Что такое эхолалия у ребенка

Эхолалия как признак имеющегося нарушения

Эхолалия – это автоматическое повторение чужих слов, фраз, предложений и даже больших частей текстов в речи.

В процессе индивидуального развития есть этап, когда эхолалии у детей являются нормой – до 2 лет. В этом возрасте ребенок активно имитирует поведение взрослых (это механизм здорового психического развития). С 6 до 9 месяцев также можно выделить период нормальных аутоэхолалий – это время, когда ребенок сам повторяет за собой лепетные слоги (ба-ба-ба, ма-ма-ма). Часто родители принимают эти аутоэхолалии за первые слова.

В том случае, если эхолалии сохраняются после 2-2,5 лет, они являются симптомом нарушения развития. И есть стереотип, что эхолалия является симптомом аутизма. Это не так.

Эхолалии могут встречаться при разных нарушениях (и даже у взрослых, кстати):

Эхолалия бывает:

Часто ребенок с отсроченными эхолалиями может отлично вставлять фразы из мультиков, песен в контекст ситуации. Хорошая механическая память может являться этаким компенсаторным механизмом.

Для меня как для специалиста диагноз всегда носит второстепенный характер (тем более, что я их не ставлю; иногда диагноз – дань тем или иным административным требованиям системы). Гораздо важнее – разобраться в механизме нарушения, выяснить, что и где «сломалось» и как мозг пытается это обойти.

Механизмы эхолалии:

Я могу долго перечислять зоны мозга, которые могут быть «виновны» в эхолалиях, но смысл один: единой локализации нет. Можно отметить «проблемы» с проводниками (белым веществом), левой лобной долей, задней ассоциативной корой и латерализацией речевой функции.

Еще один стереотип, связанный с эхолалиями: от них нужно срочно избавляться, они плохие. Да, эхолалии являются симптомом имеющегося нарушения функционирования мозга. Но эхолалия – это чаще всего функционально хороший признак, с ней можно работать, развивать.

Функции эхолалии:

Коррекция при эхолалии

Для записи на консультацию нейропсихолога звоните по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.

1 Комментарий

Ребенок может пережить опыт, который слишком трудно выразить словами, особенно если он касается чувств и настроений. Дети с эхолалией могут попытаться поделиться своими переживаниями с помощью готовых сценариев. Для этого они могут повторять части других разговоров (например, сказать «теперь бери кисточку», чтобы сообщить, что сегодня у них было рисование) или цитировать строчки из телепередачи или фильма, которые передают похожую эмоцию (например, «Где ты, Немо?», если ребенку страшно).

Источник

Эхолалия у детей: симптомы, причины и коррекция

Развитие речевой функции ребенка происходит в несколько стадий, и оно напрямую связано с его умственным и физическим развитием. У кого-то этот процесс происходит быстрее, у кого-то медленнее. Многие дети в этот период активно повторяют все, что говорит взрослый – от отдельных слов до целых фраз. Это абсолютная норма, потому что ребенок таким образом расширяет свой словарный запас, он практикуется в произношении и социальном общении.

Но если такое продолжает происходить и в более старшем возрасте, то это является серьезным поводом для беспокойства. В логопедии есть четкое определение такому состоянию – эхолалия. Для понимания этого нарушения, нужно знать, что это такое, а также какие способы коррекции можно использовать, чтобы избавиться от него.

Что такое эхолалия у ребенка. Смотреть фото Что такое эхолалия у ребенка. Смотреть картинку Что такое эхолалия у ребенка. Картинка про Что такое эхолалия у ребенка. Фото Что такое эхолалия у ребенка

Что такое эхолалия

Эхолалия — это вид однообразного речевого поведения, когда слова или звуки из разных источников (мультфильмов, кино, рекламы, песен или разговоров) повторяются бесконтрольно и автоматически как эхо, без глубокого понимания их смысла.

Если это происходит в раннем возрасте (до 3 лет), то это считается нормой, потому что ребенок так постигает речь и пытается вступить в диалог. При нормальном развитии такое состояние быстро проходит. Но если это встречается у детей в возрасте после 4 лет, то в этом случае эхолалия – это симптом неврологических расстройств и, вполне возможно, задержки развития или аутизма.

Симптомы эхолалии

Характерный признак эхолалии – это автоматическое повторение ребенком услышанных им слов. Но это не единственный симптом, на который стоит обращать внимание. Вот некоторых из них:

Что такое эхолалия у ребенка. Смотреть фото Что такое эхолалия у ребенка. Смотреть картинку Что такое эхолалия у ребенка. Картинка про Что такое эхолалия у ребенка. Фото Что такое эхолалия у ребенка

Исходя из того, какие признаки эхолалии встречаются у ребенка, можно классифицировать данное нарушение на 2 вида – немедленную и отсроченную эхолалию:

Немедленная. Она проявляется в повторении слов сразу же после того, как ребенок услышит их.

Отсроченная. В этом случае ребенок повторяет слова и фразы после какого-то периода времени. Может случиться так, что этот период будет достаточно продолжительным – вплоть до нескольких месяцев.

Что такое эхолалия у ребенка. Смотреть фото Что такое эхолалия у ребенка. Смотреть картинку Что такое эхолалия у ребенка. Картинка про Что такое эхолалия у ребенка. Фото Что такое эхолалия у ребенка

Эхолалия: причины развития

Наличие неврологических, психических расстройств, а также других отклонений, провоцирует развитие речевых аномалий. Возникновение эхолалии может быть следствием физиологических и патологических факторов.

Что такое эхолалия у ребенка. Смотреть фото Что такое эхолалия у ребенка. Смотреть картинку Что такое эхолалия у ребенка. Картинка про Что такое эхолалия у ребенка. Фото Что такое эхолалия у ребенка

Для каких нарушений характерна эхолалия

Как правило, именно отсроченная эхолалия встречается у детей с расстройством аутистического спектра. Часто они обладают очень хорошей памятью, что позволяет им в точности повторять когда-то услышанные фразы.

У некоторых аутичных детей речевые возможности существенно ограничены произнесением случайных гласных и согласных звуков, которые издаются бесцельно. Другие же дети с расстройством аутистического спектра могут иметь достаточно живую речь, но в ней не наблюдается непосредственное отношение к происходящему, т.е. сама речь не имеет значимости для социального общения.

Эхолалия у детей с РАС является, по сути, способом восстановления эмоционального равновесия, либо как инструмент самостоятельной стимуляции. Для них очень важны ритуалы и привычки, поэтому повторение слов помогает им перейти в нужное состояние. Кроме того, эхо-симптом характерен и для других нарушений: алалия, ЗРР и ЗПР, различные психические заболевания.

Что такое эхолалия у ребенка. Смотреть фото Что такое эхолалия у ребенка. Смотреть картинку Что такое эхолалия у ребенка. Картинка про Что такое эхолалия у ребенка. Фото Что такое эхолалия у ребенка

Как лечить эхолалию и как работать с такими детьми

Коррекция эхолалии предполагает устранение основного заболевания (если причина эхо-симптома в этом). Проводится целый комплекс психокоррекционных занятий. Важна совместная работа психолога, дефектолога и логопеда.

Крайне важна и роль родителей в коррекционном процессе. Вот несколько советов, как вести себя с такими детьми:

Важно понимать, что эхолалия – это не какой-то бессмысленный процесс, а форма общения, которой ребенок пользуется. И ваша задача, как педагога, не подавлять его, всячески пытаясь его исправить, а попытаться выстраивать с ним нормальную коммуникацию. В этом вам помогут несколько советов.

Источник

Что такое эхолалия у ребенка

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊

Что такое эхолалия у ребенка. Смотреть фото Что такое эхолалия у ребенка. Смотреть картинку Что такое эхолалия у ребенка. Картинка про Что такое эхолалия у ребенка. Фото Что такое эхолалия у ребенка

Аннотация: Характерный признак эхолалии – это автоматическое повторение ребенком услышанных им слов.

Статья:

Развитие речевой функции ребенка происходит в несколько стадий, и оно напрямую связано с его умственным и физическим развитием. У кого-то этот процесс происходит быстрее, у кого-то медленнее. Многие дети в этот период активно повторяют все, что говорит взрослый – от отдельных слов до целых фраз. Это абсолютная норма, потому что ребенок таким образом расширяет свой словарный запас, он практикуется в произношении и социальном общении.

Но если такое продолжает происходить и в более старшем возрасте, то это является серьезным поводом для беспокойства. В логопедии есть четкое определение такому состоянию – эхолалия. Для понимания этого нарушения, нужно знать, что это такое, а также какие способы коррекции можно использовать, чтобы избавиться от него.

Что такое эхолалия

Эхолалия — это вид однообразного речевого поведения, когда слова или звуки из разных источников (мультфильмов, кино, рекламы, песен или разговоров) повторяются бесконтрольно и автоматически как эхо, без глубокого понимания их смысла.

Если это происходит в раннем возрасте (до 3 лет), то это считается нормой, потому что ребенок так постигает речь и пытается вступить в диалог. При нормальном развитии такое состояние быстро проходит. Но если это встречается у детей в возрасте после 4 лет, то в этом случае эхолалия – это симптом неврологических расстройств и, вполне возможно, задержки развития или аутизма.

Симптомы эхолалии

Характерный признак эхолалии – это автоматическое повторение ребенком услышанных им слов. Но это не единственный симптом, на который стоит обращать внимание. Вот некоторых из них:

Что такое эхолалия у ребенка. Смотреть фото Что такое эхолалия у ребенка. Смотреть картинку Что такое эхолалия у ребенка. Картинка про Что такое эхолалия у ребенка. Фото Что такое эхолалия у ребенка

Исходя из того, какие признаки эхолалии встречаются у ребенка, можно классифицировать данное нарушение на 2 вида – немедленную и отсроченную эхолалию:

Немедленная. Она проявляется в повторении слов сразу же после того, как ребенок услышит их.

Отсроченная. В этом случае ребенок повторяет слова и фразы после какого-то периода времени. Может случиться так, что этот период будет достаточно продолжительным – вплоть до нескольких месяцев.

Эхолалия: причины развития

Наличие неврологических, психических расстройств, а также других отклонений, провоцирует развитие речевых аномалий. Возникновение эхолалии может быть следствием физиологических и патологических факторов.

Что такое эхолалия у ребенка. Смотреть фото Что такое эхолалия у ребенка. Смотреть картинку Что такое эхолалия у ребенка. Картинка про Что такое эхолалия у ребенка. Фото Что такое эхолалия у ребенка

Для каких нарушений характерна эхолалия

Как правило, именно отсроченная эхолалия встречается у детей с расстройством аутистического спектра. Часто они обладают очень хорошей памятью, что позволяет им в точности повторять когда-то услышанные фразы.

У некоторых аутичных детей речевые возможности существенно ограничены произнесением случайных гласных и согласных звуков, которые издаются бесцельно. Другие же дети с расстройством аутистического спектра могут иметь достаточно живую речь, но в ней не наблюдается непосредственное отношение к происходящему, т.е. сама речь не имеет значимости для социального общения.

Эхолалия у детей с РАС является, по сути, способом восстановления эмоционального равновесия, либо как инструмент самостоятельной стимуляции. Для них очень важны ритуалы и привычки, поэтому повторение слов помогает им перейти в нужное состояние. Кроме того, эхо-симптом характерен и для других нарушений: алалия, ЗРР и ЗПР, различные психические заболевания.

Что такое эхолалия у ребенка. Смотреть фото Что такое эхолалия у ребенка. Смотреть картинку Что такое эхолалия у ребенка. Картинка про Что такое эхолалия у ребенка. Фото Что такое эхолалия у ребенка

Как лечить эхолалию и как работать с такими детьми

Коррекция эхолалии предполагает устранение основного заболевания (если причина эхо-симптома в этом). Проводится целый комплекс психокоррекционных занятий. Важна совместная работа психолога, дефектолога и логопеда.

Крайне важна и роль родителей в коррекционном процессе. Вот несколько советов, как вести себя с такими детьми:

Важно понимать, что эхолалия – это не какой-то бессмысленный процесс, а форма общения, которой ребенок пользуется. И ваша задача, как педагога, не подавлять его, всячески пытаясь его исправить, а попытаться выстраивать с ним нормальную коммуникацию. В этом вам помогут несколько советов.

Дайте ему свободу

Способность и активная возможность повторять речь и звуки – это способ самовыражения для детей, у которых есть какие-либо проблемы с устной речью. Если лишить его этого, то ребенок попросту потеряет инструмент, с помощью которого он выражал свои эмоции, старался поддерживать разговор и всячески пытался коммуницировать.

Будьте внимательны

Игнорирование – это самое страшное, что может быть в отношении детей, у которых есть каике-либо речевые или другие виды проблем. Конечно, проще не обратить внимание на слова, которые не имеют для вас никакого смысла, но это приведет к тому, что вы сознательно или несознательно упускаете возможность поощрить ребенка за такую попытку общения с вами.

Поймите

Вы должны стараться понимать, для чего ребенок повторяет определенный набор звуков, даже если вам кажется, что в этом нет вообще никакого смысла. Здесь очень важно обращать внимание на ритм и тот тон, с которым он все это произносит. Вы как бы заглядываете за обратную сторону слов, пытаясь понять мотивацию ребенка.

Важно обращать внимание на его поведение. Вполне возможно, что ребенок начинает пользоваться эхолалией в те моменты, когда он слишком взволнован. В этом случае эхолалия – это инструмент, с помощью которого он успокаивается.

Не будьте безучастны

Эхолалия может стать для вас отличным инструментом наладить коммуникацию с таким ребенком. Если вы знакомы с речевыми сценариями ребенка, то вы можете говорить фразы поочередно с ним, налаживая таким образом ваше общение.

Важно делать все постепенно, иначе ребенок может подумать, что вы его перебиваете и в этом случае наладить коммуникацию будет трудно. Если же он поймет, что вы действительно пытаетесь поговорить с ним таким образом (т.е. на его условиях), то тесный эмоциональный контакт вам обеспечен.

Развивайте

Если вы знакомы с речевыми сценариями ребенка, то вы можете постепенно менять и добавлять в них новые слова, чтобы расширять его словарный запас.

Расширяйте

Добавляйте в лексикон ребенка больше новых вариантов ответа, которые он может добавить в свою своеобразную «копилку». Когда даете ребенку пить, говорите: «Я хочу пить». Если он в состоянии своего эмоционального возбуждения повторяет какую-нибудь нестандартную фразу, вы можете говорить в соответствующей ситуации фразу, которая будет содержать более функциональные слова, которые будут понятны окружающим. Но здесь очень важно знать причину повторения ребенком той или иной фразы.

Осторожно подходите к выбору

Мы уже поняли, что эхолалия – это один из способов, которым эхолаличный ребенок пользуется для общения или каких-то просьб. И часто бывает так, что повторяют они именно последнее слово, что может создать ошибочное мнение по поводу того, что именно они хотят.

И если вы будете ориентироваться на это последнее слово, думая, что это именно то, что он хочет, то вы можете вызвать этим негативную реакцию со стороны ребенка (он то хотел совершенно другое). Этого можно избежать, если повторять снова варианты, но в обратном порядке. И если ребенок опять повторит последнее слово, то можно предоставить ему визуальные изображения для выбора того, чего он хочет.

Будьте на чеку

Часто такие дети являются очень хорошими подражателями, максимально точно копируя интонацию и особенности речи. Ребенок может повторять сценарий какого-нибудь сериала, а вам будет казаться, что это его естественная речь и, как следствие этого, вы будете вести обычный диалог с ним. В этом случае ребенок может проявить свое недовольство, потому что вы не соблюдаете сценарий. Если вы заметили это, то нужно изучить ваш диалог с ним и убедиться в том, что это были не заученные фразы.

Только совместная работа родителей и специалистов позволяет скорректировать данное состояние. Ребенок учится грамотно строить свои высказывания, вести диалог и полноценно коммуницировать с окружающими людьми.

Источник

Что такое эхолалия у ребенка

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊

Что такое эхолалия у ребенка. Смотреть фото Что такое эхолалия у ребенка. Смотреть картинку Что такое эхолалия у ребенка. Картинка про Что такое эхолалия у ребенка. Фото Что такое эхолалия у ребенка

Аннотация: Эхолалия — это повторение услышанных слов или фраз автоматически, без глубокого понимания ее смысла.

Статья:

Очень многие дети в возрасте активного развития речи становятся маленькими попугайчиками. Они повторяют за взрослыми различные слова и даже целые фразы. В данном случае это важный момент в формировании чувства языка и расширения словарного запаса. Именно таким образом ребенок практикуется в произношении и социальном общении.

Однако если такое повторение услышанных фраз происходит в более старшем возрасте, стоит насторожиться. Такое состояние называется эхолалией, которое может сопровождать неврологические нарушения, отставания в развитии речи.

Что такое эхолалия

Эхолалия — это повторение услышанных слов или фраз автоматически, без глубокого понимания ее смысла. Часто это могут быть высказывания, услышанные от взрослых, по телевизору или радио. По времени использования эхолалия может быть немедленной или отсроченной.

Чаще всего такой, отсроченный, тип эхолалии отмечается у детей с аутичным спектром. Именно для аутистов характерна феноменальная память и способность воспроизводить давно услышанный текст практически дословно. Однако данный вид расстройства речи сопровождается и другими состояниями — ЗРР, алалию, задержку психоречевого развития и другие. Поэтому важно вовремя обратиться к специалисту, чтобы понять, существует ли проблема и начать коррекционные мероприятия.

Зачем ребенок повторяет слова и фразы?

Мнение, что эхолалия — всего лишь бессмысленное повторение совсем неверно. В разных случаях она выполняет необходимые для ребенка функции:

Диагностика и коррекция, лечение эхолалии

Напомним, что в раннем возрасте повторяющиеся фразы и слова — чаще всего лишь естественный ход событий. Специалисты выделяют два периода наиболее активного формирования речи — до 12 месяцев и в 3-4 года. В этом возрасте детям присуще такое частое повторение слов, но оно является нормой. Таким образом ребенок осваивает родной язык.

Но лучше все же обратиться за консультацией к специалисту. Эхолалия может сопровождать различные отклонения в психическом развитии ребенка. Психолог или психоневролог проведут необходимые тесты и исследования и смогут поставить верный диагноз.

Что касается лечения, то специальных медикаментозных назначений в случае эхолалии не производится. Такое состояние требует занятий с логопедом-дефектологом и внимательного отношения родителей.

На что обратить внимание дома:

Грамотная работа специалистов поможет скорректировать состояние эхолалии. Логопед-дефектолог в процессе работы постепенно расширяет словарный запас ребенка, учит его грамотно строить свои высказывания, вести диалог и общаться с окружающими.

Источник

Вопрос-ответ. Что делать, если у ребенка эхолалия?

Как использовать повторение слов и фраз ребенком для развития коммуникации

Что такое эхолалия у ребенка. Смотреть фото Что такое эхолалия у ребенка. Смотреть картинку Что такое эхолалия у ребенка. Картинка про Что такое эхолалия у ребенка. Фото Что такое эхолалия у ребенка

Эхолалия — это вид однообразного речевого поведения, когда слова или звуки из других источников (например, из видео, песни или предыдущего разговора) повторяются как эхо. Иногда эхолалию ошибочно называют «бесцельным повторением», однако в действительности у нее всегда есть цель, и нужно лишь понять, в чем она заключается.

Эхолалия, как и перестановка местоимений, является нормальной стадией развития речи. В тот или иной момент жизни она проявляется у большинства детей, просто обычно она продолжается недолго и относится только к очень раннему возрасту. Аутичные дети могут обладать отличной памятью и способностью к механическому запоминанию, и, возможно, именно поэтому их эхолалия может стать такой сложной.

В этой статье я говорю только об эхолалии аутичных детей, но, конечно, такое поведение встречается не только у детей и не только при аутизме.

Существует два вида эхолалии — немедленная (повторение только что услышанного) и отсроченная (повторение того, что было услышано какое-то время назад). Функции каждого вида эхолалии могут быть различны, и они часто пересекаются. Давайте рассмотрим, какие это могут быть функции.

Функции эхолалии

Заполнить паузу

Иногда дети начинают понимать, что разговор имеет определенный ритм и состоит из обмена фразами. Им хочется участвовать в беседе, но они пока еще не понимают, как это делается. Они чувствуют, что сейчас их очередь что-то сказать, хотя они и не могут понять, что нужно говорить. В такой ситуации они могут просто заполнять паузы словами, которые кажутся им подходящими.

Выразить согласие

Некоторые дети учатся говорить «нет», но не «да». Возможно, они просто реже слышат «да» (часто ли им кричат: «Да, продолжай это делать!») Так что дети, которые пока не умеют выражать согласие, могут повторить «Ты хочешь пить?» в качестве замены слова «да».

Назвать окружающие предметы или явления

В ходе обычного развития речи дети сначала просто повторяют слова, связанные с определенными предметами (например, «настольная игра»). Постепенно они учатся распознавать в речи отдельные слова или строительные кирпичики языка, которые можно комбинировать разными способами, создавая новые смыслы (например, положить ту же игру на стул и назвать «настульной»). Эхолалия может быть просто продолжением ранней стадии называния предметов, когда дети приобретают способность повторять очень сложные и длинные комбинации звуков, но они все еще не умеют вычленять составные части языка и их смысл (например, ребенок говорит «садись за стол» вместо «обед», потому что так ему говорят перед обедом).

Успокоиться

Аутичным детям нравится однообразие, оно помогает им почувствовать себя защищенными в мире, который в большинстве случаев кажется непонятным и запутанным. Предсказуемое повторение хорошо знакомых слов может помочь, когда ребенок напуган или беспокоится о чем-то, тем самым, он как бы устанавливает порядок посреди хаоса и успокаивает себя.

Получить нужную стимуляцию

Эхолалия может быть видом «стимминга» (сокращение от термина «самостимулирующее поведение», вы также можете назвать это стереотипией, хотя ума не приложу, зачем бы вам это делать). К стиммингу относятся любые действия, которые дети делают снова и снова, чтобы успокоить или стимулировать свою нервную систему. То же самое можно сказать и об эхолалии. Многократные повторения одних и тех же слов могут просто вызывать приятные ощущения.

Потренироваться

Когда вы учитесь чему-то новому, то практика может доставлять настоящее удовольствие. Повторение нового навыка равнозначно заявлению: «Смотри, что я могу!» Хотя в данном случае перевод скорее похож на: «Круто, мои губы могут издавать все эти звуки, почему бы не повторить то же самое раз сто, пока не станет идеально!»

Повеселиться

Давайте признаем, что некоторые слова действительно смешно звучат. Обычно детям нравится звук собственного голоса, и их может завораживать язык. Вы видели выражение лица младенца, когда он понимает, какие звуки может издавать?

Понять чужую речь

Поскольку вы взрослый человек, у вас была масса возможностей потренироваться в родном языке, так что ваш мозг тут же понимает сказанное другими людьми. Однако если вы будете слушать иностранный язык, все будет по-другому. Внезапно вы слышите какофонию странных звуков, и вы вроде понимаете, что это язык, но звуки сливаются вместе, и вам трудно вычленить отдельные слова и определить их значение. Именно так чувствует себя ребенок, который только-только начинает понимать устную речь. Он нуждается в дополнительном времени, чтобы разобраться, что же такое было сказано, и для этого он может повторять чужую речь, пытаясь расшифровать ее значение (или удостовериться, что он правильно услышал). Кто-то повторяет чужие слова про себя, а кто-то повторяет их вслух, и стремление понять также может стать причиной эхолалии.

Вспомнить прошлое и дать определение настоящему

Иногда ситуация может действовать как подсказка для сценария в памяти. Может быть, каждый раз, когда вы были в супермаркете, там играли одну и ту же рекламную песню, и ваш сын начинает повторять ее, когда видит тележку для покупок. Мой любимый пример — это когда мы застряли на карусели в Диснейленде прямо напротив рождественской елки, а в мегафон снова и снова повторяли правила безопасности. И теперь, когда мой сын Макс получает рождественский подарок, он каждый раз говорит «Пожалуйста, оставайтесь на своих местах» по-испански.

Поделиться чувствами

Ребенок может пережить опыт, который слишком трудно выразить словами, особенно если он касается чувств и настроений. Дети с эхолалией могут попытаться поделиться своими переживаниями с помощью готовых сценариев. Для этого они могут повторять части других разговоров (например, сказать «теперь бери кисточку», чтобы сообщить, что сегодня у них было рисование) или цитировать строчки из телепередачи или фильма, которые передают похожую эмоцию (например, «Где ты, Немо?», если ребенку страшно).

Защитить себя

Эхолалия может стать способом уменьшить страх перед выражением собственных мыслей и чувств. Аутичным детям обычно трудно интерпретировать реакции окружающих, их часто неправильно понимают, а выражение своих мыслей заставляет их переживать и чувствовать себя беззащитными. В таких ситуациях ребенку может казаться, что безопаснее просто повторять чужие слова.

Что делать с эхолалией ребенка?

В первую очередь, нужно признать, что эхолалия не является бесцельным, бездумным и бессмысленным повторением чужих слов. Это форма общения. Теперь давайте посмотрим, как можно превратить эхолалию в отличный инструмент для взаимодействия с ребенком.

Эхолалия — это интересное явление, которое часто неверно понимают. Очень часто даже специалисты считают, что нужно как-то исправить, контролировать и искоренить такое поведение. Однако такая позиция не только противоречит интересам вашего ребенка, она упускает прекрасную возможность для общения.

Не останавливайте

Способность повторять речь и звуки — это важный способ самовыражения для детей, у которых возникают трудности с устной речью. Если лишить ребенка такой возможности, то он не сможет выражать эмоции, успокаивать себя, поддерживать разговор, тренироваться в произношении или уменьшать тревожность с помощью вербальной коммуникации.

Не игнорируйте

Проще всего не обращать внимания на слова, которые не имеют для вас смысла (или сбегать от миллионного повторения одной и той же фразы), но из-за этого вы можете упустить возможность признать и поощрить попытки коммуникации со стороны вашего ребенка. Даже если он просто развлекается, разве вы не хотите в этом участвовать?

Поймите

Важно понять, для чего ребенок повторяет определенный набор звуков, особенно если для вас это полная бессмыслица. Весь фокус в том, чтобы заглянуть за смысл самих слов — здесь важны тон и ритм сказанного. Вам будет проще понять, что стало источником эхо, и у вас будет больше контекста, с которым можно работать. Также обращайте внимание на остальное поведение — если ребенок перевозбужден, он может пользоваться эхолалией, чтобы успокоиться, если ему весело, и он сосредоточен на вас, то это может быть способом поддержать общение.

Присоединяйтесь

Эхолалия может стать отличным способом навести мосты между вами и ребенком. Если вы знаете любимые речевые сценарии ребенка, то вы можете присоединиться и говорить фразы поочередно с ним, чтобы у вас получился «разговор». Начинайте без спешки, не прыгайте с места в карьер — в противном случае ребенок может решить, что вы его перебиваете и портите все веселье, но многие дети придут в восторг от того, что их наконец-то поняли и начали общаться на их условиях.

Формируйте новое

Вы можете осторожно менять слова в заученной фразе или сценарии, и это поможет вам расширять словарный запас ребенка и продемонстрировать, как можно сочетать или смешивать слова, чтобы использовать фразу в разных ситуациях. Так что если ваш сын любит повторять «Папа дома! Папа дома!», попробуйте варьировать фразу в зависимости от того, кто приходит к вам домой. «Бабушка дома! Бабушка дома!» Постепенно можно будет перейти к «Бабушка пришла!» или «Джейкоб на улице!»

Расширяйте

Обеспечьте эхолаличного ребенка всевозможными новыми ответами, которые он сможет добавить в свою копилку фраз. Когда даете ребенку пить, скажите «Я хочу пить». Если ребенок повторяет фразу «И Перси бежал всю дорогу до дома!» в состоянии возбуждения, вы можете говорить в соответствующей ситуации «Как весело!» Как только вы поймете причину для повторения той или иной фразы, вы сможете научить ребенка более функциональным словам, которые будут понятны всем.

Будьте осторожны с выбором

Немедленная эхолалия — враг в ситуации выбора. При перечислении вариантов эхолаличные дети часто повторяют последнее слово, создавая ошибочное впечатление, что именно это они и хотят. В результате, ребенок может сильно разозлиться, когда вы дадите ему что-то, чего он по-настоящему и не просил. Можно избежать таких случаев, если перечислить варианты снова в другом порядке. Если ребенок опять выберет последний вариант, то используйте изображения для выбора — предложите ему доску с изображениями того, что он может попросить.

Не запутайте друг друга

Эхолаличные дети могут быть прекрасными подражателями, часто они копируют все особенности речи и интонации настолько точно, что это можно принять за естественную речь. Если вы не уверены, что было источником эхо, то вы можете даже не понять, что это повтор услышанного. Вам может казаться, что вы ведете осмысленную беседу, а на самом деле вы повторяете диалог из сериала, пока ребенок не придет в ярость от того, что вы отклонились от сценария. Так что если ребенок внезапно начинает проявлять недовольство во время разговора, отмотайте ваш диалог назад и удостоверьтесь, что это не заученные фразы.

Выводы

Эхолалия может вызывать у вас досаду, путать и даже раздражать… но можно относиться к ней совсем по-другому. Мы родители детей, у которых есть серьезные трудности с общением, и все мы ждем не дождемся того дня, когда мы найдем общий язык с нашими детьми. Эхолалия указывает на то, что этот день может быть ближе, чем вам кажется.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *