Что такое чертеж синька
Про синьку
Published date 29.09.2020
Last modified date 29.09.2020
Весьма забавно, когда прогресс ушел вперед, а в языке, в визуальной культуре остались артефакты прошлого. И рассказ мой будет про синьку, вот она на фото:
Будучи ребенком я рисовал свои каракули на листках бумаги, которые были белыми с одной стороны и кремовыми с другой. Мой дед, конструктор, почему-то называл их синькой, хотя синего цвета на них не было вообще. И таких листков бумаги было дома много – на некоторых были чертежи, на некоторых текст напечатанный на пишущей машинке.
Окунемся в историю. Представим инженера, который проектирует некое здание – на большом листе плотной бумаги при помощи карандаша и линейки он строит подробный чертеж. Например вот такой:
Потратив кучу времени на проектирование инженер чертит финальный вариант, и становится понятно, что нужно несколько экземпляров чертежа. В городскую управу для утверждения проекта, несколько копий нужно строителям, копию нужно сдать в архив архитектурного бюро, да и заказчик хочет экземпляр – как без проекта на руках деньги под него искать?
Вплоть до 1870 года копии чертежа изготавливались вручную, например на кальке – ее просто накладывали поверх оригинала и обводили линии чертежа – процесс не сложный и занимались этим уже не сам инженер, а специальный человек. Но все равно, такие “копии” были дороги, что доставляло неудобства и ограничивало их количество. Вот пример такой копии на кальке, датируется 1920ми: [https://cool.culturalheritage.org/coolaic/sg/bpg/annual/v18/bp18-06.html]
Приблизительно в 1870е в обиход входит процесс копирования чертежа при помощи цианотипии. На бумагу наносился светочувствительный состав (Цитрат железа(III)-аммония + красная кровяная соль) С оригинала так же вручную снимается копия-калька. Кальку накладывали на покрытую светочувствительным составом бумагу и засвечивали, например на солнце. Там, где калька просвечивала, светочувствительный состав разрушался образуя нерастворимую берлинскую лазурь. Там же, где на кальке была линия – светочувствительный состав оставался без изменений. После засветки бумагу промывали водой, смывая непрореагировавший состав и получали негативную копию чертежа, линии были белыми на синем фоне:[https://psap.library.illinois.edu/collection-id-guide/archdrawingrepro]
Процесс был изобретен Джоном Гершелем в 1842, но популярность начал набирать только после 1870х. В 1872 во Франции начали производить бумагу с уже нанесенным светочувствительным составом, а первая специализированная машина для циоанотипии появилась в США в 1875. В 1920х появились машины выполняющие все стадии процесса копирования (от начала до конца).
Копия чертежа стала дешевой, и они появились у всех работников на местах. Причем обыватель чаще видел именно синий чертеж в руках прораба, рабочего, инспектора, чем оригинал выполненный карандашом инженером в бюро. Из-за этого в северной америке именно такая копия чертежа стала прочно ассоциироваться с чертежом вообще, что нашло отражение в культуре. Как только хотелось придать “инженерности” и наукообразия – сразу добавляли синий чертеж, вот например Том и Джерри:
Даже сам термин Blueprint обозначает не только “синьку” – копию, но и вообще детальный план чего-либо. Хоть процесс уже не используется в документообороте, его крайняя простота и дешевизна привлекает использовать его в художественных целях, например для нанесения фотографии на футболку. И это уже было в симпсон на пикабу: https://pikabu.ru/story/tsianotipiya_chto_yeto_i_s_chem_ego_edyat_4083580
Но где-то начиная с 1930х процесс цианотипии стал терять популярность, вытесняемый процессом диазотипии. Принцип получения копии не изменился – по прежнему с оригинала чертежа делали кальку-копию, через которую засвечивали светочувствительную бумагу. Но вот светочувствительный состав поменялся. Во-первых он стал давать позитивный отпечаток (незасвеченные области темные, засвеченные – светлые). Во вторых проявка осуществлялась обработкой парами аммиака (“сухой” процесс), а не окунанием в ванну с жидкостью. Для чертежей это важно, так как от воды при цианотипии бумагу коробило, и размеры на копии могли непредсказуемо отличаться от оригинала. Вот пример документации, выполненной по этому техпроцессу
У нас на жаргоне такие копии по прежнему называли “синькой”, а вот англоязычная публика обзавелась новым словом – Whiteprints. Опять таки на жаргоне оригинал чертежа на ватмане у нас назвали “белкой”, копию на кальке – “калькой”. В зависимости от состава партии, цветовая гамма копии могла отличаться. Это все копии полученные диазотипией:
Практически любое конструкторское бюро обладало своими мощностями по изготовлению копий чертежей, поэтому частенько пользовалось ими как мини-типографией. Если выпускалась серия из 100 устройств, проще было альбомы с документацией сделать в виде “синек”, чем договариваться с типографией и печатать тираж.
На смену диазотипии пришел электрографический процесс, который видел любой, кто пользовался ксероксом. При таком процессе для изготовления копии уже не нужно делать копию-кальку, а можно непосредственно использовать оригинал чертежа. Так как распространенные аппараты назывались ЭРА-12РМ (или например ЭР-420Р), то и жаргон обзавелся словом, для обозначения процесса копирования на этом аппарате – “отЭРить”. Ну а сейчас “отксерить”, так как после развала СССР к нам хлынули копировальные аппараты Xerox. Говорят, в местах, где вместо копиров xerox были в ходу аппараты canon, вместо “ксерить” говорят “канонить”, но за достоверность не ручаюсь.
Вот он, советский “ксерокс” ЭР-620К3:
На этом мой рассказ про копирования чертежей заканчивается, но если вас заинтересовала эта тема, то рекомендую заглянуть сюда: https://psap.library.illinois.edu/collection-id-guide/archdrawingrepro
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Почему в америке чертежи на синей бумаге?
На самом деле чертежи в Америке выполняются как и везде — на белой бумаге. Однако в некоторых фильмах и на старых фотографиях действительно можно увидеть белые линии чертежей на синем фоне. Секрет в том, что это не оригинал, а светокопия чертежа.
Именно такие копии — синие — были в ходу во второй половине 19 века. Этот способ, изобретенный в Британии в 1842-м, получил название Blueprint. Также эта технология известна как “синька”. Научное же название метода — цианотопия. Синий цвет появлялся благодаря аммиачному железу, которое входило в состав реагента.
Интересно, что иногда сегодня делаются чертежи на синем в фоне как дань традиции и технологиям прошлого.
Калька хранится в архиве. Белка остается у конструктора.
Как-то так. Было аж до начала 2000-х.
Немного раскрою тему:
Синька, она же Цианотипия, она же Blueprint
Так вот почему чертежи и схемы зовутся blueprint.
Не только в Америке. Русское название этих самых блюпринтов в СССР было «синька». Правда, копии могли быть ни разу не синие, а желтоватые или коричневатые.
У меня оба родителя были инженерами в СССР, так что я этими «синьками» учебники оборачивал 🙂
В СССР до появления «ксероксов» этот называлось «отсинить».
А ты молодец, я посмотрю, тоже копировать научился. С дзена.
Рисуют так в первую очередь потому, что blueprint по-английски стало синонимом чертежа. Хотя это копия чертежа.
Какой «в америке», на!
Синька в СССР обозначала отнюдь не пьянку.
Так сейчас еще фоточки печатают
Видали бы вы чертежи- на тканевой основе с гуттаперчевом покрытием.
Изучаю их каждый глобал вайп
Ответ на пост «Учителя, рассказавшего о зарплате, обвиняют в экстремизме»
Я доказал, что нельзя выжить на зарплату учителя, и меня обвинили в экстремизме.
Я тот самый преподаватель, кандидат наук, который стал бороться за повышение окладов врачей и учителей. Чтобы привлечь внимание к тому, как на самом деле живут учителя, я поставил эксперимент и стал жить на одну зарплату простого кандидата наук. Отработав месяц с голосовой нагрузкой в 7 уроков в день, я получил 14.600 на руки. На питание, проживание и лечение служебной собаки МВД выделяется примерно 14.000 рублей. Как Вы видите, государство очень ценит кандидатов наук. Государство очень ценит врачей. Государство очень ценит учителей.
Есть городские учителя, у которых нет огорода, поэтому я перестал есть продукты, выращенные самостоятельно.
Чтобы не было сомнений, Прикрепляю свой расчетный листок за октябрь.
Я объявил о начале эксперимента 23 ноября. Уже на следующий день, 24 ноября, началась подготовка к обвинению в экстремизме. Меня обвинили в пропаганде фашизма за фотографию к антифашистской статье, написанной два года назад.
Повторю, на следующий день после начала эксперимента по попытке выжить на зарплату учителя, на меня поступил донос, и меня объявили экстремистом за фотографию к антифашистской статье. Статью я написал в 2020 году, когда появились люди, поддерживающие осквернение могил. Дело в том, что пока меня не было, могилу моего деда разрушили и сделали на этом месте карьер по добыче песка. Кости моих предков и сотен жителей хутора не эксгумировали и фактически выбросили на дороги. Скриншот поста
Отмечу, что уже давно действует закон, который разрешает показывать свастику, если при этом нет пропаганды фашизма. По распоряжению Путина законы изменили, и теперь людей не сажают за постер фильма «17 мгновений весны», не обвиняют в экстремизме за фотографии с Парада Победы. Не отправляют к террористам и за снимок с приветствиями фашистов или за фотографии могил, оскверненных свастиками.
Уже давно правоохранители выясняют не сам факт размещения фотографии со свастикой, а причину, по которой она размещена. Контекст. Смысл. Ведь иначе потенциальными правонарушителями становятся музеи, фронтовые фотографы, актеры, дипломаты, политики, историки, журналисты, блогеры, авторы школьных учебников, учителя!
Об этом знают все, кроме «курских борцов» с экстремизмом. Я не верю, что юрист не слышал про такое понятие как «субъективная сторона» (цель размещения фотографии). Я не верю, что они не слышали об изменения в законодательстве. Что это: профнепригодность или желание посадить человека, требующего повысить оклады? Мы можем только догадываться.
Чем опасен мой эксперимент? Почему последовала такая жесткая реакция – попытка обвинить антифашиста в пропаганде фашизма?
В Курской области на каждого учителя выделяется по 32 тысячи, а на каждого врача, кажется, по 56 тысяч. Но гарантированные оклады чаще всего меньше МРОТ. У меня оклад чуть больше 9 тысяч. Видел высказывания врачей, у которых оклад составляет 5 тысяч рублей.
Нам гарантирован только МРОТ. Все остальное – милость администрации, которая локальными актами распределяет средства так, как посчитают нужным. На вопрос к бухгалтерии «Почему так мало?», поступает однотипный ответ – «У нас директор определяет, сколько кому выдавать, а мы просто рассчитываем».
Итак, 23 ноября я начал эксперимент.
Я попытался прожить на одну зарплату, не пользуясь самостоятельно выращенными продуктами.
Как вы можете видеть по моему упитанному лицу, я не умираю с голода. Сад, огород, хозяйство и каждодневная работа помогают вкусно питаться, но вот уже покупка новых штанов становится сложностью.
Ученые считают, что одна 19-часовая ставка учителя, с учетом дополнительных обязанностей, равна 8-часовому дню. 1,3 ставки – это 4 урока ежедневно и всего 10 часов каждодневной работы.
Я отработал октябрь с фактической нагрузкой в две ставки: каждый день по 7 уроков голосовой нагрузки. С учетом дополнительных работ – 16 часов в сутки.
Учителя сильные, учителя выдержат.
Но моя зарплата за месяц составила 14.600 рублей на руки. На питание, проживание и лечение служебной собаки МВД выделяется 14.000 рублей. Государство очень ценит кандидатов наук.
Уровень абсолютной нищеты в России по данным ООН – это жизнь, когда человек каждый день тратит 5,5 долларов США. По сегодняшнему курсу это 405 рублей. У меня оставалось 480: я богаче абсолютного нищего.
Но учитель не просто выживает, он должен соответствовать определенным требованиям.
Давайте вместе считать траты учителя.
Ситуация поменялась, поэтому цифры обновились.
Я заплатил налоги – 5,1 т.р (полторы тысячи потом вернули; оказалось, они ошиблись при начислении).
Отложил деньги на оплату света и газа – это 2.300.
Потом подсчитал количество бензина, необходимого для поездки на работу. 10 километров до работы x на 22 рабочих дня. Получается, что нужно 55 литров бензина, а это 4.100 рублей. Траты выросли, так как нас вернули на очный формат работы.
Я получил 14.600, обязательных для преподавателя трат – 11.160 рублей.
Остается 3.440 рублей на месяц, чтобы жить, питаться, покупать одежду и обувь, купить мыло, шампунь, бритву и одеколон, подстричься, сходить в кино и театр, отложить деньги на летний отдых и благотворительность.
Сумма обязательных расходов составила 14.980р, и она превысила доход обычного кандидата наук, отработавшего месяц с фактической нагрузкой в две ставки (34 часа). Напомню, предельно допустимая для учителей нагрузка – 36 часов в неделю.
Педагоги знают, что это невыносимо много: люди очень быстро выгорают, начинают болеть, покидать профессию.
По подсчетам РАНХиГС в России уже не хватает 250 тысяч учителей. Правительство говорит о том, что пора завозить «гастарбайтеров» из ближневосточных стран, чтобы они работали врачами и учителями.
Правительство не хочет повышать оклады, чтобы вернуть людей в профессию.
Эксперимент показал, что в Курской области невозможно прожить на гарантированную законом зарплату обычного кандидата наук.
Я должен идти на поклон к микрофинансовым грабителям и просить денег на еду. Я должен надеяться, что в следующем месяце моя зарплата будет больше.
«Надежды юношей питают, отраду старцам придают».
Я еще не потерял надежду.
Но МВД уже объявило меня экстремистом.