способствующие сохранению природы во всех частях света и во всех средах (в воде, почве и в лесах). При этом МСОП ставит своей целью распространять новейшие технические и научные достижения в области охраны окружающей среды, а также использовать и широко распространять обширные программы пропаганды и экологического просвещения населения, чтобы общественное мнение глубоко осознало идею необходимости защиты природы. Уже к 70-м годам прошлого века подобная деятельность начала охватывать не только развитые, но и другие страны.
Второй этап в экологическом образовании и просвещении населения начался после того, как такими организациями, как ЮНЕП и ЮНЕСКО, была утверждена международная программа, предусматривающая развитие системы получения знаний в сфере окружающей среды. Произошло это в середине 1970-х.
Третий этап внедрения в массы экологической культуры и просвещения берет свое начало в 80-х гг. В это время идея непрерывного всеобщего природоохранного образования все более активно начала проникать в сознание различных слоев населения. При этом она стала распространяться в развивающихся странах, где еще совсем недавно к просвещению в этой области относились довольно скептически, считая, что проблемы охраны природы существуют только в странах с высоким уровнем экономики.
Стратегия экологического образования
Какие черты характерны для получения знаний в данной области? Экологическое воспитание и просвещение должны осуществляться на протяжении всей человеческой жизни. При этом на сегодняшний день они являются неотъемлемой частью программы общего образования.
Основные задачи экологического просвещения заключены в сосредоточении населения на практических проблемах. Кроме этого, они призваны помочь осознать ценность окружающей среды, производить содействие коллективному благосостоянию, уделяя основное внимание проблеме выживания людей.
Образование в рассматриваемой сфере не должно быть формальным. При этом оно должно объединяться с другими программами просвещения.
Разновидности экологического образования
В 70-е-80-е гг. произошло формирование структуры просвещения природоохранной направленности. Так появилось формальное экологическое образование, которое ограничивалось рамками программ учебных заведений, и неформальное, охватывающее все общество в целом.
Уровни неформального образования
Подобный тип просвещения в сфере отношения людей к окружающей среде разграничен определенными этапами. Это уровни неформального образования, которые имеют между собой тесную взаимосвязь.Так, распространение знаний в экологической области для детей разного возраста и воспитание в них трепетного отношения к животным и растениям сочетается с открытиями соответствующих просветительских центров, с изданием литературы природоохранной тематики и т. д.
Уровни формального образования
Как происходит экологическое просвещение в учебных заведениях? В формальном образовании выделяют 4 уровня. На первом из них осуществляется пропаганда знаний, тематикой которых служат отношения, возникающие между людьми и природой. Все это происходит в границах дошкольного образования. В указанный период дети получают необходимые знания в форме игры, приобретая при этом необходимые навыки бережного отношения к живому.
Второй уровень экологического образования рассчитан на школьников. Учащиеся получают знания о природе на специальных уроках, а также при прохождении программ смежных дисциплин. В этот период внимание концентрируется на практических исследованиях, которые закрепляют изученный материал.
Экологическое образование в рамках третьего уровня реализуется в средних учебных заведениях и в высших. В них:
— студенты посещают особые курсы;
— создаются специализированные факультеты;
— усиливается экологическая тематика традиционных курсов;
— происходит специализация в сфере изучения различных сторон проблемы, касающейся взаимоотношений человека с его естественной средой обитания (научно-техническая, политическая, социально-экономическая и т. д.).
На третьем уровне студенты начинают осознавать потребность в устранении экологической безграмотности тех людей, которые принимают решения политического характера.
Четвертый уровень формального образования проходят все лица, повышающие квалификацию на соответствующих курсах специальных факультетов.
Основные задачи
Экологическое просвещение в целом, вне зависимости от его разновидности, призвано:
— воспитать таких членов общества, которые хорошо понимают взаимосвязь природы и человека, а также осознают необходимость сохранения экологического равновесия как на региональном, так и на мировом уровне, и постоянно содействуют этому;
— обеспечить поступление точных данных о состоянии природной среды, что позволит обществу принять самые оптимальные решения по ее применению;
— содействовать распространению навыков, умений и знаний, которые нужны человеку для устранения имеющихся экологических проблем, а также для их недопущения в будущем;
— ориентировать людей на то, что при принятии любого решения в сфере окружающей среды особенно важно не забывать о необходимости равновесия между удовлетворением потребностей общества сегодня и возможных последствий таких действий в будущем;
— дать каждому члену общества осознание его причастности к сохранению природы.
Экологическая культура
Чего позволяет добиться осознание масштабности и остроты проблем с окружающей средой, а также выявление их мирового характера? В совокупности с системой соответствующего просвещения оно создает прекрасные предпосылки для формирования у людей экологической культуры. Она позволяет представить взаимоотношения, которые имеют место у человека с природой, в виде нравственной проблемы.
Экологическая культура – это совокупность духовных и материальных ценностей, а также методов деятельности людей, обуславливающих соответствие социокультурных процессов по сохранению окружающей среды.
Роль политических аспектов
Утверждение экологической структуры неизменно вызывает переход от полученных знаний к осознанию. Оно-то и станет основным мотивирующим фактором, определяющим деятельность любого человека.
Особая роль в условиях надвигающегося экологического кризиса отводится исполнительным структурам человеческого общества, особенно политическим институтам. В этом случае изучению в первую очередь подлежат политические аспекты, которые имеют непосредственную связь с глобальной динамикой природных изменений. Происходит формирование особого образования. Оно носит название эколого-политологического. Основной целью такого просвещения является урегулирование решений, принятых органами власти, оказывающих влияние на нарастание мировых проблем окружающей среды.
Роль библиотеки в повышении природоохранных знаний
К сожалению, пока еще большое количество людей не до конца осознает те проблемы, которые существуют на нашей планете применительно к окружающей среде. Об этом ярко свидетельствуют события, происходящие в последние годы. Среди них вырубка лесов, загрязнение воздуха и т. д. Все это привело к решению проводить экологическое просвещение населения в библиотеке. Ее роль в этом случае сложно переоценить.
Почему именно библиотека? Да потому, что она представляет собой целое собрание информационной базы, которой нет ни в одном учреждении культуры. Кроме этого, в библиотеке работают грамотные люди, получившие высшее образование и готовые пропагандировать экологические идеи. Все эти компоненты в совокупности позволяют сделать данное учреждение незаменимым элементом системы природоохранного просвещения.
Основные направления деятельности
План экологического просвещения в библиотеке предусматривает:
— партнерство с теми организациями, которые заинтересованы в развитии природоохранного образования, считая подобное направление престижным и позволяющим сформировать положительный имидж компании;
— работу по комплексным программам и целевым проектам;
— проведение непрерывного экологического просвещения с формированием гражданской позиции при применении индивидуальных и массовых форм работы;
— осуществление научно-методической деятельности, в процессе которой изучаются потребности населения в информации.
Проводимые мероприятия
Несмотря на имеющиеся проблемы, работа библиотек в области экологического просвещения населения является целенаправленной и разнообразной. Это становится возможным благодаря программной деятельности, в которую включаются познавательные экскурсии, а также интеллектуальные игры на тему взаимоотношений человека с природой, специальные занятия по данной тематике, участие в народных празднованиях, проведение встреч с интересными людьми.
Мероприятия по экологическому просвещению в библиотеках становятся максимально эффективными благодаря тесному сотрудничеству и взаимосвязям с природоохранными организациями, частными лицами и предприятиями. Именно поэтому вся работа координируется с различными специалистами. Это и инженеры-экологи, и специалисты отдела культуры, и сотрудники организаций, занимающихся природными ресурсами и охраной окружающей среды и т. д.
В перечень мероприятий по экологическому просвещению населения включаются:
— познавательные заочные путешествия;
— экологические акции и лектории;
— открытые просмотры документов и литературы, касающихся проблем экологии;
— проведение бесед и круглых столов, выставок и обзоров по вопросам охраны природы.
Разнообразие форм, применяемых для проведения мероприятий, позволит населению более серьезно подходить к существующим проблемам в сфере экологии.
Эколого-просветительская деятельность
Работа отдела экологического просвещения национального парка «Кодар» направлена на все возрастные группы, как местных жителей, так и гостей Забайкальского края.
Цели эколого-просветительской деятельности
— обеспечение поддержки идей заповедного дела широкими слоями населения как необходимое условие выполнения национального прака своих природоохранных функций;
— участие в формировании экологического сознания и развития экологической культуры населения;
— содействие решению региональных экологических проблем
Задачи экологического провсещения
— целенаправленная систематическая работа со всеми группами населения;
— работа с посетителями особо охраняемых природных территорий;
— сотрудничество с образовательными учреждениями, органами государственной власти и местного самоуправления, средствами массовой информации и другими заинтересованными организациями;
— содействие в профессиональной подготовке специалистов соответствующего профиля;
-формирование в заповеднике необходимой организационной и материально-технической базы эколого-просветительской деятельности;
— постоянное развитие и укрепление методической базы для проведения эффективной эколого-просветительской работы на современном уровне: аккумулирование соответствующего отечественного и зарубежного опыта, а также разработка собственных методических материалов.
Основные направления эколого-просветительской деятельности:
— Взаимодействие со средствами массовой информации (выступления в региональной и местной печати, по региональному и местному телевидению и радио, подготовка пресс-релизов, проведение совместных акций и мероприятий, издание специализированных приложения к местной газете).
— Рекламно-издательская деятельность (разработка, изготовление и тиражирование информационных буклетов, календарей, плакатов, листовок, брошюр, фотоальбомов, наборов открыток, календарей, почтовых конвертов, значков и иных сувениров с изображением символики, природных комплексов и объектов национального парка);
— Создание аудио-, кино- и видеопродукции;
— Музейное дело и организация информационных центров для посетителей;
— Экологические экскурсии;
— Работа со школьниками (экологическое просвещение детей разного возраста – работа с учреждениями дошкольного образования, общеобразовательными
Эколого-просветительская деятельность как одно из направлений формирования экологической культуры школьников
1.2. Эколого-просветительская деятельность как одно из направлений формирования экологической культуры школьников
Анализ проблемы организации эколого-просветительской деятельности по биологии даёт основание рассматривать данное явление как одно из направлений формирования экологической культуры школьников. В связи с этим в данном параграфе раскроем понятие «экологическая культура», изучим её составляющие и опишем взаимосвязь экологической культуры и эколого-просветительской деятельности.
Представления о природе являются необходимым структурным элементом цело стного образа мира как субъективной, при страстной модели, развивающейся на осно ве системы деятельностей. Только человек с верным отношением к миру, природе, жизни может стать условием существова ния для другого (человека, животного, ра стения. ). Необходимо в связи с этим, что бы «человек и ощущал, и осознавал себя как. часть природы» (С.Л. Рубинштейн), во взаимодействии с которой он «проявля ется» и «формируется». Поэтому экологич еская проблематика занимает особое мес то в современных общественных дискусси ях. И сегодня нельзя ограничиваться при зывами, запретами. Главный приоритет формирование отношения к природе как ценности, формирование экологической культуры человека в целом.
Понятие «экологическая культура» появилось в науке и общественно-политической жизни общества во второй половине XX века. Экологическая культура рассматривается в рамках понятия «культура». Культура в философском плане понимается как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, очеловеченный в продуктах материального и духовного труда, в совокупности социальных ценностей и отношений людей к природе, между собой и к самим себе [33, с. 3].
Экологическая культура определяется учеными как средство характеристики уровня отношений человека к природе, затрагивающие все сферы материальной и духовной жизни общества. Экологическая культура личности предполагает наличие у человека определённых знаний и убеждении, готовности к деятельности, а также его практические действия, согласующиеся с требованиями бережного отношения к природе [42].
С.К. Алексеевым экологическая культура рассматривается как основание и базис общей культуры, сердцевина новой гуманистически-технологической культуры XXI века, выражающей характер и качественный уровень отношений между обществом и природой. Данный автор отмечает, что она проявляется в системе духовных ценностей социальных институтов, во всех видах и результатах человеческой деятельности, непосредственно связанных с познанием, освоением и преобразованием природы [1, с. 54].
Н.С. Дежникова пишет о том, что экологическая культура включает в себя достижения экологического знаний, умений и навыков, экологически продуманную технологию и всю систему поведения людей, направленную на сохранение природных условий, необходимых для прогрессивного развития общества [8 с. 20].
По мнению философов, индивидуальная экологическая культура является системой специфических программ экологической деятельности, включающей познание, преобразование и регулирование связей человека с природой. Международная декларация об экологической культуре рассматривает экологическую культуру как способ жизнедеятельности, при котором общество системой духовных ценностей, этических принципов, экономических механизмов, правовых норм и социальных институтов формирует потребности и способы их реализации, которые не создают угрозы жизни на Земле [45, с. 234]. В. П. Максаковский отмечает, широту и межпредметность понятия экологическая культура. Экологическая культура, по его мнению, характеризует направленность человеческой деятельности на сохранение природных условий, необходимых для жизни, и во многом определяющие степень общей цивилизованности общества [20].
В педагогике под экологической культурой личности понимается мера и способ реализации и развития сущностных сил человека, экологического сознания и мышления в процессе духовного и материального освоения природы и поддержания ее как ценности [31, с. 304].
Итак, экологическая культура это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. Без соответствующего уровня культуры люди могут хоть, и обладать необходимыми знаниями, но не владеть ими.
Рассмотрим более подробно составляющие экологической культуры.
Сознание высшая, свойственная лишь человеку, форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и самому себе, опосредствованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей. Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия.
Становление экологического сознания характеризуется такими признаками, как глобальность, переосмысление всех основных мировоззренческих вопросов, опора на науку, соединение ее с гуманистическими ценностями, способность подняться над своими интересами ради интересов более широких общественных слоев, стремление действовать во имя сохранения природы, спасения жизни на планете. Становление экологического сознания идет по четырем направлениям: научному (проявляется в стремлении реализовать на практике знания о существующих в природе связях о том, как можно избежать их нарушения в ходе производственной деятельности); экономическому (через осознание экономической невыгодности производственной деятельности, разрушающей природу); культурному (выражается в желании сохранить природу как элемент культурной среды); политическому (проявляется в стремлении людей создать условия, соответствующие достоинству человека). То есть цель экологического сознания переориентация человеческого мировоззрения.
Под экологическим сознанием понимается совокупность экологических и природоохранных представлений, мировоззренческих позиций по отношению к природе, стратегий практической деятельности, направленной на природные объекты. Экологическое поведение понимается как совокупность конкретных действий и поступков людей, непосредственно или опосредованно связанных с воздействием на природное окружение, использованием природных ресурсов [ 11 ].
Таким образом, экологическое сознание это форма общественного сознания, находящаяся в стадии формирования, включающая в себя совокупность идей, теорий, взглядов, мотивации, отражающих экологическую сторону общественного бытия, а именно реальную практику отношений между человеком и средой его жизни, между обществом и природой, включая регулятивные принципы и нормы поведения, направленные на достижение оптимального состояния системы «общество природа».
Содержание экологического сознания раскрывается через понятия «экологические отношения» и «экологическая деятельность». Оно включает в себя как закономерности взаимодействия общества и природы, так и различного рода эмпирические знания, взгляды, традиции той или иной культуры, имеющие важное экологическое значение, а также ценностный момент в отношении к природе, систему регулятивных принципов нравственного характера.
Основной компонент содержания экосознания осознание ценности жизни и опасности ее деградации, потребность ее сохранения, а также осознание ограниченности ресурсов природы, интегральной частью, которой является человек; необходимости отказа от доминирования человека над природой и установления динамического равновесия между природными системами и человеческой системой; экологического кризиса, как общественного кризиса; глобального характера экологического кризиса; необходимости решения экологического кризиса; к необходимости разработки глобальной стратегии развития, как предпосылки существования жизни, и т. д.
Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности (мотивы в своем развитии проходят следующие этапы: возникновение, насыщение содержанием, удовлетворение).
Экологическое поведение личности в быту, в процессе производственной деятельности, на отдыхе и др., которое должно быть экологически оправданным и целесообразным. Поведение экологически культурной личности включает соблюдение и параметров более высокого, второго порядка: эмоциональность или, наоборот, рациональность в отношении к природе; обобщение или избирательность в отношении к природе; сознательное или несознательное отношение к природе.
Экологически культурная личность при познании природы и общении с ней через свои чувства (восхищение, радость, удивление, умиление, гнев, возмущение, сострадание и др.) переживает свое отношение к ней и стремится сохранить дикую природу, проявляя тем самым любовь к миру природы [ 11 ].
Чувство любви к природе формируется через восприятие мира природы, что включает эстетический уровень восприятия природы; отзывчивость на жизненные проявления природных объектов; эстетическое освоение природы; познание мира природы с обработкой получаемой информации; практическое взаимодействие с миром природы. Личность, обладающая всеми компонентами экологической культуры, при общении с природой может дать психологическую и эмоциональную оценку ее восприятия, вызывая у себя определенные чувства по отношению к миру природы (положительные, отрицательные, нейтральные) и, тем самым, воспитывая у себя любовь к природе. Для того чтобы у экологически культурной личности возникли определенные чувства по отношению к миру природы, необходимо воздействие на него как отрицательных, так и положительных естественных реакций (факторов) мира природы.
Чувства экологически культурной личности под воздействием природы определяют направление и характер формирования экологического мышления и поведения и делают внутренние более содержательными экологические знания. Все компоненты экологической культуры между собой тесно взаимосвязаны и как их формирование, так и существование невозможно друг без друга. У личности обладающей экологическими знаниями, мыслящей и действующей экологически целесообразно, проявление чувства любви к природе гораздо глубже и прочнее [49].
Традиционно развитие экологической культуры связывается, прежде всего, с эко логическим образованием, основной ре зультат которого определенная осведом ленность обучаемого в области экологичес ких проблем. Деятельность по формированию экологической культу ры эколого-просветительская деятельность.
Экологическая деятельность является той областью, в которой развиваются со держательные отношения человека с обще ством, формируется его экологическая нравственность. Гуманное отношение к при роде не только регулирует отношение лю дей к ней, но и отношения между ними, так как в поступках, затрагивающих природу, всегда опосредованно скрыто отношение человека к людям, к судьбе родной земли [47, с. 176].
При этом люди хотя и усваивают научные экологические знания, готовы воспри нимать информацию об экологических бед ствиях, но, как правило, не стремятся ра зобраться в причинах их возникновения, не готовы проявлять личную активность в практических делах по охране природы.
Включение в эколого-просветительскую деятельность, имеющую цель принести пользу обществу и природе, создает благоприятные обстоятельства для осознанного принятия социально значимых норм и эколого-ориентированных ценностей, становя щихся затем регулятором поведения человека в социальной и природной среде.
— формы организации деятельности должны обеспечивать инициативность, ак тивную позицию каждого участника (от планирования, подготовки дел до контро ля за ходом выполнения и оценки результа тов) в достижении коллективной цели;
— деятельность должна соответствовать нуждам общества, иметь нравственную цель и личностный смысл, актуализировать психологические механизмы развития гу манного отношения к природе и быть на правленной на нравственно-экологическое развитие личности [21, с.19.].
Основная цель эколого-просветительской деятельности – привлечение школьников к природоохранной деятельности, расширение экологического кругозора, бережного отношения к окружающей их природе; привитие им практических умений и навыков самостоятельной работы на природе, в полевых условиях.
Эколого-просветительская деятельность осуществляется в целях:
содействия решению региональных экологических проблем;
участия в формировании экологического сознания и развития экологической культуры школьников [38].
Эффективная реализация эколого-просветительской деятельности предполагает формирование:
адекватных представлений о закономерностях протекания природных процессов;
взаимосвязи между всеми видами де ятельности человека и состоянием окружа ющей среды;
практических навыков, обеспечиваю щих экологическую безопасность в производ ственной деятельности и бытовой сфере;
эколого-ориентированных ценност ных установок и гуманного отношения к природе, обеспечивающих психологичес кое включение животных и растений в сфе ру действия этических норм;
потребности и желания беречь природу;
-умения использовать уникальный по тенциал духовного общения с миром приро ды, для собственного личностного развития.
Эколого-просветительская деятельность призвана в первую очередь формировать понимание важности сохранения биологического и ландшафтного разнообразия как основы биосферы, а также их места в социально-экономическом развитии регионов [38].