что должно делать государство при пандемии
Как государство помогает людям и бизнесу во время пандемии
Государство старается предотвратить распространение коронавирусной инфекции и сгладить потери, которые несут бизнес и люди.
Расскажу, какие меры господдержки появились.
Кредитные каникулы. Если доход за предыдущий месяц уменьшился более, чем на 30% по сравнению со среднемесячным доходом, можно можно получить полугодовую отсрочку по кредитам. Для этого необходимо обратиться в банк до 30 сентября 2020 года. Отсрочку дадут по следующим видам кредитов:
Во время действия отсрочки проценты по кредитам, кроме ипотеки, будут начислять по льготной ставке, а срок кредитного договора автоматически продлят на льготный период. Вместо отсрочки можно попросить у банка снизить платеж по кредиту.
Автоматическое продление пособий и льгот. До 30 сентября 2020 года не придется заново собирать документы и ходить по инстанциям, если истекает срок действия пособий и льгот — теперь их продлевают автоматически.
Пособия на детей до трех лет. Семьи, у которых было или есть право на материнский капитал, с апреля по июнь 2020 года могут получить по 5 000 ₽ в месяц на каждого ребенка до трех лет. Деньги перечисляют, даже если вы уже потратили маткапитал.
Чтобы получить выплату, нужно до 1 октября 2020 года отправить электронное заявление через Госуслуги или сайт ПФР. Если обратиться за пособием в июле или позднее — деньги перечислят сразу за три месяца.
Увеличили пособие по безработице. Теперь максимальное пособие составляет 12 130 ₽. В Москве установили дополнительную региональную выплату, в совокупности с другими пособиями по безработице можно получить 19 500 ₽.
Больничные не ниже МРОТ. Если в пересчете на полный месяц выплата по больничному меньше федерального МРОТ, работодатель обязан довести ее до МРОТ — 12 130 ₽. Правило действует до конца 2020 года.
Минимальные комиссии за переводы. С 1 мая 2020 года Центробанк устанавливает предельные комиссии для переводов между физлицами в системе быстрых платежей. За переводы до 100 000 ₽ комиссии нет, свыше 100 000 ₽ — комиссия не более 0,5% от суммы перевода, максимум — 1 500 ₽.
Послабления по кредитам для заболевших коронавирусом. Центробанк рекомендует банкам и микрофинансовым организациям реструктурировать долги заболевших, не начислять пени и штрафы и не забирать имущество в счет долга.
Горячая линия для защиты трудовых прав. Если из-за ситуации с коронавирусом работодатель нарушил ваши трудовые права, то можно пожаловаться в трудовую инспекцию. Правительство пообещало следить за ситуацией на рынке труда и не допускать нарушений прав работников.
Государство vs пандемия: как власти помогут бизнесу и гражданам
Второй месяц борьбы с коронавирусом принес перемены в социальную и экономическую жизнь страны: появились новые меры поддержки населения и бизнеса, а СМИ начали публиковать первые детали плана правительства по восстановлению экономики. Какая помощь полагается бизнесу и гражданам и как власти планируют восстанавливать экономику, читайте в обзоре портала «Будущее России. Национальные проекты».
Помощь семьям с детьми
«Каждая российская семья, в которой растут дети с трех до 15 лет включительно, сможет обратиться с заявлением на получение такой единовременной помощи», — сказал президент. Сделать это можно как дистанционно (через портал «Госуслуги»), так и лично обратившись в отделение Пенсионного фонда России.
Кроме того, все российские семьи с детьми в возрасте до трех лет получат дополнительно 5 тыс. рублей в месяц на каждого ребенка. Заявление можно подать в любое время до 1 октября 2020 года, а выплаты будут производиться за три месяца — апрель, май и июнь.
Также президент удвоил минимальный размер пособия по уходу за детьми — с 3300 до 6700 рублей.
По словам Путина, объявленную им поддержку получат 27 млн российских детей.
Помощь предпринимателям и самозанятым
Самый внушительный список мер поддержки, объявленных в мае, касается бизнеса.
Так, с 1 июня будет запущена специальная кредитная программа поддержки занятости в пострадавших областях и социально ориентированных НКО с льготной ставкой 2%. Размер кредита для предприятия рассчитывается исходя из одного МРОТ на каждого сотрудника в течение шести месяцев. Срок погашения кредита — 1 апреля 2021 года.
Тем предприятиям, которые сохранят не менее 90% сотрудников, кредит будет списан вместе с процентами — всю сумму выплатит государство. Предприятиям, сохранившим не менее 80% работников, разрешат вернуть лишь 50% кредита и процентов.
Индивидуальным предпринимателям, малым и средним предприятиям из пострадавших отраслей и социально ориентированным НКО спишут все налоговые и страховые платежи за второй квартал, кроме НДС.
Самозанятым вернут налог на доход, уплаченный в 2019 году, и выделят «налоговый капитал» в размере одного МРОТ для проведения налоговых платежей.
Индивидуальные предприниматели, занятые в наиболее пострадавших отраслях, получат налоговый вычет по страховым взносам в размере одного МРОТ.
Также государство выделит 12 млрд рублей, чтобы докапитализировать микрофинансовые организации с госучастием, занимающиеся поддержкой малого и среднего бизнеса.
По оценке главы Минэкономразвития Максима Решетникова, общий объем принятых мер поддержки предпринимателей в рамках всех антикризисных пакетов составляет 3,3 трлн рублей.
Общенациональный план восстановления экономики
Правительство по поручению Путина подготовило общенациональный план по восстановлению и росту экономики, занятости и доходов населения в 2020–2021 годах. Документ планируется представить президенту 1 июня.
Некоторые детали плана уже известны. По словам Решетникова, в документе обозначены три ключевые цели: рост доходов граждан, восстановление эффективной занятости и запуск нового инвестиционного цикла.
Особое внимание также будет уделяться цифровизации экономики, распространению формата удаленной работы и импортозамещению. «Отдельно отмечу большой блок по импортозамещению и увеличению несырьевого экспорта и большой блок по восстановлению работы отраслей, которые так или иначе пострадали от коронавирусной инфекции и обладают большим потенциалом», — отметил глава Минэкономразвития.
Вице-премьер Марат Хуснуллин, курирующий в правительстве вопросы строительства, рассказал, что план будет включать в себя принятие ряда законов, которые упростят работу застройщиков и сократят инвестиционно-строительный цикл на целый год. «То есть минимум на один год мы от идеи до сдачи будем строить быстрее», — уточнил вице-премьер.
Вице-премьер Виктория Абрамченко (курирует в правительстве сельское хозяйство) уточнила, что в план войдут импортозависимые отрасли сельского хозяйства: семеноводство, производство племенного материала и ветеринарных препаратов. «Пандемия выявила и сфокусировала нашу зависимость по семенам, по отечественному племенному материалу, по ветпрепаратам и по средствам защиты растений. Эти проекты мы отдельным блоком по импортозамещению грузим в проект национального плана», — подчеркнула она.
Корректировка нацпроектов
Борьба с последствиями пандемии на время отодвинула на второй план ключевую задачу правительства — реализацию нацпроектов.
Сейчас власти начали обсуждать возможность пересмотра целевых показателей и графиков их достижения. При этом часть мероприятий решено было форсировать. Например, 13 мая в ходе совещания по поддержке авиационной отрасли глава государства предложил ускорить закупки отечественных самолетов, запланированные в нацпроектах.
В свою очередь, глава Счетной палаты Алексей Кудрин, напротив, предлагает отложить часть задач на более поздние сроки. В своей статье для газеты «Коммерсантъ» он призвал выделить наиболее важные национальные цели и сосредоточиться на их достижении. «В этой ситуации целесообразно было бы сосредоточиться на ограниченном количестве национальных целей. Подчеркну, что все заявленные сегодня наццели правильны, но нам нужно сосредоточиться на самых главных и точно добиться по ним результата», — подчеркнул Кудрин.
Он пояснил, что «меньшее количество приоритетов позволит сфокусировать на их достижении «нерезиновые» государственные ресурсы», а остальные цели можно перенести на 2026, 2028 или 2030 год.
У правительства нашлось компромиссное решение — частично включить нацпроекты в общенациональный план восстановления экономики. «Часть мероприятий нацпроектов, которые предусмотрены на 2020–2021 годы, а это сроки, на которые планируется принять общенациональный план, будут туда интегрированы. Которые мы можем исполнять, которым не препятствует эпидситуация и там, где мы чувствуем, что показатели могут быть достигнуты», — заявила вице-премьер Татьяна Голикова.
Вернуться к вопросу о пересмотре ключевых показателей нацпроектов власти могут в августе-сентябре, говорил глава Минэкономразвития Решетников.
Однако подобные корректировки не должны коснуться сфер строительства жилья и инфраструктуры — премьер-министр Михаил Мишустин потребовал сохранить объемы строительства, запланированные нацпроектами. «Людям нужны доступное и комфортное жилье, хорошие дороги, современная развитая инфраструктура. Во всех регионах страны необходимо сохранить объемы строительства в рамках национальных проектов и федеральных целевых программ, а также уровень занятости в этой сфере», — пояснил глава правительства.
А Минтранс, в свою очередь, предложил включить в общенациональный план по восстановлению экономики важнейшие транспортные проекты на общую сумму 782 млрд рублей. В нее войдут и финансирование крупных инфраструктурных проектов, и меры поддержки транспортных компаний.
Защита прав человека в период пандемии: повышенная стипендия, отмена штрафов за нарушение самоизоляции, дистанционная продажа рецептурных лекарств и другие предложения СПЧ
eilemas@gmail.com / Depositphotos.com |
Документ состоит из 15 разделов:
Остановимся подробнее на каждом из указанных направлений.
Правовая основа режима самоизоляции
СПЧ выделил три возможных варианта реагирования на возникшие эпидемиологические вызовы:
Как показала практика, режим повышенной готовности был введен во всех 85 субъектах РФ, из них в 44 регионах такой режим был признан обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажором). «Избранная модель регулирования представляется адекватной возникшим угрозам, поскольку она обладает меньшим негативным воздействием на экономику, чем режим ЧС», – считает СПЧ.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Однако представители Совета отмечают, что у значительной части юридического и правозащитного сообществ возникли сомнения в законности ряда ограничений конституционных прав и свобод граждан в период пандемии. Это связано не только с тем, что мероприятия, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, должны вводиться федеральными законами, а не указами и постановлениями глав регионов, но и с проблемами расширительного толкования органами власти и полицией некоторых положений региональных актов, касающихся режима повышенной готовности. По большей части это касается ограничительных мер, действовавших в Москве. Хотя Минюст России, которому было поручено проанализировать практику применения принятых в целях борьбы с распространением инфекции НПА, пришел к выводу, что введенные ограничительные меры приняты в пределах компетенции соответствующих органов власти и безусловно отвечают конституционным целям охраны жизни и здоровья граждан.
Тенденции развития цифровизации
В период пандемии работа в рамках цифровизации не только не остановилась, но и активизировалась – в частности, были применены технологии, обеспечивающие соблюдение режима карантина инфицированными коронавирусом гражданами (обязательные к установке мобильные приложения, контроль геолокации мобильных устройств, отслеживание перемещений граждан и автотранспорта при помощи городских камер видеонаблюдения) и обеспечивающие соблюдение режима самоизоляции гражданами, не инфицированными COVID-19 (цифровые пропуска для личных нужд и передвижения автотранспорта, ограничение использования транспортных карт, регламентация прогулок). Степень риска нарушения конституционных прав при применении таких технологий СПЧ оценивает как высокую.
В числе проблем этой сферы выделены следующие:
«Для минимизации указанных рисков необходимо инициировать серьезную общественную дискуссию о допустимости вмешательства государства в частную жизнь граждан посредством формирования и использования их цифровых профилей. При этом недопустимо использование технологий цифрового контроля в целях воспитания и «улучшения морального облика россиян», – считают в СПЧ.
Период пандемии выявил существенные недочеты и в этой сфере. Так, государственные организации соцобслуживания для жертв домашнего насилия приостановили работу по предоставлению убежища жертвам домашнего насилия. При этом возникла экономическая зависимость жертв насилия, которая снизила их мотивацию обращаться в правоохранительные органы. Также, если в доэпидемический период не утратившая социальных связей жертва насилия могла самодистанцироваться от причинителя насилия, перебравшись к родственниками или друзьям, то в условиях самоизоляции такая возможность отсутствовала. Поэтому СПЧ призывает на случай «второй волны» продумать механизмы защиты жертв насилия – например, рассмотреть возможность предоставления им временного убежища в пустующем гостиничном фонде, выделив на это необходимые средства из бюджета.
Организация дистанционного образования, права обучающихся и преподавателей
Вынужденный перевод студентов вузов на дистанционное обучение породил ряд проблем как в части соблюдения прав преподавателей, выразившехся в увеличении продолжительности рабочего дня и возможном сокращении преподавательских ставок из-за изменения условий работы, так и прав студентов, многие из которых потеряли работу, а некоторые (например, студенты медицинских, инженерных и творческих специальностей) не могли нормально продолжать обучение, так как образовательный процесс включает важнейшие практические элементы. Проявились и проблемы содержательной части занятий – уклонение преподавателей от разъяснения материала, недостаточно ясные формулировки заданий, перегрузка серверов вузов, фактическая подмена онлайн-лекций пересылкой материалов для самостоятельного чтения студентами. В связи с этим СПЧ рекомендует Минобрнауки России:
Что касается предложений по поводу замены традиционной формы образования – очной, на дистанционную, то здесь члены СПЧ согласны с Президентом РФ Владимиром Путиным, который считает «откровенной провокацией все слухи и вбросы о том, что дистанционное образование полностью заменит или вытеснит очное и что будут закрыты традиционные школы и университеты».
Оказание онкологической помощи в период пандемии
Из-за пандемии была приостановлена плановая госпитализация больных с онкологией, возникли сложности с закупкой и распределением обезболивающих препаратов, незарегистрированных лекарств. Поэтому СПЧ призывает не только как можно скорее возобновить оказание онкологической и другой плановой медпомощи в прежних объемах, но и далее развивать службу надомного обслуживания онкобольных, в частности, по максимуму переводить услуги в электронный формат и активнее внедрять телемедицинские технологии.
Совет рекомендует Минздраву России оперативно возобновить оказание онкологической и другой плановой медицинской помощи в прежних объемах при соблюдении противоэпидемиологических мер. Также СПЧ считает необходимым проанализировать последствия мобилизации системы здравоохранения для борьбы с COVID-19. Заместитель председателя СПЧ Ирина Киркора считает целесообразным дополнительно проработать вопрос распространения правил дистанционной продажи лекарств на рецептурные лекарства при условии установления специфических требований и усиленного контроля за их доставкой гражданам. В свою очередь, председатель Комиссии СПЧ по трудовым и пенсионным правам Борис Кравченко предлагает рассмотреть перспективы ратификации в России Конвенции МОТ № 190 «Об искоренении насилия и домогательств в сфере труда», принятой 21 июня 2019 года, включая возможность имплементации ее положений в российское законодательство.
Трудовые права и права мигрантов
«Мы находимся в самом разгаре кризиса в трудовой сфере, связанного с падением доходов российских граждан, ростом безработицы и т. д., и этот кризис будет развиваться еще долго», – отметил Борис Кравченко. Проблемы в части соблюдения трудовых прав граждан проявились в отсутствии эффективных механизмов обжалования нарушений в области трудовых прав (медленном реагировании контролирующих органов на жалобы, отсутствии или неэффективности системы выездных и документарных проверок по обращениям работников), сокращении зарплат и численности работников из-за последствий экономического кризиса, обеспечении работников СИЗ за их счет. Кроме того, имели место нарушения трудовых прав педагогов – при принуждении к разрыву отпуска в связи с переносом экзаменов и обязательным участием в ГИА, медработников – включая дефицит кадров в учреждениях здравоохранения, сложности с процедурой начисления дополнительных надбавок, трудовых мигрантов – трудности с возвращением на родину мигрантов и выдворением за пределы РФ лиц, нарушивших миграционное законодательство, а также существование ограничений в предоставлении им медпомощи.
Избирательные права и право на участие в управлении делами государства
СПЧ в целом приветствует использование новых форм и методов участия в электоральных процедурах (дистанционное голосование, увеличение времени голосования, расширение мест голосования с выездом к избирателям, упрощение избирательных процедур для минимизации контактов) в целях обеспечения избирательных прав в период сохраняющихся ограничений. Но эти процедуры, по мнению членов Совета, не должны ставить под сомнение основополагающие принципы проведения демократических процедур (всеобщие, свободные, открытые, гласные, несфальсифицированные выборы при тайном голосовании и равенстве участников).
В связи с этим СПЧ предлагает уточнить порядок: ведения предвыборной агитации в период приостановления избирательной кампании; исполнения обязательств по заключенным договорам, связанным с проведением избирательной кампании, в том числе с предвыборной агитацией, возможностью/невозможностью расторжения договора в связи с решением госоргана; использования средств избирательного фонда, связанных с выплатами по обязательствам, заключенным до приостановления избирательной кампании; исчисления нормативно закрепленных сроков осуществления избирательных действий, в том числе носящих пресекательный характер; осуществления мероприятий по выдвижению кандидатов, в том числе допустимость проведения заочных съездов, конференций, собраний и других мероприятий; действий при подаче избирателями заявлений (обращений) о голосовании по месту нахождения избирателя, голосовании вне помещения для голосования, получении открепительного удостоверения, досрочном голосовании.
Права лиц, находящихся в местах принудительного содержания
По инициативе СПЧ была минимизирована практика избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, в мае текущего года сократилось количество случаев избрания меры пресечения в виде ареста. Однако в целом ситуация в местах принудительного содержания показала, что там фактически отсутствуют условия для соблюдения социальной дистанции, нет полноценной возможности для участия подозреваемых и обвиняемых в судебных заседаниях в режиме видео-конференц-связи, действуют ограничения в части приема посылок и передач, прогулок и т. п. «Отмеченные проблемы требуют детального нормативного урегулирования на случай повторения эпидемиологической волны», – считают в СПЧ. Хотя, по словам Председателя СПЧ Валерия Фадеева, уровень заболевания COVID-19 в учреждениях ФСИН РФ оказался ниже, чем в среднем по России, а случаев смерти от этого заболевания среди заключенных не выявлено.
Права лиц без определенного места жительства
Бездомные являются группой риска по отношению к COVID-19, так как обладают ослабленным иммунитетом (в силу плохого питания и пораженности хроническими заболеваниями) и лишены возможности соблюдения элементарных гигиенических мер. Так, в учреждениях временного пребывания бездомных из-за нормативов площади на человека не могут быть выполнены условия по соблюдению социальной дистанции, а НКО, оказывающие помощь бездомным, в период пандемии ощутили проблемы как финансового (возросшие расходы на СИЗ), так и организационного (необходимость организации легального передвижения волонтеров) характера. «Несмотря на отмеченную остроту проблемы, ни одного федерального нормативного правового акта, в котором упоминались бы бездомные, за период пандемии принято не было», – констатирует СПЧ. Поэтому Совет сформировал перечень мер, необходимых для снижения распространения коронавирусной инфекции среди бездомных. В их числе:
Право на свободу совести и вероисповедания
«Очевидно, что пандемия не обходит стороной храмы, монастыри, воскресные школы и другие места, связанные с религией. Но запрет на посещение таких мест должен исходить от религиозных властей, а не от светских», – подчеркивается в докладе. Отмечается, что законодательство РФ гарантирует гражданам свободу вероисповедания, включая право каждого совместно с другими исповедовать любую религию, в том числе совершать богослужения и иные религиозные обряды. Такое право в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ может быть ограничено в целях защиты здоровья граждан только федеральным законом и не может быть ограничено в условиях чрезвычайного положения. Поэтому СПЧ призывает государство и религиозные организации к содержательному диалогу по данному вопросу. «Здесь надо искать правильный тон отношений, нельзя командовать церковью, надо рекомендовать, договариваться. Нужны деликатные отношения между церковью и институтами власти», – подчеркнул Фадеев.
Вопросы похоронного дела
В части корректировки порядка захоронения умерших в период пандемии СПЧ осуждает решение Роспотребнадзора о похоронах умерших от COVID-19 в закрытых гробах с запретом на вскрытие гроба. «Вирус живет в мертвом теле? Мертвое тело нельзя обработать так, чтобы там не было вирусов, и чтобы хотя бы на социальной дистанции попрощаться с близким? Мне кажется, это перебор», – заявил Валерий Фадеев. Совет считает такую меру избыточной, отмечая, что для обеспечения безопасности здоровья родственников вполне достаточно проведения предварительной санитарной обработки тела и одежды умершего в сочетании с ограничением числа участников похорон и соблюдением дистанции между ними. Вместе с тем, возможна организация по желанию родственников онлайн-трансляции церемоний захоронения.
Совет рекомендует Роспотребнадзору разработать официальные разъяснения, касающиеся факторов риска при проведении церемонии похорон погибших от COVID-19 лиц, а также составить регламент организации похоронных церемоний во время эпидемий.
Оценка адекватности ограничительных мер
Проанализировав обращения граждан, которым были выписаны административные штрафы на основании данных мобильного приложения «Социальный мониторинг», необоснованно начислены штрафы по данным с камер видеофиксации из-за отмены ранее выписанного рабочего пропуска или допущенных ошибок при его оформлении, СПЧ пришел к выводу о целесообразности отмены таких штрафов. Во-первых, закрепленный в КоАП перечень административных правонарушений, которые могут быть зафиксированы посредством автономно работающих видеокамер, не включает случаи нарушения самоизоляции. Во-вторых, Валерий Фадеев считает, что если целью введения штрафов было снижение случаев нарушения самоизоляции, то их отмена уже никак на эту цель не повлияет. Поэтому он признает целесообразным отменить в досудебном порядке не только те штрафы, которые были начислены в результате сбоев приложения «Социальный мониторинг», но и все другие штрафы за нарушение самоизоляции, если эти случаи не повлекли негативных последствий (например, в результате самовольного покидания места жительства произошло заражение другого человека).
Предлагаемое решение может быть оформлено путем издания Госдумой акта об административной амнистии. «Такая амнистия не имеет прецедентов в российской истории, однако полностью соответствует Конституции РФ и не противоречит административному законодательству», – уверены в СПЧ.
Оказание мер поддержки субъектам предпринимательской деятельности
В докладе перечислены три группы способов поддержки бизнеса со стороны правительства: фискальный (снижение налоговой нагрузки, отсрочка налоговых платежей и перенос сроков сдачи отчетности), дерегулирование (снижение административной нагрузки на бизнес со стороны контрольно-надзорных органов), прямые денежные вливания (помощь с инвестициями, помощь в поддержании уровня зарплат, льготные кредиты и субсидии). По оценкам экспертов, из Фонда национального благосостояния, который на начало пандемии составлял около 12-14 трлн руб., на поддержку предпринимателей было использовано не более 2,5-3 трлн руб.
Также в документе проанализированы результаты опросов предпринимателей относительно мер господдержки в условиях пандемии и предложения бизнес-сообщества. В целом СПЧ подчеркнул, что в России по сравнению с другими крупными странами коммуникация между бизнесом и властью по антикризисным вопросам была выстроена более масштабно и оперативно.
СПЧ выражает надежду на то, что даже если будет вторая волна пандемии, введения мер по приостановке экономической деятельности больше не потребуется, так как изначально закрытие предприятий преследовало цель дать время системе здравоохранения подготовиться к принятию массового числа заболевших. Коечный фонд уже расширен, произведены и закуплены аппараты ИВЛ, поэтому экономика сможет продолжать работать вне зависимости от пандемии.
Оказание мер поддержки НКО
Снижение финансирования НКО за счет уменьшения на 50-70% объема пожертвований от физических и юридических лиц и доходов от собственной деятельности, а также отсутствие мер государственной поддержки на начальном этапе пандемии привело к существенному сокращению (более, чем в 10 раз) числа благополучателей НКО. Многие НКО были вынуждены серьезно сократить штат сотрудников, был приостановлен и ряд видов деятельности НКО в сфере реабилитации, прерывать которую нежелательно.
Члены СПЧ считают, что в решении указанных проблем может помочь предоставление НКО: прямой финансовой поддержки для пополнения фонда оплаты труда, организации дистанционной работы и оплаты аренды помещений либо освобождение от арендной платы в случае аренды государственного и муниципального имущества; отсрочки по оплате коммунальных платежей; отсрочки по налогам и сборам; прямой материальной помощи благополучателям в виде продуктов, лекарств и т. п. Также они призывают запустить «горячие линии», по которым будет проводиться консультирование НКО по юридическим вопросам, а также будут оперативно решаться проблемы благополучателей. Ранее Совет выступал с идеей на период пандемии приравнять НКО к субъектам малого и среднего предпринимательства в части мер господдержки. «В этом смысле мы рассматриваем не только выпуск после каждой встречи с Президентом РФ постановлений, но, возможно, и закрепление такой нормы, при которой социальное предприятие, МСБ (коммерческие организации, осуществляющие профильную деятельность), получая поддержку, автоматически распространяют эти меры на НКО», – отметила член СПЧ Светлана Маковецкая.
Оказание помощи соотечественникам, находящимся за рубежом
Наконец, Совет обеспокоен и судьбой россиян, которые в период начала пандемии оказались за рубежом. Для помощи в разъяснении вопросов возвращения их на родину был запущен отдельный раздел на сайте «Горячей линии» СПЧ и АЮР по мерам поддержки из-за пандемии коронавируса. В нем собраны контакты профильных подразделений МИД России, порядок регистрации на «вывозные рейсы», условия получения материальной помощи и другая полезная информация.
Жалобы соотечественников касались сбоев в обработке заявлений, медленного рассмотрения обращений, сложностей в заполнении предлагаемых форм, несвоевременного получения финансовой поддержки, а также неготовности регионов обеспечить необходимые условия для самоизоляции россиян по возвращении в страну. Проблемы, выявленные в результате обращений граждан на горячую линию, обобщались, и соответствующие рекомендации направлялись в Правительство РФ.
***
«Уроки периода изоляции поставили как оперативные, так и системные задачи повышения защищенности отдельных категорий граждан. Как показала практика, проблемы соблюдения прав человека в период пандемии не снимаются, что, в свою очередь, требует повышения роли правозащитных институтов, как государственных, так и негосударственных, включения их в составы оперативных штабов», – отмечается в докладе. И здесь члены СПЧ считают крайне важным продолжить проводить детальный анализ работы всех государственных механизмов в условиях пандемии с тем, чтобы оценить их влияние на основные права человека.
Результаты такой работы могут пригодиться в принятии более скоординированных и эффективных решений на случай повторного всплеска заболеваемости коронавирусом в России. Члены Совета готовы к тесному взаимодействию с федеральными и региональными органами власти в части реализации сформированных в докладе рекомендаций.