что должен делать связующий в волейболе

Связующий в волейболе — верхняя передача мяча

Пас осуществляется верхней передачей. Возможна и тактическая скидка, но об этом позже.

Элементы верхней передачи:

что должен делать связующий в волейболе. Смотреть фото что должен делать связующий в волейболе. Смотреть картинку что должен делать связующий в волейболе. Картинка про что должен делать связующий в волейболе. Фото что должен делать связующий в волейболе

Важно! Верхний прием осуществляется именно пальцами, а не ладонями. Прием должен быть беззвучным и мягким.

Главный нюанс здесь — стараться полностью обхватить мяч пальцами. Тогда мы сможем полностью контролировать его траекторию.

Скорость и направление мяча определяется силой разгибанием локтей и активностью работы пальцев.

Пас в прыжке

Основные принципы схожи с пасом в опорном положении, но есть и свои особенности:

Пас за спину

Пас за спину — обманный маневр, часто использующийся у профессионалов, но реже — у любителей. Поэтому смотрите не увлекайтесь, ведь можно настолько внезапно дать пас, что игроки вашей команды даже не поймут, что так можно, и мяч спокойно приземлится на вашей площадке. Нюансы этого элемента:

Распространенные ошибки верхнего приема

Стратегические аспекты игры разводящего

При подаче лучше всего встать ближе к углу площадки — в район 2-го номера. Из этой позиции связующий видит всех игроков своей команды + нападение в основном происходит из 4-го номера.

Не бойтесь скинуть мяч, если внимание игроков противника сконцентрировано только на нападении или в поле есть пустые места. Эффективными местами для скидки считаются центр и за спину вплотную к сетке в 4-й номер. Второй вариант более рискованный, но и труднее берущийся.

Если атака в вашей команде нестабильна и слабоэффективна, давайте разноформатные пасы разным номерам. Не забывайте 1-й, 5-й и даже 6-й номер. Пасуйте спиной и в прыжке, скидывайте. Вашей главной задачей будет расстроить действие противника, заставить его нервничать.

Используйте скоростные атаки, чтобы загонять противника.

Следите боковым зрением за игрой противника. Оценивайте, кто устал, а кто полон сил. Кто хорош в приеме, а кто в нападении. Наблюдайте и за своими нападающими: давайте пас тому, кто в данный момент наиболее эффективно и неожиданно для противника забьет мяч.

В любительском волейболе очень распространено пасовать только лучшим нападающим. Т.к. непробиваемый блок любители ставят значительно реже, эта техника приносит быструю победу. Однако игра на одного человека быстро наскучит и вам, и половине вашей команды. Ведь игроки всю игру простоят без дела, наблюдая, как вы «подносите снаряды» одному-двум бьющим. В игре должен быть риск и азарт, иначе в чем смысл?

В критические моменты, когда противник набирает очко за очком, когда счет равный, а «мы все не можем забить», нужно взять себя в руки и собрать воедино энергию команды. Не стоит идти на авантюры и изобретать новые хитрые элементы игры. Пасуйте самым надежным игрокам и самым проверенным способом. Минимизируйте риски. Не отчаивайтесь.

Видео

Источник

Характеристика деятельности связующего игрока в волейболе

На сегодняшний день для игр сильнейших команд характерен рост темпа проведения атак. Команды почти перестали применять высокие передачи для нападающих ударов, но значительно увеличилось количество атак, проводимых с низких и быстрых передач. Желание увести нападающих игроков от блока связано с тем, что в каждой команде имеется много высокорослых волейболистов, способных выстроить мощную броню над сеткой. Вот эту-то задачу и решают связующие игроки за счёт нестандартных и разумных технико-тактических действий.

По мнению абсолютного большинства специалистов волейбола, боеспособность команды в значительной мере зависит от мастерства связующих игроков. Если кто-то из нападающих не играет в полную силу по различным причинам, то это положение можно поправить путём замены его, временно выключив из атак, и др. Но, если срывается диспетчер команды, то её потенциал заметно снижается, что приводит к поражению в игре.

Ведущая роль связующего игрока в ведении игры бесспорна, и он в гораздо большей степени (нежели игроки других амплуа) несёт ответственность за результат игры. Современная игра в волейбол протекает в условиях активного противодействия соперников, при непрерывном потоке информации о движущихся объектах (мяч, партнёр, соперник и др.) когда необходимо быстро и точно выполнить передачу для нападающего удара. Развитый объём поля зрения является основой тактического мастерства связующего.

Связующий выполняет технико-тактические действия в условиях жёсткого лимита времени, что предъявляет большие требования к развитой быстроте реакции.

Динамичность игры (высокая скорость полёта мяча, быстрые перемещения, внезапные смены игровых ситуаций) предъявляет к вниманию связующего игрока повышенные требования. От того на сколько оно интенсивно, как распределяется в игровых фрагментах игры, во многом зависит качество атакующих действий.

Скоротечность многочисленных игровых атакующих эпизодов, неточная доводка мяча до связующего игрока требуют от него проявления высокой скорости передвижения и скоростной выносливости. Если связующий игрок правильно воспринимает и анализирует ту или иную игровую ситуацию, то при высоком уровне развития двигательных качеств и совершенном владении техникой второй передачи тактическая задача будет решена успешно. Помимо своих основных функций связующий по необходимости должен уметь выполнять нападающие удары и постоянно принимать участие в блокировании. В игре из пяти партий он выполняет 50-60 блокирований.

Деятельность связующего игрока в игре характеризуется:

Это опытный, авторитетный и достаточно высокий игрок.

Для достижения высокого уровня подготовленности связующего игрока необходимо постепенное совершенствование знаний, умений, способностей, необходимых для выполнения функций диспетчера команды.

На начальных стадиях обучения будущий диспетчер должен овладеть рациональной техникой передач сверху двумя руками и её разновидностями, параллельно развивая психофизиологические способности (объём поля зрения, скорость переработки информации, память, концентрация, распределение и переключение внимания, быстрота реакции) и физические качества. По мере усвоения передачи спортсмен с помощью тренера должен приобретать знания по теории техники и тактики игры, по анализу тактических действий, по основам взаимодействия 2,3,4 игроков.

Техническая подготовка связующего игрока

Вторые передачи должны соответствовать (по направлению, длине, высоте и скорости) передачам, которые используются в игре. Но и в специализированной подготовке необходимо соблюдать принцип постоянного усложнения задания. Постоянно напоминать связующим:

После усвоения взаимосвязи с одним нападающим игроком переходят к упражнениям с участием двух-трёх нападающих игроков. Пасующий выполняет передачу по самостоятельному решению или по заданию (сигналу) тренера, когда мяч приближается к рукам связующего. Следует заметить, что при взаимодействии двух трёх нападающих с пасующим уже проявляются элементы тактики в разучивании комбинации.

Развитие специальных физических качеств и способностей связующего игрока

Развитие физических качеств осуществляется в такой последовательности:

Приоритетными физическими качествами для связующего являются: быстрота с её разновидностями, «взрывная» сила, скоростная выносливость, ловкость.

Быстрота двигательной реакции

Быстрота передвижения

Скоростная выносливость – способность связующего игрока выполнять передвижения для второй передачи с высокой скоростью на протяжении всей игры.

Дозировка физической нагрузки:

Взрывная сила Для выполнения передачи двумя руками необходимо проявление взрывной силы. Для этого необходимо комплексное развитие силы мышц кистей, плечевого пояса, туловища, ног. Дозировка нагрузки: число повторений в серии (10-15), отдых между сериями (2-3 минуты), количество серий (4-6).

Ловкость – способность выбрать и выполнить нужные движения (действия) правильно, быстро, точно.

Ловкость связующего игрока проявляется в координации движений, быстроте и точности действия, способности распределять и переключать внимание, в устойчивости вестибулярных реакций.

Решающую роль в развитии ловкости связующего игрока играет природная ловкость (навыки движений, координация движений, подвижность, чувство равновесия, способность мускулатуры к расслаблению и другие факторы). Поэтому способность быстро и точно овладеть новыми движениями во многом зависит от запаса двигательных навыков, приобретённых при занятиях разнообразными физическими упражнениями из лёгкой атлетики, гимнастике, спортивных и подвижных игр.

При развитии ловкости необходимо помнить и соблюдать следующие положения:

Тактическая подготовка связующего игрока

В тактическую подготовку связующего игрока входят тактические действия, связанные с передачей мяча для нападающего удара после приёма подачи и при доигрывании; первая передача после касания мяча блокирующими или вторая передача в прыжке после имитации нападающего удара. Тактические действия связующего игрока строятся в соответствии с тактическими знаниями (основы взаимодействия с нападающими игроками, тактические комбинации в нападении, индивидуальная тактика, система игры в нападении), техникой владения мячом при передачах, уровнем развития физических, психических качеств и с другими компонентами.

Психомоторные процессы тактического действия связующего игрока проходят следующие фазы:

Ведущее место в тактической подготовке связующего игрока занимают упражнения по индивидуальной, групповой и командной тактике, игровая подготовка, упражнения для развития ориентировки, упражнения на переключение внимания с одних действий на другие.

Примерные упражнения

Главная задача связующего игрока после подачи – оценить качество приёма, а далее взаимодействовать с нападающими игроками. Перед выполнением передачи для нападающего удара связующий игрок должен:

Обучение и совершенствование тактики игры связующего игрока

Главная цель тактической подготовки связующего игрока – добиться согласованности действий с нападающими игроками по времени и месту действия для получения положительного результата.

Методические приёмы тактической подготовки следующие: назвать тактическое взаимодействие, показать это взаимодействие на схемах, плакатах, видео и т.д. с анализом действий, показать место начального расположения и путь игроков в данном взаимодействии, сымитировать это взаимодействие, практически выполнить взаимодействие с первой передачи от атакующего игрока, затем с первой передачи игрока зоны 6.

После усвоения основ взаимодействия связующего игрока с одним – двумя нападающими задания усложняются и к процессу совершенствования подключаются игроки, принимающие подачу (или принимающие мяч после нападающих ударов), блокирующие игроки и нападающие различных зон. Разыгрываются комбинации в нападении с использованием низких, высоких, быстрых и других передач, после приёма подач и в доигрываниях.

Групповые взаимодействия: отрабатываются в следующей последовательности:

Командные взаимодействия

Командная тактика нападения состоит из определённых систем командных действий:

Применение того или иного варианта этих систем зависит от места расположения связующего игрока перед выполнением передачи и от исходных позиций нападающих игроков.

После освоения каждого взаимодействия связующего с нападающими игроками необходимо их закрепление в тренировочных играх, турнирах, не принимая во внимание результаты встреч. После каждой игры разбирают причины возникновения ошибок при выполнении той или иной комбинации при активном анализе связующим игроком. Он должен ответить на вопросы: какая допущено ошибка, какова причина возникновения, как её исправить.

Варианты комбинаций при всех системах нападения должны отрабатываться в расчёте на условный сигнал связующего нападающим игроком.

Используемая литература

Источник

Связующий – мозг (и нервы) команды

что должен делать связующий в волейболе. Смотреть фото что должен делать связующий в волейболе. Смотреть картинку что должен делать связующий в волейболе. Картинка про что должен делать связующий в волейболе. Фото что должен делать связующий в волейболе

Очень полезная и интересная статья для связующих игроков

Требования к «связке»:

1) Чуткие руки + резвые ноги + глазомер

2) Сообразительность + самокритика + аналитические способности

3) Надежность + ответственность + авторитет

Примечание: психологическая устойчивость наряду с бойцовскими качествами является общим требованием в волейболе, однако к связующему предъявляются повышенные «обязательства». Чем выше интеллект, тем больше мыслей, в том числе негативных (не нужных, мешающих выполнению задачи), которые постоянно роятся в голове. Любая негативная мысль (например, «а вдруг не получится», «как бы не ошибиться», «ой, запорю» и т.п.) резко снижает вероятность успешного выполнения того или иного элемента (подачи, нападающего удара, передачи). Негативные мысли, предоставленные сами себе, имеют свойство быстро плодиться чуть ли не в геометрической прогрессии. Причем запущенный (во всех смыслах) процесс идет подсознательно, т.е. без контроля со стороны индивида. Разгулявшиеся негативные мысли выводят спортсмена, даже находящегося в отличной физической форме, из состояния психологического равновесия. Достаточно маломальской «встряски» и спортсмен «поплыл». Недаром в восточных единоборствах, имеющих древнейше мудрейшую предысторию, сила духа ставится на первое место, а сила тела – на второе. Совершенно ясно, что связующий должен обладать незаурядным интеллектом, но чем развитее мозг, тем больше «волчьих ям» с психологией. Если «поплыл» связующий, то «абзац»: сливай воду, суши форму. А экстренная замена связки, как правило, болезненно сказывается на игре команды. Впрочем, психологическая устойчивость подвластна тренингу. Вне игры над психологией игроков, в идеале, должен работать специалист. На площадке психологией команды заведует никто иной как связующий, который должен «кожей» чувствовать своих нападающих, сам оставаясь «скалой» с «горячим сердцем и холодной головой» в течение всей игры.

Самое главное :

1) Пасуй тому, кто в «кураже»!

Перед игрой пообщайся с партнёрами. Почувствуй, у кого какой настрой. Разузнай, у кого что «не ладится», какие докучают болячки, какие жизненные неприятности напрягают. Лучше сделать это в шутливой форме, не задавая вопросов «в лоб». Еще на разминке внимательно следи, у кого «катит вовсю», а у кого «мяч из рук валится». Так же посматривай на сторону противника: определяй, кого нейтрализовать в первую очередь. Контролируй свой предстартовый «мандраж», не дай ему развиться, отсекай негативные мысли, перенаправляй внутреннюю энергию в позитивное русло. В случае стартовой апатии «раскачивай» себя злостью.

Начинай игру без раскачки, не упрощая и не отказываясь от быстрых комбинаций. Тем самым ты «заведёшь» свою команду и выбьешь из «колеи» противника. Сразу бери инициативу в свои руки. В концовке не сбивайся на сплошные «парашюты». Но! В большинстве игровых ситуаций не занижай адресуемую явно (!) передачу, особенно при плохой доводке: нападающему даже в кураже будет тяжело бороться с успевающим блоком. Частенько в проигрываемой концовке все до одного нападающие «скисают» (никто не желает брать ответственность). Тогда растормоши того, кто находится в наиболее выгодной позиции (напротив низкого блока), или того, кто легко-быстро «заводится». В любой момент игры по мере возможности предельно «ускоряй игру», т.е. пасуй настолько «быстро», насколько способны выдержать твои нападающие.

что должен делать связующий в волейболе. Смотреть фото что должен делать связующий в волейболе. Смотреть картинку что должен делать связующий в волейболе. Картинка про что должен делать связующий в волейболе. Фото что должен делать связующий в волейболе

2) Как выполнять передачи.

Нападающие обладают разной скоростью «выхода на мяч» и разной скоростью «съема» мяча. Более того, техника (следовательно, скорость и траектория движений) довольно сильно различаются. Поэтому выполнение передачи следует производить с учётом индивидуальных особенностей партнеров. Говоря проще, прежде всего надо «сыграться». Вроде бы прописная истина, но вопрос в том, как это сделать наиболее эффективно, с наименьшими затратами времени и сил. В реальной жизни обычно возникает следующая ситуация: нападающий «катит баллоны» на связку, а связка высказывает претензии, что нападающий «не идет навстречу». Круг замыкается, проблема если и получает решение, то частичное. На тренировках вроде бы что-то худо-бедно получается, но в напряженной игре рушится, как карточный домик.

Кстати, выросшая из массового спорта российская школа волейбола зиждется на огромном объеме тренировок и гигантском количестве игр. Т.е. совершенствование идет через максимизацию объема нагрузок. При этом качеству выполнения упражнений и концентрации психики уделяется, мягко говоря, второстепенное внимание. Поэтому уже в ДЮСШ получаем огромное количество травм: «летят» колени, спины, плечи. Про голеностопы и выбитые пальцы уже не говорю, это «насморк волейболиста». Однако согласитесь, гораздо лучше выполнить меньший объем, но с лучшим качеством! Благодаря чему не растратить физические возможности организма по пустякам, не износиться раньше времени, не уйти поспешно «на пенсию» из-за накопившихся травм. Самое печальное, у многих российских тренеров гипертрофированное самомнение: они говорят громко, но никто и не думает выслушать оппонента.

Передача сверху (как и передача снизу) выполняется преимущественно за счет ног! Руки лишь завершают последнюю фазу движений. Т.е. сначала работают ноги, потом руки. Постановка ног имеет важнейшее значение! На разминке связующие частенько «понтятся», выполняя передачи без помощи ног, одними кистями. Но это приемлемо только в качестве начала разминки. Передача в прыжке, естественно, выполняется одними руками, просто ноги завершают свою работу раньше обычного (правильный выход ногами «на мяч» при этом не теряет актуальности). В случае «ускоренной» доводки (когда траектория доводимого мяча специально занижается принимающими) связующий вынужден разворачиваться в сторону подлетающего мяча и лишь в последний момент «доворачивать» ноги и туловище вдоль сетки. На выходах не спеши выскочить к сетке как можно быстрее: сначала оцени направление подачии (атаки) и траекторию доводимого мяча. Иначе будешь петлять по площадке, как загнанный заяц, и не успевать точно выйти «под мяч». В конечной фазе выхода «под мяч» выдающиеся связующие часто-часто-быстро-быстро «танцуют» ногами, только в начальный момент выхода сделав длинные шаги. При «срезках» доводки иногда приходится пасовать фактически с пола, тогда широкий завершающий шаг (как правило, влево и с кувырком) допустим, но тут надо контролировать голеностоп от вывиха.

Скоростную передачу для удара по опускающемуся мячу (так называемую «дужку», или «половинку», или полу-прострел ) лучше чуть-чуть занизить, иначе нападающий может, проскочив по той или иной причине «темп», мяч попросту не достать. Однако для высокорослых игроков, как правило, не очень резвых от природы, а так же для тех, что способен «затягиваться» в прыжке, можно передачу даже чуток завышать (в случае чего, нападающий скинет). Некоторые нападающие первого темпа имеют свойство в азарте «пробегать» связующего, поэтому приходится пасовать вдогонку (!) даже при хорошей доводке. Всегда учитывай, как выходит «на мяч» нападающий в каждом конкретном случае: если задерживается, завышай передачу. При доводке на 3-й метр, чтобы опередить блокирующего, приходится «выстреливать» передачу вдогон (пример см на: http://www.youtube.com/watch?v=0hS6X59CzfE ), находя непростой оптимум между высотой и скоростью пасуемого мяча.

Следует пояснить, что подразумевается под сугубо волейбольным термином «в темп». Совместные действия, синхронизированные во времени? В общем, да. Однако тут важны нюансы. Нападающий, подраскорячившись, может «снять» мяч на разной высоте, но наиболее удобно (и как следствие, наиболее эффективно) только на определённой. Тоже самое касается удаления от сетки. Конечно, при статистическом разбросе траектории передачи в разумных пределах. Так вот, передача выполнена «в темп» тогда, когда нападающий не прилагает дополнительных усилий по обработке мяча, причем, ни по высоте, ни по удалению от сетки. Образно говоря, когда нападающему максимально удобно заколотить мяч в пол, а в игре еще и минуя блок (либо сознательно атакуя «блок-аут»).

Внимание! При прострельной передаче основным параметром является скорость пасуемого мяча. Высота же полёта мяча получается «автоматически» исходя из его начальной скорости и равна высоте съема мяча нападающим. Т.е. если нападающий умышленно пропустит мяч, то последний полетит дальше с набором высоты. Расхожей ошибкой многих связующих является занижение прострельных передач, вызванное перестраховкой (дабы нападающий заведомо достал мяч). Важно понимать, что в отличие от полу-прострела угол вылета мяча меньше, а скорость больше.

«Крест». Прямой и обратный. Очень популярная в 80-е годы комбинация, основанная на скрёстном перемещении нападающих первого и второго темпа. По сути, комбинируется «взлет» и «дужка», реже (поскольку труднее) «взлет» и «прострел». Эффективность резко падает, если связующий не достаточно хорошо видит блокирующих.

2) Заранее разведай уязвимые места соперника.

3) При необходимости перестраивайся по ходу игры

Если у всех «не покатило» (в частности, перегорели), а тренер впал в ступор, или сбился на прописные истины, то связующий обязан «выдернуть» игроков из психологической ямы, поскольку нити всей команды именно в его руках. Например, сыграть неожиданную красивую комбинацию, тем самым воодушевив партнёров.

Если связующий чувствует, что сам «поплыл», то следует не зарываться, а на время упростить игру, предупредив об этом партнёров. Разумно так же обмолвиться с лидером-нападающим, типа: «выручай, братан, счас очухаюсь».

Разминка.

Помимо общей разминки связующему полагается индивидуальная:

1) Кисти рук – особо тщательно! Каждый палец, каждый сустав. Пальцы в замок, и вперёд до пощелкивания в суставах…

2) Стопы. Вращательные движения, с постановкой ноги на носок.

3) Колени. Вращательные движения в разные стороны при полусогнутых коленях.

*) Шея. Повороты влево-вправо с нарастающей амплитудой. Затем влево-вправо одновременно вверх. Наконец, боковые наклоны (аккуратно!). всё выполняется без вращения головы.

Индивидуальные тренировочные упражнения :

1) Кистевой эспандер. В отличие от набивного (или утяжеленного) мяча не вызывает утраты «чувства мяча». Для связующего крайне важно ощущать мяч буквально подушечками пальцев. Это очень тонкое «чувство». Некая смесь тактильного и психофизического.

2) Отжимания от пола на пальцах. Начинать потихоньку, после того как уверенно будешь выполнять обычные отжимания хотя бы 30 раз.

3) Периферическое зрение. Не поворачивая головы, определять: с одной стороны, в каких зонах стоят блокирующие, куда оттянулись защитники, а с другой стороны, где находятся нападающие, кто из них уже готов, а кто замешкался.

4) Постановка ног и рук. Ступни параллельно, не шире плеч. Колени полусогнуты. Туловище самую малость наклонено вперед. Зад не отклячен! Руки согнуты в локтях на уровне пояса, в любой момент готовы быстро подняться вверх. Вскинутые руки располагаются примерно на 15..20 см выше лба. Локти полуразведены, на уровне мочек ушей. Большой и указательный пальцы левой и правой рук на расстоянии примерно 3..5 см друг от друга. Безымянные пальцы и мизинцы выполняют вспомогательную роль, но без них передача не будет мягкой. Контроль выхода на мяч: если руки убрать, то мяч должен упасть прямо на лоб.

5) Передачи над собой на разную высоту, не сходя с места. Активно работают ноги: сгиб в коленях перед передачей, разгиб вместе с передачей, перекат на пальцы ступней.

6) Передачи на определённую высоту у стенки. Чередовать случайным образом в одной серии на максимальную, среднюю и низкую высоты.

7) Непрерывные передачи сверху двумя руками через близкие промежутки времени с переходом из положения стоя в положение лёжа.

8) Набивать («чеканить») одной рукой мяч над собой. Сначала на высоту 1 метр, затем примерно на 2 и 3 метра.

9) На ровной стенке на разной высоте (3, 5, 9 м) рисуются мишени макс радиусом около 0.5..0.75 м. Выполнять передачи сразу с отскока от стенки поочерёдно разных высотах. Точность довести до 95 из 100. Расстояние от стенки от 2 метров до 5 метров.

10) Передачи на точность/дальность с учётом «привязки» к площадке. Исходная позиция: между 2й и 3й зонами. Доводка гуляет по глубине в пределах 3-х метров. Взвешенная передача в 4ку. В идеале нужно ориентироваться на антенну, т.к. все залы разные, поэтому любые другие ориентиры «шарахаются».

Упражнение в паре: прилетающий от партнёра мяч пасуется надо собой, при этом осуществляется разворот на 180 градусов, а затем выполняется передача за голову в сторону партнёра.

*) В случае острой необходимости исправления техники выполнения второй передачи и выхода под мяч, связующего на время тренировок разворачивают лицом ко второй зоне. В принципе, «разворот» будет очень полезен и в дальнейшем на практике: при выходе из 5-й и 4-й зон связующему бывает проблематично развернуться без потери «темпа»

Ну и на конец советы от гуру:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *