Что такое черный омут
Сказка «Черный омут»
Сказка А.Волкова «Черный Омут» учит ребят никогда не отчаиваться, верить в свои силы и бороться со своими страхами.
Жил в лесу зайчик и всего на свете боялся. И так ему надоела такая жизнь, что решил он пойти к Черному Омуту и броситься в воду. Но Омут предложил зайцу не спешить, а попробовать жить без страха. И с этого момента жизнь зайца совершенно изменилась.
Поможем улучшить оценки по школьной программе, подготовиться к контрольным и понять предмет!
Черный омут
Жил-был Заяц в лесу и всего боялся.
Боялся Волка, боялся Лису, боялся Филина.
И даже куста осеннего, когда с него осыпались листья,— боялся.
Пришел Заяц к Черному Омуту.
— Черный Омут,— говорит,— я в тебя брошусь и утону: надоело мне всех бояться!
— Не делай этого, Заяц! Утонуть всегда успеешь.
А ты лучше иди и не бойся!
— Как это? — удивился Заяц.
— А так. Чего тебе бояться, если ты уже ко мне приходил, утонуть решился? Иди — и не бойся!
Пошел Заяц по дороге, встретил Волка.
— Вот кого я сейчас съем! — обрадовался Волк.
А Заяц идет себе, посвистывает.
— Ты почему меня не боишься? Почему не бежишь? — крикнул Волк.
— А что мне тебя бояться? — говорит Заяц.— Я у Черного Омута был. Чего мне тебя, серого, бояться?
Удивился Волк, поджал хвост, задумался. Встретил Заяц Лису.
— А-а-а. — разулыбалась Лиса.— Парная зайчатинка топает! Иди— ка сюда, ушастенький, я тебя съем.
Но Заяц прошел, даже головы не повернул.
— Я у Черного Омута,— говорит,— был, серого Волка не испугался,— уж не тебя ли мне, рыжая, бояться.
Сидит Заяц на деньке посреди поляны; пришел к нему пешком важный Филин в меховых сапожках.
— Сидишь? — спросил Филин.
— Боялся бы — не сидел.
— А что такой важный стал? Или охрабрел к ночи-то?
— Я у Черного Омута был серого Волка не побоялся, мимо Лисы прошел — не заметил, а про тебя, старая птица, и думать не хочу.
— Ты уходи из нашего леса, Заяц,— подумав, сказал Филин. — Глядя на тебя, все зайцы такими станут.
— Не станут,— сказал Заяц,— все-то…
Пришла осень. Листья сыплются…
Сидит Заяц под кустом, дрожит, сам думает:
«Волка серого не боюсь. Лисы красной — ни капельки. Филина мохноногого — и подавно, а вот когда листья шуршат и осыпаются — страшно мне…»
Пришел к Черном Омуту, спросил:
— Почему, когда листья сыплются, страшно мне?
— Это не листья сыплются — это время шуршит,— сказал Черный Омут,— а мы — слушаем. Всем страшно.
Тут снег выпал. Заяц по снегу бегает, никого не боится.
Тема урока: С.Козлов «Черный омут»
Оформление доски: СЕРГЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ КОЗЛОВ (р. 1939г.) (портрет писателя)
“Правда, мы будем всегда?”
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
Пересказ сказки “Два козлика”
У. Покажите позой взглядом, что вы готовы слушать.
Оцените пересказ. (Выразительность, правильность, актёрское мастерство)
У. Что такое сказка?
(Вид занимательного устного повествования с фантастическим замыслом, с необычным, но вполне законченным сюжетом, в котором добро обязательно побеждает зло.)
Какие бывают сказки?
Чему учит нас сказка?
(Сказка помогает нам жить, учит добру, видеть прекрасное, ненавидеть зло; учит тому, каким должен быть человек,)
2. Организационно-мотивационный этап.
Учитель включает аудиозапись песни “Я на солнышке лежу”
Учитель. Почему сейчас прозвучала эта песня?
Дети. Мы сегодня будем читать произведение С.Козлова, автора строк этой песни.
У. Да, сегодня мы продолжим знакомство со сказками С.Г. Козлова.
Сначала появились знаменитые “Львёнок и Черепаха” и не менее знаменитая песенка “Я на солнышке лежу”. Затем возникли Ёжик, Заяц и Черепаха, сказки о которых можно отнести к лучшим произведениям С.Г. Козлова.
— С какими сказками этого автора мы уже знакомы?
Дети перечисляют сказки, названия которых записаны на доске.
У. Давайте подумаем, для чего автор нашего учебника включила в него сказки С.Г. Козлова?
Д. Чтобы мы познакомились с творчеством С.Г. Козлова, знали его сказки.
У. Да, все мы видели мультфильмы “Ёжик в тумане”, “Львёнок и Черепаха”, а по чьим произведениям созданы эти м/ф, мы не знаем. Да и при чтении сказку мы воспринимаем совсем по-иному.
Сказка мудростью богата,
Скажем сказке: “Приходи!”
Это присказка, ребята,
Сказка будет впереди.
— Итак, сегодня на уроке гостьей будет сказка С.Г. Козлова “Чёрный Омут”.
3. Подготовка к восприятию.
а) У. Кто знает, что такое омут?
У. В толковом словаре так даётся объяснение слову омут.
Омут – глубокая яма на дне реки или озера. (Поэтому вода в этом месте кажется чёрной.)
Судя по названию, о чём пойдёт речь в сказке?
Дети высказывают свои предположения.
У. После чтения сказки посмотрим, оправдались ли ваши предположения.
б) Словарная работа.
1. Читай сначала по слогам, затем – целыми словами.
ПО-СВИ-СТЫ-ВА-ЕТ — ПОСВИСТЫВАЕТ РАЗ-УЛЫ-БА-ЛАСЬ — РАЗУЛЫБАЛАСЬ ЗАЙ-ЧА-ТИН-КА — ЗАЙЧАТИНКА У-ШАС-ТЕНЬ-КИЙ — УШАСТЕНЬКИЙ О-СЫ-ПА-ЮТ-СЯ — ОСЫПАЮТСЯ
2. Читай целыми словами.
4. Чтение и анализ сказки.
Сказку читают хорошо читающие дети.
У. Кто был близок к истине, когда предположил, о чём пойдёт речь в сказке?
К какому виду сказок вы отнесёте ту сказку? Почему?
— Кто герои этой сказки?
(Кроме традиционных фольклорных персонажей: Зайца, Лисы, Волка и Филина, есть и оригинальный герой – Чёрный Омут. Вот почему слово Омут написано везде в сказке с заглавной буквы.)
У. Почему Заяц пришёл к Чёрному Омуту?
Д. Ему надоело всех бояться и он решил броситься в Чёрный Омут и утонуть.
У. Зачитайте 1-ый абзац и посчитайте, сколько раз повторяется опорный глагол БОЯТЬСЯ?
У. Можно ли его состояние назвать отчаянием? Объясните, почему вы так думаете?
(Отчаяние – состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности.)
У. Как подействовали слова Чёрного Омута на Зайца?
(Заяц “охрабрел”. Опорный глагол приобретает частицу “не” и превращается в антоним, который повторяется дальше, заменяясь синонимами: не испугался, охрабрел.)
У. Докажите, опираясь на текст, что Заяц “охрабрел”?
Дети перечитывают слова Зайца, адресованные Волку, Лисе, Филину. При чтении постараться передать настроение персонажей.
У. Переступивший черту отчаяния, Заяц смело идёт навстречу Лисе, Волку, беседует с Филином. Он осознаёт, что “не каждому Зайцу дано у Чёрного Омута побывать”.
У. Что вы можете сказать о характерах Лисы, Волка и Филина в этой сказке? Докажите своё мнение, используя слова из текста.
Д. Туповатый, прямолинейный Волк, встретив Зайца, “обрадовался”, “крикнул”; хитрая Лиса “разулыбалась; Важный Филин, “подумав, сказал”.
У. Интересно, как герои сказки называют друг друга. Лиса Зайца: “парная зайчатинка”, “ушастенький”; Заяц Лису: “рыжая”; Заяц Филина “старая птица”, “филин мохнатый”. В этих словах проявляется отношение персонажей друг к другу.
У. Почему Филин говорит Зайцу: “Ты уходи из нашего лесу…”
Д. “Глядя на тебя, все зайцы такими станут”
У. Прав ли Заяц, когда отвечает на слова Филина: “Не станут. Не каждому Зайцу дано у Чёрного Омута побывать…” Почему?
У. Почему осенью Заяц опять, сидя под кустом, дрожит? Найдите и прочитайте ответ в тексте сказки.
Д. “Листья шуршат и осыпаются – страшно мне”.
У. Как Чёрный Омут ответил на вопрос Зайца? Прочитайте слова Чёрного Омута вслух и прислушайтесь, какой звук повторяется?
У. Что помогает читателям представить повторяющийся звук /ш/?
Д. Шуршание листьев.
У. Как называется такой приём в литературе?
У. Как вы понимаете слова Чёрного Омута о шуршании времени? Почему Омут говорит: “…время шуршит, а мы слушаем. Всем страшно”.
Д. Время быстротечно. Его невозможно остановить. А с другой стороны, утверждает, что на смену старому (прожитому) придёт новое, жизнь продолжится.
У. Как вы думаете, почему слова Чёрного Омута опять успокоили Зайца?
Д. Сознание того, что все окружающие испытывают те же чувства, вселяет большую уверенность.
У. Встречались ли вам размышления о времени в других сказках С. Козлова? Каких?
Д. В сказке “Правда, мы будем всегда?”
У. Найдите и зачитайте в задании 10 (с. 114) слова из этой сказки.
Дети зачитывают слова и приводят примеры из книг, из жизни, говорящие о том, что ничто не проходит бесследно, на смену одному приходит что-то другое, жизнь не кончается.
У. Кого мы называем мудрым?
Д. Обладающий большим умом.
У. Можно ли назвать Чёрный Омут мудрым? Как вы будете читать слова этого персонажа сказки?
У. Чему нас учит сказка С. Козлова? Какие житейские мудрости раскрывает автор?
Д. Через сказочный сюжет автор раскрывает нам такие житейские мудрости: отчаявшись, можно переступить ту черту, которая оставляет за собой страх; зная причину страха, легче его преодолеть; не стоит бояться и “шуршания времени”, т. к. ничто не проходит бесследно, жизнь не кончается.
6. Домашнее задание.
Пересказ сказки по картинному плану (с. 114); тетрадь – нарисовать сказочный Чёрный Омут (с. 77)
7. Рефлексивно-оценочный этап.
Дети оценивают свою работу, ставя баллы на карточке.
Сергей Козлов — Черный омут: Сказка
Жил-был Заяц в лесу и всего боялся. Боялся Волка, боялся Лису, боялся Филина. И даже куста осеннего, когда с него осыпались листья,— боялся.
Пришел Заяц к Черному Омуту.
— Черный Омут,— говорит,— я в тебя брошусь и утону: надоело мне всех бояться!
— Не делай этого, Заяц! Утонуть всегда успеешь.
А ты лучше иди и не бойся!
— Как это? — удивился Заяц.
— А так. Чего тебе бояться, если ты уже ко мне приходил, утонуть решился? Иди — и не бойся!
Пошел Заяц по дороге, встретил Волка.
— Вот кого я сейчас съем! — обрадовался Волк.
А Заяц идет себе, посвистывает.
— Ты почему меня не боишься? Почему не бежишь? — крикнул Волк.
— А что мне тебя бояться? — говорит Заяц.— Я у Черного
Омута был. Чего мне тебя, серого, бояться?
Удивился Волк, поджал хвост, задумался. Встретил Заяц Лису.
— А-а-а. — разулыбалась Лиса.— Парная зайчатинка топает! Иди— ка сюда, ушастенький, я тебя съем.
Но Заяц прошел, даже головы не повернул.
— Я у Черного Омута,— говорит,— был, серого Волка не испугался,— уж не тебя ли мне, рыжая, бояться.
Сидит Заяц на деньке посреди поляны; пришел к нему пешком важный Филин в меховых сапожках.
— Сидишь? — спросил Филин.
— Боялся бы — не сидел.
— А что такой важный стал? Или охрабрел к ночи-то?
— Я у Черного Омута был серого Волка не побоялся, мимо Лисы прошел — не заметил, а про тебя, старая птица, и думать не хочу.
— Ты уходи из нашего леса, Заяц,— подумав, сказал Филин. — Глядя на тебя, все зайцы такими станут.
— Не станут,— сказал Заяц,— все-то…
Пришла осень. Листья сыплются…
Сидит Заяц под кустом, дрожит, сам думает:
«Волка серого не боюсь. Лисы красной — ни капельки. Филина мохноногого — и подавно, а вот когда листья шуршат и осыпаются — страшно мне…»
Пришел к Черном Омуту, спросил:
— Почему, когда листья сыплются, страшно мне?
— Это не листья сыплются — это время шуршит,— сказал Черный Омут,— а мы — слушаем. Всем страшно.
Тут снег выпал. Заяц по снегу бегает, никого не боится.
Урок литературного чтения во 2 классе по сказке С. Козлова «Черный омут»
Ольга Прудникова
Урок литературного чтения во 2 классе по сказке С. Козлова «Черный омут»
Задачи:
• овладение и использование разных форм соорганизации;
• овладение умениями слышать и слушать друг друга;
• овладение умениями наблюдать за изменениями настроения и сопереживать героям произведения,
• овладение умениями выстраивать свои версии, оформляя их в форме синквейна.
• овладение умениями анализировать текст;
• овладение умениями выразительно читать текст;
Ход урока.
1 этап: эмоциональное погружение с использованием приема «актуализация личного опыта».
У: «Сегодня мы с вами будем читать одну необычную сказку, но сначала отгадайте слово, которое я загадала (на доске записано зашифрованное слово):
— Зачеркните мысленно все повторяющиеся буквы, и вы узнаете это слово.
У: «Да верно, именно это слово я и загадала. А что вы больше всего боитесь?»
• Я боюсь потерять близких;
• Мне страшно оставаться одной и т. д.»
У: «А я, ребята, тоже боюсь темноты, даже до сих пор, если остаюсь дома одна, то сплю только со светом. Так что у каждого человека есть свой страх.
У: «А что такое омут, как вы думаете?»
Д: Омут – это что-то страшное…
• Это какая-то темнота, холод…
• Омут – это зверь большой…
• Это,наверное, какой-то монстр…
У: «А на самом деле, омут – это глубокое место в реке, озере. Вода в омуте темная, глубокая, и люди, чаще всего, обходят такие места, боятся их.
Называют омут черным, так как место страшное».
Д: «И нам было страшно от этого слова»
2 этап: разворачивание темы с использованием приемов «прогнозирование», наблюдение за настроением, чтение по ролям.
У: «А сегодня мы будем читать сказку С. Козлова «Черный омут»
Как вы думаете, о чем эта сказка?»
Д: Мне кажется, что эта сказка будет о страхе…
• А мне кажется, что эта сказка о месте, где будут пропадать люди…
• В этой сказке, наверное, будет что-то темное, неприятное…
У: «Давайте, познакомимся с этой сказкой»
(Раздаю тексты, напечатанные на листах. Сказка без последних слов Черного Омута)
У: «Понравилась сказка? Чем?»
Д: Сказка понравилась тем, что Черный Омут помог зайцу преодолеть страхи;
• Мне понравилось, что Заяц не побоялся самых страшных зверей леса;
• А мне понравилось, как Волк и лиса удивлялись, что Заяц их не побоялся…
У: «Почему автор, дал сказке такое название: «Черный Омут»?»
Д: «Я думаю потому, что Черный Омут помог зайцу…
• А я думаю, такое название потому, что ничего страшнее черного Омута нет…
У: «А как вы представляете себе этого сказочного Черного Омута?»
Д: «Я его представляю в виде мутного человека…
• А я представляю место водяное, а вокруг этого места черный круг…
• Я тоже представляю озеро, но вода там меняется: то светлая, то темная…»
3 этап : Использование групповой формы работы, представление результатов работы групп.
У: «А давайте, эту сказку почитаем по ролям».
Найдите отрывок, где Заяц первый раз пришел к Омуту, отметьте его.
Какое настроение у Зайца было?»
Д: «Грустное унылое, испуганное, дрожащее.
Читать будем грустно».
У: «А как читать слова Омута?»
Д: «Громко, раскатисто, как бы растягивая слова».
У: «Давайте попробуем. Кто будет читать слова Омута, а кто Зайца?»
(выбираем первую пару, дети читают).
У: «Что вы можете сказать о чтении ребят?»
Д: «Мне кажется, что ребятам не удалось прочитать так, как мы говорили.
Трудно представить героев после такого прочтения, так как выразительности не было»
У: «Давайте попробуем еще раз, но уже с учетом всех настроений».
(читает другая пара)
Д: «Вот теперь ребята очень хорошо прочитали. Им удалось передать настроение героев».
У: «А теперь найдем второй отрывок встречи Зайца с Волком.
Какое настроение у Зайца теперь и как должен говорить Волк?»
Д: «Теперь у Зайца настроение веселое, он смелый, уверенный.
Волк грубый, читать надо громко».
У: «Прочитайте в парах и подготовьтесь».
(дети читают в парах, но сначала распределяют роли)
Спрашиваю несколько пар, затем дети высказывают свое мнение о выразительности и правильности пар.
Затем по отрывкам встречи с Лисой и Филиным работа выстраивается аналогично.
У: «Ребята, а вы когда читали сказку, ничего интересно, необычного не заметили?»
Д: «Да, как можно бояться шелеста листьев!
У: «Совершенно верно, сказка не окончена.
Я предлагаю закончить эту сказку.
Что же сказал Черный Омут Зайцу?
Работать вы будете по группам, а затем мы послушаем концовку каждой группы. Согласны?»
(Ребята работают в группах на тех же листах, где распечатан текст)
Дети показывают готовность. Начинаем выслушивать результаты работы групп.
1 группа: Черный Омут сказал: «Заяц, у всех есть хоть один страх на всю жизнь. Вот у тебя этот страх остался».
2 группа: Черный Омут: «Иди, Заяц и преодолей свой страх и ко мне больше не приходи».
3 группа: Черный Омут ответил Зайцу пословицей: «У страха глаза велики, ты не видишь этот шорох, а только слышишь, вот поэтому тебе и страшно».
4 этап: Использование приема «сопоставления собственной версии с авторской. »
У: «Молодцы, ребята, интересные версии. А хотите узнать, чем на самом деле закончилась сказка, что же все-таки сказал Черный Омут Зайцу?»
(читаю концовку сказки по учебнику)
У: «Пришел к Черному Омуту, спросил:
-Почему когда листья сыплются, страшно мне?
Тут снег выпал. Заяц по снегу бегает, никого не боится.»
У: «Про что же сказал Черный Омут?»
Д: «Черный Омут говорил о времени, что это не листья шуршат, а время идет.»
У: «Попробуйте дома составить синквейн к слову ВРЕМЯ и с прочтения ваших работ мы начнем следующий урок.
5 этап : составление синквейнов (индивидуальная письменная рефлексия).
Литературное чтение 2 класс. С. Козлов «Черный Омут»(2 урок)
Урок начинается с прочтения детских версий (синквейнов) на понимание слова ВРЕМЯ.
У: «С какой сказкой мы работали на прошлом уроке?»
Д: «Сказка С. Козлова «Черный Омут»
У: «Как мы завершили прошлый урок?»
Д: «Вы нам задали к слову ВРЕМЯ составить синквейн».
У: «А почему именно к этому слову?»
Д: «Потому, что слова Черного Омута последние заканчивались тем, что он сказал Зайцу: «Это время идет…»
У: «Давайте послушаем друг друга».
(дети заканчивают синквейны):
Время – тикающие, тихое, громкое, идут,стоят. У нас бегут минуты, секунды.
Время – утреннее, ночное. Идет, показывает. Сутки была у бабули в деревне. Час.
Время – утреннее, вечернее. Бежит, течет. Детям пора идти в школу. Река.
Время – умное, быстрое. Тикает, бежит. Как хорошо звенят часики. Времена.
Время – долгое, медленное. Идет, тикает. Бежит мальчик по дороге. Минуты.
Время – медленное, быстрое. Бежит стоит, шуршит. У меня еcть будильник Жизнь.
Использование приема «актуализация личного опыта».
У: «Спасибо, интересные работы.
Ребята, скажите, а вы боитесь времени и почему?»
Д: «Мне страшно, потому что время шуршит.
Время может остановиться, а это страшно.
Я боюсь, когда в лес хожу, так как время там как будто остановилось.
У: «А нужно ли бояться, что время улетает, как осенние листья?»
Д: «Да, нужно бояться, так как время улетает…
Да нужно, бояться по многим причинам:
1. Быстрее взрослеешь и этого хочется, но потом хочешь снова быть маленьким.
2. Многие маленькие не хотят взрослеть и поэтому боятся времени.
У: «Вы знаете, а я тоже боюсь времени. Когда была маленькой этого страха не было, а наоборот быстрей бы время шло, хочу вырасти, делать что хочешь… А сейчас время для меня так быстро идет: Не успела оглянуться уже сын взрослый, первые морщинки, первые седые волосы…»
Д: «А мне кажется, что времени бояться не надо, время лечит. Страшное проходит и все забывается.
Можно всю жизнь провести весело, интересно так, что на время не будешь обращать внимания.
Я согласен с Мадиной, но еще мы все равно возвращаемся в эту жизнь обратно: деревом, цветком, животным.
Детям предоставляется право выбора работать с собственным словом и выбор способа соорганизации: пара, группа, самостоятельно.
У: «Ребята, а вот если бы я сейчас вам предложила составить синквейн, к какому слову вы бы его составили?»
Д: «Страх, ночь, Черный Омут, листья, опять о времени, куст, Вечерний страх, жизнь.
У: «Выбирайте свое слово и составьте, пожалуйста, свой синквейн.
(ребята работают по одному, а кто-то в паре (по желанию)
Жизнь – быстрая, медленная. Проходит, бежит, течет. Моя бабушка долго живет. Тьма.
Листья – желтые, красные. Шуршат, осыпаются. Осыпаются листья на большую землю. Осень.
Жизнь – медленная, быстрая. Бежит, думает, учит. У меня очень хорошая семья. Мир.
Жизнь – короткая, длинная. Идет, заканчивается, начинается. Все люди когда-нибудь умирают. Тьма.
Жизнь – длинное, медленное. Идет, идет, проходит, продолжается. Мне нравится мое время. Мир.
У: «Спасибо, очень интересно и уже синквены правильные.
С каким текстом хотели бы поработать на следующем уроке?»
Д: «Русалочка, потому что там много интересного и есть над чем подумать.»
Комментарий.
Для меня, как для педагога, очень важно создать условия, поле активной деятельности, в котором нашли бы свое отражение чувства ребенка.
На мой взгляд, именно через сказку чувства ребенка будут востребованы в полной мере.
Я не одинока в своем мнении. Например, В. А. Сухомлинский считал, что в сказке ребенок черпает первое представления о добре и зле. Через сказку ребенок сам может выразить свое отношение к окружающему. В сказках дети переживают очень горячо за своих героев, делятся с ними своими мыслями, рассказывают то, что их больше всего волнует.
Очень часто обращается к сказке Ш. Амонашвили. Он считает, что сказки нужны как воздух, потому что через сказки умные, мудрые, дети постигают правду жизни.
Структура урока эмоционального погружения в работе со сказкой.
Сама совместная деятельность на таких занятиях разворачивалась следующим образом.
1 этап – эмоциональное погружение. Это первоначальный этап, на котором очень важно – это создание комфортных условий для дальнейшей работы на уроке, а так же завлечь детей в какое – то совместное дело, путешествие и т. д.
2 этап – восприятие сказочно – жизненной ситуации. На этом этапе на знакомые ситуации мы пытаемся посмотреть с другой стороны или как бы изнутри. Здесь хорошо развивается наблюдательность, воображение, фантазия.
3 этап – сопереживание, сопричастие, сочувствие. На этом этапе мы учимся понимать друг друга, понимать свои чувства, понимать про то, что с нами и другими происходит, и говорить об этом.
4 этап – нравственный урок, извлекаемый из совместного проживания жизненной ситуации. Этот этап я стараюсь на каждом занятии, т. к. считаю, что с каждого урока дети должны уносить что – то умное, доброе, вечное. И в наш век дети должны хорошо разбирать, где добро, а где зло и именно сказка поможет нам в этом.
На уроках эмоционального погружения происходит актуализация, разворачивание, истолкование опыта впечатлений и переживаний участников совместной деятельности, когда педагог актуализирует, порождает, обогащает, оформляет этот опыт, а ребенок проживает, осознает, истолковывает, фиксирует свои впечатления и переживания
Итак, уроки эмоционального погружения способствуют развитию «эмоционального интеллекта», что помогает педагогу создавать в классе дружескую атмосферу, то есть атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и с учителем, облегчая тем самым процесс совместного обучения.
Интегрированный урок окружающего мира и литературного чтения в 3 классе «Матушка-кормилица почва» Новостроевская средняя школа Конспект открытого интегрированного урока по окружающему миру и литературному чтению 3 «а» класс.
Конспект урока литературного чтения во втором классе «Казахская народная сказка «Лиса и муравей» Урок литературного чтения во 2 классе. Тема урока: Лиса и муравей. Казахская народная сказка. Цель: формировать понятия «народная сказка»,.
Конспект урока литературного чтения во втором классе «Лисичка со скалочкой» (русская народная сказка) Тема: Лисичка со скалочкой (русская народная сказка) Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний Цель урока: познакомить учащихся.
Методическая разработка конспекта урока литературного чтения в 3 классе «С. Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»» Тип учебного материала: Методическая разработка урока литературного чтения в условиях реализации ФГОС в 3 классе по теме: «С. Я. Маршак.
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе (УМК «Перспектива») ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА литературного чтения Тип урока: Урок открытия нового знания Тема: Былины. Особенности былинных текстов. Устное сочинение.
Конспект открытого урока литературного чтения по рассказу А. П. Гайдара «Совесть» во 2 классе по УМК «Планета знаний» Конспект открытого урока литературного чтения Автор Савенко Вера Николаевна Тема А. П. Гайдар «Совесть» 2 класс УМК «Планета знаний». Цели.
Урок литературного чтения во 2 классе «Творчество В. Л. Дурова» Цель: познакомить учащихся с творчеством писателя и его произведением. Задачи: 1. Познакомить с творчеством писателя, 2. Развивать навык.
Урок литературного чтения во втором классе «Произведения о животных» Цель: продолжить знакомство с произведениями о животных. Задачи: 1. Познакомить с рассказом В. В. Бианки “Плавунчик”. 2. Развивать навык.
Урок литературного слушания в 1 классе. Рассказ Л. Пантелеева «Буква «Ты» УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО СЛУШАНИЯ «Л. ПАНТЕЛЕЕВ «БУКВА „ТЫ”»» (ШКОЛА 21 ВЕКА) УЧИТЕЛЬ ЧЕРНИКОВА Н. В. Тип урока: урок первичного предъявления.