Что такое чартер яхты
Яхтенный чартер за границей
Определение региона и изучение возможностей яхтенного чартера там
В первую очередь важно определиться с местом путешествия и узнать, есть ли там чартерные компании, в которых вам смогут предоставить яхту для путешествий. Стоит собрать максимум полезной информации о наличие чартерных компаний в интересующем вас регионе, их количестве и о том, какие яхты они сдают в чартер. Если регион малоразвит, велики шансы получить в чартер малопригодную для эксплуатации яхту. Вопросом изучения места для яхтенного чартера за границей стоит заняться за 2-3 месяца до того, как вы соберётесь осуществить такое путешествие.
Безопасность – на первом месте при выборе региона
При выборе региона плавания важно оптимально оценивать свои возможности и уровень подготовки и выбирать наиболее подходящий по условиям безопасный регион. Также стоит учитывать условия сезона мореплавания в данном регионе, чтобы они тоже соответствовали критериям безопасности. Выбирая регион для чартера яхты за границей, следует ориентироваться не только на вашу собственную подготовку, но и на подготовку ваших спутников. Принято ориентироваться на наименее подготовленного члена команды, выбирая наиболее подходящий для плавания регион.
Определение маршрута и выбор подходящей яхты
Важно определиться с маршрутом путешествия, поскольку от этого во многом зависит выбор подходящей яхты. Существует следующая классификация яхт, на которую стоит ориентироваться при выборе с учётом желаемого маршрута:
Выбор оптимального сезона для яхтенного чартера
К низкому сезону чаще всего относятся апрель-май и конец октября-ноябрь, а к высокому – период с начала лета и до конца октября. Не стоит ориентироваться на яхтенный чартер в наиболее высокий сезон. Во-первых, это сложность аренды. Во-вторых, что ещё более неудобно, возникнет немало сложностей, чтобы найти свободное место для стоянки в маринах. Этот момент в особенности актуален для яхтенного чартера в таких регионах как Хорватия, Лазурный Берег и побережье Италии. Пиковый сезон – июль-август. В это время максимальные цены на яхтенный чартер. Кроме того, в высокий сезон практически невозможно нанять яхту на несколько дней. Стандартный срок аренды – неделя (от субботы до субботы). Поэтому, выбирая яхтенный чартер за границей в низкий сезон, можно существенно сэкономить.
Выбор типа яхтенного чартера за границей
1) Bareboat Сharter – аренда яхты без экипажа, под полную свою ответственность. Такой чартер требует наличия шкиперских прав – свидетельства международного образца и идеально подходит для тех, кто уверенно владеет искусством управления яхтой.
2) Skippered Charter – аренда яхты с профессиональным шкипером. Такой чартер в большей мере предполагает отдых, чем самостоятельное управление яхтой. Это также отличный вариант для новичков, которые под руководством настоящего мастера смогут набраться опыта и усовершенствовать свои навыки управления яхтой, и для тех, кто мало знаком с местной лоцией и стремится сделать путешествие максимально безопасным.
Услуги брокерской компании – идеальный вариант для новичков
Если вы новичок, то в первый раз, собираясь арендовать яхту за границей, лучше всего воспользоваться услугами специализированной брокерской компании. Здесь вам и лучший вариант яхты порекомендуют, и наиболее оптимальный маршрут предложат, и провизию на яхту завезут. Яхтенный чартер за рубежом хорошо развит, и риск мошенничества в этой сфере практически минимальный. Главное – не стоит вестись на излишне дешёвые предложения, таящие в себе подводные камни. Оптимальный вариант – ориентироваться на среднестатистические расценки.
Страховка
Для путешествия на яхте желательно приобрести страховку для себя, причём учитывающую возможность экстренной эвакуации. При выборе страховой компании следует ориентироваться, чтобы у неё было как можно больше офисов вдоль побережья, у которого вы будете проходить.
Заблаговременное бронирование яхтенного чартера
О чартере яхты за границей стоит позаботиться заранее, в особенности, если это касается пользующихся повышенным спросом регионов и сезонов, иначе есть вероятность остаться без ожидаемого путешествия. Предварительное бронирование яхтенного чартера за рубежом в ряде случаев позволяет существенно сэкономить. Как правило, чартерные компании предоставляют существенные скидки при бронировании яхты за 5-6 месяцев.
Осмотр яхты и контракт об аренде
Следующим этапом станет подписание контракта на аренду выбранного варианта яхты и внесение предоплаты. Стоит учесть, что в контракте оговариваются лишь сроки начала и окончания аренды, а оптимальный маршрут продумываете вы сами, чтобы успеть своевременно вернуть яхту на стоянку, где вы её арендовали. Перед подписанием контракта яхтенного чартера важно лично провести тщательный осмотр яхты, которую вы собираетесь зафрахтовать; тщательно изучить всё оснащение и проверить исправность каждого важного элемента. Ошибочно предполагать, что если яхта новая, то это гарантия абсолютной исправности.
ТОП-5 лучших регионов для яхтенного чартера за границей
Турция – идеальный регион для чартера яхт новичками, которые в этих местах могут отлично усовершенствовать свои навыки управления яхтой. Турецкие марины прекрасно оснащены, а в любом уголке можно легко сделать небольшую стоянку, ведь здесь немало заливов и уютных бухт. Длительный сезон с апреля по ноябрь также является существенным плюсом яхтенного чартера в Турции.
Греция – считается одной из лучших для морских путешествий стран Европы. Наличие в этой стране множества различных островов позволяет выбрать маршруты на любой вкус: и с посещением уникальных достопримечательностей, и с учётом пожеланий длительности переходов – от коротких до продолжительных.
Хорватия – ещё один европейский центр для ценителей увлекательных морских переходов. Морские порты располагаются в городах, где элитная современная роскошь гармонично соседствует со стариной, и можно полюбоваться множеством исторических достопримечательностей. Яхтенный сезон здесь длится с мая по сентябрь, а лето – просто идеальное время для выхода на эти морские просторы на яхте.
Италия – в этой стране Европы яхтинг также развит на высоком уровне. Здесь очень много яхт и всегда возможен широкий выбор. Минус – мало мест в маринах для гостевых яхт, поскольку большинство стоянок рассчитано на постоянных клиентов.
Благодаря яхтенному чартеру яхтингом можно заниматься круглый год, периодически меняя лишь регионы плавания.
Чартер для «чайников»: 8 простых советов
Что сначала?
Первый человек, с которым вы будете контактировать — ваш чартерный брокер. К вам припишут его (или ее), как только вы позвоните в компанию, занимающуюся яхтенным чартером. Этот человек — ваш новый лучший друг. Он, как собака, натасканная на поиск трюфелей, разнюхает для вас лучшую яхту, договорится с владельцем и сведет вас с другими яхтсменами.
Только после этого он предложит вам свои варианты, чтобы вместе решить, что вам больше по душе. Крутой брокер будет торговаться от вашего имени, чтобы выбить лучшее предложение и разные бонусы типа бесплатной доставки. А если вам вдруг понравилась лодка с сайта или из брошюры другой фирмы, просто дайте знать своему брокеру: все они пользуются единой централизованной базой лодок. Ваш брокер достанет то, что вам приглянулось.
А деньги?
Ах да, деньги. Больной вопрос. Чтобы сразу разбить ваши розовые мечты: чартер это недешево. Но он может быть на удивление доступным. Серьезно! Возьмите Princess 67, чудесную 20-метровую моторную яхту, способную принять на борт до 6 человек в круизе, которую можно взять в аренду в Москве. Она стоит в районе 2 млн рублей в неделю. Это 333 тыс рублей с носа — сравнимо со стоимостью недели проживания в 5-звездочном отеле на курорте. Или вот интересная парусная яхта «Николаев» с глубоководным роботом на борту, предлагаемая для аренды в Сочи. Ее недельная стоимость — 1,050 млн рублей. В каютах могут разместиться пять человек, каждый заплатит по 210 тыс рублей.
Расходы на экипаж включены в стоимость аренды. Ваш брокер возьмет с вас дополнительно сумму, составляющую 25% от стоимости аренды, на покрытие расходов на топливо и еду. Экипаж закупит все необходимое заранее. Ваш брокер очень подробно расспросит вас об этой статье расходов, от марки вашего любимого чая до географии винной карты. В конце отдыха, если от вашего залога что-то осталось, вам это что-то вернут. Проще пареной репы. Очень шикарной репы.
Что надеть?
Наряжаться на яхту, как на светский раут, совершенно ни к чему. Берите casual. И сделайте педикюр (да, мужчины, вы тоже!). На яхте запрещено находиться в обуви.
Кто мой экипаж?
Экипаж привязан к определенной лодке, и постоянные клиенты часто выбирают лодку только потому, что они в восторге от команды. Минимальное количестов человек в экипаже — трое: капитан, стюард (кок по совместительству) и палубный матрос. Чем больше яхта, тем больше людей требуется на борту. Няни, массажисты и прочие приглашаются на борт за отдельную плату. Экипажи все очень разные. Есть расслабленные и дружелюбные (таких любят американцы), есть молчаливые, сдержанные и практически незаметные (гости с Ближнего Востока, как правило, выбирают таких). Ваш брокер позаботится о том, чтобы экипаж соответствовал вашей личности, так что если вы захотите, чтобы вас называли «сэром» и поклонялись вам, нет проблем.
Как себя вести?
В принципе, как хотите. Экипаж подписал соглашение о конфиденциальности, так что то, что происходит на лодке, не выйдет за ее пределы. Но все же будьте добры к экипажу. Устраивая каждый день вечеринки до утра, помните, что вашей команде вставать в шесть, чтобы приготовить вам завтрак. Дайте им поспать.
Как бороться с морской болезнью?
Большинство современных яхт имеет стабилизаторы, как в круизе, так и на якоре. Это означает, что лодку не будет мотать. Опасность испытать морскую болезнь сведена к минимуму. Но если вы все же опасаетесь, советуем прочитать вот эту статью.
Сколько давать на чай?
Здесь нет фиксированной нормы, но как правило чаевые составляют от 5 до 15% стоимости чартера и делятся между членами экипажа. Вот как это делается: можно положить деньги в конверт и вручить капитану перед высадкой — он сам поделит. Можно самолично разделить деньги и одарить каждого члена экипажа перед тем, как покинуть судно, наконец, можно поручить это дело чартерному брокеру, который просто возьмет оставшуюся от оплаты еды и топлива сумму и передаст команде. Если кто-то из членов экипажа был особенно хорош, есть смысл вознаградить его за усердие дополнительно.
Могу я взять с собой детей/ домашних питомцев?
Для детей яхта — совершенно безопасное место. Даже для младенцев. Все, что нужно, заперто, чтобы предотвратить падение с борта, есть специальные меры предосторожности.
Если ваш питомец маленький и умеет себя хорошо вести, то брокер, возможно, сможет выхлопотать для вас разрешение взять его на борт.
Что такое чартерный яхтинг
Если вы интересовались отдыхом на яхте за границей, наверняка вам доводилось видеть предложения чартера яхты. Будь то чартер на день, на пару часов или на длительный срок. И Чартер здесь – это не фамилия преуспевающего бизнесмена. Чартер – это аренда лодки. Этим он отличается от небольшой прогулки по известному маршруту или к местным достопримечательностям. В случае с прогулкой, вы оплачиваете конкретную услугу более узкого характера. Это может быть посещение на яхте определенного места или маршрута, или просто посещение яхты с выходом в море. В случае с чартером – вы распоряжаетесь лодкой на то время, пока заключен договор аренды. То-есть, вы сами решаете куда направиться, в пределах отведенного вам времени пользования.
Захотелось вам, допустим, пойти в другой город и на пути внезапно прервать своё путешествие заходом в живописное место, которое вы только что заметили, или береговой ресторанчик – пожалуйста. Лодка в аренде – вы сами себе хозяева. Потому что предметом заключения чартерного контракта является именно аренда лодки, на которой вы находитесь. Все прочие опции вытекают из этого предмета.
Теперь давайте разберемся поподробнее. Как уже было сказано, аренда яхты позволяет получить большую свободу при большей экономии. Как например аренда автомобиля в сравнении с перемещением на такси или содержанием этого автомобиля в собственности. Кроме того, на чартерной яхте вы не только перемещаетесь, но и пользуетесь ей как плавучей гостиницей. При этом, по уровню комфорта чартерные яхты не уступают большим автомобильным домам. Современные яхты, которые вы встретите в предложениях чартерных компаний, имеют просторную кают-компанию (общий салон) в котором есть диваны, стол на весь экипаж, аудиосистема, опционально телевизор.
Обычно часть этого салона отведена под приготовление пищи – есть отдельный стол, холодильник, раковина, газовая плита, часто даже с духовкой, микроволновка, иногда винный шкаф. На большинстве чартерных яхт есть горячее и холодное водоснабжение, отопление, санузлы, где вы можете даже полноценно принять душ, не говоря уже о том, что туалеты(гальюны) на яхте уже давно ничем внешне не отличаются от привычных каждому человеку ватерклозетов в тех же гостиницах.
Кроме того, на яхте в среднем имеется три двухместные каюты и это позволяет провести параллель с арендой небольшого коттеджа, который, подобно домику Элли из одного небезызвестного классического детского произведения, – может при помощи ветра переместиться в другое место.
Только, в отличие от сказки, – это произойдет по вашему желанию.
В море нет дорог, нет пробок и дышится легко.С борта лодки открывается вид на береговую линию, ощущается огромное свободное пространство. И в целом ощущение «медленно» от перехода, это редкий спутник морского путешественника. Хотя, конечно, многим моим знакомым «медленно» кажется уже и на самолете, и на Сапсане. Но в этом и заключается изюминка яхтинга, – он снимает стресс, успокаивает. Позволяет оторваться от тех проблем, которыми мы окружены на земле, а вернувшись к ним, сделать их решение проще и легче.
На море крейсерская скорость в 7 узлов это хорошо, потому что вообще не главное. На переходе вы отдыхаете.
Конечно, некоторую часть аудитории интересует вопрос: «Сколько это стоит?» Давайте попробуем рассмотреть различные варианты, как вы можете вдруг оказаться в своем отпуске путешественником-яхтсменом.
В Мире, напротив, взять лодку в аренду можно практически во всех популярных туристических местах, где есть акватория. Будь то фьорды Норвегии, Карибские острова, Сейшелы, полюбившийся нашим туристам Тайланд, конечно же Средиземное море, где тысячи яхт по береговой линии практически круглый год сдаются в аренду, отправляясь на «зимовку» на Канарские и Азорские острова.
Таким образом, путешествие на яхте начинается с путешествия за границу и выбора места, где вы хотите провести свой отпуск. Если вы еще не пробовали себя в таком отдыхе, мы бы порекомендовали отправиться для начала в Черногорию. Это безвизовая для российских граждан страна, являющаяся частью бывшей Югославии и имеющая выход к Адриатическому морю. Буквально напротив – на расстоянии нескольких сотен километров располагается голенище сапожка Италии. Чистота моря, доброжелательность хорошо относящегося к русским местного населения, горный воздух, замечательные горные пейзажи, качественная, вкусная и недорогая пища не оставят вас равнодушными. В то же время акватория достаточно спокойная на предмет ветра и волны, что позволит путешествовать в размеренной обстановке без сильных кренов и «превозмоганий». Сделать знакомство с парусом и с жизнью в морском путешествии наиболее «мягким».
Соответственно, первая часть расхода на отпуск будет заключаться в перемещении себя на место отдыха, стоимости визы (при посещении визовой страны), перелетов и обязательной страховки здоровья. Которую, кстати, неплохо было бы сделать в формате «для активных видов спорта», указав, что вы будете заниматься яхтингом. Это будет немного дороже, но такая страховка покрывает больше возможных происшествий, чем обычная туристическая.
Вторая часть расхода будет, как и в привычном туризме, связана с проживанием. Основа ёё – аренда яхты. Цены на аренду зависят от региона, времени года, размера, модели и возраста яхты.
Аренда яхты.
В регионах, где будет проходить ваше путешествие есть как платные места стоянок для яхт, так и бесплатные. К платным относятся стоянки с инфраструктурой. Это могут быть марины (не путайте с именем, мариной называется место где стоят яхты, оборудованное инфраструктурой и защитой от непогоды), городские причалы, местные достопримечательности, некоторые прибрежные рестораны. За стоянку в таких местах необходимо заплатить от 10 до 100 евро за сутки. Это в расчете для рассматриваемых яхт средних размеров. Зависит эта сумма от уровня инфраструктуры и размера вашей лодки. В стоимость аренды у вас может входить береговое электричество, wifi, подача водопроводной воды прямо к лодке, береговой санузел (душ, туалет) и другие полезные вещи. На расходники могут также стоять и счётчики.
В то же время есть и места, где денег с вас никто не возьмет – например стоянка в бухтах на якоре. Но такая стоянка потребует расхода запаса собственных ресурсов лодки (воды и электричества) и связана прежде всего с тем, что в маринах вы можете оставить лодку без присмотра, а на якоре обязательно несется якорная вахта. Это значит, что 1-2 человека сменяя друг друга каждые 4 часа круглые сутки дежурят в кокпите, наблюдая за обстановкой. То же самое осуществляется и на многодневных переходах. Береговой круиз обычно подразумевает хождение в дневное время из марины в марину и избегает несения ходовых и якорных вахт.
Топливо.
Скорость лодки под мотором будет около 6-7 узлов. Если ветер относительно желаемого маршрута «правильный». Не «попутный», а «правильный». Это еще одно заблуждение. То в общем скорость хода под парусом будет выше скорости хода на моторе и 4-6 часовые дневные переходы в расход топлива считать не придется. Некоторые шкиперы любят считать все переходы переходами на моторе, рассчитывая свои расходы. Так проще. И приятнее, когда на деле расходы ниже, чем запланировано. Кто-то берет средние числа исходя из собственного опыта, времени года, особенностей акватории.
Питание.
Это очень индивидуальный вопрос, тем более зависит сильно от региона. Вы можете питаться на берегу, это будут одни деньги. Можете закупить продукты на лодку в обычном продуктовом магазине и готовить на яхте. Плиты на яхтах газовые с питанием от баллонов. При интенсивной готовке на яхте может потребоваться заправка баллона в марине. Вы также можете использовать микроволновку, если она есть и электропитание осуществляется от берега. Можете нанять шеф-повара (кока) на весь период аренды или отдельные дни. Соответственно, затраты будут совершенно разные. К примеру, в Черногории прекрасно готовят мясо и рыбу. Очень вкусно, очень большие порции. Наедаетесь одним блюдом стоимость обеда где-то около 8 евро. Исключения составят, пожалуй, рестораны в Порто Монтенегро, где хорошо поужинать будет стоить около 25-30 евро. Но всё равно, по петербургским меркам это очень дешево, а с учетом объема порций – вообще даром.
Прочие туристические развлечения.
Выглядит очень размыто, неправда ли? На самом деле ответы на эти и другие вопросы достаточно точно знает шкипер. Шкипер это на яхте – капитан. Человек, умеющий этой яхтой управлять и ответственный за всё что происходит на борту. Именно шкипер планирует яхтенные путешествия и разбирается во всём, с чем вам придется столкнуться по пути. Шкипер на яхте человек старший, потому что он несёт ответственность за безопасность лодки и всех, кто находится на борту. В его ведении находятся все вопросы, касающиеся размещения, пребывания на лодке, частного планирования переходов и любые вопросы, которые могут повлиять на безопасность.
На самом деле всё не так плохо, шкиперы с необходимой квалификацией в нашей стране есть, есть школы, как например наша школа, и их тоже достаточно.
Многие из них уже давно ходят на своих и чартерных яхтах по различным акваториям и с удовольствием помогут с отдыхом людям, которым он интересен. Ведь для одного человека расходы на поход высоки, а на компанию людей – вполне приемлемы. Кроме того, это обычно новые интересные знакомства, иногда перерастающие в настоящую дружбу. А ведь, чем старше люди, тем сложнее в обычной жизни с этой самой дружбой. Всё-таки экипаж яхты это нечто большее, чем просто попутчики в круизе.
Не стесняйтесь общаться и задавать вопросы. Яхтсмены обычно люди приветливые и открытые, они уже имеют определенный опыт, знают акватории, путешествуют. В конце концов, возможно, вы сами изучите все вопросы и станете яхтсменом или даже шкипером. При желании научиться, ничего сложного в этом нет.
Прием чартерной яхты: секреты и тонкости
Для большинства из нас вожделенный отпуск под парусами начинается с процедуры аренды лодки. Как пройти это испытание с большей эффективностью и минимальными потерями? На самом деле, успех даже кажущегося невозможным предприятия полностью зависит только от вас!
Прежде всего, стоит уяснить, что чартерные компании в большинстве цивилизованных уголков мира (от «старой Европы» до Турции, Хорватии и экзотических стран на других континентах) уже давно не пытаются обмануть своих клиентов, подсунув им заведомо неисправную лодку. Остается лишь внимательно отнестись к процедуре ее приема. Попробуйте следовать этим несложным правилам.
Не торопитесь
При этом вопросы общего состояния лодки и качественное ее снабжение всем необходимым обычно остаются за бортом: «быстрее навстречу волнам и свежему ветру!» — вот девиз, под которым совершается максимум ошибок при приеме лодки. Между тем именно в ней вам предстоит провести от нескольких десятков часов до нескольких суток, а это представляется более чем веским поводом для того, чтобы внимательно ознакомиться со всеми особенностями своего временного плавучего дома.
Как показывает практика, на прием лодки средних размеров (от 36 до 50 футов) вполне стоит затратить по крайней мере — чтобы потом не сожалеть об излишней торопливости, которая провоцирует риски возникновения аварийных ситуаций уже в самом недалеком будущем.
Поиграйте в ролевые игры
Если вам повезло с командой настолько, что вы вместе проводите отпуск в одной лодке уже не первый раз, то процедуру приема можно упростить и ускорить, не снижая качества проверки. Для этого достаточно разделить функции: с тем, чтобы каждый принимал ту часть оборудования и оснащения лодки, с которыми ему главным образом предстоит работать впоследствии.
Например, капитану с помощником (вторым шкипером) целесообразно сосредоточиться на осмотре и опробовании рангоута, снастей, парусов, двигателей, рулевого и якорного устройства. Штурман в это же время мог бы проверить навигатор, другие судоводительские инструменты, набор карт и пособий, а также работу ходовых огней и средств связи.
А вот добровольному коку, помимо проверки холодильника, газовой плиты и необходимого набора посуды, стоит удостовериться в наличии положенного запаса воды, полного заряда аккумуляторов и на практике убедиться в исправной работе насосов, стоков, сливов и системы переключения водяных цистерн.
После этого остается лишь совместными усилиями разобраться с судовой документацией, составить акт приема лодки (с подробным указанием всех выявленных недостатков), заменить неисправные элементы (если таковые найдутся) и только потом отправляться в счастливое плавание.
При необходимости обязанности по приему яхты в слаженном экипаже могут гибко перераспределяться в зависимости от предпочтительных интересов его членов, тогда каждый получит отличный шанс блеснуть своей эрудицией и подстраховать товарища.
Итак, мы рассмотрели практически идеальный вариант, но что делать, если на всю команду приходится всего один-два человека, ранее ходившие под парусом?
Оптимизируйте свои возможности
Каждый индивидуум хоть в превосходит других, и ваша команда — не исключение. В ней как минимум должна оказаться пара владельцев дипломов яхтенного капитана: в большинстве случаев без них вам лодку в аренду не сдадут. Этого уже вполне достаточно, чтобы приступить к качественной приемке силами самых опытных экспертов, особенно, если остальные соплаватели помогут им в меру своих возможностей и способностей.
Постарайтесь создать для этого вашего товарища максимально комфортные условия: не пытайтесь его перебивать, если вам покажется, что вы лучше поняли заданный вопрос, и не требуйте первоочередного внимания именно к вашим нуждам. Одновременно переводить несколько обращений различной тематики (от состояния парусов и отсутствующей карты до потекшего холодильника и недостающих тарелок) порой оказывается просто невозможным.
Продвигаясь по лодке вслед за экспертами и в сопровождении переводчика, остальные члены экипажа смогут не только подробно ознакомиться со всеми особенностями своего плавучего дома, но и заметить нечто важное для последующей безаварийной эксплуатации всех систем и оборудования лодки. Включайте коллективный разум и коллективную наблюдательность — в будущем это поможет на только избежать досадных осложнений в путешествии, но и сэкономить кучу денег на компенсацию их неприятных последствий!
В зоне особого внимания
Надеюсь, начинающим любителям парусных путешествий пригодятся несколько дружеских советов: на чем стоит сосредоточиться в процессе приема лодки. Замечу, что все они основаны на практическом опыте — личном или моих приятелей.
Веревки и паруса
Стоячий такелаж не только осматриваем, но и ощупываем, убеждаясь в том, что он действительно качественно обтянут. Бегучий такелаж полностью проверяем в действии. Если только не мешает погода (сильный ветер или дождь в месте стоянки), обязательно, не торопясь, разбираем все снасти и разворачиваем все паруса.
Помимо отличной тренировки команды, это замечательная возможность для качественной проверки всех блоков, барабанов и закруток. Пусть лучше узлы и механизмы заедают или отказывают на стоянке, чем в море.
Двигатель и рулевка
Мотор пробуем не только на холостых оборотах, но и при фактическом включении переднего и заднего хода. Это нетрудно организовать, если слегка потравить швартовы.
Обязательно уделите должное внимание осмотру румпельного отсека и рулевой машины. Потеки масла и следы свежей сварки следует воспринять как настойчивый намек судьбы на то, чтобы оперативно сменить лодку и впоследствии ни о чем не пожалеть, орудуя румпелем.
Надувная должна сдаваться вам в полностью надутом (а значит — исправном) состоянии. Полусдутый динги с многочисленными заплатами, а также иными следами повреждений, внушает законное недоверие и подлежит безусловной замене.
Проверка мотора тузика — отдельный вопрос. По крайней мере дважды на моей памяти случалось так, что отдельно от динги двигатель вел себя вполне исправно, зато при последуюшем соединении с ним отказывался работать наотрез. Так что по возможности старайтесь проверить шлюпку и мотор в творческом тандеме — чтобы в самый ответственный момент не пришлось отчаянно поработать веслами.
Ходовые огни и связь
Несмотря на то, что включение необходимых ходовых огней теоретически сопровождается зажиганием соответствующих лампочек на панели пульта управления, не поленитесь быстро пробежаться по лодке и посмотреть, включились ли все они фактически. Заодно это станет отличным поводом, чтобы освежить свои знания Международных правил предупреждения столкновений судов в море ().
Обе (стационарную и переносную) следует проверить как по отдельности, так и в процессе установления двусторонней связи. В последнем случае не стесняйтесь вынести мобильный терминал на берег и переговорить с вашими друзьями на борту.
Штурманский уголок
Помимо электронного навигатора, стоит проверить и бумажные карты (обязательно на весь район предстоящего плавания), а также наличие соответствующих навигационых пособий — лоций и других описаний побережья.
Не пренебрегайте ручными пеленгаторами и не забудьте удостовериться, что на борту есть параллельная линейка (для прокладки курса) и обычные карандаши — для нанесения места на карту.
Обратите внимание на работу судового измерителя ветра: грубо — поделив силу ветра в узлах на два, вы узнаете его скорость в привычных метрах в секунду.
Заметим, что проверить на стоянке точность работы лага и эхолота порой оказывается затруднительным. Поэтому, убедившись в технической исправности, не забудьте испытать их на практике сразу же после выхода из яхтенной марины.
Камбуз
Если вы не рассчитываете при чартере лодки нанять сразу же хостес и профессионального кока, не пренебрегайте тщательной инспекцией кухонного блока. Помимо проверки исправности холодильника и газовой плиты в нее целесообразно включить проверку наличия запасного газового баллона, а также полного набора посуды (в соответствии с привычками вашей команды).
Последнее представляется немаловажным: если в случае нужды утренний кофе еще можно сварить в обычной кастрюле (вместо удобного ), то разливать суп или раскладывать второе блюдо при помощи чашки (при отсутствии ) — крайне неудобно.
Вода, электричество и прочие удобства
Ограниченный комфорт лодки зависит от того, насколько оперативно вы сможете пополнять заряд аккумуляторных батарей и запасы питьевой воды при всяком удобном случае. Для этого каждый член экипажа должен знать, где находятся кабель для подсоединения бортового питания, а также водяной шланг/горловины цистерн пресной воды и уметь при необходимости быстро подключиться к источнику этих береговых благ.
Не стоит забывать и про повседневные бытовые удобства — особенно, если на борту предполагается присутствие дам. Помимо обязательной дотошной проверки туалетной (фановой) системы, не забудьте удостовериться в возможности принять пресный душ, не испытывая при этом негативных ассоциаций.
На большинстве лодок среднего класса душевая кабинка располагается прямо в туалетной комнате (гальюне). Принимая лодку, включите на время душ, проверяя, как быстро уходит вода и насколько эффективно работает вспомогательный откачивающий насос. При необходимости, обратите внимание сдающей стороны на засоренные стоки (с их последующей прочисткой).
Кстати, позаботьтесь, чтобы и у вас самих всегда была возможность навести на лодке должный морской порядок. Для этого, помимо ведра на коротком тросе для зачерпывания воды и традиционной швабры-«машки», стоит запастись элементарной ветошью для протирки палубы.
Необходимый постскриптум
И в заключение — деликатный вопрос: как расплачиваться за свои ошибки, допущенные как при приеме яхты, так и в дальнейшем плавании? Не секрет, что многие чартерные компании размещают на видном месте своеобразный прейскурант, где перечислены размеры денежных штрафов за самые различные поломки оборудования/оснащения, а также цены на утраченные/поврежденные предметы снабжения.
Неминуемой расплаты за чужие грехи можно избежать, если внимательно и не торопясь принимать лодку и находящееся на ней имущество. Что же касается всех неизбежных в море случайностей, произошедших по вине экипажа — от разбитой чашки до порванного паруса и утопленного якоря — то целесообразно сразу же договориться: причитающаяся ко взысканию сумма делится между всеми поровну.
Нет ничего печальнее картины, когда дружная (на вид) команда при сдаче яхты начинает выяснять, кто из ее членов больше виноват в той или иной поломке/пропаже. Помните, что даже вернувшись «из морей», вы все равно остаетесь в одной лодке — так же, как и во всех последующих совместных путешествиях!