Что такое эффект коллектива
Ловушка “группомыслия” и другие эффекты работы в команде
Возможно многие сталкивались с подобным парадоксом: почему от увеличения числа участников в команде, эффективность ее работы не только не увеличивалась, но, наоборот, снижалась? Я начал изучать данный вопрос, т.к. по ходу своей управленческой деятельности сталкивался с подобной ситуацией несколько раз.
Тем, кто непосредственно связан с организацией работы в команде и использует коллективный способ принятия решения, следует знать о таком явлении как «групповые эффекты»
Наткнулся на статью, отвечающую на мой вопрос и хочу поделиться ею с вами.
Закон Мерфи не врет, и восемь человек действительно справляются с работой десяти лучше, чем двенадцать. Этот феномен — не единственный, препятствующий успешной работе в команде.
Там, где решения принимаются коллективно, всегда возникают групповые эффекты, которые правильнее назвать дефектами, и о негативном влиянии которых неплохо бы знать. Как говорится, если хочешь гулять по воде — знай, где есть под ней рифы.
Эффект группового вклада
Работа в команде очень важна.
Она позволяет свалить вину на другого.
Восьмое правило Фингейла
Известно, что на соревнованиях по перетягиванию каната участники маленькой команды прилагают больше усилий, чем участники многочисленной. Возможно, это покажется странным, но чем выше число участников в группе, тем ниже ее эффективность. Это явление называют эффектом группового вклада или эффектом Рингельмана.
Максимилиан Рингельман обнаружил, что люди в команде прилагают меньше усилий, чем при индивидуальной работе. В этом его убедили проведенные эксперименты, в одном из которых участвовали штангисты. Оказалось, что двое штангистов в четыре руки способны поднять вес, который составляет лишь 93% суммарного веса, поднятого каждым из них в отдельности. Т.е. удвоения КПД не происходило.
Замеряя результаты групп в зависимости от числа ее участников, Рингельман вывел формулу для вычисления КПД команды.
С = 100 — 7 * (К-1), где С — средний индивидуальный вклад участников; К — количество членов группы.
Нетрудно рассчитать, что КПД группы из трех человек составит 86%, а из восьми — только 51%.
Мотивы такого поведения вполне объяснимы. Человек, оставшийся с задачей наедине, рассчитывает только на себя. В то время, как при работе в команде, он не несет единоличной ответственности и, подчиняясь закону экономии энергии, полагается на других. И чем больше в группе других, тем сильнее он на них полагается.
Эффект группомыслия
Часто, когда в группе появляются разногласия, возникает феномен “огруппления мышления”. Стремясь избежать конфликта, участники пытаются все уладить и найти решение, устраивающее всех. Желание разумное, но только компромисс для них важнее объективности решения.
Участники группы добровольно отказываются от критических суждений и разносторонней оценки, а ее лидеры пресекают любое инакомыслие. Открытие этого феномена принадлежит американскому психологу Ирвингу Джанису.
Интересно, что наибольшую степень конформизма люди проявляют, сталкиваясь с общим мнением трех и более человек.
Такой метод называют корабельным советом. Его использовали еще древние викинги.
Когда во время плавания на корабле возникала трудная ситуация, вся команда собиралась на палубе и делилась своими соображениями, причем начинал говорить юнга, а заканчивал капитан. Выбор решения оставался за вождем.
Эффект поляризации
Ранее считалось, что решения, принимаемые группой, заведомо более рискованные, ведь в команде личная ответственность меньше. К тому же, стремясь выглядеть лучше в глазах друг друга, участники соревнуются в смелости предлагаемых идей, что также влияет на величину риска.
Но более поздние исследования показали, что это не так, подтвердив эффект поляризации. Поэтому, обращаясь к коллективному разуму и работе в команде, стоит калибровать решения группы в сторону риска или осторожности. Тем более, что предварительно поговорив с каждым ее участником, можно легко спроецировать позицию группы и замерить в ней уровень риска.
Эффекты коллективного влияния
Человек – существо социальное и его жизнь, счастье и мироощущения очень часто зависят от коллектива. Как коллектив управляет нами, поглощая нашу личность, изменяя сознание, каковы положительные и отрицательные моменты этого влияния? Какие психологические эффекты коллективного воздействия существуют в нашем обществе? Об этом попробуем поговорить в этой статье.
Как коллектив нас имеет
Жить в обществе и быть свободным от общества невозможно. Но иногда коллектив напрочь убивает нашу индивидуальность, превращая в винтик общественного механизма.
В какой-то степени толпа – это тоже коллектив, то есть масса людей, объединенных временем и пространством. Иногда – и общей целью. Однако неорганизованная толпа сродни стихийному бедствию. Поэтому она ищет предводителя, вождя, который бы влез на броневик и указал путь к светлому будущему. Ну, мы это уже проходили.
Коллективное мышление советских времен сформировало в нашем сознании так называемый образ советского человека, который, прежде всего, думает о Родине, а потом о себе. Он коллективист, альтруист, активист, социально заострен и политически подкован. Сознательный гражданин своей страны, которого эта страна или коллектив, съедали со всеми потрохами, лишь только он выбивался из общего ряда и думал или поступал как-то иначе, чем все вокруг.
Идеология совка живет в нас до сих пор. Просто мы к ней так привыкли, что даже не идентифицируем в качестве чужеродного образования. Коллективное мышление формируется с помощью умелой и изощренной пропаганды и кажется носителям панацеей от бед, национальной идеей, тайной загадочной русской души, согласие с которой способно уберечь от опасностей. Чтоб закрепить эффект коллективного сплочения, с помощью мощных элементов пропаганды в общественном сознании нарочно культивируется страх, агрессия, депрессивные тенденции, чтоб «раб судьбу благословил», смирился и шел туда, куда его ведут. Чаще всего, ведут его на убой (в пропасть).
В постсоветский период возникло течение антагонистов – людей, которые яростно отмежевались от коллектива, ратуют за свою индивидуальность, за своей личное обособленное счастье и понимание жизни. Их вытеснили в андеграунд и приписали к маргиналам и социопатам.
В общем-то, налицо две крайности:
• потерять себя в коллективе;
• потеряться вне коллектива.
Мне кажется, для человека, который обречен на социум, оба эти граничные состояния крайне опасны с точки зрения обретения личного счастья и гармонии с миром. Нам нужно найти некую середину, которая не только учитывала бы нашу общественную природу, но и давала бы нам возможность развиваться как индивидуальность.
Для этого сначала нужно знать, как коллектив нами манипулирует. Какие психологические эффекты воздействия коллектива мы испытываем в своей жизни. Тот, кто осведомлен, тот вооружен против тотального поглощения себя коллективом или тотального отчуждения от него.
Что же это за эффекты?
Эффект конформизма
Подчинение общественному мнению очень ярко проявляется в детском коллективе, который формирует общественное сознание ребенка. Широко известны опыты психологов, которые иллюстрируют явление конформизма. Детям показывали одинаковые белые и черные шарики или пирамидки и просили некоторых (большую часть) детей говорить, что все пирамидки белые. Давление общественного мнения заставляло тех детей, которых ни о чем не предупреждали, утверждать, что пирамидки белые, хотя они четко видели, что это не так. Приспосабливаясь к большинству, дети говорили неправду. И только некоторые смельчаки отважно называли вещи своими именами.
Мы постоянно находимся в роли таких детей, под гнетом общественного мнения. Конформизм стал обязательной частью нашего существования, иногда буквально обозначая успешность нашего выживания. Однако он грешит против правды и против нас самих. Порой, подчиняясь большинству, мы идем на компромисс с самим собой.
Эффект аудитории
Психологи заметили, что аудитория влияет на нас как положительно, так и отрицательно. Если нам приходится что-то делать или говорить на аудиторию, то результат зависит от того, насколько хорошо мы владеем словом или тем видом деятельности, который демонстрируем перед людьми. Мы волнуемся, испытываем мандраж, мы возбуждены и сосредоточены. И аудитория может нас мобилизовать и вызывает прилив энергии или подавить, заставляя делать ошибки. Не случайно многие репетируют публичные выступления, особенно, если не уверены в своих ораторских способностях. То, что у нас получается хорошо, в чем мы уверены, в присутствии аудитории выходит еще лучше. И наоборот.
Эффект социальной лени
Или эффект Рингельмана, по имени психолога, впервые его описавшего. Он заключается в том, что принимая участие в коллективной деятельности, мы всегда выкладываемся меньше, чем работая индивидуально. Причем, чем больший коллектив выполняет работу, тем меньший вклад каждого. Хотя, казалось бы, должно быть наоборот. Все вместе мы могли бы горы свернуть. Только делая что-то в «составе толпы», каждый надеется на усилия другого и экономит собственные силы. Это явление было подтверждено экспериментальным путем с помощью серии опытов.
Обычным людям предлагали поднимать тяжести. Фиксировали их наилучшие результаты и объединяли в коллективы, сначала по двое, потом по трое, четверо и т.д. Ожидалось, что тяжесть груза будет вырастать пропорционально увеличению силы, то есть количества силачей. Однако оказалось, что вдвоем люди поднимали всего 93% от своего индивидуального рекорда. А вчетвером – только 49%. Чем больше группа, тем результат был хуже.
Когда человек один, он прилагает максимум усилий, когда несколько – он надеется на другого. Как в анекдоте про жителей деревни, которые договорились к празднику наполнить бочку водкой. Каждый хозяин должен был принести ведро. Оказалось, в конце концов, что бочка полна водой. Каждый понадеялся на другого и решил схитрить и добавить в бочку воды, мол, его хитрость не будет никому заметна.
Эффект свидетеля
Заключается в том, что большое количество свидетелей несчастья практически обрекает жертву на отсутствие помощи. И наоборот, если утопающего видит всего один человек, вероятность того, что он придет на помощь, очень велика. В первом случае, свидетели надеются, что поможет кто-то другой, и следуют своей дорогой.
Поэтому и советуют психологи, если на вас напали в людном месте, обращаться за помощью адресно, к какому-то конкретному человеку. Тогда вероятность помощи возрастает в разы.
Эффект прожектора
Возникает у нас, когда мы попадаем в толпу. Нам кажется, все только и смотрят в нашу сторону, обращают внимание на то, как мы одеты, что делаем, что говорим. Но, по большому счету, люди равнодушны друг к другу, если только кто-то не затрагивает их интересов. К сожалению, никому нет до нас дела. Поэтому особенно переживать по поводу того, что в вашу сторону направлен прожектор общественного мнения, взгляда, не стоит. Наши недостатки и ошибки не так бросаются в глаза, как нам кажется.
Подтвердили этот эффект психологи из Корнуэлла. Они просили группу людей носить странную одежду, которая должна сразу бросаться в глаза и вызывать неприятные ощущения у окружающих. Однако осуждающих взглядов и даже внимания, которое было обращено на странности, оказалось вдвое меньше, чем ожидалось. То есть при всем влиянии на нас толпы, мы гораздо менее ей интересны, чем думаем.
Изучив все эти психологические особенности взаимодействия с обществом, человек может вести себя и чувствовать на людях гораздо увереннее. Он может позволить себе быть собой, сохранять свою индивидуальность и не переживать, что общество воспримет его в штыки или не примет в свои ряды. Наверное, полезно знать еще одну особенность человеческого восприятия.
Эффект первого впечатления
Или эффект ореола. По первому впечатлению судят и обо всех дальнейших ваших действиях и словах. Он, к сожалению, закрепляет в сознании то впечатление, которое вы производите в первые секунды или минуты встречи. И как бы потом ни поменялось мнение о вас, эти первые минуты имеют решающее значение для продолжения знакомства или для предоставления вам работы. Не случайно, мы так тщательно продумываем наряд и свои слова, готовимся к первой встрече. При этом чувствуем себя сковано и несколько наигранно. Мы можем обмануть глаза, уши, разум, но эффект первого впечатления все равно сыграет свою роль. Поэтому психологи советуют прежде всего быть естественным. Таким, какой вы есть. Если вы не произведете на работодателя нужного вам впечатления, даже одевшись с иголочки и подготовив сногсшибательную самопрезентацию, но все равно будете собой, он это увидит. И если откажет, значит, это не ваш работодатель. Не показывайте себя в искаженном свете. Не выбирает, скорей всего потому, что эти искажения помешали ему адекватно вас оценить. А может быть, он, действительно, не ваш.
Эффект ожиданий
Эффект ожиданий, как положительных, так и отрицательных, особенно усиленных коллективом, может напрочь разрушить и вашу карьеру, и вашу жизнь. А может поднять ее до небывалых высот. Когда о вас идет ошибочная молва, сформированная с помощью сплетен, завистников или врагов, как бы вы ни старались, победить общественное мнение и ожидания насчет вас, будет очень тяжело. Некоторым людям приходится всю жизнь что-то доказывать остальным, чтобы выпростаться из рамок приклеенных на них чужих ярлыков. Скорее всего, из такого окружения нужно бежать.
С другой стороны, если от вас ждут побед и верят вам, вы этих побед достигаете. Особенно, если верит не один человек, а целый коллектив.
Вообще, коллектив – вещь неплохая. «Плохо человеку, когда он один, горе одному, один не воин, и каждый дюжий ему господин и даже слабые, если двое», – помните В.В. Маяковского.
Коллективная мысль может превратить даже Википедию в ценный источник информации, который переплюнет мнение высокообразованных интеллектуалов-одиночек, потому что миллион обычных людей вносит поправки и показывают явление с разных сторон, добавляет сведения более достоверные и разнообразные. Коллектив исправляет чужие ошибки, которые могут допускать даже люди с энциклопедическими знаниями.
Одна голова хорошо, а две лучше. Наверное, нам стоит об этом помнить и использовать максимально все возможности, которые дает нам коллектив, не забывая при этом о собственной индивидуальности.
Ближайшие тренинги
Новости синтона
Новое на сайте
Подпишитесь
на нашу рассылку!
Групповые эффекты
Самыми разными гранями своей психики люди реагируют на окружающих.Поэтому наиболее популярным является определение социальной психологии какнауки, которая пытается понять и объяснить, какое влияние оказывает на мысли,чувства и поведение индивидов действительное, воображаемое или предполагаемоеприсутствие других. Реакция человека на присутствие других проявляется в видевеера самых разнообразных эффектов.
Групповые эффекты — это механизмы функционирования группы,посредством которых осуществляются групповые процессы и достигаются групповыесостояния. Они являются средствами, обеспечивающими интеграцию индивидуальныхдействий в совместной групповой деятельности и общении. Здесь мы рассмотрим 15основных групповых эффектов:
Эффект социальной фасилитации. Эффект связан с усилением доминантныхреакций в присутствии других. Открыл этот эффект Норман Триплет в 1897 году.Эксперимент Триплета заключался в изучении результатов влияния ситуациисоревнования на изменение скорости велосипедиста и сравнении их с результатами,полученными в одиночной гонке. Триплет установил, что велогонщики показываютлучшее время, когда соревнуются друг с другом, а не с секундомером, и сделалвывод о том, что присутствие других побуждает людей к более энергичнымдействиям.
Эффект присутствия других может как усиливать, так и снижать мотивациючеловека. Например, присутствие других снижает эффективность деятельностичеловека при заучивании бессмысленных слогов, при прохождении лабиринта и прирешении сложных примеров на умножение.
Повышенное социальное возбуждение способствует доминирующей реакции. Однакотогда, когда известен алгоритм решения и правильного ответа человек не видит,социальное возбуждение, т. е. бессознательная реакция на присутствие других,затрудняет умственные операции (анализ, синтез, установлениепричинно-следственных связей) и приводит к неправильному решению. Вниманиечеловека переключается с решения задачи на окружающих людей. При решении жепростых задач реакция является врожденной или хорошо усвоенной. Присутствиедругих людей оказывается сильнейшим стимулятором и способствует правильномурешению.
Социальный психолог Д. Майерс считает, что определяющими факторами такогорода реакций являются:
Эффект принадлежности к группе. Английский психолог МакДугалл в 1908 г. в своей книге «Социальная психология» среди других инстинктов выделил чувство принадлежностик группе людей.
Английские психологи Г. Тежфел и Дж. Тернер в конце 70-х годов изучалипроцесс осознания индивидом принадлежности к группе, обозначив его термином«групповая идентификация». Они создали теорию социальной идентичности, основныеположения которой заключаются в следующем: человек, отождествляя себя скакой-либо группой, стремится оценить ее положительно, поднимая таким образомстатус группы и собственную самооценку.
Групповая идентичность является установкой на принадлежность к определеннойгруппе. Как и любая установка, она состоит из трех компонентов — когнитивного,эмоционального и поведенческого — и регулирует поведение человека в группе.
Когнитивный компонент заключается в осознании человекомпринадлежности к группе и достигается путем сравнения своей группы с другимигруппами по ряду значимых признаков. Таким образом, в основе групповойидентичности лежат когнитивные процессы познания (категоризации) окружающегосоциального мира.
Эмоциональный компонент неразрывно связан с когнитивным компонентом.Эмоциональная сторона идентичности заключается в переживании своейпринадлежности к группе в форме различных чувств — любви или ненависти,гордости или стыда.
Поведенческий компонент проявляется тогда, когда человек начинаетреагировать на других людей с позиций своего группового членства, а не спозиций отдельной личности, с того момента, когда различия между своей и чужимигруппами становятся заметными и значимыми для него.
Эффект Рингельмана. По мере увеличения количества членов, в группепроисходит уменьшение среднего индивидуального вклада в общегрупповую работу.Открыл данный эффект ученик В. Меде Макс Рингельман. Он обнаружил, что коллективнаяработоспособность группы не превышает половины от суммы работоспособности еечленов, т. е. члены группы фактически менее мотивированы и прилагают меньшеусилий при выполнении совместных действий, чем при выполнении индивидуальныхдействий. М. Рингельман экспериментировал с поднятием тяжестей группой иотдельными людьми. Оказалось, что если продуктивность одного человека принятьза 100%, то двое вместе в среднем поднимут вес, который не в два раза больше, асоставляет лишь 93% суммарного веса, поднятого двумя отдельно работающимилюдьми. «Коэффициент полезного действия» группы из трех человек окажется равным85%, а из восьми человек — только 49%. Рингельман предложил формулу дляопределения среднего индивидуального вклада участников в группах разнойвеличины:
где С — средний индивидуальный вклад участников; К — количество членовгруппы.
Б. Латайне в 1979 году описал феномен невмешивающегося свидетеля. Проведясерию разнообразных экспериментов, он доказал, что само число свидетелейтрагического происшествия препятствует оказанию помощи со стороны кого-либо изних. Жертва несчастного случая с меньшей вероятностью дождется помощи, если заее страданиями наблюдает большое число людей. Обнаружена следующаязакономерность: вероятность получения помощи выше, если человек находится вмалой группе, и гораздо ниже, если он находится в окружении большого числалюдей.
Факторами социальной лени являются:
Эффект «синергии». Это прибавочная интеллектуальная энергия, котораявозникает при объединении людей в целостную группу и выражается в групповомрезультате, который превышает сумму индивидуальных результатов, т. е. отвечаеттребованию 1+1>2. Этот групповой эффект изучал В. М. Бехтерев. В его работахи работах М. В. Ланге установлено, что группа по успешности в работедействительно может превосходить индивидуальную успешность отдельных людей.Это проявляется не только в интеллектуальной сфере, но и в повышениинаблюдательности людей в группе, точности их восприятия и оценок, объеме памятии внимания, эффективности решения сравнительно простых задач, не требующихсложного и согласованного взаимодействия. Однако при решении сложных задач,когда необходимы логика и последовательность, «особо одаренные люди», по терминологииБехтерева, могут превосходить среднегрупповые достижения.
Наиболее ярко эффект «синергии» проявляется при проведении «брейнсторминга»— «мозговой атаки», когда группе необходимо предложить много новых идей без ихкритического анализа и логического осмысления.
Эффект группомыслия. Это способ мышления, приобретаемый людьми вситуации, когда поиск согласия становится настолько доминирующим всплоченной группе, что начинает пересиливать реалистическую оценку возможныхальтернативных действий. Открытие этого феномена и изобретение термина«группомыслие» (groupthink), или«огруппление мышления», принадлежит американскому психологу Ирвингу Джанису.Эффект «группомыслия» возникает в ситуации, когда критерием истинности служитсплоченное мнение группы, которое противопоставляется мнению отдельногочеловека. В том случае, когда члены группы сталкиваются с угрозой разногласий,споров и конфликтов, они стараются уменьшить групповой когнитивный диссонанс иустранить возникшие при этом негативные чувства, пытаясь найти решение,устраивающее всех, даже если это решение не будет объективным и разумным сточки зрения каждого отдельного члена группы.
Обычно для группы, вовлеченной в подобную стратегию принятия решений, поискконсенсуса становится столь важен, что члены группы добровольно отказываются откаких-либо сомнений и возможностей взглянуть на задачу новым, оригинальным,нетрадиционным взглядом. Отдельные члены группы могут даже превратиться всвоеобразных «стражей мысли», быстро фиксирующих и жестко наказывающих любоеинакомыслие.
Таким образом, человек зависим от группы в своих контактах с окружающиммиром, в подавляющем большинстве случаев он склонен уступать группе. Дажесенсорная информация человека может быть искажена социальным давлением.
Эффект конформизма. В 1956 году Соломон Эш применил термин«конформизм» и описал результаты своих экспериментов с подставной группой инаивным испытуемым. Группе из семи человек предложили участвовать в опыте поизучению восприятия длины отрезков. Необходимо было определить, какой из трехотрезков, нарисованных на плакате, соответствует эталонному. На первом этапеподставные испытуемые в одиночестве давали, как правило, верный ответ. Навтором этапе группа собиралась вместе и члены группы давали ложный ответ, чтобыло неизвестно наивному испытуемому. Своим категорическим мнением члены группыоказывали давление на мнение испытуемого. По данным Эша, 37% его испытуемыхприслушались к мнению группы и проявили конформизм. Изучение эффектаконформизма весьма популярно в социальной психологии. Выделяют несколькоусловий возникновения конформизма:
Степень конформизма возрастает, если задание сложное или испытуемыйчувствует свою некомпетентность.
Д. Майерс называет три причины конформного поведения. Во-первых, настойчивоеи упрямое поведение других людей может убедить человека в ошибочности егопервоначального мнения. Во-вторых, член группы осознанно или неосознанностремится избежать наказания, порицания, осуждения, остракизма со стороныгруппы за несогласие и непослушание. В-третьих, неопределенность ситуации инеясность информации способствуют ориентации человека на мнения других людей,они становятся определенными и ясными источниками информации.
В групповом взаимодействии эффект конформизма играет существенную роль,поскольку является одним из механизмов принятия группового решения.
Эффект моды (подражания). Подражание — один из основных механизмовгрупповой интеграции. В процессе группового взаимодействия члены группывырабатывают общие эталоны, стереотипы поведения, следование которымподчеркивает и укрепляет их членство в группе. Во внешнем выражении такаястереотипизация даже может вылиться в униформу (например форма военных, деловойкостюм бизнесмена, белый халат врача), которая показывает окружающим, к какойименно социальной группе принадлежит тот или иной человек, какими нормами,правилами и стереотипами регулируется его поведение. Люди более склонныследовать примеру похожего на них человека, чем непохожего.
Эффект подражания лежит в основе любого научения и способствует адаптациилюдей друг к другу, согласованности их действий, подготовленности к решениюгрупповой задачи. Он близок к эффекту конформизма. Однако если при конформизмегруппа так или иначе оказывает давление на своего члена, то при подражанииследование групповым требованиям является добровольным.
Эффект «ореола». Это влияние на содержание знаний, мнений, оценокличности специфической установки, имеющейся у одного человека по отношению кдругому. Эффект «ореола», или «гало-эффект», — явление, возникающее привосприятии и оценке людьми друг друга в процессе общения.
Эффект ореола возникает в условиях:
В негативном смысле этот эффект проявляется в преуменьшении достоинствобъекта восприятия, что приводит к предубеждению в отношении к нему со сторонывоспринимающих людей. Предубеждение — это специфическая установка субъектов,основанная на информации об отрицательных качествах объекта. Такая информация,как правило, не проверяется на достоверность и надежность, а воспринимается наверу.
Эффект группового фаворитизма. Это тенденция каким-либо образомблагоприятствовать членам своей группы, в противовес членам другой группы.Эффект группового фаворитизма базируется на эффекте «мы и они» и как быустанавливает «демаркационную линию» между теми людьми, которые по каким-либокритериям воспринимаются как «свои», и теми, которые по этим же критериямвоспринимаются как «чужие».
Вот некоторые закономерности действия механизма группового фаворитизма:
Эффект группового эгоизма. Это направленность групповых интересов,целей и норм поведения против интересов, целей и норм поведения отдельныхчленов группы или всего общества. Цели группы достигаются за счет ущемленияинтересов ее отдельных членов, в ущерб интересам общества. Групповой эгоизмпроявляется в том случае, когда цели, ценности группы, стабильность еесуществования становятся важнее отдельной личности, значимее целей общества.Тогда личность обычно приносится в жертву целостности группы, полностьюподчиняется ее требованиям и стандартам поведения. Эффект группового эгоизмаможет сыграть очень негативную роль в дальнейшей жизнедеятельности группы исудьбе ее отдельных членов.
Эффект «маятника». Это циклическое чередование групповыхэмоциональных состояний стенического и астенического характера.Интенсивность проявления и временная протяженность эмоциональных состоянийопределяются значимыми для членов группы условиями и событиями их совместнойдеятельности.
Экспериментально-эмоциональные потенциалы группы изучены российскимпсихологом А. Н. Лутошкиным. Настроение зависит от некоторых факторов:
Эффект «волны». Это распространение в группе идей, целей, норм иценностей. Новая идея зарождается в голове одного человека, он делится еюсо своим ближайшим окружением, которое обсуждает, корректирует, дополняет иразвивает предложенную идею. Затем идея распространяется и среди других членовгруппы, осуществляется ее групповая сценка и обсуждение. Как камешек, брошенныйв воду, идея распространяется и охватывает все большее число людей. Правда,волновой эффект возможен только тогда, когда новая идея отвечает потребностям иинтересам людей, а не противоречит им. В первом случае она понимается иразвивается людьми, служит стимулом их активности, а во втором волновой эффектзатухает.
Эффект «пульсара». Это изменение групповой активности взависимости от различных стимулов. Групповая активность проходит цикл«оптимальная активность, необходимая для нормальной работы группы, — подъемактивности — спад активности — возвращение к оптимальному уровню активности».Этот цикл может зависеть как от внешних стимулов (например получения группойсрочного задания), так и от внутренних субъективных побудителей к деятельности(например стремления членов группы решать возникшую проблему). Эффект«пульсара», как проявление групповой активности, заключается в резком повышенииактивности в начале процесса деятельности, затем, когда задача решена, в спадеактивности, т. е. людям требуется отдых. Потом групповая активность возвращаетсяна оптимальный уровень, необходимый для нормальной, слаженной, бесперебойнойработы группы.
Эффект «бумеранга». Эффект «бумеранга» впервые был зафиксирован вдеятельности средств массовой коммуникации. Он заключается в следующем:человек, воспринимающий информацию, не признает ее содержание или выводистинными и продолжает придерживаться ранее существовавшей установки иливырабатывает новое оценочное суждение по отношению к освещаемому событию, ноэто суждение или установка, как правило, оказываются противоположными тойустановке, которую пытались ему внушить через средства массовой коммуникации.Эффект «бумеранга» может возникнуть в случае противоречивости информации,недоверия к ее источнику, методам убеждения и пр.
Данный эффект проявляется также в непосредственном общении и взаимодействиилюдей. Часто агрессивные действия или слова одного человека, направленныепротив другого, в итоге оборачиваются против того, кто совершил эти действияили произнес эти слова. Например, в ситуации возникновения конфликта болеевероятно, что члены группы психологически будут на стороне спокойного,уравновешенного человека, чем на стороне его агрессивного противника.
Эффект «мы и они». Это чувство принадлежности к определенной группелюдей (эффект «мы») и, соответственно, чувство отстраненности от других,размежевания с другими группами (эффект «они»).
Эффект принадлежности к группе включает два более частных эффекта — эффектсопричастности и эффект эмоциональной поддержки. Первый выражается втом, что член группы ощущает себя сопричастным проблемам, делам, успехам инеудачам той группы, к которой он реально принадлежит или субъективнопричисляет себя. На основе эффекта сопричастности формируется чувствоответственности за результаты деятельности группы. Эффект эмоциональнойподдержки проявляется в том, что член группы ожидает эмоциональной поддержки,сочувствия, сопереживания, помощи со стороны остальных членов группы. Онпредполагает также не только эмоциональную, но и реальную поддержку действиямидругих членов группы. Если такая поддержка члену группы не оказывается, то унего разрушается чувство «мы» — принадлежности к группе, сопричастности ееделам — и возникает чувство «они», т. е. член группы, не получившийэмоциональной поддержки, способен воспринимать свою группу как группу чужаков,не разделяющих его интересы и заботы.
Эффект «мы» оказывается эффективным психологическим механизмомфункционирования группы. Гиперболизация чувства «мы» может привести группу кпереоценке своих возможностей и достоинств, к отрыву от других групп, к«групповому эгоизму». В то же время, недостаточное развитие чувства «мы»приводит к потере ценностно-ориентированного единства группы.