что должен делать курьер
Должностная инструкция курьера
Должностная инструкция курьера используется в качестве приложения к трудовому договору. В ней дается расширенное толкование его положений, в особенности параметров трудовой функции, чье содержание прописано в ст. 57 ТК. Инструкция обладает правовой значимостью, её запрашивают для проверки контролирующие инстанции (ПФР, ФСС, Роструд), и поэтому необходимо ответственно отнестись к её составлению.
Образец должностной инструкции курьера
1. Общий раздел
2. Функции
Курьер выполняет следующие функции:
3. Ответственность
Курьер может быть наказан за следующие нарушения:
4. Права
Сотрудник обладает следующими правами:
5. Условия работы
Принципы написания должностной инструкции
Хотя должностную инструкцию рекомендует к применению Роструд и она используется в юридической и административной практике, в законодательстве до настоящего времени отсутствуют критерии её написания. Такая ситуация позволяет работодателям создавать инструкции, ориентируясь на свои нужды. На практике это сводится к доработке типовых образцов инструкций, зачастую созданных с помощью профильных профессиональных стандартов. Написанные таким путем документы включают следующие разделы, дающие основные параметры деятельности сотрудника:
У некоторых компаний практикуется и введение дополнительных частей:
Эти разделы особенно необходимы в крупном бизнесе, когда наниматель стремится формализовать большую часть своего взаимодействия с многочисленными служащими.
Внимание! Содержимое должностной инструкции не должно вступать в противоречие с трудовым договором. В ней лишь должны быть дополнены и разъяснены его параметры.
Общий раздел
Данная часть отведена под перечисление общих аспектов работы специалиста:
Умения, перечисленные в разделе, должны соотноситься с должностными функциями, обеспечивая их качественное выполнения.
Внимание! Специалист имеет право на получение копии должностной инструкции. Она может быть выдана ему в бумажной форме либо в виде копии в локальной сети. В последнем случае от сотрудников кадровой службы требуется убрать из копии все личные сведения.
Функции
Ключевая часть инструкции, посвященная исчерпывающему перечню трудовых обязанностей сотрудника. Если основные функции примерно однотипны у схожих профессий, то дополнительные могут значительно отличаться в зависимости от особенностей работодателя:
В любом случае не рекомендуется прописывать много дополнительных обязанностей, поскольку это может отпугнуть сотрудника и повредить его основным функциям.
Внимание! Для курьеров, которых легко заменить, можно создавать стандартную инструкцию «под должность». Но если документ пишется для какого-то узкого специалиста, то используется индивидуализированный вариант инструкции, составленный с учетом специфики конкретного работника.
Ответственность
Здесь дается перечень ситуаций, в которых сотрудника можно привлечь к ответственности за нарушения, совершенные им на рабочем месте. Обычно ограничиваются 3-4 пунктами, с минимумом конкретики. Причина — степень вины сотрудника, как и мера его наказания, могут быть определены лишь после окончания административных и юридических процедур.
Права
Описанные тут права специалиста не должны дублировать те, которые предоставлены ему статьей 21 ТК и другими законами. Здесь прописывают права, отдельно предоставленные ему нанимателем, которые нужны для эффективного выполнения его работы. В зависимости от трудовой политики работодателя объем прав может быть расширен.
Условия труда
Этот раздел нужен, если наниматель стремится прописать какие-то специфические моменты работы: нестандартный трудовой график, основы для получения дополнительных выплат и пр.
После написания первоначального варианта инструкции, она должна быть показана соответствующим специалистам: юристу, работнику кадровой службы, менеджеру отдела, в котором будет трудиться сотрудник. Лишь с учетом их замечаний и корректировок документ может быть представлен на утверждение руководителю фирмы. Сам сотрудник узнает содержание инструкции при своем устройстве на работу. Для ввода инструкции в силу она должна быть подписана руководителем компании, сотрудником, а также теми менеджерами, которые согласовывали её написание.
Сама инструкция должна содержать основные признаки делового документа: дату составления, расшифровку подписей и другие официальные атрибуты.
В чем состоят обязанности курьера?
В жизни порой приходится сталкиваться с людьми разных профессий. В последнее время одной из самых популярных считается работа курьера. Почему так получается? Что такого необычного в этой специальности, и в чем состоят основные обязанности курьера?
История профессии
Еще во времена греко-римской древности были люди, которые занимались доставкой сообщений, писем и различных предметов. Их сначала называли посыльными. После того как римский император Август ввел в стране специальную государственную службу, таких гонцов стали именовать «курьерами». Название произошло от латинского слова currere, что значит «бегать». С тех пор прошло немало лет, а специальность по сей день, актуальна. Кто же такие эти люди и что сегодня входит в обязанности курьера? Подобный работник может состоять как в штате конкретного предприятия, так и быть сотрудником специализированной компании, которая по роду своей деятельности занимается различными доставками.
Такие организации различаются между собой по нескольким признакам:
Каждый из этих признаков накладывает свой отпечаток на обязанности курьера, который выполняет данную работу.
Особенности профессии
В принципе, стать курьером может каждый. Эта работа не требует каких-либо профессиональных навыков или специального образования. Но чтобы выполнять обязанности курьера, человек должен:
Все эти обстоятельства обязательно рассматривает руководство при подборе кадров.
Что должен делать курьер?
На некоторых предприятиях штатным расписанием предусматривается наличие такой должности. В этом случае заранее разрабатывается специальная инструкция, где конкретно перечислены должностные обязанности курьера.
Их не так много. Работник этой профессии должен:
В остальное время на рабочем месте курьер обязан быть полноценным членом коллектива: выполнять мелкие поручения непосредственного начальника, доброжелательно относиться к остальным сотрудникам, быть отзывчивым и позитивным.
Товары на дом
В наши дни особую популярность приобрели интернет-магазины. Они своими невидимыми сетями буквально окутали всю страну. Сейчас такие торговые объекты можно найти практически в каждом городе. Штат такого магазина обычно небольшой. Как правило, он состоит из: руководителя, бухгалтера, диспетчера, курьеров и грузчиков. Для каждого имеется отдельная инструкция с подробным описанием всех требований. Обязанности курьера по доставке в таком магазине мало чем отличаются от тех, которые выполняет, например, работник почты. Он должен также сначала получить от своего непосредственного руководителя задание, в котором перечислены все предназначенные для него заказы. Там же указан предельный срок доставки и данные получателя (адрес и телефон для связи). После этого курьер обязан созвониться с клиентом и договориться о дате встречи. Оказавшись на месте, работнику магазина надо вручить товар покупателю и дать ему расписаться в квитанции.
Этот документ нужен для отчетности. Иногда в обязанности курьера входит прием денежных средств. Обычно это оплата за товар и оказанные услуги. Если все сделано правильно, то ему остается только вернуться на место и отчитаться перед начальством о проделанной работе.
Быстрая доставка еды
В некоторых точках общепита иногда требуется водитель-курьер. Обязанности такого работника состоят соответственно из двух частей. Как водитель он должен уметь управлять транспортным средством и содержать его в надлежащем состоянии. А как курьеру ему необходимо:
Такой алгоритм стал уже привычным для сотрудников пиццерий и суши-баров. Работа эта не сложная, но требует определенной подготовки.
Специфика состоит в том, что специалисту нужно постоянно общаться с людьми. Поэтому он должен быть максимально вежлив и корректен. Непозволительно проявлять негативные эмоции, даже если они вполне оправданы. Кроме того, на доставку пищевых продуктов отводится определенный временной диапазон, превышение которого может привести к снижению стоимости товара и ущербу для предприятия. А это совсем не понравится руководству.
Как правильно принимать курьера?
Все реже мы ходим в магазин за покупками и все чаще пользуемся различными службами доставки. А умеете ли вы правильно принимать курьера? Сделав это неправильно, вы рискуете получить неработающую вещь, товар не в той комплектации или вообще не то, что заказывали. Вы знаете, как избежать этих проблем? Проверьте себя!
Порядок действий
Самое главное – это вовремя и правильно проверить заказ. Помните: если вы не сделаете это до того, как подпишете бумаги, доказать что-либо будет гораздо сложнее.
Итак, действовать нужно следующим образом:
1. Осмотрите упаковки товаров. Они должны быть, конечно, от тех товаров, которые вы заказывали. Если продавец что-то перепутал, вы сможете с первого взгляда определить это. Насторожить должны повреждения или грязь, они могли появиться в том случае, если курьер или работник склада был неаккуратен с вашей покупкой. Убедитесь также, что коробки не вскрывали (должен быть ненарушен тот материал, который использовал изготовитель – пленка, скотч, бумага).
2. Убедитесь, что привезенные товары по количеству соответствуют заказанному. Совет звучит достаточно нелепо, но если заказ большой и содержит много позиций, просто «на взгляд» это может быть невозможно определить.
3. Распакуйте товар и проверьте комплектацию и внешний вид. Важно: для сложной техники проверяйте также аксессуары и документацию. Убедитесь, что есть инструкции на нужном вам языке. Если есть возможность, проверьте сразу работоспособность приборов, например, телефона. Естественно, какие-то скрытые недостатки, если они есть, вы сможете обнаружить только после того, как попользуетесь приобретением, но крупные проблемы заметите сразу.
4. Только после этого соглашайтесь подписывать бумаги, подтверждающие передачу вам товара.
Важно! У вас есть на проверку 15 минут. Если курьер будет торопить вас или проявлять недовольство, напомните ему об этом.
Имеет ли покупатель право отказываться от товара, который ему не подошел?
Самое главное, что нужно помнить, — предъявить претензии курьеру вы можете до того, как подписали документы о приеме товара (ст. 459 ч.1 ГК РФ (также ст.211 ГК РФ)). Большинство компаний, занимающихся доставкой, требуют письменного заявления о наличии претензии.
Как защитить свои права при продаже и покупке на Авито и Юле?
Если вы нашли недостатки в заказе и не хотите его принимать, нужно оформить акт о вскрытии – в двух или трех экземплярах, в том случае, если доставкой занимается сторонняя компания, а не сам продавец. Важно! Бланки у разных доставщиков разные, поэтому требуйте у курьера соответствующий бланк. Если такового нет, пишите на обычном листе бумаги в свободной форме. В этом случае нужно указать:
1. Перечень недостающего или суть ваших претензий (недостатки, изъяны, перепутанные товары, и так далее)
2. Название службы доставки, номер заказа, ваши ФИО, адрес, причина составления акта.
Акты должны подписать и вы, и курьер. Один экземпляр остается у вас, остальные передаются в соответствующие организации (продавцу и/или в службу доставки).
Как быть, если привезли неполный заказ?
Иногда продавец или курьерская служба могут потребовать, чтобы покупатель сам приезжал и забирал недостающие позиции заказа или аксессуары/сопроводительную документацию к приобретенным вещам. В данном случае многое зависит от ситуации, и вам требуется обратиться к законам. Есть ситуации, в конфликты случаются редко (не тот заказ, дефект в заказе, не полный заказ – в этом случае продавец сам организует доставку на тех же условиях, на которых осуществлялась первая). Есть ситуации, в которых могут быть конфликты и недопонимания.
Например, если вам не положили инструкцию на русском языке к вашему заказу, должны ли вы сами ехать в магазин забирать нужную, потому что никто «ради такой мелочи» гонять курьера не будет? Нет. Вы имеете полное право требовать, чтобы нужную инструкцию дополнительно привез курьер. В данном случае нужно обращаться к статьям 8 и 10 Закона «О защите прав потребителей» В них указывается, что приобретателю товара обязательно должна быть предоставлена полная и достоверная информация о правилах эксплуатации на русском языке. А ст. 12 закона содержит санкцию: если такая информация не предоставлена по требованию потребителя в разумный срок (на доставку русскоязычной инструкции вполне достаточно 2-3 дней), то покупатель вправе вообще отказаться от товара и потребовать возврата уплаченных денег.
Напомните менеджеру об этих статьях, и инструкцию вам привезет курьер, не придется тратить свое время.
Покупки в интернете: на что вы имеете право?
Помните главное! Вы имеете полное право осмотреть заказ и предъявить претензии, если вас в нем что-то не устроило. Нередки случаи, когда курьер и даже доставочная компания ничего не могут сделать, потому что они просто посредники. Но если вы оформите свою претензию до того, как подпишете бумаги, подтверждающие, что вы принимаете заказ, вы избежите множества проблем.
Что должен делать курьер
Важно помнить: наше умное приложение понимает, когда вы вовремя ставите статус «На месте», а когда — раньше времени. Если сервис зафиксирует, что вы преждевременно меняете статус слишком часто, то доступ к заказам может быть ограничен.
Как найти нужную инструкцию к заказу
— Последовательность выполнения заказа, которую важно соблюдать
— Особенности выполнения заказа (например, что необходимо делать, если заказ с СМС-подтверждением)
— Сложности, которые могут возникнуть в работе и способы их решения
Как выполнять мультизаказы
В случае возврата последней точкой маршрута станет адрес того отправителя, чью посылку не удалось доставить. Следуйте маршруту в Яндекс.Про и отвезите по адресам оставшиеся посылки. Как только вы вручите последнюю посылку получателю, позвоните отправителю и предупредите, что едете к нему с возвратом. Добравшись до отправителя, верните ему посылку, нажмите «Вручил посылку» и завершите заказ.
Если вы находитесь в точке А и у вас не получается связаться с отправителем, обратитесь в службу поддержки. Если проблема возникла в точке Б — оформите возврат.
Включайте статус «На месте» только у двери отправителя или получателя, иначе вы можете потерять доступ к заказам тарифа.
Если вы считаете, что не успеваете доставить посылки, то отмените заказ до того, как заберёте посылки из точки А. Если вы их уже забрали и начали доставку, отвезти их получателям нужно обязательно. Если у вас случилось что-то непредвиденное, напишите в поддержку по кнопке «Поддержка» на экране активного заказа.
Если вы не доставите одну или несколько посылок, доступ ко всем заказам в тарифах «Доставка» и «Курьер» может быть ограничен.
— Вы захотели сделать перерыв и больше не хотите брать новые точки
Как выполнять заказы сети «Детский Мир»
Как выполнять заказы сети «ВкусВилл»
Заказы «ВкусВилл» с доставкой в несколько точек
Зачем нужны комментарии к заказу
Проблемы при доставке
Как связаться с пользователем
Как позвонить отправителю
Для уточнения деталей заказа — например, как проехать, если во дворе шлагбаум, или где забрать посылку, если кафе закрыто — лучше позвонить отправителю.
Чтобы позвонить, нужно потянуть вверх окно заказа — под адресом и комментарием вы увидите значок трубки. Нажмите на него и узнайте нужные детали.
Если не выходит дозвониться, напишите в службу поддержки — разберёмся вместе.
Где найти номер пользователя
Чтобы найти номер пользователя, нажмите на стрелку рядом с адресом получателя. После этого развернется поле с комментарием и телефоном для связи — и просто нажмите на трубку.
При любых трудностях вы можете обратиться в нашу техническую поддержку — будем рады помочь.
«Курьер уже буквально орал»: 12 неловких ситуаций, связанных с доставкой
Боевой опыт читателей Т—Ж
Из-за пандемии и перехода на удаленку многие стали чаще пользоваться услугами курьеров.
Но заказать какой-то товар не всегда означает получить его без проблем. Читатели Т—Ж рассказали несколько удивительных историй, которые произошли с ними, пока они ожидали доставку.
Это истории читателей из Сообщества Т—Ж. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.
Все заказываю с доставкой: мыльницу, обувь, посудомоечную машину. С учетом общепита и супермаркетов встречаю курьеров около семи-восьми раз в неделю.
А самая странная и в то же время запоминающаяся история с доставкой произошла со мной лет в 17. В тот момент у меня были интернет-отношения с девушкой, которая знала мой адрес. Как-то раз она заказала мне домой пончики. Но я об этом не знал, и поэтому, когда приехал курьер, его встречал не я, а мой дядя — он довольно своеобразный человек. В это сложно поверить, но дядя не пустил курьера и не забрал пончики, потому что ему несколько раз послышалось, что привезли не пончики, а тампончики. Обидно до сих пор.
Курс о больших делах
Однажды поутру я сделал заказ и пошел на кухню ставить чайник. Звонок в домофон раздался, как всегда, через пять-шесть минут. Каково же было мое удивление, когда я обнаружил на лестничной клетке не одного, а целых четырех курьеров. Не знаю, был ли это розыгрыш, но мне пришлось раскошелиться на чаевые для всех. Пользуясь случаем, хотел поблагодарить их. И работу делают хорошо, и настроение мне в тот день очень подняли.
Часто заказываю продукты или готовую еду, когда лень идти в магазин или просто нет времени выходить из дома и готовить из-за напряженной работы. Периодически получаю с маркетплейсов какие-то мелочи: книги, бытовые вещи, необычные продукты. Особенно если нужно что-то специфичное или редкое, а возможности в поисках этого объехать пять магазинов нет.
Однажды мы собрались компанией друзей, нас было человек десять. Проголодались и заказали еду из «Макдональдса». Довольно долго ждали курьера и решили проверить по карте, где он.
В приложении было указано, что еда доставлена, а у двери ничего не было.
Связались с агрегатором доставки. Они долго пытались дозвониться до курьера. А потом он им сказал, что приехал по адресу, позвонил в нужную квартиру, ему открыли, показали на телефоне заказ, и он все отдал. Никогда не видела, чтобы кто-то показывал курьеру приложение в качестве доказательства.
Конечно, наша квартира расположена в отдалении от других, и есть еще вероятность, что еду зачем-то украли соседи, но она минимальная. Что курьер на самом деле сделал с нашим десятком молочных коктейлей, горой картошки и чизбургеров — не знаю, но деньги нам в итоге вернули.
Изредка заказываю что-то на «Озоне» — чаще всего это какие-то товары для дома. А одежду я в принципе покупаю редко. И предпочитаю сам походить по магазинам, потрогать вещи, посмотреть ассортимент. В интернете выбрать не получается: в размерной сетке черт ногу сломит, да и на фотографиях все модели идеальные — а я нет.
Однажды курьер «Яндекс-лавки» вместо моего заказа привез пакет, до краев полный разнообразных сырков «Б. Ю. Александров». По ощущениям, их там было килограмма три. Подмену я заметил уже тогда, когда курьер ушел. Пришлось звонить ему и объяснять, что он чуть не оставил кого-то без стратегического запаса творожных десертов. Вот бы тот человек удивился, когда вместо сырков ему принесли бы пакет с овощами и говядиной.
Удивился. Задумался. Но, в принципе, я открыт всему новому, поэтому просто отложил пакет в сторону и заказал себе еду, которую быстро доставили.
Пишет девушка с вопросом, понравился ли мне подарок. Я парень тактичный, отвечаю: «Главное, чтобы тебе понравился». Девушка озадаченно замолчала. Ну ладно, работа, наверное.
Оказалось, он перепутал пакеты. Через некоторое время приехал, отдал нужный. В нем оказались ароматические свечи.
Однажды курьер без наводящего вопроса высказался по поводу кедов, которые я решила не оставлять. Сказал: «Действительно, какой-то колхоз».
Ну и, наверное, самое популярное: договорилась с курьером, что он оставит заказ у двери. Но все же надела штаны перед тем, как открыть дверь и забрать заказ. В этот же день с другим курьером договорилась о том же самом. Только штаны в этот раз решила не надевать, а курьер остался ждать моего выхода.
Часто заказываю домой продукты на неделю, чтобы не таскать тяжелые пакеты. Готовую еду мне привозят реже. А из вещей заказывала только кеды и парфюм. Причем я выбрала не тот аромат, и пришлось потом продавать его на «Авито» втрое дешевле. В целом на доставку трачу 5000—10 000 Р каждый месяц — в зависимости от того, сколько раз я готова сходить в магазин сама.
Я работаю удаленно, заканчиваю в 18:00. Плюс трижды в неделю у меня пары в универе, с начала пандемии тоже удаленно. Как-то раз я закончила работать и сразу подключилась к учебной встрече в «Зуме». Я была уже голодна, но дома не оказалось еды. Хотела поужинать хотя бы за десять минут в перерыве и решила заказать ужин — впервые в новую съемную квартиру, куда я недавно переехала.
Оказалось, от моего дома до зоны доставки буквально триста метров. Тогда я сделала заказ на адрес крайнего дома, куда доставка доступна, а вместо номера квартиры написала: «Встречаемся возле входа в „Магнолию“». Потом включила наушники, в которых уже вовсю шла лекция, и пошла к тому дому.
Пока ждала курьера, увидела, что у магазина стоит мужчина лет 50-ти, стесняясь, просит мелочь у людей. Подошла и спросила, купить ли ему продуктов. Он согласился. Я зашла в супермаркет, набрала еды, вышла и отдала мужчине. Как раз в этот момент подъехал курьер, и у нас получилась нелепая рокировка: я отдаю еду человеку, сразу же забираю свою еду у курьера и ухожу. Не знаю, подумал ли доставщик, что я глава клана бездомных, но было слегка неловко.
Как-то раз я заказал на «Алиэкспресс» две электрические зубные щетки и уехал в отпуск на дачу. Внезапно звонит курьер и спрашивает, почему не открываем. Оказалось, что щетки почему-то отправили нам на дом, а не, как обычно, на почту. Прошу перенести доставку на другой день, на что курьер жалобным голосом отвечает, что это не приветствуется их начальством. Ну ок, говорю, посильнее дергайте дверь подъезда, и войдете. А посылку вешайте на ручку двери квартиры — пусть висит. На том и порешили.
На следующее утро вижу пропущенный поздно вечером звонок. Номер не отвечает. Через пару часов удается дозвониться. Оказывается, это полицейский, который выезжал на вызов соседей о странном предмете на двери. Смеясь, рассказал, что они позвонили по номеру на посылке, не дозвонились, сфотографировали ее и уехали. Мы с ним обсудили мнительность соседей и распрощались. А потом жена вспомнила, что у нее есть номер соседки по подъезду. Позвонили ей, попросили забрать посылку и подержать у себя до нашего приезда. Потом еще неделю не мог с ней пересечься, чтобы забрать наши щетки.
В основном пользуюсь доставкой, когда надо купить товар, которого нет в обычных магазинах. Трачу на нее до 500 Р в месяц.
Часто заказываю доставку готовой еды из ресторанов. Выходит около 30 000 Р в месяц на меня одного любимого.
Работаю на удаленке. В этом году познакомился на работе с будущей женой, общались в сети. Однажды я пожаловался ей, что очень голоден, а готовить некогда, и она решила заказать мне еду домой. Это была пицца из известного заведения плюс кофе и булочки. Сначала жена планировала воспользоваться «Яндекс-едой», потому что там можно указать, что заказ будет принимать другой человек, оставить его имя и номер телефона. Но у этой пиццерии своя доставка, и там такое не предусмотрено. Из-за этого случилась немного комичная и одновременно неприятная история.
Жена сделала заказ. Сказала приемщику по телефону, что доставка будет другому человеку, и дала мой номер. Но, видно, сотрудники что-то перепутали и забыли предупредить курьера. В итоге он приехал, позвонил в домофон, а я был в наушниках, услышал звонок слишком поздно и подойти не успел. Думал, что курьер, как логичный человек, попробует позвонить в домофон еще раз. Но он решил набрать жене и пожаловаться, что ему дверь не открывают. А она что может сделать — говорит, мол, сейчас-сейчас, подождите. И начинается беготня. Жена пишет мне в мессенджер. Я говорю, пусть курьер еще раз позвонит в домофон. Она передает ему мою просьбу, но почему-то это его не очень радует, и он начинает раздражаться и требовать, чтобы за заказом спустились.
Мне снова звонит жена — говорит, спускайся. Я как был в домашней одежде, так и вышел, чтобы поскорее забрать заказ и не задерживать человека. Выскакиваю из подъезда в своей майке-алкашке, вижу курьера. Говорю: «Здрасьте, давайте заказ».
А он смотрит на меня, как на врага народа, и говорит, что заказ не отдаст: я не очень-то похож на Екатерину.
И вот стоим мы на улице: я в своей майке и курьер с пакетом уже остывшей еды и красным от злости лицом. Он уже почти кричит, что я должен продиктовать ему номер телефона, с которого был сделан заказ, и только тогда он сможет его отдать. Но прикол в том, что мы с будущей женой на тот момент хоть и переписывались уже довольно долго, ее номера я не знал. Общались-то в сети, а жили в разных городах, и звонить из-за роуминга смысла не было. Так и стояли мы с курьером минут пять, пока я пытался узнать у жены через мессенджер, какой там у нее номер.
Ситуация получилась странная и глупая, но вспоминать ее забавно. И вроде жалко курьера, что ему пришлось сильно задержаться на моем заказе. Но одновременно я считаю, что кричать на клиентов не очень круто.