Что такое человек у ницше
Человек и сверхчеловек (Фридрих Ницше)
Другим известным представителем философии жизни был немецкий мыслитель Фридрих Ницше. Его идеи, с одной стороны, очень сходны с воззрениями Шопенгауэра. Мир представляет собой, говорит Ницше, не разумную упорядоченность и вечную целесообразность, а беспорядок и сплошную случайность, потому что в основе его лежит не разум, а воля. Мироздание – это не гармония, как считал Гегель, а хаос, в котором нет ничего устойчивого, определенного и истинного. В этом хаосе не на что ориентироваться и не на что опереться, в нем отсутствуют какие-либо нормы, правила или законы. А это значит, что жить и действовать в нем можно как угодно. Никто ничем не связан и не ограничен, никто никому ничего не должен, ничем не обязан и поэтому волен делать все, что ему заблагорассудится. Если нет ничего истинного и все можно, значит, все дозволено, говорит Ницше. Поскольку везде и во всем находится не разум, а воля, то и человек тоже характеризуется ею. Ницше называет ее волей к власти. Однако этот термин надо понимать не в узком смысле – как желание командовать или властвовать, а в широком – как волю к силе, могуществу, как волю к полноценной, мощной, яростной жизни. В этом пункте заключается главное отличие идей Ницше от взглядов Шопенгауэра. Если Шопенгауэр считал волю к жизни нашей главной бедой, приносящей только страдания, и призывал ее уничтожить, то Ницше, наоборот, говорил, что воля к жизни (или к власти) – это единственная возможная истина в мировом хаосе, несомненное благо и поэтому ее надо всячески поощрять, развивать, взращивать и лелеять. Надо не гасить, как предлагал Шопенгауэр, а раздувать изо всех сил нашу волю до максимальных пределов, делать пламя жизни как можно ярче и интенсивнее. Чем сильнее воля к власти, тем полноценнее и значительнее наша жизнь, тем больше она собой что-либо представляет. Жизнь, полная приключений и опасностей, борьбы и напряжения, азарта и риска, отваги и мужества, ярости и агрессии, страданий и стойкости, закаляет человека, увеличивает его волю, делает его сильным и независимым, гордым и самодостаточным. Он никого не будет ни о чем просить, никого не станет бояться, но превратится в господина собственной судьбы и сможет властвовать над другими; он сделает все, что захочет, возьмет у жизни все, что ему потребуется. Конечно же, ни угрызений совести, ни раскаяний он не сможет испытать. Чувства вины и сострадания ему чужды. Он не понимает, что такое добро и зло, что можно и нельзя. Он считает, что можно все, на что человек способен. Он полагает хорошим то, что укрепляет волю к власти и вытекает из силы, он видит пороком все, что следует из слабости.
Для такого человека добро и зло – это пустые выдумки, которые сочинили слабые, чтобы сдержать произвол и агрессию сильных. Надо, говорит Ницше, встать по ту сторону добра и зла, то есть пересмотреть и переоценить все ценности, идеалы, правила и нормы. Следует понять, что никаких правил и норм нет, а вернее, есть только одно правило или закон – сила: если ты силен – делай все, что хочешь, а если слаб – уйди с дороги и уступи жизненное пространство сильному.
Нынешний человек, с точки зрения Ницше, слаб, малодушен, никчемен. Он ничего не может и ни на что не способен. Пытаясь замаскировать свое ничтожество, он говорит о сострадании, справедливости, равенстве людей и тому подобных вещах. Идеал Фридриха Ницше – сверхчеловек или, как он говорит, «белокурая бестия», который дерзко и независимо идет по жизни, сокрушая все общепринятые установления, вековые привычки, взгляды и идеалы. Конечно же, никакого Бога, с точки зрения сверхчеловека, не существует, потому что он сам себе Бог. Религия для него – мораль трусливых и слабых, которые, сами будучи не в состоянии что-либо сделать, просят чего-то у нереального и вымышленного Бога. Эти люди представляют расу рабов. Их философией являются выдумки о справедливости, добре, нравственности и всем прочем того же рода. Таких людей большинство. Им противостоит малочисленная, но в тысячи раз более сильная и совершенная раса господ, философией которых является сила, могущество и воля к власти. Призвание и удел этой расы – господство над всеми остальными, а основное ремесло, конечно же, война.
Сверхчистые идеи Ницше о человеке и обществе
Письмо о сознательном выходе Ницше за пределы разумного.
Ницше в своей философии призывает выйти за пределы разумности, но не вернуться к животной сущности, хотя и об ней не стоит забывать, а пойти дальше в развитии. Если человека держит общество в рамках человечности, то нужно выйти за эти рамки и посмотреть что находится за ними. Чаще всего человек опускается на естественное дно, становясь животным с обостренными инстинктами. Но нужно подняться не только над человеческой, но и над животной сущностью, что заложены в индивида природой. Что может поднять человека над природой и обществом? Это может быть искусство, которое готовит человека к новому сверхчеловечскому положении. Искусство может возвысить на мгновение, но оно не рождает новой сверхчеловечской сущности. Все искусства воздействуют на отдельные органы, совершенствуя их, но остается несовершенным человек в целом. Культура и история создают условия для изменения животной сущности, создавая социальные институты и государство. Социальные и государственные институты ставят такие же рамки для человека как это делает природа. Поэтому необходимо научиться выходить за социальные рамки также как человек смог выходить за естественные пределы. Вначале человек вынужден был тесно взаимодействовать с природой, потом создал государственную машину и стал менее зависим от природных стихий. Теперь человеку нужно создать такие условия, что вывели бы его из под диктата государственной машины и социальных условностей. Но это не должен быть путь ницшеанского Заратустры, который вернулся в лоно природы и жил там до 30 лет. Главному герою Ницше стало понятно, что на фоне природы он сливается с ней, растворяется, исчезает как уникальная сущность. Не рождается новый сверхчеловек как в социальных условиях, так и в естественной среде. Заратустра вернулся к людям, чтобы проповедовать плясунам на канате идею о сверхчеловеке.
Что не так с идеей Ницше о сверхчеловеке
Первое, что приходит на ум, когда мы слышим имя Фридриха Ницше – цитата о бездне или о смерти бога. Второе – идея о сверхчеловеке. Эта концепция немецкого философа была весьма популярна в его время, и сегодня ее также поддерживают многие. Но в ней есть парочка загвоздок.
Сама теория о сверхчеловеке (сразу оговорюсь, что буду рассматривать ее не с биологической, но философской точки зрения) Ницше проходит через все творчество философа, а впервые возникает в произведении «Так говорил Заратустра». Говоря кратко, смысл идеи в том, что человек несовершенен, но надо создать нового сверхчеловека, способного победить низменную природу существ нашего вида. Он должен быть выносливым, волевым и свободным от кого и чего бы то ни было, включая Бога (его место как раз и займет сверхчеловек) и других людей. Это новый смысл существования, венец творения и эволюции.
Как же, по мнению Ницше, обычному человеку перейти в категорию сверхчеловека? Немец считал, что такими титанами могут стать лишь немногие – например те, кто сможет победить в себе мораль, отбросить ее нормы. Нужно помогать не другим людям, но себе. Таким образом, мы видим, что философия Ницше – это в некотором смысле философия анти-Просвещения, обратная его сторона. Тут смешались и богооставленность, и одиночество, и и попрание авторитетов и общепринятых норм. Отменяется понятие объективной истины, у каждого она теперь своя. Это индивидуализм и в то же время разобщенность общества, презрение к обычному, среднестатистическому человеку.
Может, я сейчас напишу дешевую психологическую истину, но, кажется, эта идея – отражение комплексов и затаенных желаний, болезненных амбиций самого Ницше. Некоторые профессора и философы считают Ницше человеком, «придумавшим» весь XX век (и это при том, что умер он в 1900 году). Он был очень образованным человеком, таланты его заметили еще в молодости, при этом с ранних лет он страдал от слабого здоровья – физического и психического. Головные боли и бессонница сопровождались (или же были следствием) периодическими помрачениями рассудка, во время которых Ницше вел себя, мягко говоря, неадекватно. Он вопил, танцевал, испражнялся где ни попадя, пил свою мочу. Бывали у него и приступы мании величия (некоторые утверждают, что именно в такой период он и придумал свою идею о сверхчеловеке). А в окончательное безумие, по словам биографов, он впал, когда увидел избиение лошади. Странно это: сверхчеловеку (или стремящемуся им стать) – и вдруг стало жалко лошадку?
А вот еще мрачный анекдот: Ницше страдал от сифилиса (от него, как вы понимаете, и большинство психических недугов). Человек, похоже, сам поверил в то, что не должен придерживаться норм морали, и пошел вразнос. Сам себе разрешил – сам и отказался.
Сама идея сверхчеловека, безусловно, не может не импонировать: самосовершенствование, независимость и свобода – это прекрасно. Но Ницше доводит ее до такой крайности, что становится жутковато. Сверхчеловек представляется не титаном Просвещения, но самым что ни на есть Гитлером (по крайней мере, каким диктатор был в представлении его обожателей).
Нельзя отрицать, что Ницше – великий философ и мыслитель. Он многое предугадал (разрушение норм и ценностей, кризис рациональности в науке и культуре), а его идеи имеют влияние на умы до сих пор. Но как можно безоговорочно верить человеку, который сам не мог справиться с собой, был от своих идей настолько далек, насколько это вообще возможно? Я восхищаюсь умом этого человека, мне нравятся многие его работы (например, «Рождение трагедии из духа музыки»), но сверхчеловек – нет, не могу принять эту идею, особенно из его уст.
По мнению Ницше, лишь сильнейшие мира сего имеют право на достойное существование. Видимо, сам философ все-таки оказался не из их числа, и проверять на себе идеи человека, который закончил столько печально, лично мне не хочется.
Человек в философии Ф. Ницше
Вы будете перенаправлены на Автор24
Философский проект немецкого мыслителя Фридриха Ницше По данной теме мы уже выполнили реферат Философия истории Ф. Ницше. подробнее носит бессистемный характер. На это влияет метафорический язык и специфический методологический подход к анализу философских проблем (вопросов бытия, познания и морали).
В целом, вся философия Ф. Ницше По данной теме мы уже выполнили реферат реферат по философии подробнее касается антропологической проблематики.
Против Р. Декарта и христианства
Ф. Ницше сторонник имморализма. Имморализм является подходом к этической проблематике, который отрицает всякую мораль. Ницше критикует христианскую мораль. Она, с его точки зрения, делает из человека безвольного раба.
Ницше призывает к переоценке всех ценностей. По мнению Ницше, христианская мораль является проявлением слабости воли и принесения в жертву Богу своей личной свободы. Иными словами, она есть ограничение. Мораль христианства изначально выражала разочарование в мире настоящего и поиск успокоения и вера в будущее.
Христианский концепт любви к ближнему – это ограничитель для сильных духом и волей, которые должны снисходительно относиться к безвольным. Следование сильных заповедям любви христианства – это «воля к смерти», упадку и постепенной деградации. Это мораль «рабов».
Готовые работы на аналогичную тему
Наравне с этим Ф. Ницше говорит и о наличии «морали господ». Она описывается мыслителем с помощью понятий сила и эгоизм. Указанный тип морали присущ для «аристократов духа», которые не смотрят на низкие установки морали и человеколюбия, а устанавливают дистанцию между собой и ими. При этом Ницше говорит о правомерности нарушения морально-нравственных установок высшими.
Сверхчеловек
Взгляды на человека представлены Ф. Ницше не только в теории «новой морали», но и в утверждении рождения нового человека – сверхчеловека.
Но формирование концепции «сверхчеловека» повлияли две идеи:
Концепт «вечного возвращения» в рамках философии Ф. Ницше имеет онтологический характер, посредством него нечто входит в рамки бытия. Мир и человек в нем устроены так, что с неизменностью все приходит вновь. С точки зрения антропологии и морали вечное возвращение проверяет временем выработанные ранее концептуальные установки.
«Смерть Бога» открывает простор для появления сверхчеловека как некой новой онтологически самостоятельной единицы мира. По выражению Ф. Ницше сверхчеловек противостоит человеку на столько, на сколько обезьяна человеку. В образе сверхчеловека немецкий мыслитель видит логический итог эволюции человека как биологического вида.
Человек, по Ницше – это то, что нужно превзойти; человек – это канат, натянутый между животным и человеком над пропастью. Исходя из этого, человек является не цель, а средством, мостом, переходом в будущее. Человек на путях к сверхчеловеку должен себя преодолеть.
Сверхчеловек не утрачивает природные инстинкты, он склонен сам формировать себя. В этом был призыв Ницше за человеческое в человеке. Концепт сверхчеловека имеет тесню связь с теорией морали Ницше.
Идея сверхчеловека противопоставляется идее коллектива. Сверхчеловек индивидуален и эгоистичен. Он ценит только всяческие проявления жизни. Сверхчеловек творец в онтологическом смысле этого слова, т.е. его деятельность может созидать и изменять основы мира.
При всем этом сверхчеловек – это последний человек, который знаменует упадок человечества как такового.
Интересно то, что Ницше называет конкретные примеры «сверхлюдей» из истории: Юлий Цезарь, Чезаре Борджиа и Наполен.
Что такое человек у ницше
В творчестве Ницше выделяется три периода:
1) 1871–1876 гг. («Рождение трагедий из духа музыки», «Несвоевременные размышления»);
2) 1876–1877 гг. («Человеческое, слишком человеческое», «Пестрые мнения и изречения», «Странник и его тень», «Веселая наука») – период разочарований и критичности – «трезвый»;
3) 1887–1889 гг. («Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Сумерки кумиров», «Антихрист», «Ницше против Вагнера»).
Познание для Ницше – это интерпретации, истолкования, тесно связанные с внутренней жизнью человека, он справедливо отмечает, что один и тот же текст допускает многочисленные интерпретации, так как мысль – это знак со множеством смыслов. Чтобы понять вещь, нужно человеческое перевести в природное, поэтому одним из самых важных средств познания и выступает перевод человеческого в природное.
По мнению Ницше, человек – это «болезнь Земли», он мимолетен, он «в своей основе есть нечто ошибочное». Но нужно создать подлинного, нового человека – «сверхчеловека», который давал бы цель, был бы победителем «бытия и ничто» и являлся бы честным, в первую очередь перед самим собой.
Главная проблема человека, его сущности и природы – это проблема его духа.
Согласно Ницше, дух:
– это выносливость;
– отвага и свобода;
– утверждение своей воли.
Главная цель стремлений человека – это не польза, не удовольствия, не истина, не христианский Бог, а жизнь. Жизнь является космичной и биологичной: она воля к власти как принцип мирового бытия и «вечного возвращения». Воля к жизни обязана проявить себя не в жалкой борьбе за существование, а в битве за власть и превосходство, за становление нового человека.
В своем произведении «Так говорил Заратустра» Ницше возвещает о том:
– что человек есть нечто, что должно преодолеть;
– все существа создавали нечто, что выше их;
– люди хотят стать отливом этой великой волны, они готовы вернуться к зверям, чем преодолеть человека.
Настоящее же величие человека в том, что он мост, а не цель. Ницше писал: «Человек – это канат, протянутый между животными и сверхчеловеком».
Ницшевский сверхчеловек – это смысл бытия, соль земли. По его мнению, место умершего Бога займет сверхчеловек. Ницше считает, что идея сверхчеловека как цели, которую надо достичь, возвращает человеку утраченный смысл существования. Сверхчеловек может получиться лишь из поколения аристократов, господ по своей природе, в ком воля к власти не задавлена враждебной ей культурой, из тех, кто способен, объединившись с себе подобными, противостоять большинству, которое не желает ничего знать о подлинном предназначении современных людей.
У Ницше под влиянием физико-космологических изысканий Дюринга сложилась идея вечного возвращения, которая должна компенсировать утраченную вместе с христианством надежду на возможную вечную жизнь за гробом. Если логически следовать этой идее, то люди обречены на вечность, потому что уже живут в вечности. Вечность, по мнению Ницше, совпадает с мгновением.