Что такое чистый разум
РАЗУМ ЧИСТЫЙ
Полезное
Смотреть что такое «РАЗУМ ЧИСТЫЙ» в других словарях:
разум чистый — РАЗУМ ЧИСТЫЙ (лат. ratio pura, нем. reine Vernunft) понятие, широко известное благодаря критической философии И. Канта, использовалось, однако, и ранее как в лат. (Хр. Вольф и др.), так и в нем. варианте (И.Н. Тетенс, М. Герц и др.). В… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
разум практический — РАЗУМ ПРАКТИЧЕСКИЙ понятие, широко известное благодаря критической философии И. Канта, находящееся у него в определенных отношениях с чистым, спекулятивным или теоретическим разумом; само же различение коррелирует с различением… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Чистый разум — Для улучшения этой статьи желательно?: Переработать оформление в соответствии с правилами написания статей. Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение) … Википедия
КОГЕН — (Cohen) Герман (1842 1918) немецкий философ, основатель и виднейший представитель марбургской школы неокантианства. Основные работы: ‘Теория опыта Канта’ (1885), ‘Обоснование Кантом этики’ (1877), ‘Обоснование Кантом эстетики’ (1889), ‘Логика… … История Философии: Энциклопедия
Кант Иммануил — Жизненный путь и сочинения Канта Иммануил Кант родился в Кенигсберге (ныне Калининград) в Восточной Пруссии в 1724 г. Отец был шорником, а мать домохозяйкой, шестеро их детей не дожили до зрелого возраста. Кант всегда вспоминал родителей с… … Западная философия от истоков до наших дней
ЗЛО — [греч. ἡ κακία, τὸ κακόν, πονηρός, τὸ αἰσχρόν, τὸ φαῦλον; лат. malum], характеристика падшего мира, связанная со способностью разумных существ, одаренных свободой воли, уклоняться от Бога; онтологическая и моральная категория, противоположность… … Православная энциклопедия
Аристотель и перипатетики — Аристотелевский вопрос Жизнь Аристотеля Аристотель родился в 384/383 гг. до н. э. в Стагире, на границе с Македонией. Его отец по имени Никомах был врачом на службе у македонского царя Аминта, отца Филиппа. Вместе с семьей молодой Аристотель… … Западная философия от истоков до наших дней
ОРТЕГА-И-ГАССЕТ — (Ortega у Gasset) Xoce (1883 1955) испанский философ. Докторская диссертация О. (1904) ‘Ужасы тысячного года’ (об исторических условиях и хилиастических умонастроениях во Франции эпохи раннего средневековья). Профессор Высшей педагогической школы … История Философии: Энциклопедия
ОРТЕГА-и-ГАССЕТ — (Ortega y Gasset) Хосе (1883 1955) испанский философ. Докторская диссертация О. (1904) Ужасы тысячного года (об исторических условиях и хилиастических умонастроениях во Франции эпохи раннего средневековья). Профессор Высшей педагогической школы в … Социология: Энциклопедия
разум чистый
Полезное
Смотреть что такое «разум чистый» в других словарях:
РАЗУМ ЧИСТЫЙ — РАЗУМ ЧИСТЫЙ (нем. die reine Vernunft) одно из основных понятий критической философии Канта, сделавшего предметом философии не предметы познания, а способности субъекта и различные типы и формы их применения (познавательное, нравственное,… … Философская энциклопедия
разум практический — РАЗУМ ПРАКТИЧЕСКИЙ понятие, широко известное благодаря критической философии И. Канта, находящееся у него в определенных отношениях с чистым, спекулятивным или теоретическим разумом; само же различение коррелирует с различением… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Чистый разум — Для улучшения этой статьи желательно?: Переработать оформление в соответствии с правилами написания статей. Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение) … Википедия
КОГЕН — (Cohen) Герман (1842 1918) немецкий философ, основатель и виднейший представитель марбургской школы неокантианства. Основные работы: ‘Теория опыта Канта’ (1885), ‘Обоснование Кантом этики’ (1877), ‘Обоснование Кантом эстетики’ (1889), ‘Логика… … История Философии: Энциклопедия
Кант Иммануил — Жизненный путь и сочинения Канта Иммануил Кант родился в Кенигсберге (ныне Калининград) в Восточной Пруссии в 1724 г. Отец был шорником, а мать домохозяйкой, шестеро их детей не дожили до зрелого возраста. Кант всегда вспоминал родителей с… … Западная философия от истоков до наших дней
ЗЛО — [греч. ἡ κακία, τὸ κακόν, πονηρός, τὸ αἰσχρόν, τὸ φαῦλον; лат. malum], характеристика падшего мира, связанная со способностью разумных существ, одаренных свободой воли, уклоняться от Бога; онтологическая и моральная категория, противоположность… … Православная энциклопедия
Аристотель и перипатетики — Аристотелевский вопрос Жизнь Аристотеля Аристотель родился в 384/383 гг. до н. э. в Стагире, на границе с Македонией. Его отец по имени Никомах был врачом на службе у македонского царя Аминта, отца Филиппа. Вместе с семьей молодой Аристотель… … Западная философия от истоков до наших дней
ОРТЕГА-И-ГАССЕТ — (Ortega у Gasset) Xoce (1883 1955) испанский философ. Докторская диссертация О. (1904) ‘Ужасы тысячного года’ (об исторических условиях и хилиастических умонастроениях во Франции эпохи раннего средневековья). Профессор Высшей педагогической школы … История Философии: Энциклопедия
ОРТЕГА-и-ГАССЕТ — (Ortega y Gasset) Хосе (1883 1955) испанский философ. Докторская диссертация О. (1904) Ужасы тысячного года (об исторических условиях и хилиастических умонастроениях во Франции эпохи раннего средневековья). Профессор Высшей педагогической школы в … Социология: Энциклопедия
Чистый разум – философия внутреннего покоя.
Чистота разума — чем она важна?
Чистый разум – одно из необходимых условий для спокойной и гармоничной жизни человека. Внутренняя чистота разума освобождает человека от многих тревог и беспокойств, позволяя человек беспрепятственно наслаждаться жизнью, не обременяя себя излишними страхами, тревогами и беспокойствами.
Чистый разум – это такой разум, в котором отсутствуют идеи, цели, парадигмы и стремления человека, которые ему несвойственны по его природе. Чистота разума также обозначает отсутствие пагубных идей и стремлений, а также множества иллюзий, в которых находится обычный человека.
Чистота разума несомненно важна не только для продвижения по внутреннему пути человека, но и в обыденной жизни. Чистый разум позволяет человеку правильно ставить цели и позволяет достигать их, избегая принятия ошибочных решений и суждений.
О сын Притхи, разум, способный определить, что следует и чего не следует делать, чего следует и чего не следует бояться, что порабощается и что ведет к освобождению, является разумом в гуне благости.
Обладание чистым разумом позволяет действовать правильно
Разум позволяет нам определять целесообразность действия. Если наш разум не только обладает знание, но и чист, тогда мы способны действовать верно, осознавая необходимые методы достижения цели, а также правильность поставленных нами целей и методов их достижений.
Если наш разум не обладает знанием или он загрязнен, мы обречены совершать ошибки, сбиваться с пути и ставить себе неправильные цели. Такой образ действий приводит человека к множественным разочарованиям и неудачам, так как и неправильно поставленная цель и неправильный подход к её решению всегда приводят человека к беде. Отсутствие чистоты в нашем разуме сильно мешает нам действовать верно и достигать наших целей, внушая или предлагая нам цели и способы их решений, которые заведомо будут неверны.
Чистый разум не только помогает человеку в его целях, но и поддерживает его в повседневной жизни избавляя человека от излишних желаний, которые томят его сердце, беспокойств и тревог. Умиротворенный человек, обладающий чистым разумом, не подвержен унынию, остается спокоен и тверд даже в стрессовых ситуациях. Тогда как тот, кто засоряет свой разум вынужден постоянно испытывать различные переживая и мучатся от постоянных желаний. Эти желания человек с одной стороны не может исполнить, так как не обладает подходящими для этого положительными качествами, а с другой стороны даже исполнив их, не обретает ожидаемого счастья, так как он будет обманут своим собственным умом.
В деятельности, чистый разум позволяет человеку действовать сконцентрированно и постоянно, оставаясь при этом бодрым и целеустремленным. Также, чистый разум дает человеку возможность не воспринимать остро различные препятствия и проблемы, которые остановили бы обычного человека. Ведь для такого человека, проблема не является чем-то критичным и он всегда относиться к ней хладнокровно и спокойно, ища способы её решения, а не эмоционируя по этому поводу.
Чистый разум и путь самопознания
Чистый разум является одним из ключевых условий для процесса самопознания человека. Ведь пока разум человека загрязнен, он не способен воспринимать себя и мир, таким какой он есть. Человек, не обладая чистым разумом, не способен увидеть своё истинное положение и свою природу. Наблюдая через себя, будто через грязное стекло, человек склонен обманывать себя относительно своего положения, способностей и роли, которую ему стоит занимать.
Чистый разум, в свою очередь, позволяет человеку ясно увидеть свои таланты, предрасположенности, недостатки и сильные стороны. Что не только даёт человеку значительное осознание себя, но и позволяет приступить к работе над собой. Реализация и развитие своих способностей и талантов, проявление сильных сторон и качеств, а также избавление от вредных привычек и недостатков – это и есть работа над собой, которая доступна человеку, чем разум чист.
Человек, чей разум затуманен и не чист, будет постоянно стремится к ложным целям, которые не способны привести его к счастью. Такой человек будет находится в плену множества иллюзий и собственных слабостей, которые будут диктовать ему определенный образ жизни. Так, находясь в цепях собственного загрязненного сознания, человек перестает быть хозяином самому себе и становится рабом таких качеств как: лень, гнев, зависть, гордость, жадность и другие. Именно эти качества надеждно поселяются в загрязненном разуме человека, подобно тому, как поселяются различные насекомые в доме, где повсюду раскидан мусор.
Пока разум человека нечист, путь больше похож на скитания в темноте, ведь иногда человек, не обладая знанием, редко будет совершать правильные поступки, ведь его собственный разум будет подталкивать его на ложные цели, соответственно привлекая к их реализации неправильные инструменты. Такой человек, будучи неспособным определить чего стоит делать, а чего делать не стоит, будет вынужден находится в зависимости от обстоятельств и иногда ему будет выпадать удача, которая будет воспринята как подтверждение правильности его образа действий, что ещё более усугубит привязанность человека к собственным ментальным нечистотам.
Поэтому, так часто не самых разумных людей поджидают испытания, которые существуют для того, чтобы дать возможность человеку исправиться и встать на верный путь. Эти испытания будет серьезнее там, где человек проявляет наибольшее невежество. И чем больше в человеке негативных качеств, тем труднее и жестче будут испытания для него.
Чистый разум человека способен контролировать чувства и эмоции, тогда как загрязненный разум будет всегда поддаваться им. Таким образом, разумный человек способен отказаться от опасных для его жизни авантюр, которые кажутся на первый взгляд легкими, приятными и увлекательными. Это может касаться как денег, так и романтических отношений.
Чистый разум позволяет анализировать ситуацию не просто прагматично, а духовно. «Я есть вечная душа, а потому мне не стоит гневаться» — признак чистого разума. Именно контроль за своими чувствами и владение собой — можно определить как чистый разум. Если разум свободен от вожделения, гнева, гордости и жадности — он чистый. Такого человека нельзя сбить с пути и фактически он является неуязвимым для внешних манипуляций.
Чистый разум — совершенство и счастье
Свобода и чистота разума позволяют действовать правильно, в условиях как повседневных так и экстремальных. Свобода разума — это непривязанность к материальным понятиям. Я несвободен, пока во мне есть вожделение или жадность. Часто люди находятся в этих цепях и по своей воле, будучи привязанные к плодам своего труда и желанию им насладиться. Таким образом, жизнь человека обуславливается, ставит его в позицию «необходимости в чем-то» и «зависимости», на духовном пути это очень опасное состояние. Будучи зависимыми от внешних обстоятельств, мы просто строим замок на глиняном фундаменте. Если наш разум зависим от чего-то, нельзя ожидать никакой определенности и прогресса, ведь в любой момент всё может рухнуть.
Чистый разум не только дает возможность ставить цели и достигать их, он также позволяет всегда верно оценивать всё в истинном свете. Именно такой разумный расчет ведет к истине. В Шримад-Бхагаватам описывается что люди видящие все в истинном свете, становиться свободными от проявления материального мира. Выходя из-под негативного влияния наших желаний, мы можем действовать действительно свободно. Свобода не в возможности брать без ограничения, а в возможности отказаться. Если мы не можем от чего-то отказаться, осознавая что это требуется на нашем пути, то мы зависимы от этого.
Противоположностью ошибки является успех. Именно успеха достигает человек, знающий что стоит делать, а чего делать не стоит. Обладание чистым разумом даёт такую способность видеть всё в правильном свете. С чистым разумом можно буквально понимать необходимые действия для достижения того или иного результата. Такая интуиция может быть только у спокойного разума, а спокойным разум может быть только если он чист.
Достижение чистого разума
После исключения, по мере сил, загрязняющих факторов, таких как: чистая речь, отсутствие соприкосновения органов чувств с осквернением и чистота окружения и тела, следует приступить к очищению. Существуют разные практики в разных традициях. Условно говоря их можно разделить на три группы: концентрация на чем-то, практика пустого ума и расслабление разума. Наибольшей пользы мы можем достигнуть сочетая эти методы, но в правильном порядке. Начинать следует с расслабления разума — это простая практика: ложимся на пол, на спину, закрываем глаза и просто минут 5-20 наблюдаем за ходом мыслей — это шавасана. Если очень тяжело делать это в тишине можно включить музыку. Дальше следует очистить разум, садимся с позу со скрещенным ногами (по-турецки, поза лотоса, поза совершенства) и концентрируемся на дыхании, стараясь ни о чем не думать — это випассана. И с чистым разумом можем начинать концентрироваться на чем-либо, на звуке, образе или изображении. На этом этапе подходят мантры, лучшая из которых маха-мантра.
Чистый разум – простые правила для поддержания внутренней чистоты
Следуя двум простым правилам — избегать загрязнения разума и очищать его, можно легко достигнуть чистоты и легкости разума. Наличие чистоты разума является важным условием для счастья — ведь погруженный в тяжелые мысли или беспокойный разум никогда не сможет принести вам счастье. Потрудитесь ради своего счастья, ведь только трудясь можно чего-либо достичь. Удачи.
Критика чистого разума
Из Википедии — свободной энциклопедии
«Кри́тика чи́стого ра́зума» (нем. Kritik der reinen Vernunft ) — философский труд Иммануила Канта, впервые опубликованный в 1781 году в Риге в издательстве И. Ф. Харткноха. Считается одной из наиболее фундаментальных работ в истории философии и главным сочинением философа. Ключевой вопрос «Критики» — исследование познавательной возможности разума, в отрыве от знаний, получаемых эмпирическим (опытным) путём. По ходу исследования философ освещает вопросы пространства и времени, возможности доказательства существования Бога посредством разума и др.
Сочинение написано за несколько месяцев после более чем десятилетнего обдумывания; по всей видимости, является объединением многолетних записок автора. Читатели жаловались на излишнюю сложность книги, затруднявшую понимание идей автора. Для предотвращения возможных неверных толкований в 1783 году Кантом были изданы «Пролегомены ко всякой будущей метафизике», а в 1787 году вышло второе издание «Критики». Изложив в 1-м издании тот взгляд критического идеализма, что мир познается нами только в своих являемых формах, которые суть построения умственной деятельности нашего субъекта и помимо нашего представления вовсе не существуют, Кант понял, что этот взгляд смешивается многими с тем фантастическим идеализмом, по которому мир создаётся субъектом без всякого данного материала и есть только грёза или пустой призрак. Ввиду этого Кант во 2-м издании, так же и как в «Пролегоменах», подчеркнул различие двух идеализмов и изложил свой таким образом, чтобы дальнейшее смешение было невозможно. [4]
Непосредственное продолжение — «Критика практического разума» (1788), основное этическое произведение Канта.
Чистый разум: его идеи, противоречия, судьбы.
Разум — третья способность человека, анализируемая Кантом в разделе, который назван «Трансцендентальной диалектикой». В кантовском учении о разуме метафизика («чистая философия» с самой широкой мировоззренческой ориентацией и проблематикой) есть высшая цель и предпосылка. Но разговор здесь пойдет не только о чистой метафизике. Нам прежде всего надо выяснить, что же такое, согласно Канту, разум, какая это человеческая способность.
Подытожим основные аспекты кантовского определения разума.
Во-первых, разум в отличие от чувственности и рассудка есть способность опосредованного, прямо не восходящего к опыту познания.
Во-вторых, разум — способность к самому высокому обобщению, синтезу, единству познания. Кант так и говорит: «Всякое наше познание начинается с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме, выше которого нет в нас ничего для обработки материала созерцания и для подведения его под высшее единство мышления». Отсюда можно вывести суммарное определение разума: «Подведение обработанного рассудком материала чувственности под высшее единство мышления».
В-третьих, Кант определяет разум как способность производить понятия.
В-четвертых, разум — в отличие от рассудка как способности давать правила — является «способностью давать принципы». Кант поясняет: «. я назову познанием из принципов лишь такое познание, в котором я познаю частное в общем посредством понятий».
В-пятых, если рассудок — это способность суждения (т.е. способность строить суждения, способность судить), то разум определяется как способность строить умозаключения, способность умо-заключать. Речь тут идет не о формально-логических сюжетах. Как анализ суждений в учении о рассудке, так и разбор умозаключений у Канта — трамплин для диалектического познания разума.
В-шестых, в учении о разуме центральное значение придается понятию «идея разума».
«Под идеей, — пишет Кант, — я разумею такое необходимое понятие разума, для которого в чувствах не может быть дан никакой адекватный предмет». А вот другое кантовское определение идеи: в идеях опытное значение разума рассматривается как определенное абсолютной совокупностью условий. Отсюда следует, что идея, будучи понятием некоторого максимума, никогда не может быть in concrete дана полностью и адекватно. Трансцендентальные идеи Кант определяет и как категории, которые расширены до безусловного. Чтобы лучше понять суть дела, приведем примеры трансцендентальных идей.
Идея в кантовском смысле — это, например, идея добра как такового или идея совершенного государственного устройства. Как же обосновывает Кант ту свою мысль, что идеи не могут быть показаны в опыте (потому что им не соответствует никакой опытный предмет или опытное состояние), но вместе с тем они не химеры, а важные, хотя и совершенно особые, реальности человеческой жизни? «Государственный строй, — пишет Кант, — основанный на наибольшей человеческой свободе согласно законам, благодаря которым свобода каждого совместима со свободой всех остальных. есть во всяком случае необходимая идея, которую следует брать за основу при составлении не только конституции государства, но и всякого отдельного закона; при этом нужно прежде всего отвлечься от имеющихся препятствий, которые, быть может, вовсе не вытекают неизбежно из человеческой природы, а возникают скорее из-за непренебрежения к истинным идеям при составлении законов. Хотя этого совершенного строя никогда не будет, тем не менее следует считать правильной идею, которая выставляет этот maximum в качестве прообраза, чтобы, руководствуясь им, постепенно приближать законосообразное общественное устройство к возможно большему совершенству».
Очевидно, что здесь имеются в виду самые различные идеи — идеалы, идеи как принципы — принципы добра, совершенного государственного устройства. Речь вообще идет об идеях, которые можно противопоставить некоторой эмпирической реальности в качестве принципа меры, всеобщего образца, некоторого нравственного-социального-общечеловеческого абсолюта. Возможен ли такой во всех отношениях совершенный государственный строй, «основанный на наибольшей человеческой свободе согласно законам, благодаря которым свобода каждого совместима со свободой остальных»? Вряд ли государственный строй, который будет основан на таком принципе, когда-либо появится. Вряд ли возникнет такое государство, где ни один человек не будет ущемлен в своей свободе во имя свободы каждого другого и всех вместе. Но Кант считает, что идея государственного строя так же, как и идея добродетели всегда должна включать в себя максимум свободы и добра.
Кант дает следующую классификацию трансцендентальных идей. В случае идей речь идет о всеобщем. Наши представления, поставленные на уровень всеобщности, могут относиться либо к субъекту (субъектам), либо к объектам. В случае отношения к объектам имеются два аспекта: отношение к многообразному содержанию объекта в явлении и отношение ко всем вещам вообще. Вспомним, что в случае идей происходит восхождение (в ряду условий) к безусловному. Отсюда три класса трансцендентальных идей: 1) исследуется абсолютное (безусловное) единство мыслящего субъекта — и тогда перед нами мир психологических идей; 2) выстраивается абсолютное единство ряда условий явлений — и тогда рождается мир космологических идей; 3) изучается абсолютное единство всех предметов вообще — и тогда исследование погружается в мир теологических идей. Во всех трех разделах «Критики чистого разума» изучаются поистине животрепещущие сюжеты, проясняются исключительно важные понятия. Кант, что называется, ворочает целыми мирами. В случае психологической идеи — это микромир человеческого Я. Космологические идеи — это макрокосмос, природа, космическая целостность, но, пожалуй, главное — что исследуется тема «человек в природе», возможность и место его свободной, спонтанной, автономной деятельности. Теологические идеи вводят нас в мир веры, где понятиям Бога и бессмертия души отведено центральное место, но где как будто неожиданно — но для Канта совершенно естественно — мы оказываемся во вполне рациональном мире поисков высшего, целесообразного единства природы и человека, материи и духа.
Кант вводит (применительно к космологическим идеям) понятие антиномии. Он сосредотачивает внимание на противоречии мысли, причем такой, которая восходит к вершинам философской обобщенности. Речь идет не менее чем о понимании мироздания, человека цивилизации, т.е. человека свободного и нравственного, и его места в мире. Вовсе не случайно антиномии появляются именно на этой «вершине» воспаряющего над опытом разума.
Учение об антиномиях имеет дело с космологическими идеями. Они, конечно, уже воспаряют над конкретным опытом и в этом смысле, по Канту, трансцендентальны. Однако они одновременно «имеют предметом только целокупность условий в чувственно воспринимаемом мире и то, что может быть полезно разуму в отношении этого мира. «. Но Кант говорил, что идеи должны — в конечном счете — продвигать человеческий разум к полаганию безусловного. При полагании же безусловного «идеи становятся трансцендентальными. «, что означает именно «внемировой», как бы запредельный смысл некоторых идей: трансцендентальные идеи совершенно обособляются от эмпирического применения разума «и сами себе создают предметы, материал которых не заимствован из опыта. «. «Предметы», а точнее, «предмет», о котором Кант теперь ведет речь, является предметом чисто умопостигаемым. Речь пойдет о Боге и, естественно, о проблемах, понятиях, сюжетах, которые издавна фигурировали в так называемой рациональной теологии и занимали также философов: доказательство существования Бога, проблема бессмертия души и т.д.
Положение и смысл той части «Критики чистого разума» Канта, которая есть философское суждение о Боге — и одновременно учение о чистом теоретическом разуме, — весьма противоречивы.
С одной стороны Кант стремится полностью изолировать «умопостигаемый предмет» от эмпирического опыта и эмпирического ряда условий. И поступает в целом правильно, потому что человек (по крайней мере более развитой, зрелой цивилизации) получает понятие Бога (и всего «божественного») не на пути непосредственного предметного опыта. А на каком же пути? В теоретическом разуме (т.е. в науке и философии), — а ведь он здесь исследуется Кантом, — понятие и тема Бога могут формироваться и достаточно долго сохраняться на пути поиска того исходного (безусловного), что замыкает человеческое познание как таковое, придавая ему целостность, синтетическую форму. «Бог» — понятие, которое «в идеале» также должно предварять (и во многих системах науки и философии действительно предваряет) поиск оснований, связывание условий и безусловного, «В самом деле, — пишет Кант, — всегда обусловленное существование явлений, не имеющее никакой основы в самом себе, побуждает нас искать что-то отличное от всех явлений, стало быть, умопостигаемый предмет, в котором прекратилась бы эта случайность».
С другой стороны, ведь уже и сказанное раньше позволяет связать целокупность опыта, устанавливаемую разумом, и идею Бога. Это и есть противоречив, весьма характерное для «Критики чистого разума», для обсуждения проблемы Бога именно в ее аспекте. Кант подробно разбирает так называемые онтологические доказательства бытия Бога, т.е. такие, которые подводят к Богу через идеи бытия, существования. А такими доказательствами была полна предшествовавшая и современная Канту теология. Кант приходит к результату любопытному, даже парадоксальному. С одной стороны, он говорит о том, что рациональными аргументами можно доказывать существование Бога, но невозможно сделать доказательства убедительными для противоположной стороны- Другими словами, если среди десяти верующих окажется хотя бы один атеист, который умеет постоять за свои идеи, то он не примет этих «рациональных» доказательств и представит свои доказательства и опровержения. Но вряд ли верующие, теологи примут его доказательства. Значит, делает вывод Кант, противоположные доказательства будут постоянно приводиться, сталкиваться друг с другом. Но не только, даже не столько эта необходимость заставляет Канта тщательно разбирать теологические идеи. Главное — в рамках теоретического разума — состоит для Канта в том, чтобы понять, из каких внутренних потребностей разума, исследующего мир, родилась и еще будет рождаться идея Бога.
Стремление разума к окончательной завершенности картины мира, к поиску основания всех оснований, т.е. к идеалу чистого разума, — вот, собственно, рациональная предпосылка теоретических рассуждений о Боге, все равно, ведет ли их теолог, философ или просто верующий человек, не ведающий о философско-теологических премудростях, но для себя или для других отыскивающий аргументы и доказательства веры в Бога. Есть знаменитая кантовская фраза, над которой ломают головы многие интерпретаторы: «Поэтому мне пришлось ограничить знание, чтобы освободить место вере. «.
Возникает вопрос: как это Кант, основной задачей которого было глубочайшее исследование разума, Кант — рационалист по убеждениям, мог ограничить разум? Принизить его перед верой? Вряд ли это было возможным. А секрет в том, что в немецком оригинале здесь употребляется слово «aufheben». Это слово более известно из текстов Гегеля, где глагол «перерастает» в отглагольное существительное «Aufheben», что означает «снятие» в диалектико-философском смысле: устранение с удержанием, сохранением. Но в XVIII в. глагол aufheben имел более простое значение, его смысл можно передать на примере: передо мной лежит книга, я приподнимаю ее, чтобы убрать с этого места (а на это место, возможно, положу что-то другое). Кант и хотел сказать: «я убираю разум с того места, которое не ему принадлежит. Я ставлю на это место веру». Кант, собственно, констатирует то, что все мы знаем как абсолютный факт жизни: сколько бы ни доказывали атеисты, что Бога нет, а верующие — что Бог есть, сколько бы в пользу двух противоположных тезисов ни было приведено рациональных аргументов, все равно спор не будет окончен, не будет разрешен. Для Канта важно, что несмотря на все рациональные споры и на то, как они складываются, Бог есть для того человека, который в него верит. Главное, что божество — коррелят веры. Поскольку существует вера, верующие, верования, различные религии, поскольку есть люди и институты, которые в этом заинтересованы, а среди них — те, которые искренне верят в того или иного Бога, постольку мир веры занимает свое особое место. Правда, есть претензии слить мир веры и чистого разума (рациональная теология) или, напротив, перечеркнуть мир веры средствами разума. Кант отвергает и то и другое. У разума есть свое место — своя сила и бессилие. Но и у веры уже есть и должно быть признано за ней место, согнать с которого ее пока не смог — и, думает Кант, никогда не сможет — самый изощренный теоретический разум.
Последние разделы «Критики чистого разума» во многом уже разведывают для исследования другую землю разума — разума практического.
«Все интересы моего разума (и спекулятивные и практические) объединяются в следующих трех вопросах, — резюмирует Кант:
1 Что я могу знать?
2 Что я должен делать?
3 На что я могу надеяться?». Впоследствии Кант скажет, что три вопроса по существу сводятся к вопросу о человеке.