Что такое эффективная речь

8 способов улучшить разговорную речь

Что такое эффективная речь. Смотреть фото Что такое эффективная речь. Смотреть картинку Что такое эффективная речь. Картинка про Что такое эффективная речь. Фото Что такое эффективная речь

Сегодня мы расскажем тебе о нескольких способах улучшить свою разговорную речь, проверенных временем. Указанные ниже советы сформулированы на основе выдержек из книги «Наш департамент» Джона Х. Янга, опубликованной в 1882 году. Как ты узнаешь дальше, актуальность этих советов не исчезла за почти 150 лет истории, как и понимание того, что без грамотной речи — никуда.

1. Тренировка памяти

Хорошая память — это неоценимая помощь в овладении искусством разговора, а потому заниматься ее развитием крайне важно на протяжении всей жизни. Помня обстоятельства ранней встречи с собеседником или апеллируя к каким-либо знаниям, ты бесспорно повысишь свой социальный авторитет. Заучивай короткие строки перед сном или делай соответствующие умственные упражнения, чтобы улучшить свою память. И постарайся уменьшить привычку делать заметки по любому поводу. Лучше полагаться на свою память, чем на записи в блокноте.

2. Запоминание имён по Генри Клею

Большим плюсом хорошей памяти является способность запоминать имена новых знакомых. Генри Клей — известный американский юрист 19 века, который заслужил свою лестную репутацию во многом потому, что обращался по имени к собеседникам уже на второй встрече. Запоминая имена людей и обстоятельства знакомства, Клей добивался положительного расположения к себе, что в его профессии является крайне ценным. Не сомневайся — в твоей тоже.

Что такое эффективная речь. Смотреть фото Что такое эффективная речь. Смотреть картинку Что такое эффективная речь. Картинка про Что такое эффективная речь. Фото Что такое эффективная речь

3. Письмо как тренажер

Так вышло, что когда мы выражаем мысли в письменной форме, то невольно стараемся грамотно их формулировать, уделяя внимание подбору слов, конструкции предложений и даже знакам препинания. Это делает наш язык более гибким, что в результате отражается и на разговорной речи. Поэтому привычка записывать свои мысли на бумагу так же хороша, как и соблюдение грамматических правил при отправке сообщений своим знакомым.

4. Чтение книг

Чтение книг — самый комплексный тренажер для развития собственной речи. Являясь самым главным носителем информации, книги увеличивают эрудицию, развивают память, стимулируют мыслительные процессы, расширяют словарный запас — в общем, обеспечивают человека всем необходимым, чтобы его разговорная речь обладала самым высоким уровнем как в эстетическом плане, так и в содержательном.

5. Прочь вульгаризмы

Свой разговор нужно скрупулезно защищать от всякого рода фамильярности, грубости и неоправданной эмоциональности. Простота и краткость языка являются характеристиками хорошо образованного и воспитанного человека. Использование чересчур патетичных фраз или неуместно сложной лексики зачастую говорит о попытке человека казаться умнее, чем он есть. На собеседника это вряд ли подействует и скорее скажет о твоей легкомысленности, чем о высоком интеллекте. И не стоит сильно увлекаться с жестикуляцией: она придает разговору непристойный стиль и может навредить репутации человека (особенно деловой) при знакомстве.

6. Умение слушать

Привычку слушать с интересом и вниманием, как и большинство положительных привычек, нужно в себе развивать. Даже если собеседник прозаичен как новостная сводка в 5 утра, воспитанный человек должен проявлять тактичность. Но только не надо лицемерить. Если ты не согласен с тем, что говорит твой оппонент, можешь высказать свою точку зрения в ответ. Грамотная и аргументированная речь в данном случае заставит собеседника прислушаться к твоим словам и вызвать у него положительную реакцию.

Что такое эффективная речь. Смотреть фото Что такое эффективная речь. Смотреть картинку Что такое эффективная речь. Картинка про Что такое эффективная речь. Фото Что такое эффективная речь

7. Быть оживленным

Твоя речь должна быть не только информативной и красивой лексически, но и живой. Никакой словарный запас не спасет, если доносить свои мысли с интонацией яндексовской «Алисы». Привнеси в свою речь немного эмоций, говори естественно и с расстановкой, улыбайся, шути (не злоупотребляя), будь активен и заинтересован — все это важно не меньше, чем выбранный тобою набор слов.

8. Что нельзя делать

Лесть, сплетни, насмешки, позерство, исправление ошибок — это те вещи, которые обречены на то, чтобы испортить впечатление о тебе до скончания веков. Хорошее мнение о себе не заработать неискренностью. Уверенность в себе, своих словах отражается и на способе их подачи. Речь неуверенного человека никогда не будет убедительной. А вот заискивание путем лести или распространение слухов могут повысить твой авторитет только в глазах кретина. Так же как и попытка себя расхваливать и демонстрировать словесную браваду.

Источник

Понятие эффективной речи

Что такое эффективная речь. Смотреть фото Что такое эффективная речь. Смотреть картинку Что такое эффективная речь. Картинка про Что такое эффективная речь. Фото Что такое эффективная речь Что такое эффективная речь. Смотреть фото Что такое эффективная речь. Смотреть картинку Что такое эффективная речь. Картинка про Что такое эффективная речь. Фото Что такое эффективная речь Что такое эффективная речь. Смотреть фото Что такое эффективная речь. Смотреть картинку Что такое эффективная речь. Картинка про Что такое эффективная речь. Фото Что такое эффективная речь Что такое эффективная речь. Смотреть фото Что такое эффективная речь. Смотреть картинку Что такое эффективная речь. Картинка про Что такое эффективная речь. Фото Что такое эффективная речь

Что такое эффективная речь. Смотреть фото Что такое эффективная речь. Смотреть картинку Что такое эффективная речь. Картинка про Что такое эффективная речь. Фото Что такое эффективная речь

Что такое эффективная речь. Смотреть фото Что такое эффективная речь. Смотреть картинку Что такое эффективная речь. Картинка про Что такое эффективная речь. Фото Что такое эффективная речь

Целесообразность речи — ее соответствие цели гово­рящего (оратора) или, выражаясь языком современной науки, его речевому намерению. Целесообразность понимается как основное требование к риторическому произведению, как основ­ной закон успешной речи еще со времен Аристотеля.

Столь же непременным свойством хорошей речи является сила ее воздействия на адресата. Риторически гра­мотная речь никогда и никого не оставит равнодушным — она пробудит ум и чувства, ratio и intuitio, склонит слушателя сперва прислушаться, благосклонно и заинтересованно, а затем заста­вит всей душой принять ту картину мира, которую предложит ему говорящий. Такая речь способна не только побудить к согла­сию или исторгнуть слезы, но и подвигнуть людей на активные действия, а иногда и заставит полностью изменить образ жизни и мировосприятие.

И целесообразность речи, и способность ее воздействовать на слушателя определяются умением строить и вести речь по законам адресата, в соответствии с особенно­стями аудитории, с законами восприятия. Риторика, равно и древняя, и современная, относится к адресату с постоянным пристальным вниманием. Риторически грамотная (целесообраз­ная, воздействующая) речь должна быть скроена по мерке адре­сата, как платье по мерке заказчика, иначе успешной она не бу­дет. Значит, из двух главных участников общения (говорящий и слушающий) определяющая роль, как это ни парадоксально, принадлежит второму. Каждому ясно, что с первоклассником и министром просвещения по-разному надо говорить о пробле­мах образования, однако на практике мы видим часто иное. У нас сейчас редки ораторы, которые хотя бы относительно вер­но могли оценить аудиторию для эффективного воздействия на нее, и столь же немногие умеют вести себя верно в беседе, руко­водствуясь правильным представлением о собеседнике, понимая его особенности и потребности, ориентируясь на него. Фактиче­ски утрачена связь говорящего с теми, к кому обращена речь.

Целесообразная и воздействующая речь — это речь эф­фективная. Ясно, что для нашего определения риторики важ­но понять, что такое эффективность речи и речево­го общения.

До последнего времени, опираясь на теорию информации и теорию коммуникации, специалисты по речевому общению склонны были считать эффективным (успешным) такое общение, при котором потери информации в процессе ее передачи от гово­рящего к слушателю/минимальны. Вернемся к оценке эффектив­ности речевого общения (50% без специальной подготовки): эта оценка сделана именно на основании информационного подхода. Итак, получается, что чем меньше помех и потерь при передаче информации, тем успешнее общение, выше эффективность речи. Чтобы учесть, что человек все же отличается чем-то от компьюте­ра, что у него есть чувства и эмоции, что он всегда оценивает действительность, стали различать три типа информации, пере­даваемой речью: понятийно-логическую, оценочную (+ или —), эмоциональную. Выходит, что если слушатель вер­но «расшифровал» информацию всех трех типов, присутствую­щую в сообщении говорящего, то общение между ними успешно (эффективно), а речь, соответственно, эффективна в том случае, если хорошо обеспечивает правильную расшифровку.

Источник

10 принципов эффективной речи: как правильно донести свою мысль до собеседника

Таким преимуществом, как природное красноречие, мало кто может похвастаться. Но каждый человек хочет, чтобы его слушали, слышали, понимали и принимали во внимание его мысли. Грамотная коммуникация – дело непростое. Однако есть некоторые секреты, которые помогут научиться говорить красиво, ярко, завоевывать внимание собеседника и даже целой аудитории. Попробуем разобраться, как доносить свои мысли правильно.

Основа эффективного общения – понимание потребностей собеседника

Правильно говорить, так, чтобы слышали, важно не только для людей, задействованных в определенных сферах – в рекламном бизнесе, политике, журналистике. Это нужно и в повседневной жизни. Красноречие и убедительность в озвучке своих мыслей позволяют достигать целей, чувствовать себя уверенно и получать от общения желаемое.

Сейчас, когда у нас есть интернет и социальные сети, кажется, что обмениваться информацией и общаться стало гораздо легче и проще. Но это ошибочное мнение. От скорости, с которой слова доносятся до собеседника, не зависит качество понимания их смысла. Чем активнее проходит общение, тем меньше мы замечаем, что именно и как мы говорим. Взять, к примеру, электронную переписку: мы видим либо банальную вежливость, которая применяется для всех без разбора, либо напористость.

Чаще всего человек концентрируется на том, что хочет сказать. И это является ключевой ошибкой. Необходимо в первую очередь подумать о том, чтобы его услышали, а еще лучше – поставить себя на место собеседника и попытаться понять, в каком формате он лучше усвоит мысль. То есть, нужно понять потребности собеседника. Вот простой пример: сотрудник компании хочет получить повышение. При разговоре с руководителем, он, скорее всего, будет рассказывать о своем стаже работы в компании, опыте, образовании, успехах. Но руководитель, вероятно, больше хочет услышать о том, что может сделать этот сотрудник для компании, занимая новую должность. Если он этого не услышит, вряд ли у него будет мотивация для рассмотрения данного сотрудника в качестве кандидата на высокую должность.

Так как правильно донести свою мысль до человека? Нужно ли знать специальные слова, убедительные фразы? Специальных слов нет, важнее то, насколько правильно мы применяем слова и выражения, в каком контексте. В первую очередь следует изучить собеседника: определить его жизненные приоритеты, ценности, почувствовать его границы в общении.

Приемы, усиливающие речь

Обратите внимание на то, как говорите. Не используйте излишние сокращения, непонятные термины, сократите количество вводных конструкций. Бывает так, что одно броское слово может заменить несколько предложений. Не украшайте свою речь чересчур, так как это мешает уловить смысл.

При общении с аудиторией обилие общих фраз в речи приводит к тому, что люди теряют интерес к прослушиванию. Делайте как мастера коммуникации и известные ораторы: выстраивайте эмоциональный контакт с аудиторией и постарайтесь говорить так, чтобы каждый человек думал, что вы обращаетесь лично к нему. Произносите то, что создает определенный резонанс с эмоциональным опытом человека или группы людей.

В любом общении важна искренность, неравнодушие к чувствам и потребностям собеседника, открытость. Если говорить так, то шансы на то, что вас услышат, значительно увеличиваются.

10 принципов эффективной речи

Сегодня, учитывая опыт ораторов, завоевывающих внимание огромных аудиторий, известных мастеров коммуникаций, можно точно назвать 10 принципов, на которых строится эффективная речь:

Так, если вы будете строить свою речь с учетом указанных принципов, вы сможете точно и правильно доносить свои мысли до собеседника или аудитории. А курс «Эмоциональный интеллект», разработанный Викиум, позволит вам повысить эффективность общения как на работе, так и в личной жизни. Вы научитесь «считывать» собеседника, распознавать его эмоции и потребности. Вы научитесь видеть эмпатию и скрытые эмоции, определять ложь и попытки манипулировать вами. Благодаря таким навыкам в любой ситуации вы сможете корректно вести диалог, улучшить общение с коллегами и близким окружением, делать так, чтобы вас не только слышали, но и слушали.

Источник

Как повысить эффективность собственной речи на выступлениях: помогут записи голоса, упражнения на дыхание и другие способы

Что такое эффективная речь. Смотреть фото Что такое эффективная речь. Смотреть картинку Что такое эффективная речь. Картинка про Что такое эффективная речь. Фото Что такое эффективная речь

Эффективная речь означает способность говорить то, что вы хотите сказать, таким образом, чтобы это услышали и действовали так, как вам нужно.

Говорите ли вы на крупной конференции о новом научном открытии, вашим детям об их поведении или вашему начальнику о повышении заработной платы, вы должны уметь подбирать слова и воздействовать желаемым вами образом. Это означает использование всех инструментов, гарантирующих, что ничто не отвлекает и не умаляет ваше сообщение.

Аспекты эффективной речи

Есть три основных элемента эффективной речи:

Те слова, которые вы выбираете, имеют самое важное значение. Если вы сомневаетесь в вашем послании, ваша аудитория вернется к словам, которые вы использовали, и перепроверит, что вы могли иметь в виду. Поэтому важно тщательно выбирать их, особенно когда вы говорите что-то важное.

Обстоятельства, которые в должны учитывать

Выбранные вами слова будут отличаться, если вы говорите с 200 людьми на конференции, доверенным коллегой, вашим начальником или с детьми. Вам нужно подумать об общем уровне понимания предмета вашей аудиторией, а также о типе языка, который вы используете.

Более короткие предложения слушателю легче обрабатывать и понимать. Стоит задуматься, что, если вы не можете объяснить что-то простыми словами, вы, вероятно, сами не поняли этого. Это особенно важно, если в вашей аудитории не все являются носителями языка, на котором вы говорите.

Акценты

Региональные и этнические особенности речи являются частью индивидуальной личности и добавляют уникальный элемент тому, как вы говорите.

Однако в некоторых ситуациях они также могут создавать потенциальные барьеры для общения. Например, если у вас очень сильный диалект, людям из другого региона или страны может быть сложнее понять, что вы говорите. Поэтому вам нужно замедлить темп речи, чтобы у них было время понять, что вы говорите.

Однако стоит помнить, что слова являются лишь частью вашего общего общения и сообщения. Тон голоса и язык вашего тела также посылают сильные сообщения. Большая разница будет в восприятии уверенной и эмоциональной подачи и речи, которую оратор произносит скомканно и робко.

Воздействие голосом

Ваш голос может рассказать вам как о вашей личной истории, так и о вашей внешности. Звук голоса и содержание речи могут дать ключ к эмоциональному состоянию человека.

Например, если самооценка низкая, это может отражаться в нерешительности в голосе. Застенчивый человек может говорить тихо, но тот, кто уверен в себе, с большей вероятностью будет владеть своим голосом и ясностью речи. Но многие вещи достигаются тренировкой. Возможно, сегодня вы еще испытываете страх перед вступлением, но хорошая подготовка и домашние репетиции помогут вам обрести уверенность, а даже небольшая практика быстро избавит вас от страха выступлений.

Стоит потратить время на то, чтобы улучшить свое владение голосом, особенно если вам трудно говорить публично. Это может даже помочь повысить вашу уверенность!

Важно привыкнуть к звучанию собственного голоса. Большинство людей более расслаблены в личной ситуации, особенно дома, где нет давления, чтобы соответствовать любым другим социальным правилам и ожиданиям. Но в общественных местах на то, как люди говорят, влияют всевозможные факторы.

Упражнение для улучшения публичных выступлений

Попробуйте записать свой собственный голос в неформальной обстановке, например дома. Слушайте внимательно, как он звучит. Это поможет вам привыкнуть к собственному голосу.

Вы также можете отметить любые аспекты вашей речи, которые снижают общую эффективность вашего сообщения. Это может включать тенденцию использовать много добавочных звуков и междометий, прожевывать слова или слегка заикаться.

Что такое эффективная речь. Смотреть фото Что такое эффективная речь. Смотреть картинку Что такое эффективная речь. Картинка про Что такое эффективная речь. Фото Что такое эффективная речь

Чем больше вы привыкнете к звучанию вашего голоса, тем легче будет выступать по-настоящему.

Упражнение, которое поможет развить ваши эффективные разговорные навыки

Найдите документ для чтения длиной около двух страниц.

Сначала внимательно прочитайте документ, а затем прочитайте его вслух обычным голосом. Не беспокойтесь, если вы запнетесь, просто продолжайте до конца. Познакомившись с текстом, сделайте запись и прослушайте.

Держите голову поднятой, чтобы ваш голос не был направлен к полу. Время от времени делайте паузу: пусть конец предложения или конец абзаца дают вам шанс отдохнуть немного, две или три секунды. Паузы могут быть полезны и для слушателей. Практикуйте это упражнение как можно чаще.

Любой может улучшить звучание своего голоса и манеру речи в течение нескольких дней, используя эту простую тренировку.

Улучшение дыхания

Что такое эффективная речь. Смотреть фото Что такое эффективная речь. Смотреть картинку Что такое эффективная речь. Картинка про Что такое эффективная речь. Фото Что такое эффективная речь

Голос реагирует на эмоции и иногда прерывается и пропадает от волнения, что может препятствовать или мешать выражению целого ряда чувств.

В состоянии стресса характер дыхания человека изменится. Когда ваши мышцы напряжены, вы не можете использовать свои легкие в полную силу. Когда кто-то напуган или нервничает, распространенным симптомом является напряжение в шее и плечах, учащение дыхания. Это означает, что мы вдыхаем много воздуха, но не хватает времени, чтобы полностью выдохнуть и расслабиться.

Если использовать полную емкость легких, дыхание поддерживает голос, он будет звучать богаче, полнее и сильнее. Глубокое и ритмичное дыхание оказывает успокаивающее и терапевтическое действие, так как снимает напряжение и способствует расслаблению. Люди, которые расслаблены, более сбалансированы, восприимчивы и уверены в себе. Певцы и ораторы используют дыхание животом, а не набирают воздух грудью.

Старайтесь не поднимать плечи при дыхании. Вдохните через нос и выдохните через рот. Сознательно думайте, что ваше дыхание «заполняет» нижнюю часть легких. Положите ладонь на живот и почувствуйте движение. Слегка надавите на руку, когда вы вдыхаете и выдыхаете.

Если выступать вам придется постоянно, подумайте о том, чтобы привлечь специалиста и взять курс, чтобы улучшить ваш голос, усилить звучание и раскрыть тембр, поработать на артикуляцией.

Во время выступления вы должны вдохновлять слушателей. Можно выделять интонацией главные фразы, делать эффектные интригующие паузы до 5 секунд.

Важность конгруэнтности

Что такое эффективная речь. Смотреть фото Что такое эффективная речь. Смотреть картинку Что такое эффективная речь. Картинка про Что такое эффективная речь. Фото Что такое эффективная речь

Возможно, наиболее важным аспектом эффективного общения является конгруэнтность.

Чтобы общение было эффективным, ваше невербальное общение должно подкрепить ваши слова: они оба должны сообщать одно и то же. Невербальное общение гораздо труднее замаскировать, чем словесное. Если вы видите, что чей-то язык тела дает другое сообщение, нежели его слова, сначала стоит обратить внимание на невербальные сигналы, поскольку они с большей вероятностью отражают его реальные взгляды. Поэтому следите, чтобы ваши жести не противоречили вашим утверждениям.

Источник

РИТОРИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЭФФЕКТИВНОЙ РЕЧИ

Колесникова Л.Н.

Член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, Почетный работник высшей школы, кандидат филологических наук, доцент, Орловский государственный университет

РИТОРИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЭФФЕКТИВНОЙ РЕЧИ

Аннотация

Цель статьи – выявить и описать наиболее важные риторические средства эффективной речи на примере анализа восприятия студентами речи современного российского преподавателя вуза. Практическое применение наше исследование находит на занятиях по риторике и культуре речи, русскому языку как иностранному, деловому общению и паблик рилейшнз на разных факультетах ОГУ.

Ключевые слова: риторика, риторические средства, эффективность речи, риторическая личность, риторическая культура личности

Kolesnikova L.N.

Corresponding Member of the International Academy of Pedagogical Education, Honorary Worker of Higher Education, PhD in Philology, associate professor, Orel State University

EFFECTIVE SPEECH: RHETORICAL MEANS

Abstract

Современная риторика разрабатывается на основе синтеза достижений многих гуманитарных наук: лингвистики и психолингвистики, социолингвистики и лингвокультурологии, теории коммуникации, этики, логики, семиотики и рассматривается учеными как учение об эффективной речи и риторической личности. Риторическая личность – это языковая личность, риторически образованная, эффективно воздействующая и взаимодействующая с аудиторией своим словом, нравом, образом [Колесникова, 1998; 2007; 2013]. Речь представляет собой сложный психолингвопрагмариторический процесс, форму существования человеческого языка. Речь отражает менталитет, социальный статус, характер и культуру личности, индивидуальность человека, «речь – это человек в целом» (Цицерон). Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны, восприятие языковых конструкций, их понимание и воздействие на адресата речи, ибо как гласят русские пословицы, «речь – это в другого втечь», «с кем поведешься, от того и наберешься».

Эффективность речи (общения) определяется как коммуникативный успех. «Эффективность (от лат. effectivus – эффективный) речи – это свойство речи, свидетельствующее о том, насколько речь достигла поставленной задачи. Эффективность речи можно оценить лишь после произнесения речи или публикации текста по реакции слушателей или читателей. Воздействие речи направлено непосредственно на сознание адресатов, а ее эффект проявляется в различных формах, таких как изменение эмоционального состояния реципиента, его знаний о мире, отношений к тем или иным событиям и реалиям мира и др.» [Азимов, Щукин, 2009]. Эффективность речи зависит от говорящего и слушающего, от их симпатий и антипатий, от их настроения в момент речи, поэтому «нам не дано предугадать, как наше слово отзовется…» (Ф.И. Тютчев). Однако оратору полезно учитывать фактор адресата речи, ситуацию общения (ибо все зависит от ситуации), а именно: обстановку общения (официальную/неофициальную), численность и социально-возрастной статус слушателей, цель и задачи речи, тональность общения. Добиться эффективности речи можно, изучая риторику и становясь риторической личностью.

Риторическая личность – видовое понятие языковой личности, и как любая языковая личность всегда этнически, социально, гендерно, профессионально маркирована. В частности, если рассмотреть русскую риторическую личность современного российского преподавателя вуза, то можно отметить следующие риторические средства создания эффективной речи, проанализировав, например, отзывы студентов Орловского государственного университета (более 3700 человек), которые в письменных опросах, проведенных нами с 2000 по 2015 годы на разные темы: «Эффективность речи преподавателя», «Риторический идеал современного преподавателя», «Что бы вы сказали своему любимому преподавателю?», отметили, что их любимые преподаватели всегда производили на них хорошее впечатление, потому что были интеллигентны, обаятельны, гуманны (далее цитируем отзывы студентов как свидетельства и доказательства): «Преподаватель должен быть, прежде всего, хорошим человеком, Вы хороший человек!». Мнения студентов согласуются с мыслью Квинтилиана о том, что «прежде, чем стать оратором, надо стать сначала хорошим человеком».

Продолжаем анализ студенческих отзывов-комплиментов их любимым преподавателям: «У Вас всегда гармоничный образ!», «Вы всегда производите хорошее впечатление!», «Вы очень умны и интеллигентны», «Вы так обаятельны!», «Вы покоряете нас своей интеллигентностью!», «У Вас отличное отношение к студентам», «На Ваших занятиях у нас стресса», «Мы ходим к Вам на лекции с охотой и удовольствием», «Студенты Вас обожают!».

Следовательно, аудитория активно реагирует на внешний облик оратора, ей нравится его гармоничный образ, студенты тонко чувствуют характер, нрав, культуру преподавателя, его отношение к аудитории. Подтверждается мысль классика о том, что «мы слушаем не речь, а человека, который говорит» (Квинтилиан).

Говорящий творит свою аудиторию: «На Ваших парах всегда теплая атмосфера, и к Вашим словам хочется прислушиваться»; «Вы научили нас не бояться друг друга. С каждой парой прибавлялась уверенность, и выступать перед аудиторией было проще». «Преподаватель наш уважал студентов и общался с нами на равных, беседовал с нами, и мы лучше усваивали материал лекций». «Ваши пары сплотили нас, научили слушать и слышать друг друга». «На парах есть чему научиться, и есть возможность открыть в себе и развить что-то новое». «С Ваших пар не хочется уходить»; «После Ваших занятий еще пару дней отходишь, размышляя о жизни и о себе» и т.д. Важно, когда студенты выходят после лекций обновленными, переживающими, мыслящими.

Таким образом, аудитория ценит умение оратора заинтересовать слушателей темой речи и своей личностью, умением создать доброжелательную атмосферу общения, способствующую самореализации и развитию личности.

Многие отзывы студентов посвящены красноречию преподавателей, эффективности его речи: «Преподаватель умеет говорить так, что заслушаешься, и всегда помнит, что он преподаватель». «Посещая именно Ваши занятия, я как будто попадаю в другое измерение, то есть я слушаю очень внимательно, все запоминаю и улавливаю. Мне нравится слышать Вашу речь, тембр голоса, звук, интонации, я обретаю состояние полного удовлетворения. Сидя два часа, мне порой не хочется идти на другие лекции, так бы и сидела до конца дня, слушая Вас. Я стараюсь тоже быть культурным, образованным человеком» (Значим личный пример преподавателя-ритора как образец для подражания – Л.К.).

В данных отзывах подмечено ценное качество: «Оратор не тот, кто охотно говорит сам, а тот, кого приятно слушать» (Сенека). Студенты внимательно относятся к личности преподавателя и его риторической культуре. Риторическая культура личности преподавателя вуза – это нравственно-эстетическая и эмоционально-интеллектуальная культура его речевой деятельности, направленной на постижение истины и гармоничное развитие личности студента. Мы используем факты-отзывы студентов, как доказательства, потому что без позитивных фактов обсуждение любой проблемы не уходит дальше деклараций и отображения мышления самого исследователя.

Итак, мы выяснили, что риторическими средствами эффективной речи являются: 1) нравственно-этические качества личности оратора: обаяние, интеллигентность, артистизм, ответственность за каждое сказанное слово, доброжелательное и уважительное отношение к аудитории, увлеченность и заинтересованность предметом речи, спокойствие, уверенность; 2) риторическая культура оратора: диалогизированное, т.е. субъект-субъектное общение с аудиторией, демократический стиль общения; красноречивая, умная и эмоциональная речь, создание благоприятного климата общения в аудитории; 3) гармоничный образ оратора – его приятный внешний облик; звучный и красивый голос, его тембр и разнообразные интонации, хорошая дикция, эстетическое исполнение речи, производящие благотворное воздействие на слушателей. Более подробно эта проблема рассмотрена в других наших работах [Колесникова, 1998, 2001, 2007, 2013].

Практическое применение наше исследование находит на занятиях по риторике и культуре речи, по русскому языку как иностранному, деловому общению и паблик рилейшнз на разных факультетах ОГУ. Студенты с удовольствием учатся выступать публично, участвовать в дискуссиях, доказывать свою точку зрения, проигрывать различные диалоги, учатся культурной и эффективной речи (общению).

Литература

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *