Что такое эффект подвесного моста

Немного о психологии.

Я думаю, многие заметили в седьмой серии Dansai Bunri no Crime Edge такой диалог:
[ Страница манги с этим моментом ] Что такое эффект подвесного моста. Смотреть фото Что такое эффект подвесного моста. Смотреть картинку Что такое эффект подвесного моста. Картинка про Что такое эффект подвесного моста. Фото Что такое эффект подвесного моста

Что такое «suspension bridge effect» (по-русски «эффект подвесного моста»)? Почему Кашико-сан так смутилась? Капитан спешит на помощь!

Теория эта была не просто умозрительной конструкцией, она подтверждалась исследованиями. Наиболее известных экспериментов два: исследование Шехтера и Сингера и эксперимент «Высокий мост». Второй нам и нужен, но расскажу про оба)

Гипотеза блестяще подтвердилась, причем по всем пунктам. По результатам было сделано еще несколько важных выводов:
1) Если у индивида нет причинного объяснения состоянию возбуждения, он или она будет интерпретировать его в соответствии с доступной ему/ей информацией о ситуации.
2) Если у индивида есть подходящее объяснение состоянию возбуждения, альтернативное объяснение через призму ситуации маловероятны.
3) В одинаковых «когнитивных обстоятельствах» индивид будет только отвечать эмоциональному опыту в той мере, насколько он или она физически возбужден(а).
Звучит логично, не правда ли?

Эксперимент «Высокий мост» (1974). Социальные психологи А.Арон и Д. Даттон воспользовались естественной обстановкой, чтобы вызвать физическое возбуждение в ходе своего теста, основанном на двухфакторной теории эмоций. Привлекательная девушка представлялась социологом и просила прохожих-мужчин заполнить небольшой опросник, основанный на этом тесте. После прохождения опроса, она оставляла испытуемым свой номер телефона, и говорила, что готова ответить на любые вопросы по поводу исследования и вообще типа «звони когда хочешь».

Этот эффект, кстати, был неплохо использован в этом вашем «чунибье». Рикка нашла в себе силы признаться только тогда, когда повисела на крыше и чуть не разбилась)

Спасибо за внимание!

Ну и картинка для привлечения внимания:
Что такое эффект подвесного моста. Смотреть фото Что такое эффект подвесного моста. Смотреть картинку Что такое эффект подвесного моста. Картинка про Что такое эффект подвесного моста. Фото Что такое эффект подвесного моста

Источник

Физики выяснили, сколько пешеходов могут ввести мост в резонанс

Что такое эффект подвесного моста. Смотреть фото Что такое эффект подвесного моста. Смотреть картинку Что такое эффект подвесного моста. Картинка про Что такое эффект подвесного моста. Фото Что такое эффект подвесного моста

I. Belykh et al./ Science Advances

Физики разработали модель, с помощью которой можно оценить критическое количество шагающих по мосту пешеходов, которое приведет к его резкому раскачиванию. По словам авторов исследования, опубликованного в Science Advances, предложенная ими модель позволит в будущем строить более безопасные пешеходные мосты.

Несмотря на то, что при проектировании пешеходных подвесных мостов сейчас используются самые современные пакеты для компьютерного моделирования, все равно иногда наблюдаются ситуации, когда из-за большого количества пешеходов на мосту он внезапно начинает сильно колебаться. Иногда эти колебания могут быть настолько сильными, что становятся причиной возникновения небезопасных ситуаций и разрушения части конструкций. Наиболее показательными примерами являются открытие моста Сольферино в Париже в 1999 году или регулярно раскачивавшийся мост Миллениум в Лондоне, который пришлось из-за этого перестраивать вскоре после открытия.

Раскачивающийся мост является классической колебательной системой, в которой шагающие пешеходы являются источниками внешней периодической силы. При совпадении собственной частоты колебаний моста с частотой внешней силы система приходит в резонанс, и амплитуда колебаний резко увеличивается. Если же источников внешней силы много и у всех них одинаковая частота (то есть пешеходы совершают одинаковое количество шагов за одинаковые промежутки времени), то между ними может еще происходить синхронизация фазы, когда все начинают шагать одновременно. Именно синхронизацию фазы обычно называют основной неучтенной причиной при проектировании, которая приводит к возникновению резонансных колебаний на реальных мостах. Несмотря на актуальность проблемы, все предыдущие модели, описывающие такой механизм, не могли объяснить пороговый эффект такого явления: при числе пешеходов меньше критического мост почти не раскачивается, но как только количество пешеходов, шагающих в ногу, превысит определенное значение, наблюдается резкое увеличение амплитуды поперечных колебаний.

Группа физиков из США и России под руководством Игоря Белых (Igor Belykh) из Университета штата Джорджия предложила новую модель, которая, помимо остальных параметров, учитывает и биомеханику человеческого тела в момент совершения шага. В рассматриваемой системе сам мост является колебательной системой, в которой под действием шагающих пешеходов возникают затухающие вертикальные колебания. Для описания шагающего человека рассмотрели две биомеханические модели (более полную и ее упрощенный аналог), которые учитывают, что в ответ на вертикальное колебание моста человек наклоняется в сторону и возбуждает таким образом поперечные колебания.

Что такое эффект подвесного моста. Смотреть фото Что такое эффект подвесного моста. Смотреть картинку Что такое эффект подвесного моста. Картинка про Что такое эффект подвесного моста. Фото Что такое эффект подвесного моста

Схема рассматриваемой физической системы. Слева изображен мост, в котором шагающие пешеходы возбуждают его колебания, справа — человек, который реагирует на движение моста, вызывая тем самым его поперечные колебания

Источник

Что такое эффект подвесного моста

25 августа 1826 года в Санкт-Петербурге было открыто движение по Египетскому мосту. А 20 января 1905 г., когда по нему проходил кавалерийский эскадрон, пролеты неожиданно рухнули на лед Фонтанки [2] (приложение 1).

На уроках физики в 9 классе при изучении темы «Механические колебания» причиной такого типа катастроф мы называем именно резонанс. Что же на самом деле послужило причиной всех этих катастроф? Давайте попробуем разобраться.

Цель работы: Изучение влияния резонанса и флаттера на технические объекты.

Собрать информацию о том, что такое резонанс и колебательная система.

Провести эксперименты с целью выяснения условий возникновения и существования резонанса.

Выяснить, как резонанс влияет на разрушение мостов.

Найти информацию о таком явлении как флаттер.

Выяснить, какое значение играет флаттер в авиации.

Найти связь между резонансом и флаттером.

Гипотеза: Резонанс и флаттер – причины техногенных катастроф.

Глава 1. Резонанс и мосты

«Резона́нс (от лат. resono «откликаюсь») — частотно-избирательный отклик колебательной системы на периодическое внешнее воздействие, который проявляется в резком увеличении амплитуды колебаний при совпадении частоты внешнего воздействия с определёнными значениями, характерными для данной системы» [1]. Значит, возможен резонанс механических, звуковых и электромагнитных колебаний. Явление резонанса впервые было описано Галилео Галилеем в 1602 г. в работах, посвященных исследованию маятников и музыкальных струн.

Я решила провести эксперименты, чтобы убедиться в существовании явления резонанса и определить условия его возникновения и протекания.

Эти эксперименты доказывают, что резонанс существует, его можно воспроизвести в лабораторных условиях. А значит, при определенных природных условиях он возможен и в других системах, конструкциях, сооружениях.

Объяснение разрушения мостов

Раскачивающийся подвесной мост является классической колебательной системой, в которой шагающие пешеходы являются источниками внешней периодической силы. При совпадении собственной частоты колебаний моста с частотой внешней силы система приходит в резонанс, и амплитуда колебаний резко увеличивается. Если же источников внешней силы много и у всех них одинаковая частота (то есть пешеходы совершают одинаковое количество шагов за одинаковые промежутки времени), то между ними может еще происходить синхронизация фазы. Именно синхронизацию фазы обычно называют основной неучтенной причиной при проектировании, которая приводит к возникновению резонансных колебаний на реальных мостах. При определённых условиях ветра, мост Такома-Нэрроуз вошёл в резонанс, что заставило его неудержимо колебаться. После часа колебаний из строя вышла его центральная часть, и весь мост был уничтожен.

У каждой физической системы или объекта существует естественная, свойственная ему резонансная частота. Резонансные частоты могут также иметь катастрофические последствия, как например, определённые звуковые частоты способны заставить разбиться стакан.

Каждый раз, когда создаётся объект между двумя точками, он способен свободно перемещаться, вибрировать и колебаться. У него существует собственная реакция на внешние силы, точно так же, как струна гитары вибрирует в ответ на внешние раздражители. Именно это происходит с мостами большую часть времени: простые вибрации вверх и вниз от проезжающих по нему автомобилей, дуновения ветра и так далее. С ними происходит то, что происходило бы с любым висячим мостом.

2.1. Флаттер и мосты

Ветер, дувший на мосту Такома-Нэрроуз 7-го ноября, был более сильным и продолжительным, чем когда-либо прежде, он заставил сформироваться вихри.

Со временем они вызывают аэродинамическое явление, известное как «флаттер»: части конструкции под влиянием ветра начинают дополнительно раскачиваться. Это заставляет внешние части перемещаться перпендикулярно направлению ветра, что не совпадает по фазе с изменчивым движением моста. Явление флаттер, как известно, имело катастрофические последствия для самолётов, но никогда прежде не было замечено его влияния на мосты. По крайней мере, не до такой степени.

Когда начался эффект флаттер, один из стальных кабелей, поддерживающих мост, лопнул, перестав быть последним главным препятствием для этого явления. Это произошло, когда две стороны моста качались назад и вперёд в гармонии друг с другом, поэтому волнение усилилось. Продолжительный сильный ветер и созданные им вихри не могли уже остановить никакие силы, мост продолжал раскачиваться всё сильнее. Последние люди, оставшиеся на мосту, по большей части фотографы, были вынуждены бежать.

После разрушения моста начались активные исследования, и в течение 10 лет появился новый раздел науки: аэроупругость моста. Явление флаттер теперь изучено достаточно, и о нём нельзя забывать, чтобы добиться успеха. Два современных моста могла постичь та же участь, что и Такома-Нэрроуз. Мост Тысячелетия в Лондоне и Волгоградский мост в России тоже имели недостатки, связанные с эффектом флаттер, но они были исправлены в XXI веке.

2.3. Флаттер и самолеты

Исследования флаттера в CCCР начались в середине 30-х годов. Советская авиация столкнулась с тем, что при увеличении скорости, при некотором критическом ее значении, самолеты начинало сильно трясти и они разрушались в воздухе. Вибрация нарастала настолько быстро, что у лётчика не оставалось времени на снижение скорости. От начала вибраций до разрушения самолета проходили считанные секунды. Над явлением флаттера ломали голову многие математики. Огромный вклад в решение проблемы внесли Е.П. Гроссман и М.В. Келдыш. Был поставлен целый ряд экспериментов, сделан ряд теоретических исследований, были разработаны практические приемы для исключения вибрации при любой скорости полета. Флаттер наступает при определенной скорости полета, которую называют критической скоростью флаттера. Для каждой формы флаттера существует своя критическая скорость. Величина критической скорости флаттера в значительной степени зависит от распределения центра масс самолета.

Глава 3. Флаттер и резонанс, какая связь?

Анализируя эти два определения, можно сделать вывод о том, что флаттер – это колебания системы (моста, самолета), а резонанс – это резкое увеличение амплитуды колебаний, то есть резонанс – результат флаттера, который приводит к разрушениям различных технических систем.

Глава 4. Решение проблемы.

Флаттер наступает при определенной скорости полета, которую называют критической скоростью флаттера. Для каждой формы флаттера существует своя критическая скорость. Величина критической скорости флаттера в значительной степени зависит от распределения центра масс относительно центра жесткости и фокуса. При совмещении центров масс и жесткости флаттер невозможен (исчезает связь между изгибными и крутильными колебаниями). При совмещении центра масс и фокуса – исчезает момент от инерционных аэродинамических сил, закручивающих крыло. Также для борьбы с флаттером требуется установка балансировочных грузов в носке крыла ближе к его концам. Применимо и смещение двигателей вперед по полету. Топливо, размещенное в отсеках крыла, также влияет на критическую скорость флаттера. С увеличением высот полета критическая скорость флаттера возрастает.

Все это позволяет сделать вывод о том, что при строительстве мостов важны прочность и жесткость конструкции (приложение 12). Чем массивней техническое сооружение, тем оно надежней. Естественно, и дороже. А решение проблемы флаттера для самолетов конструкторы нашли в особенностях взаимного расположения всех частей судна и расчетов совмещения центров масс, тяжести и фокуса.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что с резонансом каждый из нас сталкивается достаточно часто. Об этом явлении необходимо помнить в повседневной жизни, вздумав раскачаться на подвесном пешеходном мосту. Цель моей работы достигнута. Все поставленные задачи решены. Я узнала о таких явлениях как резонанс и флаттер, которые приводят к разрушению не только мостов, но и других объектов, например, самолётов. Моя гипотеза подтвердилась. Сначала я думала, что только явление резонанса является причиной разрушения мостов. Но в ходе работы над проектом выяснилось, что есть еще одна возможная причина – это явление флаттер. По мнению профессора Синюкова, именно флаттер послужил причиной нескольких катастроф при старте космических ракет, в том числе шаттла Челленджер 28 января 1996 года. Но причиной флаттера он назвал локальный геофизический резонанс. Информацию об этом я не так давно нашла в Интернете. А значит, это еще одна, пока чистая, страница моей работы. Продолжение следует…

Генденштейн Л. Э., Кайдалов А. Б., Кожевников В. Б.Физика 9 класс.- М: Мнемозина, 2012.- 273с.

Загадка обрушения Египетского моста в Петербурге [Электронный ресурс] // Мастерок.жж.рф Хочу все знать – Режим доступа:https://masterok.livejournal.com/2987174.html

Материал из Википедии — свободной энциклопедии Резонанс [Электронный ресурс] // Википедия.- Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81

5.Наука опровергла самый известный миф о том, почему рушатся мосты [Электронный ресурс] // КОНТ.- Режим доступа: https://cont.ws/@xxxmarinaxxx/650539

7. Общий толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://tolkslovar.ru/f1821.html

8. Материал из Википедии — свободной энциклопедии Флаттер [Электронный ресурс] // Википедия.- Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%82%D0%B5%D1%80_(%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F)

9. Галлай М.Л., Избранное в 2-х, Том 1, М., «Воениздат», 1990 г., с. 77-78.Источник: https://vikent.ru/enc/5443/

10. Файловый архив студентов [Электронный ресурс] // Студенческие работы. – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/2219813/page:8/

Приложение 1 Приложение 2

Рисунок Египетского моста, 1905 год Строевской подвесной мост

Приложение 3 Приложение 4

Приложение 5 Приложение 6

Волгоградский танцующий мост

Приложение 7 Приложение 8

Механический резонанс Звуковой резонанс

Приложение 9 Приложение 10

Марк Лазаревич Галлай Опытный скоростной пассажирский самолет ЗИГ-1

Приложение 11 Приложение 12

Мост Акаси-Кайкё, Япония Модель пилона моста

Источник

Эффект подвесного моста психология

Эффект подвесного моста

Эффект подвесного моста – любопытное психологическое явление, которое выражается в том, что совместное переживание стрессовых ситуаций способствует возникновению более сильных чувств по отношению к людям, с которыми эти ситуации были пережиты. Повышенное сердцебиение, вызванное страхом, ошибочно расценивается, как зарождающееся чувство любви.

В психологии это явление напрямую связано с двухфакторной теорией эмоций, которую разрабатывали Стэнли Шехтер и Джером Сингер. В соответствии с этой теорией, эмоции рассматриваются, как сочетание двух компонентов: непосредственного физиологического возбуждения и когнитивной интерпретации этого возбуждения. Ученые считали, что каждый раз, испытывая какое-либо возбуждение, человек пытается понять его источник, затем интерпретирует его (возбуждение) и уже только после этого чувствует эмоцию. Грубо говоря, если человек не обладает достаточной информацией о причинах возникновения возбуждения, он будет интерпретировать его в соответствии с доступной ему информацией о ситуации или в соответствии с личным эмоциональным опытом.

Само название «эффект подвесного моста» появилось благодаря эксперименту, проведенному в 1974 году. Молодая и привлекательная девушка, представляясь социологом, проводила опрос среди мужчин. И всё бы ничего, но опрос проводился на мосту Капилано на высоте 70 метров. Экспериментатор отлавливала представителей сильного пола в середине моста (когда возбуждение от продвижения по этой подвесной конструкции было максимальным) и на выходе с моста (когда возбуждение уже значительно утихало). Девушка оставляла опрашиваемым свой номер телефон – на случай если у них возникнут какие-либо вопросы. Как показала практика, наибольшее число перезвонивших с предложением познакомиться было среди тех, кто повстречал прекрасную экспериментаторшу на середине моста. Страх высоты был ошибочно истолкован этими мужчинам, как сексуальное возбуждение или влюбленность.

Проще говоря, «эффект подвесного моста» — это такая ошибка нашего восприятия, когда человек путает страх с влюбленностью.

Что такое эффект подвесного моста?

Эффект подвесного моста

Что такое эффект подвесного моста. Смотреть фото Что такое эффект подвесного моста. Смотреть картинку Что такое эффект подвесного моста. Картинка про Что такое эффект подвесного моста. Фото Что такое эффект подвесного моста

В психологии есть такой термин, называющийся «эффектом подвесного моста». Это самый лучший способ признания в любви. Если человек идет по подвесному мосту, то непременно влюбится в первого человека, которого увидит впереди. Сердцебиение, вызванное страхом высоты, ошибочно воспринимается как зарождение чувств, и человек влюбляется.) Иначе говоря, если человек увидит тебя в момент сильного испуга, то влюбится.

Что такое эффект подвесного моста. Смотреть фото Что такое эффект подвесного моста. Смотреть картинку Что такое эффект подвесного моста. Картинка про Что такое эффект подвесного моста. Фото Что такое эффект подвесного моста

Так раньше говорили учителя про непослушных учеников, сидевших на первых партах и мешающих вести урок. Учитель говорил: «Если не прекратишь — отсажу на Камчатку!» Имелась ввиду самая последняя парта. Ну и, разумеется, подразумевалось. что все учащиеся знают о том, что полуостров Камчатский является самой дальней точкой России. На востоке.

Что такое эффект подвесного моста. Смотреть фото Что такое эффект подвесного моста. Смотреть картинку Что такое эффект подвесного моста. Картинка про Что такое эффект подвесного моста. Фото Что такое эффект подвесного моста

Плунжер — вытеснитель цилиндрической формы, длина которого намного больше диаметра. Плунжер используют в гидравлических гидромашинах.

Что такое эффект подвесного моста. Смотреть фото Что такое эффект подвесного моста. Смотреть картинку Что такое эффект подвесного моста. Картинка про Что такое эффект подвесного моста. Фото Что такое эффект подвесного моста

Что такое эффект подвесного моста. Смотреть фото Что такое эффект подвесного моста. Смотреть картинку Что такое эффект подвесного моста. Картинка про Что такое эффект подвесного моста. Фото Что такое эффект подвесного моста

Смотря в каком понмании.Если кратко-то это противопоставление своих взглядов чьим-либо.

Что такое эффект подвесного моста. Смотреть фото Что такое эффект подвесного моста. Смотреть картинку Что такое эффект подвесного моста. Картинка про Что такое эффект подвесного моста. Фото Что такое эффект подвесного моста

Выражение шуры-муры возникло в XIX ввеке как переоформление французского сочетания cher amour — «дорогая любовь» путем приспособления для его передачи слова шуры-муры, усвоенного из тюркского языка (šurmur — «путаница»).

ЛЮБОВЬ

Глава 8. Мой промежуточный мозг и «я». Могу ли я любить по собственной воле?

Подвесные мосты

Подвесной мост над каньоном Капилано — самый длинный подвесной мост в мире, во всяком случае, пешеходный. Стальной трос длиной 136 метров натянут между противоположными берегами реки Капилано к северу от канадского города Ванкувера. Каждый год здешний национальный парк посещают 800 тысяч туристов, любующихся могучими соснами Дугласа. Но гвоздь программы — это мост. Узкое полотно моста немилосердно раскачивается под ногами над бездной глубиной 70 метров.

Мост Капилано — не место для слабонервных. Случается, однако, что здесь выявляют зарытые в землю таланты. Например, в 1974 году был случай, когда молодые мужчины, которые хотели просто побывать на мосту, проходили мимо очаровательной дамы, которая спрашивала их, не желают ли господа поучаствовать научном эксперименте. Каждый желающий должен был не спеша дойти до середины моста, впитывая впечатления от величественной природы, а затем выразить эти впечатления в коротком рассказе или рисунке. Когда участники эксперимента возвращались, дама давала им номер телефона на случай, если они захотят поделиться своими впечатлениями. Действительно, через какое-то время по этому телефону позвонила половина участников.

Идея этого психологического теста принадлежала двум молодым ученым из Торонто — Дональду Даттону и Артуру Арону. Даттон в то время стажировался в университете Британской Колумбии в Ванкувере, где занимался изучением человеческих чувств. Опыт с мостом мгновенно сделал Даттона и Арона знаменитостями. Правда, природные красоты, коими любовались туристы, не имели к психологическому опыту никакого отношения. Единственное, что интересовало организаторов эксперимента, был вопрос: сколько человек позвонит?

Гипотеза была совершенно прозрачна и проста: поскольку выход на качающийся мост привел мужчин в возбужденное состояние, они должны были весьма эмоционально отреагировать на красивую молодую женщину; опасность подстегнула их интерес к ней.

Во втором опыте Даттон и Арон послали красивую женщину к обычному деревянному мосту через узкую речушку и повторили задание. Судите сами: лишь 15 процентов участников бросились потом к телефону, чтобы позвонить прекрасной даме.

Примечательным в этом опыте стало, правда, другое. Истории, написанные в результате посещения подвесного моста, отличались многочисленными намеками сексуального характера, которых было гораздо меньше в рассказах, написанных после посещения обычного деревянного моста. Что произошло? Если Даттон и Арон правы, то мужчины, побывавшие на мосту, переплавили свое волнение от пережитого потрясения в возбуждение по отношению к молодой женщине. Чем сильнее качался мост, тем большим был сексуальный интерес мужчин.

Ныне Дональд Даттон является профессором судебной психологии в университете Британской Колумбии, а Артур Арон преподает психологию в нью-йоркском университете Стоуни Брука. Из своего знаменитого опыта они сделали два вывода — теоретический и практический.

Теоретически интересен вывод о том, что наши эмоции зачастую бывают такими неопределенными, что мы и сами не в состоянии однозначно их интерпретировать. Испытывать возбуждение и понимать, что оно означает, — это совершенно разные вещи. Только так можно объяснить, что страх и волнение трансформировались в сексуальное возбуждение. Даттон и Арон назвали этот феномен «ложной атрибуцией». Перевожу на доступный язык: мужчины, очевидно, сами не понимали самих себя.

Идея о том, что телесная эмоция и ее психическая интерпретация — не одно и то же, принадлежит американскому социальному психологу Стэнли Шахтеру, который выдвинул ее в 1962 году. Этот профессор Мичиганского университета в Чикаго вообще имел склонность к изучению странностей в человеческом поведении. Например, в докторской диссертации он задался вопросом о том, что творилось в душах предсказателей конца света, когда они убеждались, что их пророчество оказалось ложным. Шахтера интересует вопрос более общего порядка: как нам удается правильно воспринимать окружающий мир? Как при этом мы умудряемся скатываться до таких ошибок в поведении, как намеренное голодание, обжорство, ипохондрия, зависимость от сигарет или патологическая скупость?

По мнению Шахтера, все это случаи ложной атрибуции, ибо не существует эмоций голодания или скупости. В этих случаях поведение и вызвавшая его эмоция не соответствуют друг другу. Очевидно, происходит какой-то сбой в интерпретациях, производимых в нашей психике. Теория, предложенная Шахтером для объяснения этого феномена, называется «теорией двух факторов» (Two Factor theory of emotion). Суть теории весьма проста: все наши чувства состоят из двух компонентов, обусловливаются двумя факторами. С одной стороны — телесное раздражение ил и стимуляция, а с другой стороны, соответствующая (или не вполне соответствующая) интерпретация.

Иными словами, мы всегда обладаем чувствами, которые нами же интерпретируются! То же самое было сказано в предыдущей главе о том, что чувства возникают тогда, когда эмоции порождают какие-то представления, ибо эти последние являются функциями высших отделов головного мозга, которые интерпретируют и придают форму эмоции. Но к этому мог бы кое-что добавить и Гилберт Райл: все это так, но в большинстве случаев мы не способны выразить чувства словами! Мы снова хватаемся за общие понятия, и, используя их, мы верим, что то, что мы чувствуем, фактически им и соответствует.

Дети удовлетворяются, когда взрослые однозначно объясняют им, откуда берутся их чувства. Ребенок доволен, мир снова становится на место. Но и взрослые в большинстве своем бывают довольны, когда неприятное, неопределенное, диффузное чувство получает внятное и доступное объяснение. С диагнозом «комплекса неполноценности» и при соответствующей дедукции мы чувствуем себя лучше, чем со смутным ощущением беспомощности и бессилия перед лицом других людей, пусть даже с научной точки зрения наше состояние не имеет ничего общего с «комплексом неполноценности».

Опыт Даттона и Арона, кажется, подтверждает существование такого механизма. В состоянии сильного волнения и возбуждения чувства преобразуются, иначе трактуя возникшую эмоцию. Практический вывод заключается в том, что сексуальный интерес и влюбленность в сильной степени зависят от контекста. Короче говоря, вероятность влюбиться на рок-концерте, на танцах, на рождественской вечеринке, на кёльнском карнавале или на висячем мосту намного выше, чем вероятность влюбиться, делая покупки в супермаркете.

Эксперимент с подвесным мостом давно уже стал лишь одним из сотен опытов, посвященных теме возбуждения и ложной атрибуции. Изучение их результатов показало, что они тем более правдоподобны, чем лучше учитываются при их проведении биохимические процессы. Возбужденное состояние организма, вызванное, например, быстрой ездой на гоночном мотоцикле или бегом на 20 километров, проходит в среднем через 70 минут. Самый благоприятный момент для ложной атрибуции приходится на период от 10 до 15 минут после окончания нагрузки. Организм все еще находится в возбуждении, но наша психика уже не связывает это возбуждение с перенесенной физической нагрузкой. Все внимание может сосредоточиться на красивой женщине, попавшей в это время в поле зрения.

Необычные, чрезвычайные ситуации благоприятствуют возникновению необычно сильных чувств. Чувство переживания чего-то особенного может довести возбуждение до такой высоты, что оно, в свою очередь, вызывает чувство влюбленности. Отметим при этом: может, но не должно. Есть пары, познакомившиеся в самых банальных ситуациях. И не каждая экстраординарная ситуация приводит к возникновению любви. Тот, кто был нам не симпатичен до посещения подвесного моста, едва л и станет привлекательнее после. Скорее наоборот: негативные эмоции тоже усиливаются в состоянии возбуждения. Точно так же многие люди чувствуют себя обманутыми, когда возлюбленные, с которыми они познакомились на фоне экстремального отдыха, по возвращении на родину быстро теряют все свое очарование. Особенное и необычное теряется, а именно эти раздражители лежали в основе любви. Мы перестаем любить партнера, которого перестали воспринимать как «особенного». Да любовь и сама представляется нам как нечто особенное, иначе мы никогда не говорили бы о «нашей любви». Без ощущения особенности, уникальности, любви не бывает.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *