Что такое чистый воздух
Федеральный проект «Чистый воздух» национального проекта «Экология»
Проект «Чистый воздух» – один из 11 национальных проектов в РФ. Проводится в рамках национального проекта «Экология». Как следует из названия, направлен на очищение атмосферного воздуха в России. Но основное внимание уделено конкретным городам, которые наиболее загрязнены, и промышленность в которых является серьезным источником выбросов в атмосферу.
Что стало основанием для начала реализации проекта «Чистый воздух»?
О чистой энергетике, которую составляют атомные, гидроэлектростанции, а также генераторы солнечной и ветряной энергии всерьез заговорили сравнительно недавно. Эти проекты реализуются массово, но пока технические проблемы не позволяют их вводить в строй вместо других электростанций, в частности, тепловых (ТЭС).
Наличие относительно неисчерпаемых запасов угля во многих развитых (и не только) странах определил развитие ТЭС. Их основные преимущества:
Действительно, такие станции могут и, как показала практика, длительно работать без аварий. При этом они дают высокий показатель КПД. А наличие запасов угля позволяет обеспечить их работы на многие десятилетия вперед.
Все это рассматривалось в первой половине и середине XX века. Тогда индустриализация выступала на первое место. Таким вопросам, как экология, уделялось мало внимания или не уделялось вообще. Результат – даже после активного ввода в России на протяжении последних полвека других генераторов энергии доля тепловой в стране остается высокой. ТЭС является источником седьмой части всех выбросов в атмосферу.
Теперь подходы к электростанциям изменились. К ним по-прежнему предъявляются такие требования, как безаварийность и высокий КПД. Но вместе с ними в работе ТЭС нужно обеспечить допустимый уровень выбросов в атмосферу.
Разумеется, чтобы соответствовать таким требованиям, котельные установки электростанций, построенные полвека назад, требуют переоборудования. А это стоит денег. В течение пяти лет на это планируется потратить около 600 млрд р.
Особенность проекта «Чистый воздух»
Федеральный проект «Чистый воздух» национального проекта «Экология» имеет четкие планы. На каждый год планируется какое-то конкретное достижение, которое можно зафиксировать, отследить статистически.
Основная задача проекта – до 2024 года снизить выбросы в атмосферу на 22% от текущих на 2019 год показателей. При этом упор делается на наиболее «грязные» с этой точки зрения города. Вначале в список включили только 8 промышленных центров. В дальнейшем он увеличился до 12.
Для справки! В проект включены следующие города: Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита.
Национальный проект «Чистый воздух» характеризуется следующим:
По годам очищение атмосферного воздуха от уровня на 2019 год выглядит следующим образом:
Наибольшие показатели планируется достичь на последних двух годах действия проекта. Именно такой прогноз дали специалисты. Положительный эффект достигается за счет суммарного эффекта от всех мероприятий, которые будут проводится в течение 2019-2024 годов.
Чистый воздух
Загрязнение воздуха — невидимый убийца
Загрязнение воздуха может стать причиной онкологических, сердечно-сосудистых, респираторных и других заболеваний. Каждый год в России происходит от 80 до 140 тысяч преждевременных смертей из-за загрязнения воздуха.
Greenpeace выступает за открытую, доступную, достоверную и актуальную информацию о качестве воздуха.
Правда, узнать, насколько воздух в вашем городе опасен для здоровья, может быть непросто. Самая широкая сеть станций мониторинга качества воздуха в России — у Росгидромета, но даже она охватывает лишь 243 из около 1100 городов в нашей стране. Власти около 20 городов, включая Москву, Петербург и Красноярск, создали свои локальные системы мониторинга. Однако данные на сайтах этих ведомств публикуют в таком неудобном виде, что разобраться и использовать их очень тяжело.
Машины — основной источник загрязнения в мегаполисах
Источники загрязнения воздуха могут быть самыми разными: это и выбросы промышленных предприятий, и лесные пожары, и свалки. Однако в большинстве крупных городов России основным источником является автотранспорт: на него приходится 80-90 % всего объёма загрязняющих веществ в воздухе. Кроме того, от автомобильных выбросов очень трудно спрятаться: дым из выхлопных труб машин идёт на каждой улице и во дворе каждого жилого дома. В «Докладе о человеческом развитии в РФ» загрязнение воздуха от транспорта названо главным фактором окружающей среды, влияющим на здоровье людей.
Вместе мы можем сделать воздух чище
#CleanAirNow — это международный проект Greenpeace, цель которого снизить загрязнение воздуха от транспорта. Отделение Greenpeace в России работает с этой проблемой в рамках проекта #ГринписВоздух.
Мы добиваемся от городских властей правильных решений
Мы составили рейтинг «Как города решают проблему загрязнения воздуха от транспорта», основываясь на официальных ответах городских властей.
Вместе с Национальным центром транспортных исследований мы подготовили инновационный сценарий развития транспорта Москвы и конкретные рекомендации, как снизить выбросы вредных веществ и парниковых газов от транспорта, которые также могут использовать другие крупные города.
Делаем официальную информацию более понятной
Мы создали карту «Чем дышит Москва?», на которой официальные данные «Мосэкомониторинга» представлены в удобном виде. Карта в реальном времени показывает уровень загрязнения воздуха вредными веществами в разных районах города.
Проводим независимые исследования качества воздуха
Вместе с Greenpeace более 400 человек из Москвы, Петербурга, Казани, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Самары, Воронежа и Ростова-на-Дону установили 500 диффузионных трубок для измерения концентрации диоксида азота, одного из основных опасных загрязнителей. Результаты исследования Greenpeace опубликует этой осенью.
Делимся советами, как ездить по городу более экологично
В справочнике «Как ездить по городу экологично?» мы даём советы тем кто не готов полностью отказаться от личного автомобиля, но хочет внести посильный вклад в спасение планеты, и рассказываем о других способах ездить по городу — более быстрых, полезных для здоровья и выгодных для кошелька.
Учим школьников зелёной мобильности
Посылаем в школы в разных уголках страны (от Камчатки до Сочи) комплекты для проведения уроков, на которых школьники узнают, насколько можно уменьшить выбросы вредных веществ, если пересесть с личного авто на общественный транспорт.
Объединяем усилия с союзниками
Российское отделение Greenpeace объединилось в коалицию с другими организациями, которые выступают за развитие экологичного транспорта. Мы поддерживаем всероссийское велодвижение и развитие каршеринга.
Что такое воздух, загрязнители и зачем нужна гигиена воздуха?
Базисом здоровья и хорошего самочувствия человека, а также основным источником энергии является то, что организм потребляет из внешней среды. Средний человек в процессе жизнедеятельности потребляет в сутки около 2 кг воды, 1,5 кг пищи и 14 кг воздуха. Еще несколько тысяч лет назад восточная медицина и науки о здоровье тела и разума человека рассматривали этот процесс в комплексе, придавая одинаковую важность для здоровья всем трем составляющим. Западное общество и классическая медицина только сейчас приходят к пониманию важности этих процессов. Сначала появилась культура и гигиена питания, потом – гигиена воды, и, наконец, мы подошли к осознанию жизненной важности гигиены воздуха.
Надо понимать, что наши легкие – это такая же открытая дверь в организм, как и пищеварительная система. Все, что попадает в легкие, всасывается в кровь и отражается на всем организме. К слову сказать, в легких, так же как и в кишечнике, есть полезная микрофлора и своя иммунная система. Все аналогично. Однако мы с отвращением и брезгливостью думаем о еде из грязной посуды, с детства прививаем культуру мытья рук и продуктов. И при этом никто не задумывается о гигиене дыхания и о том, сколько грязи и инфекций мы впускаем в себя через легкие.
Давайте разберемся, что такое воздух, и какие загрязнители в нем бывают.
Воздух – это не пустота. Это сложный и насыщенный бульон, только очень сильно разбавленный. Основные типы загрязнений воздуха – это посторонние газы и запахи (в том числе токсины, канцерогены, выхлопы), твердые частицы (пыль, сажа, аллергены, пыльца, дым) и инфекции (вирусы, бактерии, плесень). Сравним по аналогии воздух и борщ :-). Базовая смесь газов: кислород, азот, углекислый газ – это чистая вода. Вредные газы и различные запахи – это вкусовые добавки и жидкие примеси (в борще могут быть вкусные приправы, а можно туда налить серной кислоты). Твердые частицы – это «гуща» (то есть картошка, капуста, или песок, кому как повезло). Инфекции – это мухи, попавшие в суп. Они такой же крупный объект, как картошка, но живые. Поэтому, если мы хотим выпить чистой воды, а не вливать в себя смесь воды, бензина, песка, грязи, мух и червяков из ближайшей лужи – воду мы чистим. Абсолютно та же история с воздухом. По чистоте и вреду для организма воздух современного мегаполиса мало отличается от жидкой грязи из-под колес автомобиля. Тем не менее, мы продолжаем ежедневно впускать всю это грязь в свой организм.
Какую опасность представляют загрязнения воздуха?
Твердые частицы. Крупный размер (пыль, пыльца, споры растений и плесени) – нагрузка на дыхательные пути, рак, аллергия, астма. Самое опасное – мелкий размер (микро и наночастицы). Их не задерживают обычные фильтры и бронхи, эти частицы попадают напрямую в легкие и всасываются в кровь. Результат – тромбоз, сердечно-сосудистые заболевания. Плюс к этому микрочастицы сажи (уголь) адсорбируют на себе вредные вещества, которые, попадая в кровь десорбируются, образуя токсины и кислоты, которые повреждают сосуды и приводят к интоксикации организма.
Инфекции, о них известно больше всего, – это туберкулез, грипп и другие опасные заболевания, передающиеся воздушно-капельным путем. Надо сказать, что, по исследованиям научных институтов, инфекции находят не только в воздухе помещений, но и в уличном воздухе, есть исследования об облаках живых микроорганизмов, найденных более чем в километре над уровнем земли.
Описанные выше загрязнители – это наиболее яркие эффекты «первого порядка». Кроме этого есть менее опасные, но тоже важные параметры воздуха:
Влажность. Высокая влажность ускоряет размножение инфекции, создает ощущение духоты и спертого воздуха. Низкая влажность сушит слизистую и кожу, снижая защитные функции организма, приводит к обезвоживанию организма.
Температура. Высокая температура также создает ощущение духоты и нехватки свежего воздуха, повышает давление и ухудшает самочувствие, ускоряет рост инфекций. Низкая температура приводит к переохлаждению и повышению риска заболеть.
Ионный состав – наименее изученная область. Есть околонаучные исследования, которые говорят о том, что нарушение ионного баланса воздуха приводит к нарушению обменных процессов в организме, снижению иммунитета и ухудшению самочувствия, но по большей части это не подтвержденные научно маркетинговые страшилки.
Что такое духота? Духота – это комплексное понятие, некое субъективное ощущение. Обычно человеку душно в помещении, где повышено содержание углекислого газа, высокая температура и влажность, присутствуют посторонние запахи. Духота не всегда связана с чистотой воздуха. Например, воздух может казаться свежим при работе кондиционера, так как он снижает температуру и влажность, но на деле, если при этом концентрация углекислого газа будет высокой, а кислорода – низкой, самочувствие будет плохим, вы плохо выспитесь, проснетесь с больной головой и можете подхватить инфекцию, размножающуюся внутри кондиционера.
Не будем начинать статью с изношенных фраз об актуальности проблемы экологии и загрязнения воздуха в городах. Вместо этого рассмотрим цифры и факты, чтобы ответить на вопрос – какова действительная ситуация с качеством воздуха в Москве? А также посмотрим, что можно сделать на этапе строительства для улучшения жизни людей?
Многие считают, что главным показателем качества воздуха в городе является концентрация угарного газа (СО), главным источником которого являются автомобили и ТЭЦ.
Существует понятие «индекс качества воздуха», который многие национальные правительства определяют по-своему, и во многих странах угарный газ вообще не учитывается в его расчете (как, например, в Великобритании, Европейском союзе и Гонконге). Конечно, это не означает, что СО не волнует европейцев, однако он отнесен к дополнительному параметру.
Наверно, вы бы никогда не подумали, что самыми опасными загрязнителями воздуха в городах являются не ядовитые газы, а твердые частицы разной величины, взвешенные (которые не оседают на землю) в атмосфере воздуха, и они наносят ущерб большему количеству людей, чем любой другой компонент загрязненной атмосферы.
Это настолько важный показатель, что Всемирная организация здравоохранения прежде всего оценивает и собирает статистику по нему.
Выделяют две основные категории частиц: размером менее 10 микрон – PM10, и размером менее 2,5 микрона – PM2,5.
Твердые частицы – это сложная и разнообразная по составу смесь различных веществ, которые в силу своей легкости постоянно пребывают во взвешенном состоянии.
Эта пыль состоит из сажи, частиц асфальта и автомобильных покрышек, твердых частиц солей, соединений тяжелых металлов. Обратим внимание на наличие в списке сажи, которая действует на организм как троянский конь, ведь уголь отлично впитывает различные вредности, поэтому попадая в организм, приносит с собой ядовитые или вредные вещества.
Частицы менее 10 микрон оседают в легких, а частицы до 2,5 микрон из легких попадают прямо в кровеносную систему. ВОЗ считает, что взвешенные частицы являются канцерогеном (от английского слова «cancer» – рак, канцерогены – вещества, повышающие вероятность заболевания раком), а также вызывают многочисленные болезни сердечно-сосудистой системы.
Изучим данные по концентрации частиц РМ2.5 в мире.
В 2018 году страны, показатели загрязнения в которых соответствовали высоким стандартам ВОЗ были: Канада, США, Скандинавские страны, Австралия и Новая Зеландия.
Россия, Швейцария и Великобритания близка к этим показателям.
Странами с самым загрязненным воздухом («Нездоровый уровень») стали Бангладеш, Пакистан, Афганистан, Индия, Монголия. Интересно отметить, что на вершине рейтинга оказались не только бедные страны, но также и две процветающие страны – Кувейт и Бахрейн.
Из Европейских стран самыми загрязненными (уровень «Нездоровый для чувствительных групп») стали: Босния и Герцеговина, а также Македония.
Уровень «Умеренное загрязнение» встречается в Европе почти повсеместно.
За качеством воздуха в Москве следят 56 автоматических измерительных станций (в Санкт-Петербурге их 25), некоторые из которых измеряют только 1-3 показателя, а некоторые около 10-ти.
Сравним концентрацию PM2,5 в Москве и в других крупных городах мира. Отличная новость, что Москва занимает 1962 место по загрязненности воздуха твердыми частицами со значением 10,1 мкг/м3, что лучше многих европейских столиц.
Однако, для меня стало удивлением, что в этом мы значительно уступаем Нью-Йорку, который может похвастаться среднегодовым значением этого показателя в 7 мкг/м3.
Для контраста в таблицу мы добавили значение в Дубае, атмосфера которого в пять раз загрязненнее, чем в Москве.
Однако, радоваться рано.
В 2019 году в Москве были зафиксированы превышения концентрации озона в 1,5-2,4 раза (напомним, что озон ответственен за появление особого типа смога), NO2 – в 1,5-2,5 раза, а концентрация твердых частиц в воздухе приближается к отметке 75-85% от рекомендованных значений ВОЗ.
Одно обширное исследование состояния атмосферы в домах вблизи от перекрестков показало, что концентрация угарного газа падает в два раза при подъеме с первого на десятый этаж. Иначе говоря, если на первом этаже концентрация угарного газа близка к ПДК, то на десятом этаже она в два раза меньше, а на 18-м этаже составляет уже 0,2 ПДК. А если вы живете на 30-м этаже в 200 метрах от трассы, то концентрация угарного газа составит 1% от ПДК.
Если говорить о твердых частицах PM10, то снижение концентрации в зависимости от высоты еще заметнее. К примеру, если на нижних этажах можно получить показатель в 1,5 ПДК, то к 10-му этажу загрязнение снизится до 0,1 ПДК.
Можно отметить (см. рис.), что относительно крупную пыль очень хорошо задерживают механические препятствия. Неплохая идея — отделить жилую застройку от дороги густыми зарослями лиственных деревьев, которые, как фильтр, задержат пыль, но работать они будут только полгода, а с приходом осени дома останутся без защиты. На деревьях неплохо оседают частицы PM10. Однако, когда мы говорим о легких частицах PM2,5, то от них защиты нет – они легко поднимаются на большую высоту (скорость оседания этих частиц в неподвижном воздухе — 0,2 мм/сек) и никакие механические препятствия их не удержат.
В принципе, на основе полученных данных можно сформулировать критерии хорошей квартиры – на 10-м или более высоком этаже, с окнами во двор, на второй, а лучше третьей линии домов.
В самом деле все так просто?
Не совсем. Во-первых, если в вашем районе есть ТЭЦ или промышленные предприятия, то вредные вещества из их труб легче достигнут окон высоких этажей, чем низких.
Во-вторых, в зависимости от ветра картина распределения пыли от дорог может значительно измениться.
Что ж, получается, что при покупке квартиры не обойтись без найма подрядчика по выполнению математического моделирования аэродинамических потоков и оседания пыли вокруг дома?! Учитывая стоимость этих услуг, вы скорее всего от них откажетесь.
Опираться на данные Мосэкомониторинга? Несмотря на то, что в Москве много измерительных станций, они не стоят около каждого дома, и вы не можете получить достоверные данные.
Например, наш офис находится в тихом месте, вдалеке от широких улиц, но вблизи от строящегося элитного жилого комплекса, и вот уже второй год наши подоконники каждый день покрываются густым слоем пыли. По внешнему виду невозможно понять: это безопасные крупные частицы с размером значительно более 10 микрон, задерживающиеся в носу, или коварные РМ2,5.
А мой дом находится рядом с огромным парком в экологически благополучном районе города, при этом окна выходят во двор, но подоконники квартиры подозрительно черны от сажи, а учитывая, что она впитывает яды, возможно, мне есть о чем беспокоиться?
Возможно, вы заметили, что в 2019 году Яндекс убрал со своего портала карту загрязненности воздуха в Москве, поскольку Мосэкомониторинг посчитал необоснованным деление города на загрязненные и незагрязненные районы, что вполне объяснимо, исходя из множества факторов, влияющих на изменчивость состояния атмосферы. Как мы поняли, концентрация вредностей меняется в пределах не только района, но даже микрорайона и даже одного дома.
Есть исходный принцип в инженерном деле – вы можете управлять или влиять на то, что можете измерить. Поэтому, первое, что нужно сделать – установить дома и/или в офисе собственный измерительный прибор. Обычно их называют мониторами качества воздуха.
Если уличный воздух очень загрязнен, монитор порекомендует не открывать окна, не совершать прогулки и не заниматься спортом на улице, а когда атмосфера за окном очистится – уведомит об этом.
Стоимость подобных мониторов около 20 000 — 30 000 руб. Некоторые из них объединяются в общую сеть, поэтому могут обмениваться информацией между собой.
К сожалению, сейчас нет в открытой продаже устройств, которые могли бы измерять качество воздуха одновременно на улице и в помещении. Есть приборы, которые получают данные от ближайшей городской станции, но пользы от этого мало, поскольку нас интересует чистота воздуха снаружи конкретного здания на конкретном этаже. Поэтому покупателям приходится размещать домашний монитор около открытого окна или выносить на балкон.
Когда же такие устройства станут массовым явлением в Москве и России, тогда можно будет определить уровень загрязнения с необходимой нам точностью, а не до условного района.
Что такое «чистый воздух»
Строго говоря, очистку сжатого воздуха правильно называть подготовкой рабочей среды пневмоприводов.
Эта подготовка происходит на компрессорной станции, которая обеспечивает воздухом или все предприятие или его часть.
Правильным считается размещение двух компрессоров, один из которых является резервным, это необходимо для обеспечения бесперебойной работы пневматических систем.
Воздух в компрессор поступает через фильтрующий элемент, это нужно для защиты подвижных деталей компрессора от возможного абразивного износа вследствие попадания твердых частиц, содержащихся в воздухе.
Важно, что чем ниже температура забираемого воздуха, тем ниже уровень влажности этого воздуха, следовательно забирать воздух в компрессор лучше с улицы, со стороны здания, которая больше находится в тени.
Также негативное воздействие на детали компрессора могут оказывать какие-то сторонние выхлопные газы, если они попадают в воздухозаборник компрессора.
Это связано со способностью выхлопных газов, соединяясь с влагой, содержащейся в воздухе, образовывать слабощелочные или кислотные растворы, которые увеличивают скорость износа деталей компрессора.
Сразу за компрессором устанавливается холодильник, который уменьшает температуру сжатого воздуха, вследствие чего из воздуха выделяется влага, холодильник «забирает» у сжатого воздуха 70-80% содержащейся в нем влаги.
Для того, чтобы давление сжатого воздуха было стабильные и чтобы мотор компрессора не работал постоянно, к компрессору подключают ресивер, который аккумулирует сжатый воздух. К ресиверу подключен манометр, который включает компрессор при падении давления в ресивере ниже установленного значения и выключает компрессор, когда заданное значение давления сжатого воздуха достигается. Для избегания аварийной ситуации, ресивер оснащают предохранительным клапаном для сброса воздуха в случае, если давление, по какой-то непредвиденной причине, превысит установленное максимальное значение. Какое-то количество влаги может, все таки попадать в ресивер, поэтому в нем устанавливают вентиль, который нужен для слива конденсата. Вентиль для слива конденсата нужно открывать вручную или вентиль оснащают электрическим приводом.
На выходе сжатого воздуха из ресивера размещают редукционный клапан, который поддерживает постоянное давление в воздушной магистрали.
Сжатый воздух, посредством воздушной магистрали, разводится по цеху или цехам предприятия или подводится к конкретному оборудованию, в случае использования локального компрессора.
Поскольку на протяжении магистрали, в воздух могут попасть какие-то частицы износа самой магистрали или соединяющих ее элементов, перед каждой единицей оборудования размещают блок подготовки воздуха.
Это не часто выполняют, но считается правильным установить локальный ресивер у каждой единицы подключенного к «воздуху» оборудования, и, в этом случае, блок подготовки воздуха должен содержать запорный вентиль и обратный клапан, который обеспечит успешное завершение цикла работы машины в ситуации разгерметизации подводящей воздушной магистрали. Или также, для этой цели, возможна установка двухпозиционного двухлинейного пневматического распределителя с ручным управлением.
После этого этапа, воздух в блоке подготовки попадает в фильтр-влагоотделитель. Надо отметить, что помимо воздуха в магистрали может присутствовать масло, которое попадает туда из компрессора. Это является проблемой вследствие того, что такое масло содержит механические частицы износа компрессора, которые вредят пневматическому приводу. Задачей фильтра-влагоотделителя является – это убрать воду и масло из воздуха в воздушной магистрали. Помимо контроля «чистоты» воздуха, блок подготовки также контролирует давление. Это происходит из-за наличия в блоке редукционного клапана с обратной связью, который поддерживает верхний уровень нужного давления сжатого воздуха. А имеющееся в блоке подготовки воздуха реле, срабатывает и выдает сигнал тревоги, если давление опускается ниже заданного порога.
Еще один элемент блока подготовки воздуха – это предохранительный клапан. Дело в том, что шток пневмоцилиндра может столкнуться с упором на большой скорости, в этой ситуации произойдет отскок поршня пневматического цилиндра и давление в системе резко повысится. Производительность редукционного клапана, находящегося в составе блока подготовки воздуха, не позволит эффективно скорректировать давление.
Это общее описание такого блока и в зависимости от особенностей конкретного оборудования, комплектация блока может быть разной.
Обычно стандартные модели блоков подготовки воздуха имеют производительность 1500-5000 л/м
И рассчитаны на давление от 0,05-0,85 МПа
Вообще можно сказать, что блок подготовки воздуха собирается из стандартных элементов.
Рассмотрим такие стандартные элементы на примере продукции нашей торговой марки Пневмолюкс.
Есть элементы, которые имеют встроенный обратный клапан и также бывает, что встроенного обратного клапана нет.
Данные элементы могут содержать ручной или автоматический слив конденсата.
Набор таких различных элементов позволяет не использовать стандартный блок подготовки воздуха, а собрать блок, имеющий нужную для конкретного оборудования конфигурацию.
Все пневматические компоненты имеют требования к классу загрязненности (чистоты) сжатого воздуха. И это нужно читывать при разработке пневматической схемы.
Класс загрязненности | Размер твердых частиц, мкм, не более | Содержание посторонних примесей, мг/м³ | Содержание посторонних примесей, мг/м³ | Содержание посторонних примесей, мг/м³ |
---|---|---|---|---|
Твердые частицы, мкм | Вода (в жидком состоянии) | Масло (в жидком состоянии) | ||
0 | 0,5 | 0,001 | Не допускается | Не допускается |
1 | 5 | 1 | Не допускается | Не допускается |
2 | 5 | 1 | 500 | Не допускается |
3 | 10 | 2 | Не допускается | Не допускается |
4 | 10 | 2 | 800 | 16 |
5 | 25 | 2 | Не допускается | Не допускается |
6 | 25 | 2 | 800 | 16 |
7 | 40 | 4 | Не допускается | Не допускается |
8 | 40 | 4 | 800 | 16 |
9 | 80 | 4 | Не допускается | Не допускается |
10 | 80 | 4 | 800 | 16 |
11 | Не регламентируется | 12,5 | Не допускается | Не допускается |
12 | Не регламентируется | 12,5 | 3200 | 25 |
13 | Не регламентируется | 25 | Не допускается | Не допускается |
14 | Не регламентируется | 25 | 10 000 | 100 |
Объем ресивера должен содержать не менее половины воздуха, всасываемого компрессором за 1 минуту.
Воздух, который выходит из ресивера обычно имеет 12 класс чистоты, но при прохождении по магистралям качество воздуха может понизиться до 13-14 класса.
Помимо применения блоков подготовки воздуха есть еще один эффективный прием борьбы за чистоту воздуха. Он заключается в том, что воздушные магистрали прокладываются с заданным уклоном, чтобы появившаяся влага стекала в определенные места, где находятся вентили для слива конденсата.
Конденсат несет в себе еще одну опасность, если воздушная магистраль проложена в холодном месте, то в зимнее время конденсат может замерзнуть и вывести магистраль из строя.
С этим борются или прокладывая магистраль в заведомо теплом месте или обеспечивая класс чистоты сжатого воздуха, на всем протяжении воздушной магистрали, не менее 12-го, что позволяет избежать появления конденсата.
Из всех задач, которые решает блок подготовки воздуха самой сложной является удаления компрессорного масла. Это масло содержится в магистрали в виде аэрозоли, которая имеет размер частицы от 0,01 до 1 мкм.
Проблема заключается в том, что стандартные фильтры влагоотделители работают по принципу использования инерционных сил, что, в данном случае невозможно.
Для отделения масла, в этом случае, используются контактные фильтры, которые могут быть быстро «забиты» влагой и механическими частицами из очищаемого воздуха.
Поэтому, для успешного отделения масла необходимо сначала максимально качественно удалить влагу и твердые частицы.
Таким образом для правильной и надежной работы пневматической схемы необходимо правильно решить проектную задачу подготовки воздуха на всех участках пневматической схемы с учетом особенностей применяемых в ней пневматических компонентов. И еще, не менее важно также правильно смонтировать и эксплуатировать пневматическую схему.