Что такое читка в кино
Новости
Что такое театральная читка?
О том, что такое театральная читка, знают далеко не все. Студентам Московского городского повезло — в рамках социокультурной практики их пригласили посетить читку повести Ульфа Старка «Чудаки и зануды» в Московском областном государственном театре юного зрителя.
Читка прошла в рамках программы «Читки современной подростковой прозы и драматургии» Зрительского клуба МОГТЮЗа. Режиссер читки — Н.И. Дручек.
Своими впечатлениями от этого события делится студентка Института иностранных языков Елена Давыдова.
Мой вечер в Театре Юного Зрителя
Я вышла из метро «Царицыно» и минут пятнадцать блуждала по улицам с навигатором в телефоне. Потом я все же вышла к парку, прошла дальше и, наконец, увидела цель своего визита в южную часть зеленой ветки — Театр Юного Зрителя. Я вошла, и меня отметила организатор, так как у меня было приглашение от МГПУ.
Главными зрителями в тот день оказались дети, кто-то был из средних классов, а остальные, судя по всему, из начальной школы. Встречались и взрослые, хотя по большей части они были родственниками юной аудитории.
Мы прошли в темный зал, где было три ряда кресел, а на сцене стояли стулья, на которых сидели актеры. Я села в середину верхнего ряда, чтобы все было видно.
Актеры мне понравились еще до того, как они начали выступать. На их лицах читалась какая-то интеллигентность, но не чопорная, а творческая. Поэтому еще до их выступления я знала, что мне, скорее всего, понравится.
На самом деле, меня заранее заинтриговало то, что на сцене будет разворачиваться не спектакль, а неизвестный мне жанр — читка. Это выступление актеров, во время которого они по очереди читают книгу.
Перед началом слово взял Николай Иванович Дручек, режиссер. Он немного рассказал о книге, за чтением которой нам, зрителям и актерам, предстояло провести около четырех часов. Ей оказалось произведение шведского писателя Ульфа Старка «Чудаки и зануды». Эта книга о девочке-подростке была написана в конце XX века и стала известна по всему миру. На русский ее перевели в 2002 году, книга вышла тиражом 30 000 экземпляров.
И вот, само выступление — корзина, наполненная эмоциями, пантомимами, интересными декорациями. Все это было в стиле минимализма, что характерно для жанра читки.
Как ни удивительно, в таком жанре реально схематично изобразить практические все возможные ситуации, в которые попадают герои. В обычном спектакле невозможно каждые десять минут менять декорации, а в читке — легко! Например, стул смог сыграть роль корабля, а актер жестами изобразил машину.
Симону, главную героиню, играла яркая, харизматичная актриса. Вместе с Симоной зрители переехали в новый дом, сходили с ней в ее новую школу, ловили с ней уток и плавали в ледяной воде на спор.
Лично мне очень запомнился и образ мамы главной героини — эксцентричной, творческой и часто легкомысленной женщины, любящей яркие наряды, которые она создает из несочетаемой одежды. На актрисе, исполнявшую ее роль, были надеты пестрое платье, такие же лосины и огромная красная шляпа, одна из деталей спектакля.
Эта интересная читка была проникнута и нравственными вопросами. Они не отяжелили, а придали глубины ее легкости, воздушности. Разговоры Симоны со своим дедушкой о боге, о людях-чудаках и людях-занудах, о погибшей бабушке были полны нежности и какого-то света.
После читки ведущая Зрительского клуба Александра Никитина попросила публику хором сказать одно слово-впечатление, которое у них возникло после выступления. Я сразу подумала о слове «уют» и не удивилась, когда его назвали и другие зрители.
Во вторник, в десять часов, в вечер перед сложными парами и еще не сделанным домашним заданием, я все равно ехала домой в хорошем настроении. В моей голове нежились приятные впечатления.
Я рада, что МГПУ дает возможность посещать подобные мероприятия бесплатно. Теперь я буду следить и за другими событиями. А вы?
Что такое читка в кино
Хестер Шел, режиссер, преподаватель актерского мастерства и автор книги «Все о кастинге: Гид для режиссеров», рассказала ScriptMag о том, зачем сценаристам проводить читки своих сценариев с профессиональными актерами, где лучше этим заниматься и как организовывать подобные мероприятия.
Поздравляю! Ваш первый драфт готов. Прогуляйтесь, возвращайтесь и начните переписывать. Вы знаете, что делать… А знаете ли?
СЛАЙД: Месяц спустя
Теперь готов второй драфт.
СЛАЙД: Спустя еще месяц
А думали ли вы устроить читку? Организация читки с квалифицированными людьми поможет вам разобраться со следующим драфтом. Она поможет вам чувствовать себя увереннее, отсылая свой сценарий профессионалам.
Давайте изучим, что же такое читка, где ее проводить и где найти актеров.
Читки бывают нескольких видов
Формальная читка
Когда мы начинаем новый проект, сериал или полнометражный фильм, мы собираем членов команды и актеров, чтобы прочесть сценарий, прежде чем приступать к производству. Этот сценарий уже одобрен, настолько завершен, насколько это возможно, профинансирован и собрал прекрасный кастинг. Поздравляем, вы присутствуете на читке, и даже смогли отстоять свое место в титрах. И вам заплатили. Сейчас речь не о вас. Ваш проект запустили. Пишите другой.
Неформальная читка
Актеры собираются вокруг стола и вслух читают ваш сценарий. Вам нужны выразительно читающие актеры с хорошими инстинктами, не переигрывающие, не перетягивающие одеяло на себя. Если только вы не задумали фарс.
Неформальная читка — это естественная часть писательского процесса, которая дает вам определенное представление о том, что у вас выходит. Не стоит бояться ее. Читка может прорваться сквозь вашу оборону, чтобы вы смогли поделиться своей работой в процессе. Позвольте остальным чуть подрезать строчки и высечь из них нечто свое. Все-таки, это коллективное творчество, а сценарий — всего лишь схема производства. Это не кино. Это сценарий. Поэтому в ваших же интересах начинать отпускать его уже в процессе и учиться слушать, что говорят другие.
Не имеет никакого смысла ждать месяц, пока вы напишете пятый драфт, который все равно не сработает. Потом вы будете чувствовать себя ужасно и думать, насколько он плох. Это запускает творческий ступор. Не стоит. Вытащите сценарий у себя из головы. Читка может избавить вас от страданий.
Во время читки вы должны сфокусироваться на словах: как реплики и описания действий можно сократить? Какие сцены убрать или передвинуть? Читка должна обращать внимание на язык и выбор слов, а не на актерские интерпретации персонажей. Попросите, чтобы они читали свои реплики как можно проще. Прислушивайтесь к их действиям, эмоциям, переходам и сменам ритма. Запомните: то, как актер читает определенную строчку (тон, громкость, ритм, вербальные действия) всегда меняется. Если у истории мощная основа, ее мир и действия персонажей говорят сами за себя. Неформальная читка — это не то же самое, что репетиция на ногах со сценарием. Не приглашайте зрителей. Читка создана не для этого. Оставьте это для инсценировок, которыми вы будете привлекать инвесторов, когда у вас на руках будет отшлифованный финальный драфт.
Инсценировка
Слегка отрепетированная читка, обычно вместе с режиссером, для публики. Здесь могут присутствовать потенциальные инвесторы или простые зрители.
В помещении могут быть стулья, пюпитры, а актеры могут носить с собой свои копии сценария. Иногда они входят и выходят. Для некоторых инсценировок организовывают световые эффекты или проекции сторибордов или фото локаций. Актеры могут знать текст, но все равно носить с собой сценарии, чтобы напомнить зрителям, что это всего лишь читка, а не полноценная пьеса.
К инсценировке стоит прибегать, когда у вас есть финальный драфт и вы уверены, что в нем уже не будет особых изменений. Он готов попасть на рынок или запустить препродакшн. Пригласите ваших зрителей остаться после, вам будет полезно услышать их отзывы. Будьте готовы предоставить им копию сценария.
Теперь, когда мы знаем, что это, давайте поговорим, зачем это нужно и как это сделать
Вы читали свой сценарий раз за разом, и в вашей голове все звучит прекрасно. Зачем же устраивать читку? Вам нужно услышать текст вне вашей головы, в исполнении другого голоса. Услышать, когда описания действия становятся многословными и мешают диалогу. Услышать, когда диалоги мешают действиям. Если мы что-то видим, это не обязательно описывать словами. Прислушайтесь к арке сюжета. Прислушайтесь к арке персонажа, а особенно — к ритму и выбору слов. Отделите персонажа от интерпретации. Наберите достаточно актеров, чтобы самому не читать одну из ролей, и записывайте замечания.
Когда?
Проводите читку, когда вам кажется, что у вас на руках мощный третий или четвертый драфт, где в каждой сцене есть значение, все служит сюжету и расставлено в нужном порядке. Настала пора найти скрытые дыры, отполировать диалоги, чтобы все панчлайны были выразительными.
Где найти актеров?
Актеры обожают читки. Всегда начинайте со знакомых людей, с которыми вы уже работали раньше. Если у вас мало знакомых в профессиональной среде, обратитесь к сообществу. Есть множество способов это сделать: например, социальные сети. Опубликуйте анонс на Facebook в местных группах, посвященных фильмам и актерам. Проверьте свои контакты и попросите друзей-режиссеров прийти и почитать. Отошлите письма в местные театры. Дайте каждому несколько ролей. Если у вас есть бюджет, небольшая компенсация будет кстати. В противном случае, можете пообещать печеньки. Будьте предельно ясны: участие в читке не гарантирует роль в кино, там не будет режиссера или продюсера, и все это исключительно для сценариста.
Поскольку речь идет о неформальной читке, не сильно переживайте, если кто-то из актеров не подходит по возрасту или полу. Это не кастинг. Если вы не можете найти семидесятилетнюю женщину на роль бабушки, пусть ее прочитает кто-то другой.
Многие будут чувствовать себя некомфортно, приходя к кому-то домой, если только они уже не знакомы. Наверняка у вас есть несколько друзей в индустрии, которые будут рады прийти, посидеть с вами за столом и помочь. Но так бывает не всегда, поэтому неплохо бы позаботиться о нейтральном месте.
Проверьте, есть ли пространство в местной библиотеке или коворкингах. Изучите все правила. Бронируйте места заранее. Трех-четырех часов будет достаточно: два часа на читку полнометражного фильма, час или больше — на дискуссию. Учтите время на знакомство. Ожидайте оживленное обсуждение, поскольку у актеров могут быть замечательные предложения. Каждый хочет быть услышанным. Чтобы не сильно углубляться в изменения одной строчки, используйте таймер или песочные часы. Это поможет подогнать особо нерасторопных актеров.
Дальнейшее обсуждение
Чтобы начать обсуждение, попробуйте использовать «Неожиданные перерывы». Каждый раз, когда вы доходите до последней страницы или человек, который читает описания действий, говорит: «Затемнение», — попросите всех кратко высказать свои впечатления и прислушивайтесь к этим инстинктивным ответам. Сделайте перерыв. Наполните стаканы напитками и погрузитесь в комментарии. Спросите у собравшихся, что работает. Напишите это или же используйте диктофон для комментариев. Переходите к разделу «Что не сработало». Готовьтесь к самым разнообразным вариантам ответов. Каждый отвечает по-своему, поэтому не стоит переживать о комментариях, с которыми вы не согласны. Просто поблагодарите человека и запомните то, что наиболее актуально для вас. Ищите точки пересечения комментариев: что справедливо для всех, какие мнения совпадают. Если всем не нравится концовка, значит, ее, скорее всего, нужно переработать. Если никому не нравится злодей, это хорошо.
Делайте пометки, где нужно усилить диалоги, действия и описания сцен, следите за опечатками и пунктуацией. Обратите внимание, где в действиях не хватает запятой.
Очень просто забыть бессмысленный комментарий или тот, с которым вы не согласны. Вы сами поймете, какие предложения лучше всего подходят для вас. Реагируйте нейтрально и не защищайте текст. Говорите как можно меньше. Просто слушайте. Не оправдывайтесь. Если вы говорите больше всех, вы не слушаете.
Отлично. После всех изменений вам, скорее всего, понадобиться еще одна читка, или вы можете отправить сценарий в профессиональный сервис анализа сценария.
Мы с моим соавтором устраивали личные читки по видеочату (мы с ней живем в разных концах страны). Технологии — ваш союзник.
Мы внесли много изменений, нашли множество дыр и готовы использовать один из сценарных сервисов. Этого мы смогли добиться к четвертому драфту.
Читка сценария
Наконец вам покажется, что дальше ничего улучшить в вашем сценарии вы уже не сможете. Именно в этот момент вам нужен кто-то (приятель или два) в качестве беспристрастного наблюдателя, еще несколько человек для исполнения всех центральных ролей в вашем сценарии, кто-то на роли второстепенных персонажей и кто-то для чтения описаний. Если вам сложно найти добровольцев-актеров или студентов, обратитесь к друзьям или профессиональным службам, перечисленным в главе 9.
Вручите исполнителям экземпляры (не давайте текст аудитории, вам нужно, чтобы она слушала его, а не читала). Включите звукозаписывающее устройство, и пусть актеры читают. С этого момента вам надлежит держать рот на замке. Вы не можете быть режиссером в этом упражнении. Вам нужно увидеть, что представляет собой ваша рукопись сама по себе, когда у вас нет возможности разговаривать с ее читателями и «объяснять» им, что они упустили.
Когда они закончат, прежде всего, узнайте мнение аудитории. Была ли история захватывающей? Насколько диалоги понятны, интересны, правдоподобны? Было ли смешно? (Хороший способ проверки: если ваши друзья смеялись во время читки, значит, было смешно. Если они не смеялись, но сказали, что было смешно, это просто любезность.)
После этого спросите исполнителей, что они думают о сценарии и что, по их мнению, можно в нем улучшить.
Наконец, если актеры настроены доброжелательно, попросите их отложить сценарий в сторону и, с учетом всего, что они узнали о героях и истории, сымпровизировать какую-нибудь сцену, которая вас больше всего беспокоит.
Получив комментарии и предложения от всех участников читки и имея запись на вашем аудиоустройстве, отправляйтесь домой и с учетом всего услышанного дорабатывайте и шлифуйте ваш сценарий.
Читка. Что это?
Как в Петрозаводске можно попасть в театр, не заходя в театр? Могут ли открытые читки пьес считаться полноправным жанром современного театрального искусства? Кому они нужны?
Как в Петрозаводске можно попасть в театр, не заходя в театр? Могут ли открытые читки пьес считаться полноправным жанром современного театрального искусства? Кому они нужны?
В Петрозаводске набирает обороты свободный и демократичный вид театрального искусства — публичная читка. Актеры из разных театров города собираются вместе, чтобы читать на публику пьесы современных драматургов. Читают в самых разных местах. Иногда читка превращается в хороший камерный спектакль.
Олег Липовецкий:
«Что такое читка пьесы? Читка готовится режиссёром и профессиональными актёрами. Читка — это своеобразный спектакль. Нет декораций и костюмов, но есть ваше воображение. Нет мизансцен, но есть актёры, которые создают характеры персонажей. Есть текст, который оживает в речи артистов, есть мысль, которую стремится донести в своём разборе режиссёр. И есть Вы — уникальный зритель, который может высказать своё мнение в обсуждении, которое обязательно состоится после читки».
«Лавочники»
В Доме актера открылась «Лавка драматурга». Полное название проекта звучит так — LAV.КА драматург.OFF. Каждый месяц актеры собирают зрителей, чтобы представлять им пьесы и самих драматургов. В конце действия проходит обсуждение услышанного и увиденного.
В конце сентября здесь прошел спектакль-читка пьесы Евгения Бабушкина «Конечность». Драматург, специально приехавший на читку из Москвы, стал один из участников действия. В игровом пространстве для него была поставлена лавка, и зрители по лицу автора пьесы могли следить за тем, насколько точно актеры передают замысел творца.
Пилотный запуск «Лавки» оказался вполне удачным. И пьеса оказалась очень хорошей, и актеры точно попали в ее тональность. Организовал эту читку артист Театра драмы «Творческая мастерская» Юрий Максимов. В спектакле приняли участие Дмитрий Максимов из «ТМ» и актеры Театра кукол: Влад Тимонин, Марина Збуржинская и Наталья Васильева.
Юрий Максимов,
актер, драматург, режиссер, создатель «Лавки драматурга»:
— История с пьесой «Конечность», которую мы прочитали для зрителей, — своего рода продолжение нашей, отдельной от государственного театра, работы. Правда, до сих пор актеры читали пьесы, написанные мной. Иногда читки у нас могли перерасти в спектакли-читки. Так случилось, например, с «Дорин Палмер». С этой работой мы собираемся поехать в декабре на фестиваль «Рождественский парад».
Сейчас мы представляем произведения молодых авторов, которые хотели бы принять участие в нашем проекте. Эти люди живут в разных городах и пишут в разных жанрах. Мы выбираем то, что нам интересно, разбираем материал, подбираем минимальный реквизит. В партнерстве с актерами выступает Сергей Шеляговский, который отвечает за свет и музыку.
«Лавка драматурга» для нас — проба пера, возможность регулярно пробовать новое. Мы читаем и играем, можно так сказать, для собственного удовлетворения. Иногда необходимо быть независимым от выбора, который делает театр, и действовать самостоятельно. Потом мы даем авторам шанс быть услышанным. Это очень важно.
Расписание ближайших читок и информацию о них можно узнавать в группе «LAV.КА драматург.OFF.» социальной сети.
«Нетошники»
Арт-пространство Agriculture club в помещении кинотеатра «Калевала» каждый месяц предоставляет место для проекта «НЕ ТО» («Ночное единение театра и общества»). Встречи поздние, начинаются почти в полночь. Публика этому только рада. Интригу встреч творческая команда формулирует так: «Почему эта пьеса не будет поставлена в театре в ближайшее время? Есть ряд причин… Если не догадываетесь о них, то придите и посмотрите сами».
Дебютом проекта стала читка пьесы Валерия Шергина «Концлагеристы». В ней приняли участие актеры Театра драмы «Творческая мастерская» Александр Галиев и Виктория Федорова, актеры Театра кукол Влад Тимонин и Олег Романов, а также Евгений Терских, Олег Липовецкий и Леонид Прокофьев.
Олег Липовецкий,
актер, режиссер, автор проекта «НЕ ТО»:
— Определённых временных рамок у нашего проекта нет. Он будет существовать столько, сколько позволят воля организаторов, предлагаемые обстоятельства времени и запрос от зрителя. Читка как театральная форма продвижения пьесы пришла в Петрозаводск четыре года назад вместе с конкурсом «Ремарка». «Ремарка», теперь признанная одним из лучших русскоязычных драматических конкурсов, была вынуждена покинуть Карелию из-за отсутствия желания сотрудничать у драматических театров Петрозаводска.
Мы делаем этот проект ночью и вне театрального пространства, чтобы не зависеть от расписания и репертуаров государственных театральных учреждений. Ночной формат привлекает молодёжь, а субботняя ночь в нашем сознании уже давно маркирована под время развлечений. Пусть это будет интеллектуальное развлечение — это же здорово! Плюс есть некий флёр причастности к тайне искусства и избранности. Мы проверили этот формат, и он отлично работает. Первая читка пьесы «Концлагеристы» прошла при абсолютном аншлаге.
Театральное искусство постоянно развивается, как и любое другое. При сплавах различных направлений в искусстве происходят очень интересные вещи. Читки пьес давно уже заняли свою нишу на театральном пространстве России. Чем объяснить их популярность? Во-первых, мне кажется, в наше время, когда человекам пытаются всё разжевать и вложить в рот, говорят, куда смотреть, что покупать, как поступать, людям просто нравится, что за них ничего не решают и позволяют работать их уму и душе. Во-вторых, артисты получают возможность попробовать себя в чём — то новом, недоступном для них в репертуарном театре, поработать в другой команде. Это отличный профессиональный тренинг. И, конечно, огромную роль играет незатратность этого жанра. На мой взгляд, да, это уже теперь отдельный театральный жанр со своими законами и выразительными средствами.
Ещё, наверное, в век массового искусства и производства, когда люди устали от того, что их превращают в безликую массу, зрителю важно, чтобы разговаривали именно с ним. На его языке. Я говорю о точном адресе спектакля. Театр — это разговор по душам, а не по телевизору. А дальше — у разного зрителя — разные запросы. И задача театра не только соответствовать этим запросам, но и создавать их. Работать со зрителем, растить и воспитывать его. И делать это можно только всем вместе. Это не сделать в рамках одного, даже очень хорошего, театра никогда.
Расписание ближайших читок и информацию о них можно узнавать в группе «НЕ ТО. Ночная читка» социальной сети.
Сцена в кино. Мысль вторая. Актёры
Перед вами вторая часть большой статьи о постановке сцены. Сцена в кино, как нетрудно догадаться, состоит не только из драматургии — в таком случае её следовало бы оставить на бумаге, а не переносить на экран. В моем субъективном рейтинге вторым по значимости процессом после разбора драматургии является работа с актёром. Об этом в сегодняшней мысли о постановке.
Я уже говорил о моём отношении к актёрам в статье «Общее дело». Кинорежиссёр всегда предъявляет товар зрителю лицом. Актёр и есть то самое лицо. Именно он с экрана донесёт до человека эмоцию, взволнует его или же наоборот, заставит заподозрить обман. Артист словно глашатай ваших мыслей и чувств. Поэтому относиться халатно к работе с актёром — преступление перед лицом собственного фильма.
Безусловно, существует некоторое количество постановщиков, полагающих, что актёр, выражаясь словами Микеланджело Антониони «всего лишь элемент изображения, причём далеко не всегда самый главный». Может быть найдётся читатель, согласный с этим подходом — что ж, повторюсь, правильного рецепта не существует. Мне ближе идея о тесной работе с артистами.
Итак, во время пре-продакшена мы провели кастинг, утвердили актёров на роли во всей истории. Что дальше?
Как всегда, сколько людей, столько и путей. Расскажу, пожалуй, о собственном подходе к работе с актёром, а вы для себя решайте сами. Я снова, вооружившись карандашом и своим экземпляром сценария, начинаю расписывать мотивации для каждого героя.
Чего добивается герой вообще во всей истории? Ответ на этот вопрос даёт нам понимание общую линию поведения этого человека. Затем я выясняю, чего хочет персонаж уже в каждой отдельной сцене. Возникнет ясность с конкретными действиями героя внутри эпизода.
Приведу абстрактный, но очень простой, наглядный пример. Парень и девушка сидят в ресторане. Парень пришёл сюда для того, чтобы красивым жестом сделать ей предложение — кольцо у него уже в кармане. А девушка, наоборот, хочет как можно более мягко сообщить молодому человеку, что им нужно расстаться. От этого совершенно логичным образом станет протекать вся сцена в кино. Порой внутренние мотивации персонажей становятся по-настоящему неожиданными и сложными. Главное, не намудрить, и чтобы в основе мотиваций лежал здравый смысл.
Когда прояснились мотивации, я выписываю отдельно основные черты характера персонажа а также что-то вроде его эмоционального кода. То есть, например, «Иван. Основная черта — лень». Или «Ольга. Основная черта — педантичность». Лично мне таким образом удобнее определить эмоциональный тип существования персонажа в кадре.
Впрочем, в определённой степени изложенные выше действия — это примерная подготовка материала. Настоящая работа начинается уже в живом общении с актёром. И тут очень большое значение я придаю читке.
Что такое читка?
Само по себе мероприятие бесхитростное. Режиссёр вместе с актёрами собирается где-нибудь на несколько часов (желательно в уютном месте) с целой кипой распечатанных сценариев. Естественно, с карандашами (куда же без них!) и кофе-чаем. И все вместе спокойно читают каждую сцену по ролям.
Как только прочли — тут же обсудили, разобрались, что же там внутри происходит. Каждый высказал свое мнение, попробовали расставить акценты, прочитали снова. И так, в обсуждениях, иногда очень горячих, каждый доходит до понимания, как нужно делать эпизод. Нередко предварительные наработки режиссёра полностью перечёркиваются результатами такого общения, потому как коллективной работой рождается нечто более живое.
Этого ни в коем случае не стоит бояться — лишь хвататься и радостно использовать. Правда, нельзя в то же время поддаваться на откровенное давление и уходить от собственной концепции, сверхзадачи. Стоит также отметить, что читка – это не полноценная репетиция, это всего лишь набросок контура будущей сцены.
Специально для читателей я смонтировал небольшое видео, состоящее из фрагментов читки с актёрами Игорем Клычковым и Романом Дадаевым при подготовке короткометражного фильма «Серые дни» и кусочков тех же сцен, получившихся уже на этапе съемок.
Лично я очень люблю читки. Жаль, в силу обстоятельств в бесплатном кино практически никогда не бывает достаточно времени на них.Та же история и с репетициями. Счастье, если у вас и ваших актёров появляется возможность как следует порепетировать. Чем лучше отрепетирована сцена — тем легче и быстрее идёт сама съемка. Мне не везло практически никогда. Поэтому я вынужден был минут за 20-30 до начала съёмки уже на площадке проходить сцену. Это, собственно, приводило к тому, что репетиция плавно перетекала в непосредственно съёмку.
На площадке с актёрами важно развести мизансцену — их физические действия и перемещения по объекту, приближение или удаление от камеры и т. д. Но герой не может просто ходить или стоять — любые его движения должны быть наполнены внутренним развитием. В противном случае получится самый ужасный российский сериал.
В силу ограниченности формата я не могу по-настоящему подробно коснуться актёрских систем, но думаю, что в разделе профессиональной литературы можно будет позже поговорить о Константине Станиславском и Михаиле Чехове. Предварительно очень рекомендую ознакомиться с их трудами. Потому что если режиссёр не поработает с актёрами, то больше с ними некому работать.
Тем не менее, читатель, особенно никогда не работавший с профессиональными артистами, может справедливо вознегодовать — «А что если в мою картину не удастся позвать профессиональных актёров?!». Резонный вопрос. Я тоже первые несколько фильмов снимал с друзьями и знакомыми. И там, конечно, своя специфика.
В то время, как профессионал идёт от знаний и опыта, любитель может оперировать лишь инстинктом, ощущением. Поэтому здесь основную работу нужно провести еще на кастинге. Обратить внимание на психофизику человека (характер движений, мимики), голос, взгляд, и, самое главное, отношение к объективу камеры — еще до съемок постарайтесь много фиксировать его на видео, чтобы понять, естественно ли он ведёт себя в кадре.
Ну и пожалуй, надо особый упор делать на типажность. Кстати, в работе с непрофессионалами тоже есть свои плюсы: если удалось добиться точного попадания, то в роли появится неповторимая правда, а также у них, как правило гораздо свободнее график, чем у артистов. Рекомендую посмотреть два фильма Андрея Кончаловского: «История Аси Клячиной» и «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», в которых практически все исполнители — обычные деревенские люди, и при этом это художественные кинокартины.
Думаю, стоит обозначить некоторые выводы. Чтобы сцена в кино с актёрской точки зрения получилась, следует:Я очень сильно упрощаю. Реальность, конечно же, гораздо сложнее. И любой, кто сталкивается с реальным кинопроизводственным процессом сразу же поймёт, насколько многогранна работа с актёром.
Но я стараюсь нарисовать что-то вроде примерной карты местности, чтобы уже, отталкиваясь от неё, можно было самостоятельно исследовать и путешествовать по удивительной стране под названием «сцена в кино».
Независимый режиссёр и сценарист. Мой профиль в социальных сетях ВКонтакте, Instagram и Patreon