Что такое эффект первичности и эффект новизны

Эффект новизны – что это такое, примеры из жизни

Что влияет на ваше мнение о человеке? Первое впечатление? Или та информация, которую вы получили через время после знакомства? Если вы выбрали второе, то в вас срабатывает эффект новизны. Что это такое? Как применять его в повседневной жизни?

Что такое эффект новизны

Что такое эффект первичности и эффект новизны. Смотреть фото Что такое эффект первичности и эффект новизны. Смотреть картинку Что такое эффект первичности и эффект новизны. Картинка про Что такое эффект первичности и эффект новизны. Фото Что такое эффект первичности и эффект новизны

Эффектом новизны в психологии называют такой феномен восприятия, где самой запоминающейся информацией является та, которую человек получил последней. То, что вы знали раньше, или забывается, или считается уже неважным.

Этот феномен чаще всего встречается у тех людей, которые открыты всему новому, шагают в ногу со временем и не боятся перемен в жизни.

Полной противоположностью эффекту новизны является эффект первичности, который также влияет на поведение и мировоззрение. Согласно ему, главной для человека будет та информация, которая была получена первой. Это так называемое первое впечатление.

У одного и того же человека могут быть оба эти эффекта. Только один развит сильнее другого. Как сказано выше, эффект новизны преобладает преимущественно у тех, кто не страшится перемен. Консервативным людям свойственен эффект первичности.

Сферы применения

Эффект новизны можно использовать в свою пользу для достижения целей. Есть несколько примеров.

Ощущение себя

Представьте человека, который на протяжении длительного промежутка времени не пользовался популярностью среди окружающих или имел не самую лучшую репутацию. Возможно, всего лишь один промах или ошибка изменили мнение о нем не в лучшую сторону. Для того, чтобы исправить ситуацию, достаточно появиться перед знакомыми и друзьями в новом образе. Он закрепится у них в подсознании, и они уже будут думать по-другому.

Допустим, в школе вас считали заучкой и тихоней, человеком без выдающихся способностей и талантов. Встреча выпускников — шанс все изменить. Сходите туда, покажите одноклассникам, чего вы добились, какой интересной личностью вы стали. Будьте уверенны, что мнение о вас изменится на противоположное. Новая информация надолго останется в памяти людей.

Стоит отметить, что эффект не сработает, если в прошлом вы «отличились» непорядочным поведением и утратили доверие окружающих. Здесь будет работать эффект первичности.

Удовольствие

Что такое эффект первичности и эффект новизны. Смотреть фото Что такое эффект первичности и эффект новизны. Смотреть картинку Что такое эффект первичности и эффект новизны. Картинка про Что такое эффект первичности и эффект новизны. Фото Что такое эффект первичности и эффект новизны

Эффект новизны привнесет в вашу жизнь новые эмоции и ощущения. Приведем пример. Однажды ученые провели интересный эксперимент. Испытуемых разделили на 2 равные группы. Первым можно было употреблять в пищу шоколад каждый день по небольшому кусочку. Для вторых этот продукт был под полным запретом.

Прошла неделя. Участники каждой группы получили по целой шоколадке. Те, кто были в первой группе, не заметили ничего нового в своем состоянии. Те же, кто был на «шоколадной» диете, испытали удовольствие. У них улучшилось настроение и даже общее состояние здоровья.

Как это относится к нашей жизни? Бывают случаи, когда кажется, что мир вокруг нас стали серым, чувствуется усталость, апатия. Это лучший момент для того, чтобы позволить себе сделать то, на что давно не хватает времени. Речь не идет о дорогостоящих покупках. Вспомните, что раньше поднимало вам настроение? Хобби, любимая музыка, интересный фильм или, например, шоколадка.

Безопасность

Трагических событий в мире предостаточно. Какие-то из них мы забываем, а о чем-то помним всю жизнь. Но речь не о них. Допустим, вы собираетесь утром на работу. По местным новостям сообщили об ужасной автокатастрофе, виновником которой стал невнимательный водитель. Не заставит ли вас эта информация быть внимательнее на дороге и в качестве водителя, и в качестве пешехода?

Эффект новизны в работе

Что такое эффект первичности и эффект новизны. Смотреть фото Что такое эффект первичности и эффект новизны. Смотреть картинку Что такое эффект первичности и эффект новизны. Картинка про Что такое эффект первичности и эффект новизны. Фото Что такое эффект первичности и эффект новизны

Представьте себе крупную компанию, которая по каким-то причинам стала работать в убыток себе. Или, например, потребители сочли выпускаемую ею продукцию недостаточно качественной. Ситуация не из приятных. Но ее можно исправить. Достаточно постараться, использовать все доступные способы улучшения своей репутации.

Можно привести и другой пример. Допустим, трейдер провел на бирже 45 сделок. Первые 35 оказались успешными. А в 10 последних что-то пошло не так. Как поведет себя этот человек? Скорее всего, его мнение о себе кардинально изменится. Он больше не будет делать рискованные шаги и надеяться на удачу. Хотя, если взглянуть со стороны, ничего страшного не произошло. Успешных сделок в 3,5 раза больше, чем неудачных. Но почему же трейдер думает по-другому?

Так работает эффект новизны. Возникшие недавно ощущения преобладают над теми, которые были получены ранее. У трейдера остались все те навыки и умения, которые помогали ему добиться успеха. Но эмоциональная устойчивость пошатнулась.

Эффект новизны поможет вам не падать духом даже после череды серьезных ошибок и неудач. Не расстраивайтесь, уверенно идите дальше. Каждый успешный шаг будет вытеснять из подсознания информацию о том плохом, что случилось в прошлом.

Заключение

Итак, эффект новизны побуждает вас забыть первое впечатление и составить новое мнение о человеке, явлении или объекте. С одной стороны, это неплохо, потому что иногда мнение формируется на основании информации об ошибках и промахах, тогда как индивид на самом деле совсем не такой. Но с другой стороны, эффект новизны часто заставляет сомневаться в своих силах после первой же неудачи.

Источник

Эффект первичности и новизны – почему первое мнение бывает ошибочным

Что такое эффект первичности и эффект новизны. Смотреть фото Что такое эффект первичности и эффект новизны. Смотреть картинку Что такое эффект первичности и эффект новизны. Картинка про Что такое эффект первичности и эффект новизны. Фото Что такое эффект первичности и эффект новизны

Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.

Знаменитая Коко Шанель сказала: «У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление». Несомненно, эта гениальная женщина была права. Бессознательное в первые 30 секунд считывает основную информацию и создаёт первое впечатление о человеке. Всё остальное будет накладываться на этот фундамент из первого впечатления. Полученная первая информация уходит в «ящик» долговременной памяти, а вся остальная в кратковременную.

Что такое эффект первичности и эффект новизны. Смотреть фото Что такое эффект первичности и эффект новизны. Смотреть картинку Что такое эффект первичности и эффект новизны. Картинка про Что такое эффект первичности и эффект новизны. Фото Что такое эффект первичности и эффект новизны

Поэтому какая-то информация о человеке забывается, ты не можешь точно вспомнить детали разговора. А вот первая встреча и первые фразы могут западать в память очень на долго. Этот механизм осложняет дело, когда первое впечатление о человеке складывается ложно положительное.

Подруги потом удивляются, как же ты терпишь его поведение и выходки, как же ты не видишь, что это за человек?! А в памяти то яркое первое свидание, когда он был вежлив, красив и галантен, как никогда. Действительно, он особо никогда таким и не был. Но производить впечатление умеет. Кто-то делает это осознанно, понимая слова Коко Шанель и используя этот шанс.

Ловушки мозга

В психологии эффект первичности описан давно. Сначала что-то подобное открыл малоизвестный американский психолог М. Лундт в 1025 году. Он назвал это законом предшествования. Однако этот факт практически не упоминается в психологической литературе и все лавры открытия принадлежат польско-американскому психологу Соломону Ашу.

В 1946 году он описал эффект первичности в одной из своих статей. Соломон Аш провёл эксперимент, в котором двум группам людей предоставили список личностных качеств, и попросили оценить человека. Группе А достался список, начинающийся с позитивных качеств, таких как трудолюбие и ум. Группе Б достался список, начинающийся с отрицательных качеств, таких как зависть и упрямство. В целом оба списка содержали одни и те же качества, только в разной последовательности.

Таким образом, эксперимент Аша наглядно показывает, как сильно действует на человека первое впечатление. Эффект первичности относят к ошибкам восприятия и когнитивным искажениям.

Что такое эффект первичности и эффект новизны. Смотреть фото Что такое эффект первичности и эффект новизны. Смотреть картинку Что такое эффект первичности и эффект новизны. Картинка про Что такое эффект первичности и эффект новизны. Фото Что такое эффект первичности и эффект новизны

Пример

Самый яркий пример – это впечатление о человеке. Например, ты приходишь на собеседование и начальник кажется тебе человеком суровым и властным. В дальнейшем твоё впечатление не оправдывает себя. Его взгляд, кажущийся тебе суровым, был просто сосредоточенным и серьёзным. Начальник казался тебе властным, но он вполне оказался способен к диалогу, сотрудничеству. Именно в этом проявляется его сила. Однако твои первые страхи живут долго, и ты всё равно побаиваешься этого человека. Эффект первичности действует долго.

Тоже самое бывает и с цифрами: ты лучше запомнишь из числового ряда те, что будут в начале.

Эффект новизны

Эффект новизны – это противоположность эффекта первичности. Эффект новизны часто бывает у тех, кто открыт новым впечатлениям, ощущениям, событиям. Когда что-то новое перекрывает всё старое. Эффект новизны вряд ли проявится у консерватора, любящего традиции, порядок и стабильность. Такой человек меньше подвержен эффекту новизны, его мышлению больше «нравится» эффект первичности.

Если привести самые яркие примеры, то действие эффекта первичности – это человек однолюб. Встретил девушку, полюбил. И она остаётся навсегда для него самой любимой, желанной, самой необыкновенной. Все остальные девушки, женщины блёкнут на её фоне. Первое впечатление о возлюбленной очень сильное и хранится в сердце долгие годы.

Действие эффекта новизны – это Дон Жуан. Каждая новая дама сердца краше предыдущей. И такой мужчина порхает от одного прекрасного цветочка к другому. И сначала каждая женщина кажется ему невероятной, такой, какой он не видел до этого момента. Она просто затмевает всех и вся. И голос её кажется необычным, словно мелодия, и волосы мягкие, как шёлк, и кожа необыкновенная. И сама она будто светом наполнена.

Увы, со временем, эффект новизны сглаживается. Принцесса очеловечивается и кажется обычной. Её светом озарённый образ тускнеет, и она встаёт в один ряд со всеми предыдущими. А Дон Жуан грустит об очередном разочаровании. Пока ему не встретится очередная единственная и неповторимая.

Две противоположности

Эффект первичности и эффект новизны имеют свои плюсы. На эффект первичности можно опираться, если тебе важно создать впечатление. Главное, правильно создать образ и вести себя. Особенно если это человек стабильный, мало подверженный сменам настроения и эффекту новизны.

Эффект новизны, в свою очередь, тоже имеет преимущества – он открывает человеку много нового, позволяет развиваться и двигаться дальше, получать яркие впечатления и расширять кругозор.

Что такое эффект первичности и эффект новизны. Смотреть фото Что такое эффект первичности и эффект новизны. Смотреть картинку Что такое эффект первичности и эффект новизны. Картинка про Что такое эффект первичности и эффект новизны. Фото Что такое эффект первичности и эффект новизныImage by inna mikitas from Pixabay

Минусы эффекта первичности в том, что человек слишком зависим от этого первого впечатления. А оно часто оказывается ложным. Тогда он – заложник своего восприятия. И ему сложнее двигаться к чему-то новому. Минус эффекта новизны в обратном. Человеку слишком трудно удерживаться в отношении к чему-либо долго и стабильно. У него возникает потребность в новизне, в ощущениях и удивлении.

Самая золотая середина в том, чтобы иметь и стабильность, и стремление к новине – всего в балансе. В чём-то опираться на старое, знакомое и понятное. А в каких-то сферах двигаться и расширять собственные горизонты.

Эффект ореола

Существует ещё одна ловушка мозга – эффект ореола. Он заключается в том, что общее впечатление о чём-либо или о ком-то сильнее, чем остальные детали. Это очень похоже на то, как большинство мужчин описывают, что им нравится в женщинах. Самое частое, на что обращают внимание мужчины, это глаза, взгляд. На втором месте у кого-то руки (красивые, тонкие запястья и пальцы), у кого-то стройные ноги, у кого-то волосы.

Но в целом кроме одной-двух деталей мужчина оценивает образ женщины целиком. Он просто смотрит и слушает свои ощущения – нравится ему то, что он видит, или нет. Возможно, он увидит что-то яркое, если это бросается в глаза. Но в целом, останется именно общее впечатление. Ты будешь продумывать до мелочей маникюр, макияж, аксессуары, одежду, причёску. А он увидит это целиком и ему либо понравится, либо нет.

Что такое эффект первичности и эффект новизны. Смотреть фото Что такое эффект первичности и эффект новизны. Смотреть картинку Что такое эффект первичности и эффект новизны. Картинка про Что такое эффект первичности и эффект новизны. Фото Что такое эффект первичности и эффект новизныImage by my best in collections — see and press 👍🔖 from Pixabay

Или другой пример. Женщина знакомится с мужчинами, выбирает того, кто будет ей близок. И эффект ореола может сыграть огромную роль. Если первый кандидат приехал на свидание на собственной машине, в ней чисто и хорошо пахнет, а на свидании он угостил тебя чем-то вкусным, то твоё впечатление будет складываться лучше. Не важно, что он позволял себе не очень приятные фразы, или в его биографии есть сомнительные факты. Главное, что тебе было комфортно, вкусно и приятно.

В сравнении с мужчиной, у которого, например, нет машины. Или ты встретилась с ним после работы, была голодная или уставшая. Возможно второй кандидат лучше первого, по человеческим качествам. Но эффект таких важных деталей, как комфорт и ресурсность будут сильнее. Первый тебе будет даже казаться симпатичнее второго.

Итак, каждый человек подвержен тем или иным когнитивным искажениям, от них нельзя быть свободным. Но принимая важные решения, помни о их действии. Здесь как никогда верна поговорка, что знание – это сила. Проверяй ощущения, впечатления, будь внимательна и к деталям, и к общему восприятию. Обращай внимание и на первые эмоции, и на послевкусие от общения или события.

Но и в свою очередь, не пренебрегай использовать эти знания, чтобы произвести впечатление.

Источник

Что такое эффект первичности и эффект новизны

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Анализ осознания себя через другого человека производится с помощью двух понятий: идентификация и рефлексия.

Здесь значимый другой — это человек, являющийся авторитетом для данного субъекта общения и деятельности. Обычно это происходит тогда, когда в реальных ситуациях взаимодействия индивид делает попытки поставить себя на место партнера по общению. При идентификации устанавливается определенная эмоциональная связь с объектом.

Следует различать понятия «идентификация» и «референтность». Если для первого понятия основой является процесс уподобления субъекта партнеру по общению, т. е. уподобление значимому другому, то для второго понятия («референтность») главным является зависимость субъекта от других людей, выступающая как избирательное отношение к ним. Объектом референтных отношений может выступать или группа, членом которой является субъект, или другая группа, с которой он себя соотносит, не будучи реальным ее участником. Функцию референтного объекта может выполнять и отдельный человек, в том числе не существующий реально (литературный герой, вымышленный идеал для подражания и т. п.). И в том и в другом случае субъект заимствует для себя цели, ценности, идеи, нормы и правила поведения объекта референтности (группы, отдельного человека.

Понятие «идентификация» по своему содержанию близко к понятию «эмпатия».

Эта схожесть состоит в умении поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако это не обязательно означает отождествление с этим другим человеком (как это происходит при идентификации). Просто при эмпатии принимается во внимание линия поведения партнера, субъект относится к нему с сочувствием, но межличностные отношения с ним строятся, исходя из стратегии своей линии поведения.

При взаимодействии взаимно оцениваются и изменяются определенные характеристики друг друга.

Эффекты межличностного восприятия

Каузальная атрибуция

Люди, познавая друг друга, не ограничиваются получением сведений путем наблюдения. Они стремятся к выяснению причин поведения партнеров по общению и выяснению их личностных качеств. Но так как информация о человеке, полученная в результате наблюдения, чаще всего недостаточна для надежных выводов, наблюдатель начинает приписывать вероятностные причины поведения и характерологические черты личности партнера по общению. Эта причинная интерпретация поведения наблюдаемого индивида может существенно влиять и на самого наблюдателя.

Таким образом, каузальная атрибуция — это интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. Слово «каузальный» означает «причинный». Атрибуция — это приписывание социальным объектам характеристик, не представленных в поле восприятия.

На основе исследования проблем, связанных с каузальной атрибуцией, исследователи сделали вывод о том, что атрибутивные процессы составляют основное содержание межличностного восприятия. Показательно, что одни люди склонны в большей мере в процессе межличностного восприятия фиксировать физические черты (в этом случае сфера «приписывания» существенно сокращается), другие воспринимают преимущественно психологические черты характера окружающих. В последнем случае открывается широкий простор для приписывания.

Выявлена определенная зависимость «приписывания» от установки в процессе восприятия человека человеком. Особенно значительна эта роль приписывания при формировании первого впечатления о незнакомом человеке. Это было выявлено в экспериментах А.А. Бодалева. Так, двум группам студентов была показана фотография одного и того же человека. Но предварительно первой группе было сообщено, что человек на предъявленной фотографии является закоренелым преступником, а второй группе о том же человеке было сказано, что он крупный ученый. После этого каждой группе было предложено составить словесный портрет этого человека. В первом случае были получены соответствующие характеристики: глубоко посаженные глаза свидетельствовали о затаенной злобе, выдающийся подбородок — о решимости «идти до конца в преступлении» и т. д. Соответственно во второй группе те же глубоко посаженные глаза говорили о глубокой мысли, а выдающийся подбородок — о силе воли в преодолении трудностей на пути познания и т. д.

Подобные исследования должны дать ответ на вопрос о роли характеристик, которые дают партнерам по общению в процессе межличностного восприятия, и степени влияния установок на эти характеристики.

Эффект ореола (галоэффект)

Формирование оценочного впечатления о человеке в условиях дефицита времени на восприятие его поступков и личностных качеств. Эффект ореола проявляется либо в форме позитивной оценочной пристрастности (положительный ореол), либо в негативной оценочной пристрастности (отрицательный ореол).

Так, если первое впечатление о человеке в целом благополучное, то в дальнейшем все его поведение, черты и поступки начинают переоцениваться в положительную сторону. В них выделяются и преувеличиваются в основном лишь положительные моменты, а отрицательные недооцениваются или не замечаются. Если же общее первое впечатление о человеке в силу сложившихся обстоятельств оказалось отрицательным, то даже положительные его качества и поступки в последующем или не замечаются вовсе, или недооцениваются на фоне гипертрофированного внимания к недостаткам.

Эффекты новизны и первичности

С эффектом ореола тесно связаны эффекты новизны и первичности. Эти эффекты (новизны и первичности) проявляются через значимость определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем.

Эффект новизны возникает тогда, когда по отношению к знакомому человеку наиболее значимой оказывается последняя, т. е. более новая информация о нем.

Эффект первичности же возникает, когда по отношению к незнакомому человеку более значимой оказывается первая информация.

Все описанные выше эффекты можно рассматривать как частные случаи или варианты проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, называемого стереотипизацией.

Стереотипизация

Восприятие и оценка социальных объектов на основе определенных представлений (стереотипов). Стереотипизация проявляется в приписывании сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы без достаточного осознания возможных различий между ними.

Стереотип возникает на основе ограниченного прошлого опыта в результате стремления строить выводы на базе недостаточной информации. Чаще всего стереотипы возникают относительно групповой принадлежности человека.

Стереотипизация является одной из важнейших характеристик межгруппового и межличностного восприятия и сопровождается проявлениями социальных установок, эффектов ореола, первичности и новизны. В межличностной перцепции стереотипизация выполняет две основные функции:

1) поддержание идентификации;

2) оправдание возможных негативных установок по отношению к другим группам.

Что такое эффект первичности и эффект новизны. Смотреть фото Что такое эффект первичности и эффект новизны. Смотреть картинку Что такое эффект первичности и эффект новизны. Картинка про Что такое эффект первичности и эффект новизны. Фото Что такое эффект первичности и эффект новизны

Особенное распространение получили так называемые этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителях тех или иных этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы. Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям. С одной стороны, к определенному упрощению процесса познания другого человека, и тогда это упрощение ведет к замене образа человека штампом, например «все бухгалтеры — педанты», «все учителя — надзиратели». С другой стороны, это ведет к предубеждениям, если суждение о социальном объекте строится на основе прошлого ограниченного опыта, который чаще всего может оказаться негативным.

Аттракция

При восприятии людьми друг друга формируются определенные отношения с включением эмоциональных регуляторов — от неприятия того или иного человека до симпатии, дружбы, любви.

Выделяют три основных уровня аттракции: симпатия, дружба, любовь. Аттракция проявляется в эмоциональной привлекательности, влечении одного человека к другому.

Взаимопонимание партнеров по общению предполагает знание каждым из них психологии другого человека: его ценностных ориентаций, мотивов и целей деятельности, уровня притязаний и установок, черт характера и т. п. Люди обладают различной степенью способности к общению, к развитию межличностной чувствительности. Эти способности могут быть развиты и совершенствоваться в процессе проведения социально-психологических тренингов по межличностной чувствительности. В настоящее время в практике зарубежной психологии организуются так называемые Т-группы (Т — начальная буква слова «тренинг»), в которых проводятся тренировки межличностной чувствительности. Организуются социально-психологические тренинги с применением сенситивной методики. Сенситивный метод относится к категории методов межличностной чувствительности. Основной целью сенситивного тренинга является развитие и совершенствование способности индивидов понимать друг друга.

Участники не должны быть ранее знакомы друг с другом. Не предусматривается никаких попыток при формировании группы структурировать ее по признаку образования, занимаемой должности, квалификации или профессии. В ходе такого тренинга участники включаются в совершенно для них новую сферу социального опыта, благодаря которой узнают, как они воспринимаются другими членами группы и получают возможность сравнивать эти перцепции с самовосприятием.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *