Что такое чуп на голове
Что такое чуп на голове
Я КАЗАЧКА запись закреплена
Чуб – вихор волос, казачья прическа. У донских казаков чуб обычно торчал с левой стороны, из-под сдвинутого набок головного убора. Особенно красивым считался вихор курчавых волос, начесанный и взбитый. Чуб подчеркивал в облике молодого казака удаль и молодечество. Казаки всегда следили за внешним видом, в мирное время одевались чисто и аккуратно, не чужды были и своеобразного казачьего щегольства.
_______________________________________________________
Из «Словаря говоров уральских (яицких) казаков» Нестора Малеча:
Чуб, чюп, чюпь, мн. чюпа, уст. – 1. Чуприна, вихор, «висок», непременная принадлежность прически каждого молодого казака; чуб зачесывался на одну какую-либо сторону и виднелся из-под шапки или фуражки. – Выставляли ибязательно чуб. (Кул.) Чубы илецки носили как донцы – с зачесами. (Оз.) Чуб кубанский у него, с правой стороны. Уральский висок – с левой. (Куш.) Парень считался красивым, если у него был хороший чуб. (Зел. У.) Чупа у всех хороши, а над какем и смеешься. (Ст.) Чупы вот каке вздроченны. (Буд.). 2. Густые волосы. – Чуб большущий у нее, чуб как щетина. (Кирс.)
________________________________________________________
Судя по старым фотографиям, особенно буйные чубы отращивали донские казаки. Густой, вихрастый чуб был предметом гордости.
Казачий чуб, казачий чуб — густой, всколоченный, кудрявый.
Куда под звон военных труб — ты не ходил за бранной славой?
Какие берега морей, какие горы, степи, дали —
Тебя — красу богатырей — еще ни разу не видали?
Была далекая пора, когда, влекомый буйным зовом,
Под многогрудное “Ура!” — ты гордо вился над Азовом!
Твоя широкая душа, не зная грани и предела,
За берегами Иртыша, за Ермаком ходила смело!
И твой протяжный звонкий “гик”, твой гордый голос исполина,
При хладном блеске острых пик — слыхали улицы Берлина!
И твой полет степной стези, и твой лампас алей калины,
Когда-то видели вблизи Балкан цветущие долины.
И не один, а много раз, во дни кровавые расплаты,
Тебя палил огнем Кавказ, студили холодом Карпаты!
В степях, в горах твои следы, где буйно ветры злобно веют,
И где, свидетели беды, казачьи кости не белеют?
И вот — за доблесть на посту, тебе “последняя награда”:
На окровавленном мосту, на хладных стогнах Петрограда.
Судьба три года берегла тебя в бою, в огне окопа,
Теперь убит из-за угла, рукой наемного холопа.
И у подножья Царских Врат, во имя мира и покоя —
Прости убийцам, милый брат, своею щедрою душою!
И унеси под звуки труб, под звон Архангеловой меди,
Свой гордый чуб, казачий чуб, к последней праведной Победе!
(Стихи сотника Калмыкова, посвященные гибели казака, только вернувшегося с фронта Первой мировой войны, во время подавления первого большевистского бунта в Петрограде в 1917 году)
На прикрепленных фотографиях донские казаки с роскошными чубами. У большинства из них Георгиевский крест и другие награды за боевые заслуги и храбрость. К сожалению, многие из них, и в их числе Козьма Фирсович Крючков, погибли в огне Гражданской войны.
Зачем казаки носили чубы и серьги
Общины запорожских и донских казаков на Руси возникли в XV веке. И практически сразу же у них появились свои отличительные черты: причёска — чуб, длинные усы и неизменная трубка во рту.
Можно сказать, что чуб, который ещё назывался оселедец, имел для казаков сакральное значение. Носить его разрешалось далеко не всем, а потеря чуба и вовсе означала потерю статуса.
Фактрум предлагает читателю узнать, что означал чуб у казаков и по каким причинам его носили бравые вояки.
Для чего казаки носили чуб на голове
Чуб, или оселедец, — это мужская причёска с выбритой головой и оставленной длинной прядью волос на макушке. Носить его могли только те казаки, которые участвовали в сражениях и отличились доблестью. Молодые же, только-только вступившие в казачью общину, носить чуб на голове не могли. Юнцов коротко стригли, как правило, «под горшок». Со временем, когда молодые казаки проходили разные этапы своего обучения, их волосы всё укорачивали и укорачивали, пока на голове не оставалась лысина.
Чуб запорожского казака был не просто причёской и напоминанием о храбрости в бою. Он был признаком того, что казак не забыл о своей вере и чтит её. Все казаки верили в то, что после смерти они обязательно будут гореть в аду за загубленные ими души. Но вместе с тем они считали, что казачий чуб поможет им выбраться из ада. Ходило поверье, что попавшего в ад казака за чуб сможет вытащить сам Господь и спасти от адских мук.
Чуб казаку нужен был и для того, чтобы отпугивать нечистую силу. Вояки носили прядь волос, зачёсанную на левый бок, чтобы она отгоняла нечистых. Считалось, что они садятся именно на левое плечо и толкают людей на неправедные поступки.
Потеря чуба была позором для казака. Зачастую атаман мог лишить казака оселедца за какую-то провинность или преступление. Во время войн враги намеренно отрезали чубы у пленённых казаков. Считалось, что с потерей чуба донские казаки теряют и свою веру, начиная думать, что им теперь не спастись из ада.
Зачем казаки носили серьгу в ухе
Серьги у казаков имели не меньшее значение, чем оселедец. Чаще всего казачьи серьги имели вид полумесяца и были изготовлены из серебра. Причина, почему казаки носили серьгу в левом или в правом ухе, кроется в их положении в семье. Так, казаки с серьгой в левом ухе были единственными сыновьями у своей матери. А серьга в правом ухе казака символизировала то, что он остался последним мужчиной в своём роду.
Бывали случаи, что и донские, и запорожские казаки носили по серьге в каждом ухе. Такие вояки были единственными детьми в своей семье. Все остальные в общине относились к ним с особым уважением. В боях таких казаков старались защищать и беречь от опасностей. Происходило это из-за того, что казаки уважали родителей и считали, что потеря единственного ребёнка для них будет страшной трагедией.
В некоторых казачьих общинах серьгу в ухе носили лишь юнцы, желающие показать, что они готовы на подвиг. Иногда с серьгой ходили неженатые, сироты или младшие сыновья, — словом, те, кому не надо было проявлять заботу по отношению к семье или предкам. Этих казаков посылали на самые опасные задания.
Было и другое значение серёг у казаков. Считалось, что серебряная серьга может уберечь от разных болезней, в том числе и от венерических. Кроме того, если казачий отряд останавливался возле незнакомого водоёма, то каждый клал в свою кружку с водой серьгу. Делали они это для того, чтобы серебро обеззаразило воду.
Помогало ношение серёг и во время обучения. Зная, в каком ухе у него висит серьга, казаку было проще выполнять команды «направо» и «налево». Облегчало это и работу командира. Он, видя, на каком ухе у подчинённого серьга, понимал, единственный он ребёнок или нет и стоит ли отправить его в тыл, чтобы сберечь.
Чуб-оселедец, зачем его носили казаки
Запорожский казак у многих ассоциируется с чубом-оселедцем, который еще называют чупрына. Вместе с длинными усами именно «оселедец» является своеобразной визитной карточкой, определителем того, что это именно казак. Картину дополняют: люлька, шаровары, сабля и в ухе серьга. Но это уже дополнение к общему образу. Если с остальными маркерами-идентификаторами все более или менее понятно, то откуда взялась столь необычная стрижка на голове, и зачем нужен этот «хвостик» не очень ясно.
Четкого ответа на вопрос когда, зачем и почему казаки носили чуб, в документах тех времен не существует / Фото: ok.ru
Как и в случае со многими другими вопросами – на этот четкого ответа нет. Есть версии и предположения, а вот четкого определения, когда, зачем и почему – ни в одном из документов тех времен, положениях Запорожской сети, нет.
1. Что говорит история
Великий полководец князь Святослав Игоревич был очень похож на казаков / Фото: militaryexp.com
Согласно исторической версии, эта прическа являлась символом власти. Знак был принят, еще в роду князей киевских. По некоторым данным считают, что знаменитый Святослав, князь-воин, внешне был очень похож на запорожских казаков, несмотря на то, что между ними была временная пропасть размером в половину тысячелетия. Появилась такая версия на основе сделанного Львом Диаконом описания облика Святослава во время его встречи с Цимисхием, императором.
Согласно описанию, сделанному Львом Диаконом, князь Святослав носил чуб-оселедец / Фото: novosti333.ru
Из описания следует, что Святослав на встречу приплыл на скифской ладье. У него был средний рост, глаза голубого цвета, густые брови, нос плоский. На лице была длинная борода и висячие усы. Голова князя была полностью без волос, но с одной стороны висела их прядь, которая говорила о том, что мужчина принадлежит к знатному роду. Кроме этого в одном его ухе была серьга из золота с двумя жемчужинками и карбункулом.
То есть перед нашим взором появляется настоящий запорожец, казак со всеми его внешними характеристиками, и даже серьга присутствует. На основе этого появилась теория, суть которой заключается в наличии определенной традиции в этом конкретном регионе для определенных слоев населения, которая была пронесена сквозь века.
Вторая версия отличается от предыдущей. По мнению поляков, чуб-оселедец – это прическа «сарматская».
В XVI-XVII столетиях в Речи Посполитой эту прическу считали своеобразным наследием, переданным древними сарматами. Именно с ними шляхтичи себя и отождествляли. Что касается самих сарматов, то в те времена их считали народом, имеющим германские корни. Представители польско-литовской шляхты предпочитали считать именно сарматов прародителями собственного рода. Так они ставили границы между собой и славянскими простолюдинами.
В Литве и Польше тогда существовал сарматский стиль, выраженный не только в чубе-оселедце, но и в характерной одежде, доспехах / Фото: pinterest.ru
Стоит отметить, что в Литве и Польше тогда существовал сарматский стиль – мода, выраженная не только в чубе-оселедце, но и в характерной одежде, доспехах, изобразительном искусстве и так далее. Что касается истинных данных о сарматах, то о них практически ничего не знали, в отличие от наших современников. Поэтому «сарматизм» поляков является чем-то условным и где-то надуманным.
В целом же оселедец поляков-шляхтичей и князя Святослава ничего общего между собой не имеют. Исходя из того, что хронологической последовательности и связи между двумя периодами ношения этой прически князем и поляками нет (временные периоды были разными), вывод напрашивается сам собой. Насколько он верный, неизвестно, но вполне имеет право на существование, как одна из гипотез.
Чуб у казаков выступал символом их принадлежности к роду сарматов / Фото: ru.ign.com
Казачий чуб является зеркальным отражением прически польских шляхтичей, которые жили именно в то время. Ну а сам по себе чуб поляков-шляхтичей выступает символом их причастности к роду сарматов, легендарных степных властителей.
Да и если разобраться, то на Запорожье казацкая старшина очень хотела, чтобы ее поставили на один уровень со шляхтой в правах и дали добро на наличие крепостных.
2. Что думают по этому поводу сами казаки
Идеологические последователи казачества считали, что чуб могут носить те, кто побывал в бою / Фото: yandex.by
Как считали казаки того времени, неизвестно. А вот их наследники (в идеологическом смысле, естественно) имеют совершенно другое мнение на этот счет. Из разных источников следует, что чуб-оселедец могли носить далеко не все представители рода казачьего, а только наиболее опытные из них, которые хоть один раз в своей жизни, но побывали в настоящей битве. Как и в случае с предыдущими версиями, четких исторических доказательств того, что это было действительно так и никак иначе, нет.
Чупрына выступал знаком отличия и показатель статусности казака / Фото: ii.yakuji.moe
Если рассматривать гипотезу с теоретической точки зрения, то вполне возможно, что чуб действительно выступал своеобразным знаком отличия и являлся показателем статуса казака. То есть, чем длиннее оселедец, тем статуснее казак, ну а писари и им подобные личности на подобное «украшение» своей буйной головушки права не имели. У них была своя отличительная прическа, которую мы и сейчас называем «под горшок».
Существуют и мистические версии причин, для чего казакам оселедец / Фото: zp.vgorode.ua
Некоторые склонны верить в совсем уж нереальную, мистическую версию. Согласно ей, казаки были убеждены, что их после смерти Бог из адского котла вытащил именно за чуб. Ну а в ад, естественно, попадал каждый казак за все свои «хорошие» деяния. А их было много. Достаточно вспомнить походы за зипунами…
Репин на своей картине изобразил казака-банкомета с чубом, свисающим на правую сторону / Фото: fb.ru
С этой версией связан и способ ношения оселедца. Ее приверженцы считают, что волосы должны свисать с левой стороны, чтобы они помогали смахнуть с плеча беса. Кто знает, может в этом что-то и есть. А если присмотреться к картине Репина, то у банкомета (человека без рубахи, ответственного за карточную раздачу), чуб свисает справа.
Существует и версия, что казаки брили головы в целях поддержания гигиены / Фото: armyinform.com.ua
Ну и последняя гипотеза, вышедшая тоже из народа, гласит, что голову казаки брили в целях гигиены, а именно, чтобы не заводились вши. Чуб оставлялся для того, чтобы свои могли идентифицировать его. Нам остается выбрать ту версию, которая больше всего понравится. Подлинную причину ношения оселедца, возможно, никто и никогда не узнает.
Материалы по теме
А вот ещё:
Происхождение и значение славянских имен
В последние годы стало популярным давать детям славянские имена. Мы стараемся вспомнить свои древние корни, и, как и в давние времена, хотим, чтоб благозвучное имя еще и стало оберегом. Так какие же имена встречаются в наших летописях и берестяных грамотах, что означают и что могут рассказать об обычаях и мировоззрении предков?
Сегодня постараемся приоткрыть завесу тайны этой части славянской культуры.
Какие из имен имеют славянское происхождение
Богдан Хмельницкий. Фото источник: amp.my.ua
Традиции княжеских имен
Памятник Ярославу Мудрому. Фото источник: pravlife.org
Ребенку, появившемуся в княжеской семье, и имя следовало выбирать исключительно благозвучное. Поэтому нам известны древние правители с традиционно «престижными» и «положительными» именами: в хрониках мы встречаем Владимира, Всеволода, Ярослава, Вячеслава. Также традиции предписывали для наследников правящей династии использовать в именах общий корень. К примеру, сыновей князя новгородского и киевского Ярослава Мудрого звали Изяслав, Святослав, Вячеслав.
А вот его внук и сын киевского князя Изяслава Святополк хоть и не унаследовал княжеского имени (поговаривают, что он был незаконнорожденным), но в именах своих детей не забыл учесть «наследственный высокий корень», и они получили имена Сбыслава, Изъяслав, Предслава, Ярослав, Мстислав и Брячислав.
Вот настолько сильно желание через имена заявить о своих правах на киевский престол! Ведь изначально имя выполняло функцию фамилии.
Как защитить ребенка с помощью имени
Имена для детей на Руси. Фото источник: smi2.ru
Как на Руси, так и во многих других культурах давать при рождении ребёнку сразу несколько имён считалось обязательным. Логика проста: на людях используется одно имя в то время как остальные остаются в тайне. Соответственно, злые силы его не знают и не могут навредить. Но порой желание ввести в заблуждение духов становилось по современным меркам несколько странноватым. Так, малыша могли назвать Нелюб, Некрас, Грязной, Упырь, Бессон, Невзор.
Особое место в славянском именослове занимали имена, образованные от тотемных животных. В древности верили, что малыш, имеющий такое имя, впитает в себя достоинства покровителя племени, ведь дикие звери в их понятиях обладали мистическими способностями. Так, медведь всегда ассоциировался с небывалой силой, волка наделяли ловкостью, смелостью и преданностью товарищам. И даже заяц могли «дать» имена детям, ведь он был символом быстроты, изворотливости и плодородия. Еще одним доводом в пользу имени-тотема была вера, что хищник не нападает на малыша, который «с ним одной крови». Так что и сейчас в Сербии можно встретить человека с именем Вук (Волк).
Впоследствии такие имена были взяты в основу многих распространенных русских фамилий: Волковы, Медверевы, Зайцевы, Воробьевы, Лисицыны, Барсуковы, Соловьевы и т.д.
В противоположность именам-оберегам славяне до сих пор любят использовать имена, отражающие положительные качества человека : Радмила (заботливая и милая), Рада (радость, счастье), Слободан (свободный, дающий свободу), Тихомир (тихий и мирный), Ясна (ясная). Родители, нарекающие так своих чад, наверняка надеются, что дети вырастут именно такими.
Если сейчас наличие прозвища обычно является чем-то обидным, то у древних славян особенной разницы между именем и прозвищем не было. Второе имя, указывающее на какую-либо индивидуальность владельца, обычно давалось по мере роста ребенка и использовалось наравне с нареченным при рождении.
Добрыня Никитич. Фото источник: ucrazy.ru
В Древнерусской словесности было обычным употреблять как полные имена, так и их уменьшительные варианты. Ярким примером могут стать сказки, в которых главных героев зовут Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем. Имя Добрыня вполне вероятно сформировано от древнерусского Доброслав и означает вовсе не милый и сердечный, как можно подумать, а крепкий и здоровый. В современный именослов дошло множество имен в короткой форме. К примеру, Борис (Борислав), Путята (Путимир), Твердило (Твердислав), Ратша (Ратибор).
Еще одной особенностью славянских имен является отражение в имени ситуации, при которых малыш был рожден. Так, распространенная фамилия Третьяк произошла от имени, означающем, что для родителей этот малыш был третьим. А такие имена, как Мороз или Ярец могли поведать, в какую погоду был рожден ребенок.
Как приход нового вероисповедания отразился на именных традициях славян
Петр Первый. Источник фото: cyrillitsa.ru
Интеграция в европейскую культуру, которая произошла с приходом христианства, принесла и изменения в моде на имена. Так, получили распространение многие греческие, еврейские и римские имена. Стали популярны Василий, Юрий (Георгий), Александр, Петр и другие имена.
Прическа казака: чуб-оселедец, чуприна, стрижка «под горшок»
Описание стиля казаков
Первые упоминания о казаках встречается в XVI веке, они всячески поддерживали единство Русского царство, присягая царям на верность, защищая от смут, вражеских нападений. В конце XVII века на Дону образовалась автономия, вольные жители участвовали в управлении, почитали старообрядческие традиции. Необходимость защиты южных границ империи привело к привилегиям в самоуправлении.
При Петре I казаки получили подкрепление при борьбе с турками, также активно поддерживали царя, выступая в Шведской войне. Но желая управлять свободолюбивыми воинами, царь изменил управление в Донской автономии, что привело к Булавинскому восстанию, потерей казачества автономии. Петр I перевел все казачьи войска под управление высшего военного органа Российской империи.
Постепенно Дон получил статус колонии, сохранял элементы автономии вплоть до самой революции. Но всегда отличались от регулярных войск дисциплиной и верностью товарищам, что связано с традициями семейных станиц. Выступая в бою, казаки ощущали поддержку друг друга, рядом плечом к плечу воевали деды, братья, отцы, сыновья. На сегодняшний день большинство казаков живут на территории Ростовской и Волгоградской области, по последним подсчетам численность составляет более 140 тыс. человек.
Оставалось время на игры, которые также были направлены обучению военному ремеслу, но в более занимательной, увлекательной форме. В середине XVIII века открылось первое образовательное учреждение, где казачьих детей подготавливали к духовному знанию. Позже основными предметами стали арифметика, грамматика, иностранные языки, рисование. В начале XIX века была создана Донская Гимназия — прототип современных кадетских училищ.
Многочисленные победы казачества объяснялись железной дисциплиной, тщательной подготовка воинов с малых лет. Любовь к родной земле прививалась с рождения, а станица состояла из семей, насчитывавших несколько поколений. Несли незначительные потери в бою в равнении с регулярными полками. Зачастую воевали целыми станицами, поддержка воинов основывалась также на кровном родстве. Казаки носили одну серьгу в ухе как знак о том, что мужчина один сын в семье.
Таких воинов товарищи оберегали в бою для сохранения продолжения будущего рода. На военных советах последнее слово не всегда было за командиром, часто решал жребий, общий совет.
Посох же со времен Киевской Руси оставался символом мудрости. Часто использовался на собраниях для важных сообщений, наведению порядка среди казачества.
Значение волос для казаков
Волосы, которые остаются после стрижки, несут информацию о человеке, поэтому с их помощью можно причинить вред владельцу. Казаки верили в это. После стрижки они закапывали их в землю, ведь часть шевелюры могла попасть к врагу, который может навести порчу на хозяина.
До наших дней дошел казачий обычай первый раз подстригать мальчика, когда ему исполнится год. В процессе участвует крестная мама, которая и стрижет малыша, и другие родственницы. Родная мама в процедуре участия не принимает.
7. Прически казаков
Прически, принятые у казаков в разных регионов, имели символическое значение. Так, чуб-оселедец (чупрына) был знаком принадлежности к воинскому братству Запорожской Сечи. Любопытно, что похожие длинные клоки волос на выбритой голове носили норманны, посвятившие себя богу Одину, а также воины Святослава Киевского.
Казак с чубом-оселедцем.
С клятвами мести казаки бросали вырванные или срезанные пряди оселедцев в могилы товарищей. Волосы из чубов вырывали и тогда, когда произносили проклятия.
Казацкая стрижка под горшок.
Яицкие и терские казаки стриглись «под горшок» («в скобку»), что отличало их от представителей местных племен. Состриженные волосы зарывали в землю, чтобы избежать наведения порчи.
Обычаи казаков, связанные с волосами
Когда воины хоронили друга, который был предательски убит, они вырывали из чуба по клочку волос и кидали в могилу. Это означало, что они обязательно найдут убийцу и отомстят.
У Гоголя также упоминался чуб Тараса Бульбы и проклятие. Старый отец вырвал клок волос из головы и проклял тот день, когда породил на свет божий предателя.
Но казаки знали, что Господь запрещает думать о мести, и поэтому понимали, что обрекают и себя. Если воин решил мстить, то знал, что теперь не попасть ему в рай, и что покоя ему не будет ни на том свете, ни на этом. Поэтому, наверное, и погиб гоголевский Тарас Бульба.
Далее немного расскажем о том, как казаки следили за своим внешним видом.
Характерные черты причесок
Основной прической был казачий чуб. По одной из легенд являлся частью выбритой головы, характерной стрижки каторжников. Подобный вариант состригания волос связывают с происхождением казаков, формировавшихся из бежавших заключенных. Эту версию опровергают старинные фрески, на которых воины запечатлены с характерным взбитым чубом еще в V веке. Волосам приписывалась особое значение, считалось, что в них заключена сила воина.
С персидского «казак» означает «хохолок», по характерной прическе побратимы могли узнать друга в любой стороне.
Обратите внимание! Воины старообрядцы стриглись под горшок, носить бороды могли только женатые мужчины. Еще эта прическа получила название «арбузная корка», для ее выполнения на голову надевали круглую емкость, по лекалу состригали волосы по краям.
Подобными легендами овеян и символ запорожских казаков — оселедець. Мужчины оставляли часть волос на макушке, остальные пряди сбривали. Такую прическу носили еще во времена Киевской Руси, стрижки носили мужчины княжьего рода. Встречался характерный длинный чуб также у норманнов. Была наделена сакральным значением, являлась посвящением богу Одину.
В бою развеивающийся чуб казака устрашал противника, имели право носить только опытные воины. По обычаю закладывали за левое ухо, считалось, что на правом плече сидит ангел, на левом черт, таким образом отгоняли нечистую силу. Казаки тщательно следили за внешностью, лицо гладко брили, оставляя лишь длинные усы.
Характерные черты причесок казаков:
Казачки до замужества плели одну косу, могли ходить с непокрытой головой. После замужества женщины завязывали две косы, покрывали голову головным убором. В каждой местности существовали свои традиции, техники повязывания платка — зануздалка, шлычка, каук. Украинские прически мало чем отличались от донских, девушки также вплетали отрезы ткани, ленты для увеличения длины и объема. Мелко сплетенные косички характерны для центральной Украины, в других регионах была популярна коса вокруг головы, украшенная живыми цветами.
Девичьи головные уборы отличались разнообразием, убранством. Сложные конструкции украшались лентами, окрашенными перьями, сусальным золотом. Как красиво вплести ленту в косу, вы можете прочесть на нашем сайте.
Внимание! Как и прически, головные уборы создавались на основе многовековых знаний, традиций. Орнаменты, композиции цветов, символов служили оберегом дома, семьи, потомства.
Актуальность в наши дни
Современные укладки отличаются разнообразием, свободой самовыражения. Если наши предки предавали особое значение волосам, сегодня прически являются одним из элементов имиджа. Сложно судить о роде деятельности, семейном статусе, актуальные тренды диктуют новые формы и идеи. Но мода циклична и некогда забытый взбитый чуб вновь становится популярным. Прическа заметно трансформировалась, появилась геометрия, динамика, точные графичные линии.
От лихого казака осталась лишь удлиненная часть сбоку в области макушки. Современная прическа приобрела элегантность, утонченность, но благодаря коротко подстриженным вискам и затылку, не потеряла мужественности.
Кому подходят:
Общие рекомендации по выполнению
Стрижка требует профессиональных навыков, рекомендуется выбрать опытного мастера. Плавные переходы, актуальный пробор, возможность дополнить оригинальными рисунками — детали позволяют подобрать уникальную модель. Для создания стрижки в домашних условиях понадобятся:
Стоимость стрижки в салоне зависит от выбранной модели и дополнительных эффектов, создания рисунка, модного окрашивания. Средняя цена варьируется от 1000 до 3000 руб.
Традиции, связанные с внешностью и одеждой
Особое отношение у казаков было к шапкам. Потерять ее означало потерять голову. В нее зашивали иконы, а за отворот клали важные документы. Сбить шапку с головы, так же как и снять платок с женщины, — кровная обида, за которую мстили.
Казаки носили несколько видов головных уборов: папаху (шапку) или фуражку. На первую нашивались награды.
Когда казаки собирались в круг (на совет), то голосовали шапками. Шапку также закидывали во двор девушке, к которой собирались засылать сватов. Называли таких «хваленками». Девушка должна была взять папаху и положить на стол перед отцом. Если она клала ее дном вниз, то это означало, что она согласна на замужество, а если вверх, то нет.
Если казак погибал на войне, его папаху или фуражку приносили в дом и клали на божницу. Если воин решил взять в жены вдову с детьми, то он приходил к реке и кидал в нее папаху погибшего с клятвой беречь и любить его жену и защищать детишек.
По уставу, казак обязан был тщательно следить за своей внешностью. Это должно было войти в твердую привычку, поскольку на войне несоблюдение гигиенических норм могло привести к заражению и гибели.
Старший по званию мог прямо на улице остановить казака и попросить показать, насколько чисты ноги или белье бойца. Делалось это также с целью предотвращения болезней, которые в полевых условиях разносились очень быстро и могли стать причиной смерти целого полка.
Как у запорожских казаков появилась традиция носить чуб?
Знак зрелости
Сейчас среди современных молодых запорожцев и украинской молодёжи модно щеголять с чубом, особенно в среде националистов. А ещё лет 150 назад такую причёску надо было заслужить!
Вопреки устоявшемуся мнению, не все запорожские казаки раньше имели право носить чуб.
Во времена Запорожской Сечи характерную длинную прядь волос дозволялось отпускать лишь казакам, которые успели хорошо проявить себя в ратном деле. Остелец был для них своеобразным символом воинской зрелости.
Юноши и молодые воины, не успевшие «понюхать порох», обычно были пострижены «под горшок» или просто побриты налысо.
Символ знатности
Сейчас остелец носят все казаки. Вне зависимости от тяжести кошелька и социального положения. Но вполне вероятно, что в очень далёкие времена это была прерогатива избранных людей.
Большой клок волос на выбритой голове оставляли многие народы мира: гунны, готы, поляки, печенеги и даже древние египтяне.
Такая причёска символизировала, что её владелец не простолюдин, а принадлежит к касте избранных: жрец, знатный воин или просто богатый человек.
Праобраз чуба имели воины и князья Древней Руси. Например, такая причёска была у знаменитого древнерусского князя Святослава Игоревича.
Памятник Святославу в селе Холки. По воспоминаниям современников, легендарный древнерусский воитель носил на голове длинную прядь волос. www.topwar.ru ©
Возможно, русичи позаимствовали эту причёску у тюркских народов, которые активно обменивались культурой с Русью.
А от своих предков – русичей – традицию отпускать чуб могли перенять казаки.
Правда такая причёска не была прерогативой знатных казаков. Обычаи и порядки запорожцев отличались демократичностью. Поэтому носить остелец дозволялось всем казакам.
Средство спасения из Ада
В массовой культуре сформировался положительный образ запорожского казака. В книгах и фильмах перед нами предстаёт удалой воин, пылкий поборник правды, защитник Родины и православной веры. Однако благородный портрет не совсем стыкуется с историческим образом. Казаки часто занимались такими неблагопристойными занятиями, как грабёж и работорговля. Причём часто грабили и уводили в полон своих же единоверцев.
Поэтому запорожцы справедливо полагали, что гореть им за эти грехи в аду.
Спасение было лишь в …чубе. Якобы, Бог, смилостивившись над казаком-грешником, мог вытащить его за чупрун из геенны огненной.
Вряд ли современные казаки совершают смертные грехи, чтобы бояться Ада. Но традиция отпускать остелец осталась.
У казаков [ править | править код ]
Чуб Тараса Бульбы
Для начала давайте вспомним о том, какова была внешность одного из самых известных казаков в литературе. Тарас — это пожилой мужчина, голова его обрита, но есть чуб (оселедец). Эта прядь волос совсем седая. Бороду он бреет, но зато отрастил длинные свисающие усы. Его лицо исписано шрамами, которые он получил в бою. Как видите, один из самых яркий представителей казачества носит традиционную прическу — чуб.
Разновидности причесок
Волосы для казаков имели особое значение. Никто не давал указаний носить казакам чуб, но для них это было знаком принадлежности к одной общине, роду, станице. Шапку воины также всегда носили, нахлобучив на одну сторону.
Давайте же разберем, какие именно прически носили казаки и в чем их отличие. Среди широко известных можно выделить такие:
Хохол
Обычай носить такую прическу был в основном у казаков-черкесов. Стрижку «хохол» делали мальчикам, которые прошли обряд инициации. После того как ребенка посвятили в воины, по краям его голову гладко брили, а посередине оставляли то, что сейчас принято называть «ирокезом». Такой хохолок и стал основанием для немного насмешливого прозвища славянских воинов. Интересно, что у живших по соседству персов слово «казак» и имело значение «хохолок».
Оселедец
Чуб «оселедец», или чуприну имели право носить только воины, которые «понюхали пороху». Это не просто прическа, а древний обряд. У норманнов, к примеру, это было посвящение в служение богу с одним глазом — Одину. Считалось, что такую прическу носил сам одноглазый владыка и все его войско. Есть документальные подтверждения тому, что воины-язычники князя Святослава Киевского носили такие же прически.
Как выглядел казак с чубом? Известно, что художник Репин, изображая в 1880 году казаков на одноименном полотне, явно ошибся. Если рассмотреть картину, то можно увидеть что оселедцы у казаков какие-то очень тонкие, похожие на китайские косички. К тому же они заложены за правое ухо, что было непозволительно. Есть, правда, на картине запорожцы и со стрижками «под горшок».
Как выглядел оселедец?
Вся поверхность головы полностью обривалась, а над самим лбом спереди оставляли пучок волос. Он имел ширину, которая равнялась трем пальцам, и длину как минимум в три-четыре пальца и более. Некоторые казаки отращивали достаточно длинные чубы. Во время боя они развевались на ветру и устрашали противника.
Прически «хохол» и чуб-оселедец было принято носить на севере Украины, к примеру на Черкащине.
Какое значение казаки придавали чубу?
Носить такую прическу казака, как чуб, имели право только бывалые воины. Считалось, что чем больше на войне прошел мужчина, тем более длинной может быть прядь волос. Таких казаков так и называли «чуприндерами». Молодые воины свои чубы подстригали.
Существовал обычай закладывать казацкий чуб исключительно за левое ухо. Считалось, что на правой стороне у воина сидит ангел, а на левой черт. Вот его и смахивали запорожцы своими длинными прядями волос.
Воины, которые чтили казачьи традиции, или, как их тогда называли, традиции «низового товариства», считали чуб знаком отличия, таким же, как шпага, медаль, орден.
Некоторые историки считают, что казачий чуб в Киевской Руси был признаком принадлежности к знатному роду. До наших дней дошло описание сына княгини Ольги — Святослава Игоревича, в котором говорилось о том, что у великого полководца была лысая голова, и только на одной стороне оставался локон волос. Также у князя были длинные висячие усы и одна большая серьга в ухе. Все три признака относились к облику запорожских казаков.
Что же означает слово «чуб»? Есть версия, что оно произошло от персидского слова «чоб». Оно означает гроздь или пучок. Для казака такая прическа была визитной карточкой или паролем. Куда бы ни занесло бравых воинов, а своих они всегда могли узнать по традиционной прическе.
Кроме того, казаки считали, что в волосах есть энергетическая сила, а значит, полностью обрезать их — лишиться защиты. В народе также ходит поверье, что чуб нужен казаку, чтобы после того, как он падет на поле брани, ангел смог его поднять и отнести в рай.
Его также называли «искупительным». Существовала еще одна легенда, в которой речь шла о том, почему у казаков такая прическа. Чуб — это прядь волос, за которую Господь должен был достать из адового котла казака, поскольку человек, который убивает людей, пусть они и являются врагами, не может быть чист перед небом.
Стрижка «под чуб» или «чуприну»
Эта прическа возникла после того как татары разгромили Русь, а большая часть русских княжеских земель вошла в состав Великого княжества Литовского. Позже оно превратилось в Речь Посполитую, что в переводе означает «Республика Объединенная».
Прическа «под чуприну» создавалась очень просто. Шевелюра наголо обривалась надо лбом, на висках и на затылке. Часть волос размером с ладонь взрослого мужчины оставляли на макушке. Их расчесывали, равномерно распределяя по всей голове, и стригли по кругу. Складывалось впечатление, что голова полностью покрыта волосами, однако при порыве ветра, оголялся череп воина. Это делало его облик более воинственным и диким. Такую стрижку носили по большей части:
Была также разновидность этой стрижки, которая имела название «под чуб по-польски». Отличие было в том, что здесь прядь волос оставляли повыше. Прическу носили в основном паны, но, видимо, своих крепостных они стригли так же. Отсюда и взялась поговорка о том, что когда паны дерутся, то у холопов чубы трещат.
Все же «под чуб» чаще всего стриглась знать. Такую «прическу казака» носили князья, которые относились к литовскому, польскому и русскому роду.
Стрижка «под чуприну» также была актуальна и в Молдавии в 1595-1606 и позже. В это время там правил господарь Иеремия Могила. Он приходился дядей Петру Могиле. Такую стрижку предпочитал он сам, и с такими же прическами были изображены на картинах его дети, Александр и Константин. В старину Молдавия звалась Шипотской землей и входила в состав Киевской Руси. Главы государств звались господарями и все были русского происхождения. Иван Пидкова — легендарный казацкий гетман — были из рода молдавских господарей. Турки, которые, как известно, воспитывали из христианских мальчиков янычар, также стригли их «под чуприну».
Стрижка «под макитру»
Также она имела название «под горшок», «под арбузную корку». Выполнить ее было очень просто. На голову надевалась какая-то округлая емкость или та же арбузная корка. Все волосы, которые выглядывали из-под нее, остригались. Эту прическу носили по большей части казаки среднего Дона и Яика. Образ кузнеца Вакулы — яркий пример представителя казачества со стрижкой «под горшок».
«Усы на лице и голове»: как отличить донского казака от запорожца
Современные варианты стрижек и укладок в стиле казаков
Прическа «Взбитый чуб» обрела второе дыхание. Современный вариант с короткими висками и выбритой областью затылка подходит мужчинам разных возрастных групп. Удлиненные пряди на темени оригинально смотрятся на вьющихся волосах. Стильно выглядит вариант с бородой, подходит для различных направлений, сочетается с современной, авангардной одеждой. Подобные образы уместны и на светском мероприятии, являются актуальными моделями для ежедневных дел.
Барышни также выбирают креативные варианты, основой которых стали традиционные стрижки казаков. Сделать подобную прическу, можно доверить только опытному стилисту, удачная модель станет изюминкой внешности. Смелый, экстравагантный образ стоит подчеркнуть ярким, модным окрашиванием. Рекомендуется выбирать хрупким, изящным девушкам с правильным, продолговатым овалом. Прическа акцентирует внимание на лице, подчеркивает пропорциональные выразительные черты.
Роскошно смотрится на вьющихся локонах, интересная фактура прядей подчеркивается выбритыми висками и затылком. Некогда мужская прическа, сегодня вполне уместна для женского образа. Подходит хрупким, стройным барышням, открывает линию шеи, рекомендуется сочетать с градиентными техниками окрашивания.
Прическа тупей, означавшая «прядь волос», осталась в прошлом. Традиционно ее выполняли на париках. Мужская мода в XVIII ориентировалась на французский стиль. Сложные завитки, тугие букли присутствовали в укладках ушедшей эпохи у представителей дворянства.
Прически с двумя косами традиционно использовали украинские девушки, а также донские казачки. После замужества обязательно покрывалось плетение платком, современные варианты имеют более свободную интерпретацию. Самобытные образы и сегодня не теряют актуальности. Подчеркивают красоту, миловидность юности, выполняются на длинных, густых локонах.
Одна центральная коса использовалась казачками, живущими в разных регионах. Стандартная укладка преображается благодаря оригинальным украшениям. Такие образы можно использовать не только для фотосессии или тематической вечеринки, с соответствующим нарядом подходят и для торжественного события.
Коса вокруг головы используется сегодня повсеместно. С небрежными, распущенными прядками является трендом последних лет. Но традиционно, казачки заплетали гладкие, тугие косы, аккуратно укладывая венком. Подходит барышням разного возраста и сферы деятельности. В зависимости от аксессуаров можно сочетать с различными стилистическими направлениями. Все чаще подобные образы используются для невест, а также светских мероприятий.
Звездные примеры
Леонардо ди Каприо легко узнать по характерному чубчику. За годы карьеры актер часто менял имидж, но постоянно возвращался к любимой прическе.
Том Круз создает разные образы, элегантный и стильный, дерзкий и опасный — амплуа звезды завоевали миллионы поклонников.
Джонни Депп, как и его герои, имеет собственный стиль. Небрежные пряди придают динамичность прическе, эпатажность и свобода выражаются в мельчайших деталях образа.
Зейн Малик знаменит не только свои творчеством, но и оригинальными стрижками. Чего только стоят эксперименты с окрашиванием в розовый цвет.
Майли Сайрус не перестает подогревать интерес публику ярким имидж и эксцентричными поступками, регулярно отражающиеся в светской хронике.
Пинк и ее взбитый чуб стали настоящей классикой креативных стрижек.
Отечественные звезды также используют модные образы. Тимур Родригез тщательно следит за своей внешностью, безупречное чувство вкуса позволяет всегда выглядеть безупречно.
Максим Галкин в течение нескольких лет использует стрижку «Взбитый чуб», оригинально выглядит прическа на вьющихся прядях.
Плюсы и минусы
Традиционные прически казаков сегодня вновь обретают популярность. Создавать подобные формы могут как мужчины, так и женщины, выбирая оптимальные модели. Характерные стрижки не имеют былого значения, модные идеи являются лишь способом самовыражения. Стоит знать об особенностях выполнения, преимуществах, недостатках.
Плюсы:
Минусы:
Полезные видео
Мужская стрижка с длинной челкой.
Модная мужская стрижка.