что должен делать христианин чтобы на божьем суде быть оправданным
Молитвы перед судом на благополучный исход
Никто не защищен от резких поворотов судьбы. Попасть на скамью подсудимых порой неожиданным для себя способом может каждый. В столь трудные минуты Господь не оставляет своих чад, наставляя на истинный путь. Получить ответ Бога на вопросы: «Зачем? Почему я? Как так случилось? Где оступился?» поможет великая сила православной молитвы для выигрыша дела в суде.
В судьбе православного человека возникают ситуации, требующие обращения в суд. Дележ имущества, несправедливые действия властей, гражданские споры и многие другие проблемы заставляют человека обращаться к закону. Иногда и суд выносит несправедливое решение. Поэтому для разрешения судебной тяжбы в вашу пользу, читайте молитву перед судом на благополучный исход дела. Только Господь знает, прав человек или нет, и только суд Господа праведен, а наказание божье ведет к покаянию. Главное перед обращением к Богу очистить совесть, признать ошибки честно перед самим собой. Только с добрыми помыслами можно приступать к молитве, чтобы выиграть дело в суде.
Сильная молитва Господу перед судом
В ру́це Твоего́ превели́каго милосе́рдия, о Бо́же мо́й, вруча́ю ду́шу и те́ло мое́, чу́вства и глаго́лы моя́, сове́ты и помышле́ния моя́, дела́ моя́ и вся́ души́ и те́ла моего́ употребле́ния, вхо́д и исхо́д мо́й, ве́ру и жи́тельство мое́, тече́ние и кончи́ну живота́ моего́, де́нь же и ча́с издыха́ния моего́, преставле́ние мое́ и упокое́ние, и воскресе́ние души́ и те́ла моего́. Ты́ же, преблаги́й и человеколюби́вый Бо́же, приими́ в ру́це защище́ния Твоего́ и изба́ви мя́ от вся́каго зла́, прости́ премно́жество грехо́в мои́х, очи́сти оскверне́нную мою́ ду́шу и те́ло и сохрани́ мя́ в кро́ве ми́лости Твоея́ во вся́ дни́ живота́ моего́, я́ко да Твое́ю благода́тию укрепля́емый изба́влюся от ловя́щих мя́ сете́й вра́жиих, и Твое́ю благосты́нею в чу́вство приведе́н и на пу́ть и́стиннаго покая́ния наста́влен, сподо́блюся христиа́нския кончи́ны животу́ моему́ – безстра́стныя, непосты́дныя, ми́рныя, и немяте́жнаго от возду́шных духо́в преше́ствия, и до́браго отве́та на Стра́шном Твое́м суде́, и да сподо́блен бу́ду зре́ния неизрече́нныя Твоея́ сла́вы и слы́шания пресла́дкаго Твоего́ благослове́ннаго гла́са, и у Тебе́, Бо́га моего́, да получу́ жи́знь и спасе́ние. Ами́нь.
Начинать молиться нужно, как только конфликт начал разгораться. Если дело дошло до заседания, можно читать молитву во время суда. Можно молиться своими словами или читать молитвы из молитвослова. Главное — молитва должна быть искренней, неоднократно повторенной, звучащей в унисон с душой просящего. Она поможет настроиться на нужный лад, успокоит нервы, придаст сил, судью сделает справедливым и внимательным, а решение – законным.
Несправедливость будет восстановлена, если молящийся отбросит гордыню и тщеславие, оглядится по сторонам и задаст себе вопрос: почему так случилось в жизни?
Обращаться можно к Пресвятой Богородице, Николаю Чудотворцу.
Молитва Пресвятой Богородице, чтобы выиграть суд
Пресвятая Богородица защищает обездоленных, не даст в обиду простого человека наглым богачам, пользующимся своей властью и простотой бедняка. Защититься от несправедливости поможет молитва пресвятой Богородице на удачный исход суда.
О кто не ублажит Тя, Дево Благодатная, кто не воспоет Твое милосердие к роду человеческому. Тебе молимся, Тебя просим, не остави нас во зле погибающих, раствори любовию сердца наши и ко врагам нашим пошли стрелу Свою, да уязвляет сердца наши миром к гонящим нас. Аще мир нас ненавидит — Ты простри любовь Свою к нам, аще мир нас гонит — Ты приими нас, подаждь нам Благодатную силу терпения — без ропота перенести испытания в мире сем бываемая. О, Госпоже! Умягчи сердца злых человеков, восстающих на нас, да не погибнут сердца их во зле, — но умоли, Благодатная, Сына Твоего и Бога нашего, да умирит сердца их миром, дьявол же — отец злобы — да посрамится! Мы же, воспевая милосердие Твое к нам, злым, непотребным, воспоем Ти, о Пречудная Госпоже Дево Благодатная, услыши нас в час сей, сокрушенныя сердца имущих, огради нас с миром и любовию друг ко другу и ко врагам нашим, искорени от нас всякую злобу и вражду, да воспоем Тебе и Сыну Твоему, Господу Иисусу Христу нашему: Аллилуиа! Аллилуиа! Аллилуиа!
Молитва о помощи в судебных делах святому Николаю
Николай Чудотворец, угодничек — как ласково называет его православный люд, помогает сохранить честь и достоинство, оберегает от судебной ошибки. Однажды святой Николай спас жизнь людям, которых обвинили несправедливо. Поддержит и направит в тяжелый период жизни молитва Николаю чудотворцу о помощи в суде.
О всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче, и везде в скорбех скорый помощниче. Помози ми, грешному и унылому, в настоящем сем житии, умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; и во исходе души моея помози ми, окаянному, умоли Господа Бога, всея твари Создетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечнаго мучения, да всегда прославляю Отца и Сына и Святаго Духа и твое милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь
Молитва святому Спиридону
Избежать тяжелых препирательств в суде при защите имущественных интересов поможет молитва святому Спиридону, чтобы дело решилось в вашу пользу.
О преблаженне святителю Спиридоне! Умоли благосердие Человеколюбца Бога, да не осудит нас по беззаконием нашим, но да сотворит с нами по милости Своей. Испроси нам, рабам Божиим (имена), у Христа и Бога нашего мирное и безмятежное житие, здравие душевное и телесное. Избави нас от всяких бед душевных и телесных, от всех томлений и диавольских наветов. Поминай нас у престола Вседержителя и умоли Господа, да подаст многих наших грехов прощение, безбедное и мирное житие, да дарует нам, кончины же живота непостыдныя и мирныя и блаженства вечнаго в будущем веце сподобит нас, да непрестанно возсылаем славу и благодарение Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.
После вердикта, каким бы он не был, церковь рекомендует поблагодарить Бога и святых за помощь, принять исход таким, как он есть. Ведь пути господни неисповедимы, и каждое событие имеет положительное воспитательное действие на человека. Недаром говорят, что Бог посылает испытаний столько, сколько человек может вынести.
Молитвы для вынесения оправдательного приговора
В случаях, связанных с уголовной ответственностью, необходимо полное личное раскаяние в содеянном грехе перед собой и Господом, дабы мольба была услышана. Если большой грех взят на душу человеком, а в суде решается степень его наказания, требуется сильная молитва от суда. Можно обратиться к святому, почитаемому в семье несколькими поколениями или святому Николаю Угоднику, Анастасии Узорешительнице, Спиридону Тримифунтскому. Николай Чудотворец почитаем в народе, его имя слетает даже с уст атеистов. Обращаться с просьбой могут родственники и сам подсудимый. Обратитесь своими словами к святому или читайте молитву от суда для вынесения оправдательного приговора Николаю Чудотворцу. Также святой помогает выйти из передряги, если человек попал на скамью подсудимых по оговору или его подставили, он абсолютно невиновен перед Богом и людьми.
Предстающему перед лицом Фемиды и Господа человеку, дабы оправдаться, требуется, чтобы нужный свидетель не утаил детали. Свидетельские показания порой полностью меняют состав дела. Зачастую присутствие нужного свидетеля так необходимо в суде для восстановления справедливости. Удача — нужное условие для смягчения приговора в спорных уголовных делах. Чудотворная молитва на удачу в судебном деле обязательно предрешит благоприятный исход.
Господи помилуй нас грешных,
Помилуй всякого, ибо ответов правильных не знаем мы,
Сию молитву яко грешны мы, приносим тебе:
Помилуй нас Господи.
Господи помилуй, Господи помилуй
(перекрестится 3 раза)
Господи, помилуй нас грешных
на тебя господи уповаем
не гневайся на нас сильно
не помяни беззаконий наших,
пожалей нас господи в доброте своей
избави нас от врагов наших;
Руку Твою, и имя Твое призываем.
Господи помилуй, Господи помилуй
Господи помилуй нас грешных
Во имя отца и сына и святого духа.
Ныне и присно и во веки веков.
Святая Анастасия Узорешительница помогает осужденным. При жизни она заботилась об узниках, лечила их раны и поддерживала морально. С тех пор страждущие мягкого приговора заключенные обращаются с молитвой о помощи в судебных делах к ней, дабы облегчить свою участь. Молиться может сам осужденный и его родственники.
О многострадальная и премудрая великомученице Христова Анастасие! Ты душею на небеси у Престола Господня предстоиши, на земли же, данною тебе благодатию, различная совершаеши исцеления: призри убо милостивно на предстоящия люди и молящиеся пред мощами твоими, просящия твоей помощи: простри ко Господу святыя молитвы твоя о нас, и испроси нам оставление согрешений наших, недужным исцеление, скорбящим и бедствующим скорую помощь: умоли Господа, да подаст всем нам христианскую кончину и добрый ответ на Страшнем Суде Своем, да сподобимся и мы купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Молитва Николаю Чудотворцу о суде имеет большую силу для смягчения вердикта судей. Хорошо, если обращается к святому мать того, кого судят. Эта молитва помогает невинному выйти оправданным, а раскаявшемуся в злодеянии получить мягкий приговор.
О, великий чудотворче и угодниче Христов, святителю отче Николае! Ты, скорый помощник еси и благостынный заступник всем призывающим тя, паче же сущим в смертных бедах. Таковыя чудеса милосердия ты являл еси во дни жития твоего. Егда же, по смерти твоей, предстал еси Престолу Божию, по сем никтоже может исчислити милостей твоих, аще бы и многи языки имел. Ты сохраняеши плавающия по водам; ты многия утопающия спасл еси.
Ты храниши в пути, ихже застигоша ветры, великий снег, лютый мраз, множайший дождь. Ты соблюдаеши домы и имения от запаления злонамеренных человек и всеконечнаго сожжения. Ты защищаеши сущия в пути от нападения злодеев.
Ты пособствуеши нищим и убогим, избавляяй их от крайняго уныния и грехопадения, нищеты ради. Ты заступаеши невинныя от оклеветаний и неправеднаго осуждения. Ты спасл еси от самыя смерти триех мужей, в темнице седящих, имже определено бе посечение мечем.
Тако, тебе даровася от Бога великая благодать молитися за человеки и спасати сущия в беде! Еще же ты прославился еси твоею помощию людем между неверными агаряны. Мне ли токмо, злосчастному и бедствующему, не поможеши, аще и сам аз сей жребий уготовах себе?
Заступи убо и мене от уныния и отчаяния, зле обстоящих мя. О, великий угодниче Николае! Ты сам претерпел еси заключение в темнице за святую веру и, яко ревностный пастырь Христов, сам познал еси, сколь тяжко лишение свободы и во узах пребывание.
Коль многим, молящимся тебе во узах, ты помогл еси! Облегчи и мне, сидящему в темнице, сие злоключение. Даруй ми скоро видети конец темничнаго моего пребывания и получити свободу, — не ради продолжения грехов моих, но ради исправления моея жизни!
Помолися усердно и о сем, еже избавитися ми вечныя темницы, да твоею помощию спасаемь, прославляю Бога, дивнаго во святых Своих, аминь.
Человеку необходимо помнить, что главный суд на земле – божий. Если избежать ошибок и неудач в жизни не удалось, и человек оказался на скамье подсудимых, уповайте на милость Господа нашего Иисуса Христа, молитесь во имя спасения души, раскайтесь в грехах, бог простит и люди простят.
О суде Божием
Есть вещи, которые мы не можем не знать. Возможно, мы предпочли бы не знать — но мы знаем. Они глубоко вписаны в саму нашу природу. И одна из этих вещей — неизбежность суда Божия. Мы знаем про себя, что мы подсудны, ответственны. Мы знаем это даже не из библейского откровения, а изнутри — об этом нам говорит, как напоминает Апостол, «совесть и мысли, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую». Даже язычники, которые никогда не слышали проповеди о суде Божием, имеют сознание нравственного закона и воздаяния. Это сознание, от которого мы не можем уйти.
Даже атеисты, отрицающие Бога и Его суд, апеллируют к обязательному для всех людей нравственному закону — когда они порицают одних людей и хвалят других, они тем самым провозглашают, что люди должны поступать определенным образом, действовать сообразно известным им представлениям о добре и зле, и что отказ поступать сообразно нравственному закону делает человека виновным. В их мировоззрении это неизбежно повисает в воздухе — откуда берётся нравственный закон и кто судит поступки человека, если Бога нет? Но само сознание того, что мы должны поступать определенным образом, совершенно неискоренимо.
В социальных сетях люди яростно препираются, чтобы отстоять моральную правоту — свою личную или группы, к которой они себя относят. Попытки выгородить себя и своих со стороны могут выглядеть очень жалко. Чаще всего это указывание пальцем и крик «а вот они!» как будто «их» беззакония, подлинные или мнимые, могут спасти нас от осуждения.
Но, так или иначе, люди ищут оправдания. Они как будто постоянно видят себя перед судом и ищут себе оправданий, извинений и смягчающих обстоятельств.
Конечно, мы можем отрицать этот суд — люди вообще с большим успехом отрицают любые вещи, которые им не нравятся. Но это не означает, что мы о нем не знаем. Библия в этом отношении просто проясняет реальность, которую мы склонны прятать от себя. «Человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр.9:27) «ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить [соответственно тому], что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2Кор.5:10)
Наступит момент — и каждый из нас неотвратимо приближается к нему — когда мы окажемся либо среди тех, кто услышит «придите, благословенные» либо среди тех, кому будет сказано «отойдите, проклятые». Множество фресок, икон и картин изображают этот великий день, когда оправданные унаследуют предназначенное им вечное блаженство, осуждённые же низвергнутся во тьму внешнюю. Помню, как ещё в моем глубоко советском детстве я был в музее «Истории религии и атеизма» и увидел одну из таких картин. «Раньше люди верили — пояснили мне — что наступит день, когда Бог будет судить людей по их делам. А так как каждый взрослый человек осознает, что он согрешил, этот суд и назывался страшным». Примерно тогда же на уроке музыки нам дали послушать Dies Irae — фрагмент реквиема Моцарта. Правда, никто тогда не мог объяснить мне, о чем там речь. «О чем-то загробном». Годы спустя я узнал, что Dies Irae значит «День Гнева», и нашёл текст, принадлежащий монаху XII века Фоме Челанскому.
Будет вынесена написанная книга,
в которой содержится всё,
по ней мир будет судим.
Итак, когда Судия воссядет,
всё сокрытое станет явным:
ничто не избегнет наказания.
Что тогда скажу я, несчастный,
кого попрошу в защитники,
когда даже праведник не будет в безопасности?
Все те сложные конструкции самобманов и самооправданий, которые мы строили всю нашу жизнь, рухнут в одно мгновение, и мы увидим то, что в глубине души знали всегда. Грех есть грех, зло есть зло, и мы сознательно раз за разом выбирали именно их. Ссылки на «них» с их злодействами не помогут, как не помогут и толстые книги, написанные теми или иными авторитетами, чтобы доказать, что грех это не грех. Мы все знаем это заранее — хотя склонны яростно это отрицать. Есть только один путь спасения — и в том же Dies Irae Фома Челанский напоминает его. Он взывает ко Христу:
В поисках меня Ты изнемог;
Ты искупил меня страданиями на кресте.
Да не будет жертва напрасной.
Апостолы возвещают, что Христос умер за наши грехи — и ради Его крестной жертвы нам возвещается оправдание. Мы можем быть оправданы на Страшном Суде не нашими деяниями, но деяниями Праведника, который признаёт нас Своими и несёт наши беззакония на Себе. Он — наша единственная надежда, спасение и оправдание; перед лицом суда Божия христианин вцепляется в Христа как человек, проваливающийся в пропасть вцепляется в твёрдый уступ.
Есть грех и погибель, ад, готовый поглотить нас навсегда — и есть Спаситель, который пришёл нас избавить. Ад, который уже здесь и сейчас требует наши души. Пламя злорадства и ненависти, гнева, гордыни и яростной самоправедности. Христос, который ищет увести нас от этого огня геенского — по мере того, как мы покоряемся Ему.
Жизнь христианина — это жизнь перед лицом суда Божия. Как это будет выглядеть на суде? Что я скажу об этом? Но суд — это не только то, что ожидает нас после смерти; этот тот выбор, который мы совершаем здесь и сейчас. Как сказано в Евангелии, «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Иоан.3:19-21)
Свет Христа — если я допущу его в свою жизнь — обличит какие-то мои дела, побудит меня пересмотреть какие-то мои ценности и устремления. В чем-то признать себя неправым, от чего-то отказаться. Но если я пойду навстречу Ему — я буду оправдан. Если я отвергну этот свет — буду осуждён. В конечном итоге есть только два варианта — мы либо приходим ко свету, либо уходим во тьму.
Судебные тяжбы
Иногда к священнику обращаются за советом с различными «судебными» вопросами: и в зачаточном состоянии, и в стадии «досудебного разбирательства», и в самой мучительной – «юридической» стадии. И ладно еще, если обращаются люди далекие от Церкви, но приходят и те, кого мы называем «верными», а горше всего, когда с такими проблемами приходят люди, у который раздор произошел в семье. Это самое тягостное. И вот священник всегда предстаёт перед дилеммой: сказать прямо, как есть, об отношении Церкви ко всякого рода судебным тяжбам, разбирательствам и выяснениям имущественных отношений – или проявить снисхождение, что называется, войти в положение и поддержать скорбящего человека. Наверное, правильно будет сказать и о высшем проявлении Божественной правды в этом вопросе, а потом проявить снисхождение, с тем, чтобы само снисхождение не было принято за совершенную норму и правило.
Настойчивость в достижении справедливости не всегда согласна с правдой Божией
Земная жизнь со всеми её несправедливостями есть не что иное, как следствие повреждения человеческой природы, проявление греха в этом мире. И никакое внешнее переустройство не принесет блага, пока сам человек не обновится духовно. На это обращает внимание Господь, призывая избегать любостяжания, как причины многих пороков: ненависти, вражды, зависти, обид, ссор и распрей. Больше того: настойчивость в восстановлении или достижении справедливости не всегда согласна с правдой Божией. Здесь, в земной жизни, христианину зачастую нужно и пострадать, и потерпеть ущерб, и смириться, утверждаясь и пребывая в истине, чтобы за верность свою получить воздаяние в вечности. Больше того, можно добиться справедливости в земном измерении, но утратить благодать в вечности. И вопрос этот – дилемма о благополучии в земной жизни и о воздаянии в вечности – это вопрос веры.
Господь заповедовал нам: Кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду (Мф. 5, 40). То есть высшее проявление христианского духа – это совершенная нестяжательность и готовность отдать последнее требующему, и лучше остаться в нищете, нежели должником кому-либо в духовном и нравственном отношении. Решимость переносить лишения ради исполнения высшей правды – один из важнейших признаков истинной веры. Это первое, что нам надо знать и помнить твердо, если обстоятельства складываются так, что мы оказываемся втянутыми в имущественный конфликт или противостояние в семье, с соседями или с людьми, ставшими «поперек» наших интересов.
И уж тем более недопустимо судебное противостояние между христианами. Апостол Павел прямо говорит: И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения? (1 Кор. 6, 7). И святые отцы монашествующие, как бы подводя итог теме христианского отношения к судам, говорят: «Судиться не христианского жития дело; об этом нет и намека в учении Христовом» (Добротолюбие, т. 2, стр. 755, ст. 279).
Образец христианского поведения в имущественном споре – это отказ от притязаний
Итак, высший образец христианского поведения во всяком имущественном споре – это смиренный отказ от всяческих притязаний и терпеливое перенесение следующих за тем скорбей и обид. Запомним это, по крайней мере чтобы мы отступление от высоты и чистоты нашего призвания не старались оправдывать и уж тем более выдавать за «норму».
Теперь, помянув о заповеди совершенства, об образце христианского поведения во всяких имущественных спорах, скажем и о возможном снисхождении к человеческой немощи и постараемся понять, что мы можем доброго сделать, если нет у нас решимости самоотречения. Будем, по крайней мере, ясно осознавать свою немощь и, помня, что Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать, станем вести себя кротко, благоразумно и сдержанно. То есть не злословя обидчиков, не осуждая и не обсуждая с раздражением и досадой их поведение, с болью и скорбью о создавшемся разделении будем молиться и о самих обидящих (исполняя тем заповедь Божию), и о скорейшем примирении и благополучном разрешении спора. Ну и, в чем возможно, будем стараться идти на уступки, делая это с чистой совестью, ради Христа, не ожидая взамен никакого «понимания» и «благорасположения» от противоборствующей стороны, всецело предавая себя и своих близких в волю Божию.
Человеку кажется иногда, что воля Божия не совпадает с его представлением о благе и пользе
Это последнее бывает непросто не то что исполнить, а просто даже пожелать от души. Потому что человеку кажется иногда, что воля Божия не совпадает с его человеческим представлением о благе и пользе. И это действительно бывает так, потому что мы в первую очередь заботимся об устроении нашей земной жизни, о её благополучии и комфорте, а Господь имеет попечение о благоприятном устроении нашей души в вечности. И для этого – совершеннейшего и радостного пребывания в Царствии Небесном – нам иногда нужно и поскорбеть, и пострадать, и потерпеть лишения в этой земной жизни. Вот этого мы и боимся. Но и сам это страх не страшен, только бы последним нашим словом во всякой молитве и прошении было: «не как я хочу, Господи, но как Ты!» И тогда, даже если Господь попустит нам некоторый ущерб, и страдание, и скорбь, но скорбь эта всенепременно обратится в такую радость, что мы и за саму скорбь, как за необходимое средство стяжания этой радости, станем благодарить Господа с искренними слезами сокрушенного умиления.
Но как же, – спросит кто-нибудь, – не отстаивать свои права, не бороться за справедливость, проявлять безволие в отношении всякого беззакония?! Давайте разберемся по порядку. Сначала скажем об отстаивании своих «прав». Прямо скажем, что в Духе Святом нет у нас никаких «прав», кроме одного, но главного права – права на духовную свободу, свободу от греха, которую даровал нам Господь ценой Своей честной крови, пролитой на кресте. И эту свободу, это священное право нам только и стоит блюсти и отстаивать со всякой ревностью. Но для этого вовсе не нужны суды и юридические разбирательства, а только непреклонная решимость жить и поступать по правде Божией, со всецелым упованием на Его помощь.
В то же время нам не запрещено, а даже и заповедано, в духе и истине, то есть подобающим образом, отстаивать и исповедовать свою веру, обличая и отвергая всякую ложь. И Господь, когда Его ударил слуга первосвященника, не смолчал и не подставил другую щеку, а человеколюбиво обличил слугу, призывая его к осмысленному и правому поведению (Ин. 18, 23). Так что если нас влекут в суды помимо нашего желания – и здесь нам не запрещается говорить, больше того – если мы влекомы в суды за исповедание правды Божией, то Сам Господь в лице апостолов обещал, что Духом Святым нам будет дано, что говорить и как отвечать. Но это именно относится не к отстаиванию каких-то материальных или иных личных благ, а к стоянию за правду Божию. То же самое можно сказать и о защите от незаконных притеснений слабых и немощных, вообще тех, кто так или иначе зависит от нас. И в этом смысле, наверное, нельзя запретить участвовать даже и в имущественных разбирательствах и судах тем, кто живёт в семье, или кто занимает руководящую должность, или несет ответственность за людей, неспособных за себя постоять. Потому что здесь уже речь идет не о защите своей персоны, но о защите ближнего. А это прямо сообразуется с заповедью Божией о любви, и даже любви жертвенной.
Будем помнить, что и Сам Господь не избежал судебной несправедливости
Ещё один важный вопрос – справедливость самих судов, которая у многих вызывает небезосновательное сомнение. Что тут сказать – ввязываясь в любые судебные разбирательства и тяжбы, ещё и ещё раз вспомним о несовершенстве этого мира и будем готовы к тому, что в конечном итоге всё выйдет совсем не так, как мы надеемся. Будем помнить, что и Сам Господь не избежал судебной несправедливости и был причтен к разбойникам, пострадал и умер на Кресте. И том и состоит наше христианство, что мы, живя и поступая по правде в этом мире, должны быть готовы к тому, что можем пострадать за истину. Только бы совесть наша была чиста, только бы, как говорит апостол Петр, не пострадал кто из нас как преступник (ср. 1Пет. 4, 15).
И в этом смысле не лишним будет напомнить, что всякое хищничество, корыстолюбие и лихоимство, осуществляемое пусть даже путем, по-видимому, законным – есть дело явно богопротивное. Здесь мы уже говорим о духовном и нравственном преступлении. И всякому поступающему так, притесняющему слабого и беззащитного, надо твердо знать, что он творит дела безбожные, гибельные для души, какой бы властью, саном или иным положением в обществе не обладал этот человек, напрасно мнящий себя христианином.
Так что и в таком сложном и неприятном вопросе, как судебные тяжбы, требуется духовное рассуждение и благоразумие. И если можем – пострадаем имущественно или как-то иначе за правду. Если же нет у нас сил понести этот крест – по крайней мере не будем оправдывать себя, а с осознанием своей немощи понесем все судебные тяжбы с христианским беззлобием и достоинством, молясь за обидчиков, делая всё необходимое для отстаивания своих законных прав, но молитвенно предоставляя окончательное решение любых, самых сложных и запутанных дел в руки Божии. То же самое можно сказать и о защите ближних, только здесь уж и само то, что мы отстаиваем не личные интересы, придаст нам сил и решимости в духе самоотверженной и ревностной по Богу любви.