Что такое часослов и как им пользоваться мирянам
День с Часословом
Могу поспорить, что большинство из вас видело часовни и знает, как они выглядят. Кладбищенские, придорожные, монастырские. Эти небольшие храмики, в которых не служится литургия, нам известны. Название свое часовни получили от особого молитвенного чина – часов, охватывающих собою суточный круг. Так вот что любопытно: часовни мы видели, почему они так называются, знаем, а вот чтобы читались в часовнях эти самые часы, не видели. Не видели, потому что часы в часовнях не читаются. Мне неведомы причины этого недоразумения и его исторические корни. Но то, что это (нечтение часов в часовнях) не что иное, как болезненная странность без того больной жизни нашей, это мне ясно.
Фото: Православие.Ru |
Сами часы нами читаются: третий и шестой – перед литургией, девятый – перед вечерней, первый – после утрени. Читаются они без всякого внимания к времени суток, чтобы только «вычитать». Это, кстати, еще одна молитвенная хворь наша – «вычитать». Но стоит ощутить вкус чтения часов в положенное время. Ей Богу, стоит произвести такой эксперимент. Он покажет нам и то, насколько немолитвенно мы живем, и то, каков смысл существования часовен и Часослова.
Итак, для проведения эксперимента нам нужны одни сутки свободного времени, умение читать по-церковнославянски, желание ощутить молитвенное движение суточного круга. Начинать придется около половины седьмого утра с чтения утрени. Она будет непродолжительна, состоя из шестопсалмия, песни Богородицы и великого славословия. При храмовом богослужении в утреню добавляются кафизмы, каноны, ектении, но мы сейчас не утреню полноценную служим, а вникаем в смысл суточного круга. Поэтому шестопсалмия, песни Богоматери и славословия довольно. Сразу после этого можно прочесть первый час. Все это займет не более получаса, и в семь вы уже свободны. До девяти.
В девять часов нужно читать час третий. Зажигайте свечу, бейте в колокол три раза и читайте. Так поступать должен чтец в урочное время. Один богослужебный час читается не более 15 минут. Если сердце разогрелось – по окончании добавьте главу Евангелия, но помните: время чтения шестого часа наступит в полдень.
Солнце в зените, свеча зажжена, в колокол сделано шесть ударов. Читаем шестой час. Сразу к нему добавляем обедницу. Это – костяк литургии без жертвоприношения, то есть без совершения Евхаристии. Антифоны, кондаки, Символ веры, «Отче наш». Все, как на службе. Где-то около часа гасим свечи.
Девятый час положено читать в три часа пополудни. А к нему сразу добавлять вечерню. В Часослове вечерня, как и утреня, лишена кафизм, ектений, стихир. Следовательно, займет она минут 10–15. После вечерни наступает время самого продолжительного перерыва. До сих пор перерыв занимал не более двух с половиной часов, а теперь может продлиться часа четыре. Следующая служба – малое повечерие. Это аналог вечерних молитв. Если читать ее без канонов, то длится она недолго. Ну и остается полунощница. Ее в практике крутят в разные стороны. Вот и вы можете ее прочесть сразу после повечерия. А можете с нее день начать, то есть прочесть перед утреней. Но поскольку мы с вами ставим некий эксперимент, то прочтем ее на законном месте – в полночь. Все! Мы круг закончили и молитвенные сутки нами промолены пядь за пядью. Если круг завтра продолжится, то спать вам осталось часов пять с половиной (полунощница длинна). Но вряд ли вы захотите продолжить эксперимент. Того, что уже было (если кто-то рискнет это воплотить в дело), хватит для того, чтобы многое понять и ощутить. Станет понятно, что жизнь, родившая наши богослужебные чины, и жизнь, которую мы ведем, относятся друг к другу, как чаша воды из горного ручья и стакан хлорированной воды из крана соответственно.
Конечно, темп жизни ускорился, и мы ничего не успеваем. Конечно, подобное молитвенное служение предполагает жизнь на одном месте, а мы ежедневно преодолеваем огромные расстояния на работу и обратно. Конечно, минувшие исторические события так много в нас перепахали и выжгли, что диву даешься, как мы живы вообще. Но это не все.
В монастырях люди никуда не ездят, живут ради Бога в молитве, но и там суточный круг читается как попало, как до революции привыкли, лишь бы «вычитать». Значит, дело не только в темпе жизни. Дело в невнимательности нашей к смыслу молитв. В третий час Дух Святой сошел на апостолов. Молитвы третьего часа напоминают об этом. В шестой час Христос был ко кресту пригвожден. Молитвы шестого часа напоминают об этом. В девятый час Христос сказал: «Совершилось», – и, преклонив главу, отдал душу. Молитвы девятого часа об этом напоминают. Время суток, таким образом, освящается воспоминаниями спасительных событий евангельской истории. Солью Евангелия осаливается время. Попробуйте сказать, что это не важно!
Почему бы не освящать день краткими, но частыми службами часов? Да какое там! Село пьет и вымирает. Оно в христианских делах неученое. А на базарах люди стоят весь день. Почему бы там не читать часы? Что вы! До часов ли ваших на базаре? Там если и молятся, то только об успехе в торговле. Вот и я говорю, что есть хрустальные воды, сохраненные в книгах, а есть хлорированная бурда, которую мы пьем. А кто виноват, не ясно.
Часы составлены по очень важному принципу: молиться понемногу, но часто. Мы же исторически склонны к полной противоположности: выстаивать изредка длинные службы, а потом вовсе не молиться некоторое время. Это чередование больших усилий с длительными расслаблениями способно кого хочешь искалечить.
Благоприятный режим может быть таков: в праздничные и воскресные дни молиться долго и торжественно, но в будни молиться часто по чуть-чуть. Эти частые, но краткие моления не дают остыть духу, но и не утомляют его. Часослов для этих нужд подходит как нельзя лучше.
Впрочем, начинали мы не с этого. Начинали мы с того, что неплохо было бы пожертвовать один день жизни на то, чтобы провести его в молитвах по Часослову; в молитвах, произносимых в то самое время, для которого эти молитвы предназначены. Плод стоит того, чтобы этот опыт произвести.
Богослужение суточного круга
Православный календарь
Сейчас в разделе чел.
©2021 Молимся по часам
О проекте
Для кого этот проект?
Для всех правосла́вных христиа́н, незави́симо от их церко́вного ста́жа.
В чём его суть?
а. Молитвенное правило не ограничивается утренними и вечерними молитвословиями, а освящает весь день. (Для начала можно не изменять привычного графика молитв, используя вместо утреннего правила Утреню, а вместо вечернего — Вечерню с Повечерием.)
б. Молитвы соответствуют не только определенному времени суток, но и дням седмицы, праздникам и постам.
Может ли пользоваться вашим Часословом человек, не разбирающийся в церковных службах?
Приходской без священника и домашний Часословы составлены таким образом, что пользоваться ими может любой желающий без специальной подготовки.
Как долго нужно будет молиться?
Это зависит от Часослова, который вы выберете. Молитва по краткому домашнему Часослову в течение дня займёт меньше времени, чем принятые сейчас утреннее и вечернее правила.
Цель проекта «Молимся по часам» — активизировать домашнюю и церковную молитву, которая ныне свелась к ежевоскресному посещению храмового богослужения и ежедневному вычитыванию утренних и вечерних молитв. Ущербность утвердившейся практики домашнего и церковного богослужения состоит в том, что оно совершается весьма редко (не более 2 раз в день) и крайне беспорядочно (утреня может совершаться вечером, а 6-ой час утром). А ведь смысл не только в том, чтобы службу совершить, а чтобы совершить её вовремя — или, как сказал бы Апостол, «благообразно и по чину» ( 1Кор. 14:40 ).
По слову св. Климента Римского, «Господь повелел, чтобы жертвы и священные действия совершались не случайно и не без порядка, но в определённые времена и часы». И уже издревле предписывалось петь псалмы, читать Писания и молитвословия творить утром, днём в третий, шестой и девятый часы, вечером и в петлоглашение. Причём, предписывалось совершать такую службу Богу соборно при участии епископа, а, когда нет такой возможности, то каждому самостоятельно. И одной из главных задач нашего проекта является стремление если не сделать общественное богослужение более частым, то хотя бы вернуть к соборным основаниям частное моление, основным принципом которого является стремление освящать посредством чинопоследований все вехи суточного круга.
При пользовании предлагаемыми здесь чинопоследованиями следует помнить, что важным является не столько количество прочитанных за день служб, а соответствие их времени суток. Если не получилось прочитать какое-либо последование в определённое для него время, то оно и не читается вовсе, ибо каждому времени должно соответствовать своё богослужение. И не только времени, но и каждому человеку требуется своё богослужение. Поэтому мы представляем на выбор шесть вариантов Часослова, богослужения которых не только отличаются друг от друга, но и видоизменяются в соответствии с различными временами церковного года. Естественно, что в зависимости от потребности и обстоятельств может использоваться любой из вариантов, ибо и по ныне действующему уставу дозволяется употреблять последования и соборно-песненные, именуемые у нас приходскими, и монастырские, которые наиболее распространены сегодня, и смешанного типа, к которым относятся домашние и келейно-скитские виды служб.
По какому принципу составлены эти Часословы и как ими пользоваться, подробно разбирается на YouTube- или Telegram-каналах под названием «Домашняя Церковь», а также в одноимённом сообществе ВКонтакте.
Свои недоумения вы можете разрешить в разделе «Ответы на вопросы».
См. также цикл видеоуроков Домашняя церковь.
В личном кабинете вы можете настроить свой Помянник, имена из Помянника будут отображаться непосредственно в текстах молитв. Выбрать вариант вашего Часослова, ваш пол в текстах молитв, язык Библии, настроить ваш часовой пояс. Возможности личного кабинета постоянно развиваются. Зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ к личному кабинету.
Живое Предание
Альтернатива молитвослову: часослов
Преподаватель английского языка, член Преображенского братства, студент СФИ.
Опыт использования часослова в личной молитве мирянина.
Братья Лимбурги. XV век. Иллюстрация к “Великолепному часослову герцога Беррийского”. Весенние месяцы
Статья Владимира Берхина “Молитвослов и его мальчик” поставила под сомнение доброкачественность того опыта, который мы можем получить при использовании молитвослова. Возможно, это личные особенности восприятия, но Владимир в них не одинок. Есть ли альтернативы молитве по молитвослову в рамках православного предания, уже существующего опыта Церкви?
Первая приходящая в голову альтернатива – это использование в личной молитве вместо молитвослова богослужений суточного круга – Утрени, вечерни, часов, полунощницы, повечерия… Александр Королев рассказывает о своем опыте использования этих богослужений.
Почему вы читаете не молитвослов, а используете часослов? Если вы когда-то использовали молитвослов, есть ли разница во впечатлениях от часослова и молитвослова?
Начал использовать часослов, когда познакомился с Преображенским братством. Меня всегда очень интересовало богослужение, но оно было – в том виде, в котором оно существует в храме, – таким вот ларцом, в котором хранятся драгоценности, но он закрыт, и ключика ни у кого нет. До знакомства с братством и прохождения в нем оглашения был уже около 8 лет в церкви, активным прихожанином своего прихода. Утреннее и вечернее правило знал наизусть и мог молиться без молитвослова. Когда же начал использовать часослов в виде сборника богослужений в переводе на русский свящ. Георгия Кочеткова, то для меня открылось все богатство богослужебной православной традиции. Обыкновенное утреннее и вечернее правило – это просто набор молитв, довольно новый, собранный не в самую творческую церковную эпоху, кажется, конец XVII-XVIII-XIX век, а все-таки богослужения часослова – это целостные чины, где есть какие-то свои смысловые точки, последовательность, поэтому это гораздо глубже способствует молитвенному настроению. И ты понимаешь, что ты не просто некий обряд отправляешь, а СЛУЖИШЬ Богу. Пусть один, келейно, но ты совершаешь богослужение, традиционное, церковное, духовно, мистически приобщаясь к церкви, к её многовековому опыту. Эклектичное собрание молитв в утреннем и вечернем правиле, конечно, ничего и близко подобного не дает.
Также добавляю в чины молитвы, составленные новомучениками и исповедниками, в частности еп. Макария (Опоцкого), сборник его молитв был недавно издан Преображенским братством. Это тоже уникальный молитвенный пласт, тех, кто жил в историческом плане совсем рядом, но при этом имел духовный опыт, сродный опыту христиан первых веков.
Утреню и вечерню вы используете целиком или какие-то отдельные молитвы? (утреня ведь огромная) А часы, повечерие, полунощницу?
Утреню и вечерню я, конечно, не целиком использую. Только неизменяемые части, и то, конечно, не все. Обязательно читаю так называемые «светильничные молитвы», те молитвы, которые на утрене и вечерне читаются тихо священником, и которые являются главными и конституирующими в данных чинах, но которые никогда не слышатся в храме.
Периодически служу часы, повечерие, полунощницу. Из часов обычно служу 6-й час. Естественно, все в свое время: 6-й час в 12 часов дня, 3-й час в 9 утра, 1-й в 6 утра. Реже всего приходилось служить 9-й час в 15.00. Чинопоследование часов обычно вычитываю полностью: там три псалма, тропари, молитвы, плюс еще добавляю чтение Писания. Но это не часто. 6-й час обычно служу, если по какой-то причине не получилось утреню послужить утром.
Из повечерия беру какие-то части. Великое повечерие состоит из трех частей: беру какую-то одну. И эту одну часть тоже не целиком служу. Одна часть повечерия состоит из трех трехпсалмий, читаю обычно одно трехпсалмие, молитвы и также прибавляю отрывок из Писания. Вообще чтение из Писания всегда прилагаю к молитвенному правилу. Также в обязательном порядке добавляю молитву своими словами.
Если дожил до полуночи, но еще не успел помолиться, то служу полунощницу. Тоже не всю, конечно. Там огромный 118 псалом, он разбит на три кафизмы, читаю какую-нибудь одну кафизму и молитвы.
Что дает вам служба часов в течение дня? отличается ли (и как отличается) день, когда вы служите часы, от дней, когда нет?
Я не могу сказать, что такой день как-то принципиально отличается от тех дней, когда я не служу часы. Для меня это возможность разнообразить свое молитвенное правило, а значит, его оживить, противодействовать механистичности и формализму, которые неизбежно появляются при чтении одних и тех же текстов. Также важно приобщение православной традиции, потому что, как я уже говорил, современный православный человек очень мало приобщен оной. Храмовое богослужение в том виде, в каком оно сейчас существует в храме, надежно защищает верующих от православной традиции.
Если взять темы молитв, которые звучат в текстах молитвослова, и темы, которые звучат в службах суточного круга, – совпадают ли они тематически? Если нет, в чем вы видите разницу?
Совпадают в том смысле, что в утренних молитвах, как в утрене, тема утра и восстания от сна, в вечерних молитвах, как и в вечерне, тема вечера и отхода ко сну. В остальном в молитвослове нет какой-то темы или логики, там просто довольно эклектичный набор молитв. Создаётся ощущение, что автор молитвослова просто собирал молитвы с темой вечера или утра и как-то произвольно их компилировал. В часослове центром являются все-таки псалмы, все остальные молитвы появлялись уже как дополнение к псалмам. В великом повечерии, например, есть три части: молитва после ужина, молитва покаянная и молитва перед сном. Это все три отдельные службы в составе одной. В храме обычно они служатся в первую неделю Великого поста после Канона прп. Андрея Критского. Также и часы все имеют свою тему, которая раскрывается в тропарях, главным образом, и эти темы напрямую связаны со временем, когда должны служиться эти часы. Например, служба третьего часа – это ниспослание Святого Духа на апостолов, которое произошло в третьем часу (по-нашему в 9 утра), тема службы шестого часа (12 часов по нашему) – это распятие Христа. На приходе же эти службы служатся не на своем месте (с утра), а тропари часов вообще никогда не читаются, вместо них поются праздничные тропари.
Есть ли у вас любимые молитвы из суточного богослужения? Если да, то какие?
Я не могу выделить какие-то отдельные молитвы, как любимые. Могу только вслед за о. Александром Шмеманом сказать, что псалмы мне кажутся более живыми молитвами, чем многие молитвы византийского периода, отягощенные тяжеловесной византийской риторикой. Конечно, все это важно служить на русском языке, потому что псалмы на церкословянском – очень часто маловразумительное чтение. Например «уподобиться неясыти пустыней и бых яко нощный вран на нырище» – одни из моих самых любых строчек псалма, входящего в состав великого повечерия. Попробуйте перевести без Гугла).
В целом могу всем пожелать открыть для себя часослов, открыть для себя богослужебное богатство Православной церкви. Не важно, на каком языке, главное, чтобы для вас было близко и понятно. Парадоксальным образом службы часослова стали принадлежности только храмовой молитвы. Хотя изначально часослов – это мирянская книга, потому что монахи были мирянами, часослов был написан для мирянских богослужений, для келейной молитвы. Поэтому служить утреню, вечерню, часы и пр. дома – это не какое-то новшество, а возвращение к сути православной традиции.
Смотрите также:
Псалтирь на русском языке. Качественный современный перевод, который можно рекомендовать для использования тем, кому Синодальный перевод кажется малопонятным.
Богослужебный сборник, перевод сщмч. Феофана (Адаменко). Православный богослужебный сборник на русском языке под редакцией сщмч. Феофана (Адаменко) содержит тексты общественного богослужения (Литургии, Всенощного бдения, суточного круга, изменяемых частей), а также утренние и вечерние молитвы, последование ко святому Причастию, молитвы из Требника. Богослужебные переводы о. Феофана получили официальное одобрение митрополита Сергия (Страгородского).
Часослов для мирян на русском языке в переводе иеромонаха Амвросия (Тимрота). 2-ю часть книги составляет приложение к часослову. В состав часослова входят:
– полунощницы
– утреня
– 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы
– междочасия
– изобразительные
– вечерня
– малое повечерие
– великое повечерие
– чин о панагии
– молитвы трапезы
В приложение входят: тропари и кондаки, богородичны, троичны, светильны, эксапостиларии, библейские песни (песни Священного Писания).
« Личное молитвенное правило: история и современная практика» — лекция Марии Верховской.
Когда человек приходит в Церковь и спрашивает, как ему молиться, чаще всего ему предлагают молитвослов, а в нем — так называемое утреннее и вечернее правило. Но ведь молитвослов, каким мы его знаем, появился два-три века назад. Как же молились на Руси до появления молитвенного правила, которое мы знаем по молитвословам? Какие другие варианты личной молитвы были в церковной практике? И — если начинать с основ — что говорит о личной молитве Писание и пастырское богословие?
Как и когда должен молиться православный христианин, что такое личное молитвенное правило, какова история происхождения утренних и вечерних молитв и многие другие вопросы.
Поделиться в соцсетях
Подписаться на свежие материалы Предания
Ответы на вопросы
1. Как молиться по часам, если я работаю по 8 часов в день?
Ответ: Система Часослова предлагает молиться в любое время в течение каждых трех часов. А если учитывать, что даже полное последование дневных молитвословий занимает не более 15 мин., то время для этого вполне можно найти. Кроме того, есть краткий вариант этих последований, занимающий не более 5 минут (причем в соединении с молитвами трапезы).
2. Можно ли пропускать какие-то последования?
Ответ: Если не нашлось времени или сил для совершения последования Часослова, то оно опускается по принципу — «суббота для человека, а не человек для субботы».
3. Можно ли что-то пропускать в самих последованиях? Например, бывает по три тропаря одному святому.
Ответ: Если говорить конкретно о тропарях, то предполагается, что читающий не все предложенные тропари читает, а выбирает из них один с целью отметить память дня или святого.
4. Нужно ли брать благословение на чтение Часослова?
Ответ: Если под благословением разуметь разрешение, то не нужно, ибо «часовые сроки издавна соблюдали поклонники Божии, духовно признавая их временами, установленными и узаконенными для молитвы» (св. Киприан Карфагенский).
5. Можно ли вычитывать молитвы Часослова сидя?
Ответ: Во-первых, не нужно ничего вычитывать. Молитвенные Часы должны воспитывать память о Боге и Божьем домостроительстве, а не быть бременем. Что же касается положения тела при молитве, то хотя оно и влияет на наше сознание, однако не до такой степени, чтобы иметь безусловное значение, и если нет возможности предстоять перед Богом телесно, то можно это делать хотя бы духовно.
6. А что делать с утренними и вечерними молитвами из молитвослова? Они же обязательны.
Ответ: Обязательными они стали считаться лишь в XX веке, когда в связи с их появлением были забыты службы суточного круга. При внимательном рассмотрении утренних молитв нельзя не заметить, что они схематично воспроизводят полунощницу с утреней, тогда как молитвы на сон грядущим имитируют вечерню с повечерием. Поэтому использование Часослова делает ненужным использование утренних и вечерних молитв. Примечательно, что древние поместные Церкви не знают утреннего и вечернего правила наших молитвословов.
7. Почему Вы заменили в молитве слово «полунощную» на «утреннюю»? Разве можно менять молитвы святых?
Ответ: Не только можно, но и нужно, если их содержание не соответствует нашим обстоятельствам. Посмотрите на Славословие, совершаемое за богослужениями вечерни, повечерия и утрени, и увидите, что в нем в зависимости от времени суток меняются слова. В связи с этим мне бы еще хотелось обратить внимание на грамматическое соответствие при совершении того или иного моления, когда необходимо менять предложенные в чине окончания в соответствие с тем, кто их совершает. Во всяком случае, когда преп. Мария Египетская причастилась, то всем известную молитву Симеона Богоприимца она стала читать от своего лица, говоря: «Ныне отпущаеши рабу Твою, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое». И преп. Зосима не укорил ее за то, что она якобы искажает молитву не только святого старца, но и нашего богослужения.
8. Может ли некрещёный молиться по часам этими молитвами?
Ответ: Может, а если хочет стать членом Церкви, то еще и должен. В древности от готовящихся вступить в Церковь требовалось присутствовать на всех церковных богослужениях, за исключением Литургии верных, ибо участие в общих молитвах и чтение Свящ. Писания было одним из главных условий принятия Таинства Крещения.
9. Как не впасть в духовную прелесть при такой частой молитве?
Ответ: Во-первых, нельзя впасть в то, где уже находишься. С момента прельщения Адама все мы уже с рождения пребываем в прелести. Углубление же этого состояния зависит не от учащения молитвы или ее форм, а от развития гордости.
10. Можно ли молиться по часам вдвоём или втроём?
Ответ: В Апостольские Постановлениях (VIII, 34) мы читаем: «Если невозможно собраться в церкви, то пусть поет псалмы, читает и молится каждый у себя один, или же вдвоем, или втроем; ибо где, – говорит Господь, – двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Mф. 18:20).
11. Нужно ли ходить на церковные службы, если молишься по этому Часослову?
Ответ: Предлагаемый Часослов призван не заменить собою участие в общественном богослужении, а скорее даже подвигнуть к общим молитвенным собраниям, совершаемым в храме или в часовне. В древности христиане не только молились по часам, но и стремились делать это совместно. И даже предписывалось эти молитвословия совершать соборно, с участием священнослужителей, и в случае лишь крайней нужды разрешая делать отступление от этого (см.: Апостольские Постановления. Кн. VIII, 34). С особенной силой и убедительностью настаивают на необходимости и важности церковно-общественной молитвы Египетские Постановления и Каноны св. Ипполита Римского.
12. У нашей Церкви есть Типикон. Где там написано про такую практику молитвы?
Ответ: На всем его протяжении. Только на указания о времени совершения той или иной службы уже давно привыкли не обращать никакого внимания. Хотя о самом зачинателе того Типикона, которым мы пользуемся до сих пор, преп. Савве Освященном рассказывают характерный в этом смысле эпизод. Однажды он, находясь на аудиенции у имп. Юстиниана, пока тот обсуждал со своим квестором его ходатайство, желая соблюсти время суточного богослужения, отойдя в сторонку, тайно начал совершать службу третьего часа. А на упрек своего диакона в невнимании к царю ответил: «Они, сын мой, делают свое дело, а мы должны делать свое».
13. Молился ли таким образом кто-то из древних святых? Или это современный модернизм?
Ответ: Я скажу более, никто из древних святых не совершал молитв таким образом, как это делаем мы. Кстати, и в Древней Руси каждый верующий мог и совершал все службы суточного круга. Так что современным модернизмом является как раз распространенная ныне практика моления, появившаяся по меркам церковной истории совсем недавно.
14. Не у католиков ли Вы заимствовали эту традицию?
Ответ: Это традиция древней Восточной Церкви, которую сохраняют и западные христиане. 37-е правило св. Василия Великого обязывает христиан исполнять молитвы в установленные часы. И обоснование этому там дается такое: «В шестой же час признали мы необходимым молиться в подражание святым, говорившим: «Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он услышит голос мой» ( Пс. 54:18 ); причем, чтобы избавиться от нападения и беса полуденного, читается и 90 псалом. О том же, что девятый час нужен нам на молитву, предано нам самими апостолами в книге Деяний, где повествуется, что «Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый» ( Деян. 3:1 ). А по окончании дня нужны как благодарение за то, что в день сей дано нам или благоуспешно нами исполнено, так исповедание в том, чего мы не выполнили, произвольно ли было наше прегрешение или непроизвольно, или даже и тайно, состояло ли оно в словах или в делах или заключалось в самом сердце, – за все должны мы умилостивить Бога молитвою. Ибо обозрение прошедшего весьма полезно, чтобы снова не впадать нам в подобные грехи, почему и сказано: «размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь» ( Пс. 4,5 ). Опять и при наступлении ночи нужно просить, чтобы упокоение наше было непреткновенно и свободно от мечтаний. А что и полунощь нужна нам на молитву, это предали Павел и Сила, как сказует история Деяний, говоря: «Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога» ( Деян. 16,25 ). И псалмопевец говорит: «В полночь вставал славословить Тебя за праведные суды Твои» ( Пс. 118:62 ). И опять надобно вставать на молитву, предваряя утро, чтобы день не застал нас во сне и на ложе, по словам сказанного: «Очи мои предваряют утреннюю стражу, чтобы мне углубляться в слово Твое» ( Пс. 118,148 ). И тем, которые решились жить тщательно во славу Бога и Христа Его, не надобно пренебрегать ни одним из сих времен. Полагаю, что разность и разнообразие молитв и псалмопений в установленные часы полезны и по той причине, что единообразием душа нередко приводится в какое-то равнодушие и рассеяние, а переменою и разнообразием псалмопения и чтения в каждый час вожделение ее приобретает новые силы и трезвенность обновляется».
15. Если я опоздал на 5 минут, можно ли ещё читать службу часа?
Ответ: Конечно, данные в Часослове подразделения времени достаточно условные и сильно зависят о географического нахождения молящегося. Скажем, на родине церковного устава – Палестине, день почти равен ночи, а у живущих в России время восхода и захода солнца постоянно меняется. И если летом у нас восход можно обозначить 3-4 часами утра, то зимой это время принято называть не утром, а ночью. Отсюда следует, что время совершения богослужения можно определять и на глазок, как это было раньше, наблюдая за тем, чтобы утреня начиналась до рассвета и заканчивалась восходом солнца, а шестой час совершался, когда солнце окажется в зените, но так как сейчас все привыкли расписывать время по минутам (в том числе и компьютерная программа должна работать по определенному алгоритму), то и при определении времени богослужения приходится руководствоваться простой симметричностью частей суток. Поэтому в наших Часословах дается не точное время, а лишь промежуток (в 2-3 часа), в который следует вписать то или иное богослужение.
16. Можно ли сдвигать службы Часослова на пару часов вперёд или назад?
Ответ: Согласно Типикону в некоторых случаях не только возможен, но и необходим сдвиг тех или иных служб. Например, Утреню Великой Пятницы наш Устав предписывает совершать с 2-х часов ночи (по-нашему с 20:00), а Утреню Великой Субботы начинать «в 7-й час нощи», (т.е. около 1:00 ночи). Делаться подобное может или из того расчёта, что службы очень длинные и надо успеть их закончить к восходу солнца, или же потому, что содержание их соответствует другому времени.
17. Как лучше начать — читать сразу все последования или прибавлять по одному?
Ответ: Сначала можно ограничиваться последованиями краткого Часослова, ибо начинающим лучше читать мало, но чаще. Кстати, краткий Часослов полезен и тем, у кого время для молитвы ограничено.
18. А как лучше читать Часы — вслух или про себя?
19. Можно ли воздевать руки при домашней молитве?
Примечания
[1] Преп. Варсануфия и Иоанна. Руководство к духовной жизни. Отв. 74. С. 58., Отв. 90. С. 66.
[2] Блаж. Диадох Фотиийский. Добротолюбие. Т. 3. Гл. 73. С. 48.
[3] Феолипт, митр. Филадельфийский. Добротолюбие. Т. 5. Слово о сокровенном делании. Гл. 23. С. 173. Ср. св. Игнатий Брянчанинов. Т. 2. С. 200.
[4] Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Сл. 10. С. 49.