Что такое частота рации
Радиосвязь в дороге: частота и особенности радиостанций 16:03, 29 октября 2021 Версия для печати
Рация для дальнобойщиков — основной инструмент общения между собой в пути. Там, где не ловят мобильная связь и интернет, проходит и соединяет водителей радиосигнал.
В этой статье рассмотрим, на каких частотах работает рация, разберем понятия каналов и модуляций, расскажем, как выбрать прибор и улучшить его сигнал.
Радиостанция для дальнобойщиков: зачем нужна
Водители грузовиков используют рации для бесплатной связи друг с другом в рейсе. Находясь на трассе вне зоны действия сотовой сети, с помощью радиостанции дальнобойщики могут общаться и задавать вопросы:
Также в эфире можно подать сигнал бедствия в случае поломки или аварии, узнать полезную информацию о том, где лучше заправляться, останавливаться на ночлег и т.п.
При этом канал дальнобойщиков не принято засорять посторонними разговорами — все обсуждаемые вопросы должны быть по делу. Если есть потребность пообщаться с коллегой на отвлеченные темы, можно предложить ему «свернуть выше» или «свернуть ниже», то есть переключиться на соседнюю частоту.
Си-Би и другие диапазоны
CB или Си-Би — это гражданский диапазон радиосвязи, использование которого разрешено без лицензии, диапазон частот около 27 мегагерц. Именно в нем работают автомобильные рации дальнобойщиков, а также аналогичные устройства, например портативные радиостанции.
Существуют и другие частоты — PMR и LPD. Первый диапазон — около 446 мегагерц, второй — 433-434 мегагерц. На этих частотах разрешена работа раций со встроенными антеннами, они применяют для частного использования. На волнах LPD также работают пульты для открывания гаража, автосигнализации и т.д.
Сетки и каналы
Диапазон 27 мегагерц разделен на каналы с шагом в 10 килогерц (например, 26,965, 26,975 и т.д.). Каждому каналу присвоен свой номер — от единицы до 40. Группа из 40 каналов — это сетка. Сетки обозначают латинскими буквами: A, B, C, D, E, F, G. Основной считается сетка С, она начинается с 26,965 мегагерц. Ее 15-у каналу соответствует частота 27,135 мегагерц. В России это частотный диапазон дальнобойщиков. Именно на 15-й канал настроены рации водителей грузовиков.
Сетка с каналами, заканчивающимися на пять, называется на шоферском сленге «Европа (Е)» или «пятерки». Существуют также дополнительные сетки, заканчивающиеся на ноль, — «нули», «Россия (R)» или «Польша (P)». Дальнобойщиками чаще всего сегодня используются «пятерки».
При приобретении устройства обратите внимание, что в радиостанции может быть одна или несколько сеток. Если сетка одна, то, чтобы настроиться на нужную волну, достаточно включить 15-й канал дальнобойщиков. Если сеток три или больше, необходимо найти канал в одной из них. Чтобы не запутаться, новичкам лучше проконсультироваться с продавцом, покупая рацию. Специалист подскажет, как найти частоту дальнобойщика.
Что такое модуляция
Еще одно важное понятие — это модуляция, то есть процесс изменения параметров модулируемого несущего сигнала при помощи модулирующего сигнала. Бывает частотная модуляция (FM), амплитудная (AM), однополосная (SSB). Частотную, например, применяют для передачи звукового сигнала в радиовещании. AM в частности используют для радиосвязи в гражданской авиации. SSB — в ведомственных и военных системах.
Дальность связи при применении FМ и АМ примерно одинаковая. При этом частотная модуляция обеспечивает лучшее качество звука. Однако российскими дальнобойщиками традиционно используется амплитудная модуляция. При покупке рации необходимо уточнить у продавца, поддерживает ли устройство режим AM.
Описание канала
Каждый канал имеет собственную маркировку, содержащую латинский буквы и цифры. Например, описание канала для дальнобойщиков выглядит так: C15EA. Разберем каждый элемент:
C — это название сетки, состоящей из 40 каналов;
15 — номер канала (каналы до 10 могут обозначаться одной или двумя цифрами: 07 или 7);
E — «европейская» сетка частот, в случае «российской» ставят букву R;
А — амплитудная модуляция, частотную обозначают буквой F.
Помимо основного C15EA, сегодня рации водителей могут быть настроены на C15EF — с частотной модуляцией, обеспечивающей более качественный звук. Отметим: водители, пользующиеся рациями с одинаковой модуляцией, будут слышать друг друга намного лучше, чем те, кто с AM будет посылать сигнал на FM и наоборот.
Зарубежные волны
Во всех ли странах дальнобойщики настроены на одну частоту? Не во всех. Несмотря на то, что канал в большинстве государств один и тот же — 15-й, частота может отличаться на пять килогерц (соответствовать «польской/российской» сетке). 27,130 мегагерц используют, например, в Литве, Украине, Польше, Финляндии.
Собираясь в заграничный рейс, стоит уточнить заранее местную частоту. Если в стране применяют «польскую» сетку, рация должна иметь возможность переключения на нее. При покупке устройства уточняйте у продавца, если ли у радиостанции помимо «пятерок» «нули».
Как выбрать рацию
Приобретение CB-раций мощностью до 4 ватт в России является свободным. Устройство можно купить без дополнительных разрешений, также его не придется регистрировать. Для более мощных приборов требуется регистрация.
Устройства бывают автомобильными и портативными. Автомобильные, как правило, обеспечивают связь на более дальнем расстоянии. Портативные можно использовать за пределами грузовика, но при этом они передают сигнал на меньшее расстояние. Их имеет смысл приобретать в качестве дополнительных.
Покупая рацию, обращайте внимание на те нюансы, которые мы упоминали выше:
Не менее важные параметры — это цена (в среднем она колеблется от 3 000 до 20 000 рублей), наличие автоматического шумоподавителя, качество сборки, прочность корпуса.
Приобретая б/у рацию, следует ее протестировать. Для этого можно пригласить напарника с работающей радиостанцией и антенной. В начале стоит проверить связь между устройствами на малом промежутке — около 10 метров. Затем попросите коллегу уехать на более дальнее расстояние, например, на пять километров. Проверьте разные диапазоны частот и модуляции (при наличии).
Модели каких брендов чаще всего используются дальнобойщиками?
Необходимость антенны
Дополнительные антенны помогают улучшить связь. Для CB-раций необходимо выбирать антенны на 27 мегагерц — это основное правило. Также стоит обратить внимание на длину устройства и способ его крепления. Важно, что в самой рации должен быть предусмотрен разъем для подключения дополнительного усилителя.
Длина антенны может варьироваться от 30 сантиметров до двух метров. Тем, кто совершает грузоперевозки на высоких машинах, слишком длинные антенны (больше, чем 1,5 метра) не подойдут, так как высок риск, что они будут цепляться за линии электропередач, ветки деревьев, мосты, туннели и т.д. На невысокие грузовики можно ставить любые антенны. Маленькие — до 70 сантиметров — обеспечивают связь на расстоянии пары километров. Чем выше устройство, тем лучше оно усиливает сигнал.
Способов крепления антенн три:
В случае врезки в машине (чаще всего по центру крыши кузова) делают отверстие, собирают антенну. Это надежный вариант крепления, он не оказывает негативного влияния на качество связи, но требует сверления кузова.
Устанавливать антенны на подставку с магнитом проще — не нужны никакие дополнительные работы. При необходимости устройство можно быстро демонтировать. Но магнит уменьшает дальность приема сигнала, к тому же он не так надежен, зацепив препятствие, антенна может упасть с крыши автомобиля, повредить его.
Крепление с помощью кронштейна производят на верхних частях дверей, экспедиционных багажниках, креплениях боковых зеркал. Качество связи может быть немного ниже, чем при врезке. Сам кронштейн необходимо регулярно чистить.
Выбирайте рацию и антенну под свои задачи, настраивайтесь на 15-й канал и будьте всегда на связи в пути!
Диапазоны радиочастот для нужд гражданского населения РФ. На каких частотах разрешено общаться?
Эти вопросы приходят позже, когда распакованная рация находится у нас в руках и мы пытаемся в ней разобраться. И хорошо, если пытаясь разобраться мы не настраиваем наши рации на любые попавшиеся волны начиная их тестировать (здесь речь идёт о рациях, которые имеют техническую возможность работать на специальных частотах, если у вас «мыльница» работающая только на PMR частотах, беспокоится не стоит ни о настройке, ни о соблюдении законодательства)! Статья посвящается новичкам радиообмена, таким же, как и сам автор статьи и рассказывает о некоторых азах!
На каких частотах можно общаться в России гражданскому населению?
Прежде всего нужно понимать, что на данный момент для гражданской связи в России выделено всего 3 диапазона частот (PMR/ СВ/ LPD), при этом для каждого частотного диапазона есть свои нюансы. Которые впрочем подробно описывать мы не станем, ограничившись лишь краткой информацией.
PMR / Пи-эм-эр: 446.00000 МГц — 446.10000 МГц/Шаг 12.5 кГц. Максимально допустимая выходная мощность передающих устройств 0,5 Вт. PMR используется во многих европейских странах для удовлетворения самых различных нужд гражданского населения. В России PMR-диапазон официально разрешён для свободного радиообмена с 2005 года. Для общения на PMR диапазоне НЕ требуется специальной лицензии Широко распространена продажа дешёвых раций, работающих исключительно на PMR диапазоне. PMR диапазон имеет всего 8 каналов:
Начало диапазона: 446.00000 МГц
1 канал: 446.00625 МГц
2 канал: 446.01875 МГц (общепринятый автомобильный канал, используется как аналог 15 канала CB диапазона дальнобойщиками.)
3 канал: 446.03125 МГц
4 канал: 446.04375 МГц
5 канал: 446.05625 МГц
6 канал: 446.06875 МГц
7 канал: 446.08125 МГц
8 канал: 446.09375 МГц (Используется только для вызова или передачи сигнала бедствия.)
Конец диапазона: 446.10000 МГц
Сообщение в PMR может передаваться на несколько километров, в зависимости от условий передачи (город, лес, поле и т.д). Однако известен редкий случай передачи сигнала на 535,8 км (Из Великобритании в Нидерланды), но это стало возможно из-за редчайшей для этого диапазона аномалии прохождения волн на дальние расстояния. Для обеспечения хорошей связи на дальние расстояния необходимы условия прямой видимости, теоретически с воздушного шара или станции мкс вас вполне могут услышать, но чем более пересечённа местность тем меньше достигаемая дальность.
LPD: 433.075 МГц — 434.775 МГц (Шаг 25 кГц) Максимально допустимая выходная мощность передающих устройств не более 10 мВт. Диапазон радиочастот для маломощных устройств, разрешённый к свободному использованию во многих странах с некоторыми ограничениями.
LPD частоты для 69 канальной рации.
Номер канала — частота в МГц:
01 — 433.0750
02 — 433.1000
03 — 433.1250
04 — 433.1500
05 — 433.1750
06 — 433.2000
07 — 433.2250
08 — 433.2500
09 — 433.2750
10 — 433.3000
11 — 433.3250
12 — 433.3500
13 — 433.3750
14 — 433.4000
15 — 433.4250
16 — 433.4500
17 — 433.4750
18 — 433.5000
19 — 433.5250
20 — 433.5500
21 — 433.5750
22 — 433.6000
23 — 433.6250
24 — 433.6500
25 — 433.6750
26 — 433.7000
27 — 433.7250
28 — 433.7500
29 — 433.7750
30 — 433.8000
31 — 433.8250
32 — 433.8500
33 — 433.8750
34 — 433.9000
35 — 433.9250 (Частота на которой работают брелоки автомобильных сигнализаций, если зажать тангенту можно заглушить сигнал со всеми вытекающими. Мы крайне не рекомендуем заниматься подобными вещами).
36 — 433.9500
37 — 433.9750
38 — 434.0000
39 — 434.0250
40 — 434.0500
41 — 434.0750
42 — 434.1000
43 — 434.1250
44 — 434.1500
45 — 434.1750
46 — 434.2000
47 — 434.2250
48 — 434.2500
49 — 434.2750
50 — 434.3000
51 — 434.3250
52 — 434.3500
53 — 434.3750
54 — 434.4000
55 — 434.4250
56 — 434.4500
57 — 434.4750
58 — 434.5000
59 — 434.5250
60 — 434.5500
61 — 434.5750
62 — 434.6000
63 — 434.6250
64 — 434.6500
65 — 434.6750
66 — 434.7000
67 — 434.7250
68 — 434.7500
69 — 434.7750
LPD частоты для 8 канальной рации.
Номер канала — частота в Мгц / соответствие каналам на рации с 69-ю каналами:
01 — 433.0750 / 1
02 — 433.1000 /2
03 — 433.2000 /6
04 — 433.3000 /10
05 — 433.3500 /12
06 — 433.4750 /17
07 — 433.6250 /23
08 — 433.8000 /30
CB: Си — Би (выходная мощность радиостанций до 10 Вт не требует регистрации в РФ) — используется для гражданской радиосвязи. Сфер применения довольно много, например, наладить связь между зданиями, автомобилями, надводным транспортом.
Имеет преимущество над PMR и LPD диапазонами, если речь идёт об использовании в лесу и пересечённой местности, зато PMR и LPD больше подходят для города, это связано с длиной волн.
По мимо собственно самих частот в Си-Би диапазоне используется ещё и сетка, состоящая из буквенно-цифрового кода. Вот несколько полезных радиочастот CB (Си-Би) диапазона: Частоту 27.135 МГц C15EA можно назвать главной автомобильной частотой России. Это вызывная частота на которой общаются не только дальнобойщики, но и все, у кого есть радиостанция в автомобиле по всей России.
Частота 27,225 МГц (22-й канал сетки C) — канал автолюбителей клуба 4Х4.
Не большое заключение по приведённым гражданским частотам.
Заключение в общем-то от такого же новичка, раздобывшего информацию из интернета. Как я понимаю (если не прав поправьте в комментариях), если ваши рации подходят по всем параметрам (силы исходящего сигнала, конструкция антенны и т.д.) на столько, что их не нужно регистрировать и вы соблюдаете все правила радиообмена стараясь при этом никому не мешать, можно спокойно использовать эти волны! Если есть проблемы с параметрами рации её следует зарегистрировать. При этом, опять же, как я понял её, прошьют искусственно, ограничив превышенные показатели. Можно конечно пользоваться рацией на свой страх и риск. При этом использовать другие частоты для передачи нам категорически запрещается! То есть даже просто зажимать тангенту на них нельзя, т.к. это может помешать работе различных служб! Исключением может стать сигнал бедствия, то есть если вашей жизни угрожает опасность и вы пытаетесь связаться хоть с кем-то чтобы вас спасли. Это действие будет в рамках закона.
В заключении немного коснемся темы Радиолюбителей. Как официально стать радиолюбителем, получить классность, лицензию и зарегистрировать свой позывной найдёте в интернете. Мы же отметим, что нам как обычным гражданам также запрещается использовать частоты официальных радиолюбителей для общения. Если вы официально вступите в ряды радиолюбителей, пройдете все нужные процедуры, сможете использовать 144.000Мгц — 146.000Мгц — гражданскую радиосвязь для лицензированных радиолюбителей, причём не абы как, а по правилам.
Надеюсь, что изложенная здесь информация, была вам полезна! А если вам есть, что сказать по данной теме пишите комментарии и делитесь опытом!
Диапазоны раций, частоты раций
В данной статье мы кратко рассмотрим, какие частоты выделены для радиосвязи и какие радиостанции и на какой диапазон следует рассматривать при выборе оборудования в том или ином случае. Статья изложена в свободной форме, с использованием упрощений в некоторых понятиях и деталях. Не претендует на энциклопедическую точность, но даст общее представление об используемых в России частотах и применяемом оборудовании радиосвязи.
Рассмотрим, в каких диапазонах работают рации и почему, в том или ином случае используются разные диапазоны частот раций.
Основные недостатки КВ диапазона это низкая помехозащищенность и необходимость использования габаритных антенн длиной до нескольких десятков метров. Плюсы – абсолютная автономность, большая дальность связи и низкая стоимость по сравнению со спутниковой связью.
Основное используемое оборудование: Icom IC-78, IC-M802., Vertex VX-1700, VX-1400, VX-1200/1210., Kenwood TK-90, Кордон Р-12, Q-Mac HF 90M, Barrett PRC-2090, PRC-2091, Карат, Ангара.
Так же, в пределах 1-30 МГц, расположены 9 участков частот выделенных для связи радиолюбителям. Основное, используемое радиолюбительское КВ оборудование – трансиверы компаний Kenwood, Icom, Yaesu, Elecraft. Если для профессиональной устойчивой радиосвязи, дальность, как правило, ограничена 8000 км, то радиолюбители часто проводят трансконтинентальные сеансы радиосвязи со своими коллегами, находящимися на другом конце земного шара.
Так же, радиостанциями этого диапазона пользуются небольшие фирмы такси и грузоперевозчики, группы быстрого реагирования охранных предприятий и коммунальные службы. Несмотря на ценовую доступность оборудования, и то, что, согласно постановлению правительства РФ от 13.10.2011 года № 837, рации диапазона 27 МГц не подлежат регистрации, необходимо учесть тот факт, что гражданский диапазон подвержен большим атмосферным и индустриальным помехам и использование рации CB диапазона в коммерческих целях не подходит предприятиям, где нужна качественная радиосвязь. Рации си би диапазона портативные, ввиду небольшого радиуса действия и относительно больших габаритов, особого распространения не получили и используются, в основном, при погрузо-разгрузочных работах или на стоянках грузовых автомобилей.
Большинство доступных в России радиостанций CB диапазона представлено в нашем интернет-магазине.
Рации си би диапазона купить которые вы можете в нашем интернет-магазине, представлены в отдельном каталоге.
Это нижний участок УКВ диапазона подвижной радиосвязи.
Воздушные суда осуществляют радиообмен между собой и с наземными службами в этом диапазоне частот. В отличие от большинства других видов УКВ-связи, используется амплитудная модуляция. Популярное оборудование на авиадиапазон –
носимые рации авиационного диапазона:
Icom IC-A14/A14S, IC-A24., Yaesu FTA-230, FTA-550 AA, FTA-750L
бортовые радиостанции авиационного диапазона (базовые, мобильные):
Icom IC-A110, IC-A210, IC-A220., FLIGHT LINE FL-760, FL-M1000A.
В зарубежных источниках диапазон обозначается как VHF. Название образовано от заглавных букв Very High Frequency. У радиолюбителей и некоторых профессионалов культивируется название диапазона как «Двойка» (длина волны, середины диапазона 150 МГц, составляет 2 метра).
136-174 МГц это самый распространенный УКВ диапазон наземной подвижной радиосвязи.
Рации УКВ диапазона 136-174 МГц используются подразделениями МВД, МЧС, охранными предприятиями, службами железнодорожного транспорта, службой скорой помощи, предприятиями муниципального сектора, и другими организациями, нуждающимися в оперативной и качественной радиосвязи.
Деление частот внутри диапазона:
В соответствии с основным законом «О связи» от 07 июля 2003 №126-ФЗ, для организации радиосвязи в данном диапазоне, необходимо получение разрешения в ФГУП «ГРЧЦ». При необходимости получения частот, мы можем оказать консультационную и сопроводительную поддержку в получении разрешительных документов.
Высокая помехозащищенность и хорошее прохождение сигнала обеспечило диапазон 136-174 МГц наибольшей популярностью среди пользователей и производителей оборудования. В нашем магазине представлено большинство популярных моделей радиостанций и антенн VHF диапазона. Рации VHF диапазона в нашем магазине представлены в отдельном каталоге.
Все портативные рации УКВ диапазона, вы можете посмотреть на отдельной странице.
Используется для связи на внутренних водных путях.
Рабочие частоты раций находятся в диапазоне 300,0125-300,5125 МГц и 336,0125-336,5125 МГц.
Рация речного диапазона поставляется с предустановленными каналами, выделенными для связи с судами и береговыми службами, для тех или иных целей.
Частоты канальных раций – их номера и назначение устанавливаются «Указаниями по организации судовой радиосвязи в бассейне (регионе)», утвержденными Службой Речного флота Министерства транспорта Российской Федерации и согласованные с местными органами Государственного надзора за радиосвязью. Так, основными каналами являются:
Канал 25 и 43 (336,2 МГц и 300,125 МГц) – общепринятые для связи между яхтами.
Все радиостанции, устанавливаемые на судах, на внутренних водных путях, должны обязательно иметь Допуск Речного Регистра России (РРР) и Сертификат Министерства связи, независимо от их принадлежности и от того, являются ли эти радиостанции главным либо дополнительным оборудованием.
Согласно распределению частот, утвержденному Международным Союзом Электросвязи (ITU), во всем мире для связи между судами (реки и моря) используются частоты в диапазоне 156-162 МГц. Речной диапазон 300 МГц, используется только в России и выбор предлагаемого оборудования на этот диапазон невелик. Популярные речные радиостанции: Радиома-300, Vertex Standard VX-451/VX-454, Vega VG-304, Аргут А-36.
В зарубежных источниках диапазон обозначается как UHF, название которого образовано от заглавных букв Ultra High Frequency.
Особенности распространения UHF частот позволяют рекомендовать этот диапазон для использования в условиях плотной городской застройки, в горах. В условиях лесной местности радиостанции на 400 МГц, уступают радиостанциям диапазона 136-174 МГц.
В диапазоне выделены полосы частот для профессионального использования, для радиолюбителей и для безлицензионного использования всеми желающими.
Частоты раций, работа которых, в соответствии с основным законом «О связи» от 07 июля 2003 №126-ФЗ, возможна только при наличии разрешений:
При необходимости получения номиналов частот, мы можем оказать консультационную и сопроводительную поддержку в получении разрешительных документов.
Участки диапазона, которые, согласно Постановлению Правительства РФ от 31 декабря 2004 г № 896 не требуют разрешений – разрешенный диапазон раций (безлицензионные частоты):
433,075-434,775 МГц – LPD («Low Power Device») диапазон. Стандартная сетка частот из 69 номиналов, с шагом 25 кГц;
446,00625-446,09375 – PMR (Private Mobile Radio) диапазон. Стандартная сетка частот из 8 каналов, с шагом между каналами 12,5 кГц (для точной настройки рация должна иметь возможность перестройки шага 6,25 кГц).
Благодаря упрощенной системе сертификации и ввоза безлицензионных радиостанций, на рынке представлен большой выбор оборудования LPD и PMR диапазонов. Безлицензионные радиостанции и рации UHF диапазона часто используются при охране объектов, в торговых залах, в ресторанах, гостиницах и мотелях, службами доставки, на складах, небольших предприятиях, в строительстве.
Радиостанции LPD и PMR диапазонов так же популярны у любителей экстремальных видов спорта, любителей рыбалки и охоты, туристов и людей, предпочитающих активный вид отдыха.
В нашем магазине вы обязательно найдете модель безлицензионной радиостанции, которая будет оптимально соответствовать вашим запросам.
Ликбез о радиосвязи
-Зачем они нужны?
-диапазоны частот. Что это такое и какой выбрать?
-субтоны, почему они не “подканалы”;
-дальность радиосвязи (мощность, антенна и рельеф);
-энергопотребление и вес. Важная для туристов тема;
-аксессуары. гарнитуры и ларингофоны;
-как общаться.
Раньше все ходили без них, но рации добавляют чрезвычайно много удобства и безопасности в ваших приключениях. Например:
Теперь ближе к делу.
Про частоты.
Немного физики. Совсем чуть-чуть.
Все же видели волны? Для тех, кто не видел, вот они:
А вот собственно физика. То, как часто волнуются волны измеряют в Герцах (Гц).
Всё! Вся физика!
С дальнейшим выбором количества герц нам помогает наше государство (Россия), где разрешены для всеобщего безлицензионного использования следующие диапазоны:
Другими диапазонами пользоваться нельзя. Они для самолетов, моряков, полиции и т.д. Там за хулиганство будут наказывать, ибо вы будете реально мешать (например, по незнанию балаболя на частоте 16 морского канала, который служит для подачи сигнала SOS).
Физика, показанная выше, говорит нам, что CB будет лучше работать в условиях пересеченной местности, но:
-рации в этом диапазоне большие, в карман не положишь, требуют много напряжения для работы, тяжелые.
Рация CB слева и рация LPD справа
-мало моделей и они дорогие. Мне известна продукция фирмы КБ Беркут (на фото выше слева), качество сборки которой оставляет желать лучшего, и, найденная на просторах интернета, модель Алан 42, которая выглядит адекватной, но дорогая.
Рации СВ диапазона получили распространение у водителей-дальнобойщиков, для которых вес и питание не являются лимитирующими факторами. Туристам, альпинистам и прочим outdoor’щикам подавай что поменьше.
Рации диапазонов LPD и PMR как раз компактные, дешевые (утопить не так жалко) и моделей куча на вкус и цвет. В основном о них и будем вести дальнейший разговор.
Разницы между ними особой нет. Только LPD запрещен в половине стран Европы, поэтому, собираясь кататься куда-нибудь в Швейцарию, возьмите PMR, а рядом во Франции или Германии уже можно пользоваться LPD.
Вот двухдиапазонная рация, настроенная на прием одновременно частоты в LPD диапазоне (верхняя строчка) и PMR (нижняя строчка)
И сделали рации, в которых можно выставить только номер канала, в них даже нет клавиатуры или ручек, чтобы выставлять произвольную частоту.
Теперь достаточно сказать просто “Вася, переходи на одиннадцатый”. Если у Васи вот такая канальная рация, то ему даже не надо знать, о том, что такое LPD, какие у него частоты и прочую лабуду. Даже о том, что у него именно LPD, ему знать, как правило, не надо. Надо просто выбрать цифру 11 на экранчике.
Канальная рация фирмы Midland LPD диапазона с выбранным 11 каналом
Обычно на таких канальных рациях канал выбирается двумя кнопочками со стрелками, путем “пролистывания” цифр по кругу.
Важный момент: обратите внимание, каналы LPD и PMR не пересекаются друг с другом! Если у одного человека канальная рация LPD, а у другого канальная PMR, то они не смогут связаться!
Кто хочет иметь возможность общаться во всех диапазонах, купите себе канальную рацию с LPD и PMR (например, Midland GXT-850) или частотную рацию. Например у меня частотная Baofeng UV-5R, что на фотографии выше, она еще и в двухметровый диапазон может залазить. В этой рации есть два режима (переключаются рыжей кнопкой сверху).
1. Частотный режим. В нем я на клавиатуре рации набираю цифры той частоты в которой я собираюсь работать. Как в телефоне номер.
В верхней строке рации слева (частотной) набрана частота 2 канала LPD, который выбран на рации справа (канальной). Теперь по этим двум рациям можно общаться друг с другом.
2.Режим выбора предзаписанных каналов. В этой рации есть 128 ячеек памяти в каждую из которых я могу записать с компьютера с помощью специального проводка свои частоты и дать им своё имя. Во-первых это полезно тогда, когда я хочу связаться с канальной рацией какого-то диапазона, но не помню наизусть тот страшный длинный номер частоты. Я запишу в рацию традиционную сетку LPD и PMR и при необходимости выберу нужный канал. Во-вторых ведь никто не осудит меня, если я вдруг захочу общаться со своими друзьями не в общепринятом канале, а на частоте между каналами например, и мне лень каждый раз ее вводить руками. Я могу записать её в рацию и дать имя “DRUH 1” например. Или в моей тусовке принято общаться на канале с определенным субтоном (что это такое пойдет ниже), я тоже это могу записать с компьютера, а потом выбирать стрелочками как на удобной и простой канальной рации.
Есть даже рации вообще без экранчиков.
Туда каналы заливаются только через провод с компьютера и выбираются на ней отдельным тумблером. Такие рации самые дешевые, но перенастроить их в поле уже не выйдет, а чтобы сконтачиться с владельцем иной настраиваемой рации (хоть канальной, хоть частотной) надо помнить наизусть, что туда внутрь ее электронной памяти записано. Тогда человек с настраиваемой рацией получит шанс с вами законектиться.
Субтоны
(неправильное название: “подканалы”, “допканалы”) Что это такое и зачем нужны?
Если каналы придумали, чтобы было удобнее сконектиться с кем-то, то субтоны придумали, чтобы от этого кого-то отконектиться 🙂
Каждый, включавший рацию, всякий раз слышал строителей, таксистов, охранников магазинов, при этом слышать он их не хотел. Для таких случаев и придумали субтоны.
Включив один из аналоговых (CTCSS) или цифровых (DCS) субтонов (кодов, как их еще называют), вы перестанете слышать всех остальных у кого не включен тот же набор: канал+субтон.
Например у моей рации Midland GXT 1050 (канальная LPD) 38 аналоговых и 104 цифровых субтона. Если я использую один из каналов LPD, вероятность того, что в выбранном мною канале уже кто-то общается равна 1/69, а если я включу один из аналоговых субтонов, то такая вероятность будет 1/2622. Кажется я буду в тишине 🙂 А еще с субтоном хаотичные “ПШШШ” практически исчезают.
Второй канал LPD и пятый аналоговый субтон на рации Midland
С субтонами есть такая проблема, что если частоты каналов приняли одинаково во всем мире, и все производители делают одинаковые каналы, то субтоны делает кто как хочет. Т.е. чтобы сконектить по субтонам рации одной модели надо лишь выставить на каждой одинаковое значение его, а чтобы сконектить разные модели надо поплясать с бубном. Мне приходится так плясать, так как у меня рации разных производителей. Модели мои очень популярные, и вопрос может часто возникнуть не только у меня: “Как же совместить субтоны разных производителей?” Вот встретитесь вы с кем-то в лесу.
Та же самая ерунда, что с аналоговыми, только производители еще и не договорились какой импульс считать нулем, а какой единицей (двоичная система понимаешь ли). В результате появились обозначения «n» («прямой») и «i» (инверсный). Это не два разных несовместимых мира. Для каждого прямого есть полностью совместимый инверсный. А некоторые, как тот же Midland, просто дали им порядковые номера (выглядеть это будет как на той же фотке «Midland c пятым аналоговым субтоном», только над номером субтона будет надпись не «CTCSS», а «DCS»).
Мощность радиостанции
Существует два заблуждения:
-PMR работает на более дальние дистанции, т.к. его максимальная разрешенная мощность в РФ в 100 раз больше LPD (10 мВт LPD и 0.5Вт PMR);
-чем мощнее радиостанция, тем круче.
То есть на самом деле мощность рации что LPD, что PMR одинакова. Как правило большинство моделей имеет мощность около 5 Вт.
Теперь про мощность рации вообще. Расстояние на котором слышно рацию пропорционально квадратному корню от мощности. Т.е. чтобы увеличить дальность в два раза, мощность надо увеличить в 4.
Пример: Рация 5 Вт (таких большинство) добивает в определенной местности, предположим, на 3 км. Такая же рация 8 Вт будет добивать всего на 3,7 км. А батарейку 8 Вт жрет сильно быстрее, чем 5 Вт. Стоят ли 700 метров этого? И вас с более мощной рацией слышать то будут чуть дальше, а вот вы остальных “неудачников” с маломощными рациями будете слышать также. Кстати, все равно рации в LPD и PMR диапазонах работают в зоне прямой видимости. За домами, изгибами рельефа все равно никто ничего не услышат, какая бы там мощность не была. Хотя в теории можно связаться с МКС, пролетающей у вас над головой.
Да и нужна ли вам вообще дальность? На практике, не часто. Из перечисленных мною вариантов использования радиосвязи дальность нужна только при радиальном выходе части группы либо при поисковых работах.
Энергопотребление
Актуальная тема для туристов и тех, кто долго работает с рациями вдали от розетки. Тут есть свои нюансы.
Сразу скажу, ответа на вопрос: «А на сколько аккума хватает?» Вам точного никто не даст. Все зависит от характера использования. На прием рация «ест» в разы меньше, чем на передачу. Вы больше любите слушать или говорить?
Носимые рации бывают работают от батареек/аккумуляторов АА/ААА (как моя рация Midland GXT 1050, работающая от любимых мною аккумуляторов АА) или от собственных аккумуляторов (как мой Baofeng UV-5R).
Казалось бы, для автономного похода надо брать Midland и всё тут. Но на самом деле, если задуматься, все чуточку сложнее.
Ниже я приведу расчеты для своих раций. Конечно, не обязательно, что у вас будет точно такой же выбор, но выводы будут интересные, и вы сможете по аналогии изучить свои варианты (хотя Baofeng UV-5R ОЧЕНЬ популярная рация, да и среди канальных часто вижу свой Midland или чуть более младшие модели, не очень отличающиеся от него). Тут реально есть, над чем подумать.
Вес снаряженной рации Midland 277 грамм, вес Baofeng UV-5R 212 грамм или 221 с увеличенной антенной.
Вес 1 аккума IKEA (2450 mAh) или Eneloop pro (2500 mAh) 31 грамм. В рации Midland их надо 4 штуки, т.е. комплект весит 124 грамма.
Вес 1 стандартного аккума Баофенга UV-5R 79 грамм.
Т.е. брать аккумы к Баофенгу легче. Но…
Рация Baofeng UV-5r и расширенный аккумулятор или батарейный блок АА
Открытый батарейный блок для АА
Табличка весов аккумов Baofeng UV-5r. В батблоки вставлялись аккумы IKEA LADDA, но вы можете вставить что захотите.
Предположим, я ухожу жить в тайгу, в поход 6 кс, в общем на очень долгое время вне цивилизации, и беру с собой рации, рассчитывая заряжать их.
В случае Midland я достаю из него 4 элемента АА и подсоединяю их к ROBITON MobileCharger, который может заряжать 4 АА/ААА сразу.
А если я беру Baofeng UV-5R?
Вариант 1. Я беру к нему батарейный блок. Не важно для АА или для ААА формата.
И в том и в другом 6 элементов питания. Тут мне точно придется использовать минимум два выхода USB. Один для ROBITON MobileCharger и 4х аккумов, другой например для «ляшугки» ROBITON SmartCharger Traveller для еще двух. (и то и то я ношу в своём походном комплекте электроники) А если первое устройство будет занято, то тогда я смогу зарядить с помощью двух “лягушек” только ⅔ рации. Печально.
Вариант 2. Я беру Baofeng UV-5R со стандартным аккумулятором. И такой аккумулятор я могу заряжать одной лягушкой ROBITON SmartCharger Traveller, но что дико не удобно (аккумы баофенга там плохо держатся). Так что я возьму стакан для зарядки аккума баофенга от USB.
Зарядник от USB слева, справа зарядник идущий в стандартном наборе при покупке.
Вот такая математика. Мораль вышеизложенного: Выбирайте рацию исходя из ваших задач, условий и имеющегося снаряжения.
Полезные приблуды
Подсумки. В теории сохраняют рации жизнь и не дают потеряться. Хотя и в нагрудном кармане курток прекрасно она себя чувствует. Удобно держать рацию на лямке рюкзака, может вам туда и подсумок прилепить захочется? В любом случае шнурок самостраховки с карабинчиком/петлей, возможно, вам покажется уместным.
Гермы. Влезают туда все видимые мною рации, кроме здоровых СB (27Мгц). Оттуда и слышно, и можно говорить. Шнурок регулируемый удобный.
Ларингофоны. В теории прикольно тем, что ветер не дует в микрофон. Эта штука снимает голос с шеи. Но надо научиться пользоваться и держать на нужном месте.
Тангенты. Не всегда выносная кнопочка PTT объединена с микрофоном (тогда это гарнитура). Такую удобно прикрепить на руль велосипеда.
Как использовать девайс-то?!
Из того, что надо знать для самого просто ведения переговоров вне зависимости от модели и всего на свете.
Что это было? ”Да, развязывай” или “Не развязывай”?
Дабы понять собеседнику, что вы окончили передачу информации, и сейчас ваша рация перейдет в режим приема (вы отпустите тангенту), в конце фразы принято говорить “Прием”
— У нас все хорошо, как приняли? Прием.
— Понял, у вас все хорошо, отбой. конец связи.
В начале сеанса связи хорошо бы убедиться, что собеседник вас слышит и, если вас более двух в рабочей группе, сообщить ему кого и кто вызывает (сначала позывной того, кого хотят услышать, а потом свой).
— Петя, ответь Васе, как слышишь меня. Прием.
В этот момент Петя понимает, что из клапана его рюкзака раздается какой-то звук. Он вспоминает, что у него есть рация, что наверняка он пропустил сеанс связи. Петя начинает снимать рюкзак и выуживать оттуда рацию. Вася не выдерживает и повторяет.
— Петя, ответь Васе, как слышишь меня. Прием.