что должен делать воспитатель в детском лагере
Должностная инструкция воспитателя (вожатого) детского оздоровительного лагеря
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
детского оздоровительного лагеря
_________________ 200 г.
1.1 Воспитатель (вожатый) детского оздоровительного лагеря (ДОЛ) относится к педагогическому персоналу.
1.2 На должность воспитателя (вожатого) ДОЛ назначается лицо, имеющее высшее не специальное образование, высшее не законченное образование или среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы.
1.3 Назначение на должность воспитателя (вожатого) ДОЛ и освобождение от нее производится приказом руководителя учреждения по представлению заявления.
1.4 Воспитатель (вожатый) должен знать:
· Конвенцию о правах ребенка;
· основы педагогики, психологии, возрастной физиологии, гигиены;
· правила и нормы охраны труда, жизни и здоровья воспитанников, ухода за детьми;
· санитарно-гигиенические нормы содержания помещений, оборудования, инвентаря;
· основы доврачебной медицинской помощи;
1.5 Воспитатель (вожатый) в своей деятельности руководствуется:
1.6 Воспитатель (вожатый) подчиняется непосредственно – заместителю директора ДОЛ по воспитательной работе и директору лагеря.
2.1 Участие в планировании и организации жизнедеятельности воспитанников отряда.
2.2 Обеспечение надлежащего санитарного состояния помещений и оборудования.
3. Должностные обязанности
3.1 Воспитатель (вожатый) ДОЛ организует воспитательную досуговую работу в отряде на основе инициативы и самодеятельности самих детей и в соответствии с планом работы на смену.
3.2 Обеспечивает педагогическую направленность в работе отряда и руководит одним из кружков или клубов по интересам.
3.3 Является материально-ответственным лицом за все имущество и инвентарь, переданный ему для создания нормальных условий жизни, отдыха и работы детей.
3.4 Свою деятельность воспитатель (вожатый) строит исходя из программы смены и календарного плана.
3.5 Воспитатель (вожатый) является организатором и руководителем художественной самодеятельности, спортивной работы в отряде, трудовой, учебной и досуговой деятельности детей.
3.6 Воспитатель (вожатый) является членом педагогического совета лагеря.
3.7 Воспитатель (вожатый ) обязан круглосуточно находиться при отряде.
3.8 Воспитатель (вожатый) обязан соблюдать правила техники безопасности и противопожарной защиты, а также контролировать выполнение их детьми.
3.9 Воспитатель (вожатый) постоянно следит за наличием и занятостью детей в отряде.
3.10 Воспитатель (вожатый) ежедневно присутствует на планерке.
Воспитатель (вожатый) имеет право:
4.1 Участвовать в обсуждении проектов решений заместителя директора лагеря по воспитательной работе.
4.2 Запрашивать и получать необходимую информацию, документы необходимые для осуществления своей деятельности.
4.3 Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей.
4.4 Требовать от своего непосредственного руководства оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.
5.1 Воспитатель (вожатый) ДОЛ несет ответственность:
· За жизнь и здоровье детей вверенного ему отряда.
· За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией – в порядке, установленном действующим трудовым законодательством РФ или договором.
· За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности – в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ
· За причинение ущерба ДОЛу – в порядке, установленном действующим трудовым законодательством РФ или договором.
Настоящая должностная инструкция разработана:
Специалист по кадрам ______________________ «__» _______ 200 _ г.
Заместитель директора по УВР: _____________ «__» _______ 200 _ г.
Юрисконсульт: _________________________ «__» _______ 200 _ г.
С должностной инструкцией ознакомлен, один экземпляр получил на руки и обязуюсь хранить его на рабочем месте.
_________________ ____________________ ______________________________
Разъяснены особенности работы педагогов в детских лагерях
serrnovik / Depositphotos.com |
Минпросвещения России подготовило разъяснения по вопросу оформления трудовых отношений с педагогическими, медицинскими работниками, вожатыми и руководителями организаций отдыха детей и их оздоровления, в том числе по совместительству (письмо Минпросвещения России от 16 июля 2019 г. № Пз-741/06).
В документе рассмотрены различные аспекты правового регулирования трудовой деятельности в таких организациях, включая вопросы оплаты труда, режима рабочего времени, предоставления отпусков.
В частности, в ведомстве дали оценку практике привлечения педагогических работников для работы в детских лагерях на основе договоров гражданско-правового характера. По мнению чиновников, деятельность педагогического работника предполагает выполнение определенных трудовых обязанностей в определенной должности, в частности, соблюдение расписания занятий, правил трудового / внутреннего распорядка и так далее, и не может быть оформлена по гражданско-правовому договору.
Подробнее об отпусках совместителям смотрите в «Энциклопедии решений» интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Впрочем, к приведенным разъяснениям следует относиться с известной степенью осмотрительности. Так, например, в письме указывается, что педагогические работники образовательных организаций в период нахождения их в отпусках могут выполнять педагогическую работу в организациях отдыха детей и их оздоровления, в том числе расположенных в другой местности, исключительно на условиях совместительства.
Вместе с тем, если речь идет о ежегодных оплачиваемых отпусках, реализация данной рекомендации будет весьма проблематичной. Дело в том, что в силу ст. 286 Трудового кодекса лицам, работающим по совместительству, ежегодные оплачиваемые отпуска предоставляются одновременно с отпуском по основной работе. Если на работе по совместительству работник не отработал шести месяцев, то отпуск предоставляется авансом. То есть прием на работу по совместительству работника, находящегося в отпуске по основному месту работы, автоматически приводит к необходимости предоставить ему отпуск и на работе по совместительству.
Должностные обязанности воспитателя лагеря
Общие положения должностной инструкции воспитателя (вожатого) лагеря
1.1. Настоящая должностная инструкцияразработана в соответствии с Федеральным Законом №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 3 июля 2016 года, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Воспитатель оздоровительного лагеря дневного пребывания должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без требований к стажу работы.
1.3. Воспитатель назначается на период деятельности лагеря из числа педагогических работников и освобождается от должности директором общеобразовательного учреждения в порядке, предусмотренном Положением и Уставом учреждения.
1.4. К работе воспитателем лагеря с дневным пребыванием детей допускается лицо, прошедшие профессиональную гигиеническую подготовку (санминимум), аттестацию и медицинское обследование в установленном порядке, имеет прививки в соответствии с национальным календарем профилактических прививок, а также по эпидемиологическим показаниям. Воспитатель должен иметь личную медицинскую книжку установленного образца, в которую вносятся результаты медицинских и лабораторных исследований, сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях, профилактических прививках (СанПиН 2.4.4.2599-10).
1.5. Воспитатель летнего пришкольного лагеря подчиняется начальнику лагеря.
1.6. В своей деятельности воспитатель лагеря руководствуется Конституцией и законами РФ, указами Президента и решениями Правительства Российской Федерации, органов управления образованием по вопросам организации летнего оздоровительного отдыха учащихся; Уставом и Правилами внутреннего трудового распорядка, Положением о лагере, приказами и распоряжениями начальника лагеря, Конвенцией о правах ребенка.
1.7. Воспитатель лагеря также руководствуется в своей работе данной должностной инструкцией, требованиями охраны труда, пожарной безопасности и антитеррористической безопасности.
1.8. Работник активно участвует в создании системы воспитательной работы с детьми, в соответствии с Положением о лагере, Уставом школы.
1.9. Воспитатель лагеря должен знать:
· Федеральный Закон №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 3 июля 2016 года;
· СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул».
· законодательные акты, нормативные документы, касающиеся вопросов воспитания и социальной защиты детей, организации летнего отдыха детей.
· решения органов управления образованием по вопросам, касающимся организации летнего оздоровительного отдыха школьников;
· педагогику и педагогическую психологию, достижения современной психолого-педагогической науки и практики;
· современные педагогические технологии развивающего обучения;
· основы социологии, физиологии и гигиены ребенка;
· методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с детьми разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
· технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
· основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, презентациями, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
· Правила внутреннего трудового распорядка пришкольного лагеря;
· трудовое законодательство Российской Федерации;
· настоящую должностную инструкцию, правила и нормы охраны труда, техники безопасности и пожарной безопасности.
· порядок действий при возникновении чрезвычайной ситуации в лагере.
Функции
2.1. Осуществление руководства отрядом воспитанников оздоровительного лагеря дневного пребывания в соответствии с Положением о лагере, должностной инструкцией и законодательством Российской Федерации.
2.2. Организация содержательного досуга детей, личностное, творческое, духовно-нравственное развитие воспитанников, расширение и углубление знаний об окружающем мире и природе, организация общественно полезного труда; развитие позитивной мотивации здорового образа жизни и правопослушного поведения в обществе.
2.3. Воспитание и привитие навыков самоуправления, чувства коллективизма и патриотизма, формирования у детей общечеловеческой культуры и ценностей.
Должностные обязанности воспитателя лагеря
Воспитатель лагеря выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. Планирует и организует воспитательную деятельность своего отряда детского лагеря.
3.2. Несет ответственность за безопасность жизни и здоровья детей отряда во время нахождения в лагере, во время экскурсий и иных выездных мероприятий.
3.4. Составляет и качественно выполняет план воспитательной работы на смену согласно летней образовательно-оздоровительной программы школы и плана работы лагеря, подводит итоги своей работы.
3.5. Составляет и подбирает различные методические разработки, сценарии воспитательных мероприятий, праздников и т. п.
3.6. Изучает особенности развития личности каждого ребенка, его эмоциональное самочувствие.
3.7. Изучает склонности, интересы, увлечения, дарования ребенка, подбирая для каждого определенный вид деятельности в лагере с дневным пребыванием.
3.8. Способствует созданию благоприятной атмосферы и морально-психологического климата для каждого воспитанника в отряде лагеря.
3.9. Развивает самоуправление в отряде, приучая к самоорганизации, ответственности детей, готовности и умению принимать правильные решения.
3.10. Помогает каждому ребенку в детском коллективе занять удовлетворяющий его социальный статус среди воспитанников, решению проблем в отношениях с товарищами.
3.11. Использует разнообразные приемы, методы и средства воспитания в лагере.
3.12. Обеспечивает выполнение детьми режима дня оздоровительного лагеря, санитарно-гигиенических норм, питьевого режима, контролирует соблюдение детьми правил гигиены, опрятного внешнего вида, чистоты одежды, порядка в столовой, в помещениях, на территории лагеря, следит за состоянием здоровья воспитанников отряда.
3.13. Обеспечивает соблюдение детьми дисциплины в соответствии с установленным режимом в лагере.
3.14. Совместно с медицинскими работниками лагеря обеспечивает сохранение и укрепление здоровья воспитанников, проводит необходимые мероприятия, способствующие их психофизическому развитию.
3.16. Способствует правильному формированию у воспитанников нравственных качеств гражданина, прививает им навыки культурного поведения, ответственного отношения к труду, уважение к правам человека и старшим людям; проводит работу по профилактике вредных привычек и негативных поступков.
3.17. Осуществляет самоанализ своей воспитательной деятельности, ведет в установленном порядке документацию воспитателя лагеря с дневным пребыванием и отчетность.
3.18. Проводит просветительскую работу среди родителей по вопросам организации деятельности отряда пришкольного оздоровительного лагеря, привлекает родителей для участия в совместной деятельности по улучшению процесса воспитания и отдыха детей в летнем лагере.
3.19. Обеспечивает безопасность, строгое соблюдение правил охраны труда, пожарной безопасности, электробезопасности, санитарно-гигиенических требований при проведении воспитательного процесса, массовых мероприятий в лагере.
3.20. Проводит инструктажи и организует изучение воспитанниками правил охраны труда и техники безопасности, правил дорожного движения, пожарной безопасности, поведения в быту, на воде, в лесу и т.д.
3.21. Отвечает за наличие аптечки в отряде для оказания первой медицинской помощи.
3.22. Проводит инструктажи воспитанников по безопасности при проведении воспитательных мероприятий с обязательной регистрацией в журнале регистрации инструктажей.
3.23. Соблюдает требования должностной инструкции, режим проветривания в помещениях.
3.24. Оперативно извещает начальника оздоровительного лагеря о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим.
3.25. Соблюдает права и свободы воспитанников лагеря.
Функции воспитателя и вожатого в детском оздоровительном лагере
Развитие и оздоровление детей в значительной мере зависит от знаний, умений и подготовленности к работе взрослых, которые организуют жизнедеятельность ребенка в лагере в течение всей смены и каждого дня.
Ключевая должность в лагере принадлежит вожатому, работающему с детьми и подростками в отряде. К условиям его труда можно отнести:
• многообразие видов деятельности;
• необходимость быстрого переключения с одной деятельности на другую;
• перепады эмоционального состояния;
• высокая двигательная активность;
• постоянное напряжение внимания;
• постоянное шумовое воздействие.
Меньше всего защищены в детском лагере вожатые. Рассмотрим, что можно требовать от вожатого в оздоровительном лагере, а от чего он вправе либо отказаться, либо потребовать дополнительной оплаты.
Исходя из Типовых штатов, число воспитателей и вожатых устанавливается из расчета две должности воспитателя и одна должность вожатого на каждый отряд школьников в возрасте от 10 до 14 лет (не более 30 человек) и каждую группу школьников в возрасте от 6 до 9 лет (25 человек). На каждые 2—3 отряда (группы) устанавливается одна должность подменного воспитателя
В соответствии с Постановлением Минтруда России от 13 августа 1996 г. № 52 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников Всероссийских детских центров «Орленок» и «Океан» Комитета Российской Федерации по делам молодежи», в которых должность «Вожатый» узаконена, должностные обязанности вожатого (включая старшего) следующие:
1. Организует коллективно-творческую деятельность детских общественных объединений (отрядов).
2. Разрабатывает программы деятельности отряда и
создает необходимые условия для их реализации.
3. Создаёт благоприятные условия, позволяющие детям проявлять гражданскую и нравственную позиции,
реализовать свои интересы и потребности, содержательно проводить свободное время.
4. Формирует благоприятный эмоционально-психологический климат в отряде.
5. Своевременно выявляет и разрешает конфликтные
ситуации, предупреждает возможные отклонения в поведении детей.
6. Контролирует соблюдение в отряде санитарно-гигиенических требований и действующего распорядка дня.
Должностные обязанности воспитателя, указанные в тарифно-квалификационной характеристике и утвержденные Минтруда России, следующие:
1. Ведет повседневную работу, создающую условия для социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации детей.
2. Использует разнообразные приемы, методы и средства обучения на основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций психолога, планирует и проводит коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально).
3. Совместно с медицинскими работниками укрепляет здоровье детей.
4. Отвечает за жизнь и здоровье детей.
5. Оказывает помощь в учении, организации досуга и в получении дополнительного образования, привлекая детей к художественному и научно-техническому творчеству, занятиям в спортивных секциях, кружках и других объединениях по интересам.
Должностные обязанности вожатого и воспитателя отличаются лишь расстановкой акцентов, в целом же эти должности вполне взаимозаменяемые. Поэтому можно заменять в штатных расписаниях должности вожатых на воспитателей.
Практика показывает, когда в отряде должности воспитателя и вожатого занимают молодые люди, то, несмотря на то, что они называют себя вожатыми, они не разделяют в своей работе функциональные обязанности воспитателя и вожатого, т.е. функциональные обязанности по двум должностям они соединяют в единое целое. В случае, когда должность воспитателя занимает лицо, которое старше вожатого по возрасту и (или) имеет большой опыт педагогической деятельности, в отличие от вожатого, у которого педагогическое образование не является законченным на момент работы в лагере, то функциональные обязанности обычно распределяются следующим образом (см. Таблица 1).
Таблица 1 Обязанности воспитателя и вожатого
Вожатый обеспечивает: |
Воспитатель обеспечивает:
· выполнение детьми режима дня; чистоту и порядок в корпусе; внешний вид ребенка;
· культуру поведения детей и соблюдение ими дисциплины;
· организацию отряда при проведении отрядных, межотрядных и массовых мероприятий
Остальные функции выполняются вожатыми воспитателем совместно
Дата добавления: 2015-04-11 ; просмотров: 600 | Нарушение авторских прав
Как поехать в лагерь вожатым
Дисциплина, сон по 4 часа и ответственность
В 2016 году я три недели работала вожатым в детском оздоровительном лагере «Атлантус» в Крыму.
Зачем вообще ехать работать вожатым
Чаще всего в лагерь едут, чтобы заработать денег, бесплатно отдохнуть на море с питанием и проживанием и интересно провести время. Студенты педагогических вузов в лагере проходят практику, а учителя подрабатывают во время длинного летнего отпуска.
Независимо от образования и профессии, вожатыми становятся ради опыта управления коллективом, новых знакомств и общения с детьми.
Кто может стать вожатым
Вожатым может стать совершеннолетний гражданин России без судимости и медицинских противопоказаний, например психических расстройств или инфекционных болезней. Необязательно быть студентом педагогического вуза или иметь педагогическое образование. Но закон обязывает пройти программу профессиональной подготовки в области образования и педагогики.
Специальные курсы подготовки называются школой вожатых. Обычно она длится 2—3 месяца в очной или заочной форме. После обучения каждый желающий стать вожатым обязан пройти итоговую аттестацию в форме квалификационного экзамена и получить подтверждающий документ — диплом или сертификат. Конкретных требований к документу нет — образовательная организация вправе самостоятельно определять его название и форму.
Как победить выгорание
На работу вожатых набирают разные организации: турагентства, педотряды и вузы. Они же организовывают свои школы вожатых. Каждая организация, которая отправляет вожатых, предъявляет свои требования к персоналу для смены в лагере: где-то требуют отработать минимум две смены, а где-то не рассматривают семейных людей или ищут одаренных танцоров.
Чаще всего вожатыми становятся те, у кого есть тяга к общению с детьми и время. Поэтому обычно в летние лагеря устраиваются студенты и учителя: у них длинные летние каникулы.
Если вы располагаете трехнедельным отпуском, тоже сможете поехать работать в лагерь. Вдобавок заложите время на подготовку к смене: сперва предстоит пройти школу вожатых и сдать пару экзаменов.
Школа вожатых
Организации, которые подбирают персонал для лагеря, готовят его к смене в школе вожатых. По сути, это курс, на котором рассказывают, как вести себя в разных ситуациях в лагере. Обучение в школе обычно бесплатное, но за аренду помещения для занятий и расходные материалы некоторые организации могут установить взнос.
Обычно занятия в школе вожатых проходят в вечернее время или в выходные, чтобы удавалось безболезненно совмещать их с работой или учебой.
Я проходила школу вожатых в Московском физико-техническом институте, где тогда и училась. Занятия длились с февраля по апрель с семи до девяти вечера дважды в неделю. Лекции читали сотрудники института с психологическим образованием и выпускники школы вожатых прошлого года, которые уже съездили в лагерь. За обучение я ничего не платила.
На лекциях нам рассказывали о возрастной психологии, конфликтологии, основах первой медицинской помощи, типичном распорядке дня. Многие оздоровительные лагеря находятся на море, поэтому особенно подробно объясняли правила купания детей.
Посещаемость проверяли строго. В начале новой лекции мы сдавали проверочный тест по материалам прошлых занятий. Правда, тесты проверяли явку, а не реальные знания: их результаты не влияли на то, получит выпускник курсов сертификат школы вожатых или нет. Сертификат выдавали всем, кто исправно ходил на лекции и сдал итоговый экзамен. Допускалось не больше трех пропусков по уважительной причине, например по болезни.
Помимо теоретических занятий нас дважды собирали в выходные на пять часов, чтобы рассказать про разные игры. Каждый вожатый должен знать минимум 7—10 игр каждого типа:
Всего на подготовку к лагерю в школе вожатых я потратила 72 часа. После этого сдала теоретический экзамен: побеседовала с руководителем вожатского отряда и ответила на вопросы вроде «Что делать, если ребенок не хочет есть кашу?» Правильный ответ — мотивировать с помощью игры или даже через запрет: дети хотят сделать именно то, что им не разрешают.
После экзамена по теории я проводила игровое мероприятие в начальных классах школы. Так я на практике показала, что способна организовать группу детей.
Но даже если человек получил сертификат школы вожатых, это еще не гарантирует трудоустройство в лагерь. У каждой организации, которая набирает вожатых на смену, свои критерии отбора педсостава: могут быть дополнительные тесты, эссе или экзамен на знание игр. Чтобы поехать работать в «Мосгортур», необходимо сдать еще внутренний теоретический экзамен.
Выбор лагеря
Когда я успешно сдала экзамен в «Мосгортуре», мне предложили на выбор два лагеря на море в Крыму и две смены — в июле и в августе. У меня не было предпочтений по месту, поэтому я выбрала вариант, где было меньше желающих.
Трудоустройство
Перед тем как подписать договор о работе вожатым, нужно собрать пакет документов. У каждой отправляющей организации он свой, но есть и устоявшийся перечень, который требуют у всех будущих вожатых.
Стандартный набор документов для трудоустройства в детский оздоровительный лагерь выглядит так:
Справку об отсутствии судимости бесплатно выдают в МФЦ после личного визита или заказа на сайте госуслуг. Справка будет готова минимум через 30 календарных дней после подачи заявки. Свою справку я получила через 40 дней, без нее на работу не возьмут.
На момент поездки в лагерь я была студентом и диплома об окончании института у меня не было, поэтому для трудоустройства мне была необходима справка из вуза. Такая справка должна подтверждать статус студента. Обычно ее оформляют в учебном отделе. На ней обязательно должна быть подпись проректора и печать. Свою справку я получила за несколько минут в учебном отделе. Если нет справки из вуза, то подойдет справка о трудоустройстве с текущего места работы.
Заключение нарколога и психиатра выдают в наркологическом и психоневрологическом диспансерах по месту прописки. Платить за них тоже не нужно.
Чтобы получить медкнижку, нужно пройти семь врачей и сдать несколько анализов. Полный список врачей подскажет отправляющая организация или регистратор в районной поликлинике. Оформление медкнижки по полису ОМС займет немало времени: нужно попасть к терапевту, получить направление на прием к профильным специалистам и ждать, если кто-то в отпуске. Это отнимает много времени и нервов, поэтому я и знакомые обращались в частные клиники.
я заплатила за медицинскую книжку в платной клинике
Чтобы получать зарплату, понадобится банковская карта платежной системы «Мир», оформленная либо в Сбербанке, либо в «Райффайзенбанке». Если такой карты нет, ее оформит работодатель.
доплатил московский центр занятости молодежи за работу вожатым в 2016 году
Подготовка к смене
Когда я подписала договор, со мной связался старший вожатый лагеря, чтобы пригласить на общую встречу вожатых моего отряда. Мы собирались в Москве один раз и знакомились с главной темой смены — «Профессии».
В первый рабочий день мы встретились на ВДНХ в 4 часа утра. Нам выдали форму, рассказали, как принимать детей в отряд и какие справки и подписи нужно собирать с родителей. Около 7 утра к месту сбора начали подъезжать родители с детьми. Они заранее подготовили медицинские справки для детей, которые разрешают находиться в лагере. Вожатый проверяет у каждого ребенка справки, а если чего-то не хватает, отправляет родителей с ребенком к старшему организатору. На моей смене со справками не было никаких проблем.
Дети заранее знают, в какие отряды они попадут, или узнают это на месте сбора у старших организаторов, поэтому сразу подходят к своему вожатому. Когда принимаешь детей у родителей, становишься ответственным за их жизнь на ближайшие три недели. Это не метафора, чтобы напустить важности или страху, а очень важный пункт из трудового договора, о котором еще пойдет речь ниже.
После того как все дети приехали на точку сбора, мы отправились на организованном трансфере в аэропорт, откуда все вместе улетели в Крым. Билет на самолет для вожатого оплачивал работодатель.
Работа вожатым
До поездки в лагерь я считала, что вожатый — самая простая работа в мире: предстоит бесплатно жить у моря, играть с детьми и получать за это зарплату. На деле все оказалось не так радужно. Вожатый — это и организатор, и танцор, и создатель смешных костюмов из бумаги, и лучший друг, и строгий воспитатель.
Если говорить юридическим языком, задача вожатого — «содействовать организации и сопровождению деятельности детского коллектива в организациях отдыха детей и их оздоровления». Но в жизни все сложнее.
Со своей напарницей я познакомилась в первый рабочий день, когда мы приехали вместе с детьми. Она уже была в лагере, так как осталась с пересменки: когда вожатый едет на две смены подряд, его не отправляют обратно в Москву на пару дней, а оставляют в лагере до начала следующей смены.
Вожатый должен следовать распорядку дня, который устанавливает лагерь: этот пункт прописан в трудовом договоре. Если нарушить распорядок дня, вожатого могут отстранить от работы. Обычно следовать распорядку несложно, но иногда дети очень долго собираются на завтрак, а отвечает за это, конечно, вожатый.
Дети не хотят строиться, носить головные уборы, смотреть скучное мероприятие, иногда даже дерутся друг с другом. Я решала такие ситуации играми, строгим взглядом или даже повышенным голосом. Если в первые три дня смены вести себя как старший наставник, а не добродушный друг, потом будет легче справляться с 25 детьми. Иногда я наказывала провинившихся пропуском дискотеки или предлагала помочь нарисовать плакат.
Распорядок дня вожатого
7:00. Узнает план дел на день и происшествия за последнюю ночь на утренней планерке. Второй вожатый остается в отряде и готовит реквизит и музыку для ближайшего мероприятия.
8:00. Будит детей: они не хотят вставать и идти на зарядку. Вожатым приходится ходить по комнатам по несколько раз и всех поторапливать.
8:15. Один вожатый делает зарядку вместе с детьми, второй следит, чтобы они активно делали упражнения.
8:25. Строит на завтрак. Старшие воспитатели следят за тем, чтобы все дети ходили ровной колонной. На деле кто-то забудет кепку — с ним нужно идти в комнату. Дети шумят и разбегаются — приходится придумывать игры, чтобы выстроить их по парам. Если отряд передвигается по лагерю, один вожатый идет впереди, а другой замыкает колонну.
8:30. Завтрак. Старшие воспитатели следят, чтобы каждый ребенок снял головной убор и помыл руки. Пока один вожатый ест, второй следит, чтобы дети не просто ковыряли тарелку, а наедались и, конечно, не кидались кашей.
9:00. Проходит мастер-классы вместе с детьми. Наша смена была связана с профессиями — вожатые вместе с детьми пробовали себя в роли фотографов, журналистов и даже физиков. Вожатые помогают организаторам проводить мероприятия и следят, чтобы дети были вовлечены в процесс.
11:00. Помогает детям собраться на пляж. Дети переодеваются и берут пляжные вещи. Вожатый выстраивает детей и ведет за территорию лагеря вместе с другими отрядами. При переходе дороги первый вожатый становится посреди дороги и машет красным флагом машинам.
11:15. Купает детей в море. У каждого отряда своя территория в тени под навесом. Дети купаются по свистку спасателя вместе с одним вожатым, который контролирует, чтобы за него никто не заплыл. Второй вожатый остается на берегу и каждую минуту пересчитывает детей. Обычно каждый отряд купается по пять-десять минут дважды. Все остальное время дети проводят на пляже: строят замки из песка, загорают и общаются.
12:15. Возвращается с детьми в лагерь: все так же строем и в головных уборах.
12:30. Отводит детей на обед. Может на кухне попросить добавку для ребенка, который не наелся.
13:00. Укладывает детей спать. Во время дневного отдыха один вожатый все время следит за детьми, а второй заполняет педагогический дневник — основной документ вожатого, где отражается вся информация о смене и детях, проводится анализ дня и ставятся педагогические задачи.
15:00. Будит детей, строит и отводит на полдник.
15:30. Собирает детей для похода на пляж. Следит за купанием в море.
17:30. Готовит детей к мероприятию в зависимости от расписания — конкурсу талантов, танцевальному шоу.
19:00. Ведет детей на ужин.
20:00. На мероприятии следит, чтобы дети не шумели во время номеров на сцене и громко аплодировали после. Иногда вожатые устраивают для детей конкурс эрудитов, вечер живописи или спортивные соревнования.
21:00. На дискотеке танцует вместе с детьми в кругу или по отдельности с каждым. Главное — не показать, что у вожатого есть любимчики.
22:30. Обсуждает с детьми прожитый день, раздает «сонник» — йогурт или сок с вафлей.
23:00. Укладывает детей спать.
00:00. Подводит итоги дня на вечерней планерке для педсостава, репетирует танцы или даже участвует в играх на сплочение коллектива.
02:00. Отдыхает: наконец-то принимает душ и засыпает.
При таком распорядке дня я научилась засыпать ровно в ту секунду, как закрывала глаза. Три недели подряд я не высыпалась и мало общалась с детьми, поэтому решила больше не ездить в лагерь.
На практике оказалось, что вожатый только и делает, что водит детей за собой, а не раскрывает личность каждого ребенка в отряде. Для меня это было самое большое разочарование. В течение дня мне не хватало времени ни на игры, ни на простое общение с детьми. Я была бы рада узнать, как у ребенка дела и понравилось ли ему вчерашнее мероприятие.
Больше всего я ценила время, когда удавалось просто поговорить с детьми из отряда: по пути на море десятилетний мальчик рассказывал о любовном треугольнике, а девочки делились секретами. Когда дети помогали сделать костюм или просто говорили теплые слова и обнимали, я понимала, что не зря поехала в лагерь.
Те, кто интересуется мастер-классами, кружками и вечерними мероприятиями, работают в лагере организаторами. Для такой работы нужны специальные навыки: хореографии, вокала или рисования. У организаторов больше свободного времени — они могут поспать днем и успеть, например, постирать вещи.
Отдых и личное время
Вожатый имеет право на выходные дни — их количество указано в трудовом договоре. У меня было три выходных за смену, которые нельзя брать в первые и последние три дня смены. Сперва дети привыкают к новому месту, а потом тоскуют и не хотят уезжать. В обоих случаях им нужно больше внимания вожатого. Также нельзя отдыхать в один день со своим напарником.
Я ездила в лагерь с подругой, и мы были в разных отрядах. Друзей и влюбленных никогда не ставят работать вместе: велика вероятность ссор, которые отразятся на детях. Я дважды брала выходной вместе с подругой. В эти дни мы ездили по достопримечательностям недалеко от лагеря, в окрестностях Севастополя.
Однажды мы опоздали на паром, который должен был увезти нас к автобусной остановке в лагерь. Не захотели переплачивать за такси, поэтому добрались в лагерь на следующем. Вернулись к 7 часам утра — как раз к утренней планерке.
В выходные дни я завтракала в лагере, а после уходила за территорию. В личное время я тратила деньги на еду, транспорт и сувениры домой. В сумме у меня вышло не больше двух тысяч рублей расходов за три выходных дня.
Обязанности вожатого
Полный список обязанностей вожатого прописан в трудовом договоре. Я прочла его внимательно и поняла, что в лагере меня не ждет веселая и беззаботная жизнь. Например, вожатый следит, чтобы дети всё доедали во время приема пищи в столовой, сопровождает детей на пути в лагерь и обратно, обеспечивает безопасность, охрану жизни и здоровья детей из своего отряда и постоянно контролирует занятия каждого ребенка. Далее я расскажу только о самых важных моментах, с которыми столкнулась.
Отвечать за жизнь детей. Первая и главная обязанность вожатого звучит так: «Работник несет ответственность за жизнь и здоровье детей вверенного отряда». В первую очередь именно поэтому в требованиях к работе указывают возраст от 18 лет. До достижения 18 лет человек за себя отвечает не в полном объеме, а за других — тем более. После совершеннолетия наступает полная гражданская дееспособность.
Законодательство России предусматривает уголовное наказание за причинение физических или нравственных страданий ребенку, а также за причинение смерти по неосторожности, если ненадлежаще исполнять профессиональные обязанности. Минимальное наказание — 2 года исправительных работ, максимальное — лишение свободы на срок до 4 лет.
Это очень важный пункт, о котором говорят и в школе вожатых, и в отправляющей организации перед тем как подписать договор. Каждый вожатый должен быть готов нести ответственность. Если что-то случится, родители могут подать в суд — отвечать придется не только директору лагеря и старшим воспитателям, но и вожатому.
Следить за каждым ребенком. Вожатый должен в любую минуту знать, где конкретный ребенок из его отряда. О любой проблеме он сообщает старшим по смене — старшему вожатому или директору лагеря — по телефону или лично. Детей никогда нельзя оставлять одних: если напарник отошел, надо вызвать дежурного вожатого на подмогу. Также вожатый обязан вести педагогический дневник и записывать в него все неординарные ситуации, в том числе любой поход в медицинский кабинет.
Соблюдать трудовую дисциплину. В лагере, где ответственно подходят к работе с детьми, вожатых наказывают за курение, алкоголь и нарушение распорядка дня. Обычно в таком случае работника увольняют. При этом в личном деле делают запись о нарушении и больше никогда не допускают к работе с детьми.
На моей смене двое вожатых вернулись с выходного выпившими и в таком состоянии контактировали с детьми на дискотеке. Им повезло: на следующий день обоим позволили написать заявление по собственному желанию.
я заработала за 18 рабочих дней по 19 часов в день
Бережно использовать имущество лагеря. В трудовом договоре также прописано, что работник обязан бережно относиться к имуществу работодателя. В начале смены на вожатого записываются все вещи отряда: шкафы, тумбочки, постельное белье в комнатах детей и даже мячик для игр. В конце смены нужно все вернуть без повреждений. Если потерять или испортить лагерное имущество, его стоимость вычитают из зарплаты. Мне повезло: мы с напарницей недосчитались нескольких комплектов, но из зарплаты у нас ничего не вычли.
Выполнять поручения руководства. Потеря или порча имущества — не единственный вариант потерять в зарплате. Если не выполнять поручения старших по смене, не проконтролировать, есть ли головной убор на ребенке, или опоздать с отрядом к мероприятию, можно получить штраф. Его сумма нигде не прописана — такая угроза похожа на манипуляцию со стороны руководства.
Носить форму — или хотя бы один ее элемент в течение всего рабочего дня. Форма от «Мосгортура» состояла из футболки, поло, майки и толстовки. Вожатому выдают один комплект на смену, но времени на стирку в распорядке дня нет.
Итоги
На первой лекции в школе вожатых нас спросили, любим ли мы детей. Тем, кто отвечал на этот вопрос положительно, было тяжелее всего. Звучит парадоксально, но, чтобы быть вожатым, не нужно любить детей.
Нужно уметь быть строгим и договариваться. Я считаю, что справилась с этой непростой задачей — и услышала от детей в конце смены заветные слова: «Вы самый лучший вожатый».
Я считаю, что работа вожатым не лучший способ заработка. За 18 рабочих дней по 19 рабочих часов в день я заработала около 26 тысяч рублей. То есть мой рабочий час стоил 76 рублей. Но лагерь дает интересный опыт и положительные эмоции, а за ними стоит ехать обязательно.