Что такое чтение с остановками
Прием «Чтение с остановками»: алгоритм работы и рекомендации
Главнейшие функции приема «Чтение с остановками» — заинтересовать ребенка книгой, развивать навыки осмысленного чтения. Прием практикуется в методике развития критического мышления и охватывает все стадии урока: вызов, осмысление и рефлексия.
Как работать со стратегией «чтение с остановками»?
1. Подготовка к восприятию текста. На стадии вызова обсуждается только заглавие произведения и, возможно, эпиграф к уроку, который максимально приближен к теме текста.
Обсуждение может идти по-разному. Варианты:
2. Чтение текста с остановками. Учитель заранее разбивает текст на смысловые отрывки. Важно, чтобы каждый отрывок был логически законченным, при этом давал простор для воображения: «А что же будет дальше?».
Чтение начинается на стадии осмысления и проходит в несколько этапов: чтение — вопросы по тексту — предположения. Эта цепочка повторяется столько раз, сколько отрывков в тексте.
Важно! Вопросы должны быть разными по уровню сложности и затрагивать все аспекты восприятия. Лучше всего использовать приемы «Толстые и тонкие вопросы» или «Ромашка Блума».
Вопрос «Что из ваших предположений сбылось?» задается первым, а вопрос «Что будет дальше?» — последним.
3. Работа с полным текстом. На стадии рефлексии текст опять представляет собой единое целое. Теперь следует вернуться к приемам, использованным на стадии вызова и проанализировать предположения учащихся.
4. Финальная работа по тексту проводится в виде эссе, творческой работы, синквейна, подбора пословиц. Можно, к примеру, разделить класс на группы и для каждой подобрать свое задание: одни пишут письмо от имени главного героя, другие — представляют текст в виде цветовой таблицы, третьим можно предложить переписать концовку рассказа и т.д.
Рекомендации
Текст для анализа не должен быть объемным. Это может быть рассказ, небольшая повесть, очерк. Если изучается роман, то прием «чтение с остановками» поможет проанализировать главы, в которых описаны ключевые события, кульминационные моменты.
Не следует делать много «остановок». Для одного урока достаточно разбить текст на 2-4 смысловые части.
Поскольку художественные тексты на уроках литературы рассматриваются в контексте биографии автора, его творческого пути, общественно-политической обстановки того времени, то на стадии вызова следует рассказать об авторе, истории создания произведения, указать на роль произведения в творчестве писателя.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Статья «Методические приёмы технологии развития критического мышления. Чтение с остановками и Вопросы Блума»
Методические приемы технологии развития критического
Критическое мышление – это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблем.
Основная цель применения ТРКМ (технология развития критического мышления) – научить ученика осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, а затем и с другими источниками информации.
Применение технологии критического мышления позволяет ученику посмотреть на проблему с разных точек зрения, научиться принимать знания не в готовом виде, а работать с ними, сравнивая, анализируя, обобщая. Технология критического мышления позволяет учителю обучить любого ученика, делая процесс творческим, дифференцированным. Все приемы технологии критического мышления направлены на развитие не только интеллектуальных умений, но и организационно-коммуникативных и креативных.
Чтение с остановками и Вопросы Блума
Условное название методического приема организации чтения с использованием разных типов вопросов.
1. Учитель выбирает текст для чтения. Критерии для отбора:
— Текст должен быть абсолютно неизвестным для данной аудитории (в противном случае теряется смысл и логика использования приема);
— Динамичный, событийный сюжет;
— Неожиданная развязка, «открытый» проблемный финал.
2. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т. д.
3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.
4. Учитель дает инструкцию и организовывает процесс чтения с остановками, внимательно следя за соблюдением правил работы с текстом.
(Описанная стратегия может использоваться не только при самостоятельном чтении, но и при восприятии текста «на слух»).
Типы вопросов, стимулирующих развитие критического мышления:
— «перевод» и интерпретация (перевод информации в новые формы и определение взаимосвязи между событиями, фактами, идеями, ценностями);
— память (формальный уровень) – узнавание и вызов полученной информации;
— оценка – субъективно-личностный взгляд на полученную информацию с последующим формированием суждений и мнений;
— синтез – логическое обобщение полученной информации, целостное восприятие причинно-следственных связей;
— анализ – фрагментарное рассмотрение явления, выделение «частного» в контексте «общего»;
— применение – использование информации как средства для решения проблем в сюжетном контексте или же вне его;
Целесообразность использования: на стадии осмысления, дополняя эту методику другими приемами технологии на стадии вызова и рефлексии.
Дидактический материал с использованием приёма развития критического мышления «Чтение с остановками и Вопросы Блума»
Притча. Спасти одну звезду.
Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.
— Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды.
Тот, кто ждет возможности сделать сразу много хорошего, никогда ничего не сделает. Жизнь состоит из мелочей. Очень редко появляется возможность сделать сразу очень многое. Истинное величие состоит в том, чтобы быть великим в мелочах.
(Сэмюэль Джонсон, 1709-1784, английский писатель и мыслитель)
Статья»Использование приема «Чтение с остановками» на уроках литературного чтения в начальной школе»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМА «ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ» НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ
Егорова Дина Александровна
преподаватель литературы БПОУ РА «Горно-Алтайский педагогический колледж»,
Под критическим мышлением американские авторы (Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит) понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов.
Они разработали структуру технологии развития критического мышления, состоящую из трех стадий : вызова, осмысления содержания и рефлексии, а также методические приёмы (перепутанные логические цепочки, маркировка восприятия текста с использованием значков «V», «+», «-», «?», заполнение кластеров, таблиц и т.д).
Технология критического мышления предлагает определенные методы, приемы и стратегии, объединяющие приемы учебной деятельности по видам учебной деятельности в пошаговой реализации каждого этапа занятия. Каждый прием в критическом мышлении помогает раскрыть творческий потенциал учащихся.
На каждой стадии урока ученые-методисты рекомендуют использовать определенные приемы работы, которые помогают включить обучающихся в совместную деятельность.
Так, стадия осмысления направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». Этому способствуют методы активного чтения (стратегия «Чтение с остановками»).
Прием «чтение с остановками» представляет собой своеобразный художественный календарь текста с обсуждением содержания каждого смыслового фрагмента и прогнозированием дальнейшего развития сюжета.
Данный прием содержит все стадии технологии:
Приведем пример чтения с остановками рассказа В. Астафьева «Капалуха». Данный текст мы поделили на три смысловые части и к каждой из них приготовили вопросы. На стадии вызова целесообразно задать вопрос: По названию предположите, о чем будет рассказ? Выслушав предположения школьников, читаем первую часть рассказа. После прочтения задаем вопрос: Какие события могут произойти в описанной обстановке? Второй смысловой отрывок предполагает вопросы:
Как на ваш взгляд, будет развиваться сюжет дальше?
Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие
ощущения у вас возникли?
Какие ваши ожидания подтвердились? Что было
Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как бы вы
После третьей заключительной части зададим вопрос: Что будет с героем после событий рассказа?
Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.
Главное достоинство данного приема – развитие мышления, воображения и речи учащихся.
Однако, многие методисты выделяют трудности применения данного приема:
Во-первых, использование приема «чтение с остановками» требует от учителя отличного знания текста.
Во-вторых, учитель должен продумать заранее, где при чтении текста будут делаться остановки.
В-третьих, при таком чтении нет целостного восприятия текста. Поэтому после того, как текст был прочитан с остановками, его необходимо прочитать на уроке еще раз, уже полностью, чтобы восстановить его целостное восприятие.
В-четвертых, большие затраты времени, т.е. использовать для чтения с остановками объемные тексты нецелесообразно.
Список использованной литературы:
Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках. – М.: Просвещение, 2004. – 236 с.
Статья «Чтение с остановками как приём развития творческого потенциала учащихся на уроках литературы»
Чтение с остановками как приём развития творческого потенциала учащихся на уроках литературы
Урок литературы, на мой взгляд, может и должен быть пронизан идеей коллективных творческих дел. Начиная от разработки урока и до его завершения, каждый раз формируется творческий коллектив.
Важным условием творческого развития учащихся являются верно выбранные педагогические технологии, методы, приёмы.
В средних классах я очень часто применяю на уроках литературы чтение по ролям, но чаще использую приём «чтение с остановками». Кажется, что ничего особенного, а как меняются дети! Спорят, фантазируют, размышляют вслух, вчитываются и вслушиваются в текст. Учатся работать в парах и группах, учатся мыслить гибко, оригинально, учатся сотрудничеству. Приём «чтение с остановками» учит умению выражать свои мысли. Если ребенок будет уметь выражать свои мысли, то общение с людьми принесёт ему удовлетворение и радость, он сможет отстоять правоту своих суждений.
Урок литературы – это прежде всего мысли и чувства, высокого духовного наслаждения и работы души. Атмосфера творчества и сотворчества – главное в настоящем уроке литературы. Литература развивает творческое начало в человеке и направлено на то, чтобы сформировать воображение.
Задача технологии: поддержка и развитие творчества в разнообразных его проявлениях.
Такой прием интересен учащимся 5-6 классов. Произведения, прочитанные «с остановками», рождают удивительные сочинения.
Прием технологии с условным названием «Чтение с остановками» используется, чтобы заинтересовать ребенка книгой, привлечь его к осмысленному чтению.
Данный прием содержит все стадии технологии и имеет следующий алгоритм работы:
Схема реализации данной стратегии выглядит следующим образом.
1. Расскажите учащимся о своем личном опыте знакомства с этой книгой (рассказом, сказкой, былиной и т.д.). Здесь необходимо быть максимально искренними. Если Вы не сразу пришли к принятию этого произведения, то так и надо сказать. Ваше вступление должно быть не слишком длинным – не более трех-четырех минут. Это должен быть именно сюжет, а не описание своих чувств, изобилующее прилагательными. Если вы не готовы к выражению своих чувств, то лучше ограничьтесь краткой информацией о личности автора. Помните о возрастной специфике: запоминаются именно те моменты биографии, которые дети могли бы легко «перенести» на себя, на свою жизнь.
2. Обсуждение названия произведения. Почему именно так называется произведение? Что, как кажется учащимся, может произойти в рассказе с таким названием? Кто-то попытается связать свои предположения с другими произведениями этого же автора, кто-то проведет аналогию с фольклорными текстами, а кто-то – с событиями своей жизни.
Рекомендации по использованию приема «Чтение с остановками»:
1. Текст должен содержать проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри.
2. При чтении важно найти оптимальный момент для остановки.
3. После каждой остановки необходимо задавать вопросы разных уровней. Последним должен быть задан вопрос «Что будет дальше и почему?»
5. На стадии рефлексии можно использовать такие приёмы: «Толстые и тонкие вопросы», составление кластера, ЭССЕ, синквейн.
Прием «чтение с остановками» представляет собой своеобразный художественный календарь текста с обсуждением содержания каждого смыслового фрагмента и прогнозированием дальнейшего развития сюжета.
Следует заметить, что ни один прием, ни один метод не может быть универсальным для всех случаев педагогической практики.
Во-первых, использование приема «чтение с остановками» требует от учителя отличного знания текста.
Во-вторых, учитель должен продумать заранее, где при чтении текста будут делаться остановки.
В-третьих, готовясь к уроку, учитель читает текст несколько раз. Первый раз, чтобы понять, о чем этот текст, какие моменты в нем нужно выделить, где следует останавливать чтение и возможно ли это вообще при работе с данным текстом. То есть учитель определяет для себя, стоит ли этот текст читать с остановками. Второй раз учитель читает текст, чтобы выделить неизвестные ученикам слова, фрагменты, которые требуют пояснений. И еще раз учитель читает текст, чтобы понять, на каких моментах он сосредоточит внимание учащихся.
Перед началом чтения текста можно не говорить учащимся его название. В некоторых случаях название текста может стать предметом обсуждения в классе и стимулировать интерес учащихся: о чем же будет рассказываться в тексте, имеющем такое название? В других случаях название текста может приоткрыть в какой-то степени его содержание, что ослабит любопытство учащихся.
Примерные вопросы приема « чтение с остановками».
По названию предположите, о чем будет рассказ?
Какие события могут произойти в описанной обстановке?
Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?
Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли?
Какие ваши ожидания подтвердились?
Что было неожиданным?
Как вы думаете, чем закончится рассказ?
Как бы вы закончили его?
Что будет с героем после событий рассказа?
Считаю удачными уроки по произведениям А. Погорельский «Черная курица или подземные жители», Л. Н. Толстой «Кавказский пленник» (5 класс), А. С. Пушкин «Дубровский» (6 класс).
Результат применения данной технологии:
повышение коммуникативной компетенции,
развитие творческих способностей,
формирование адекватной самооценки,
формирование потребности творческой самореализации,
повышение мотивации школьников к изучению литературы,
Рождаются удивительные сочинения, стихи (синквейн), иллюстрации, иногда интересные идеи и замыслы.
Мастер-класс «Приём «Чтение с остановками» как средство формирования УУД»
Выбранный для просмотра документ выст на сем.docx
Тема : «Приём «Чтение с остановками» как средство формирования УУД»
Цель : предъявление опыта по теме «Приём «Чтение с остановками» как средство формирования УУД»
передать опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий приема «Чтения с остановками»;
совместно с учителями-участниками отработать прием;
рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса (обсудить полученные результаты; собственные проблемы; высказать свои предложения по решению обсуждаемых проблем)
Меняется время, меняется мировоззрение человека, и мы, учителя и родители, должны помочь ребёнку развить особые способности, найти своё я в обществе. Современному школьнику кольнику сложно разобраться в том, кому верить и какие ценности для себя выбирать. Наши дети, приходя в школу с 1-го класса, катастрофически теряют интерес к обучению на уровне 7-го, 8-го класса. Чем старше ребенок, тем меньше мотивация. Ценность обучения для ребенка теряется, и смыслов, которые заставляли бы его учиться, пока не так уж много.
Ребята плохо владеют разными видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения. Не все могут сравнивать и сопоставлять, оценивать и т.д.
Помогают мне в формировании предметных и метапредметных умений у учащихся различные методические приёмы, которые я использую, в частности приём технологии критического мышления «Чтение с остановками». Этот приём можно использовать на одном из этапов урока, а можно построить на нём весь урок.
— условное название методического приема организации чтения с использованием разных типов вопросов.
1. Учитель выбирает текст для чтения. Критерии для отбора:
— Текст должен быть абсолютно неизвестным для данной аудитории (в противном случае теряется смысл и логика использования приема);
— Динамичный, событийный сюжет;
— Неожиданная развязка, «открытый» проблемный финал.
2. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т. д.
3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.
Учитель дает инструкцию и организовывает процесс чтения с остановками, внимательно следя за соблюдением правил работы с текстом. (Описанная стратегия может использоваться не только при самостоятельном чтении, но и при восприятии текста «на слух»).
Типы вопросов, стимулирующих развитие критического мышления:
· «перевод» и интерпретация (перевод информации в новые формы и определение взаимосвязи между событиями, фактами, идеями, ценностями);
Чтение с остановками целесообразно использовать на стадии осмысления, дополняя эту методику другими приемами технологии на стадии вызова и рефлексии.
Ги де Мопассан родился 5 августа 1850 года в замке Миромениль около г. Дьеппа
В России Мопассан в литературной среде издавна пользуется добрым расположением, благодаря почину Тургенева.
По-своему, драматически, но предельно реалистически рисует жизнь в своих новеллах Мопассан! Мы сегодня узнаем жизнь героев новеллы “Ожерелье”. Это удивительное по своей драматичности и глубине психологического надрыва произведение. Всего на нескольких страницах автор сумел дать совершенную картину жизни семьи, жизни, захватывающей своей простотой и сложностью одновременно. Герои Мопассана обыкновенны, предсказуемы во многом, но глубоко реалистичны в своих амбициях, претензиях, желаниях. Они становятся заложниками злобного и безрассудного коварства жизни, которое сопровождает их на протяжении всего повествования.
Открывая любое художественно произведение, мы, прежде всего, читаем его заглавие. «Ожерелье». Какие ассоциации возникли у вас в первый момент в связи с этим словом?
(ассоциативный ряд: блеск, роскошь, красота) (Ожерелье – двигатель сюжета, мерило положения человека в обществе, возможность ощущать себя “достойным”, счастливым человеком, по мнению героини, причина краха жизненных надежд)
1. Это была одна из тех изящных и очаровательных девушек, которые, словно по иронии судьбы, рождаются иногда в чиновничьих семействах. У нее не было приданого, никаких шансов на то, чтобы ее полюбил и сделал своей женой человек состоятельный, и она приняла предложение мелкого чиновника министерства народного образования.
Не имея средств на туалеты, она одевалась просто, и чувствовала себя несчастной. Она страдала непрестанно, так как чувствовала себя рожденной для изящной жизни. Она страдала от бедности своего жилья. Все, чего не заметила бы другая женщина того же круга, мучило ее и возмущало.
Когда она садилась обедать за круглый стол, покрытый трехдневной свежести скатертью, напротив мужа, и он, снимая крышку с суповой миски, объявлял радостно: «Ага, суп с капустой! Ничего не может быть лучше. » — она мечтала о тонких обедах на сверкающем серебре.
У нее не было ни туалетов, ни драгоценностей, ровно ничего. А она только это и любила, она чувствовала, что для этого создана. Ей так хотелось нравиться, иметь успех в обществе, хотелось, чтобы другие женщины ей завидовали.
Изредка она навещала богатую подругу, с которой они вместе воспитывались в монастыре, и каждый раз, возвращаясь от этой подруги, она так страдала, что клялась не ездить туда больше. Целые дни напролет она плакала, от жалости к себе, от тоски и отчаяния.
1 остановка ( РАЗДАТЬ ЗАДАНИЯ ДЛЯ 1 ОСТАНОВКИ)
Задания для 1 группы:
предположите, что будет далее происходить в рассказе. Выберите один вариант от группы. Запишите в лист предположений.
Задания для 2 группы:
дайте характеристику героини (записываем, помещая в таблицу: речь, описание внешности, чувства- причины страданий )
предположите, что будет далее происходить в рассказе. Выберите один вариант от группы. Запишите в лист предположений.
Задания для 3 группы:
дайте характеристику героини (записываем, помещая в таблицу: речь, описание внешности, чувства – о чём мечтала героиня? )
предположите, что будет далее происходить в рассказе. Выберите один вариант от группы. Запишите в лист предположений.
Задания для 4 группы:
предположите, что будет далее происходить в рассказе. Выберите один вариант от группы. Запишите в лист предположений.
Задания для 5 группы:
предположите, что будет далее происходить в рассказе. Выберите один вариант от группы. Запишите в лист предположений.
2. Однажды вечером ее муж вернулся домой с торжествующим видом и подал ей большой конверт.
— Вот возьми, — сказал он, — это тебе сюрприз.
Она быстро разорвала конверт и вытащила из него карточку, на которой было напечатано:
«Министр народного образования и г-жа Жорж Рампонно просят г-на и г-жу Луазель пожаловать на вечер в министерство, в понедельник 18 января».
СЛАЙД 6 2 остановка
Задания для всех групп:
Предположите, что будет далее происходить в рассказе. Выберите один вариант от группы. Запишите в лист предположений.
3. Вместо того чтобы прийти в восторг, как ожидал ее муж, она с досадой швырнула приглашение на стол.
— На что оно мне, скажи, пожалуйста?
— Как же так, дорогая, я думал, ты будешь очень довольна. Ты нигде не бываешь. Я с большим трудом достал приглашение. Ты там увидишь все высшее чиновничество.
Она сердито посмотрела на мужа и сказала с раздражением:
— В чем же я туда поеду? Мне надеть нечего!
Ему это в голову не приходило; он пробормотал:
— Да в том платье, что ты надеваешь в театр. Оно, по-моему, очень хорошее.
Тут он увидел, что жена плачет, и замолчал, растерянный и огорченный. Он произнес, заикаясь:
— Что с тобой? Что?
Сделав над собой усилие, она подавила горе и ответила спокойным голосом, вытирая мокрые щеки:
— Ничего. Только у меня нет туалета, и, значит, я не могу ехать на этот вечер. Отдай свой билет кому-нибудь из сослуживцев, у кого жена одевается лучше меня.
В отчаянии он начал уговаривать ее:
— Послушай, Матильда. Сколько это будет стоить — приличное платье, что-нибудь совсем простое?
Она помолчала с минуту, мысленно подсчитывая расходы и соображая, сколько можно попросить, чтобы экономный супруг не ахнул в испуге и не отказал ей наотрез.
Наконец она ответила с запинкой:
— Точно не знаю, но, по-моему, четырехсот франков мне хватило бы.
Он слегка побледнел: как раз такая сумма была отложена у него на покупку ружья, чтобы ездить летом на охоту с компанией приятелей.
СЛАЙД 6. 3 остановка
Задания для всех групп:
дайте характеристику герою
предположите, что будет далее происходить в рассказе. Выберите один вариант от группы. Запишите в лист предположений.
4. Однако он ответил:
— Хорошо. Я тебе дам четыреста франков. Только постарайся, чтобы платье было нарядное.
Приближался день бала, а госпожа Луазель не находила себе места, хотя платье было уже готово. Как-то вечером муж заметил ей:
— Послушай, что с тобой? Ты все эти дни какая-то странная.
Она ответила:
— Мне досадно, что у меня нет, ни одной вещицы, ни одного камня, нечем оживить платье. У меня будет жалкий вид. Лучше уж совсем не ездить на этот вечер.
Он возразил:
— Ты приколешь живые цветы. Зимой это считается даже элегантным. Она не сдавалась.
— Нет, не хочу. это такое унижение — выглядеть нищенкой среди богатых женщин. Но тут муж нашелся:
— Какая же ты дурочка! Поезжай к твоей приятельнице, госпоже Форестье, и попроси, чтобы она одолжила тебе что-нибудь из драгоценностей. Для этого ты с ней достаточно близка.
Она вскрикнула от радости:
— Верно! Я об этом не подумала.
На следующий день она отправилась к г-же Форестье и рассказала ей свое горе.
Та подошла к зеркальному шкафу, достала большую шкатулку, принесла ее, открыла и сказала г-же Луазель:
— Выбирай, дорогая.
Она примеряла драгоценности перед зеркалом, колебалась, не в силах расстаться с ними, отдать их обратно.
Вдруг ей попалось великолепное бриллиантовое ожерелье в черном атласном футляре, и сердце ее забилось от безумного желания. Она схватила его дрожащими руками, примерила и замерла перед зеркалом в восхищении. Потом спросила нерешительно и боязливо:
— Можешь ты мне дать вот это, только это?
— Ну, конечно, могу.
Г-жа Луазель бросилась на шею подруге, горячо ее поцеловала и убежала со своим сокровищем.
СЛАЙД 7 4 остановка
Задания для всех групп:
дополните характеристику героев;
предположите, что будет далее происходить в рассказе. Выберите один вариант от группы. Запишите в лист предположений.
5. Настал день бала. Г-жа Луазель имела большой успех. Изящная, грациозная, веселая, словно опьяневшая от радости, она была красивее всех. Все мужчины на нее смотрели, спрашивали, кто она такая, добивались чести быть ей представленными. Сам министр ее заметил.
Она танцевала с увлечением, со страстью, теряя голову от радости, не думая ни о чем, упиваясь триумфом своей красоты, окутанная, словно облаком счастья, всем этим поклонением, торжествуя полную победу, всегда сладостную для женского сердца.
Они ушли только в четыре часа утра.
Он набросил ей на плечи накидку, убожество которого не вязалось с изяществом бального туалета. Она это чувствовала, и ей хотелось убежать, чтобы ее не заметили другие женщины, кутавшие плечи в пышные меха.
Луазель удержал ее:
— Да погоди же. Ты простудишься на улице. Я поищу фиакр.
Не слушая его, она бежала вниз по лестнице. На улице фиакра поблизости не оказалось, и они отправились на поиски. Наконец на набережной им повстречался дряхлый экипаж ночного извозчика.
Он привез их домой, на улицу Мартир, и они молча поднялись к себе. Для нее все было кончено. А он думал о том, что к десяти часам ему надо быть в министерстве.
Она снимала накидку перед зеркалом, чтобы еще раз увидеть себя во всем блеске. И вдруг вскрикнула. Ожерелья не было у нее на шее.
дополните характеристику героини (выпишите слова автора, которыми он описывает состояние героини)
предположите, что будет далее происходить в рассказе. Выберите один вариант от группы. Запишите в лист предположений.
6. Муж, уже полураздетый, спросил:
— Что с тобой такое?
— Со мной. у меня. у меня пропало ожерелье госпожи Форестье.
Он растерянно вскочил с места:
— Как. Что такое? Не может быть!
Они стали искать в складках платья, в складках накидки, в карманах, везде. И ничего не нашли. Он спросил:
— Ты помнишь, что оно у тебя было, когда мы уходили с бала?
— Да, я его трогала в вестибюле министерства.
— Но если б ты его потеряла на улице, мы бы услышали, как оно упало. Значит, оно в фиакре.
— Да. Скорее всего. Ты запомнил номер?
— Нет. А ты тоже не посмотрела?
— Нет.
Они долго смотрели друг на друга, убитые горем. Потом Луазель оделся.
— Пойду, — сказал он, — проделаю весь путь, который мы прошли пешком, посмотрю, не найдется ли ожерелье.
Она так и осталась в бальном платье, не зажигая огня, так и застыла на месте, словно мертвая.
Муж вернулся к семи часам утра. Он ничего не нашел. Затем он побывал всюду, куда его толкала надежда.
Она ждала весь день, все в том же отупении от страшного несчастья.
Предположите, что будет далее происходить в рассказе. Выберите один вариант от группы. Запишите в лист предположений.
7. Луазель вернулся вечером, бледный, осунувшийся; ему не удалось ничего узнать.
— Напиши своей приятельнице, — сказал он, — что ты сломала замочек и отдала его исправить. Этим мы выиграем время, чтобы как-нибудь извернуться.
Она написала письмо. К концу недели они потеряли всякую надежду, и Луазель, постаревший лет на пять, объявил:
— Надо возместить эту потерю.
На следующий день, захватив с собой футляр, они отправились к ювелиру, фамилия которого стояла на крышке. Тот порылся в книгах:
— Это ожерелье, сударыня, куплено не у меня; я продал только футляр.
Тогда они стали ходить от ювелира к ювелиру, в поисках такого же ожерелья, припоминая, какое оно было, оба еле живые от горя и тревоги.
В одном магазине они нашли колье, которое им показалось точь-в-точь таким же. Оно стоило сорок тысяч франков. Им его уступили за тридцать шесть тысяч.
Они попросили ювелира не продавать это ожерелье в течение трех дней. У Луазеля было восемнадцать тысяч франков, которые оставил ему отец. Остальные он решил занять. И он стал занимать деньги, давал расписки, брал на себя разорительные обязательства, познакомился с ростовщиками, со всякого рода заимодавцами. Он закабалился до конца жизни, он поехал за новым ожерельем и выложил торговцу на прилавок тридцать шесть тысяч.
Когда г-жа Луазель отнесла ожерелье г-же Форестье, та сказала ей недовольно:
— Что же ты держала его так долго, оно могло понадобиться мне.
Она даже не раскрыла футляра, чего так боялась ее подруга. Что она подумала бы, что сказала бы, если бы заметила подмену? Может быть, сочла бы ее за воровку?
Предположите, что будет далее происходить в рассказе. Как сложится жизнь героев? Выберите один вариант от группы. Запишите в лист предположений.
8. Г-жа Луазель сразу же героически примирилась со своей судьбой. Нужно выплатить этот ужасный долг. И она его выплатит. Рассчитали прислугу, переменили квартиру — наняли мансарду под самой крышей.
Она узнала тяжелый домашний труд. Она мыла посуду, ломая розовые. Она стирала белье и развешивала их на веревке; каждое утро выносила на улицу сор, таскала воду, останавливаясь передохнуть на каждой площадке. Одетая как женщина из простонародья, она ходила по лавкам и торговалась, бранилась с лавочниками, отстаивала каждое су из своих нищенских средств.
Каждый месяц надо было платить по одним векселям, возобновлять другие, выпрашивать отсрочку по третьим. Муж работал вечерами, а иногда не спал ночей, переписывая рукописи по пяти су за страницу.
Такая жизнь продолжалась десять лет. Через десять лет они все выплатили, решительно все, даже накопившиеся сложные проценты. Г-жа Луазель сильно постарела. Она стала шире в плечах, грубее. Она ходила растрепанная, в съехавшей на сторону юбке, с красными руками, сама мыла полы горячей водой. Но иногда, в те часы, когда муж бывал на службе, она садилась к окну и вспоминала тот бал, когда она имела такой успех…
дополните характеристику героини (выпишите слова автора, которыми он описывает внешний вид героини) меняется ли героиня? Сравните описание героини;
предположите, что будет далее происходить в рассказе. Выберите один вариант от группы. Запишите в лист предположений.
дополните характеристику героини (выпишите слова автора, которыми он описывает внутреннее состояние, характер героини) меняется ли героиня? Сравните описание героини;
предположите, что будет далее происходить в рассказе. Выберите один вариант от группы. Запишите в лист предположений.
ответьте на вопрос: жалела ли героиня, что поехала на бал?
предположите, что будет далее происходить в рассказе. Выберите один вариант от группы. Запишите в лист предположений.
ответьте на вопрос: можно ли измерить их потери только материальными мерками?
предположите, что будет далее происходить в рассказе. Выберите один вариант от группы. Запишите в лист предположений.
Задания для 5 группы:
ответьте на вопрос: кто, по мнению автора, виноват в жизненной участи семьи Луазель?
предположите, что будет далее происходить в рассказе. Выберите один вариант от группы. Запишите в лист предположений.
ВЫВОД: Что было бы, если бы она не потеряла ожерелья? Кто знает? Кто знает? Как изменчива и капризна жизнь! Как мало нужно для того, чтобы спасти или погубить человека.
9. Как-то в воскресенье, выйдя прогуляться по Елисейским Полям, чтобы отдохнуть от трудов целой недели, она вдруг увидела женщину, которая вела за руку ребенка. Это была г-жа Форестье, все такая же молодая, такая же очаровательная.
Г-жа Луазель взволновалась. Заговорить с ней? Ну конечно. Теперь, когда она выплатила долг, можно все рассказать. Она подошла ближе.
— Здравствуй, Жанна.
— Но. сударыня. я не знаю. Вы, верно, ошиблись.
— Нет. Я Матильда Луазель.
Ее приятельница ахнула:
— Бедная моя Матильда, как ты изменилась!
— Да, мне пришлось пережить трудное время, с тех пор как мы с тобой расстались. и все из-за тебя!
— Из-за меня? Каким образом?
— Помнишь то бриллиантовое ожерелье, что ты дала мне надеть на бал в министерстве?
— Помню. Ну и что же?
— Так вот, я его потеряла.
— Как! Ты же мне вернула его.
— Я вернула другое, точно такое же. И целых десять лет мы за него выплачивали долг. Ты понимаешь, как нам трудно пришлось. Теперь с этим покончено. И сказать нельзя, до чего я этому рада.
Г-жа Форестье остановилась как вкопанная.
— Ты говоришь, вы купили новое ожерелье взамен моего?
— Да. А ты так ничего и не заметила? Они были очень похожи.
Г-жа Форестье в волнении схватила ее за руки.
дополните характеристику героини (выпишите слова автора, которыми он описывает внутреннее состояние героини)
предположите, что будет далее происходить в рассказе. Выберите один вариант от группы. Запишите в лист предположений.
— О бедная моя Матильда! Ведь мои бриллианты были фальшивые! Они стоили самое большее пятьсот франков.
РЕФЛЕКСИЯ: Ваши предположения подтвердились?
(Возвращение к началу урока) Посмотрим снова на заглавие:
— Почему всё-таки рассказ называется «Ожерелье»?
Вернёмся к словам Иогана Гердера « Два величайших тирана на земле: случай и время». Согласны ли вы с этим утверждением?
А мне хотелось бы подвести итог вашим размышлениям формулировкой самого автора: «Жизнь изменчива и капризна! Как мало нужно для того, чтобы спасти или погубить человека!»
Каждый человек стремится в этой жизни быть, как минимум, счастливым. Но как им стать – вот в чем вопрос? Что для этого нужно?