что должен уметь делать вожатый

Должностные обязанности вожатого. Функции и задачи

что должен уметь делать вожатый. Смотреть фото что должен уметь делать вожатый. Смотреть картинку что должен уметь делать вожатый. Картинка про что должен уметь делать вожатый. Фото что должен уметь делать вожатый

Что включает в себя инструкция

что должен уметь делать вожатый. Смотреть фото что должен уметь делать вожатый. Смотреть картинку что должен уметь делать вожатый. Картинка про что должен уметь делать вожатый. Фото что должен уметь делать вожатый

Обязанности вожатого в первую очередь заключаются в грамотной организации отдыха детей. Каждый работник должен помнить, что здоровье превыше всего. Травмы у детей появляются в основном от того, что вожатый забывает, какую роль он исполняет, и заигрывается, этого допускать ни в коем случае нельзя. Если в подчинении у работника есть младший вожатый, то есть не достигший совершеннолетия, то стоит помнить, что он не несет ответственности за жизнь и здоровье ребят.

Во вторую очередь в обязанности входит создание благоприятных условий для проведения свободного времени с пользой. Все ребята должны находиться под присмотром. Если это время дневного сна, то все окна в комнатах закрыты, а вожатый в это время дежурит в холле. При образовании свободного времени между мероприятиями работник должен уметь заинтересовать ребят каким-либо делом. При этом никто не должен покидать зону видимости вожатого.

Творческий аспект

что должен уметь делать вожатый. Смотреть фото что должен уметь делать вожатый. Смотреть картинку что должен уметь делать вожатый. Картинка про что должен уметь делать вожатый. Фото что должен уметь делать вожатый

Несмотря на вышеописанные правила, вожатый не должен забывать, какие задачи возлагаются на него в ходе реализации досуговой программы.

Должностная инструкция вожатого

что должен уметь делать вожатый. Смотреть фото что должен уметь делать вожатый. Смотреть картинку что должен уметь делать вожатый. Картинка про что должен уметь делать вожатый. Фото что должен уметь делать вожатый

Но должностная инструкция очень часто будет состоять из одних и тех же разделов, в которых можно найти все обязанности вожатого.

Общее положение

что должен уметь делать вожатый. Смотреть фото что должен уметь делать вожатый. Смотреть картинку что должен уметь делать вожатый. Картинка про что должен уметь делать вожатый. Фото что должен уметь делать вожатый

Любые обязанности вожатого, кроме тех, что указаны в законах РФ, могут быть изменены по желанию работодателя. При этом стоит отметить, что любые требования должны иметь законный характер.

Чтобы проверить правовую законность документа, работник должен проверить наличие титульного листа, на котором указаны должность нанимаемого и название структурного подразделения, в котором и трудится вожатый.

И также в первом разделе инструкции должен быть прописан порядок найма и увольнения с должности, а еще режим работы вожатого. Помимо этого, очень часто указываются основные документы, положением которых также должен руководствоваться работник.

Навыки и умения, перечисленные в этом разделе, чаще всего имеют рекомендуемый характер, при этом, если человек, зная о том, что ему придется выступать на сцене, не подготовился к этому, его могут оштрафовать.

Функции и задачи сотрудника

что должен уметь делать вожатый. Смотреть фото что должен уметь делать вожатый. Смотреть картинку что должен уметь делать вожатый. Картинка про что должен уметь делать вожатый. Фото что должен уметь делать вожатый

Этот раздел состоит из указаний по основному виду деятельности работника. Например, именно в этом пункте будет написано о том, сколько ребенок должен находиться в воде, или, что он может делать во время тихого часа.

Обязанности вожатого в лагере в основном направлены на осуществление грамотного надзора над несовершеннолетними подопечными, создавая пассивный и активный досуг в стенах лагеря, а по необходимости и за его пределами.

Права вожатого

что должен уметь делать вожатый. Смотреть фото что должен уметь делать вожатый. Смотреть картинку что должен уметь делать вожатый. Картинка про что должен уметь делать вожатый. Фото что должен уметь делать вожатый

Этот раздел будет различаться не только в зависимости от организации, но и от того, где необходим работник. Так, обязанности вожатого в школе сократятся, так как ему нет необходимости следить за детьми 24 часа.

В первую очередь регулировка прав работника проводится с помощью законов РФ, где сказано, что каждый гражданин России имеет равную степень защиты. Выбор методик развития детей и занятости их досуга также оставляется за вожатым. В основном этот пункт раскрывается уже непосредственно в тематической школе, которую окончил сотрудник.

Старший вожатый. Обязанности

что должен уметь делать вожатый. Смотреть фото что должен уметь делать вожатый. Смотреть картинку что должен уметь делать вожатый. Картинка про что должен уметь делать вожатый. Фото что должен уметь делать вожатый

Раздел про ответственность чаще всего относится только к совершеннолетним сотрудникам. Если помощник вожатого совершил проступок с последствиями, то старший работник в первую очередь понесет наказание.

Виды ответственности могут быть разными: от дисциплинарной (например, негативная запись в трудовой книжке) до уголовной, если совершено преступление, предусмотренное УК РФ.

Все проступки, которые могут быть совершены, написаны в законах Российской Федерации, поэтому, если сотруднику приписывают лишнюю обязанность, он вправе обжаловать решение в суде.

Помимо всего этого, старший вожатый должен составлять графики дежурств работников и в целом организовывать работу смены согласно план-сетке.

Старший вожатый в школе. Обязанности

Как было замечено ранее, специфика каждого работника зависит не только от организации, на которую он работает, но и от того, какую именно должность он занимает. Так, если вожатый трудится на пришкольной площадке, то в список его прямых обязанностей может быть включена передача ребенка непосредственно его родителю.

Но при этом многие пункты, описанные выше, исчезают за их ненадобностью. Так, ребята в школе не нуждаются в подъеме, тихом часу и тому подобном.

Но в любом случае важно, чтобы в инструкции были описаны все нюансы вакансии. Если у работника возникают вопросы, то лучше все обсудить до начала лагерного сезона.

Список запрещенных действий

Права и обязанности вожатых, как было сказано выше, отличаются, но вот то, что нельзя делать всем работникам:

Источник

Физкультминутка, стенгазета и онлайн-занятия: Что должен знать современный вожатый и где этому учиться

«МОСГОРТУР» – крупнейший в России организатор детского отдыха, с которым ежегодно отдыхает более 60 тысяч детей. Среди них – дети из малообеспеченных и многодетных семей, дети с различными особенностями здоровья, а также подопечные Центров содействия семейному воспитанию (бывших детских домов). Специалистов для работы с детьми готовит “Центральная школа московских вожатых” (ЦШМВ), созданная на базе ГАУК «МОСГОРТУР» еще в 2014 году. За это время более 5 тысяч человек получили квалификацию «вожатый» и отработали в загородных лагерях с «МОСГОРТУРом». По каким стандартам обучают современных вожатых, рассказывает преподаватель ЦШМВ Сергей Рунов.

В теории, вожатым может стать любой человек, которому исполнилось 18 лет. Но дети – это не тренировочные манекены, а живые люди. И часто одно небрежно брошенное слово, жест или поступок могут привести к тому, что вся смена в лагере полетит под откос. Поэтому на практике всё обстоит иначе, и существует четкая двухэтапная система отбора вожатых для работы с детьми в наших лагерях.

В этой системе ЦШМВ – второе звено. Так как мы – государственная организация, претенденты на получение работы вожатого могут подать заявку на сайте mos.ru. Первое собеседование проводят менеджеры специального подразделения – “Управления организации работы с вожатыми”. Их задача – произвести первоначальный отбор, выявить сильные стороны претендента или “отсеять” его по каким-то объективным причинам. Одной из таких причин может стать неправильная мотивация или какие-то личностные особенности, не соответствующие профессиональному стандарту.

Одна из самых “неподходящих” мотиваций для работы вожатым – испытать себя или проверить свои силы. Детский лагерь – это не испытательный полигон, здесь важен совершенно другой настрой. Например, желание применить себя, грамотно вложить свои силы, талант, лидерские качества и позитивные жизненные установки. К концу смены вы учитесь у детей не меньше, чем они у вас.

Второй этап отбора происходит уже у нас в ЦШМВ – в процессе обучения и на так называемых «Продленках МОСГОРТУРа». Практика “продленок” существует с 2015 года и включает в себя творческие занятия в библиотеках и школах Москвы. Будущие вожатые проводят со школьниками творческие мастер-классы и командные игры, помогают организовывать конкурсы и соревнования. Весь процесс строго контролируется. В каждой учебной группе есть наставник, который отвечает за процесс и одновременно с этим следит за успехами каждого будущего вожатого.

За образовательную часть, в свою очередь, в каждой учебной группе отвечает преподаватель-куратор ЦШМВ. В конце обучения куратор по образовательной части и наставник по “внеурочным” активностям составляют на каждого выпускника характеристики, которые будут учтены при формировании вожатских команд. В процессе обучения кто-то отсеивается сам, кто-то может быть отчислен за неуспеваемость. Те, кто успешно закончил курс и получил положительную характеристику, гарантированно трудоустраиваются в наши лагеря и едут работать с детьми на короткие осенне-зимние или длинные летние смены.

Вожатый «МОСГОРТУРа» проходит двухэтапный отбор и полноценное обучение, которое включает как теорию, так и практику, и по итогу получает свидетельство государственного образца о присвоении соответствующей квалификации. Вожатые, как правило, – это очень активные, творческие и коммуникабельные люди. Поэтому умение петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах и находить общий язык с детьми, безусловно, будет плюсом для любого вожатого.

По действующему законодательству, вожатые – это учебно-вспомогательный персонал. Они должны работать только под руководством педагога – то есть, человека с соответствующим высшим образованием. Поэтому сам вожатый может быть студентом любого вуза (не обязательно педагогического) и к нему нельзя предъявлять тех же требований, которым обязан соответствовать квалифицированный педагогический персонал.

Средний возраст вожатого – от 18 до 22 лет. Люди более старшего возраста на этой позиции – уже экзотика. Многие – это студенты наших вузов-партнеров, которых мы учим по договору безвозмездного оказания услуг, либо – коммерческие обучающиеся, которые могут выучиться у нас – а работать или в наших лагерях, или в любом детском лагере на территории РФ.

Работа вожатым – это хорошая возможность прокачать свои soft skills, которые впоследствии можно будет применять в самых разных сферах – бизнесе, личной жизни, взаимоотношениях внутри различных коллективов.

Обобщенная трудовая функция вожатого – это формирование, сопровождение и развитие временного детского коллектива в условиях лагеря или школы. Ее реализация предусматривает довольно большой перечень положений и нормативов, рекомендаций и должностных инструкций.

Вожатый должен изучить соответствующие ГОСТЫ и методические рекомендации, знать положения Конвенции ООН о правах ребенка и предписания СанПиНов Российской Федерации, обладать базовыми знаниями о возрастных особенностях детей и концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности. Кроме этого, он должен хорошо понимать, чем конкретно заниматься с детьми в загородном лагере, владеть игротехникой и методиками досуговой педагогики, знать массу развивающих упражнений и уметь, в случае необходимости, оказать первую помощь.

Все это – краткий перечень теоретических знаний для вожатого-универсала. А есть еще специализированные программы для работы с детьми на инклюзивных сменах и в специальных группах и практика, которая нужна, чтобы превратить эти знания в реальные навыки.

В Центральной школе московских вожатых мы стараемся подготовить таких специалистов, которые понимают свое педагогическое предназначение и видят свою миссию в обеспечении эффективной социализации и создании условий для развития ребенка. Это непросто.

В среднем, за год мы обучаем порядка 27-28 учебных групп. Трудность в том, что мы привязаны к учебному году, который определяется четкими сроками. С 1 июня начинается летняя оздоровительная кампания, и к этому моменту обучение всех групп должно завершиться.

Раньше мы проводили занятия только очно. Для прохождения всего объема программы обучения (240 академических часов) требовалось от 30 дней глубокого погружения при каждодневных занятиях с утра до вечера. А наши студенты – молодые люди, у которых, как правило, уже есть основная учеба в вузе. И нет этих 30 полных дней для дополнительного обучения у нас. К тому же, большое количество студентов силами преподавателей ЦШМВ в 100% очном формате охватить невозможно.

Поэтому мы вынуждены были рассмотреть возможность перенесения части нашей образовательной программы в систему дистанционного обучения (СДО). И разработать такую стратегию подготовки, которая бы решала текущие затруднения, оставаясь в рамках наших принципов и приоритетов.

На рынке существует целый ряд платформ для организации онлайн-обучения, но под наши критерии подошла только одна – платформа iSpring Learn. Во-первых, нам было важно, чтобы платформа не требовала наших серверов. Мы хотели приобрести готовый комплект вместе с технической поддержкой. Во-вторых, это должна была быть российская компания. Для государственной организации купить достойный российский продукт – вопрос принципиальный.

Следующий важный критерий – русскоязычная поддержка, которая всегда в доступе и возможность размещать неограниченное количество материалов. В iSpring нас заверили, что никакие ограничения вводиться не будут. Кроме этого, нам была нужна вебинарная площадка, встроенная в платформу, возможность менять интерфейс под свои задачи и, разумеется, адекватная стоимость. Нас все устроило – и в 2018 году мы заключили договор.

Онлайн в том или ином виде – не новшество и не революция для образовательных учреждений. Поэтому все материалы в текстовом формате у нас уже были готовы. Разумеется, нашим маркетологам потребовалось какое-то время, чтобы подготовить презентации в нашем корпоративном стиле, цветах и со всеми необходимыми атрибутами, а вот сотрудникам ЦШМВ оставалось только скопировать их и вставить. Весь процесс переноса на материалов на платформу занял около часа.

Важно понимать, что у нас не было задачи переделывать программу обучения в отдельные курсы. Целью было лишь присвоить уже имеющимся материалам определенную последовательность прохождения.

Раньше нам приходилось учитывать множество факторов и формировать группы “выходного дня”, чтобы студенты могли выкраивать время на обучение. Программа составляет 240 часов, и ее освоение растягивалось более чем на три месяца. Теперь мы укладываемся в два месяца за счет того, что смогли перенести 176 часов для самостоятельной работы в iSpring Learn. Оставшиеся 64 часа в очно-заочном формате обучения занимают очные занятия с преподавателем, а в полностью дистанционном – вебинары.

“Заочных” студентов в обычное время у нас не более 20%, однако, в период эпидемии их количество выросло до 35%. Это не только жители других городов, желающие работать вожатыми в Москве и МО, но и “очники”, которых нам пришлось в срочном порядке переводить в дистанционный формат. Это решило целый ряд проблем, поскольку обучение состоялось в срок, невзирая на сложную ситуацию с пандемией в стране и мире.

Кроме того, мы гораздо более эффективно обучаем иногородних. У нас учатся ребята из Брянска, Севастополя, Тамбова, Рязани и других городов. Платформа iSpring Learn позволяет не только качественно организовывать сам процесс обучения, но и осуществлять более эффективный и быстрый контроль за процессом. Если раньше мы направляли материалы и задания по электронной почте и не понимали, на каком этапе в каждый отрезок времени находится наш обучающийся – то сейчас все проще.

Обучающийся получает доступ к глобальному курсу, разделенному на семь частей, каждая из которых состоит из конспектов и презентаций. Стратегия прохождения – пошаговая. И пока студент не изучил материалы всех тем внутри какой-то одной части, он не может перемещаться к следующей.

Сейчас у нас эффективно работает очно-заочная форма обучения вожатых. Студенты приезжают на очные занятия, но параллельно у себя дома проходят дистанционную теоретическую подготовку. В очном формате осталась исключительно практическая часть, где мы с помощью элементов тренинга, упражнений, других методов и форм обучаем игротехнике, отрабатываем все ситуации, с которыми вожатым придется столкнуться в реальной практике. Это либо общегрупповая работа, либо работа в микрогруппах, в тройках и парах. Будущие вожатые учатся взаимодействовать с напарником, делать самопрезентации, проводить отрядные “огоньки” и мастер-классы, делать “уголки”, реализовывать методики обратной связи.

К тому же, важен “живой” преподаватель: его поведение, жесты, перемещение по аудитории, его речь, самоподача – все это тоже формирует личность будущего специалиста. Это работа на уровне эмоционального интеллекта. Кроме того, значительная часть работы вожатого – это игротехника. Доказано, что через игру ребенок познает мир лучше и быстрее, чем посредством классического урока. И вожатый здесь в большей степени выступает в роли воспитателя, педагога-психолога и организатора, а не классического учителя.

Группа обучающихся сама играет роль временного детского коллектива в лагере. Сначала они знакомятся в игровой форме, потом “проживают” какое-то время вместе и в финале – расстаются. Проходя эти этапы на практике, они глубже понимают, как работают все активности, как их проводить и к чему быть готовыми в реальной вожатской практике.

Можно ли смоделировать такую практическую игровую форму в онлайне? Вероятно, можно. Современные инструменты iSpring позволяют перенести в онлайн множество действий и процессов. Но пока мы еще не высвободили достаточное количество ресурсов, чтобы всерьез заняться педагогическим дизайном и разработкой онлайн-тренажеров. В планах – разработка виртуальной имитации всех видов вожатской активности.

Источник

Что необходимо знать вожатым

Подготовка ко встрече детей в лагере

Летний лагерь. Советы и рекомендации для вожатых

За день до заезда

Сегодня вы приехали в лагерь. Если это ваша первая смена, то настраивайтесь на то, что этот день будет очень насыщенным.

Минимум, что вам предстоит сделать

• устроиться на работу;

• узнать как можно больше о лагере (ведь завтра вы будете проводить экскурсию для вашего отряда);

• уточнить месторасположение медпункта, столовой, охранника и др.;

• получить информацию о том, с каким отрядом вы будете работать (возраст детей);

• познакомиться с вашим напарником (напарницей);

• узнать, в каком корпусе вы будете жить, получить постельное белье и спортинвентарь;

• провести уборку вокруг корпуса со своим напарником;

• наконец, на общем собрании вожатых внимательно прослушать инструктаж по технике безопасности и поставить свою подпись в журнале, в котором четко прописано, что вы несете ответственность за жизнь и здоровье детей, которые завтра приедут в ваш отряд. Все это займет у вас большую часть дня.

Пришло время включить второе дыхание, ведь теперь вам предстоит сделать все, чтобы мальчишки и девчонки, которых вы будете встречать завтра в отряде, почувствовали желание остаться в лагере. И первое, на что они обратят внимание, как вы подготовились к их приезду.

Что необходимо для этого

• украсить помещение, в котором будет жить ваш отряд (фасад корпуса, холл, коридоры);

Твои вторые мама и папа», «Здесь живут самые веселые мальчишки и девчонки!»;

• яркие веселые картинки, смешные рожицы, воздушные шарики, новогодняя мишура и т. д.

В общем, все, что может вызвать у ребят хорошее настроение, должно быть приготовлено и привезено вами в лагерь.

Надеюсь, вы не забыли взять из дома все, что пригодится для работы вожатым: методические разработки, сценарии, сборники стихов и песен, диски для музыкального сопровождения мероприятий, фонарик, свечи, линейку, листы ватмана, цветные карандаши, бумагу, ручки, иголки, нитки, ножницы, скрепки, кнопки, скотч, клей, свисток, средство от комаров, краски, маскарадные костюмы, магнитофон, упаковку листов формата А4.

Некоторые вожатые ленятся заправлять кровати в комнатах у детей перед их заездом, особенно если это старшие отряды, думают, выдадим постельное белье детям, они сами справятся. Но этого нельзя делать, во-первых, ребенок сразу почувствует, что вожатому было лень выполнить эту работу, а во-вторых, ребята могут не знать, как должна быть заправлена кровать. И только после того, как вы заправите кровати, со спокойной душой в течение всей смены требуйте, чтобы они выглядели так же, как в день заезда.

Очень обрадуются дети, когда, приехав в лагерь, найдут у себя в комнате под подушкой сюрпризы. Это могут быть бумажные звездочки, солнышки, игрушки или что-нибудь удивительное, что вожатый рисовал и вырезал с напарником до четырех часов утра. Один мой знакомый собрал шишки, покрасил их в желтый цвет, покрыл лаком, привязал нитки и разложил эти сюрпризы в комнатах у детей на подушках. Когда его отряд в первый раз пошел в столовую, я увидел, что у каждого ребенка на груди висела эта желтая шишка. Это говорит о том, что вожатый проявил креативность и подарил детям кусочек своего тепла. Многие из ребят сохранили их и увезли домой на память. На сюрпризах можно нарисовать веселые картинки или написать какие-либо приветствия, пожелания, лучше — в стихах.

Итак, корпус украшен, кровати заправлены, под подушками лежат сюрпризы. Не забудьте документы и таблички, которые вам понадобятся для регистрации детей. Вроде бы все готово. Да, обратите особое внимание на культуру своего внешнего вида, постарайтесь одеться так, чтобы понравиться ребятам и их родителям. (Если у вожатых есть единая форма или элементы одежды, то это очень большой плюс администрации лагеря.) Итак, до подъема остались какие-то три-четыре часа, которые вам нужно потратить на сон. Сны в лагере особенные: если выкладываешься на все 100%, и даже больше, то снятся добрые сны, а если работать спустя рукава, то к тебе по ночам будет приходить дух самого первого вожатого и спрашивать: «Где Сидоров, где Сидоров?» Это шутка, но я хотел бы, чтобы вы настраивались на то, что на сон будет уходить в среднем пять часов.

Правила для вожатых, о которых не стоит забывать

• Вожатый несет ответственность за жизнь и здоровье детей.

• Вожатый должен предъявлять понятные, точные и решительные требования.

• Предвидеть и предотвращать конфликты в отряде.

• Если в первые три дня вы не сформируете и не сплотите отряд, то потом это будет сделать практически невозможно.

• Вожатые должны знать, где находятся их дети, впрочем, как и дети должны знать, где находятся вожатые.

• После отбоя проверяйте наличие дежурного света в коридорах и холле. Дверь в корпусе на ночь должна быть закрыта, ключ находиться у вожатого, который ближе всех живет к выходу.

• Перед отбоем не забывайте спрашивать о самочувствии ребят, заботьтесь о здоровье детей.

• Объясните ребятам правила поведения в столовой, в корпусе, на мероприятиях. Обязательно наличие закрытой одежды при посещении столовой.

• Совместно с напарником планируйте деятельность. Учитесь разделять ответственность.

• Никогда не выясняйте отношения с напарником в присутствии ребят.

• Постарайтесь не разрешать переезды детей из палаты в палату (только в случае крайней необходимости).

• Отпустить ребенка из отряда с родителями вы можете только после того, как они напишут заявление на имя директора лагеря.

• Не ищите в конфликте виновных, ищите выход.

• Если у вас возникли проблемы с ребенком, обратитесь к старшему вожатому, далее — к директору лагеря.

• В случае необходимости время суток для обращения в медпункт не имеет значения.

• Вожатый должен иметь четкий план работы на день.

• Обязательно проводите утренний сбор отряда, на котором вы расскажете ребятам, что их сегодня ожидает. По возможности проводите каждый день отрядные свечки.

• В столовую, из столовой, на мероприятия, за территорию лагеря отряд должен передвигаться только строем в колонне по два человека.

• Если ребенок убежал из лагеря, немедленно сообщите об этом инспектору, директору лагеря.

• Не занимайтесь своими личными делами в рабочее время.

• Не кричите на ребенка, уместная шутка в адрес виновника намного сильнее крика.

• Прежде чем наказать ребенка, подумайте, что скажут об этом его родители.

Источник

Функционал вожатого

что должен уметь делать вожатый. Смотреть фото что должен уметь делать вожатый. Смотреть картинку что должен уметь делать вожатый. Картинка про что должен уметь делать вожатый. Фото что должен уметь делать вожатый

— Давайте просто возьмемся за руки и спрыгнем с обрыва навстречу заре.

— А вы точно вожатый? (с)

Вожатый (Вожак) – это неформальный лидер, его не выбрали тайным голосованием, он добился этого права потому, что силён, умён, умел.

Детский коллектив – это стая без вожатого, или со слабым вожатым – она моментально скатится к дикости. Дети, в своем большинстве, сознательно или несознательно, часто хотят пребывать в зоологическом состоянии. Они получили в лагере свободу от родителей, школы и, значит, в конечном счете, от общества, от его законов, правил, приличий.

Ребенок, как только отправился вагон (или автобус), всеми клетками чувствует, что наступила «свобода». Если вожатый, с этого первого момента, начнет воспитывать, морализировать, он, вероятнее всего, войдет в конфронтацию с самостоятельностью «пионера». И дальнейшая судьба такого вожатого стать формальным лидером, ментором, тухлой «учителкой». Тебе бы хотелось быть в детском лагере таким недовожатым, или же все же настоящим вожаком.

Это всегда компромисс: удержать отряд в рамках человеческого приличия, понудить участвовать в мероприятиях, оградить каждого от оскорблений и неравенства, помочь талантам раскрыться, и всё это без насилия и давления. Всё это достигается авторитетом, собственным примером, доброжелательным отношением. С одной стороны, тебе стоит придерживаться безоговорочного выполнения правил, а с другой стороны, необходимо, чтобы ты, как вожатый был любим и уважаем, чтобы лагерь понравился, чтобы у ребенка, которого понудили быть хорошим, осталось впечатление, что он этого хотел сам и, что ему было комфортно (несмотря на то, что он не матерился и убирал за собой постель), что он вернется.

Вот здесь встаёт вопрос о том, каким должен быть вожатый в детском лагере. Вожатый – это личность. Но как доказать ребятам, что ты – личность? Только действовать. Только в деятельности они увидят, что ты – личность (или не увидят), только в деятельности есть возможность влиять на коллектив и на каждого. Собственным примером. Поэтому с утра до ночи нужны дела, дела, дела. Если слабоват мотор, езжай аниматором в пансионат на море и присматривай за детьми.

В детском лагере же ты обязан быть любим, потому что только так ты можешь сделать им интересную жизнь. Ты можешь нести самый тяжёлый рюкзак, ты знаешь самые прикольные истории, ты отлично поёшь по-испански, скачешь на лошади, ты ходишь по стеклу, «ты в горящую избу войдёшь», ты – Д’Артаньян или Жанна Д’Арк и только тогда ты можешь сказать – не кури, не сори, не пей.

Иначе, присматривай за детьми в другом месте и не порть детский лагерь.

Вожатый – это человек прогрессивный, демократических взглядов, вожатый корректен, он не навязывает свои взгляды на общечеловеческие проблемы, политику и религию.

Всё в деталях. Если ты куришь, то это твое право пристрастие. Но если ты приехал не присматривать, а работать, то на курение у тебя нет времени, его нет и на то, чтобы посидеть с такими приятными людьми, как твои коллеги. А там, в пансионате на синем море на всё есть время.

Если тебя душила атмосфера школы, ты хотел командовать «потешными» войсками, а директор говорил, что этого нет в программе, ты хотел построить «Кон-Тики», а в школе не было средств, тогда приезжай в детский лагерь, спой свою лебединую песню. В детском лагере нужны те, кто понесет тяжёлый конец бревна. Вожатые – это те, кто считает педагогику не ремеслом, а искусством, будь как маэстро. играй, маэстро. Легко сказать – делай, делай, делай, а что делать? Может, дети что-то предложат? Дети, что вы хотите. И только. Что, всё. Глупо получилось.

Содержание

Советы новичку

Если ты в этом детском лагере первый год, то изучи местность по схемам, фильмам, фотографиям. Практически весь досуг организуется на местности. Досуг – это 14 часов времени. Их них прием пищи составит чуть больше одного часа. Два часа в день занимают общелагерные мероприятия или экскурсии, если, конечно, в этих мероприятиях участвует весь твой отряд. А если кто-то не участвует, то ты занимаешься этим «кто-то». Короче, никогда, ни при каких обстоятельствах, ты не можешь оставить этого «кто-то». Потому что, если он не участвует, то что-то с ним не в порядке. Либо «кто-то» хотят использовать это время в своих «тёмных» целях, либо «кто-то» не принимает коллектив, ему не дали роль, ему грустно и одиноко, либо эстетически тонкий вкус «кто-то» не воспринимает ту пошлятину, которую приготовил отряд на вечернее мероприятие. Значит, ты, как Капитан, покидаешь детский лагерь последним и не едешь на экскурсию, а занимаешься с «кто-тами».

Остальные 11 часов – твои – и ты заранее должен знать, как ты займёшь эти 11 часов в течение лагерной смены и еще времени дороги до лагеря и обратно до дома ребят. Ведь дорога – это точно такое же лагерное время и уже в дороге начинается лагерь. Каждое купе – это экипаж. Собери командиров экипажей и поставьте задачу проведения конкурса на лучший экипаж, название, песни, девиза, на лучшее оформление жилища. Банально, но, ты можешь влиять на коллектив эффективно только в серьезных делах, связанных с трудом, трудностями, самообслуживанием и имеющими общественную пользу. Например, при загорании на пляже ты можешь отличиться либо способностью быстро покрываться загаром, либо стройностью ног. Вообще, вписать в отрядный план пляж – это пошло. На пляж можно забежать искупаться пару раз в день, но лежать там 3 часа, это значит, что одуревшие от трёхчасового безделья дети отыграются на тебе после отбоя. Это значит, что ты проиграл 3 часа лагерной жизни, создал плановый негатив.

Конечно, ты не собирался приехать в город и заставить всех ходить за товаром по магазинчикам; или обречь на сидение за кусками теста, покрытого убитыми помидорами и кусками колбасы Пятнадцатилетних Капитанов, чья благородная кровь жаждет отваги, открытий, приключений. Конечно, ты этого не хотел.

Самоуправление в лагере и отряде

Высшим органом самоуправления лагеря является Совет лагеря. В него входят педагогический Совет и Совет командиров. Компетенцией Совета являются: депортация или бесплатная путёвка отличившихся пионеров, решение чрезвычайных ситуаций.

В отряде, чем больше будет «озадаченных», тем меньше будет «кто-тов». Командир отряда – это твой помощник во всем, а заодно и председатель профкома. Например, дни рождения – организует командир. Физорг поможет обеспечить явку на зарядку, потренирует команду перед турниром. Грязнули не любят корреспондентов, потому что они суют свой нос в бунгало, где грязь и эту грязь выносят из избы, а изба становится чистой. Смелое перо корреспондента напишет обо всем, и о том, что вечера были скучноваты, и о том, что чай был без лимона, сахара, чая, кипятка.

Можно делать дежурные должности, можно выбранные, главное, чтобы задачи, возложенные на актив, были реальными, чтобы актив был позитивно настроен, чтобы лидеры своим авторитетом никого не ущемляли.

Поделись своим авторитетом с активом и «она к тебе не раз ещё. »

Зачем играть в самоуправление, лучше сделать его реальным соуправлением. Если хватит эрудиции поговори с ребятами о системах самоуправления в их стране и странах с развитой демократией, о власти, о диктаторах, бывших и современных.

Вожатские сценические выступления

Если тебе кажется, что вожатые могут продемонстрировать высокое искусство, то лучше прорепетируй лишних пару часов со своим отрядом. Ты увидишь, когда у них получится, им понравится. Репетиция – это настоящий труд, а ты режиссёр – настоящий неформальный лидер.

Но все же если вы с коллегами решились, то как же написать опупенный вожатник…

Внимание, это не утеха, хотя, если со стороны посмотреть на людей, которые попытаются воспользоваться этой инструкцией, может показаться, что для них это именно некая утеха!

Для написания данного вожатника подходит любой лагерь, любой вожатский отряд!

Подготовительный этап: всю смену работаем так, как будто это последняя смена в вашей жизни, налаживаем контакты с детьми, обслугой, начальством! Хотя не очень понятно, почему это надо делать, т.к. если их нет изначально, то скорее всего и не будет!

Основной этап: когда всю смену все говорят, что нужен вожатник, но кто его будет делать не понятно, все, кто действительно его будут делать, об этом по-прежнему не знают! Внимание! Время, когда надо думать, как быть с вожатником, приходит нежданно-негадано как полный абзац! Группа добровольцев поле вечернего отбоя детей в детском лагере сбивается в каком-нибудь лагерном помещении и начинает судорожно перебирать все мыслимые и немыслимые варианты подготовки, проведения и темы вожатника! Внимание! Все заранее подготовленные варианты вожатников не подходят, с этим надо смириться и не рыдать по поводу загубленных идей! Так же не надо звать на написание фанеры старшего вожатого и начальника лагеря! Они берут за горло любую идею и надевают на неё цензуру! Если все это додолбило ваш и без того задолбанный мозг и вы совершенно не знаете, что придумать, берите с собой еще одного максимум двух утомленных жизнью людей и бегите ото всех прочь со словами: «Так, короче мы все сделаем!» Уединившись, не думайте, что муза будет к вам благосклонна и идея придет сама собой! Музу надо будет вызывать!

Как вызвать музу. Спиртное или какие еще депрессанты в данном случае сразу не подходят, т.к. они убьют последнюю нервную клетку вашего мозга, отвечающую к концу смены за любые производимые вами действиями! Предлагается для начала слушать любую музыку, может муза не сильно на вас обиделась и скоро вернется, если не помогает, то попробуйте безбашенные вожатские игры, как-то: скользюнчики, катышки и прочая дребедень. Данное заманивание музы в башку должно прекратиться обливанием всех участников холодной водой! По приходу музы творите, не обращая внимание ни на что, даже на еду, иначе уйдет муза, и всё кирдык вожатнику!

Внимание! Если муза не пришла, проверьте, а была ли она когда-нибудь вообще в вашей голове!

Окончательный этап: не бойтесь предоставить все изобретенное вами своим остальным коллегам. Должно понравиться всем, т.к. переделывать все равно будет уже поздно!

Корпоративность

Сложные вопросы

Если ты уже был в «Союзе», то много раз слышал от ребят: «А нам обещали. двухместный номер с гидромассажной ванной и бильярд в бунгало». Всё, что обещано – написано в описании лагеря или на интернет-сайте. Так, что посоветуй жалобщику учиться читать.

Но если, вдруг, меню не соответствует написанному в буклете, или ребёнку из твоего отряда не дали добавки, или не было горячей воды в положенное время, то не теряй время, отрой топор войны, выпусти когти и добейся справедливости, мы с тобой одной крови, Ты и Я. Биться за интересы каждого члена отряда – твоя обязанность.

Признание

Лагерь, в целом, и ты, как вожатый, призван оказать положительное педагогическое влияние на ребят. Мы, вожатые, поощряем добродетель и стараемся не допустить порочность. Этим мы отталкиваем от себя многих и делаем это умышленно, как только мы разрешим ВСЁ, к нам приедут тысячи. Но этого не будет.

Дедовщина – это зло

Разрешено всё, что не запрещено. В детском лагере действует презумпция невиновности: если не пойманы те, кто сломал дверь в коридоре, то весь этаж за это не отвечает.. Но кто может сказать о правоте кого-либо из двух подравшихся – только судья. А мы, вожатые, – не судьи, и поэтому должны запретить любое рукоприкладство.

Вожатые – передовые люди и готовы в полной мере воспринять демократические принципы. Ты знаешь, как цветет «изящная» словесность в лагере. и проблема не в том, что слово материально, проблема в том, что хамская форма речи является стилем общения, задает тон в лагере, отражает общую расслабленность, а ты попустительствуешь этой расхлябанности, когда позволяешь не убирать номер, спать днём, курить, ходить в грязной одежде, ругаться.

Организационные вопросы

Исходя из всего вышесказанного, лагерный план составляется весной, равно как и отрядные планы, утверждены до выезда в лагерь.

Все бумажные дела делаются в поезде или через рецепцию. И у всех развязаны руки для плодотворной творческой работы. Оперативные изменения в лагерный план Начальник должен внести до 13.00 предыдущего дня. Изменения сразу появляются на доске объявлений в каждом корпусе.

Дисциплинарные вопросы решаются только индивидуально в доброжелательном товарищеском тоне. В случае необходимости явно не справившийся сотрудник высылается в соответствии с договором.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *