Что такое честь достоинство эссе
Наш образец. Сочинение на тему: «Честь и достоинство»
По тексту Д. Шеварова
Что такое честь? Какое значение имеет она для современного человека?
Автор неслучайно привлекает наше внимание к событиям 19 века. Угроза быть наказанным за дерзкое слово, некорректное поведение многих держало в узде. Шеваров вспоминает трагические события из жизни Пушкина и считает, что великий поэт недаром отдал жизнь за защиту чести своей жены, своей семьи. Автор не призывает нас к возврату дуэли, но обращает наше внимание на необходимость бережного отношения к понятию чести и достоинства человека.
Размышления на данную тему мы часто встречаем в произведениях русских писателей. Как не вспомнить роман А.С.Пушкина «Капитанская дочка»! Эпиграфом к нему писатель взял пословицу «Береги честь смолоду». Все герои произведения проходят через испытания, связанные с проверкой их чести и достоинства. Пётр Гринёв в минуту смертельной опасности не присягает Пугачёву, сохраняя свою честь. Во время следствия он не называет имя Маши Мироновой, не рассказывает о ней, боясь навредить её репутации, хотя это объяснило бы его присутствие в стане Пугачёва. Для героя спокойствие любимой девушки дороже собственной жизни. Пётр Гринёв готов пойти на казнь или в Сибирь, лишь бы сохранить честное имя Маши.
Мне хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, столь распространённой в литературе и в жизни, и поймут, что беречь честь нужно смолоду.
Лучшие сочинения на тему «Честь»
Честь — это такая нравственная ценность, которая помогает нам вести себя достойно, принимать решения по совести и не опускаться до мелких склок, зависти, жадности. Человек чести — это порядочный человек.
Представляем вашему вниманию лучшие сочинения на тему «Что такое честь», «Понятие о чести» или «Долг и честь».
«Что такое честь» рассуждение
Вариант 1
В моём понимании честь — это целый набор качеств: благородство, верность слову, порядочность, достоинство. Эти качества могут рождаться в каждом из нас в результате общения с умным, порядочным, достойным восхищения человеком.
В рассказе О. Павловой для мальчишек из дворовой футбольной команды таким стал «черёмуховый дед». Он был строгим судьёй, не допускал запрещённых приёмов и хитростей на поле. Старик научил ребят честности, бесстрашию, порядочности — тому, что входит в понятие «честь». Именно она не позволяла ребятам предать память деда, когда его уже не стало.
Честь в почёте во всём мире. Русская народная пословица предупреждает: «Береги честь смолоду», арабы говорят: «Поддержка правды — честь, поддержка лжи — потеря чести», в Украине считают, что «лучше честь, чем волов шесть».
Я думаю, это замечательно, что ценность чести подчёркивается в культуре всех народов.
Вариант 2
Честь – очень ценное качество, которое вызывает уважение общества и отдельно взятой группы, заслуживается через личные заслуги и твёрдые моральные принципы.
Человек, для которого честь стоит на первом месте, имеет непоколебимые взгляды и принципы. Такой человек придерживается моральных правил, уважает взгляды и мнения других людей. Для человека чести характерны такие качества, как искренность, честность, порядочность, совестливость и доблесть.
Человек чести всегда стоит за своим слово, никогда ничего не говорит просто так. Если пообещал обязательно сделает, а если не уверен, что сможет исполнить – не будет обещать.
Честь характерна только для сильных личностей, придерживаться своих принципов любой ценой очень сложно, для этого нужно иметь мужество и твёрдость. Человеком чести, как правило, восхищаются. Он вдохновляет окружающих своим поведением, у них появляется желание подражать ему.
Честь характерна для определённого слоя общества, как правило, им является привилегированное общество. К такому обществу относятся офицеры и военнослужащие. В истории было больше подобных групп, например, рыцари, купцы. К сожалению, с каждым годом общество всё больше и больше теряет установленные честью правила.
Человек чести умеет брать на себя и нести ответственность. Он никогда не станет скидывать ответственность и обязательства на других людей. Такой человек никогда не станет кого-то обвинять, списывать проблемы на какие-то обстоятельства, которые невозможно было предугадать.
Происхождение чести. Честь появилась, когда образовывалась княжеская дружина. Для дружины был разработан кодекс определённых правил. Соблюдение этих правил и являлось честью. Честь отличала правила дружины от общеустановленных, подчёркивало их высокий статус.
В наше время встретить человека чести достаточно сложно. Потому что сейчас эпоха эгоизма, корысти, наглости и неуважения. Честь исчезает, если спросить молодое поколение что это такое – мало кто даст правильный ответ. Большинство даже представление не имеет что это.
В настоящее время всё меньше и меньше людей способны пожертвовать собой ради других, тем более ради чистых принципов. Честь ещё сохраняется в военном кругу, но и там не все её имеют. Возрождению чести способствуют трудные времена, именно в этот период можно увидеть людей, для которых благосостояние и жизнь народа, важнее своей жизни.
Также в тяжёлые времена видно людей, которые начинают жить по законам животных. Им всё равно как, главное выжить. Они не думают о других. Такие люди полностью утратили честь или никогда её не имели. Человек чести никогда не опуститься до этого уровня.
Для общества потеря чести принесёт серьёзные последствия и беды. Общество начнёт медленно разлагаться.
«Долг и честь» в романе «Капитанская дочка»
Александр Сергеевич Пушкин всю жизнь интересовался переломными моментами в истории России, а также выдающимися личностями, которые влияли на ход исторического развития страны.
Автор много путешествовал по местам восстания, собирал материал, написал несколько произведений о крестьянской войне, но художественную форму обрело только одно — повесть “Капитанская дочка”. Это произведение было написано в 1833–1836 годах. Оно явилось как бы итогом исторических исканий автора, воплотившим в себе его мысли, переживания, сомнения.
Одной из основных проблем, поднятых в произведении, является проблема чести и долга, которая реалистически показана автором во всех ее проявлениях: от чести и долга простого крестьянина или беглого казака до самой императрицы.
Главное действующее лицо повести — он же мемуарист-рассказчик ‑ Петр Гринев. Этот вполне заурядный человек волею судеб оказывается втянутым в водоворот исторических событий, в которых и раскрываются черты его характера.
Петруша — молодой дворянин, уездный недоросль, получивший типичное провинциальное образование у француза, который “не был врагом бутылки” и “любил хлебнуть лишнего”. Отец его — Андрей Петрович Гринев, старый гвардейский офицер, — рассматривал понятия чести и долга только с позиций офицера правительственных войск, считал, что офицер обязан выполнять все приказы начальства, “служить верно тому, кому присягнешь”.
Гринев-сын, не отказываясь от такого понимания чести и долга, расширяет его до общечеловеческого и гражданского значения. Он, совершая ошибки, все время пытается выполнять наставления отца: “Береги честь смолоду”. Он ни разу не изменил присяге, данной императрице.
Выбирая между смертью и изменой присяге, он предпочел первое. Тем не менее, он смог увидеть положительные качества в вожде антидворянского восстания: честность, благородство, мужество, ум. Когда в беде оказалась его возлюбленная Маша Миронова, он, не изменяя присяге, просит помощи именно у Пугачева.
Противопоставлен Гриневу Алексей Иванович Швабрин. Он — столичный дворянин, офицер гвардии, светски блестящий, но поверхностно образованный человек. В нем чтение сентиментальных романов и трудов французских просветителей воспитало лишь беспринципность и показной патриотизм.
Сосланный, очевидно, за дуэль, не имея никаких шансов на возвращение в Петербург, он примыкает к восстанию, видя в нем лишь возможность перемен и повышения по службе, а главное — сохранения жизни. Шьабрин презирает народ, ненавидит и боится Пугачева. Все его помыслы и действия лишь о нем самом; он — эгоист.
Когда все обороняют крепость и, уступив в сражении, отказываются признать в Пугачеве императора, он” с готовностью переходит на его сторону. Его подлость и низость проявляются и в отношениях с Машей Мироновой. Швабрин не смог покорить ее сердце и, став комендантом, пытался силой заставить ее выйти за него замуж.
Капитан Иван Кузьмич Миронов понимает честь и долг как истинный офицер, присягнувший императрице. Он бесстрашно защищает Белогорскую крепость, даже не имея хорошего вооружения. После сдачи крепости он отказывается признать в “беглом казаке” императора, за что тот лишает его жизни (“Не тронули тебя ни штыки прусские, ни пули турецкие; не в честном бою положил ты свой живот, а сгинул от беглого каторжника”).
Проблема чести и долга связана и с образом Пугачева. С точки зрения офицеров гвардии, он “беглый казак”, вождь антидворянского восстания, преступник, разбойник, но на самом деле у него есть и положительные черты. Ему не чужды понятия чести и долга.
Вспомнив о заячьем тулупчике и стакане вина, раз подаренном ему Гриневым, он оставляет ему жизнь, дарит коня, тулуп, дает денег, которые, правда, украл урядник. Пугачев живет по принципу: “Долг платежом красен”. Он не позволяет издеваться и мучить сироту и готов сам покарать обидчика. Именно он помогает Гриневу спасти Машу от Швабрина.
Совсем по-другому понимает честь и долг Савельич. Он не военный, не дворянин, не беглый каторжник, а простой, добросовестный и добродушный дворовый человек, крепостной крестьянин. Он самоотверженно любит Гринева и все старается сделать ради “барского дитяти”. Даже его скупость — это проявление заботы о барине.
Понятия чести и долга мы видим и на примере урядника, “енералов” Пугачева и всего народа. Все они, не задумываясь, переходят на сторону сильнейшего. Для них не существует ни чести, ни долга. Урядник то служит коменданту, то Пугачеву, то помогает Маше и Гриневу.
“Енералы”, по словам Пугачева, “при первой неудаче… свою шею выкупят моею головою”. Народ же, как только восставшие заняли Белогорскую крепость, присягает Пугачеву, собирает деньги, которые он им бросает, выражает полную покорность.
Подводя итог, можно сказать, что в своем произведении А. С. Пушкин реалистически показал различные слои русского общества: от беглых и крепостных крестьян до служивых дворян, от самозванца до императрицы.
На их примере автор правдиво раскрыл положительные и отрицательные качества русского народа, но главной проблемой повести является проблема чести и долга.
«Понятие о чести» сочинение
В разных культурах и в разное время честь и мужество были неразрывно связаны друг с другом. Во многих случаях они были синонимами. Честь была главным аспектом настоящего мужчины.
Если мы бегло взглянем на историю — честь снова и снова всплывает как одна из главных тем в литературе и жизни. Поэмы Гомера — прежде всего о чести и стремлении человека сохранить ее. В пьесах Шекспира честь и мужество занимают центральное место. С 17-го и вплоть до 20-го века, юноши в Европе, России и Соединенных Штатах регулярно участвовали в дуэлях, отстаивая свою честь.
Но что же такое честь?
Мы довольно часто употребляем это слово и много говорим о нем, но если бы вы спросили кого-нибудь: «что такое честь?» — скорее всего, не получили бы четкого ответа. Люди думают, что знают, что это такое, но почти никто не может сформулировать четкие критерии чести.
На самом же деле, честь – это достойные моральные качества человека, его непоколебимая вера в собственные идеалы, готовность следовать им.
Чтобы совершить благородный поступок, нужно подчинить все свое существо вере в то, что в основе всей человеческой жизни, да и вообще всего существования, лежит универсальное чувство правильного и неправильного.
Одни называют его естественным законом, другие ‑объективной истиной; независимо от его названия, оно остается одним и тем же — неизменным законом, которого все люди должны придерживаться. Стремление жить достойно и поступать правильно – это именно то, что руководит человеком, когда он оказывается перед выбором, решает, как поступать.
Выходит, что, несмотря на то, что все люди разные, в основе чести, морали и нравственности лежат общие, неизменные законы. Несмотря на то, что понятие чести создано людьми в соответствии с их воззрениями, несмотря на то, что понятие чести изменялось с течением времени, в его основе лежат универсальные принципы, которые понимает большинство людей.
Эти принципы были заложены в глубокой древности и определялись потребностями людей. Древние люди, которые занимались охотой и собирательством, понимали, что работать должны все, что никто не может жить за счет других и все должны трудиться на благо друг друга.
На кону стояла их жизнь и, если бы кто-то перестал трудиться на благо других – пострадали бы все. Этот принцип проносился сквозь тысячелетия, новые нормы закладывались, старые видоизменялись, но в их основе лежало одно – стремление упростить и облегчить жизнь каждого.
Мы должны радоваться тому, что, несмотря на упадок, честь не умерла сейчас и никогда не умрет, пока есть честные люди. Мы должны помнить, что быть честными, жить в соответствии с кодексом добра и зла никогда не будет легко, но этот путь стоит того, чтобы ему следовать.
Читайте также: Характеристика Хлестакова из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Понятие чести – непреходящее общечеловеческое. Несмотря на то, что в языке оно встречается реже, содержимое этого понятия (чистая совесть, достоинство, благородство и т.д.) будет актуально во все времена.
Сочинение на тему достоинство и честь
11 вариантов
Будучи существом общественным, разумным и сознательным, человек не может не задумываться над тем, как относятся к нему окружающие, что они о нем думают, какие оценки выносятся его поступкам и всей его жизни. В то же время он не может не думать и о своем месте среди других людей, не совершать акта самооценки. Эта духовная связь человека с обществом и выражается в понятиях Чести и Достоинства. «Честь — жизнь моя, — писал Шекспир, — они срослись в одно, и честь утратить — для меня равно утрате жизни».
Категории «честь» и «достоинство» отражают моральную ценность личности, они представляют собой общественную и индивидуальную оценку нравственных качеств и поступков человека. Исполнение долга, следование велениям совести придают личности тот моральный статус, который и отражен в понятиях «достоинство» и «честь». Близкие по значению» они, между тем, имеют важные смысловые различия.
Честь как моральный феномен есть, в первую очередь, внешнее общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющееся в почитании, авторитете, славе. Поэтому чувство чести, внутренне присущее личности, связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, похвалы, известности. Достоинство же — это, прежде всего, внутренняя уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения, проявляющиеся в сопротивлении всяким попыткам посягнуть на свою индивидуальность и определенную независимость. И только потом, во-вторых, достоинство человека должно получить общественное признание. Таким образом, механизм чести состоит в движении от внешнего признания к внутреннему желанию этого признания. Механизм функционирования достоинства основан на движении изнутри духовного мира к общественному признанию.
Общественное одобрение приходит к человеку со стороны его социального окружения, поэтому честь воздается ему локально, оценке здесь подлежат качества человека как представителя той или иной социальной группы (класса, нации, сословия, коллектива). Поэтому обычно речь ведется о воинской, женской, профессиональной и т.п. чести, то есть о каких-то специализированных нравственных качествах, присущих представителям данной среды. Понятие достоинства более универсально. Оно подчеркивает значимость личности как представителя рода человеческого. Ведь независимо от социальной принадлежности человек обладает достоинством морального субъекта, которое должно поддерживаться им самим и присутствовать в общественной оценке его личности. Итак, честь — это оценка с позиции социальной группы, конкретного исторического сообщества; достоинство — это оценка с точки зрения человечества, его общего предназначения. Неудивительно, что чувство чести вызывает желание возвыситься и первенствовать в той социальной группе, от которой добиваешься почестей. Чувство же собственного достоинства основано на признании принципиального морального равенства с другими людьми. Каждый индивид обладает достоинством уже потому, что он человек. Поэтому достойный член общества признает достоинство других людей и не покушается на него.
Соотношение чести и достоинства трактуется в теории морали весьма неоднозначно. В одних концепциях честь представляется неотъемлемым свойством заведомо благородной социальной группы (рыцарская честь, честь семьи). В этом случае задача личности — «не уронить», «не замарать» эту полученную в наследство ценность. Достоинство же личности в такой нравственной системе приобретается ее собственными усилиями по исполнению норм, предписанных честью. В других концепциях достоинство трактуется как естественное право человека на уважение своей самости и присуще ему от рождения, а честь, напротив, добывается в ходе жизни путем совершения поступков, вызывающих одобрение социума.
Эти противоречивые интерпретации чести и достоинства имеют исторические корни. Данные понятия наполнялись конкретным содержанием в зависимости от типа личности, присущего той или иной нравственной системе, и от характера связи личности с общественной средой.
Заглядывая в историю «чести» и «достоинства», можно сделать по крайней мере два вывода. Во-первых, понятия чести и достоинства развивались в единстве и параллельно друг другу; во-вторых, между ними определенно существуют различия, которые, возможно, и представляют наибольший интерес для этического анализа. Действительно, честь и достоинство — категории комплементарные (так же, как долг и совесть, свобода и ответственность, страдание и сострадание), то есть они взаимопредполагают и взаимодополняют друг друга. Именно поэтому они одновременно и едины, и отличаются друг от друга. Так, если честь, как уже отмечалось, — это внешнее признание ценности человека и внутреннее стремление к нему, то достоинство — объективная ценность личности, которая может быть и не связана с ее признанием или осознанием. Иными словами, честь — это то, что человек должен завоевывать, то, чего он должен добиваться; достоинство же принадлежит ему по праву рождения, потому что он человек (человеческое достоинство). Таким образом, понятие чести связано с социальным статусом личности, ее соответствием требованиям и ожиданиям, предъявляемым группе, к которой человек принадлежит (честь офицера, врача, дворянина), в то время как понятие достоинства безразлично к ним: человеческое достоинство бомжа ничуть не меньше, чем человеческое достоинство представителя высших социальных слоев, хоть осознание и чувство достоинства у них могут быть разными.
Однако естественное право человека на признание его достоинства вовсе не означает, что оно проявится автоматически. Человек должен «предъявить» миру свое достоинстве, которое выражается в порядочности, честности, принципиальности, в справедливости к другим и требовательности к себе, в скромности и простоте, в стремлении быть внутренне цельной личностью, на которую можно положиться, у которой убеждения и дела находятся в органическом единстве.
Высшее проявление человеческого достоинства принято называть благородством. Благородство — это нравственное величие человеческой личности. Оно может быть присуще любому человеку, способному честно и самоотверженно выполнять свой долг, жить по высоким нравственным меркам, не роняя человеческого достоинства.
Показателем достоинства личности выступает и ее. Отношение к достоинству другого человека. Тот, кто не уважает достоинство другого, тем самым оскорбляет не только чужое, но и свое собственное достоинство.
Если право на достоинство человек, как уже говорилось, обретает с момента появления на свет, уже только потому, что он человек, то честь приобретается им в процессе всей его жизни. Когда говорят «Береги честь смолоду», имеют в виду, что доброе имя человек начинает завоевывать с первых шагов своей сознательной жизни, последовательно обнаруживая ответственность, принципиальность, искренность, честность, надежность. Однако честь — это не просто добрая слава о человеке, обладающем перечисленными качествами. Заслужить ее можно только доказывая собственными действиями свое соответствие эталонным представлениям о чести. Это может быть и простой физический труд, и научно-техническое творчество, и уникальное исполнительское искусство. Важно здесь то, насколько значим для людей вклад каждого из нас, насколько в своих действиях и поступках каждый из нас сумел проявить, выразить себя. Тогда-то и возникает субъективное ожидание признания чести: я испытываю гордость, если то, что я делаю, я делаю лучше других, если результат моих дел замечен и по достоинству оценен другими, особенно если речь идет о творчестве — в инженерной деятельности, науке или искусстве. Таким образом, разные обстоятельства и разные сферы деятельности заставляют говорить о чести не абстрактно, а применительно к конкретной ситуации. В связи с этим и встает проблема профессиональной, семейной, фамильной чести.
Наряду с рассмотренными отличиями между честью и достоинством существует определенная связь и очень сложная корреляция (взаимная согласованность). Потребность в чести, то есть признании, уважении, авторитете обнаруживается у тех, кто ценит свое достоинство. Однако эта зависимость не является прямо пропорциональной. Во-первых, нельзя сказать, что чем выше у человека чувство собственного достоинства, тем больше у него развито честолюбие. Человек гордый, то есть обладающий в полной мере чувством собственного достоинства, может быть в то же время настолько скромным, что внешнее признание (почет) его не только не волнует, но даже отталкивает своей суетностью.
Неоднозначность взаимообусловленности и взаимопротиворечивости чести и достоинства коренится в сложности такого морально-психологического явления, как самооценка.
Во-вторых, сложность корреляции чести и достоинства проявляет себя при «неправильном» (с точки зрения общепринятых норм) понимании смысла чести и достоинства. В этом случае можно говорить об образовании таких феноменов, как лжедостоинство и псевдочесть. Чаще всего они связаны с особого рода корпоративной моралью, проповедующей особые, отличные от общепринятых нормы и ценности. В результате возникают порой очень жесткие представления и требования, которые организуют жизнь и поведение в том или ином локальном мире.
В-третьих, корреляция осложняется и возможностью относительной независимости чести и достоинства друг от друга, проявляющейся, например, в том, что утрата чести не ведет автоматически к потере достоинства. Иными словами, в тех или иных обстоятельствах обесчещенный (оклеветанный, оскорбленный, униженный) человек может вести себя по-разному. Один в этом положении и вправду может чувствовать себя «униженным и оскорбленным».
Другой, несмотря на унижения и оскорбления, способен принимать бесчестье с достоинством, то есть теряя честь, сохранять достоинство. При этом возможна активная защита чести на основе сохранения собственного достоинства.
Например, в дореволюционной армии сорвать эполеты с офицера, то есть обесчестить его, еще не значило лишить его достоинства. Именно сохранение собственного достоинства помогало и заставляло человека заботиться о возвращении утраченной чести: доказательством своей невиновности или дуэлью.
Еще более благородным является умение с глубоким внутренним достоинством принять бесчестье. Таких Людей обычно называют великомучениками, страстотерпцами: это, например, многие христианские святые.
Рассмотренные нами теоретические проблемы, раскрывающие сущность и взаимосвязь чести и достоинства личности, дают нам возможность использовать знания об этих моральных ценностях в решении конкретных жизненных вопросов. Одним из них является вопрос о женском и мужском достоинстве. Ведь многие наши житейские беды, в конечном счете, проистекают от того, что мы иногда забываем: кроме разделения человеческих особей на мужчин и женщин по принципу биологическому и физиологическому есть еще и социальный, нравственный, наконец, эстетический принцип определения человека. И по этим принципам, выработанным веками, понятие «мужчина» предполагает обязательное следование естественному кодексу мужского достоинства, который определяет не только поведение мужчины в среде товарищей и друзей, но и его отношение к женщине.
Не менее противоречивой является сегодня и проблема женской и девичьей чести. Издавна она была связана с такими понятиями, как девичья гордость, скромность, нравственная чистота, целомудрие, — всем тем, что воплотилось в образе «тургеневской девушки».
В XX веке объяснено многое, прежде казавшееся необъяснимым, решены многие проблемы ядерной физики, генной инженерии, астрофизики. Но как быть с моральными проблемами, с нравственными принципами, с нормами человеческого поведения, которые объяснить не всегда возможно? Наверное, их нужно просто выполнять, их нельзя не выполнять, потому что все мы, люди, связаны между собой гораздо теснее, чем это нам представляется.
Список литературы
1) Этика: Учеб. пособ./ И.Л. Зеленкова, Е.В. Беляева. Мн.: Тетра Системс, 1998.
2) Основы этики: Учеб. пособ./ И.Л. Зеленкова. Мн.: Тетра Системс, 1998.
3) Этика: Учеб. пособ./ Т.В. Мишаткина, З.В. Бражникова. Мн.: Новое знание, 2002.
I Место человека в обществе.
II Понятия чести и достоинства.
1. Достоинство – право каждого человека.
2. Сходства и различия понятий.
3. Качества, присущие человеку чести.
III “Береги честь смолоду”.
Человек – существо социальное. Он находится в тесной взаимосвязи с обществом. Человек не может не задумываться над тем, как относятся к нему окружающие, что они о нем думают, какие оценки выносятся его поступкам и всей его жизни. Каждый человек время от времени задумывается о своем месте среди других людей. Мы не раз слышали о таких понятиях, как честь и достоинство. Но что они означают? Для меня, это целая совокупность определенных черт человека. Это – честность, правдивость, искренность, чистосердечность. Человек чести имеет четкие высокоморальные принципы в своем поведении, в отношениях с окружающими. Они отражают моральную ценность личности, они представляют собой общественную и индивидуальную оценку нравственных качеств и поступков человека. Высшим проявлением человеческого достоинства является благородство – нравственное величие человеческой личности. Оно может быть присуще любому человеку, честно выполняющему свой долг, живущему по нравственным меркам.
Я считаю, что человек чести – это еще скромный человек, не говорящий всем вокруг о своем превосходстве. Безусловно, человек чести имеет и такое качество, как достоинство. Достоинство – это внутренняя уверенность в собственной ценности, чувства самоуважения. Понятие достоинства более универсально, нежели понятие чести. Оно подчёркивает значимость личности и не зависит от социальной принадлежности. Обычный труженик может быть гораздо более достойным, чем политик или ученый. Человек обладает достоинством, которое поддерживает он сам, и которое должны уважать другие.
Близкие по значению понятия чести и достоинства, между тем, имеют важные смысловые различия. Итак, честь – это оценка с позиции общества, достоинство – оценка с точки зрения человечества, его общего предназначения. Неудивительно, что чувство чести вызывает желание возвыситься и первенствовать в той социальной группе, от которой добиваешься почестей. Чувство же собственного достоинства основано на признании морального равенства с другими людьми. Каждый индивид обладает достоинством уже потому, что он человек. Поэтому достойный член общества признает достоинство других людей и не покушается на него. Однако естественное право человека на признание его достоинства вовсе не означает, что оно проявится автоматически. Человек должен “показать” миру свое достоинство, которое выражается в порядочности, честности, принципиальности, в справедливости к другим и требовательности к себе, в скромности и простоте, в стремлении быть внутренне цельной личностью, на которую можно положиться. Только тогда можно уверенно сказать, что это – человек чести и достоинства.
Если право на достоинство человек, как уже было сказано, обретает с момента появления на свет, уже только потому, что он человек, то честь приобретается им в процессе всей его жизни. Однако честь — это не просто добрая слава о человеке, обладающем перечисленными качествами. Заслужить ее можно только, доказывая собственными поступками.
Также, между честью и достоинством существует определенная схожесть. Она проявляется в таком чувстве, как самооценка. При высокой объективной самооценке, человек, сознающий свои достоинства, реализующий их, законно ждёт от общества соответствующей оценки – чести. Однако не следует забывать, что погоня за честью развивает тщеславие. А тщеславие – одно из проявлений гордыни. В религии она считается одним из смертных грехов.
Если говорить о нынешнем времени, то сейчас людей чести и достоинства немного. Я считаю, что воспитывать в характере чувства достоинства, чести, правдивости, искренности нужно с раннего детства. “Береги честь смолоду” – писал выдающийся человек, А.С.Пушкин. Таким образом, нужно быть достойным человеком с детства. Все события в жизни взаимосвязаны, и достоинство надо сохранять на протяжении всей жизни, люди должны думать о последствии своих поступков. Так как если человек потеряет доверие и уважение, то вернуть его будет очень тяжело.
Про честь пишут многие писатели и поэты. Но более ярко и понятно данная тема отображена в произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Автор описывает и раскладывает по полкам все важные вопросы. Эти вопросы очень волнуют людей во всем мире. Говорится о чести, благородстве некоторых отдельных личностей. Иногда писатель описывает эти качества не на примере отдельных личностей, а в общем. Но также в его произведении говорится о людях, которые не знают, что такое честь. А ведь именно собственное достоинство и честь очень важны для каждого индивида. Без этих качеств человек не будет человеком. Всем известные слова «Береги честь смолоду» являются для одного из персонажей жизненным принципом.
Он принял присягу отечеству, после чего был обязан быть верен своему государству. Так оно и было. Никто не мог его сбить столку или повернуть в ненужное русло. Гринев не отошел от этого, даже когда ему угрожала смертная казнь. Этот человек очень прост и верен своей Родине. Даже предводитель восстания сам его в конце отпустил.
Есть в повести и такой герой, на которого надеяться никак нельзя. Это Алексей Швабрин. Он является предателем, верность он не сохранил. С самого первого момента своего появления в повести он ведет себя плохо. По его словам видно, что чести у него нет. А также он наговорил всякое про девушку, которая его отвергла.
Позже Швабрин вообще перешел на сторону врага. Да и был еще один его достаточно подлый поступок. Это когда он отомстил Маше. Он запер ее и не выпускал, пока она не согласится выйти за него замуж. Но девушка не поддалась на провокации. Действительно, капитанская дочка. Ее характер является примером для многих людей. Она не отдала свою честь и не отошла ни на шаг от своих жизненных принципов.
Автор хотел донести до читателя то, что именно простота характера, честь и личное достоинство являются наиболее важными составляющими человеческой жизни. Каждый человек должен обладать этими качествами. Если их не будет, то человек будет просто размазнёй. И еще очень важно, не потерять уже имеющуюся честь. Ведь продолжать жить после этого просто не получится.
Категории честь и достоинство отражают моральную ценность личности и представляют собой общественную и индивидуальную оценку нравственных качеств и поступков человека. Честь и достоинство — категории комплементарные, т.е. они взаимопредполагают и взаимодополняют друг друга. Они одновременно и едины, и отличаются друг от друга. Честь как моральный феномен есть в первую очередь внешнее общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющееся в почитании, авторитете, славе. Поэтому чувство чести, внутренне присущее личности, связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, похвалы, известности.
Достоинство — это, прежде всего, внутренняя уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения, проявляющиеся в сопротивлении всяким попыткам посягнуть на свою индивидуальность и определенную независимость. И только потом достоинство человека нуждается в общественном признании.
1. С одной стороны, долг и совесть образуют единый морально-психологический механизм регуляции поведения личности, в котором совесть выступает в качестве основания для выполнения долга.
2. С другой стороны, между совестью и долгом могут возникать конфликты, порождаемые, как правило, несовпадением целей и интересов личности и общества. Вопрос о правоте совести и долга зависит от обстоятельств, от правильного или неправильного понимания долга.
Фиксируя ответственность человека перед самим собой, совесть принципиально отличается от таких регулятивов как страх и стыд, которые представляют более низкие ступени нравственного развития. Страх, по большому счету, можно вынести за границы собственно моральной регуляции (если он не “переплавляется” в моральном сознании, переходя из стимула в мотив). Стыд располагается ближе к совести, часто функционируя наряду с ней, и отличается тем, что предполагает наличие внешнего наблюдателя (авторитетной личности либо людей вообще: “что скажут люди?”), а также сводит самооценку к ее негативному проявлению.
Поэтому понимание совести как «стыда перед самим собой» не вполне точно: спектр самооценки на уровне функционирования совести шире, предполагая как негативный ее аспект (“угрызение совести”, чувство вины), так и позитивный – достоинство (удовлетворенность своими поступками).
Что такое честь и почему она так ценилась во все времена? О ней говорит народная мудрость – «Береги честь смолоду», ее воспевают поэты и размышляют философы. За нее умирали на дуэлях, а, потеряв ее, считали жизнь конченой. В любом случае, в понятии честь заложено стремление к нравственному идеалу. Этот идеал может создать человек сам для себя, а может и принять от общества.В первом случае, на мой взгляд, это некая внутренняя честь, куда входят такие индивидуальные качества человека как смелость, благородство, справедливость, честность. Это убеждения и принципы, которые составляют основу самоуважения человека. Это то, что он сам воспитывает и ценит в себе. Честь человека очерчивает рамки того, что человек может позволить самому себе, и какое отношение может допустить со стороны других. Человек становится судьей себе самому. Это то, что составляет человеческое достоинство, поэтому человеку самому важно не предать никакой из своих принципов.Другое понимание чести я бы соотнес с более современным понятием репутации – это то, каким человек показывает себя другим людям в общении и делах. В данном случае важно «не уронить достоинства» именно в глазах других людей, ведь мало кто захочет общаться с грубияном, вести дела с ненадежным человеком или помочь в нужде бессердечному скряге. Однако человек может при этом обладать плохими чертами характера и просто пытаться скрывать их от других.В любом случае, потеря чести ведет к негативным последствиям – либо человек разочаровывается сам в себе, либо становится изгоем в обществе. Честь, которую я определил как репутацию, всегда считалась визиткой человека – и мужчины, и женщины. И иногда это вредило людям. Например, когда их считали недостойными, хоть были виноваты не они, а сплетни и интриги. Или жесткие социальные рамки. Мне всегда было удивительно принятое в викторианскую эпоху осуждение молодой женщины, которая снимала траур по мужу и хотела начать новую жизнь. Главное, что я понял, это что слово «честь» родственно слову «честность». Нужно быть честным с собой и людьми, быть, а не казаться достойным человеком, и тогда тебе не грозит ни осуждение, ни самоедство.