Что такое чаевые в ресторане
Чаевые в ресторане по правилам. Давать или не давать?
Чаевые – дело тонкое. Есть особая статистика на их счет. Половина гостей ресторана уважают традицию чаевых и оставляют официанту вознаграждение. Четвертая часть посетителей, будучи не в курсе, сколько и как давать на чай, оставляют или несоразмерно много, или неприлично мало. А оставшиеся 25% вообще не дают чаевые по принципиальным соображениям…
Кто из них прав? Следует оставлять чаевые в ресторане или не следует? Если следует, то сколько и как? И как обстоят дела с чаевыми в других странах? Ищем и получаем ответы на эти вопросы при помощи ведущего российского интернет-портала www.4banket.ru.
Давать или не давать?
Чаевые – это вознаграждение, которое добровольно вручается посетителем обслуживающему персоналу – официантам, парковщикам, поварам, портье, горничным…
Но из этого правила есть исключения, переводящие чаевые из добровольных пожертвований в разряд принудительных. Очень часто в ресторанах чаевые включают итоговый счёт отдельной строкой — «10% за обслуживание».
4 довода в пользу чаевых
Но, как бы то ни было, чаевые — это доход официанта и его средства для существования, заработанные, кстати, нелегким трудом. Важно об этом помнить, когда начнет дрожать рука над ресторанным счетом.
На заметку: в некоторых заведениях обслуживающий персонал все чаевые объединяет и потом делит поровну в конце рабочего дня.
На заметку: замечено, что люди, которые когда-либо работали в сфере обслуживания и знают не понаслышке тяготы этого труда, всегда оставляют на чай.
2 довода против чаевых
Пожалуй, это – главный аргумент нежелания клиента оставлять монетизированную благодарность обслуживающему персоналу.
Но, даже в этом случае, можно проявить благородную вежливость и чаевые, все же, приложить к счету, но не в полном размере.
Совет: в случае замеченных упущений в работе официанта, надо дать ему шанс их исправить, сделав замечание в тактичной форме.
Если же замечание не вызвало улучшения в обслуживании. И грубость, небрежность, нерасторопность остались без изменения, то вполне нормально со стороны клиента наказать такого работника, лишив его чаевых.
На заметку: иногда нет вины официанта в задержке подачи заказа или в холодной отбивной. Возможно, что это – промах кухни или ошибка менеджера ресторана. Тогда совсем лишать чаевых официанта, оказавшегося крайним, было бы несправедливо.
Отдельная строка в счете – «За обслуживание» — свидетельствует о том, что чаевые уже в него включены. В этом случае, клиент не обязан ничего платить сверх итоговой суммы чека.
Как определить размер чаевых?
Вопрос не имеет однозначного ответа, ведь речь идет о вознаграждении, размер которого не обговорен законодательно.
На размер чаевых, как правило, влияют 4 фактора.
Важно: в России в ресторанах принято оставлять в качестве чаевых 15% от общей суммы счета. Причем, это считается минимальной «чаевой ставкой». Все, что ниже ее, выглядит, как недовольство клиента обслуживанием и является «камнем в огород» официанта, в большинстве случаев, весьма болезненным.
Если клиент доволен обслуживанием, то официант вправе ждать от него более щедрого вознаграждения – 20%-30%.
В случае небольших компаний, например, из 4-6 человек, существует практика, когда каждый дает на чай по 100 рублей. Но! Это не выглядит скупостью только в том случае, если полученная сумма выше 15% от счета.
4 способа: как посчитать 15 процентов?
Не пугая расслабленного клиента ресторана математическими уравнениями, предлагаем упрощенный способ высчитывания 15%.
Округляем итоговую сумму счета, убирая из нее копейки и прочие мелкие «неудобства» для счета. Например, 1403 рубля превращаем в 1400.
Выясняем, сколько будет 10% от этой суммы – сдвигаем запятую влево на одну цифру. Так, 10% от 1400 будет 140 руб.
Высчитываем оставшиеся 5 процентов – делим 140 на 2, получаем 70 и прибавляем их к 140 (10%).
Таким нехитрым способом, получаем 210 рублей – 15% от 1400 – средний размер чаевых.
Если сумма кажется «несерьезной», а обслуживание вас более чем устроило, можно оставить хорошему официанту 20%. Для этого 10% удваиваются: 140 и 140, получается 280 рублей. Округляем до 300 и добавляем благодарную улыбку к счету. Будьте уверены, в ответ вы получите не менее благодарную улыбку довольного официанта.
Прежде, чем пускаться в математические расчеты, нужно проверить счет. Сегодня многие рестораны включают чаевые в итоговую сумму. Оплачивая такой счет, клиент автоматически вносит свою благодарную материальную лепту за обслуживание.
На заметку: такая практика используется и ресторанами при обслуживании крупных мероприятий и застолий с большим количеством участников. Это делается для устранения недоразумений при оплате счета, когда у клиентов нет единодушного мнения по поводу чаевых.
Есть специальные приложения для смартфонов и веб-сайты, помогающие подсчитать процент чаевых. Чтобы ими воспользоваться в нужный момент, приложение нужно заранее скачать на телефон, а для захода на сайт подключить интернет.
Кроме того, все современные телефоны обладают функцией калькулятора, при помощи которого легко высчитывается любой процент от любой суммы.
Он действителен только в том случае, если в городе, где расположен ресторан, действует налог с продаж. Он составляет 5% и указан в счете. При его помощи легко высчитать 15% чаевых, умножив сумму налога на три.
Совет: при расчете чаевых, процент берется от чистой суммы — без скидок и бонусов. В противном случае, благодарность за обслуживание будет выглядеть как оскорбление.
Правила чаевых
Есть несколько негласных правил, касающихся подачи чаевых.
Традиции чаевых в разных странах
Япония – чаевые не приняты. Если иностранный гость японского ресторана этого не знает и оставляет, из лучших намерений, чаевые, официант, обнаруживший подобную благодарность, придет в ужас и побежит с деньгами догонять странного иностранца, чтобы вернуть ему его «благодарность». А хозяин заведения будет оскорблен, ибо оставленные чаевые – это упрек в его адрес, мало платящего своим работникам.
Китай – аналогичная ситуация, с той разницей лишь, что чаевые допустимы в китайских отелях и ресторанах, которые предназначены исключительно для иностранцев.
Тайланд – спокойно относятся к чаевым и местный официант будет рад 1 доллару в качестве вознаграждения.
ОАЭ – в Дубае, например, чаевые составляют 10%.
Египет, Тунис – чаевые включены в счет, но часто довольный клиент добавляет сверху 5-10%. В этих странах уважают «бакшиш».
На заметку: в Египте, Турции, Тунисе и прочих курортных странах в отелях, работающих по системе «все включено», часто можно видеть баночки-боксы для чаевых в барах, кафе, ресторанах. Бросить туда монетку – добровольное дело каждого, ценящего доброжелательное к себе отношение и тяжелый труд людей сферы обслуживания.
В некоторых странах Европы вообще не приняты чаевые. А там, где они есть, составляют 5-10% от счета. Причем, чем севернее расположена европейская страна, тем меньше чаевые. В Финляндии и Норвегии, например, не принято оставлять чаевые.
Общее объяснение небольших чаевых в Европе – простое: официальные зарплаты европейских официантов выше, чем в странах Азии. И чаевые для них – приятные бонус, а не средство существования. Хотя на Францию это правило не распространяется. На родине кафе и ресторанов, гастрономии и кулинарии труд официанта в почете и отмечается 15-процентными чаевыми.
А в Германии пунктуальные немцы, любящие во всем ясность, обязательно прокомментируют свои чаевые – поблагодарят официанта за обслуживание в словесной форме, уточняя таким образом, что они довольны обслуживанием.
Также немцы, оставляя чаевые на столике, прикроют их салфеткой, а итальянцы и французы не будут заморачиваться подобной маскировкой.
Канада – 10-15% чаевых.
Чили – закон официально закрепил за чаевыми ставку в 10%.
Израиль – чаевые включены в счет.
Австралия – 10-15% чаевых.
Чаевые история появления, сколько оставляют в разных странах
Сегодня поговорим про чаевые, этот вопрос волнует не только официантов, но и гостей в ресторане, да, да вы не ослышались)) Чаевые нужно уметь принимать достойно, а также, если вы решили отпраздновать банкет в ресторане, то должны уметь отблагодарить официанта или официантов за их хорошую работу.
Чаевые
Чаевые – вознаграждение, добровольно вручаемое посетителями обслуживающему персоналу сверх того, что положено по счёту. Подобное вознаграждение принято давать в ресторанах (официантам, иногда поварам), парикмахерских, такси, на заправках, в общем на предприятиях сферы обслуживания.
Как правило, “чаевые” клиенты дают по собственной воле, без принуждения со стороны персонала, хотя бывают и исключения в некоторых странах )) Довольно часто чаевые составляют основной доход официанта, порою превышая зарплату в несколько раз.
Я читал интересную статистику, что лишь примерно 50% гостей дают чаевые и знают как это делать и в каком количестве. А около 25-30% посетителей переживают по поводу того, сколько давать чаевых официанту. Как вы уже догадались, оставшиеся 20-25% не дают чаевых принципиально, или дают столько, что хочется плакать.
Чаевые история появления
Существует несколько историй, в которых авторство слову “чай”, “чаевые” приписывают разные страны. Представлю лишь несколько из них, а вы сами решайте, какой вам кажется наиболее правдоподобным.
Сколько оставлять чаевых
Данный вопрос весьма не однозначный и зависит от многих факторов:
Как правило размер чаевых составляет 5-15%, цифры могут лавировать в зависимости от факторов, описанных выше.
Ну, приведу несколько примеров:
В общем каждый случай уникален и единого правила нет, кто, сколько и в какой день оставит чаевых. Одни гости при банкете на сумму 1000$ могут дать всего 10-20$ на чай, поскольку, считают и эту сумму достаточной )) Другие же после простого ужина могут уходя отблагодарить хорошей суммой денег официанта, бармена и администратора.
Как правильно принять чаевые
После хорошего обслуживания гостей в ресторане вам нужно правильно их рассчитать. Кстати, заметка про обслуживание, рекомендую изучить:
Когда у вас попросили счёт, вам необходимо его красиво заполнить (без ошибок, вычеркиваний и грязи) и подать гостям. Как правило, счёт подается тому гостю, который попросил чек. Если вы не знаете, кто именно попросил чек, то папку или книжку со счетом нужно положить на середину стола.
После этого нужно наблюдать со стороны за гостями и когда деньги по счету вам положили, подойдите и с разрешения гостей взять книжку с деньгами. Если вам отдают счет с деньгами, говорят “Спасибо!”, то сдачу можно не относить.
Если положили деньги и ничего не сказали, то вы обязаны вынести сдачу по счету. Не нужно играть в прятки с гостями после того, как вы забрали деньги по счету и там лежит денег больше, чем нужно. Если посетители захотят вас отблагодарить, то сделают это, а если намерены забрать всё до копейки, то так и будет.
Причем, когда вы выносите сдачу, то положите её на стол с улыбкой и со словами благодарности гостям. Не нужно кланяться или лобызать руки, как в царские времена, достаточно просто сказать “Спасибо!” 🙂
Если гости вам сразу положили деньги с чаевыми по счету, то тем более нужно подойти и поблагодарить за вознаграждение.
Если хотите проучить слишком жадных посетителей, вынесите им сдачу, но вряд ли это поможет. Как я уже писал в начале статьи, если человек входит в число 20-25% гостей, которые не дают денег официанту принципиально, то вы тут ничего не поделаете. Посетитель по счёту рассчитался, больше вы не имеете права от него требовать.
Вы можете сколько угодно нервничать, брызгать слюной, психовать если вам не оставили чаевые, но это вам не поможет. Нужно вынести сдачу и достойно проводить гостей. Смиритесь с тем, что не все люди дают щедрые чаевые и не нужно ждать с каждого стола 10-15% сверху от счета. Намного приятней, когда щедрые чаевые дают гости, от которых этого ну никак не ожидаешь, правда? Наверняка, у каждого из вас были такие случаи.
Сколько чаевых принято давать в разных странах
В разных странах своё отношение к выплате чаевых. Как правило, это 5-20% от суммы чека, но бывают и исключения.
Для наших стран размер чаевых составляет примерно 10%, это нормально.
Есть страны, в которых чаевые могут обидеть хозяина заведения и давать их не стоит. Например, в Японии, если оставите чаевые, то официанты могут догнать вас на улице и вернуть деньги. Для нас это дико, но восток – дело тонкое! Такие же правила в Китае, хотя исключения действуют для туристических комплексов или районов, где много туристов.
Если верить статистике, то самые большие чаевые принято оставлять в США (15-20%) и Франции (15%), там официантам работать довольно прибыльное занятие.
В европейских странах замечено, что, чем северней страна, тем меньше размер чаевых. В Финляндии и Норвегии не принято давать чаевые в ресторане.
Не забывайте, что чаевые получают не только официанты и бармены, а водители такси, коридорные, портье и горничные в отелях, парикмахеры, в общем все, кто работает в сфере услуг или обслуживают туристов.
Поэтому, если поедите за границу отдыхать в отеле, то лучше иметь мелкие доллары или евро при себе, это поможет наладить контакт с обслуживающим персоналом.
Заключение
Сколько оставлять чаевых в ресторане каждый решает сам в зависимости от многих факторов. Просто нужно быть человеком и понимать, что каждый зарабатывает по-своему и если официанту принято оставлять чаевые за хорошее обслуживание, то нужно это делать. Как правило, люди, которые работают или работали ранее в сфере обслуживания всегда оставят денег сверх тех, которые указаны в чеке.
Есть еще хорошее правило, что для того, чтобы деньги к тебе приходили, нужно иногда с ними расставаться, даруя другим.
А что вы думаете, уважаемые читатели, насчет чаевых? Какой процент считается “нормальным” в вашей стране? Всегда ли вы даете официанту чаевые? Очень интересно узнать ваше мнение, пишите в комментариях.
Заметки по теме:
Оцените пожалуйста мой пост
Кликните на звезду от 1 до 5 для оценки поста
Средний рейтинг 4.7 / 5. Количество оценок 23
Будь первым, кто оценит статью
С 1996 года приобрел огромный опыт работая официантом, барменом, администратором в кафе, ночных клубах и ресторанах. Имею опыт работы на банкетах, фуршетах, выездных мероприятиях, знаком со многими коллегами в сфере общепита, являюсь автором видео-курса для официантов. Пишу о своей работе, новшествах в сфере общепита, открыт к общению с коллегами.
Сервировка и обслуживание банкетов
Оформление и обслуживание фуршета
Здравствуйте мне очень понравился ваш сайт Николай, теперь я больше узнал про официатов, спасибо за ваше усердие!
Дмитрий, привет!
Заходи по чаще, темы буду раскрывать многосторонние, будет интересно))
Если обслуживание было на высоте, еда вкусной, а официанты предупредительными, обязательно стоит оставить чаевые.
Полностью с вами согласен, Виктор. Обстоятельства бывают разными и денег маловато в кармане и итоговый счет превысил ожидания)), но нужно всё равно оставить официанту денег, если его обслуживание вам понравилось.
Даже маленькие проблемы с кухней не весьма влияют на вознаграждение официанту, поскольку его вина будет косвенной.
Мне нравится, когда повара сами отдуваются за свои ошибки, набираются смелости и выходят в зал к людям, исправляют сами свои ошибки. А то на кухне ворчат все герои, а вот предложишь в зал выйти и объясниться с людьми, так сразу “геройство” куда то улетучивается))
А разве это не предполагается в принципе по условиям предоставления услуг? Т.е. не обязаны в ресторане готовить вкусно, подавать красиво и не должно быть чисто? Но вдруг, такое чудо, работники тупо выполнили свои должностные обязанности, так надо их непременно вознаградить. А если меня врач обслужил красиво, вылечил? Дам на чай, будет уголовное дело. А врач учился 9 лет и отработал столько за маленькую зарплату – это не в счет. Но таксисту или официанту нужно дать чаевые. Как будто попрошайки на паперти. Хозяин пусть платит зарплату. Эта зарплата включена в себестоимость блюд.
Нина, насчет врача я в корне не согласен. У нас на Украине они берут все и за спасибо никто тебя лечить или делать операцию не будет за красивые глаза. Но это лирическое отступление.
По поводу ваших претензий и вопросов по официанту и чаевым.
Когда вы посещаете театр или концерт, то в завершении успешного выступления все зрители кричат БИС и аплодируют артистам. Почему?
Когда самолет совершает посадку все пассажиры хлопают и благодарят экипаж корабля. Почему?
Врач делает успешно операцию, ему дают презенты или иные подарки. Почему?
Можно много таких примеров привести.
Врач, пилот, артист просто качественно выполняет свою работу и его благодарят аплодисметами, подарками, деньгами.
Так заведено во всем мире, что основу зарплаты за свой труд официанты получают в виде чаевых. Вы можете этому противиться, соглашаться с этим или возмущаться, но это ФАКТ.
Точно такой же, что Земля круглая, нравится вам это или нет.
Пусть вас это возмущает, вызывает отвращение или недовольство, но официантам всегда давали, дают и будут давать чаевые, как бы вы к этому не относились.
До тех пор, пока сами официанты не начнут на самих себя смотреть по-другому, ничего не изменится. Фактом когда-то было рабство. Фактом было, что женщины не голосуют и вообще бесправны.
Меня возмущает другое. Смотрела программы, в которой откровенничали сами бывшие официанты, повара и бармены. Было противно, когда они с гордостью рассказывали, как они проучили тем или иным способом тех гостей, которые не оставляли им чаевые или оставляли меньше, чем они хотели. С гордостью. Но они не понимают, что сами находятся в униженной позиции, пока заглядывают гостям в глаза, как бродячие собаки выклянчивая подачки. Им гости ничего не должны. А вот работодатель должен. Поэтому вместо отвратных рассуждений в стиле «гость жлоб», ОСОЗНАЙТЕ, что если на рабочем месте вам платят маленькую зарплату, то жлоб только ваш работодатель. У вас тяжелая работа? А у медсестры или санитарки в реанимации государственной больницы она легче? А у шахтера легче? А у бухгалтера легче? У того же повара, который весь день в тесной кухне в духоте на ногах? Так еще и учиться нужно этой профессии. Вы кассиру в магазине даете чаевые? Я выступаю даже не против самих чаевых. А против постановки вопроса.
Давать чаевые не обязательно, если плата за обслуживание автоматически включается в счёт. В Бразилии это считается общим правилом, но клиент имеет право отказаться от уплаты по графе «обслуживание»
Александр, приветствую!
Существуют исключения, конечно, но я довольно само встречал ресторанов, где чаевые уже включены в итоговый чек. В основном пишут, что “вознаграждению официанту не включено в счет, вы можете его отблагодарить на своё усмотрение”
В ресторанах быстрого питания и кофейнях, где посетители сами получают заказ возле кассы, чаевые оставлять не принято, хотя иногда мелочь можно бросить в специально оставленную рядом тарелку
Если честно, то я вообще не понимаю такого словосочетания “ресторан быстрого питания”)) Есть рестораны с полным обслуживанием или кафе высокого уровня с качественной кухней и обслуживанием, а там, где тебе дают разогретую еду на подносе – это не может быть ресторан. Но это лишь моё мнение и про быстрое питание я не пишу на страницах блога, там официанты особо не нужны, лишь для уборки столиков((
Бывает ситуация,когда официантке в счет кладут презерватив…вроде это как намек,если со сдачей презерватив не вернулся,то “согласна”…
У меня такое было..)))) я вернула презерватив вместе со здачей.Но честно говоря,о том что это намек узнала только что от вас)) думаю,что даже если б знала раньше..решение бы свое не поменяла)))
Я СЧИТАЮ,ЧТО 5-10% ЧАЕВЫХ ДОСТАТОЧНО.
У каждого своё мнение на этот счет, Елена.
Вашу точку зрения я понял, тут и от суммы чека зависит, от настроение в этот день, качества обслуживания и других мелочей))
Меня как-то покоробил вот этой пример из жизни, приведенный в статье: “богатый человек заказал выездной банкет, все было хорошо, все были веселые, еда вкусная, мы работали замечательно, справлялись на все 100%. Гости начинают разъезжаться, время приближается к выплате вознаграждения и тут звонок — один из гостей попал в серьёзное ДТП. Все вскочили и поехали выяснять подробности, а мы остались не солоно хлебавши без чаевых”. Такая поразительная черствость. У людей случилось несчастье! Неужели нельзя понять, что в такой ситуации им не до чаевых, и в такой ситуации вообще можно забыть о чем угодно? А если бы это ваш родственник или друг попал в серьезное ДТП? Такое ощущение, что автора статьи в принципе не волнует ничего, кроме денег…
Хорошо, если я ошибаюсь и неправильно поняла, что хотел донести автор до читателей этим примером.
Я данным примером хотел сказать, что на то обстоятельство – получишь ты чаевые или нет порою влияют очень много обстоятельств, порою даже самые необычные. которые невозможно предусмотреть, вот и всё.
А почему вы вообще должны получить эти чаевые?
От чего зависят чаевые? Цитирую вас «личного мнения посетителя (скупой или щедрый, в настроении или нет и так далее);».
Я не очень понимаю. Ваш работодатель, который платит вам маленькую (по вашему мнению) зарплату, не скупой. А гость (гость, так правильнее называть) скупой. Не подал подачку. Вам самим не стыдно?
А от чего мне должно быть стыдно?
Я честно выполняю свою работу, зарплата которой складывается из нескольких частей. Одна из этих частей это чаевые, зачастую это большая часть оплаты моего тяжелого труда.
У работников на госслужбе или на фирмах есть свои статьи дополнительного дохода, одни подворовывают, другим премию дают или другие поощрения, у третьих заплата неприлично большая – молодцы!
У работников в сфере обслуживания во всем мире существуют чаевые – примите это как факт.
Не хотите давать никогда и никому чаевые – это ваше право и ваша жизненная позиция,никто не против.
Хотите – создайте партию или движение против чаевых – это ваше право, у вас будут соратники однозначно.
Чаевые отпугивают очень многих посетителей, включая меня. Вам надо над этим подумать, вы намного больше теряете от этого непринуждённого обязательства платить чаевые чем было бы без него. Прикиньте в какое заведение пойдёт человек где в правилах написано “Чаевые у нас не приняты” к примеру, или там где всё по умолчанию. Вот именно, в первом варианте посетителей будет гораздо больше соответственно и выручка владельца ресторана и зарплата официанта. Любой человека по своей природе скуп, потому что скупость основа выживания, если конечно он не миллионер, поэтому в какой то степени тому или другому жалко отдавать деньги на чай. Тем более накрутка в ресторане и так от 400 до 1000 процентов от стоимости ингридиентов в блюде. Лично меня очень напрягает давать чаевые, поэтому хожу в кафе подешевле.
Дмитрий, у каждого человека свой взгляд на этот вопрос, я никого не заставляю это делать. Каждый решает сам, что и как ему в жизни делать. Даже если в заведении указано, что чаевые входят в чек (хотя я такие не встречал почти), то многие посетители будут оставлять официанту.
Просто так принято, это правила “хорошего тона” что-ли, если вы пошли в ресторан и готовы выложить 100-150$ за ужин, то и 10$ дать сверху не должно быть для вас напрягом))
В противном случае можно ходить в кафе или фастфуды попроще, где ничего оставлять официанту не нужно.
В разных странах отношение к этому различное, вот я и описал это в заметки для расширения кругозора читателей.
У нас в Израиле раньше большая часть зарплаты официанта составляли чаевые. Сейчас этого нет, но чаевые все равно дают. Я вообще даю чаевые всегда, даже если не был доволен. Если что то было не так с едой это не вина официанта – он работал. Если обслуживание было плохим, просто оставляю меньше и в обоих случаях не возвращаюсь. Чаевые не должны отпугивать – ходим в ресторан не каждый день и по нескольку раз в день. Это моё мнение. Если человек меня отслужил он заслуживает награду за труд.
Олег, приветствую!
Я стараюсь всегда оставлять чаевые, поскольку сам работаю в общепите и понимаю, что если ты позволил себе посетить ресторан или кафе, то и оставить на чай необходимо официанту при хорошем обслуживании. Если официанты стараются меня обмануть или схитрить, то это хорошо видно и в таком случае я не позволяю им так поступать, вывожу на чистую воду и чаевые не даю.
А вообще такой тяжелый труд официанта заслуживает чаевых, но всем людям это не пояснить, у каждого своё мнение.
я тоже так считаю, если человек меня обслужил, не важно где – кафе, ресторан, салон красоты, такси – он заслужил поощрение ( награда, как то сильно сказано было бы при сумме в 10-15%). ведь я понимаю, что зарплаты в таких сферах не бывают большими. а нам, клиентам, всегда хочется к себе внимания. вот и нужно платить.
Доброго времени суток!
Конечно, много факторов существуют, от которых зависит оставит гость на чай или нет.
В моей практике был такой случай. Я работала в ночном клубе. И как то раз к нам пришел гость в гордом одиночестве. Я его обслуживала как полагается. Видно было, что гость был чем-то опечален. И в один момент, он начал выговаривать мне все то, что его тревожило. Я его выслушала, дала какой-то совет. После чего он попросил счет и оставил мне 2000 руб. Причем счет был на меньшую сумму. И такие случаи бывают. Важно быть и немножко психологом в нашем деле)))
Ильнали, да, официант сочетает в себе много профессий (я про это писал уже ранее). Все мы тонкие психологи и трудоголики,грузчики, юмористы, сомелье и воспитатели иначе не получается))
Доброго времени суток.Сам я управляющий в ресторане
Насчет чаевых уверен что если вам все понравилось и Вы расчитываете в будущем посетить заведение обязательно надо оставить чаевые и Вы удивитесь в следующий раз как Вас будут встречать как родного.Хотя вы можете сказать что и так это обязанность персонала но поверьте что и обслуживают и встречают таких гостей очень тепло. Насчет процентов у нас в городе от 5 до 10 % дает примерно половина гостей.
Привет, Алексей! Согласен, что гостей, которые оставили хорошие чаевые, официанты сразу запомнят и даже если гость посетит их через полгода, они его с большой вероятностью вспомнят))
Уверен, что если вам всё понравилось, то дать чаевые официанту вы должны в любом случае.
Возможно, моё мнение субъективное, но в большинстве своем многие работники общепита оставляют чаевые коллегам, поскольку понимают, что это довольно тяжелый труд и он должен быть вознагражден.
А если у людей нет денег дать официанту “чаевые”, то нужно ходить в фастфуд или макдональдс, там чаевые не приняты или как вариант приготовить дома и поужинать))
У меня есть деньги сходить и покушать в ресторан. В ресторан я иду не для того, чтобы давать чаевые нерадивым детям, которые не хотят найти работу, которая их устраивала без подачек)))
Вообще нонсенс о том, что нет денег на чаевые = нет денег вообще. А в фастфудах ребята похлеще вас потеют от тяжелого труда.
Недавно сходили с “девочками” в кафешку (до ресторана это заведение сильно не дотягивает). Хорошо покушали, потенцевали, выпили… Принесли счёт на 7500т.р. в нём была отдельно графа Официант 800р. Мы оплатили ровно 7т.р. Так как половина из счёта были напитки, которые мы сами себе разливали, т.к. официантка подходила ОЧЕНЬ редко. Так что вы думаете?! Эта “шарашкина конторка” стала нам угрожать что вызовет полицию ибо мы не платим полностью по счёту… Естественно правда была на нашей стороне и в итоге они взяли сколько давали и мы ушли… Вопрос: это приемлемое качество обслуживания и общение с клиентами?
Я лично считаю, что включать в счёт чаевые в наших странах в кафе низкого уровня весьма опрометчиво))
Раньше была такая практика включать 10% “за обслуживание”, особенно в приморских кафе, но это должно быть указано на первом листе меню.
В целом хозяева заведения могут менять ценовую политику как им заблагорассудится, а уж дело посетителей – ходить в такие заведения вам или нет.
досадно, но ни в коем случае не обидно (понял разницу читатель, надеюсь), когда оставил чаевые, уверен в из приличном объеме, а обслуживающий персонал ни-на чуточку не больше, ничем не более отличительнее чем с другими – попрощался с вами. А также то, о чём рассказывалось в статье – официант дополнительно поблагодарил посетителей (за чаевые) – не встречал такого.
НО. оставляю чаевые и по сей день и не намерен менять привычку.
Своим комментарием задаю вопрос, какое мнение у кого, почему происходит иногда так, как я рассказал?
Артем, вопрос ваш больше риторический)) на него однозначного ответа нет….
Если вы постоянно оставляете чаевые в заведении, которое регулярно посещаете, то персонал вас будет узнавать при последующих визитах.
Если первый раз посетить кафе или ресторан, оставить там среднестатистические чаевые, то официант в большинстве случаях вас поблагодарит за них. Однако это происходит не всегда, согласен))
Моё мнение по этому поводу:
Я отношусь к тем 20% жадных. Я считаю так, официанты, врачи и другие люди получают зарплату, размер её это отдельный вопрос, приходя в заведение в цену любого блюда входит калькуляция Зп всего персонала, аренда зала, Зп директора, цена продуктов, почему я должен давать взятку? Чтоб меня чуть лучше обслужили? Вот как в той истории когда мальчик воду носит, он получает за это плату чаевыми. Тут же в еду все включено. Или я должен питаться дома, потому что все привыкли получать взятки? Бесит меня этот факт, что все к этому привыкли. Пример в роддоме врач устанавливает таксу за свои услуги при этом в родах не участвуя,в универе преподы дают список чтоб им стол накрыли, и это не как не улучшает сдачу экзаменов, это все считают в порядке вещей, а потом возмущается когда милиция, судьи, депутаты берут взятки, да общество у нас такое, начни с себя, перестаёт давать и брать взятки обзывая их чаевыми, подарками, благодарностями, откатами, ретро-бонусами…
Вот и хорошо, хоть кто-то написал мнение, отличное от моего))
Александр, коррупция – это совсем не то, что вы думаете)) Просто зарплата в большинстве заведений официанту устанавливается такая, которая подразумевает еще дополнительные бонусы в виде чаевых.
Если повар не видит таких бонусов, то и зарплата у него на порядок выше, хотя в некоторых заведениях чаевые делят на весь персонал, но это уже совсем другая история))
Пожалуйста! Рад буду вашим визитам и комментариям.
Стараюсь при среднем счете всегда оставлять примерно 10%. Если счёт маленький, скажем чашка кофе за 50-150 рублей, оставляю рублей 15-30, чтобы не обидеть человека. Если же, наоборот, вдвоём-втроём потратили 7-8 тысяч плюс, считаю вполне нормальным оставить 400-500, что и в абсолютных цифрах весьма неплохо и в % нормально. Это касается просто нормальной, хорошей работы официанта. То есть могут быть и выше, уровень работы будет значительно выше среднего и доставит дополнительные приятные моменты.
К сожалению, бывает, что качество работы официанты, уровень его подготовки, профессиональное поведение или стиль общения так себе, а то и раздражают. Воспитывать или вступать в дискуссии желания нет. Но и чаевые оставлять не хочется.
Вопрос – поймёт официант, что ведёт себя неправильно? Вряд ли! Скорее, посчитает клиента скрягой. Так что взгляды на этот вопрос со стороны работника сервиса и клиента очень здорово разнятся).
Виктор, согласен, что тема чаевых довольно многогранна, но если официант с головой, то поймет, что накосячил по ходу обслуживания. А если работник не весьма догадлив, то и чаевые ему перепадают не часто.
Культура дачи чаевых порочна и выгодна лишь владельцу заведения. Если официанту нужно платить среднюю зарплату по стране, скажем 30к в месяц, то со взносами его стоимость будет примерно 40k (+30%).
Если же официант набирает чаевыми 20-25к, то его можно держать буквально за один МРОТ и его стоимость будет 10к вместо 40к. Цены в ресторане ограничены сверху факторами не зависящими от стоимости персонала (расположение, уровень конкуренции, популярность и т.п.), поэтому любая подобная экономия приносит деньги прямо в карман владельца.
Но какой ценой? Официант не получает нормальный соц пакет и ему приходится заискивать перед клиентами, а ведь он тоже человек и у него есть гордость. Клиент оказывается в неприятной ситуации когда ему нужно выбрать кем он будет: скрягой или лохом (ситуация в чем-то сходна с выбором дать ли денег попрошайке).
В случае, когда заведение распределяет чаевые между всем персоналом, владелец просто видит, что чаевых хватит на то, чтобы сэкономить не только на официантах. В случае, когда заведение включает чаевые в счет, оно, по какой-то причине (прижала налоговая?), решило отказаться от чаевых черным налом, но не хочет распределять расходы на персонал на стоимость блюд (или сокращать доход владельца), чтобы стоимость блюд не была выше чем у соседей.
Несмотря на вышеизложенное, я всегда даю чаевые если собираюсь возвращаться в заведение. Ибо не зли того, кто приносит тебе еду.
Порочного ничего в чаевых нет, Сергей. Это лишь благодарность человеку за его квалифицированное обслуживание, а вот хозяевам заведений выгодно, когда их работникам зарплату выплачивают посетители, это да 🙂
Мучает вопрос, а что делать с маленькими чеками. Забежал допустим на 5 минут, дождь переждать – выпил чаю за 50 рублей?
Если вы забежали в кафе и выпили чашку чая, то разговор о чаевых не идет вовсе. Чаевые рассматриваются в разрезе полноценного обслуживания гостей в ресторане с подачами блюд, десертами, со временем обслуживания не менее полутора часов.
Здравствуйте!
Хочу поделиться своим опытом в этом вопросе.Работала в заведении,где 90% людей были постоянные.И что я вам могу сказать..мне очень часто совали в карман деньги,или просто давали в руки люди,которых я в тот день не обслуживала(берем столы по очереди,либо работаем в разных залах).Эти люди знают как я работаю,насколько отдаюсь работе,и как я рада видеть ЛЮДЕЙ в общем! Т.к. люди-это наш хлеб,это з.п. персоналу,оплата за тепло,за воду,за газ.И конечно хорошее настроение руководства)))
Так вот..люди дают мне деньги потому что встретили меня…и они знают,что в любой ситуации я им помогу..найду для них столик куда присесть,подсажу их к адекватным людям(если нет стола,ну совсем нет стола куда присесть) дам сигарету,зажигалку,таблетку от головы,лак для ногтей…да кучу всего. что ну вообще не входит в мои обязанности! И люди об этом знают!
Чаевые я оставляю так же..если я пришла в заведение к знакомым..я оставлю от 5-10% чаевых офецианту,который меня обслуживал..и отдельно даю деньги человеку с которым дружу и рада видеть!!
Если иду с парнем обязательно смотрю сколько он оставил,и если мне все понравилось накидываю ))) с подружками же просто решаем..если понравилось,то в сумме не меньше 20% оставляем))
Официант весь день на ногах! И помните! Официанта век не долог!
Да, Алена, долго официантом работать получается не у всех в наших странах.
Вот в Европе опытными считаются лишь официанты начиная с сорока лет и старше, а у нас это уже списанный материал.
Зачастую работодателям больше нравится нанять студентов или молодежь, полностью обучить по своим правилам и всё, так им проще. Можно и зарплат больших не платить, а зачем, молодые не особо то и попросят про это.
Совсем другое дело опытные официанты постарше, они за копейки горбатить спину не будут и цену себе знают, с ними руководителям не так просто, ведь они и ответить могут и причем красиво и будут правы))
Спасибо за ваши отзывы и комментарии, заходите почаще, скоро я продолжу наполнение сайта, пока был небольшой перерыв (творческий отпуск).
всегда оставляю “чаевые” 10-15%, независимо от того, прийду ли еще в это заведение. потому, что считаю это правильным. и даже если официант или водитель такси мне не улыбался, все равно дам – возможно, у него какая то печалька и мой “бонус” его хоть немного взбодрит и тогда он улыбнется все же. уже не мне, но улыбнется. всем добра!
p.s. сюда заходила, чтобы убедиться, не жадничаю ли я )))
Ольга, 10-15 процентов от суммы чека вполне достаточно для поощрения официанта.
Я вот заметил, что с переходом на безнал (по наблюдениям гораздо больше безналом расчитываются) скупых людей стало больше 25%:) Потому что если раньше, клиенту сдачу приносят, он такой ну ладно, что я крохобор что ли оставлю чаевые. А теперь, извините, наличных нет и уже якобы не прижимистый:) В одном суше баре даже заметил, что у них “извините, сломался терминал” стало перманентно. Девушка даже спросила: у вас теперь терминал “не работать” всегда будет? Официантка смущенно улыбнулась и честно сказала “да”. Так что вот такое вот наблюдение;) И еще наблюдение: что чем выше у человека доход, тем меньше вероятности, что он оставит чаевые. Ну у меня выборка не большая, вам виднее, конечно.
Отношусь к тем, кто против чаевых, но вынужден их оставлять (как правило, это просто округление чека в бОльшую сторону). Официант за свою работу получает зарплату (и то, что она, в большинстве случаев, достаточно (как говорят) низкая – это не проблема клиента) и должен делать её, как подобает. Если же при отсутствии чаевых в следующий раз обслуживание будет хуже, это говорит соответствующим образом об уровне человека.
А лучшая благодарность – рекомендация другим и положительные отзывы на сайтах, в соцсетях и т.д.
Поэтому полностью согласен с Александром выше. На другом ресурсе ещё прочитал. что желательно оставлять чаевые ВСЕМ официантам, которые вас обслуживали, шеф-повару, администратору, уборщицам и т.д. В итоге стоимость посещения кафе может вырасти на порядок…
Это ваше право оставлять чаевые персоналу или нет. Если человек веган, то бесполезно ему рассказывать о пользе мяса. Я не буду вас переубеждать, но придерживаюсь иного мнения.
Нашел увлекательную статью, рекомендую почитать тем, кто не понимает, за что люди платят чаевые. Там задействованы серьезные ученые и психологи:
Зачем люди платят чаевые: отвечают экономисты
Для безналичных чаевых все эти правила сохраняются. Официанты активно начали использовать сервис по приему чаевых банковской картой https://2tip.ru
2tip позволяет гостям оплатить чаевые даже кредитной картой.
Я сама работала официанткой и оставляю чаевые, но не понимаю такого высказывания, пусть идут в фаст фуды. Человек по счёту оплатил, не захотел оставить вам на чай, значит это его решение. Если вы всех будете посылать кушать дома, потому что вам мне додали плохие клиенты, то в ресторан будет ходить меньше людей, а это то место, где официант работает. Вы, хоть и маленькую зарплату, но получаете, есди считаете что вам не доплатили, то это не ваша профессия
“Пусть идут в фаст фуды” подразумевает то, что в данном типе заведений чаевые можно не оставлять.
Когда ты заказал еду, оплатил на кассе, сам взял ее на поднос и принес за стол себе любимому, далее скушал.
Всё, цикл закончен, ты сам себя обслужил и никому не даешь чаевых, все честно.
А вот когда ты пришел в ресторан, тебя несколько часов обслуживают, наливают спиртное, меняют тарелки, общаются, помогают, то будь добр иметь кроме денег по счету еще и чаевые.
Вот и все, я никак не хочу обидеть фаст фуды, они есть и крутые, многим нравятся, никаких проблем с этим.
Моя позиция такая, но она не обязана всем нравиться, я ее высказываю на собственном блоге и имею на это право.
Спасибо вам, Аня, что делитесь своим мнением, это здорово.
Ваш комментарий Отменить ответ
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.