что для вас значит роль саппорт
Саппорт — что это или кто и для чего он нужен в играх?
Мир видеоигр полон понятий, которые сложно понять с первого раза. Начинающие игроки теряются в обилие терминологии, из-за чего не понимают своих товарищей и приводят команду к поражению. Один из таких понятий является определения саппорта.
Саппорт — что это такое?
Саппорт – это английское слово support, поддержка или помощь, написанное кириллицей. Сразу стоит обговорить момент правильного произношения. Игроки часто ставят ударение на первый слог, но в оригинале ударение идёт на второй, поэтому не са́ппорт, а саппо́рт. Саппортами могут выступать сотрудники службы поддержки, но это нетрадиционное название, поэтому оно не будет затрагиваться в статье.
Саппорт – это класс персонажей поддержки. Их цель – усиливать и лечить союзников, устранять вражеские дебаффы, как замедление, слепота и другие. Начинающие игроки часто недооценивают этот класс, потому что у него низкие показатели защиты, здоровья и почти нет атакующих способностей. Но на самом деле саппорты необходимы почти в каждом сражение. В некоторых играх, как League of Legends, для этих персонажей существуют отдельные награды. Игроки поддержки всегда занимают особое положение среди товарищей, потому что именно они могут спасти союзника от смерти в решающий момент битвы.
Особенности этого класса прежде всего в низких характеристиках здоровья, защиты, особенно урона, что делает персонажей лёгкой добычей для бойцов, убийц и танков. Зато количество маны или энергии у саппортов больше, чем у других. В некоторых играх персонажи поддержки обладают высокой скоростью передвижения. Но именно эти герои могут сыграть решающую роль в сражение, так как одного ультимативного заклинания хватит, чтобы перевернуть ход битвы. Игроки, выбравшие роль саппорта, должны быть терпеливыми и спокойными, лечить своих союзников. В моменты необходимости они должны пойти на самопожертвование, чтобы ценой своей жизни спасти жизнь товарища.
Виды саппортов
Каждый класс имеет свои разветвления. В каждой игре есть как минимум на выбор три саппорта со своими особенностями, нет одного универсального. Традиционно существуют следующая типология героев поддержки:
Саппорт IT-продукта, часть 1: чаты, роли сотрудников, боты и отношения с разработкой
Даже идеальному продукту пользователи могут вкатить «кол», если у него нет качественного саппорта. Разбираемся, что лучше — телефон или умные боты.
Кирилл Молоков
В поддержке — более трёх лет. Саппортил несколько IT-стартапов и медиасервисы «Яндекса» на первой и второй линиях. На момент публикации — руководитель поддержки GoLogin.
Консалтинговые компании и топ-менеджеры наперебой рассказывают, насколько важен классный саппорт. Однако на практике организация качественной поддержки нередко оказывается где-то в самом конце бэклога — это также подтверждают средние зарплаты по отрасли и очень низкие требования к скиллам в вакансиях.
И вроде бы это логично: в приоритете явно будут разработка, менеджмент, дизайн и тот же маркетинг — ведь чтобы саппортить продукт, его нужно создать и запустить продажи. Но именно сотрудники службы поддержки напрямую общаются с клиентами, повышают их лояльность и укрепляют репутацию компании, гася негатив.
А лояльность бизнесу очень даже выгодна: 5% клиентов, которых удалось удержать, легко могут увеличить доходы на 25% (отчёт Bain & Company). При этом клиентская база, лояльная к бренду, обходится дешевле, чем привлечение новой аудитории.
Казалось бы: просто возьми и запили нормальный саппорт. Однако опыт взаимодействия пользователей с компаниями удручает: толковых служб поддержки практически нет, а 79% людей считают, что их пожелания и жалобы просто игнорятся (исследование Harris Interactive).
Плохой саппорт может испортить репутацию компании, снизить доверие, оттолкнуть клиентов, разрушить стартап и даже известную компанию с длинной историей.
Я несколько лет проработал в техподдержке и расскажу, что лучше — голосовая линия или умные боты, как подружить саппорт и разработку и по какому принципу удобно делить роли сотрудников в общении с клиентами.
Кол-центры vs онлайн-чаты: испортился ли телефон?
В TikTok-мемах о зумерах и миллениалах, которые готовятся к телефонному звонку с друзьями так же долго и со страхом, как и к собеседованию, есть доля правды: поколения Y и Z действительно не любят общаться с компаниями по телефону.
В пользу письменного общения с клиентами говорит и свежий отчёт Comm100: 82% респондентов нравится общаться с саппортом через онлайн-чаты. А вот удовлетворённость телефонными звонками почти в 2 раза ниже — всего 44%.
У телефонной или голосовой службы поддержки есть пара неоспоримых преимуществ: голосом проще решить сложную проблему, а сам факт общения с живым человеком как бы говорит: «Да, мы вас ценим и занимаемся проблемой — честное пионерское!» Ну и, конечно, старая гвардия предпочитает телефон чатам и другим бесовским способам пообщаться с компанией 🙂
Однако по другим параметрам онлайн-чаты уделывают звонки. Вот их основные плюсы:
Кстати, онлайн-чаты упрощают работу и самого саппорта:
И конечно, онлайн-чаты дают фору имейл-поддержке: скорость ответов по электронной почте настолько низкая, что в какой-то момент пользователь просто перестаёт вам писать.
Социальные сети тоже теряют актуальность, а вот мессенджеры запросто могут стать «новым чёрным» в саппорте — особенно для e-commerce. При этом операторам поддержки нет нужды переключаться между Telegram и WhatsApp — все мессенджеры можно объединять и контролировать в хелпдесках вроде Zendesk, Chat2Desk, Paldesk.
Выводы:
Я, робот: нужны ли умные чат-боты
В 2021 году продвинутые чат-боты справляются с некоторыми задачами быстрее и эффективнее людей: моментальные ответы, поддержка в режиме 24/7, экономичность и максимальная «стрессоустойчивость». Чат-боты уже способны решить 66% клиентских запросов, однако у них есть ряд недостатков, из-за которых пользователи до сих пор предпочитают общаться с живым оператором.
И всё же чат-боты — это отличное решение, когда речь идёт о рутинных задачах. Их стоит попробовать хотя бы для самых частых и простых вопросов — например, уточнения тарифов, набора функций или настроек аккаунта. Но более сложные кейсы, в которых нужны эмпатия и критическое мышление, лучше оставить людям.
Кстати, будьте осторожны с настройкой чат-бота, если не хотите, чтобы из его ответов понаделали мемов о тупом ИИ. Например, у ВТБ отличный робот-помощник, и они даже попытались сделать его «эмоциональным». Только эмоциональность эта оказалась какой-то неуместной и неловкой: я несколько дней не мог решить проблему, использовал многоточия, а робот ничего не мог понять, не помогал, но сыпал смайликами 🙂
Выводы:
No pasaran: линии и роли сотрудников в саппорте
«Сейчас я переключу вас на специалиста техотдела…» — фраза, которая порой заставляет нас охать, ахать, закатывать глаза и вообще испытывать самые странные эмоции. Если вы думали, что ваш саппорт «уж точно таким не будет!», то у меня для вас неприятные новости.
Обязанности саппорта распределяются между разными специалистами не ради фрустрации клиентов. Невозможно взвалить все задачи на одного сотрудника — снижается его эффективность, а в случае ухода такого работника, служба поддержки может встать на несколько дней.
Надо также понимать, что большинство саппортеров не умеют писать код. А если бы умели, то стали бы разработчиками. В свою очередь, программисты тоже не могут постоянно мониторить чаты и тем более общаться с клиентами голосом — да и далеко не все пользователи обращаются с техническими проблемами. Поэтому посадить на саппорт, например, крутого питониста — чтобы решал проблемы людей в свободное время — так себе решение.
В общем, лучше всего выстраивать саппорт так, чтобы задачи были распределены между несколькими сотрудниками — в зависимости от сложности и характера проблем. Такая организация называется многоуровневой и подразумевает несколько линий службы поддержки.
Это условная структура: например, многие саппортеры работают сразу на первой и второй линиях, а четвёртая больше относится к задачам менеджеров. Тем не менее чёткая структура помогает лучше отслеживать проблемы пользователей и не тратить лишние ресурсы на кейсы, которые легко решаются на первых линиях. Однако не стоит увлекаться и слишком сильно бюрократизировать весь этот процесс — такая тактика снизит эффективность саппорта, раздует его структуру и встанет «в копеечку».
Вывод:
Саппорт обязательно нужно структурировать. Лучше всего организовывать работу по линиям, фильтруя рядовые кейсы на первых уровнях. Но делать это надо без фанатизма — 10 линий превратят поддержку в бюрократический хаос.
Идите-ка вы в щи: как подружить разработчиков и саппорт
Если верить опросам Rollbar, то 38% разработчиков тратят четверть своего рабочего времени на баг-фиксы. А 26% и вовсе признались, что рутина съедает до 50% их времени.
Причём здесь саппортеры? Поддержка способна приносить баг-репорты для неочевидных сценариев, которые команда разработчиков не может учесть на этапе тестирования. Представьте, что вы разрабатываете приложение для macOS, Windows и Linux. Пять человек пожаловались, что приложение вылетает при нажатии кнопки «Go». Саппортер уже заранее уточнил все детали: ОС, версию приложения, при каких обстоятельствах проявилась ошибка. И теперь, вместо того чтобы пытаться отловить баг сразу на всех операционках, разработчик сразу сядет за Windows и будет разбираться, почему свежая версия крашится при включении VPN.
Я не раз замечал, что этот момент особенно плохо организован в стартапах. На саппорте сидят люди, которые плохо разбираются даже в основах продукта. При этом на их просьбы о помощи айтишники часто задирают нос и объясняют технические вещи самыми непонятными словами.
В итоге саппортеры так и не могут разобраться в проблеме и помочь клиентам, теряют мотивацию, становятся пассивными, а команда разработчиков продолжает пилить какие-то хардкорные фичи, которые непонятны даже продвинутым пользователям. Кто от этого выигрывает? Конкуренты.
Поддержка — как прозрачная среда между пользователем и разработчиками, которая помогает улучшить UX продукта, а организация правильного взаимодействия между саппортом и отделом разработки должна стать одной из приоритетных задач менеджмента.
Даже если саппортер задаёт глупый вопрос, разработчику не стоит закатывать глаза, ведь вопрос саппортера — это почти всегда вопрос клиента. Чем лучше программист вникает в «тупые» вопросы пользователей и объясняет технические аспекты службе поддержки, тем больше прокачиваются его софты. А чем лучше прокачиваются софты, тем более «дружелюбным» для пользователя становится программный продукт.
Да, можно упростить задачу и нанять саппортера-инженера, который способен общаться с технарями на одном языке. Однако для начинающих компаний такой наём вряд ли окажется финансово выгодным — реальных технических проблем у стартапов не так много, а платить квалифицированному сотруднику придётся в несколько раз больше.
Вывод:
Взаимодействие саппорта и разработчиков — это мост, на котором стоит пользователь. А отношения между ними влияют не только на климат в коллективе, но и на качество всего продукта.
Почему сап обязан и должен?!
24 Nov 2021 в 13:56
24 Nov 2021 в 13:56 #1
Прочти до конца, интересно очень.
Всех заходящих сюда приветствую. Почему саппорт обязан и должен любой роли?! Понимаю когда вы команда и играете как братюни, зная друг друга, оттачиваете тактики(хилочку купить без напоминаний, Вард и прочее). Но вы играете паблик, где никто друг друга не знает и вам никто ничего не должен. Вы же не будете в маршрутке за девку платить, которая скажет что вы должны и обязаны?! Я из старой школы доты и играли все кто как хочет в свое время 4400 было, кто хотел брал себе Вард и ставил, ушел АФК лес? Поставь себе Вард и стой спокойно, да смотри на карту, что сложного?!
А на заключение пример, если ваша девушка(тиммейт) вы знаете, вы можете и потратиться и помогать, зная, что будет отдача, но когда случайному человеку из доты(девушке) сапишь или бабки тратишь и получаешь провал(ушла к другому или луз), где ты ещё окажешься дураком. Следовательно зачем вам девкам сварить?!
Я сам себе покупаю Варды на коре если мне надо, сам дасты покупаю, это стоит копейки, купи и не ной как баба, будь мужиком, стремись к победе, а если велик стоит в амулете или АФК фарами, репорт кидай и делов.
Спасибо тем кто прочел до конца, всех вам благ!
UPD Вот и подошел вечер, как я и думал тут будет куча дизов и токсичных коров и только еденицы прочтут текст и вникнут, что я хотел тут донести, а ведь я никого не оскорбил и не унизил, удачных каток и поменьше этих самых токсиков
24 Nov 2021 в 13:58 #2
Раб, а ну пошел поставил мне вижн
И кстати книжку мне купи
24 Nov 2021 в 13:58 #3
24 Nov 2021 в 14:03 #4
24 Nov 2021 в 14:19 #5
Прочти до конца, интересно очень.
Всех заходящих сюда приветствую. Почему саппорт обязан и должен любой роли?! Понимаю когда вы команда и играете как братюни, зная друг друга, оттачиваете тактики(хилочку купить без напоминаний, Вард и прочее). Но вы играете паблик, где никто друг друга не знает и вам никто ничего не должен. Вы же не будете в маршрутке за девку платить, которая скажет что вы должны и обязаны?! Я из старой школы доты и играли все кто как хочет в свое время 4400 было, кто хотел брал себе Вард и ставил, ушел АФК лес? Поставь себе Вард и стой спокойно, да смотри на карту, что сложного?!
А на заключение пример, если ваша девушка(тиммейт) вы знаете, вы можете и потратиться и помогать, зная, что будет отдача, но когда случайному человеку из доты(девушке) сапишь или бабки тратишь и получаешь провал(ушла к другому или луз), где ты ещё окажешься дураком. Следовательно зачем вам девкам сварить?!
Я сам себе покупаю Варды на коре если мне надо, сам дасты покупаю, это стоит копейки, купи и не ной как баба, будь мужиком, стремись к победе, а если велик стоит в амулете или АФК фарами, репорт кидай и делов.
Спасибо тем кто прочел до конца, всех вам благ!
Что для вас значит роль саппорт
Саппортов весьма много, но зачастую почти все из них использую одни и те же итемы, а именно:
1.
2.
3.
4.
6.
Зачастую в связке с этими итемами могут собирать такие итемы как:
1.
2.
3.
4. 5.
Как уже говорилось саппорт делится на два вида, а именно:
В качестве фулл саппорта могут выступать следующие герои:
2. Саппорт-гангер. В отличии от фулл саппорта он является агрессором, он пытается добивать крипов, делать килы на первых минутах, по достижению удобного уровня он начинается двигаться по всей карте и делать ганги. Если в команде отсутствует фулл саппорт, то саппорт-гангер берёт на себя его роль и раскашеливается на варды.
В качестве саппорта-гангера могут выступать следующие герои:
Что для вас значит роль саппорт
Всем привет! Я решил написать этот гайд для того, чтобы, прочитав его, новичкам было более понятно, что такое сапорт, каковы его функции в команде, что он должен делать, а что нет, что собирать, а что не стоит и общую стратегию поведения этим класом героев, чтобы не превратиться к лейту в кусок бесполезного мяса, а привести свою команду к победе. Итак, начнем!
Сапорт – это герой, который помогает раскачаться своему (или своим) керри. Сапорты, как правило, независимы или очень слабо зависимы от вещей, что дает им возможность не концентрироваться на фарме, оставив это занятие керри. Задача сапорта – сделать фарм созников приятным, а врагов – невыносимым. Каким образом? Это мы рассмотрим ниже. А пока выведем то, что должны делать сапорты, в несколько отдельных строк. Для наглядности.
Функции сапорта:
— Помогать союзнику в фарме, не добивая крипов на линии
— Делать для него мультиспауны в лесу по мере надобности
— Ставить варды, покупать курьера
— Мешать фармить сопернику
— Страховать союзника на линии, по мере возможности защищая его от гангов
В предыдущем абзаце мы рассмотрели функции сапорта. Теперь давайте взглянем на самых типичных представителей этого славного класа.
Один из лучших сапов в игре, если не лучший. Почему? Секрет кроется в её третьей способности – ГЛОБАЛЬНОЙ аурой на увеличение регенерации маны. Тоесть все союзники получают возможность использовать свои способности чаще, а это значит, что противнику труднее будет стоять на лайне. Да и к тому же, массовое замедление с неплохой дистанцией каста и отличный дизейбл делают ее отличным помощником при убийстве вражеского героя. Всем новичкам советую начинать именно с нее.
Тоже отличный сап. Венга имеет прекрасный направленый стан, отличный разведовательный скил и чудестну ауру, которая увеличивает урон всех союзных юнитов, которые стоят рядом. Это делает её неплохим источником для урона в лейте, а так же неплохим подспорьем для пуша, так как аура действует и на крипов. Её ульт вообще не имеет аналогов в доте, даруя ей просто огромный тактический потенциал в тимфайтах.
Веномансер являеться счастливым обладателем двух замедляющих заклинаний, отлично помогая при ганге. Его стихия – роуминг, но и на линии он пожет неплохо себя проявить. Так же неплохо пушит/антипушит змейками, а его ульт может решить исход замеса. Однако… Этот сап не совсем для новичков.
Масовая хилка. Стан с огромным ренжем действия. И разрушительный ульт. Звучит заманчиво, правда? Однако этот герой достаточно сложен в управлении, так что новичкам первое время желательно смотреть мимо него. Он действительно требует много времени на освоение.
Сап с кучей контроля. А манаотсос позволяет повторять комбу снова. И снова. И снова. Правда, слишком многие игроки считают, что его ульт просто создан для стила фрагов и … керри ходят без килов и без денег. А это не есть хорошо. В общем, этим героем научиться играть не сложно… Сложно научиться играть правильно. Новичок! Возьми ка лучше венгу для начала…
Восполнение маны. То, с чем наш нюкер союзник будет чувствовать себя на лайне идеально. Чего не скажешь о враге… Добавьте к этому огромный урон от первой способности и супертактический ульт… Но есть одна проблема. ОЧЕНЬ СЛОЖНЫЙ. ОЧЕНЬ. И этим все сказано.
Что же должен покупать сапорт? Ответ проще, чем кажеться – вещи. А вот какие вещи, мы сейчас разберем.
Вещи,которы сапорт покупать обязан.
Ботинок
Что-то нужно обьяснять?
Кура
Тоже, как мне кажеться, не нужно. Ах да, апаем её тоже мы или другой сап. Не керри.
С виток телепртации
У сапорта в рюкзаке всега должен быть такой один. Зачем? Представьте картину. Союзный свен (без маны, само собой) убегает от вражеской своры численностью две штуки. У него нет шансов. Он добегает до башни, но противные враги полны стремления полезть за ним и туда. Развязка близка… И тут на эту башню телепортируетесь вы (вы – это цмка, допустим), даете первый скил, второй, БЬЕТЕ С РУКИ и опоненты безславно умирают, так и не убив свена. Враги скрипят зубами, союзники рукоплещут. Ах да, это называеться сейв. Вот для чего вам свиток тп.
Варды (Обсервера)
Зачем? Да чтобы видеть. Видеть все перемещения врага. Видеть, кто и когда пошел на Рошана. Чем больше вы видите, тем лучше. Чем больше вардов, тем больше шасов спасти свою задницу. Ну или задницу союзника. Ну или надрать чужую.
Варды (Сентри)
Покупаються не только против инвизеров во вражеской команде (хотя и против них тоже). Одни из их основных функций – разбивать вражеские варды. О контрвардинге поговорим ниже.
Смоук
Ганги и роум. Роум и ганги. Если эти слова вызывают в вашей душе сладкий трепет – этот арт для вас. Для нянек, стоящих на линии – трата денег. Безсмысленная, само собой.
Стик
Важный арт для всех. Лишние 15 хп иногда помогают выжить. 15 мп иногда не хватает на стан. Покупаем против спамеров. Главное – не забыть о нем в критический момент.
Даст
Против инвизеров. И то, считаю варды лучшим выбором. И НЕ ВЗДУМАЙТЕ ПРИ ПОМОЩИ НЕГО ИСКАТЬ ВРАЖЕСКИЕ ВАРДЫ!
[item= Tango ]
Хилки разные
Веточка
Если вы не купили веточку у вас никогда не будет Good Game. Делайте выводы сами. А если серьезно – веточки это дешевые статы, а статы всегда полезны.
Теперь перейдем к сборным вещам
Кольцо Базилиуса
Аура брони+аура манарегена. И этим все сказано. Союзник вам благодарен, вы сами стали плотнее. Выключайте кольцо, если не собираетесь пушить. Включайте, если собираетесь, крипы будут более живучими.
Брасер
Почему именно он, а не нуль или банд? Брасер – это хп. А хп – это жизнь. М же не хотим быть мясом, падающим с друх скилов? Нет. Значит покупаем брасер. Тем более, немного интеллекта он нам все равно даст.
Пт
То же, что и с брасером, только еще лучше. Нужно хп – пожалуйста. Нужно мп – пожалуйста. Очень неплохой выбор обуви для сапа, повышающий выживаемость.
Арканы
Если тиме очень нужна мана – покупайте. Однм арканы на тиму должны быть. Да и сами увеличите её собственное количество на 300, что есть очень хорошо. Только не забывайте – с ними мы очень тонки.
Вещи посерьезней
Медалька
Отличная вещь при ганге. Помогает влить в отдельную цель очень много урона. В тиме кто-то из сапов просто обязан ее купить. Ах да, он еще и дает нам реген маны. Вообще красота.
Урна
Если в тиме нет ни одной урны, значит… Значит все печально. Урна должна быть. Хотя бы одна. Точнее, только одна, так как заряд все равно идет только в одну урну. Похилиль союзника, подамажить врага, да еще и дает нам хп вкупе с манарегеном. То, что нужно.
Мека
Мека. То, к чему стремиться любой сап. Это и аура, и хил. И собираеться с вещей, которые неплохо смотряться на лайне. Одно только но… Его мы рассмотрим ниже.
Сапы ходят на все лайны, включая мид. Их помощь нужна везде. Сейчас мы рассмотрим, как мы должны себя вести, стоя на разных лайнах
Легкий лайн (низ за редиент, верх за даер)
Тяжелый лайн (верх за редиент, низ за даер)
Если вы пошли сапортить на тяжелый лайн, то значит вы хотите:
— Загнобить предполагаемого солохарда
— Расстановка 2-1-2 (на мой взгляд, не очень эффективная)
В любом случае,наше поведение не сильно меняеться от этого. Точнее, оно не меняеться. Руна в лес обьязательна, гангать мид по возможности.
Что нужно знать на сложном лайне
— При пуше можно пулить ВРАЖЕСКИХ крипов, чтобы они не мешали быть вышку.
— Так же можно поставить вард на лайне ЗА ВРАЖЕСКОЙ БАШНЕЙ.
Они нужны, если вы собираетесь гангать противника под товером, чтобы видеть, где он находится. Если же против вас тоже далба или трипла, то, если не хотите отводов, ткните вард в спаун крипов. Вард в той точке не даст нейтралам там появляться, так как вы будете видеть место их спавна.
В остальном все так же. Харасим противника, денаим крипов, не мешаем фармить союзному керри, мешаем вражескому.
Мид (для всех один)
Дабл мид используеться, если на мид идет союзник без ескейпа, который опасается вражеского ганга. Или же для того, чтобы загнобить вражеского мидера, не давая ему получать постаточно голда/експы, этим самым максимально оттягивая ео ганги на ваши линии и ухудшая само качество этиг гангов. Классическая сейчас связка для гнобления – шд+лешрак. Итак, после прибыти на мид мы должны четко определить, действительно ли мы там так нужны. Если мидер не агресивен, лайны гнобятся и гангов на мид с них не предвидится, то можно потихоньку идти на лайн. Или в роум. Или остаться на миде и попробовать вконец загнобить вражеского мидера. Наглейте, харасьте его. Не забываем о денае крипов. Вард на руне или на обоих рунах сразу обьязателен. Если же мы видим, что все печальней, чем казалось, что наш скорп сольет без вас мид вражескому инвокеру или его заберуг гангом с лайна, стоим и опекаем нашего мидера как можем. Не забываем следить за миникартой, варды на рунах АБСОЛЮТНО ОБЬЯЗАТЕЛЬНЫ, так как будут палить не только сами руны, но и назревающий ганг.
Ну вот, с лай фазой вроде разобрались. Рассмотрим теперь сапов, которые на стоят на лайнах.
«Я лес, посоны»
На самом деле сапов, которые отлично чувствуют себя в лесу, не так много. Дарксир, Чен, Енча и … и все. Я не буду расписывать пособие по джанглу здесь. Для этого есть гайды по этим героям и все об этом можно прочитать и там. Я распишу только пару вещей, которые касаются нас в контексте разговора о сапах.
— Выходите из леса гангать лайн. Обьязательно. Это даже не обсуждаеться. Вы не лукан или силабир, чтобы сидеть там по 20 минут. Вы сапы. И вы должны гангать.
— Делайте мультиспауны для своих керри. Не только для себя. Ваш джагер будет благодарен х4 спауну, который он разрулит за пару секунд, получит лвл и неплохую прибавку к золоту. Не будьте егоистами.
— Вы лесник. Вы убираете нейтралов. У вас больше денег, чем у лайн сапорта. А это значит, что мека или пайп за вами.
— Смоук действует и на прирученных крипов Енчи или Чена. Воспользуйтесь этим для ганга.
— После убийства противника на лайне пробуйте пропушить, если это безопасно.
Все о роуминге
Роуминг – это постоянное перемещение между линиями с целью генга вражеских героев. Используется для того, чтобы максимально осложнить противнику фарм, создавая постоянно е напряжение на лайнах и заставляя вражеских сапортов заставлять вардами всю карту.
Когда стоит идти в роуминг:
— У вашего противника слабый солохард, который постоянно лезет вперед.Вражеский солохард – наша главная цель в таком случае.
— У врага мидер без ескейпов, который стоит без сапорта. Если мы заберем его на пару с нашим мидером, то получимнесомненное преимущество. Особенно если его заберет именно мидер.
— У нас очень сильный солохард, мидер не требует поддержки, а на нашей легкой линии сильный вражеский солохард (клок, вр), который не подходит к крипам и забрать которого не представляется возможным. Уходим в ганги.
— Мы лесник. Ну тут роум будет только отчасти, но гангать прилегающую к нашему лесу линию и как минимум мид мы обязаны.
Собственно, как же роумить? Ну, запомним пару правил
— Не идти гангать с лоу хп, так как есть вероятность, что противник и сам уйдет, и нас заберет по пути. Запомните! Роумеры, как правило, отстают от других по уровню первое время, так что они очень уязвимы.
— Мы не инициатор. В идеале инициировать должен наш союзник, чей лайн мы гангаем, и уже конкретно в момент инициации должны появиться мы и дать раскаст.
— По возможности ходим в смоуке. Нас почти нет шансов заметить, да еще и варды нас не видят. Бонусная скорость тоже не будет лишней. Если идем гангать вдвоем, то смоуком зацепляем еще и союзника, само собой.
Перед подходом к лайну сообщаем союзнику, кого именно нужно фокусить. Ждем, пока он сагрит нашу цель на себя – подключаемя сами. Если же мы гангаем вражеского солохарда, который не полезет на рожон, или мидера, который слабее нашего и будет просто убегать от агрессии, тогда инициируем сами. Пытаемся подойти максимально близко и только потом бросить свой стан/замедление, по возможности не кастуем его с максимального ренжа (если вы не мирана, конечно). Если во вражеской тиме есть лесник, ганги в лесу должны составлять 50% вашего времяпровождения. Запаситесь смоуком. Попросите помощи в союзника. И идите искать завсегдатая леса по имели лукан или силабир.
Ну вот и закончилось рассмотрение лайн и не очень фазы. Теперь же перейдем к рассмотрению аскпекта, без которого сапорт – не сапорт. Речь пойдет о вардинге.
Сейчас вы наверное испытываете недоумение. Вроде бы раздел о вардах … без картинок. Почему? Как так можно? Что за фигня?
Ответ прост. Сейчас столько гайдов о том, как правильно ставить варды … очень много, короче. Зачем просто копировать то, что можно посмотреть и так? В любом случае, картинки в этом разделе были бы в своем роде копипастом… Короче, я решил так. Как правильно их ставить вы можете прочитать в гайдах, которые всецело посвященны этому. Здесь же мы рассмотрим другое – КОГДА и ЗАЧЕМ их ставить. И затронем тему контрвардинга. Ну, приступим!
Когда и сколько?
Когда же стоит покупать варды? И сколько штук? И зачем? А когда не покупать? Начнем последовательно отвечать на эти вопросы.
В самом начале игры мы должны завардить лес возле своей линии и руну. Как это сделать? Это мы делаем, если идем на линию. А если на мид? Тогда можно использовать только один вард, поставив его на руну с той стороны, с которой мы больше всего ожидаем гангов (например, со стороны вражеской триплы ганг последует с большей вероятностью, чем со стороны вражеского соло, правда?), второй же вард ставим тогда, когда истекае время первого.
Когда и куда еще ставятся варды в ранней игре?
— У врагов есть потенциал раннего забора рошана.
— Враги много и неприятно пулят – ставим вард на респ нейтралов.
— На хайграунд вражеского мида для более эффективного хараса мидера.
Мид гейм. Куда и зачем?
В мидгейме варды для нас – это все. Вы откладываете покупку вещей, чтобы купить еще одну пачку. Где же их ставить?
— Обе руны должны быть в области видимости вардов.
— ОБЬЯЗАТЕЛЬНЫЙ вард на рошане.
— Врагов подолгу нет на лайнах? Ставим вард в их лесу.
— Союзный керри фармит на одном лайне безвылазно? Ставим вард в лесу рядом с лайном, на котором стоит керри.
— Враги стакают спавны древних нейтралов? Одни вард на их респ – уже никто ничего не стакает.
Лейт. Продолжаем или нет?
В лейте варды уже не так важны, как в мид гейме, но своей актуальности все еще не теряют.
— Вард на Рошане. Всегда.
— Вард на хг вражеской базы.
— Вард в вражеском лесу.
Все это еще имеет место быть. Зачем вард на вражеском хг? Чтобы видеть, сколько так врагов, что он собираються делать и где именно они стоят. Если в вашей тиме или в тиме соперника есть герои типа мирана, пудж, клок – вард на вражеском хг обьязателен.
Контрвардинг.
Контрвардинг – это разрушение вражеских вардов при помощи сентри вардов или гема. Используется для «ослепления» врагов, для того, чтобы он не видел ваши перемещения, а следовательно, потерял на вами тактическое приемущество. Вы начнете выигрывать позиционирование, сможете эффективней гангать, делать засады и вообще чувствовать себя спокойней.
Где и когда?
Лайн фаза закончилась. Начинается мид/лейт гейм, начинаются серьезные замесы. Как же нам вести себя в это смутное время, чтобы принести команде максимальную пользу? Это мы и рассмотрим в данном разделе.
Поведение в мид/лейт гейме.
Начался мид/лейт гейм и все пришло в движение. Все куда-то ходят, кого-то убивают. Ни минуты покоя. Как же в данной ситуации вести себя сапорту, что же делать?
— Участвовать во всех замесах. В замесах простительно не быть керри, который фармит, не покладая мышки. Но не нам.
А теперь представьте себе ситуацию, когда все … затихло. Никто никуда не идет, все фармят, движения нет. Что же делать тогда? А вот что:
— Делать мультиспауны древних нейтралов для керри. Только предварительно поставив вард на реку, чтобы не попасть в переплет.
— Прихватив одного – двоих союзников, нанести визит во вражеский лес в смоуке.
300-400 голд на какую – нибуть меку, то можно даже немножко пофармить леса, делая отоды, ну или просто пофармить, если можете сделать это и сами.
Чего делать НЕЛЬЗЯ:
— Бегать в одиночку вдали от базы.
— Самому чекать вражескую точку древних нейтралов.
— Шляться самому во вражеском лесу.
Поведение в замесах мид гейма.
Теперь перейдем к тому, что мы должны делать, если замес уже начался в мид гейме.
— Если вы не инициатор, не лезть впереди всех.
— Выкастовать свои скилы максимально быстро, иначе вас могут просто зафокусить и вы не успеете сделать ничего.
— После прокаста не лезть в центр замеса, а тихонько переждать кулдаун скилов.
— Фокусить тех, кто фокусит вашего керри. Внезависимости от того, кто это такой.
— Спасать керри, НО … Саппорт, у которого стата 0-10-30 – это плохой сапорт. Хороший сапорт имеет стату 0-0-30. Не полезть бездумно умирать в надежде, что на вас отвлекутся, а делать все обдумано и рассчетливо. Хороший сапорт не умрет, чтобы жил керри. Хороший сапорт и кери спасет и сам выживет. Запомните это.
— Если видим, что точно умрем, стараемся слиться не вражескому керри, а сапорту или, на худой конец, какой-то врке.
— В миде основной урон идет от скилов. Не подставляемся под АОЕ касты.
— Пайп юзаем непосредственно перед замесом, как и барабаны. Меку не тогда, когда союзники уже полудохлые, а когда у них отняли примерно ¼ часть хп. Почему? Чем раньше они получат баф брони от меки, тем лучше.
После замеса:
— Хилим союзников банкой/урной
— Если все ОЧЕНЬ побитые, отходим на базу, не лезем бездумно пушить.
Поведение в замесах лейт гейма.
— Основной урот сейчас идет от физ атак. ПРЕДЕЛЬНАЯ осторожность, ни в коем случае не лезем первые, иначе нас могут снести почти моментально. Сейчас мы ОЧЕНЬ уязвимы.
— Наши станы и дизейблы играют очень важную роль. Не разбрасываемся ими по пустяках.
Ну вот и все! Надеюсь, что эта статья помогла вам хоть немножко улучшить ваши навыки игры сапортами. И что вы теперь чаще будете слушать хвалебные оды в вашу честь, а не бесконечные маты. И да пребудет с вами Сила !