Что такое эффект якоря

Эффект якорения: примеры в психологии и маркетинге

Специфика головного мозга человека заключается в том, что наше впечатление о какой-либо ситуации зависит от ранее полученной информации. Причем влияние оказывает даже информация, которая никак не относится к конкретным обстоятельствам.

Данный феномен носит название эффект якоря (эффект привязки). Он является одной из психологических особенностей личности, которая подвергает сомнению обоснованность и целесообразность выбора покупателя.

Что такое эффект якоря

Что такое эффект якоря. Смотреть фото Что такое эффект якоря. Смотреть картинку Что такое эффект якоря. Картинка про Что такое эффект якоря. Фото Что такое эффект якоря

Эффект якорения – это специфика человеческого мышления, которая заключается в тяге оценивать неизвестное значение с ранее предоставленными или воспринятыми числами.

Якорение происходит даже при условии, что первоначальные числа достаточно завышены, а человек осведомлен о «якоре».

Использование якорей в качестве исходных точек имеет основополагающее значение в психологии, экономике, маркетинге. К тому же оказывает влияние на жизнь человека и зачастую отрицательное.

Пояснение такому феномену дали Э. Аронсон и Т. Уилсон в учебнике
«Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме». Авторы отмечают, что «люди зачастую подвержены влиянию совершенно случайных значений, которые они используют для отправных точек».

Говоря простыми словами, допустив ошибку еще при составлении условия задачи, нет смысла ожидать верный результат после ее решения.

Примеры эффекта якорения

Что такое эффект якоря. Смотреть фото Что такое эффект якоря. Смотреть картинку Что такое эффект якоря. Картинка про Что такое эффект якоря. Фото Что такое эффект якоря

Эффект якорения моделирует определенную линию поведения человека, с помощью которой можно оказывать влияние на его дальнейшие действия. Это способствует манипулированию не только отдельным индивидом, но и большими группами людей.

С примерами манипуляции сообществами людей мы сталкиваемся неоднократно.

Рассмотрим некоторые из них:

Использование действия эффекта привязки в рекламе

Что такое эффект якоря. Смотреть фото Что такое эффект якоря. Смотреть картинку Что такое эффект якоря. Картинка про Что такое эффект якоря. Фото Что такое эффект якоря

Остерегаясь негодования клиентов, сотрудники намеренно распространили ложную информацию о том, что тарифы повысятся на 10%. В данной ситуации в роли якоря выступает число 10.

По истечении некоторого времени, компания официально опровергла разлетевшиеся слухи о значительном росте цены за предоставляемые услуги. На самом деле, тарифы увеличатся всего лишь на 2%.

После подобного заявления клиенты остались довольны, а компания добилась поставленных целей.

Говоря простыми словами, эффект якоря в некоторой степени настраивает человека на конкретную волну, которую впоследствии манипулятор применяет в личных интересах;

Согласно проведенным исследованиям, общая цена на ряд товаров способствует повышению продаж более, чем на 30% в соотношении с продажей одной единицы товара;

И процент их продаж значительно вырастает.

Использование эффекта якоря в благотворительности

Что такое эффект якоря. Смотреть фото Что такое эффект якоря. Смотреть картинку Что такое эффект якоря. Картинка про Что такое эффект якоря. Фото Что такое эффект якоря

Давно известно, что эффект якорения широко применяется благотворительными организациями. В западных странах приобрела популярность рассылка писем с просьбой о пожертвовании.

Люди, к которым обращались с просьбой о пожертвовании от 10 до 50 долларов, приносили большую прибыль, чем те, у кого просили пожертвовать от 1 до 10 долларов.

Эксперименты

Ученые благодаря ряду экспериментов обосновали феномен якорения, даже при условии использования в роли якоря непропорционально завышенных или заниженных чисел.

Стоит отметить, что факт якорения продолжал отмечаться и после того, как испытуемым стало известно о нем.
Рассмотрим подробно несколько примеров экспериментов:

Эксперимент с ООН

Что такое эффект якоря. Смотреть фото Что такое эффект якоря. Смотреть картинку Что такое эффект якоря. Картинка про Что такое эффект якоря. Фото Что такое эффект якоря

Психологи Даниэль Канеман и Амос Тверски провели необычный эксперимент. Испытуемым они задали такой вопрос: «Каков процент африканских стран, входящих в состав ООН?».

Прежде, чем участники дали ответ на вопрос, перед ними на рулетке определялось случайное число.

Испытуемые, которые увидели более крупное число на колесе рулетки, предполагали, что процент африканских стран в ООН намного больше, чем казалось участникам, заметившим меньшие числа.

Аукцион

Что такое эффект якоря. Смотреть фото Что такое эффект якоря. Смотреть картинку Что такое эффект якоря. Картинка про Что такое эффект якоря. Фото Что такое эффект якоря

Группа экономистов из Массачусетского технологического института под руководством Дэна Ариэли провела аукцион для учеников своей бизнес-школы. Экспериментаторы выставляли на продажу разнообразные предметы от бутылки коллекционного вина до беспроводной клавиатуры или коробки конфет.

Перед началом аукциона студентов попросили записать две последние цифры их полиса социального страхования. Далее испытуемым необходимо было ответить, готовы ли они внести озвученную сумму за каждый из лотов.

Например, если две последние цифры страхового полиса студента были 43, он должен был решить, может ли цена коллекционного вина либо коробки конфет составлять 43 доллара.

В итоге студентам предложили указать максимальную сумму, которую они рассчитывали потратить на различные лоты аукциона. У испытуемых, чьи номера социального страхования заканчивались самыми большими числами (80-99), готовы были потратить на 200 % больше, чем студенты, имеющих небольшие числа (1-20).

Эффект якорения в НЛП

Что такое эффект якоря. Смотреть фото Что такое эффект якоря. Смотреть картинку Что такое эффект якоря. Картинка про Что такое эффект якоря. Фото Что такое эффект якоря

Под психологическим якорем в НЛП подразумевают определенное действие, которое вызывает у человека ассоциации с конкретными эмоциями.

Даже самые устойчивые якоря имеют конкретный цикл развития. Они бывают кратковременными и долговременными:

Намеренно, не имея необходимых умений и навыков, установить якорь невозможно.

Виды якорей

Что такое эффект якоря. Смотреть фото Что такое эффект якоря. Смотреть картинку Что такое эффект якоря. Картинка про Что такое эффект якоря. Фото Что такое эффект якоря

Различают несколько видов якорей:

Наибольший эффект достигается при комплексных якорях, которые можно одновременно услышать, увидеть, ощутить и обонять.

Коллапс якорей

В психологии существует понятие «коллапс якорей». Прибегают к подобной технике в ситуации, когда у человека установлен негативный якорь.
Суть коллапса кроется в якорении на кардинально антагонистичной эмоции, а затем в одновременном их воспроизведении.

В итоге рушатся оба якоря и формируется лояльное отношение к ситуации в целом.

Заключение

В заключении отметим способ противостояния эффекту якорения.

Эффект якорения не всегда оказывает положительное влияние на жизнь человека. Мы склонны поддаваться влиянию случайных значений, которые зачастую принимаем за отправные точки.

В связи с тем, что причины возникновения этого феномена до сих пор не выяснены, противостоять ему затруднительно. Воздействие непредвиденных факторов на ход последующих действий человека продолжается даже при условии осознания им наличия эффекта якоря.

Противодействие возможно лишь при сравнении исходных данных с дополнительной информацией. И уже опираясь на имеющиеся данные, следует принимать решение.

Для того, чтобы не стать жертвой умелых манипуляторов, всегда соблюдайте осторожность и помните об эффекте якоря.

5 / 5. Количество оценок: 3

Что такое эффект якоря. Смотреть фото Что такое эффект якоря. Смотреть картинку Что такое эффект якоря. Картинка про Что такое эффект якоря. Фото Что такое эффект якоря

Высшее образование по специальности «Психология», кафедра психологии (включает все отрасли психологии). Окончила Донецкий институт социального образования. Автор статей по педагогической и семейной психологии

Источник

Эффект якорения

Что такое эффект якоря. Смотреть фото Что такое эффект якоря. Смотреть картинку Что такое эффект якоря. Картинка про Что такое эффект якоря. Фото Что такое эффект якоря

Как вы считаете, какая существует связь между последними двумя цифрами вашего идентификационного кода и суммой, которую вы готовы заплатить за бутылку хорошего вина в магазине? Если этот вопрос не вогнал вас в ступор, то, скорее всего, ответы будут двух видов: «никакой» и «что за идиотский вопрос?». И в обоих случаях вы будете неправы. Как и все, кто раньше не слышал об эффекте якорения – психологическом эффекте, которым характеризуется наша способность принимать некоторые решения.

Состояние якорения

Эффект якорения (также употребляются синонимические названия эффект якоря, эвристика привязки и корректировки, эффект привязки, эффект закрепления) – особенность мышления человека, которая проявляется в тяготении оценки неизвестного значения к ранее предъявленным или полученным числам. Эффект проявляется даже в случае, если изначальные числа значительно преувеличены, а человек знает о «якоре».

И это не глупые психологические эксперименты, как могло показаться изначально. То, что в процессе принятия решений мы используем анкоры (якоря), как отправные точки, во многом имеет фундаментальное значение для психологии, экономики, маркетинга. Более того, влияет на нашу жизнь, причём далеко не всегда позитивно. Это связано с тем, что, как пишут авторы учебника «Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме» Э. Аронсон, Т. Уилсон и Р. Эйкерт, «люди зачастую подвержены влиянию совершенно случайных значений, которые они используют для отправных точек». Образно говоря, совершив ошибку уже на этапе записи условия задачи, надеяться на правильный результат в конце не приходится. Таким образом, возникает вопрос: как часто мы принимаем неправильное, необъективное решение, изначально привязав его к сообщённым нам ранее данным?

Эксперименты

Как вы уже могли понять, эвристика привязки – достаточно любопытное явление, которое многочисленные исследователи просто не могли обделить вниманием. Наука располагает сведениями о десятках экспериментов, подтверждающих эту особенность человеческого мышления. Вот некоторые из них.

В статьях нашего блога мы неоднократно рассказывали о работе нобелевского лауреата Д. Канемана в области психологии и экономики. Он и его коллега А. Тверски сделали значимый вклад в дело изучения эвристических черт вероятностного мышления и в целом в понимание природы поведения человека. Именно за исследования в области эмоционального интеллекта и иррационального поведения в условиях современного рынка Д. Канеман и был удостоен главной научной награды мира.

Один из проведённых Д. Канеманом и А. Тверски экспериментов был посвящён эффекту якорения. Они разделили участников на 2 группы. Первую попросили ответить на вопрос: «Доля африканских стран в ООН больше или меньше 10%?», а вторую на вопрос: «Доля африканских стран в ООН больше или меньше 65%?». В итоге участники группы, где при постановке вопроса использовался более высокий процент, поставили оценку значительно выше, чем те, кто отталкивался от меньшего значения (45% против 25%). При этом участники знали, что изначальные данные были, попросту говоря, взяты «из потолка». Числа 65 и 10 Канеман и Тверски выбрали с помощью рулетки на глазах у участников.

Другой эксперимент был проведён со студентами. Их сначала попросили записать три последних числа своего номера телефона, а потом ответить на вопрос: «Когда готы захватили Рим?». Градация ответов была такой же, как и в первом эксперименте. Те, у кого числа были меньше (например, 341) называли более раннюю дату, а те, у кого больше (например, 983) – более позднюю.

Те же результаты показали и исследования двух известных психологов Т. Муссвайлера и Ф. Страка. Но они пошли дальше и продемонстрировали, что эффект закрепления работает и в случае с изначально неправдоподобными цифрами. Участникам своего эксперимента, разделённым на 2 группы, они предложили ответить на вопрос: «Сколько лет было Махатме Ганди, когда он умер?». Первым уточнили: «Он умер до 9 лет или после?», а вторым: «Это случилось до достижения им 140 лет или после?». На результат это никак не повлияло – те, кто изначально располагали меньшими числами, и возраст указали меньший, чем те, кому было названо большее число.

В 2008 г. поведенческий экономист Д. Ариэли показал влияние эффекта якорения в поведении на рынке. Сначала он попросил участников записать последние две цифры своего номера социального страхования. Потом спросил сколько они готовы заплатить за бутылку вина 1998 г. Какой была корреляция вы, скорее всего, можете предсказать. Но учёный на этом не остановился и задал вопрос о сумме, с которой участник готов был расстаться за вино 1996 г. Угадайте, кто оказался жаднее?

Эффект якорения в НЛП, рекламе и продажах

Как вы уже могли убедиться, эффект якорения настраивает человека на определённую волну, которую можно использовать с целью влияния на его дальнейшее поведение. Очевидно, что это открывает возможности для манипулирования не только отдельным человеком, но и сообществом в целом. Удивлены? Не стоит, ведь примеры вы наверняка не единожды наблюдали сами и даже попадались на такого рода уловки.

Профессор психологии Р. Левин описывает принцип действия эффекта якоря в рекламе. Так, компания, занимающаяся предоставлением услуг мобильной связи, столкнулась с необходимостью повысить тарифы. Боясь вызвать негативную реакцию клиентов, компания сначала распустила слухи в СМИ о готовящемся повышении цен на услуги на 10$. Рынок пару месяцев будоражило, после чего появилась реклама с новыми тарифами, которые выросли лишь на 2$, и соответствующим слоганом: «Вы можете расслабиться. Для наших абонентов расценки повысятся незначительно». Многие после этого вздохнули с облегчением, а компания добилась своего.

Те же трюки, завязанные на использовании эффекта якорения, часто проделывают на своих клиентах продавцы от мала до велика. Они точно вам известны. Первый из них – указание цены за несколько единиц. При этом не имеет значения, обходятся ли они вам дешевле хотя бы немного, или же вам предлагают купить 3 батончика за 99 рублей, при том, что один и так стоит 33 рубля. Исследования, проведённые в реальных условиях, продемонстрировали, что указание объединённой цены на несколько товаров увеличивает продажи на 32% в сравнении с принципом ценообразования, когда указывается стоимость 1 единицы.

Ещё один приём, заставляющий нас покупать больше, чем нам нужно – ограничение отпуска товара в одни руки. Например, не больше 5 единиц. Часто, чтобы усилить этот эффект, на товар предоставляется скидка. Но и без неё уловка необъяснимым образом работает.

Увидеть якоря можно и покупая себе одежду. Вы берёте товар с полки, а на нём два, а то и три ценника. Цена до скидки становится анкором и у вас возникает представление о выгодности покупки и экономии, даже если стоимость вещи немного больше, чем вы готовы потратить.

Ещё одна хитроумная уловка: на витрине магазине выставляется какая-нибудь дорогая вещь, например, брендовая сумочка за 5000$. Рядом с ней размещаются аксессуары – шарфы, браслеты и т.д. по 200$. Сумочка привлекает внимание и становится якорем. На её фоне аксессуар выглядит очень дешёвым. Благодаря этому трюку продажи сопутствующих товаров вырастают в разы.

След эффекта якорения можно отыскать и в НЛП, хотя многие учёные и считают его псевдонаучным. Как бы там ни было, в 2001 г. исследователи из университета штата Юта заметили, что та сторона в переговорах, которая первой называет конкретные цифры, добивается лучших результатов, поскольку они становятся своеобразным порогом, вокруг которого идёт торг.

Любопытный пример описывают в своей книге «Nudge: Improving Decisions About Health, Wealth, and Happiness» Р. Талер и К. Санштайн. Они приводят пример одной благотворительной организации, которая рассылала письма с просьбой сделать пожертвования. Письма были одинакового содержания и отличались лишь возможными суммами. В первом случае это был диапазон 50-150 долларов, во втором 100-5000 долларов. Если вы внимательно читали всё, что написано выше, то сможете безошибочно предсказать, какое письмо собрало больше денег.

Напоследок, отметим, как можно противостоять эффекту якорения. Это очень сложно, к тому же, причины возникновения этого феномена учёные назвать не берутся. Влияние случайного фактора на ход дальнейших размышлений проявляется даже в случаях, когда человек знает о необоснованности отправных данных и эффекте якоря. Противостоять ему, да и то не всегда, можно лишь сравнивая первичные данные с другой имеющейся информацией, и лишь на основе этого принимать окончательное решение.

Отзывы и комментарии

Случалось ли вам находиться в состоянии эффекта якорения? Делитесь своими мыслями по поводу темы статьи ниже.

Источник

Эмоциональный якорь: определение, примеры, установление и освобождение

Что такое эффект якоря. Смотреть фото Что такое эффект якоря. Смотреть картинку Что такое эффект якоря. Картинка про Что такое эффект якоря. Фото Что такое эффект якоря

Бывает ли так, что, услышав какую-то песню юности, вы испытываете массу позитивных эмоций и вас охватывают воспоминания? Или, наоборот, при первых звуках мелодии у вас резко падает настроение? Или же, может быть, есть такой вкус или запах, который наполняет вас радостью и воодушевлением, как в детстве? Если да, то вы прекрасно знаете на своем собственном опыте, как работают эмоциональные якоря. В нашей жизни существует огромное количество таких «волшебных кнопочек», нажатие на которые включает четко определенные эмоции и переживания.

Осознание таких механизмов очень важно для тех, кто хочет не только лучше понимать себя, но и сам управлять своей эмоциональной реальностью, хотя бы в какой-то степени. Ведь число якорей в нашей жизни огромно, и часто другие люди и обстоятельства активизируют их помимо нашей воли и тем самым управляют нашим состоянием и, следовательно, нами. Этими знаниями давно пользуются психологи и специалисты НЛП, применяя навык якорить эмоции к себе самим и другим людям. Но понимание такого психологического явления как эмоциональные якоря, как и умение оперировать ими в своей жизни в конструктивных целях, доступно и обычным людям. Об этом и пойдет речь сегодня.

Для начала определимся с понятиями.

Что такое эмоциональный якорь

За термином «эмоциональный якорь» скрывается конкретный стимул (триггер), запускающий четко определенную эмоциональную реакцию. Якорь привязывает эмоцию радости, воодушевления, раздражения, грусти, отчаяния и т.д. к чему-то – зрительному образу, движению звуку, запаху и т.д., и в большинстве случаев люди не осознают этой цепочки.

Приведем несколько примеров:

А дело в том, что в каждом из примеров триггер (вид ромашек, запах трубочек, определенный тон собеседника) сыграл роль спускового крючка для эмоциональной реакции – именно той, что последовала. Когда-то в личном опыте случился инцидент, где эти два элемента присутствовали параллельно, одновременно, вместе. И мозг человека соединил эти две вещи в одну связку, в одно уравнение, просто потому, что они шли бок о бок. При этом бессознательное не отделило сопутствующие детали от сути, поставив знак равенства между двумя объектами: ромашки = грусть, осуждающая интонация в мамином голосе = чувство беспомощности и ничтожности и т.п. При этом тот факт, что связь между двумя явлениями не прямая и отношения не причинно-следственные, остался за пределами уравнения, и образовался стойкий эмоциональный якорь.

Такие случаи приравнивания реакции на внешние стимулы могут иметь бессчетное количество форм, да и сами якоря подчас оказываются весьма неожиданными. Но все якоря можно свести к нескольким группам, о которых поговорим ниже.

Какие бывают якоря

Так же, как и информационные стимулы от внешнего мира, эмоциональные якоря отличаются тем, каким образом мы их воспринимаем, – видим, слышим или ощущаем. Другими словами, якоря бывают разных модальностей (VAK в терминологии НЛП и нейропсихологии):

Помимо модальностей якоря также различают по эмоциональной направленности. Есть положительные и отрицательные якоря – первые вызывают ресурсное состояние (приятное переживание), а вторые – нересурсное состояние (неприятное переживание). Их также могут называть позитивными и негативными, а также конструктивными и деструктивными якорями.

Что же делать, если у вас образовался стойкий отрицательный якорь на что-то, можно ли это изменить? И как вообще использовать якоря для улучшения своей жизни? Давайте разберем эту сторону вопроса подробнее.

Как использовать якоря

Механизм якорения крепко вписан в нашу психику, так что использовать его не только можно, но и нужно. Главное, чтобы это было конструктивно и экологично по отношению к себе и другим. Для начала, конечно же, стоит научиться управлять собой, прежде чем устанавливать якоря другим. Это тоже, кстати сказать, может использоваться в конструктивном ключе: например, прикосновением передавать своему ребенку состояние расслабленности и спокойствия, если он взволнован, или с помощью визуальных или иных якорей создавать домочадцам или близким радостное настроение.

Прежде всего, уточним некоторые термины, которые нам могут пригодиться. Во-первых, якорение – это процесс связывания определенного стимула или события (внешнего триггера) с внутренним состоянием, эмоцией или реакцией. При этом в последующем триггер и будет включать данную реакцию. Примеры мы рассмотрели выше.

В случае, если образовалась нежелательная связка «стимул – реакция», можно воспользоваться техникой переякорения, т.е. заменить состояние, вызываемое данным триггером, на более желательное.

Также часто используют коллапс якорей–процесс, в котором одновременно срабатывают два полярно заряженных якоря (один отрицательный и один положительный), нейтрализуя друг друга. При этом важно, чтобы оба якоря были одинаковой силы, что позволяет им «взаимоликвидироваться». Что происходит с человеком в результате – обе эмоциональные реакции стираются, и в дальнейшем при запуске этих якорей внутреннее состояние человека не меняется.

Это далеко не все, что можно делать с якорями. Для тех, кто желает освоить всю науку взаимодействия с этим психологическим механизмом, рекомендуем обучиться навыкам нейролингвистического программирования, и желательно под руководством профессиональных тренеров, которые позволят вам приобрести нужные умения и их натренировать.

Но абсолютно необязательно становиться специалистом НЛП, чтобы взять свои эмоциональные якоря под (больший) контроль. Вполне в ваших силах научиться умению создавать себе позитивные якоря, убирать или изменить их. Так, вы вполне способны самостоятельно «заякорить», к примеру, состояние уверенности в себе и энтузиазм на какой-то жест или позу, а затем включать его перед собеседованиями или переговорами. Также можно перезаписать реакцию на какое-то событие, добавив в нее положительный якорь – к примеру, почему бы не сменить неприятные чувства и раздражение, возникающие в ответна определенный тон коллеги или немытую посуду, на спокойствие или что-то еще конструктивное? И потом из этого состояния решать задачи…

Способов применять якоря в жизни бессчетное множество. Рассмотрим, как это делать практически, по шагам.

Техника якорения

Процесс связывания нужной нам реакции с триггером несложен в исполнении, но тут необходимо учитывать несколько правил. Помните о том, что:

Не забывайте о том, что после установки необходимо поддерживать якорь, т.е. подкреплять его повторениями. Без этого единичный якорь может распасться.

А теперь перейдем к самой технике якорения. Шаги следующие:

Таков алгоритм установления эмоциональных якорей (или якорения). Аналогично действуют и в случае смены реакции (переякорения) с тем отличием, что новое состояние «добавляется» в контекст искомой ситуации. Для этого нужно определить обстоятельства или событие, отношение к которому требуется изменить, и воспроизвести выбранный позитивный якорь в этой ситуации. Важно связать эту самую «неприятную» обстановку с нужным положительным состоянием, испытываемым внутри нее.

При соблюдении правил и достаточном закреплении якоря отлично работают. Попробуйте! А еще предлагаем пройти небольшой тест, чтобы узнать, насколько хорошо удалось усвоить материал:

И теперь подведем итог.

В заключение

Мы ежедневно сталкиваемся с различными эмоциональными якорями в нашей жизни, где визуальные, аудиальные и кинестетические стимулы вызывают в нас конкретные эмоции и состояния. Хорошо, когда эти реакции позитивные – радость, воодушевление, успокоение и т.п., но часто это не так, и более того, мы не осознаем эти «условные рефлексы». Но мы можем взять знание о якорях на вооружение и использовать их себе во благо.

Такие несложные практические инструменты как техника якорения и переякорения дают возможность владеть своим психоэмоциональным состоянием и эффективно действовать в реальной жизни. Умение управлять своими реакциями и приводить себя в ресурсное состояние – важная составляющая жизненно необходимого навыка эмоциональной саморегуляции. Настойчиво рекомендуем вам его освоить, например, на нашей специализированной онлайн-программе «Психическая саморегуляция».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *