что должен делать отдел кадров
Отдел кадров
Отдел кадров является не только функциональной единицей, это еще и лицом компании, так как именно в отделе кадров любой соискатель начинает знакомиться с организацией.
Цель отдела кадров
Подбор работников ведется с помощью специально разработанных стратегий: подачи информации о вакансиях в СМИ и службы занятости населения, применения методик отбора, тестирования, процедур адаптации специалистов и последующего повышения квалификации.
Задачи отдела кадров
Также основными задачами отдела кадров являются:
организация отбора, набора и найма персонала необходимой квалификации и в требуемом объеме. Подбор работников ведется с помощью специально разработанных стратегий: от подачи информации о вакансиях в СМИ и службы занятости населения до применения методик отбора, тестирования, процедур адаптации специалистов и последующего повышения квалификации;
создание эффективной системы штатных сотрудников;
разработка карьерных планов сотрудников;
разработка кадровых технологий.
Кроме того, отдел кадров должен подавать сведения на сотрудников в Пенсионный фонд РФ, страховые компании, Налоговую и Миграционную службы.
Функции отдела кадров
Основная функция отдела кадров на предприятии – подбор персонала.
К основным функциям отдела кадров на предприятии относятся:
определение потребности организации в кадрах и подбор персонала совместно с руководителями подразделений;
анализ текучести кадров, поиск методов борьбы с высоким уровнем текучести;
внедрение систем мотивации труда;
подготовка штатного расписания предприятия;
оформление личных дел сотрудников, выдача по требованию работников справок и копий документов;
проведение операций с трудовыми книжками (прием, выдача, заполнение и хранение документов);
ведение учета отпусков, составление графиков и оформление отпусков в соответствии с действующим трудовым законодательством;
организация аттестаций сотрудников;
подготовка планов повышения квалификации сотрудников.
Структура отдела кадров
Структура отдела кадров предприятия и его численность определяется директором каждой компании в зависимости от общего количества персонала и особенностей деятельности.
В небольших компаниях (до 100 работников) достаточно одного или двух сотрудников службы персонала.
В то же время, на малых предприятиях отдельного сотрудника может не быть, и тогда такая работа выполняется главным бухгалтером или генеральным директором.
В организациях средних размеров (от 100 сотрудников до 500 человек) целесообразно создать кадровую службу персонала из трех-четырех кадровых специалистов
На крупных предприятиях, где работает 500 и более человек, отдел кадров может насчитывать от 7 до 10 сотрудников.
Взаимоотношения отдела кадров с другими отделами
Для эффективного выполнения своих функций кадровой службе необходимо постоянно и тесно взаимодействовать с другими отделами предприятия:
Взаимодействие с бухгалтерией организации
Отдел кадров взаимодействует с бухгалтерией организации для решения вопросов, связанных с оплатой труда.
Так в бухгалтерию организации отдел кадров представляет документы и копии приказов об увольнении, зачислении на работу, о командировках, отпусках, поощрениях либо штрафных санкциях для сотрудников.
Взаимодействие с юридическим отделом
Юридический отдел снабжает сотрудников отдела кадров информацией о последних изменениях в действующем законодательстве, предоставляет всестороннюю правовую поддержку.
Взаимодействие с другими подразделениями компании
По кадровым вопросам отдел кадров постоянно взаимодействует со всеми структурными подразделениями компании.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме «Зарплата и кадры».
«Угодить директору и ничего не нарушить»: сколько зарабатывает начальница отдела кадров
В Санкт-Петербурге
Героиня этого выпуска случайно начала заниматься подбором персонала, а сейчас руководит отделом кадров. Она рассказала, что ее напрягает в резюме соискателей, смотрят ли кадровики на образование кандидатов и как избавляются от сотрудника, чьи услуги больше не нужны.
Образование
В школе я особо никем быть не хотела, металась между журналистикой, пиаром, археологией и чем-то еще. Наш класс был прикреплен к техническому вузу, мы туда ездили заниматься и имели преимущественное право зачисления. Но технические науки — вообще не мое, поэтому физику я не сдала и не поступила. В конце лета мама взяла меня за руку и отвела в колледж. Я хотела на туризм, но мест уже не было, поэтому пришлось идти на юридический факультет. В процессе я втянулась и даже поступила в институт после колледжа, но денег хотелось больше, чем знаний, поэтому пошла работать, а институт решила оставить на потом.
После колледжа я была продавцом сначала в магазине одежды, потом в салоне сотовой связи. После почти шесть лет проработала в бэк-офисе иностранного банка, затем — в отделе продаж в гостинице.
В 2011 году я устроилась в ресторан, где мне поручили искать официантов, барменов и поваров, составлять договоры. На тот момент кадры были на главном бухгалтере, и в один прекрасный день она сказала: «Ну, раз ты занимаешься подбором, то и всю работу с кадрами забирай, я научу». О кадровой работе я тогда не имела никакого представления, мне не хватало элементарных знаний: что такое табель, как его заполнять, что такое расчетный листок.
Училась я в основном самостоятельно, помогал цепкий ум и мое образование. В кадровой работе очень много юридических аспектов: нужно знать, как оформить договор, как правильно человека принять, уволить, какие бывают испытательные сроки, дисциплинарные взыскания. Все это есть в трудовом кодексе, так что на досуге мне приходилось постоянно его читать.
Тогда я была молода и полна сил, так что проводила на работе много времени. По выходным ресторан превращался в ночной клуб, и я выполняла функции администратора: решала конфликты, следила за порядком, отвечала за организацию небольших банкетов, снимала кассу утром. Получалось, что пять дней в неделю я работаю в офисе, а две ночи — в клубе. Зато и зарплата по меркам 2011 года была довольно высокая: больше 50 тысяч рублей в месяц.
В 2014 году заведение закрылось, и я уехала из Петербурга в другой город. Там пошла в учебный центр при университете на курс «Кадровая работа в современной организации и 1С», он длился около двух месяцев и стоил порядка 25 тысяч рублей.
Теоретически туда мог пойти человек, который вообще никогда не работал в кадрах, но все-таки лучше было уже иметь какую-то базу. Не могу сказать, что там я узнала что-то особо ценное, зато нам рассказывали про какие-то кейсы, с которыми я раньше не сталкивалась, типа суммированного учета рабочего времени или работы вахтой. Понятно, что можно разобраться и самостоятельно, но когда тебе объясняют все моменты на историях из жизни, информацию усвоить гораздо легче. Главное — мне удалось структурировать свой опыт и понять, что я все делаю правильно. Плюс «корочка» об окончании курса давала небольшие преимущества при поиске работы.
Через год я вернулась в Петербург. После финансового кризиса уровень зарплат был очень низким, и мне пришлось начинать с должности инженера по работе с персоналом на промышленном предприятии за 30 тысяч рублей, потом я пошла менеджером по персоналу в сферу ЖКХ, там платили 40 тысяч.
Весной 2017 года один из моих предыдущих работодателей предложил мне должность начальника отдела управления персоналом на промышленном предприятии. До этого я работала там обычным кадровиком и после увольнения сохранила со всеми хорошие отношения.
Моя зарплата на новой должности составила 67 тысяч рублей, а за счет премий и сверхурочной работы месячный доход достигал 90 тысяч. У меня в подчинении была одна девушка, она получала на 15—20 тысяч меньше. Наши обязанности тоже различались: начальник контролирует все, отвечает на каверзные вопросы, знает, кто сколько работает и кто сколько зарабатывает, ходит на совещания, отвечает за подбор и адаптацию новых сотрудников. А также бережет кадры и с каждым разговаривает как с ребенком.
Параллельно с работой я проходила онлайн-курсы для руководителей, читала профессиональную литературу, узнавала для себя что-то новое.
Сейчас учусь на коммерческом отделении в юридическом вузе. Так как я окончила колледж, у меня сокращенная программа: у нас уже завершился второй курс и остался еще год. В нашей стране, к сожалению, ценность высшего образования для работодателей все еще велика. В том числе из-за этого я и пошла учиться. Работодатели смотрят и на опыт, и на образование кандидатов, а некоторые прямо в вакансии прописывают, что им нужны выпускники конкретного вуза, еще и очного отделения. Мне это странно.
Вообще для сотрудника отдела кадров в плане образования есть много вариантов: если это работа с документами, то нужно юридическое, если подбор сотрудников — психология, мотивация — экономическое, работа с персоналом и адаптация — управление персоналом.
Суть профессии
Сотрудник отдела кадров занимается подбором персонала: нужно грамотно составить описание вакансии, разговаривать с кандидатами, отвечать на их вопросы. Он же принимает людей на работу, оформляет все сопутствующие документы. Также на нем переводы на новую должность или в новое подразделение, отпуска, больничные, увольнения.
Кадровик много работает с документами. Принимаешь заявление на отпуск — делаешь приказ, человек уходит в отпуск по уходу за ребенком — помогаешь ему собрать пакет документов и справки, опять же нужен приказ. У сотрудников часто что-то меняется: графики, условия труда, при этом тоже составляется дополнительное соглашение, в котором нужно учесть все тонкости. Кого-то привлекают к работе в выходные, кто-то нарушил трудовую дисциплину — снова приказ.
Чтобы сотрудники получили свою зарплату в полном объеме, дважды в месяц кадровый работник занимается обработкой табеля — это таблица, которая используется для подсчета отработанного времени. Тут важно быть очень внимательным, ничего не забыть и не потерять, оформить все приказы, премии и переработки. Ошибки случаются из-за спешки: смотришь на одну строку — там восемь часов, другую пропускаешь — а там еще два часа. Или формула в «Экселе» сбилась и неправильно посчитала.
Промахи могут стоить компании денег. Например, директор по персоналу в одной из компаний, где я работала, уволила сотрудника из-за отсутствия на рабочем месте, не дождавшись от него объяснения. Оказалось, что у него был больничный лист. Суд восстановил его на работе, и организация выплачивала ему недополученный заработок — около 200 тысяч рублей. Но обычно суммы «ущерба» не такие большие: скажем, выплатишь зарплату за первую половину месяца, не проверив табель, а в конце месяца выяснится, что человек ни дня не отработал.
Положения и правила компании тоже на сотруднике отдела кадров, а если их нет, то надо их разрабатывать с нуля. Обычно это правила внутреннего распорядка, положение об оплате труда и премировании, положение о командировках и так далее. Законодательство меняется довольно часто, за этим тоже приходится следить и вносить обновления в документы.
Я люблю работать с документами, но чаще работаю с людьми.
Все люди разные, от некоторых очень устаешь и в конце дня чувствуешь себя разбитым. Например, утомляют сотрудники, которые не понимают твоих объяснений и приходят несколько раз с одним и тем же вопросом. Пытаешься объяснить и на словах, и на пальцах, и нарисовать, но человек все равно не понимает. Это очень тяжело. Поэтому я никогда не хотела быть учителем.
Пожалуй, самое важное для сотрудника отдела кадров — это контактность. Тебе приходится каждый день общаться с разными людьми, каждого выслушать, успокоить, склонить на свою сторону, то есть убедить не предпринимать никаких действий против предприятия.
Это очень актуально, когда у компании начинаются финансовые проблемы: многие хотят сразу жаловаться в прокуратуру и трудовую инспекцию. Для работодателя это лишний стресс и вряд ли поможет быстрее выплатить деньги. Когда такие ситуации случались на предприятиях, где я работала, приходилось просить, чтобы сотрудники какое-то время никуда не жаловались, пока все не разрешится. Как только деньги появляются, сразу все выплачиваем.
Часто люди спрашивают про свою судьбу и судьбу компании, советуются, стоит ли уходить или можно подождать. Я стараюсь успокоить человека, встать на его сторону, понять, что им движет: у кого-то дети, у кого-то ипотека или съемная квартира. К каждому стараюсь найти подход. Если сотрудник ценный и я это знаю, уговариваю его не действовать на эмоциях. Я никогда не вру сотрудникам. Кому-то говорю больше, кому-то меньше, но со всеми стараюсь быть честной. 80% не увольняются, особенно если давно работают: всегда остается надежда, что все наладится.
ТОП‑5 вопросов: как разграничить работу отдела кадров и службы охраны труда
юрист, эксперт по охране и экономике труда, руководитель направления «Охрана труда» в Контур.Школе
Практические советы, как достичь консенсуса в решении смежных вопросов и эффективно взаимодействовать
Как организовать медосмотры работников
Закон не говорит, кто должен организовывать медицинские осмотры. Этот вопрос каждый руководитель решает с учетом своих потребностей и структуры организации. Чаще организовать обязательные медицинские осмотры для сотрудников поручают специалисту по охране труда, но и кадровик в стороне не остается.
Ключевые задачи специалиста по охране труда
Ключевые задачи кадровика
Прием на работу оформляют, если на медосмотре у кандидата не обнаружили медицинских противопоказаний. С таким кандидатом заключают трудовой договор, издают приказ на работу, вносят запись в трудовую книжку, если сотрудник не отказался от бумажного бланка, заполняют личную карточку.
Если по результатам предварительного медосмотра у кандидата выявляют противопоказания к работе, ему отказывают в трудоустройстве. Если соискатель требует письменный отказ, в нем ссылаются на результаты медосмотра.
Если допустите к работе сотрудника, который не прошел периодический медосмотр, компании грозит штраф до 130 000 руб. (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ). Если сотрудник не смог вовремя пройти медосмотр по вине компании, период отстранения оплачивают в размере 2/3 среднего заработка (ч. 1 ст. 157 ТК РФ).
Чтобы бухгалтерия правильно оплатила период отстранения, кадровик должен подготовить приказ об отстранении от работы. В нем указывают срок отстранения «до прохождения медосмотра» и порядок оплаты. Когда сотрудник пройдет медосмотр, кадровик оформит приказ о допуске к работе.
Если в организации есть работа, которая не противопоказана сотруднику по состоянию здоровья, кадровик предлагает перейти на другую работу. Если сотрудник соглашается, с ним заключают дополнительное соглашение к трудовому договору о временном или постоянном переводе. На основании дополнительного соглашения кадровик издает приказ о временном или постоянном переводе. Если сотрудник отказывается перейти на другую работу, его сначала отстраняют от работы, а потом увольняют. Все зависит от срока перевода и самого сотрудника.
Если допустите к работе сотрудника, у которого есть медицинские противопоказания, ГИТ оштрафует компанию на 130 000 рублей (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП).
Как ознакомить с результатами специальной оценки условий труда
После специальной оценки условий труда (далее — СОУТ) работодатель обязан ознакомить сотрудников с ее результатами, направить копию утвержденного отчета в организацию, которая проводила СОУТ, разместить отчет на своем сайте и направить в ГИТ декларацию о рабочих местах, на которых не выявили вредных или опасных факторов.
Обычно эту работу закрепляют за специалистом по охране труда, поскольку она напрямую не связана с кадровой работой.
С результатами СОУТ специалист по охране труда знакомит сотрудников под подпись. Сотрудники ставят свою подпись и дату на листе ознакомления. Срок ознакомления — 30 календарных дней со дня, когда утвердили отчет о результатах СОУТ (ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). В этот срок не входят периоды временной нетрудоспособности, отпуска, командировки и междувахтового отдыха сотрудника (ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).
Если сотрудник попросит карту СОУТ и оформит запрос в письменном виде, специалист по охране труда должен подготовить ему копию этого документа (ч. 1 ст. 62 ТК РФ). Без письменного запроса копию карты сотрудникам не выдают.
Если на рабочем месте установлены допустимые условия труда, специалист по охране труда знакомит сотрудника с декларацией соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и заключением эксперта об отсутствии вредных или опасных производственных факторов на рабочем месте (ч. 2 ст. 5 Закона № 428-ФЗ, ст. 212 ТК РФ).
Как внести изменения в трудовой договор, если по результатам СОУТ изменились условия труда
«Изменения в трудовой договор, если по результатам СОУТ меняются условия труда на рабочем месте, вносит кадровик. Кадровик составляет проект дополнительного соглашения к трудовому договору, в котором указывает новый класс, подкласс условий труда, полагающиеся сотруднику гарантии и компенсации, а также сведения о профессиональных рисках на рабочем месте.
Если риски расписали в карте оценки профессиональных рисков, то в дополнительном соглашении к трудовому договору кадровик указывает, что оценку рисков провели, и делает ссылку на карту оценки профессиональных рисков.
В дополнительном соглашении кадровик указывает дату, с которой организация предоставляет сотруднику льготы. Это дата подписания отчета о проведении СОУТ (п. 3 Письма Минтруда от 26.04.2014 № 17–3/10/В-1579).
Если условия труда по результатам СОУТ улучшились и это произошло вследствие изменений, которые провел работодатель, кадровик действует в порядке ст. 74 Трудового кодекса.
Кадровик уведомляет сотрудника о том, что через два месяца организация отменит льготы, так как улучшились условия труда на рабочем месте. Если сотрудник не согласится работать в новых условиях, кадровик переведет его на другую работу, которую он может выполнить с учетом его состояния здоровья. Если сотрудник откажется от перевода или другой работы не будет, кадровик оформит увольнение сотрудника по п. 7 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса».
Кто информирует об условиях труда
Работодатель обязан проинформировать сотрудников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых гарантиях, полагающихся компенсациях и средствах индивидуальной защиты (ст. 212 Трудового кодекса, п. 41, 42 Типового положения, утв. Приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н).
Информирование об условиях и охране труда на рабочих местах работодатель обеспечивает:
Информирование при заключении трудового договора
Статья 57 Трудового кодекса устанавливает, что в трудовом договоре необходимо указывать в том числе условия труда работника и гарантии и компенсации за работу с вредными или опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях.
Укажете эти сведения в трудовом договоре — проинформируете об условиях труда, полагающихся гарантиях и компенсациях работника. Подпись работником трудового договора с информацией о классе условий труда, который установлен по результатам СОУТ, подтверждает факт ознакомления с результатами СОУТ.
Информирование при ознакомлении с результатами СОУТ
Чтобы избежать ошибок и проблем с инспекторами ГИТ при проверках, помните, что работодатель обязан ознакомить письменно работника с результатами СОУТ на рабочем месте.
Если СОУТ на рабочем месте проводилась во время работы сотрудника в организации, ознакомьте его с картой СОУТ не позже 30 календарных дней со дня, когда утвердите отчет о СОУТ.
Собирать ли подписи работников в картах СОУТ, если сотрудников приняли на работу после проведения спецоценки?
Комментирует Елагина Маргарита, эксперт в сфере охраны труда, спикер практико-ориентированных конференций по охране труда, автор экспресс-курса «Экономика охраны труда. Обоснование затрат и расчет эффективности» в Школе охраны труда:
«Вы имеете право подстраховаться и поставить подписи работников, которых приняли на работу после проведения СОУТ на их рабочих местах, в картах спецоценки. Понятно, что срок ознакомления «не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о СОУТ» соблюсти не удастся. Однако оштрафовать вас в этом случае инспектор ГИТ не имеет права. Помните, что страница карты СОУТ с подписями работников — составная и неотъемлемая часть карты СОУТ. Если в организации, например, оформлена одна карта СОУТ на 20 аналогичных рабочих мест (на которых работает 20 сотрудников) и не хватило места на последней странице карты СОУТ для ознакомительных подписей работников, то в этом случае, чтобы выполнить нормативные указания по обязательной форме карты СОУТ и инструкции по ее заполнению, необходимо:
Лист ознакомления — неотъемлемая часть карты СОУТ, храните его вместе с картой».
Кто собирает данные для расследования несчастных случаев
Расследованием несчастного случая занимается комиссия, которую создает руководитель организации. В состав комиссии включают не менее трех человек. В нее, как правило, входят: специалист по охране труда, представители работодателя, представители профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа, уполномоченный по охране труда. Возглавляет комиссию руководитель организации или уполномоченный им представитель (ч. 1 ст. 229 Трудового кодекса).
Специалист по охране труда совместно с другими членами комиссии выявляет и опрашивает очевидцев происшествия, лиц, которые нарушили требования охраны труда, изучает необходимую информацию и материалы об обстоятельствах несчастного случая, формирует документы для расследования и для страхового обеспечения пострадавших (ч. 1 ст. 229.2 Трудового кодекса, профстандарт «Специалист в области охраны труда», утв. Приказом от 04.08.2014 № 524). Конкретный перечень материалов определяет председатель комиссии с учетом характера и обстоятельств несчастного случая.
Документы по расследованию несчастных случаев на производстве остаются на хранении в службе охраны труда (п. 7.10 Рекомендации по организации службы охраны труда в организации, утв. Постановлением Минтруда от 08.02.2000 № 14).
Кто организовывает обучение по охране труда и гражданской обороне
Организовать обучение по охране труда обязан специалист по охране труда (п. 3.1.2 профстандарта «Специалист в области охраны труда», утв. Приказом от 04.08.2014 № 524).
Специалист по охране труда:
Без обучения по охране труда допускать сотрудников к работе нельзя (абз. 9 ч. 2 ст. 212, абз. 4 ст. 214 Трудового кодекса).
Новые сотрудники проходят обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в течение месяца с даты приема на работу. В дальнейшем обучение по охране труда сотрудники проходят по мере необходимости, но не реже одного раза в три года (абз. 8 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса).
Обучение специалист по охране труда организовывает:
Если сотрудник после обучения не пройдет проверку знаний по охране труда с первого раза, повторную проверку назначают не позднее чем через месяц.
Если в организации нет специалиста по гражданской обороне, специалисту по охране труда могут поручить организацию курсового обучения по гражданской обороне.
Кадровик принимает участие в организации обучения по охране труда и гражданской обороне в своей части:
Если обучение по охране труда работник не прошел по вине работодателя, за сотрудником сохраняют 2/3 среднего заработка. После того как сотрудник пройдет обучение и проверку знаний, кадровик оформляет приказ о допуске сотрудника к работе.
Если сотрудник отказывается проходить обучение по охране труда без уважительной причины, кадровик готовит документы, чтобы привлечь его к дисциплинарной ответственности. Если сотрудник отказывается пройти обучение неоднократно без уважительной причины, кадровик оформляет увольнение.
Как распределить обязанности между службой охраны труда и кадровой службой, чтобы эффективно взаимодействовать
«Эффективность взаимодействия службы охраны труда и кадровой службы — ключевой показатель внедрения трудовых норм на предприятии и организации социально-трудовых отношений в коллективе. Рациональное распределение обязанностей между данными службами во многом определяет полноту воплощения законодательных норм.
В нашей группе компаний регламент работы подразделений определен такими внутренними нормативно-правовыми актами, которые мы кратко называем «бизнес-процессами». Бизнес-процесс удобен тем, что отражает поэтапный функционал основных процессов хозяйственной деятельности предприятия и занимает, как правило, не более 5 листов формата А4.
Пример: бизнес-процесс «Прием на работу» отражает путь вновь принятого сотрудника от его входа на контрольно-пропускной пункт предприятия до прохождения сотрудником вводного инструктажа в службе охраны труда. Держатель бизнес-процесса обязан применять документ в своей трудовой деятельности, направлять смежным службам для обязательного исполнения и своевременно актуализировать его. Так вот, держателем бизнес-процесса «Прием на работу» является служба кадров, но в нем содержится пошаговый функционал, который обязателен к применению и нашей службой охраны труда. Очень удобно и практично в работе.
Такие бизнес-процессы, как «Предварительный медосмотр» (держатель — служба кадров), «Периодический осмотр» (держатель — служба охраны труда), «Ротация кадров» (держатель — служба кадров) во многом сближают наши службы и определяют основные обязанности по достижению общей трудовой цели. Естественно, задокументированные бизнес-процессы не отменяют живого общения — только регулярные дискуссии и собрания служб охраны труда и кадров помогают решить даже самые сложные задачи».
Подробнее о том, как выстроить взаимодействие службы охраны труда и кадровой службы при проведении обучения по охране труда, обеспечении работников СИЗ, смывающими и обезвреживающими средствами, как разграничить функции при направлении работников на медосмотры и разработать регламент взаимодействия между службами, вы узнаете на вебинаре «Как разграничить смежные обязанности между кадровиками и службой охраны труда».
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
Образцы. Приказ и Дополнительное соглашение к трудовому договору о совмещении должностей 458.9 КБ