что делают военные летчики
Прохождение службы в Военно-Воздушных Силах России по призыву и по контракту, обзор
Военно-воздушные силы считаются неотъемлемой частью армии каждого государства, так как они помогают сохранить господство в небесной зоне и мирное небо над головой граждан. Многие будущие солдат мечтают попасть именно в ВВС.
Разберемся более подробно, что необходимо сделать, чтобы попасть в данные войска, как попасть на службу по призыву и как поспасть на службу по контракту, как прохождение службы в ВВС РФ может повлиять на будущую жизнь солдата.
Военная служба по призыву и её особенности
Особенности военной службы по призыву напрямую связаны с действующими законами. В свою очередь, современная армия, меняя свой облик, старается сделать воинскую службу более современной, максимально обеспечивая комфортные условия для военнослужащих по призыву:
Улучшенное питание, поэтапный переход к организации приёма пищи по образцу “шведского стола”. Разрешён часовой отдых после обеда (сон, в том числе);
Оборудование подразделений душевыми кабинками, стиральными машинами, гладильными досками и современными приборами для ремонта одежды. Военнослужащие полностью снабжаются принадлежностями личной гигиены, стиральными средствами;
При желании, военнослужащий по призыву может воспользоваться сотовой связью. Военнослужащим разрешено переодеваться в “гражданку” при увольнении в город. В зависимости от обстоятельств личного характера, военкомат рассматривает возможность прохождения службы по призыву вблизи постоянного проживания военнослужащего.
Особенности внутренней службы по призыву позволяют солдатам с высокими спортивными показателями тренироваться в достойных условиях спортивных рот, участвовать в спортивных состязаниях любого уровня, включая Олимпийские игры.
Талантливые и перспективные молодые учёные, а также студенты могут быть направлены для прохождения срочной службы по призыву в научные роты. Им предоставляется продолжать свои исследования и разработки, заниматься своими направлениями в науке.
Воинская служба по призыву дает возможность овладеть новыми профессиями, получить знания в ранее неизвестных областях. Обучение в подразделении профессии, например, водителя, моториста или механика вполне может стать основной деятельностью воина после увольнения с военной службы.
По окончанию срока службы по призыву, государство предоставляет отслужившему ряд льгот, беря на себя значительные финансовые расходы. Например, по рекомендации командира воинской части, перспективный и грамотный военнослужащий имеет возможность после увольнения обучаться на платных подготовительных курсах ВУЗов за счёт федерального бюджета.
Уволенные с военной службы в запас принимают в государственные ВУЗы на льготных условиях, во многих случаях экзамены заменяют на собеседование.
В государственных структурах или силовых ведомствах без армейской службы при трудоустройстве могут возникнуть проблемы.
Главной особенностью военной службы по призыву является требование к новобранцам добросовестно овладевать своей воинской профессией, приобретая необходимые в гражданской жизни навыки и опыт.
Конечно, описать особенности конкретной военной службы по призыву почти невозможно. Армия многогранна, постоянно эволюционирует и обновляется.
Научить самого себя дисциплине, найти своё место в коллективе, осознать себя частью огромной страны-вот что минимум даст воинская служба по призыву.
Особенности военной службы по контракту
Особенности службы по призыву и по контракту имеют некоторые различия, и их тоже нельзя обойти вниманием. Служба в армии по контракту-полностью осознанное решение посвятить свою жизнь делу защиты Родины.
Особенностью воинской службы по контракту, что своё патриотическое стремление могут реализовать как мужчины, так и женщины. В отличие от службы в армии РФ по призыву, которые распространяется исключительно на мужчин, в то время, как контракт на службу в армии может подписать женщина. Главное при этом-отличное здоровье и специальность, необходимая для прохождения службы.
Служба по контракту имеет под собой сложную правовую основу.
Кроме того, согласно новой редакции закона “О воинской обязанности и военной службе” отменена возможность заключать контракт на 1 год.
Граждане, желающие заключить контракт, должны понимать, что соответственно приказу они в любой момент могут быть переведены в любое подразделение ВС РФ, если в этом возникнет необходимость. Расторжение контракта без уважительных причин невозможен, и неисполнение условий контракта имеет негативные последствия.
Заключаясь контракт, граждане РФ (и иностранцы), получают солидный перечень льгот:
Кроме этого, для военнослужащих по контракту предусмотрен более “щадящий” типовой регламент служебного времени (утвержден Министром обороны РФ 29 мая 2020 г.).
Что такое ВВС
Военно-воздушные силы (ВВС) — вид Вооруженных сил государства, в функции которого входит борьба с противником, находящимся в космосе, воздушном пространстве, на земле, на поверхности моря и под водой, а также транспортировка десанта, доставка имущества и вооружения, воздушная разведка, разведка погоды при помощи летательных аппаратов.
ВВС являются важным элементом вооружённых сил и включает в себя авиацию, специальные войска и специальные службы.
Указом Президента Российской Федерации (РФ) от 16 июля 1997 г. определено формирование нового вида Вооруженных Сил (ВС) на базе существовавших Войск противовоздушной обороны (ПВО) и Военно-воздушных сил (ВВС). Это потребовало от Главных штабов в переходный период интенсивной деятельности по проведению структурных изменений в организации системы управления и создаваемых группировках войск.
Особенности службы
Функционирование ВВС — это не только пилотирование небесных машин, их управлением занимается небольшая группа людей, прошедших профессиональную подготовку. Часть этих функций возлагается на солдат службы по призыву. В их обязанности входит:
Места службы включают в себя: авиационную базу и зону размещения авиационной техники, войска радиотехнического или специального направления, которые входят в военно-воздушные силы.
Современная служба в ВВС по призыву
У некоторых обывателей, представления о службе в ВВС, связаны в основном с пилотированием самолетов и вертолетов, что естественно не отражает реального положения дел. На самом деле, полет этих могучих крылатых и винтокрылых машин, о которых мечтает каждый второй мальчишка с детства, начинается задолго до отрыва от взлетной полосы. А именно, с материального и технического обслуживания, охраны, снабжения и обеспечения связи и управления на земле.
Остальные задачи по обеспечению полетов и эффективного применения авиации, ложатся на плечи командного офицерского состава, а также солдат срочной и контрактной службы.
Солдат срочников в основном привлекают к снабженческим, несложным материально-техническим, охранным, инженерным и поисково-спасательным функциям. Служба в войсках ВВС чаще всего проходит на авиабазах и местах дислокации авиационной техники, за исключением тех случаев, когда срочников направляют на службу в радиотехнические или специальные войска (РХБЗ, топогеодезические и метеорологические подразделения) входящие в состав ВВС. Служба в них не всегда сопряжена с аэродромным расквартированием.
Многие призывники, желающие быть “поближе к небу” часто задаются вопросом, как попасть в ВВС по призыву? Для этого нужно, во время анкетирования в военкомате при постановке на воинский учет, указать в графе “Где хотите служить?” – “Хочу служить в ВВС”. Разумеется, точных гарантий зачисления в желаемые войска вам никто не даст, но все-таки стремления призывников довольно часто берут во внимание.
При этом требования ВВС к будущим солдатам совершенно обычные, как по физической подготовке, так и по состоянию здоровья.
Особенности службы по контракту в ВВС России
Примерно с конца 80-ых годов в Советской, а ныне Российской армии, на службе в ВВС, прослеживается тенденция по постепенному замещению срочников солдатами контрактниками. Это особенно ощущается в последние годы реформирования вооруженных сил.
Связано это в первую очередь с высокой степенью ответственности и сложности, при службе в таких высокотехнологичных и наукоемких войсках как ВВС. Когда от малейшей небрежности допущенной при заправке самолета или инженерных работах на аэродроме, зависят жизни пилотов и окружающего персонала, военные стремятся сократить по минимуму участие низко-квалифицированных новобранцев.
В России началась тенденция по роботизации охранных систем стратегических объектов, в первую очередь это касается РВСН и ВКС, вводятся в эксплуатацию новейшие системы связи и радиоэлектронной борьбы, массово закупаются БПЛА. Со всей этой сложной техникой работать предстоит именно профессиональным солдатам.
Как попасть служить в ВВС по контракту и сколько зарабатывают контрактники?
Для того чтобы попасть на службу в ВВС по контракту, кандидат должен быть в возрасте от 19 до 35 лет, с полным средним образованием и отсутствием судимостей. Нужно придти в военный комиссариат по месту жительства или специальный отборочный пункт для контрактной службы с соответствующим заявлением.
После подачи заявления и сбора соответствующих документов, будет произведена процедура отбора по физическим, медицинским и психологическим показателям, а также по профессиональным навыкам.
Также важно не состоять на учете в наркологическом и психоневрологическом диспансере, не иметь положительного ВИЧ статуса, не болеть туберкулезом и другими тяжелыми хроническими и инфекционными заболеваниями.
В среднем, рядовые солдаты контрактной службы получают оклад в размере 25-30 тысяч рублей, а сержанты и старшины – в районе 40 тысяч рублей. При этом контрактники имеют обширные социальные льготы, такие как бесплатный проезд, бесплатное медицинское обслуживание в военных мед учреждениях, льготные условия поступления в военные ВУЗы, обеспечиваются жильем и питанием.
Служба летчиков
Разбор пилотов: Самолеты в армии есть, а воевать на них некому
Описание профессии
Военный летчик – это член экипажа военного самолета. Современные военные авиационные аппараты конструируют так, чтобы они были многофункциональными и могли не только уничтожать наземные объекты, но и выполнять разведывательные задачи, а также вести бой с авиацией противника. Однако традиционная классификация авиации сохраняется.
Военный летчик раскрыл секреты мастерства и рассказал о воздушном хулиганстве
На заре авиации имена героев-летчиков были у всех на слуху. Валерий Чкалов, Михаил Громов, позже — Александр Покрышкин, Иван Кожедуб… Их знали и стар и млад. А что сейчас? Мало кто из школьников или взрослых назовет имя хоть одного современного летчика. Так что, перевелись у нас асы? А если они есть, почему мало кто о них знает? Как изменился летный труд? Об этом корреспондент «МК» поговорил с представителем элитной авиационной воинской части — 968-го исследовательско-инструкторского смешанного авиаполка, который базируется в Липецке.
Полк знаменит тем, что в нем служат самые квалифицированные военные летчики фронтовой авиации России. Они по долгу службы должны лучше всех в ВКС знать новые самолеты, уметь вести на них воздушные бои и побеждать, поражать наземные цели.
Мало того, освоив новейшую авиатехнику, летчики-инструкторы липецкого авиаполка должны обучить авиаторов других частей. Подготовленные ими летные рекомендации — руководство к действию для всех воздушных бойцов.
Мастерство липецкие асы подтверждают в боевых условиях. Так было в августе 2008 года, когда летные экипажи из Липецка одними из первых по тревоге были переброшены на Северный Кавказ для участия в операции по принуждению Грузии к миру. В Сирии ситуация повторилась. Почти все летчики полка участвовали в операции наших ВКС в этой стране. Многие не по разу.
Кроме проверки новых самолетов в боевых условиях, выявления их плюсов и минусов летчики из Липецка отрабатывали в сирийском небе элементы новой авиационной тактики. Это одна из задач асов исследовательско-инструкторского полка.
Пожалуй, полк — единственная авиачасть в ВКС, эксплуатирующая сразу все самолеты фронтовой авиации — бомбардировщики Су-24 и Су-34, истребители МиГ-29СМТ, Су-30СМ, Су-35С, штурмовики Су-25. В обычном полку — самолеты одного, максимум двух типов. А тут вся палитра. Можно рисовать в небе любой инверсионный след. И рисуют. Выделывают такие пируэты, что голова кругом. Признанные мастера воздушных боев из Липецка традиционно побеждают в конкурсах летного мастерства в рамках Армейских игр.
фото: Сергей Вальченко
О том, какие требования предъявляются к современным военлетам и не уступают ли они по мастерству своим великим предшественникам, «МК» рассказал заместитель командира 968-го авиаполка по летной подготовке, военный летчик 1-го класса подполковник Павел Маклаков.
— Павел Сергеевич, есть сегодня у нас военлеты такого класса, как Валерий Чкалов, летчики от бога?
— Конечно, есть сильные, грамотные, умные летчики. Настоящие мастера. Тот же генерал Александр Харчевский. Для нас, для всей военной авиации он — пример, ориентир, показывающий, куда стремиться.
— Это потому, что он возил на истребителе Су-27УБ Владимира Путина?
— Не про это разговор, а про мастерство. Словом, сильные летчики, с которых можно брать пример, и в наше время есть.
— Почему же о них мало кто знает?
— Возможно, потому что общество меньше, чем раньше, интересуется авиацией.
— А может, это недоработка средств массовой информации? К примеру, про Ольгу Бузову СМИ пишут куда больше, чем про летчиков и космонавтов.
— Вам виднее. Могу сказать только, что летчики, как правило, люди скромные. И хвалиться у нас нельзя, мы же суеверные люди.
— Хорошо. Но, может, ваши героические предшественники были просто круче? Известно, например, что тот же Чкалов мог подряд открутить 150 «мертвых петель». Экипажи Чкалова и Громова летели через Северный полюс в Америку без посадок почти трое суток. Современные Чкаловы так могут?
— Летный труд изменился — он стал тяжелее. Потому что сегодня совершенно другие скорости, перегрузки. Винтовые истребители летали на скоростях 400–500 километров в час, на пределе — 600–700 километров в час. У нас совершенно другие скорости. Меньше 700 километров в час практически не летаем. Скорости в 1500–2000 километров в час — не предел.
И длительные беспосадочные перелеты сейчас тоже есть. С дозаправкой в воздухе. У меня знакомые летали по нескольку десятков часов в кабине, проводили за один полет 4–5 дозаправок в воздухе от танкера.
Может быть, проще стало по навигации. Но по тому, как я чувствую себя в кабине, я не думаю, что стало легче. Единственное, что кресло помягче да в кабине чуть просторней. Летная одежда сейчас немножко свободнее, эргономичнее.
— Если уж вспомнили Чкалова, то известно, что он мог в воздухе и похулиганить. Под мостом, например, пролететь в Питере. Как сейчас с этим?
— Пилотажные упражнения сложные?
— Они интересные и сложные. Все взаимосвязано. Что касается так называемого воздушного хулиганства, то тут есть и другая сторона вопроса. Когда летчики в ходе подготовки достигают высокого уровня, то здесь главное их не загубить. Можно очень хорошего летчика рамками, ограничениями задавить, и он не раскроется полностью. Тут от командиров многое зависит. Нужно дать летчику до конца развиться. Это немаловажно.
фото: Сергей Вальченко
— Кстати, Чкалов тоже считал, что, выходя за рамки летных инструкций, он не хулиганит, а расширяет возможности техники и летчика. Покрышкина тоже поначалу за новации в тактике ругали. Кстати, его формула воздушного боя «высота — скорость — маневр — огонь» устарела?
— Нет, она работает. В соответствии с законами аэродинамики. Только скорости другие. Кардинально нового пока не придумали.
— Но над элементами новой тактики вы работаете?
— Работаем над этим в связи с появлением самолетов поколения «4++» и в преддверии самолетов 5-го поколения. Что-то, может быть, поменяется.
— Можете сформулировать основные качества летчика-истребителя?
— Честность должна быть.
— Никогда бы не подумал, что это качество — одно из первых для летчика.
— Да, честность с самим собой. Уметь самому себе признаться: могу — не могу, справлюсь — не справлюсь, и пойти в кабину сесть, осознавая, что готов к этому.
— То есть это умение оценить себя объективно плюс признаться?
— Да, самому себе признаться.
— А другие качества? Я знаю, что на тренажерах вы готовите летчиков действовать в экстремальных ситуациях в воздухе — при пожаре двигателя, отказе электроники, системы управления. В таких случаях что помогает летчику справиться?
— Быстрая реакция, хладнокровие, нужно не замешкаться, а сделать именно то, что надо. Жизнь показывает, что в сложных ситуациях у летчиков, как правило, откуда-то находятся силы, и они делают все правильно. Для этого мы постоянно работаем, тренируемся, изучаем, повторяем. В итоге это пригождается.
— Вы летчик-инструктор. То есть готовите и оцениваете менее опытных летчиков в полете. Что главное в труде инструктора?
— Считаю, умение передать опыт, который получил, и ни капельки не утаить. Что имею — все отдать без остатка.
— Современные самолеты напичканы электроникой. Нет ощущения в полете, что машина умнее тебя?
— Иногда так в шутку говорим. На самом деле автоматика — хороший помощник, который не допускает, чтобы мы упали вместе с самолетом. Она не вмешивается в управление на тех режимах, где безопасно, а только тогда, когда опасность возникает.
— Летчики доверяют автоматике?
— Куда мы денемся?! Это же идет на упрощение. Это то же самое, что с автомобилями. Например, пересел с «Жигулей» на «Мерседес» — и теплее, и обзор лучше, и безопаснее. На новых самолетах так же.
— В летную кабину тянет после перерыва в полетах?
— Да, это есть. Ребята приходят после нескольких недель отпуска, и им не терпится — надо срочно полетать, сесть в самолет. Ведь в любом случае каждый полет — это адреналин.
Так что липецкая «кузница» летного мастерства не простаивает. Перспективы большие. В этом году, например, полк могут пополнить самолеты 5-го поколения Су-57. Главное, что летчики полка нацелены на «движение вверх», к высотам мастерства. Александр Харчевский, который долгое время руководил Липецким центром боевого применения ВВС, убежден, что на летчике, который думает, что он всего достиг, можно поставить крест. В этой профессии достичь всего невозможно, но стремиться к этому нужно. Хороший девиз для асов.
Плюсы и минусы профессии
Пакет документов для поступления
После выбора училища абитуриентов должны волновать критерии отбора курсантов. Первым делом нужно сосредоточиться на сборе всех необходимых документов для приемной комиссии:
Бюджетные места открыты только для некоторых категорий льгот. Их нужно подтвердить соответствующими документами. Отдельный конкурс действует для призеров олимпиад и медалистов.
Обязанности летчика, зарплата
Зарплата военного летчика не менее 100 000 рублей. При этом во время участия в вооруженных эта цифра может значительно возрастать. Военные находятся на полном государственном обеспечении. К тому же военные летчики – одни из первых в списках на получение жилья за счет госбюджета. В целом этот род войск можно назвать привилегированным.
Требования к кандидату в пилоты
Психологическое состояние кандидата оценивается психологом индивидуально при собеседовании. Качество знаний, физподготовка оцениваются по баллам ЕГЭ (или вступительных испытаний), тестов (максимально 100 баллов). По предметам введены следующие нижние пороги:
Уровень физической подготовки проверяют тремя дисциплинами:
Норматив по каждому упражнению ВУЗа отличается, его лучше уточнить при поступлении. Минимум по 100-балльной шкале установлен порядком приема – 25 баллов. Пересдать вступительные тесты не получится.
Пилоты постоянно обучаются, совершенствуют свои навыки, умения, повышают классность полётов:
1 класс – летает при любой погоде, разном времи суток;
2 класс – летает когда на улице светлое время суток, со сложными погодными условиями;
3 класс – летает в светлое время суток при нормальных погодных условиях.
Установленные минимумы погоды
Днем в СМУ
Нижняя граница облаков — 600 м, видимость — 6 км Нижняя граница облаков — 500 м, видимость — 5 км Нижняя граница облаков — 400 м, видимость — 4 км Нижняя граница облаков — 300 м, видимость — 3 км Нижняя граница облаков — 200 м, видимость — 2 км Нижняя граница облаков — 150 м, видимость — 1,5 км Нижняя граница облаков — 100 м, видимость — 1,0 км Нижняя граница облаков — 080 м, видимость — 0,8 км Нижняя граница облаков — 060 м, видимость — 0,6 км
Ночью в СМУ
Нижняя граница облаков — 600 м, видимость — 6,0 км Нижняя граница облаков — 500 м, видимость — 5,0 км Нижняя граница облаков — 400 м, видимость — 4,0 км Нижняя граница облаков — 350 м, видимость — 3,5 км Нижняя граница облаков — 300 м, видимость — 3,0 км Нижняя граница облаков — 250 м, видимость — 2,5 км Нижняя граница облаков — 200 м, видимость — 2,0 км Нижняя граница облаков — 150 м, видимость — 1,5 км Нижняя граница облаков — 100 м, видимость — 1,0 км Нижняя граница облаков — 080 м, видимость — 0,8 км
Кому подходит
Пилотирование любых воздушных судов подходит исключительно уверенным в себе и ответственным людям, которые способны контролировать эмоции. Это профессия для того, кто любит воздушную стихию, испытывает страсть к путешествиям, не ощущает дискомфорта от пребывания на высоте. Хорошим пилотом можно стать только при наличии способности сохранять внимание даже через несколько часов рутинной работы. Специальность предназначена для людей с высоким уровнем интеллекта и без вредных привычек, готовых постоянно развиваться.
Важные личные качества
Как уже было неоднократно отмечено, для летчика имеет большое значение физическое и психологическое состояние. Никаких хронических заболеваний, проблем со зрением, слухом, вестибулярным аппаратом и другими сенсорными системами у представителей этой профессии быть не должно. Пилоты регулярно проходят медкомиссию, и при появлении каких-либо недугов могут быть просто не допущены к полетам.
Кроме того, для таких специалистов важна ответственность, эмоциональная устойчивость, способность к концентрации, высокая скорость реакции, способность быстро переключать внимание, отсутствие страха высоты и замкнутого пространства, определенные коммуникативные и лидерские способности, аналитическое мышление.
Как проходит обучение?
Обучение будущих пилотов проходит как в теоретическом, так и в практическом ключе. Прежде чем совершить свой первый полет, будущий летчик должен освоить следующие направления обучения:
Практика в современных учебных заведениях проходит главным образом при помощи виртуальных симуляторов. Однако в конце обучения выпускнику придется и прыгать с парашютом, и пилотировать настоящий воздушный транспорт.