Что такое чистка фгос
Что такое ФГОС и как они работают
ФГОС — это федеральные государственные образовательные стандарты. Они разработаны, чтобы жители и крупных городов, и небольших населенных пунктов учились по одной программе и получали равноценные знания. Объясняем, как работает система, что нового в ней и как это применять на практике.
Общее описание системы ФГОС
Образовательные учреждения России — даже частные — должны при составлении своей программы руководствоваться требованиями ФГОС. Они касаются детских садов, школ, ссузов, вузов, курсов — всех, кто руководствуется в работе законом «Об образовании» и имеет соответствующую аккредитацию. Все нюансы перечислены в статье 11 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 20.04.2021) «Об образовании в Российской Федерации».
Сегодня Стандарты позволяют:
составлять учебники и задачи для школьных и университетских экзаменов;
формировать методические пособия;
выяснять, сколько часов потребуется, чтобы освоить ту или иную дисциплину;
разъяснять, что получит ученик или студент после освоения каждой ступени образования;
проводить аттестацию персонала учебных заведений, контролировать качество их работы.
Кроме того, в документе зафиксировано все то, что учащийся должен освоить на той или иной ступени: так, без знаний начальной школы ученик не сможет заниматься в средней, без знаний средней — в старшей.
До создания ФГОС образовательные программы по всей стране различались — выпускники школ из разных городов поступали в вуз с разными знаниями. Если в одном городе или селе выпускник получал золотую медаль, то в другом с тем же объемом знаний мог рассчитывать только на «удовлетворительный» аттестат.
Сегодня ситуация кардинальным образом изменилась. Стандарты объединяют разные программы, упорядочивают их части, вносят новое, затрагивают и такие ценности, как патриотизм, толерантность, традиции и нормы общества. ФГОС изменяются минимум раз в 10 лет.
Виды и содержание ФГОС
Дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) — воспитатели развивают у детей речь, должны заниматься с ними физкультурой, прививать базовые навыки самообслуживания, общения, игры в коллективе.
Начального общего образования (1-4 класс) — здесь у детей формируются знания о языке и культуре страны, закладываются базовые математические навыки и развивается логическое мышление.
Основного общего образования (5-9 класс) — на этом этапе у детей формируется ответственное отношение к учебе и самообразованию, экологическая культура, развитие эстетического сознания, начинается изучение литературного наследия и иностранных языков.
Среднего общего образования (10-11 класс) — ученики должны уметь самостоятельно решать сложные задачи, понимать функции и значение различных социальных институтов, следить за своей речью, знать основы государственной системы.
Стандарты для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в детских садах, школах, учреждениях дополнительного образования.
Также разработаны госстандарты для бакалавриата, магистратуры, ординатуры — всего 12 документов.
Все ФГОС опубликованы на официальном сайте и состоят из четырех разделов:
Общие положения — что включено, какова цель документа.
Требования к результатам освоения основных образовательных программ — что после обучения должны знать и уметь учащиеся, есть ли у них собственная позиция по ключевым вопросам, умеют ли они общаться, чего достигли за время обучения.
Требования к структуре этих программ — как составить учебный план, что в него включить, как помочь детям учиться.
Требования к условиям реализации программ — какое количество пособий и книг понадобится в школе, количество учителей, хватит ли места всем ученикам в учреждении, какое оборудование необходимо.
Кем разрабатываются и утверждаются ФГОС
Разработкой Стандартов занимается Минобрнауки России совместно с учебно-методическими объединениями, образовательными, научными организациями, родителями. При формировании учитывают и положения профстандартов.
Стандарты могут разрабатывать по образовательным уровням, ступеням образования, профессиям, направлениям подготовки, специальностям. Специалисты разрабатывают проект, который направляется на рассмотрение экспертам Минобрнауки. Они размещают проект на своем портале, после чего ждут результатов независимой экспертизы, корректируют и утверждают сам проект.
Три поколения ФГОС: что меняется
Принято делить ФГОС на три поколения.
Как таковых ФГОСов еще не было — были государственные образовательные стандарты, которые стали неактуальными, поскольку во главу угла ставился предметный результат. Личности обучающихся не уделялось никакого внимания. Основой была обязательная для изучения информация, а требования приводились как к пособиям, так и к темам внутри них.
Эти ФГОС действовали вплоть до 2020 года. Здесь главными стали универсальные учебные навыки: самостоятельное изучение информации, коммуникация, проектная и факультативная работа. Акцент был направлен на личность ребенка, который должен уважать страну, быть терпимым, вести здоровый образ жизни.
Официальный переход на новые ФГОС состоится в сентябре 2021 года. Упор в них делается на уточнении требований к учащимся. До сих пор в документы включались лишь общие рекомендации: школа сама могла определять, когда и что изучать. Программы различались, и было сложно оценивать результаты: вроде бы ЕГЭ для всех один, а нужных знаний кому-то не хватает.
Требования ФГОС третьего поколения содержат:
четкие обязательства детского сада, школ, вузов перед учащимися и их семьями;
список навыков ученика в рамках школьных дисциплин — решать, доказывать, оперировать понятиями, а также рекомендации по развитию этих навыков;
конкретные результаты, которых должен достичь ученик, — сколько слов узнать за год, какие сочинения писать;
указания, какие знания в какой момент нужно освоить ребенку — причем, менять содержание тем не рекомендовано;
время, необходимое для реализации основных образовательных и воспитательных программ;
данные по коррекционной работе с детьми с ОВЗ.
Новые нормы предполагают, что школа учитывает особенности каждого ученика: как психологические, так и возрастные. Предполагается, что нагрузка на детей снизится. Вероятно, новые ФГОС изменят образовательную систему и конкретизируют ее задачи.
Как применяются ФГОС на практике
Чтобы соблюсти необходимые требования, школе нужно разработать основную образовательную программу (ООП) с учебным планом, программами учебных предметов, курсов, дисциплин, а также оценочные и методические материалы по ним.
Учитель должен составлять рабочую программу и проводить уроки в соответствии с требованиями ФГОС.
Для формирования программы по своему предмету учитель должен:
Изучить ФГОС соответствующего уровня образования для понимания того, какими знаниями должен будет обладать ученик. Узнать требования к целям программы, задачам обучения.
Установить порядок изучения учебного материала.
Распределить общее количество часов на все темы и разделы.
Включить в программу региональные материалы.
Использовать формы обучения, педагогические технологии, методы контроля.
В указанные сроки предоставить программу на экспертизу и согласовать ее.
ФГОС устанавливает требования и к структуре программы по учебным дисциплинам. В ней должно быть:
место дисциплины в общем плане;
содержание дисциплины или курса, а также результаты его освоения;
все необходимое для обучения как с методической точки зрения, так и с материально-технической стороны;
указано, какая литература обязательна к изучению.
Школьные уроки нужно проводить по ФГОС. Вы можете упростить свою работу и сделать себе несколько шпаргалок с их структурой. Например, на уроке усвоения новых знаний должно быть время на определение целей и задач занятия, актуализацию знаний, объяснение новой темы, проверку ее понимания, на инструкцию к выполнению домашнего задания, обсуждение урока.
Курсы для педагогов по ФГОС
Все программы в Академии бизнеса и управления системами разрабатывались в соответствии с профстандартами и требованиями ФГОС. Помимо этого, во время обучения педагогам объяснят, как применять Стандарты в работе: составлять план обучения, проводить уроки, проверять знания учеников.
Например, в Академии можно пройти программу повышения квалификации по методике преподавания биологии в условиях реализации ФГОС. За две недели педагог узнает все необходимое о преподавании, итоговой аттестации по биологии и инновационных образовательных технологиях. Учиться можно без отрыва от основной работы в любое удобное время.
Академия работает по государственной образовательной лицензии. После курсов педагог получает свидетельство о должности служащего или удостоверение о повышении квалификации. Все документы об образовании вносятся в государственную систему ФИС ФРДО и позволяют устроиться на работу в любую школу или детский сад.
Осенью 2022 года вступят в силу новые образовательные стандарты
Скажем сразу: для школ, родителей и самих учеников это наиважнейшие документы, которые определят содержание школьного образования России на многие годы.
Чем новые стандарты принципиально отличаются от тех, что действуют сейчас? Почему нужно было их менять? Что не устраивало? Разложим все по полочкам.
Практический курс
Час speak
Так что родители могут заявить директору школы: «Уберите из расписания второй иностранный язык». И директор обязан будет это сделать. Что интересно, по некоторым дисциплинам, например математике, физике, химии, новые стандарты вводят уровни изучения: базовый и углубленный. А вот, например, историю делить на уровни не стали.
Финансист с пеленок
С младших классов школьники теперь начнут изучать финансовую грамотность. Родители сразу заволновались: неужели в школе появится еще один предмет?
Как пояснили в министерстве просвещения, о введении нового предмета речь не идет и это не приведет к повышению нагрузки на ребят.
В «началке» эти навыки ребята будут изучать в рамках предметов «Окружающий мир» и «Математика». Узнают, что такое семейный бюджет, как связаны трудовая деятельность и экономическое благосостояние.
В основной школе с пятого класса ребята начнут узнавать вопросы финансов более глубоко: им расскажут о том, как защитить накопления от мошенников, как рационально использовать средства. И все это тоже будет органично включено в несколько предметов: «Обществознание», «Информатика», «География» и другие.
Игорь Реморенко, ректор МГПУ:
Александр Адамский, ректор Института проблем образовательной политики «Эврика»:
Павел Северинец, директор московской школы N 1679:
— Важно, что в новой версии уточнили требования к результатам обучения. До этого все было очень расплывчато. Многие учителя, да и администрация часто терялись. Не видели маяков. Также уточнены позиции по электронным образовательным ресурсам, дистанционному обучению: пандемия внесла свои корректировки. Кроме того, обязательной станет Программа воспитательной работы с перечнем мероприятий. Это важно: воспитание никогда не уходило из школы, это часть работы всего коллектива.
Что такое чистка фгос
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 г. № 08-1786 “О рабочих программах учебных предметов”
Рабочие программы учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учетом основных направлений программ, включенных в структуру основной образовательной программы, и должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
В соответствии ФГОС рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются цели общего образования с учетом специфики учебного предмета;
2) общую характеристику учебного предмета, курса;
3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
5) содержание учебного предмета, курса;
6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности;
8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Педагогическими работниками, как показывает практика, при составлении своей рабочей программы копируется в полном объеме примерная основная образовательная программа (примерная рабочая программа учебного предмета) и объем такой рабочей программы может достигать до 600 страниц. Документ такого объема, безусловно, не может выполнять функцию эффективного инструмента для учителя и формально является документом, составленным для администрации образовательной организации.
В целях снижения административной нагрузки педагогических работников общеобразовательных организаций Департаментом подготовлены изменения в федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в части требований к рабочим программам учебных предметов.
Основными элементами рабочей программы учебного предмета, курса, в соответствии с подготовленными изменениями, являются:
1) планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
2) содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
3) календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:
1) личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;
2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
3) календарно-тематическое планирование.
Кроме того, авторские программы учебных предметов, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС и с учетом примерной основной образовательной программы соответствующего уровня образования, также могут рассматриваться как рабочие программы учебных предметов. Решение о возможности их использования в структуре основной образовательной программы принимается на уровне образовательной организации.
До вступления в силу указанных изменений во ФГОС и Порядок с Рособрнадзором достигнута договоренность о снижении требований к рабочим программам учебных предметов в ходе контрольных мероприятий, проводимых органами контроля (надзора) на территории субъектов Российской Федерации.
Департамент просит довести указанную информацию до сведения руководителей общеобразовательных организаций.
Директор Департамента | А.В. Зырянова |
Обзор документа
Даны разъяснения по вопросу составления рабочих программ учебных предметов.
Как показывает практика, педагогические работники при составлении своей рабочей программы копируют в полном объеме примерную основную образовательную программу (примерную рабочую программу учебного предмета). Объем такой рабочей программы может достигать до 600 страниц. Этот документ, безусловно, не может выполнять функцию эффективного инструмента для учителя и формально составляется для администрации образовательной организации.
Чтобы снизить административную нагрузку на педагогов, планируется изменить требования к рабочим программам учебных предметов.
Основными элементами рабочей программы учебного предмета (курса) в соответствии с подготовленными изменениями являются планируемые предметные результаты освоения предмета (курса), его содержание с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности, календарно-тематическое планирование с отражением количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Программы курсов внеурочной деятельности должны включать личностные и метапредметные результаты освоения курса, его содержание с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности, календарно-тематическое планирование.
Кроме того, могут использоваться авторские программы учебных предметов, разработанные в соответствии с требованиями госстандарта и с учетом примерной основной образовательной программы.
Минобрнауки России также предлагает расширить требования к учебникам. В их федеральный перечень хотят включать учебники, имеющие методическое пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета (его раздела, части) или воспитания; в т. ч. примерную рабочую программу учебного предмета, разработанную в соответствии с госстандарта.
До вступления в силу указанных изменений Рособрнадзором достигнута договоренность о снижении требований к рабочим программам учебных предметов в ходе контрольных мероприятий, проводимых органами контроля (надзора) на территории субъектов Федерации.
«Школьные» СанПиН – 2021: актуальные требования к помещениям, организации образовательного процесса и учебникам
leremy / Depositphotos.com |
В апреле текущего года, оглашая Послание Федеральному Собранию РФ, Президент РФ Владимир Путин заверил, что государство сделает все, чтобы для молодого поколения России было открыто как можно больше возможностей в жизни. «Этот путь, конечно же, начинается в школе, она была и, уверен, будет для ребят вторым домом, который должен стать уютным и современным», – подчеркнул глава государства.
Стоит признать, что уютной и современной может быть только та школа, которая, помимо собственно реализации образовательных программ, способна создать безопасные условия обучения в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся. В первую очередь, речь идет о санитарно-эпидемиологических требованиях и гигиенических нормативах, касающихся образовательных организаций.
С 1 января 2021 года вступило в силу Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28, которым, в частности, определены санитарно-эпидемиологические требования к образовательным организациям (далее – СП 2.4.3648-20). Кроме того, с 1 марта действуют новые гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 (далее – СанПиН 1.2.3685-21), часть из которых также касается школ.
В преддверии нового учебного года не лишним будет вспомнить ключевые моменты указанных актов. Ознакомление с ними будет полезно как руководителям и сотрудникам образовательных организаций, так и школьникам и их родителям.
Требования к территории
Большинство требований к территории и помещениям общеобразовательных организаций аналогичны ранее действовавшим. Это касается, например, расположения школ – расстояние от них до жилых зданий не должно превышать 500 м, в условиях стесненной городской застройки и труднодоступной местности – 800 м, в сельских поселениях – 1 км. Если это требование не соблюдается, то для обучающихся следует организовать транспортное обслуживание до организации и обратно – причем нельзя, чтобы протяженность пути была более 30 км в одну сторону. Перевозка допускается только предназначенным для перевозки детей транспортом, а для маломобильных обучающихся – специально оборудованным транспортным средством для их перевозки. Ограничен и радиус пешеходной доступности от жилых домов до места сбора детей на остановке – до 1 км в сельских местностях и не более 500 м – в других населенных пунктах (п. 2.1.2 СП 2.4.3648-20).
Принципиальным отличием новых правил от старых является требование о размещении организаций, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, только на собственной территории в отдельно стоящих зданиях. Более того, закреплен прямой запрет на их размещение в помещениях жилищного фонда, а также в функционирующих зданиях общественного и административного назначения (абз. 5-6 п. 2.3.1 СП 2.4.3648-20).
Несколько изменилось требование, запрещающее проводить через собственную территорию образовательных организаций магистральные нефтепроводы, газопроводы и нефтепродуктопроводы, сети инженерно-технического обеспечения, предназначенные для обеспечения населенных пунктов, а также изолированные (транзитные) тепловые сети, которыми непосредственно не осуществляется теплоснабжение объектов (п. 2.1.1 СП 2.4.3648-20). Прошлый СанПиН упоминал в этой части только о магистральных инженерных коммуникациях городского и сельского назначения – водоснабжения, канализации, теплоснабжения, энергоснабжения (абз. 3 п. 2.2 СанПиН 2.4.2.2821-10, утратил силу).
Сохранились правила озеленения собственной территории общеобразовательных организаций. Не менее половины площади территории, свободной от застройки и физкультурно-спортивных площадок, должна быть занята зелеными насаждениями, в том числе и по периметру. Отклонение от этого параметра возможно только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в городах в условиях стесненной городской застройки. Что касается наличия на собственной территории плодоносящих ядовитыми плодами деревьев и кустарников, то их посадка по-прежнему запрещена (п. 2.2.1 СП 2.4.3648-20). Отметим, ранее СанПиН не допускал также посадку на территории образовательных учреждений колючих растений – теперь оговорки в отношении них в тексте правил нет.
Исчезло из требований и указание на удаленность от здания специально оборудованной площадки для сбора мусора. Если ранее ее предписывалось размещать в хозяйственной зоне на расстоянии не менее 20 м от здания, то теперь она должна быть размещена в непосредственной близости от въезда на территорию организации без учета расстояния от здания – главное, чтобы размеры площадки были на 1 м больше площади основания мусорных контейнеров с каждой стороны. По-прежнему разрешено использовать другие специальные закрытые конструкции для сбора мусора и пищевых отходов, включая те, что находятся на смежных с территорией общеобразовательной организации контейнерных площадках жилой застройки (п. 2.2.3 СП 2.4.3648-20).
Уточнена норма о зонировании собственной территории общеобразовательной организации – если ранее наряду с зоной отдыха, физкультурно-спортивной и хозяйственной зонами допускалось выделение учебно-опытной зоны, то сейчас о таковой не упоминается, зато дополнительно говорится об оборудовании парковочной зоны для маломобильных групп населения (п. 3.4.1 СП 2.4.3648-20).
При этом у общеобразовательных организаций осталась возможность пользоваться спортивными сооружениями и площадками, расположенными за пределами собственной территории, для проведения занятий по физической культуре и спортивных соревнований – но при условии, что последние оборудованы в соответствии с требованиями санитарного законодательства. Собственные же спортивные площадки школ должны иметь полимерное или натуральное покрытие, а беговые дорожки и спортивные площадки – спланированы так, чтобы не возникало проблем с отводом поверхностных вод за пределы их границ при необходимости, так как проводить спортивные занятия и мероприятия на сырых площадках недопустимо, равно как и на площадках, имеющих дефекты (абз. 2 п. 2.2.2 СП 2.4.3648-20). Впрочем, не должна быть нарушена целостность покрытия всех проездов, подходов и дорожек на собственной территории общеобразовательной организации (п. 2.2.4 СП 2.4.3648-20).
Наконец, не допускается расположение на школьной территории построек и сооружений, функционально не связанных с деятельностью хозяйствующего субъекта. Также необходимо следить, чтобы на территории не появились грызуны и насекомые, включая клещей – бороться с ними можно способами, предусмотренными соответствующими санитарными правилами (п. 2.2.5-2.2.6 СП 2.4.3648-20).
Требования к помещениям
Соответствующие нормы санитарных правил предусматривают требования к:
При этом, в отличие от утративших силу СанПиН 2.4.2.2821-10, теперь допускается предусматривать трансформируемые пространства для многофункционального назначения – актовый зал, обеденный зал, рекреации, библиотека, спортивный зал, учебные классы (п. 2.3.2 СП 2.4.3648-20).
Нормативы площадей основных помещений образовательных организаций тоже строго регламентированы – они представлены в виде таблицы в СанПиН 1.2.3685-21. К примеру, площадь учебных помещений при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий берется из расчета 3,5 кв. м/чел, помещений, оборудованных индивидуальными рабочими местами с персональным компьютером, – 4,5 кв. м /рабочее место, мастерских трудового обучения, кабинета кулинарии и домоводства – 6 кв. м/рабочее место, туалетов – 0,1 кв. м/чел, комнат гигиены девочек – 3 кв. м. Актовый зал должен быть не менее 0,65 кв. м/посадочное место, а спортивный зал – 10 кв. м/чел с раздевалкой минимальной площадью 14 кв. м. Ширина рекреаций зависит от расположения кабинетов: при их одностороннем расположении – 4 м, при двухстороннем – 6 м.
Отдельный блок правил касается учебной мебели – требования к ней учитывают не только функциональные размеры, которые должны соответствовать росту ребенка (например, ребенка ростом 130-145 см нужно обеспечить столом высотой 58 см и стулом с высотой сиденья 34 см, если рост составляет 145-160 см, то стол должен быть высотой 64 см, а стул – 38 см, при росте 160-175 см – 70 см и 42 см, а при 175-185 см – 76 см и 46 см соответственно), но и порядок расстановки ее в классе. Так, расстояние между столами и стенами, а также между рядами столов должно быть не меньше 50 см, от учебной доски до первого ряда столов – 240 см, а до последнего ряда столов – не больше 860 см. При этом меньшие по размеру парты должны стоять ближе к доске, а большие – дальше от нее. В учебных помещениях нельзя использовать табуретки и скамейки вместо стульев, а вся вновь приобретаемая мебель должна иметь документы об оценке (подтверждения) соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 025/2012 «О безопасности мебельной продукции» (п. 2.4.3 СП 2.4.3648-20).
Еще одним важным требованием к учебным помещениям является их оборудование классными досками. Если в таком качестве используются учебные доски, для работы с которыми применяется мел, то они должны иметь темное антибликовое покрытие, а рабочее поле – подсвечено дополнительным источником искусственного освещения. При использовании маркерной доски выбираются цвета маркера контрастного цвета по отношению к цвету доски. Если же устанавливается интерактивная доска, то ее размер по диагонали должен составлять не менее 165,1 см, а размещение по центру фронтальной стены класса должно обеспечивать обучающимся доступ ко всей поверхности. «Активная поверхность интерактивной доски должна быть матовой. Размещение проектора интерактивной доски должно исключать для пользователей возможность возникновения слепящего эффекта», – отмечается в п. 2.4.4 СП 2.4.3648-20. При этом угол видимости учебной доски для учеников младших классов должен составлять 45°, для остальных – 35°.
Также СП 2.4.3648-20 подробно описывают, какое освещение должно быть в учебных кабинетах. Речь идет о наличии естественного бокового, верхнего или двустороннего освещения. При глубине классов более 6 м оборудуется правосторонний подсвет со стороны стены, противоположной светонесущей, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола. Система общего освещения включает потолочные светильники с разрядными, люминесцентными или светодиодными лампами со спектрами светоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый, но в одном помещении использовать разные типы ламп, а также лампы с разным светооизлучением недопустимо.
Предусмотрены уровни искусственной освещенности в учебных помещениях для детей старше 7 лет – не менее 300 люкс, в учебных кабинетах черчения и рисования, изостудиях, мастерских живописи, рисунка и скульптуры – 300 люкс, в мастерских трудового обучения – 400 люкс. При этом все источники искусственного освещения должны содержаться в исправном состоянии и не должны иметь следов загрязнений (п. 2.8.2, 2.8.5, 2.8.9 СП 2.4.3648-20).
Наконец, следует учитывать и допустимые величины параметров микроклимата в образовательных организациях, а именно: диапазон допустимой температуры воздуха в учебных кабинетах – 18-24°С; относительная влажность воздуха – 40-60%; скорость движения воздуха – не более 0,1 м/с. Аналогичные параметры установлены для столовой, спортивного зала, актового зала, гардероба и вестибюля. В туалетных комнатах и комнатах гигиены девочек допускается температура до 26°С.
Требования к уборке
Особые требования СП 2.4.3648-20 предъявляют к обеспечению чистоты в образовательных организациях – причем это касается не только проведения уборки, но и специфики материалов, из которых изготовлены мебель и оборудование.
В свою очередь, спортивные залы нужно мыть минимум 2 раза в день, а также проветривать в течение не менее 10 минут после каждого занятия. Аналогичная периодичность проветривания предусмотрена для гимнастического, хореографического и музыкального залов. Спортивный инвентарь и маты в спортивном зале ежедневно протираются с использованием мыльно-содового раствора, а ковровые покрытия ежедневно очищаются пылесосом и раз в месяц подвергаются влажной обработке.
Самые жесткие требования к чистоте установлены в отношении школьных туалетов, столовых, вестибюлей, рекреации – их влажная уборка проводится после каждой перемены. Причем по мере загрязнения, но не менее 2 раз в день, уборщицы должны чистить раковины и унитазы с помощью моющих и дезинфицирующих средств. Сидения на унитазах, ручки сливных бачков и ручки дверей также следует мыть ежедневно теплой водой с мылом или иным безвредным для здоровья человека моющим средством. Санитарно-техническое оборудование подлежит ежедневному обеззараживанию. Не стоит забывать и о чистоте вытяжных вентиляционных решеток – периодичность их очистки не урегулирована, она проводится по мере загрязнения.
Во всех видах помещений не реже одного раза в месяц должна проводиться генеральная уборка с применением моющих и дезинфицирующих средств (п. 2.11.7 СП 2.4.3648-20). А после каждой уборки весь инвентарь подлежит промыванию с использованием моющих средств, ополаскиванию проточной водой и просушиванию. Храниться он должен в отдельном помещении или специально оборудованном месте, исключающем доступ к нему детей. Причем инвентарь для уборки туалетов должен иметь иную маркировку и храниться отдельно от другого инвентаря (п. 2.11.3 СП 2.4.3648-20).
Если для обучения используется электронное оборудование, в том числе сенсорные экраны, клавиатуры, компьютерные мыши, их необходимо ежедневно дезинфицировать согласно рекомендациям производителя либо с использованием растворов или салфеток с содержанием не менее 70% спирта (п. 3.5.14 СП 2.4.3648-20).
Что касается требований к материалам и покрытию, позволяющим проводить обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств, то они касаются:
Не менее важное требование – отсутствие в помещениях школ насекомых, грызунов и следов их жизнедеятельности. «При появлении синантропных насекомых и грызунов проводится дезинсекция и дератизация. Дезинсекция и дератизация проводится в отсутствии детей и молодежи», – следует из текста санитарных правил.
Но соблюдать чистоту нужно не только в помещениях, но и на собственной территории общеобразовательных организаций. Так, вокруг школы не должно быть скопления мусора – последний следует собирать в мусоросборники, закрытые крышками, которые при заполненности на 2/3 от их объема нужно очищать. Сжигать мусор на собственной территории, в том числе в мусоросборниках, запрещено, равно как и использовать для очистки территории от снега зимой химические реагенты (п. 2.11.1 СП 2.4.3648-20).
Требования к организации образовательного процесса
Блок этих требований содержит предписания относительно времени начала и окончания занятий, их продолжительности, длительности перемен, уровня учебной нагрузки, продолжительности выполнения домашних заданий и т. д. Так, занятия в школах должны начинаться не ранее 8.00 – проведение нулевых уроков и обучение в три смены не допускается (п. 3.4.15 СП 2.4.3648-20). Заканчивать уроки следует не позднее 19.00, позже можно проводить только занятия в рамках реализации дополнительных образовательных программ и деятельности кружков (студий), спортивных секций, но и они должны быть завершены до 20.00 – для детей 7-10 лет и до 21.00 – для детей 10-18 лет. Между тем, факультативные занятия и занятия по программам дополнительного образования следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков, предусматривая между их началом и последним уроком перерыв продолжительностью не менее 20 минут (абз. 13 п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20).
Нормативы продолжительности учебных занятий для обучающихся разбиты по классам, а для первоклассников – еще и по сезону. В частности, в период с сентября по декабрь уроки в 1-х классах должны длиться не более 35 минут, а с января по май – 40 минут. Сокращенное время занятий – по 40 минут – предусмотрено и для классов, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Для всех остальных продолжительность занятий традиционна – 45 минут.
Максимальное количество уроков в рамках дневной суммарной образовательной нагрузки установлено для учеников 1-х классов – 4 урока в день, если в расписание включено 2 урока физкультуры в неделю, или 4 урока и 1 раз в неделю – 5 уроков, если в расписании значится 3 урока физкультуры в неделю. Аналогичный подход – только на 1 урок больше – применяется для обучающихся 2-4-х классов. Для 5-6-х классов максимум – 6 занятий, для 7-11-х классов – 8 занятий в день. В целом же учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе для первоклассников не должна превышать 21 час, для обучающихся 2-4-х классов – 23 часа, 5-х классов – 29 часов, 6-х классов – 30 часов, 7-х классов – 32 часа, 8-9-х классов – 33 часа, 10-11-х классов – 34 часа. При шестидневной учебной неделе учебная нагрузка варьируется от 26 до 37 часов в неделю, но для первоклассников соответствующего показателя нет, поскольку для них не предусмотрена возможность организации шестидневной учебной недели.
Кроме того, санитарными правилами оговорены нюансы размещения обучающихся в кабинетах. Относительно младших школьников предусмотрено размещение их в закрепленных за каждым классом учебных кабинетах, за исключением обучения, требующего специального оборудования. Что касается обучающихся 5-11-х классов, то для них образовательный процесс может быть организован по кабинетной системе, но только если такой способ позволяет обеспечить детей учебной мебелью в соответствии с их ростом во всех учебных кабинетах, включая лаборатории (п. 3.4.6-3.4.7 СП 2.4.3648-20).
Интересно, что ранее закрепленные нормы о рассадке детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, дальше от наружной стены, а также о периодической перемене мест обучающихся, сидящих на крайних рядах, в новые санитарные правила не попали. Следовательно, теперь при рассадке детей достаточно учитывать только их рост и наличие заболеваний органов дыхания, слуха и зрения (абз. 5 п. 2.4.3 СП 2.4.3648-20).
Среди требований к режиму учебного дня можно отметить обязательное включение различных форм двигательной активности, в том числе во время учебных занятий. Это может быть, например, организованный в середине урока перерыв для проведения комплекса упражнений для профилактики зрительного утомления, повышения активности центральной нервной системы, снятия напряжения с мышц шеи и плечевого пояса, с мышц туловища, для укрепления мышц и связок нижних конечностей (п. 3.5.13 СП 2.4.3648-20). Физкультминутки, гимнастику для глаз, контроль за осанкой рекомендуется проводить в том числе во время письма, рисования и использования электронных средств обучения (абз. 3 п. 2.10.3 СП 2.4.3648-20).
Также в СП 2.4.3648-20 указано, что с целью профилактики переутомления в годовом календарном учебном плане обучающихся должно быть предусмотрено чередование периодов учебного времени и каникул. Минимальная продолжительность каникул – 7 календарных дней (абз. 6 п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20).
Организации учебного процесса касаются и правила, регламентирующие порядок использования электронных средств обучения, – таких, как интерактивные доски, сенсорные экраны, информационные панели и иные средства отображения информации, а также компьютеры, ноутбуки, планшеты, моноблоки. Эти устройства обязательно должны иметь документы об оценке (подтверждении) соответствия и использоваться без нарушений инструкции по эксплуатации и технического паспорта. Регламентирована минимальная диагональ монитора персонального компьютера и ноутбука – не менее 39,6 см, планшета – 26,6 см. Использование мониторов на основе электронно-лучевых трубок в образовательных организациях не допускается (п. 2.4.5 СП 2.4.3648-20).
Ограничена общая продолжительность использования электронных средств обучения на уроке. Например, использование интерактивной доски детьми до 10 лет не должно превышать 20 минут, старше 10 лет – 30 минут, компьютера – для учеников 1-2-х классов – 20 минут, 3-4-х классов – 25 минут, 5-9-х классов – 30 минут, 10-11-х классов – 35 минут. Важная оговорка имеется в части применения ноутбуков обучающимися начальных классов – это возможно только при наличии дополнительной клавиатуры (п. 3.5.4 СП 2.4.3648-20). Если же с помощью электронного средства детям демонстрируются фильмы, программы или иная информация, требующая ее фиксации в тетрадях, то непрерывно использовать экран учащимся начальных классов можно только 10 минут, 5-9-х классов – 15 минут. Наушники допускается применять непрерывно не более часа для всех возрастных групп, но при условии, что уровень громкости не превышает 60% от максимальной (п. 3.5.10 СП 2.4.3648-20).
В числе установленных запретов – одновременное использование детьми на занятиях более двух различных электронных средств (например, интерактивной доски и персонального компьютера, интерактивной доски и планшета, причем если используются 2 средства, то суммарное время работы с ними не должно превышать максимума по одному из них), использование для образовательных целей мобильных средств связи и размещение базовых станций подвижной сотовой связи на собственной территории образовательных организаций. А в числе нормируемых параметров – зрительная дистанция до экрана не менее 50 см, а для планшетов – размещение на столе под углом наклона 30° (п. 3.5.7 СП 2.4.3648-20). Более подробно продолжительность использования электронных средств обучения расписана в отдельной таблице в СанПиН 1.2.3685-21 – с указанием не только предельного времени использования на уроке, но и суммарно за день в школе и дома, в том числе в рамках досуговой деятельности.
Некоторые правила относятся и к организации внеурочной деятельности. Часы, отведенные на таковую, должны быть организованы в формах, отличных от урочных. Это могут быть проведение общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализация образовательных проектов, организация экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и т. п. (абз. 3 п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20).
Требования к учебникам
Последняя группа общих требований касается печатных учебных изданий и содержит ограничения в части:
Для учебных изданий, предназначенных для начальной школы, включая прописи, некоторые требования конкретизированы.
Также установлен ряд запретов, касающихся: печати текста с нечеткими («рваными») штрихами знаков; применения шрифтов узкого начертания (допускается исключительно для оформления заголовков); двухколонного набора текста (такой возможен только при печати стихотворений); применения выворотки шрифта и цветных красок на цветном фоне, в том числе для наглядных изображений – графиков, схем, таблиц. Дополнительно в изданиях не допускаются дефекты, приводящие к искажению или потере информации, ухудшающие удобочитаемость, условия чтения: непропечатка (потеря элементов изображения), смазывание, отмарывание краски, забитые краской участки, пятна, царапины, сдвоенная печать; затеки клея на обрезы или внутрь блока, вызывающие склеивание страниц и повреждение текста или иллюстраций при раскрывании; деформация блока или переплетной крышки (п. 213 СанПиН 1.2.3685-21).
Понимая всю важность деятельности общеобразовательных организаций как фундамента, формирующего у молодого поколения россиян базовые мировоззренческие установки и необходимые для жизни знания и умения, государство даже в условиях распространения новой коронавирусной инфекции продолжило курс на совершенствование условий пребывания детей в школах, в том числе – посредством актуализации государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Новые требования важны для хозяйствующих субъектов, осуществляющих подлежащую лицензированию образовательную деятельность. Ведь без подтверждения их соответствия санитарному законодательству, включая новые санитарные правила и гигиенические нормативы, невозможно получить заключение Роспотребнадзора, необходимое для их функционирования (п. 1.4 СП 2.4.3648-20). И хоть объекты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу документов, а также объекты на стадии строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию, разрешено эксплуатировать в соответствии с утвержденной проектной документацией, по которой они были построены, максимальное приближение организаций к установленным нормативам будет достойным показателем заботы об обучающихся и послужит защитой от возможных придирок контролирующих органов.
Напомним, рассматриваемые санитарные правила являются обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами и ИП при осуществлении ими образовательной деятельности (п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Их несоблюдение грозит административными санкциями по ст. 6.3 КоАП – как в виде штрафа, так и в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.