Что такое чинопочитание в рассказе толстый и тонкий

Чехов “Толстый и тонкий”

Проза Антона Павловича Чехова стала новаторским явлением в русской литературе второй половины XIX века. Он возвел жанр короткого юмористического рассказа до вершин высокого искусства. Современники упрекали Чехова в том, что в его произведениях ничего не происходит. Фабула рассказов в самом деле очень проста. Однако это не примитивизм газетной беллетристики. Это умение кратко повествовать о самом главном, мастерство подбирать точные детали для характеристики образов, манера художественной недосказанности, рассчитанная на домысливание читателя.

Одним из ярких примеров чеховского гения является рассказ «Толстый и тонкий» (1883), впоследствии вошедший в знаменитый сборник «Пестрые рассказы».

«Толстый и тонкий»: сюжет

Рассказ «Толстый и тонкий» был впервые опубликован в 1883 году на страницах юмористического литературно-художественного еженедельника «Осколки».

Действие разворачивается на вокзале Николаевской железной дороги. Два гимназических приятеля (один толстый, другой тонкий) встретились после многолетней разлуки. Оба несказанно рады приятной неожиданности. Особенно словоохотлив тонкий. Он вспоминает курьезные случаи из юношеской жизни. Представляет свое семейство – жену Луизу и сына Нафанаила. Не без гордости рассказывает о личных достижениях, службе в чине коллежского асессора, наградах, ремесленной подработке, уроках музыки, которые дает его супруга. Успевает посетовать на небольшое жалованье и поинтересоваться об успехах старого приятеля.

Что такое чинопочитание в рассказе толстый и тонкий. Смотреть фото Что такое чинопочитание в рассказе толстый и тонкий. Смотреть картинку Что такое чинопочитание в рассказе толстый и тонкий. Картинка про Что такое чинопочитание в рассказе толстый и тонкий. Фото Что такое чинопочитание в рассказе толстый и тонкий

Однако как только тонкий узнает, что толстый дослужился до высокого чина тайного советника, он тут же меняет манеру разговора. С фамильярного «ты» коллежский асессор переходит на «вы», добавляя почтенное «превосходительство». Принимается лепетать что-то приторно-заискивающее, сбивается, запинается и повторно представляет толстому вытянувшееся в струнку семейство.

Толстому противна резкая метаморфоза, произошедшая со старым приятелем. Он, не глядя, подает руку тонкому, и тот учтиво пожимает всего лишь три пальца. Толстый уходит, а коллежский асессор с женой Луизой, урожденной Ванценбах, и сыном Нафанаилом, учеником 3-го класса гимназии, остаются стоять на перроне. Их лица выражают благоговение. Они приятно ошеломлены.

Проблематика: чинопочитание и рабская философия

Чехова-сатирика особенно занимала актуальная для русского общества XIX века тема чинопочитания. Всякое ущемление человеческой личности вызывало острое писательское негодование.

В первоначальном варианте рассказ «Толстый и тонкий» выглядел несколько по-другому. Толстый выступал в роли начальника тонкого. Он журил своего подопечного за опоздание на службу, а тот раболепствовал и заискивал перед руководством, чтобы смягчить возможное наказание.

Что такое чинопочитание в рассказе толстый и тонкий. Смотреть фото Что такое чинопочитание в рассказе толстый и тонкий. Смотреть картинку Что такое чинопочитание в рассказе толстый и тонкий. Картинка про Что такое чинопочитание в рассказе толстый и тонкий. Фото Что такое чинопочитание в рассказе толстый и тонкий

Подобная расстановка ролей органично вписывалась в классическую литературную концепцию «маленького человека», униженного, оскорбленного, бесправного, вынужденного рабски пресмыкаться перед сильными мира.

Включая произведение в сборник «Пестрые рассказы», Чехов полностью его переписывает. Он меняет вектор привычной концепции и создает нового «маленького человека». Теперь его никто не вынуждает заискивать и раболепствовать, он добровольно идет на унижение. Более того, подобная манера поведения доставляет ему удовольствие. Читательская симпатия закономерно переходит на сторону господ, «маленький человек» больше не вызывает сострадания, он противен.

Так, в рассказе «Толстый и тонкий» толстый, несмотря на высокий чин тайного советника (один из высших гражданских чинов, приравнивается к генералу), с радостью окликает своего старого гимназического товарища. Его отношение к тонкому не меняется, когда он узнает, что тот служит коллежским асессором (чин соответствует капитану в пехоте).

Для тонкого значение первостепенной важности имеет положение в обществе. Он в первую очередь указывает на свой чин, Станислава (младшая государственная награда), что имеется в наличии. Дальнейшая манера разговора с приятелем зависела только от того, что он ответит на вопрос «До чего дослужился?».

Окажись толстый, скажем, титулярным советником, тонкий повел бы себя высокомерно, с коллежским асессором он бы говорил на равных, с надворным или статским советником держался более сдержанно. Но блеск и недостижимая высота тайного советника заставили тонкого тут же свалиться на колени. Он даже не пытался извлечь выгоды из знакомства с влиятельной особой, тонкий мог лишь рабски благоговеть.

Тему человеческого двуличия и приспособленчества Чехов разрабатывал и в дальнейшем. В 1884-м он напишет рассказ «Хамелеон». Его главный герой полицейский надзиратель Очумелов станет символом подобной манеры поведения.

Рассказы, в которых ничего не происходит

Начинающий прозаик Антон Чехов уловил актуальное для тогдашней литературы субъективное начало в повествовании. Он описывал частную жизнь людей, опираясь на личные наблюдения. Пестрый материал повседневной действительности проходил сквозь призму авторского восприятия и облекался в короткий рассказ.

Что такое чинопочитание в рассказе толстый и тонкий. Смотреть фото Что такое чинопочитание в рассказе толстый и тонкий. Смотреть картинку Что такое чинопочитание в рассказе толстый и тонкий. Картинка про Что такое чинопочитание в рассказе толстый и тонкий. Фото Что такое чинопочитание в рассказе толстый и тонкий

Малую литературную форму любили Пушкин и Тургенев, однако рассказы Чехова принципиально отличаются от тех, что писали знаменитые предшественники. Большинство ранних чеховских рассказов занимают две, три, а то и одну страницу. Критики говорили, что в них нет содержания. Однако под содержанием подразумевался не смысл, а действие, движение жизни. Оно в самом деле сведено к минимуму. К примеру, фабулу «Толстого и тонкого» можно описать одним предложением: «На вокзале встретились два старых знакомых, поговорили несколько минут и разошлись».

Подобные обыденности происходят ежесекундно. Основной акцент Чехов делал не на действии, а на характере персонажа, что ярко проявляется в данной конкретной ситуации. Автор краток в описательных характеристиках, он полностью упраздняет рассуждения и выводы. «Чем теснее, компактнее, тем выразительнее, – говорил Антон Павлович, – Частностями нужно жертвовать ради целого».

Именно поэтому первостепенное значение в прозе Чехова имеет художественная деталь. Автор мог охарактеризовать образ буквально несколькими штрихами. Так, в «Толстом и тонком» Чехов не дает портретных характеристик своих героев. Он лишь отмечает, что толстый только что пообедал, что его губы лоснились, подобно спелым вишням, и пахло от него хересом и флердоранжем (аромат апельсиновых лепестков). Тонкий вышел из поезда, он нагружен багажом, его костюм пропах ветчиной и дешевым кофе. Читатель тут же делает для себя пометку, что первый, вероятно, человек не бедствующий, второй, скорее всего, вынужден считать деньги. Он даже не может нанять носильщика, поэтому тащит багаж сам.

Характеры персонажей
Диалог между приятелями позволяет сделать выводы о характерах персонажей. Толстый немногословен, дружелюбен, его речь проста и спокойна. Тонкий суетлив, речист, хвастлив.

Метаморфоза, произошедшая с тонким и его семейством, описана Чеховым мастерски. На лице тонкого появляется широчайшая улыбка, а сам он сжимается и будто сужается вместе со своими многочисленными картонками и тюками. Длинный подбородок жены вытягивается, сын Нафанаил поспешно застегивает пуговки на гимназическом мундире, шаркает ножкой и от волнения роняет фуражку. Авторская зарисовка оказывается многословнее пространного описания в несколько страниц.

Что такое чинопочитание в рассказе толстый и тонкий. Смотреть фото Что такое чинопочитание в рассказе толстый и тонкий. Смотреть картинку Что такое чинопочитание в рассказе толстый и тонкий. Картинка про Что такое чинопочитание в рассказе толстый и тонкий. Фото Что такое чинопочитание в рассказе толстый и тонкий

Узнайте больше о рассказах Чехова для детей, и почему автор не очень любил называть эти произведения детскими.

В нашей новой статье вы узнаете о рассказе Чехова “Тоска”. Основная тема этого произведения – трагедия одиночества человека, находящегося в обществе других людей.

Чтобы подчеркнуть различные характеры персонажей, Чехов прибегает к излюбленному художественному средству – антитезе. Именно поэтому один из его героев толстый, другой тонкий. Их имена не столь важны, хотя и упоминаются в рассказе: толстого зовут Мишей (просто, без вычурностей), тонкого – Порфирий, а жена у него ни в коем случае не Маша, а Луиза Ванценбах.

Автор абстрагируется от происходящего в рассказе, он сторонний наблюдатель. А потому никакой четко прописанной морали в «Толстом и тонком» нет. Он оставляет своих героев на перроне в приятном ошеломлении и удаляется вместе с тайным советником. «В маленьких рассказах, – писал Чехов, – лучше недосказать, чем пересказать».

Источник

Осуждение чинопочитания в рассказе А. П. Чехова “Толстый и тонкий” (1)

В словаре литературных терминов говорится, что сценка –
это зарисовка, картинка с натуры, короткий юмористический рассказ, комизм которого состоит в передаче разговора персонажей.
Рассказ русского прозаика и драматурга Антона Павловича Чехова “Толстый и тонкий” написан в жанре сценки. В нем идет речь о встрече на железнодорожном вокзале двух приятелей – бывших одноклассников: толстого и тонкого. Мы не знаем, как они выглядели, во что были одеты, красивы они были или уродливы, – об этом автор не сообщает.

Оба одинаково обрадовались встрече и троекратно, по-приятельски, “облобызались”. Тонкий сразу с важностью представил свою жену и сына, гордясь и хвастая тем, что жена его “лютеранка, урожденная Ван-ценбах”, а сын ученик III класса. Он пустился в воспоминания, затем стал выкладывать новости о себе, о том, что произошло в его жизни со времени окончания школы.

Сын тонкого не сразу снял фуражку, чтобы поприветствовать приятеля отца, а только немного подумав (оценив, не ниже ли чин толстого чина его отца).
Толстый был искренне рад встрече, он расспрашивал тонкого о жизни, “восторженно” глядя на него. Тонкий же вел себя непринужденно, по-приятельски, только до тех пор, пока не узнал, что толстый уже дослужился до тайного советника и имеет две звезды. С этой минуты тонкого словно подменили. Он вдруг “побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой.

Сам он съежился, сгорбился, сузился”. Казалось, что съежились и сморщились даже его узлы, чемоданы и картонки. Его жена и сын Нафанаил вытянулись в струнку перед чиновником такого высокого ранга, а сам тонкий стал называть своего старого друга “ваше превосходительство” и обращаться к нему на вы.
Толстому такое обращение неприятно и непонятно, он совершенно не воспринимает эту неожиданную встречу как встречу начальника с подчиненным, он даже поморщился и спросил: “…К чему тут это чинопочитание?” То есть дал понять, что разговаривает с тонким как со старым добрым другом, на равных, и не важно в данный момент, кто какую должность занимает и кто каких высот достиг. Но тонкий еще больше съеживается, подобострастно хихикает, его жена улыбается толстому, а сын даже шаркает ножкой и от испуга роняет фуражку. Толстый хотел было возразить, остановить тонкого, но ему стало противно, когда он увидел, сколько у того на лице “благоговения, сладости и почтительной кислоты”, “отвернулся от тонкого и подал ему на прощание руку”.
Мы видим, что главным объектом осмеяния в рассказе является тонкий – маленький человечек, который унижается и пресмыкается перед приятелем, более преуспевшим в жизни. Автор осуждает такую рабскую психологию тонкого, заискивающего перед “значительным лицом”.
Этот рассказ Чехов написал в 1883 году – более 120 лет назад, но тема чинопочитания актуальна до сих пор. И сейчас встречаются люди, которые лебезят и льстят начальству. Но я думаю, что чинопочитание только вредит нашему обществу, хотя пословица “Дружба – дружбой, а служба – службой” тоже верна.

Related posts:

Источник

Драма крушения человеческой личности в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»

Школьное сочинение

В 90-е годы XIX века основной темой произведений А.П. Чехова стала тема интеллигенции, причем его интересовало общественное поведение этого слоя, его умственное и психологическое состояние. В целом ряде произведений писатель подвергает критике общественную пассивность, пошлость, равнодушие, отсутствие общественных. запросов среди интеллигенции. Чехов вскрыл и показал такое явление среди интеллигенции, как футлярность, которая является особым состоянием души, свойством человеческого характера, заключающимся в желании не вмешиваться в жизнь, в энергичной защите от внешнего мира. Таким футляром может быть наука, семейное гнездо, собственность, материальное благополучие.

Обратившись к одной из острых проблем современности, Чехов предметом изображения делает внешне незаметные внутренние изменения в мыслях, настроениях человека, в оценках себя и окружающего мира. Своеобразие творческой манеры Чехова в том, что социальные противоречия он осознает как кризисное состояние человека, из которого он или стремится выйти, или, наоборот, подчиняется и дает поглотить себя мелкой, пошлой жизни.

В 90-е годы Чехов главной творческой задачей делает испытание героя на прочность, на право быть личностью, умение остаться самим собой, уметь противостоять среде. Чехов не принимает формулу «среда заела». Он считает, что человек должен уметь противостоять среде, пошлости, иначе он сам становится олицетворением мещанства, косности и гибнет как личность. В рассказе «Ионыч» как раз и представлен процесс изменения героя, духовная деградация личности, превращение из доброго человека, не лишенного даже поэтической жилки, в холодного дельца, в котором материальное полностью вытеснило духовное.

Перед читателем проходит путь главного героя Дмитрия Ионыча Старцева, показана постепенная неизбежная утрата живого восприятия жизни, потребности в человеческом общении, а вместо всего этого — «обретение»: жажда накопительства — когда материальное благополучие становится футляром, в котором герой замыкается, опошление, физическое и духовное ожирение.

В этом рассказе воплощается одна из главных черт художественной манеры Чехова — умение коротко говорить о значительных проблемах. Предметом небольшого по объему произведения стал большой отрезок жизни героя. Коротко рассказать об эволюции героя Чехову позволили художественные средства, которыми он пользовался: ступенчатость раскрытия жизненного пути героев. В жизни Старцева автор выделил четыре этапа: первый — приезд в город и знакомство с семьей Туркиных, второй — через год — роман с Котиком, третий — через четыре года — новая встреча с Котиком, и последний, четвертый — через несколько лет — окончательная деградация. В раскрытии этих этапов Чехов предельно лаконичен, но, тем не менее, перед читателем предстает процесс обнищания духа героя, ослабление его воли, силы сопротивления.

На первом этапе Дмитрий Старцев — молодой человек, только что назначенный земским врачом и поселившийся в Дялиже, недалеко от губернского города С. Он энергичен, полон сил, увлечен работой настолько, что даже в праздники не имеет свободного времени. Молодость и энергия подчеркнуты одной красноречивой деталью: «. Пройдя девять верст и потом ложась спать, он не чувствовал ни малейшей усталости». В это время герой знакомится с семьей Туркиных, «самой образованной и талантливой» в городе. Но одни и те же шутки изо дня в день, пошлые анекдоты хозяина, однообразные развлечения, приевшиеся и всем надоевшие, говорят о том, что на самом деле жизнь этой семьи заурядна и типична. Старцев видит всю эту серость, даже пытается бороться с ней, но. влюбляется в Котика, и на глаза его словно падают розовые очки.

На втором этапе Старцев, хоть и работает, но уже меньше занят, появляется большая заинтересованность в личном благополучии. Герой еще способен по-молодому, свежо и непосредственно любить, но, получив отказ, довольно быстро успокаивается. Он прячется в «футляр», отгораживается от всего мира, — обыватели еще раздражают его своими взглядами на жизнь, и у него пока нет близких друзей. Старцев прекрасно понимает, в какую трясину погружается, но даже не пытается сопротивляться обстоятельствам. Здесь Чехов делает акцент на одной, но очень важной детали: у Старцева появилась пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке. Доктор перестает ходить пешком, страдает одышкой, любит закусить, а главным развлечением, в которое «он втянулся незаметно, мало-помалу», становится любование добытыми практикой зелеными и белыми бумажками.

На третьем этапе — через четыре года — Дмитрий Старцев уже забывает о деятельности в земской больнице, у него большая частная практика. Главный его интерес — деньги, которые он с наслаждением пересчитывает по вечерам. Старцев еще больше полнеет, еще сильнее страдает одышкой, а «выезжает» уже «не на паре лошадей, а на тройке с бубенцами».

Чехов не рассуждает о душевных качествах Ионыча в этот период, но обращает внимание на одну деталь, которая по своей значимости в раскрытии внутреннего мира героя равна целым авторским рассуждениям: это огонек, который на мгновение затеплился в душе Старцева под влиянием встречи с Котиком. Но и этот огонек при воспоминании об ассигнациях тут же погас. На последнем этапе — через несколько лет — мы видим, как в результате утраты смысла, цели жизни разрушается личность. Доктор Старцев окончательно превращается в Ионыча. Его одолела жадность; увлечение любимым делом, желание приносить общественную пользу вырождается в эгоистические хлопоты, интерес к людям превращается в высокомерие. Жизнь героя опустошена и обеднена окончательно.

Таким образом, расставляя временные вехи, указывая на этапы материального обогащения героя, которые воплощены в таких художественных деталях, как средства передвижения, используя художественные детали, помогающие раскрыть внутренний мир героя, Чехов лаконично представляет историю падения человека.

Показывая постепенное превращение Старцева в обывателя, Чехов разоблачает не только его, но и окружающую среду. В этом отношении интересна семья Туркиных. Описывая эту семью, Чехов сосредоточивает внимание на главной общей черте всех Туркиных — самолюбовании, претенциозности. Раскрывая эту черту в различных ее проявлениях, Чехов словами Старцева окончательно развенчивает всех Туркиных: «Если самые талантливые так бездарны, то каков же должен быть город!»

Какая же сила губит Старцева? Сила воистину страшная своей обыденностью — это всего-навсего стремление к сытости и покою, подавляющее другие, более высокие стремления. Чехов не осуждает само по себе желание «дьячковского сына» обрести благополучие, но раскрывает катастрофические последствия подмены гуманных идеалов стяжательскими. Процесс духовного умирания Старцева тем тягостнее, что он вполне сознает, в какое мерзкое болото погружается, но не пытается бороться или хотя бы бежать, а предпочитает жить по законам этого болота.

Рассказ «Ионыч» — это повествование о человеке, в чьей душе внутренний диалог превратился в обывательский монолог, из которого загорелся было «светлый огонек» и погас, вместе с любовью возникла и какая-то другая жизнь, но она исчезла, как мираж. Это не только история о том, как «среда заела человека», но и беспощадный рассказ о человеке, который, перестав сопротивляться влиянию духовно обнищавшего общества, утратил все человеческое.

В рассказе «Ионыч» звучит голос самого Чехова, обращенный к читателям: не поддавайтесь губительному влиянию уродливой среды, вырабатывайте в себе силу сопротивления обстоятельствам, не предавайте светлых идеалов молодости. Берегите в себе человека!

Источник

Как отражается тема чинопочитания в рассказах А. П. Чехова? (ЕГЭ по литературе)

Антон Павлович Чехов — известный русский писатель конца 19 века, мастер короткого рассказа. В его сатирических произведениях, как в зеркале, отражаются многие человеческие пороки, в том числе и тема чинопочитания, которая затронута в рассказах «Толстый и тонкий», «Хамелеон» и «Смерть чиновника».

Для наиболее точного описания проблемы рабского пресмыкания перед чинами Чехов создаёт свои произведения в форме коротких рассказов, в которых использует такой приём, как «говорящие заголовки», а антитеза является важным структурообразующим элементом произведений этого автора.

В «Толстом и тонком» писатель даёт персонажам имена (Порфирий и Михаил), однако значимость этих героев и сущность их взаимоотношений раскрывается с помощью образных определений «толстый» и тонкий», которые Чехов противопоставляет.

Толстый — добродушный человек, он искреннее обрадовался встрече со школьным товарищем. Тонкий же, узнав в разговоре о намного более высоком положении друга, начал подобострастно заискивать, его лицо искривилось «широчайшей улыбкой», он даже перешёл с толстым на «вы». Подобное поведение заключено в рабской психологии тонкого: ради угождения вышестоящему этот человек теряет собственное достоинство, он готов льстить, забывая о старой дружбе.

Лицемерие перед всем тем, что принадлежит людям, имеющим высокий чин, осмеяно Чеховым в рассказе «Хамелеон». Сущность поведения полицейского надзирателя Очумелова ясно выражена в заголовке рассказа. Очумелов, узнавший о том, что золотых дел мастера покусала собака, и разбиравший это происшествие, не способен законно разрешить спорную ситуацию, ведь по словам толпы, собака принадлежит брату генерала. Такое проявление абсолютного чинопочитания препятствует совершению справедливого суда: принадлежащая высокому лицу собака оказывается важнее простого человека.

Таким образом, «Толстый и Тонкий», «Хамелеон» и «Смерть чиновника» — характерные для Чехова короткие сатирические рассказы, в которых автор, используя «говорящие заголовки» и приём противопоставления, очень правдиво, точно и разносторонне обличает проблему чинопочитания, которая мешает людям быть честными, не принижать свое достоинство и развивать в себе духовные качества.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Сочинение: Осмеяние самоуничижения и чинопочитания в рассказе А. П. Чехова «Толстый и тонкий»

Что такое чинопочитание в рассказе толстый и тонкий. Смотреть фото Что такое чинопочитание в рассказе толстый и тонкий. Смотреть картинку Что такое чинопочитание в рассказе толстый и тонкий. Картинка про Что такое чинопочитание в рассказе толстый и тонкий. Фото Что такое чинопочитание в рассказе толстый и тонкий В своем творчестве Антон Павлович Чехов пытался правдиво отобразить особенности жизни русского общества. Героями его рассказов являются самые разные люди: знатные чиновники и простые служащие, ученики и студенты, простые горожане и ак­теры. Писатель всегда умеет выбрать ту ситуацию, такой случай или фрагмент из их жизни, что читатель может представить и про­шлое и будущее героев. Может увидеть как их положительные сто­роны, так и недостатки.

Так, например, в рассказе «Толстый и тонкий» изображаются два чиновника, которые ранее, еще в гимназические годы, были хорошими друзьями. Они долго не виделись и вот случайно встре­тились на вокзале. Описание их встречи и составляет сюжет этого небольшого рассказа. Из этой встречи мы не только многое узна­ем о героях, но и видим, какие качества в человеке автор ценит больше, а какие высмеивает. В данном рассказе осуждается само­уничижение человека и чинопочитание.
[sms]

Прилагательные «тонкий» и «толстый» очень верно характе­ризуют двух друзей. Толстый внешне упитан, живет хорошо, может позволить себе обеды в ресторане, также преуспевает на службе, имеет должность тайного советника и высокие награды. Тонкий же худ, живет скромно, кое-как перебивается, вынужден подра­батывать, не имеет постоянного места службы, переезжает из города в город. Как видим, люди перед нами во многом разные. Но их объединяют общие воспоминания.

Когда встречаются приятели, которые долго не виделись, они бурно проявляют свою радость. Также и толстый с тонким. При встрече они «троекратно облобызались, и были приятно ошеломлены». Тонкий обращает­ся к другу по-приятельски, как к родному человеку. Называет его «душонок», «щеголь», задает вопросы, но, не дождавшись ответа, сам быстрее стремится поведать о себе. То есть ведет себя по отношению к толстому как к равному, такому же, как он. Но ситуация в корне меняется, когда дело касается вопросов службы. Узнав, что толстый занимает одну из высших должностей, тонкий резко меняет свое поведение. Лицо его сразу же поблед­нело, очевидно он ужаснулся тому, как мог так себя вести с вы­шестоящим лицом. Тонкий начинает горбиться, ежиться.

Искрен­няя радость на лице сменяется благоговением, сладостью и по­чтительной кислотой Называть толстого он стал не по имени, а по должности, обращаться на «вы», услужливо хихикать. Тут же тонкий пытается угодить толстому, называя ещ внимание «живи­тельной влагой». И даже второй раз начинает представлять свою семью, только теперь официально Таким образом видно, что для тонкого должностное звание человека важнее, чем простые при­ятельские отношения между людьми.

Отношение же толстого к приятелю остается неизменным. На него никак не влияет знание должности друга. Он не пытается возвыситься, показать свою значимость, а наоборот, даже говорит тонкому, что нужно отбро­сить официальный тон, ведь «мы с тобой друзья детства». Но тонкий так привык всю жизнь кланяться и угождать, лебезить и выслуживаться перед начальством, что даже не может себе пред­ставить других отношений, человечных и дружественных. Миха­ил понимает, что тонкий неисправим, советника «стошнило» от наигранных любезностей, ему стало неприятно общаться с та­ким человеком и он стал быстро прощаться.

Мы видим, что, в отличие от толстого, тонкий беден не только материально, но и духовно Он растерял свои человеческие каче­ства, привык унижаться перед другими. Даже встреча с другом не смогла пробудить в нем человека. Чинопочитание и самоуничи­жение уничтожили в нем настоящего человека и превратили тон­кого в вечно выслуживающегося чиновника. Именно над этими качествами и смеется автор рассказа.[/sms]

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *