что делают учителя во время каникул осенних
Что делают учителя на каникулах. Спойлер: времени на перезагрузку почти нет
Когда начинаются дискуссии на тему загруженности учителей, всегда звучит аргумент про длинный отпуск летом в сочетании с кучей школьных каникул. Педагог Анастасия Дурягина предлагает контраргумент: каникулы для учителей — отнюдь не повод расслабиться и отдохнуть.
«Каникулы»… Это волшебное слово любят и школьники, и родители. Это время, когда у всех происходит перезагрузка. Дети на каникулы обычно отправляются к бабушкам-дедушкам, некоторые ходят по музеям и театрам, кто-то продолжает посещать тренировки и кружки.
А что насчёт учителей, как они проводят это время? Учителя обычно продолжают работать в школе, пишут отчёты за пройденную четверть. Если вы никак не связаны с образованием, вы даже представить себе не можете, как много бумаг приходится писать.
Все, я думаю, уже заметили, что во время каникул учитель находится в школе дольше, чем в обычные рабочие будни.
Как такое возможно? Посмотрим, что говорит закон.
Согласно ФЗ «Об образовании в РФ», «каникулы — это плановые перерывы в получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством и календарным учебным графиком.
Каникулы относятся исключительно к академическим правам обучающихся, но не работников образовательных организаций (п. 11 ч. 1 ст. 34)
Как-то не очень справедливо, согласны? Смотрим законы дальше.
1. ФЗ «Об Образовании в РФ» закрепляет особый статус педагога. Согласно закону, режим рабочего времени и времени отдыха педагога определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка и локальными актами образовательной организации (п. 7 ст. 47).
2. Приказ Министерства образования и науки РФ «О продолжительности рабочего времени педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» устанавливает для разных категорий педагогических работников свою продолжительность рабочего времени. Для старших воспитателей дошкольных учреждений и педагогов-организаторов устанавливается продолжительность 36 часов рабочего времени в неделю. Для учителя-дефектолога и учителя-логопеда — 20 часов в неделю за ставку заработной платы.
Ненормированный рабочий день
Режим рабочего времени педагогов на каникулах регулируется локальными нормативными актами образовательного учреждения и графиками работ с указанием их характера и особенностей (п. 4.6. Приказа № 536).
Отмечу, что в качестве таких локальных актов могут выступать как коллективный договор, так и специальный график. Если вы молодой специалист, то знать это просто необходимо.
Внимание! Ненормированная часть педагогической работы, требующая дополнительного рабочего времени, вытекает из должностных обязанностей педагогов, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка, квалификационными характеристиками, и регулируется графиками и планами работы.
К чему могут привлечь педагога в период каникул
В каникулы мы, педагоги, как правило, заняты оформлением необходимой документации. Некоторые организуют экскурсии, готовятся к педагогическим советам и методическим объединениям.
Каникулярное время, не совпадающее с отпуском педагогических работников, может использоваться также и для дополнительного профессионального образования в установленном трудовым законодательством порядке (прохождение аттестации типа ЕФОМ, конкурсов и так далее).
Ну что ж, остаётся только работать, как предписывает закон. В тишине, в своём кабинете, но работать. Но перезагрузиться к следующей четверти за неделю всё равно возможно. Достаточно после работы проводить время с семьёй, а ещё выбираться на прогулки или культурные мероприятия по выходным. Каникулы же!
Чем заняты учителя на каникулах: отчёты, бумаги, ура!
Что делают школьники и их родители на каникулах, понятно, а чем заняты летом учителя? Наш блогер, учительница Вера Васько, рассказывает о рутине, которая ждёт каждого педагога летом, и почему школа без детей — это грустно, но полезно.
25 мая у детей в нашей гимназии начались каникулы. Что и говорить — долгожданное и счастливое время! Отдыхают родители младших школьников, отдыхают ученики. Но отдыхают не все: для выпускников девятых и одиннадцатых классов конец мая и первая половина июня — напряжённая пора экзаменов. Они готовятся, учат, доучивают, сдают, потом нервничают в ожидании результатов.
Что делают учителя?
Первый раз, когда я переживала каникулы в статусе учителя, страдала: дети ушли, уроков нет, есть только бумажная работа. Её много, она кажется порой абсолютно бессмысленной и вообще не вдохновляет. Летние каникулы — полуторамесячный кошмар, куда ещё примешиваются ГИА (наша школа — пункт приёма ЕГЭ).
Прошло четыре года — жду каникул не меньше детей. В этот раз мы с коллегами поняли, что жизнь на каникулах — это маленький отпуск каждый день: нет вечерних проверок тетрадей, ночных подготовок к урокам. Если нет экзаменов, можно спать до 07:00 или даже 07:30, а по вечерам, после работы, проводить время с семьёй, друзьями, ходить на тренировки или в кино, готовить нормальные ужины или гулять в парке. Лето — это маленькая жизнь!
Да, на работе нет детей, а следовательно, и радости, есть много отчётов, бумаг, планов, программ, но это всё можно оставлять на работе. Просто встаёшь, выходишь из кабинета, закрываешь дверь на ключ, и у тебя отпуск. До утра. Даже не верится, что некоторые люди так живут каждый день.
Да, всё равно ничего не успеваешь, а из-за экзаменов, в которых участвуешь или на которые водишь, и успеть не можешь. Да, рабочий день официально заканчивается около трёх, но ты сидишь до пяти-шести, делая коррекцию программ, заполняя бумажные и электронные журналы, проставляя оценки за экзамены, работая с личными делами и собирая в одну папку все не сданные вовремя отчёты.
Да, ты всё равно устаёшь, но появляется свободное время. У тебя аж мурашки от мысли, что где-то там впереди ещё 56 дней отпуска! Вот совсем отпуска, когда ты всё ещё будешь дописывать программы, но в размеренном ритме, наслаждаясь процессом, намечая уроки.
Если без лирики: чем заняты учителя на каникулах?
Если у учителя есть классное руководство, то плюсом к предыдущим пунктам:
Это всё план работы на июнь, даже в основном до 15–20 июня. Помним, что там ещё либо летний лагерь в школе, либо пункт приёма ГИА — это дополнительный список обязанностей. Всё равно каникулы — это так здорово!
Да, мы работаем на каникулах. Часто не меньше, чем в течение учебного года. И всё же свободное от учебного процесса время — жизненная необходимость. Свободные вечера и выходные — это полузабытое за учебный год счастье!
Ребята, милые, мы вас понимаем!
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Фото: Shutterstock (Giorgos Karagiannis)
Рабочее время педагога в каникулярный период
Главная > Консультации > Омбудсмен > Рабочее время педагога в каникулярный период
Как должен работать педагог в каникулы? В преддверии летних каникул многих педагогов волнует вопрос о режиме работы в школе в этот период. Ученикам и родителям нередко кажется, что каникулы — это время отдыха учителя. На практике дело обстоит иначе. Учителя знают, что каникулы — это их рабочее время, причем нередко не менее напряженное время, чем учебное.
В каникулы педагоги заняты оформлением необходимой документации, некоторые учителя организуют экскурсии, готовятся к педагогическим советам и методическим объединениям, заняты в организации и проведении государственной итоговой аттестации в 9 и 11 классах и т. д.
Какие нормативные акты регулируют рабочее время педагога?
Трудовой кодекс:
Особый статус педагога закреплен и в Законе «Об образовании в РФ». Согласно п.7 ст.47 Закона «Об Образовании в РФ» режим рабочего времени и времени отдыха учителя определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка и локальными актами образовательной организации (трудовым договором, графиками работ, расписанием занятий и т. д.).
Таким образом, ТК и Закон «Об Образовании в РФ» определяют общие положения и особенности труда педагогических работников.
Для разных категорий педагогических работников устанавливается своя продолжительность рабочего времени (Приказ «О продолжительности рабочего времени»). Например, старшим воспитателям дошкольных учреждений, педагогам- психологам, социальным педагогам, педагогам-организаторам, старшим вожатым и т. д. устанавливается продолжительность 36 часов рабочего времени в неделю (п. 2.1 Приказ «О продолжительности рабочего времени»). Учитель-дефектолог, учитель-логопед работает 20 часов в неделю за ставку заработной платы (п. 2.3 Приказ «О продолжительности рабочего времени»).
Существует ли документ, который регламентирует график работы педагога в каникулы?
О том, какой режим работы учителя должен быть установлен в каникулы, подробно описывает Приказ Министерства образования и науки РФ «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» № 69 от 27.03.2006 г.(далее — Приказ). Глава IV определяет периоды осенних, зимних, веcенних и летних каникул, как рабочее время учителя.
Могут ли педагоги работать в каникулярный период по сокращенному времени?
Учителя в каникулярный период осуществляют педагогическую, методическую, организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы в пределах установленного объема учебной нагрузки, определенной до начала каникул (п.4.2 Приказа).
Учителя, которые осуществляют индивидуальное обучение детей на дому по медицинским показаниям, в каникулы привлекаются к работе с учетом установленного количества часов, определенных до начала каникул (п.4.2 Приказа).
Режим работы времени всех работников в каникулярный период определяется локальными актами образовательного учреждения и графиками с указанием работ. (п. 4.6 Приказа).
Указанные пункты Приказа закрепляют за учителем право работать в каникулы с учетом его учебной нагрузки. Если педагог имеет учебную нагрузку не 36 часов в неделю, а 25, то соответственно и во время каникул он работает не больше 25 часов в неделю. На период каникул администрация образовательного учреждения составляет график работы сотрудников. При составлении этого графика с согласия работника выполнение объема установленной недельной учебной нагрузки может быть запланировано на меньшее количество дней в неделю или месяц по сравнению с установленным до этого расписанием.
Нередко встречаются случаи, когда руководители образовательных учреждений составляют график работы на каникулы, учитывая не только учебную нагрузку педагога, но и ненормированную часть работы учителя (проверка тетрадей, классное руководство, работа с документацией и т. д.). Мотивируя это тем, что педагог получает за такую деятельность дополнительные выплаты. Такая работа педагога не конкретизирована по количеству часов. Особенностью работы педагога в школе является то, что его работа трудно поддается четкому нормированию по часам и зависит от множества различных обстоятельств. Характер работы учителя нередко предполагает занятость в праздничные, выходные дни, во время отпуска.
Вопрос учета ненормированного рабочего времени учителя на законодательном уровне решен не четко. В связи с этим руководители образовательных учреждений самостоятельно разрабатывают систему учета рабочего времени педагогического работника.
Порядок определения учебной нагрузки
Увеличение рабочего времени педагога в каникулярный период для выполнения работ, возможно лишь в тех случаях, когда на этот период в соответствии с графиками и планами заявлены соответствующие мероприятия или виды работ (п.2.3 Приказа). Если таких работ и мероприятий не запланировано, то привлечение работников в этот период ограничивается нормируемой частью их рабочего времени. То есть количеством часов учебной нагрузки до начала каникул.
Можно сделать вывод о том, что каникулы являются для педагогов полноценным рабочим временем, если директор образовательной организации в графике работы на каникулы не указал иное.
«Сдайте отчёт к понедельнику, и на оперативку»: чем занимается школьный учитель на каникулах
У большинства российских школьников сейчас двухнедельные осенние каникулы. Кажется, учителя в это время тоже должны отдыхать: отложить в сторону тетради, закрыть ЭЖД и все эти бесконечные чаты и наслаждаться тишиной и осенней порой. Но нет. Наш блогер, учитель Евгения, рассказывает, как на самом деле проводят каникулы педагоги.
До сих пор встречаю людей, которые искренне удивляются, что в каникулы учителя работают. «Как?! Ведь каникулы! Вы все дома отдыхаете — детей-то ведь нет».
Всем бы такой отдых! В каникулы большинство учителей работают ещё больше, чем в учебные дни. Благодаря ворвавшемуся в наш жизнь дистанту, все мы стали активно использовать обучение в онлайне и для взрослых, поэтому каждая уважающая себя организация посчитала, что в каникулы надо обязательно запустить какой-то онлайн-курс для педагогов.
С первого дня каникул с понедельника по четверг мы с 9:00 до 18:00 интенсивно обучались удалённо. Кто-то успел 2-3 курса одновременно пройти (не думаю, что это получилось эффективно).
Между курсами были ещё школьные онлайн-оперативки (аперитивки, как мы их называем) — 3 раза в неделю. В четверг в 16:00 на очередном совещании администрация школы сообщила, что в пятницу необходимо сдать все отчеты. А это, я вам скажу, совсем не то количество, которое декларирует правительство. Мой список из 4 отчетов к концу оперативки вырос до 11. Был сделан акцент на том, что проверять будут не в пятницу, а в понедельник, то есть все выходные (ура!).
Я с благодарностью ко всему живому могу заполнять бумажки, чтобы успеть к понедельнику. Но нет, я не успела
Особенно мне понравился новый индивидуальный план педагогического работника, в котором я должна была посчитать по времени все мои действия как учителя. В итоге, при нагрузке в 16 часов (начальная школа), у меня получилось 67 часов фактически занятого работой времени! На работу я прихожу в 7:45, ухожу в 17-18, вечером обязательно кто-то из родителей учеников побеспокоит, а еще минимум половина одного выходного занята работой.
А ещё всё воскресенье я готовилась к собеседованиям с родителями. В нашей школе приняты ежегодные индивидуальные собеседования с родителями, а с первоклассниками ещё и в первые каникулы, подвести итоги адаптации. У меня 30 первоклассников. Собеседования идут 3 дня — с 8.30 до 17:00 в онлайне, совместно с психологом и воспитателем второй половины дня (школа полного дня).
На третий день все как выжатый лимон. А у психолога 60 первоклассников!
Каникулы продлили ещё на 2 дня, в школу 9 ноября. Надеюсь, за эти два «лишних» дня каникул я успею подготовиться к новой четверти — хотя бы выдохнуть. Уставший учитель — плохой учитель.
Нет, я не жалуюсь, как плохо учителям. Я люблю свою работу, несмотря на колоссальный список минусов «быть учителем», я люблю детей, мне нравится их учить. Но всё чаще я задумываюсь, что систему мне не сломать, а мириться с тем количеством лицемерия и нечеловеческого отношения в образовании уже нет сил. Но это совершенно другая история.
Фото: Shutterstock / Dragon Images
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Работа педагога на каникулах
В преддверии летних каникул многих педагогов волнует вопрос о режиме работы образовательной организации в этот период. Процедура распределения рабочего времени на практике вызывает определенные трудности. Нюансов много и вопросы, соответственно, возникают часто. Как установить режим работы педагога на каникулах? Как оплачивать его работу? А переработку? Должен ли педагог выходить на работу, если у него нет занятий? Давайте разбираться.
В последнее время педагоги все чаще жалуются, что в каникулярный период их заставляют присутствовать на рабочем месте гораздо больше времени, нежели в рядовые будни. Насколько это законно и с чем связано?
Начнем с того, что согласно ФЗ «Об образовании в РФ» каникулы — плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством и календарным учебным графиком. Каникулы относятся исключительно к академическим правам обучающихся, но не работников образовательных организаций ( п. 11 ч. 1 ст. 34 ).
Какие нормативные акты регулируют рабочее время педагога?
Существует ли нормативный акт, который регламентирует график работы педагога в каникулы?
Данный Приказ также устанавливает, что «периоды каникулярного времени, не совпадающие для педагогов и иных работников с установленными им ежегодными оплачиваемыми отпусками, являются для них рабочим временем».
Каков график работы педагога на каникулах?
Согласно законодательству режим рабочего времени на каникулах регулируется локальными нормативными актами образовательного учреждения и графиками работ с указанием их характера и особенностей (п. 4.6. Приказа № 536).
Отметим, что в качестве таких локальных актов могут выступать как коллективный договор, так и специальный график.
Чтобы составить необходимый локальный акт, нужно иметь в виду следующее:
Что входит в ненормированную часть?
Ненормированная часть работы педагогического работника определяется с учетом его должностных обязанностей, а также дополнительных видов работ, выполняемых с его письменного согласия за дополнительную оплату.
Внимание! Ненормированная часть педагогической работы, требующая затрат рабочего времени, вытекает из должностных обязанностей педагогов, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка, квалификационными характеристиками, и регулируется графиками и планами работы.
Отметим, что такая работа включает в себя участие в деятельности методических советов, подготовку к обучению и воспитанию обучающихся и т.д.
Внимание! Педагоги, осуществляющие обучение детей на дому в соответствии с медицинским заключением в каникулярное время, осуществляют работу с учетом количества часов обучения таких детей, установленного им до начала каникул.
Таким образом, в продолжительность рабочего времени педагога входит как время, затраченное на выполнение педагогической работы, в соответствии с учебной нагрузкой, так и выполнение другой педагогической работы, которая не конкретизирована по количеству часов (не относится к учебной нагрузке, но вытекает из должностных обязанностей).
Например, если для педагога установлена норма часов преподавательской работы 18 часов в неделю, а продолжительность рабочего времени — 36 часов в неделю, то отработка нормы преподавательской работы не предоставляет педагогу право прекратить работу.
Внимание! Режим рабочего времени педагогов, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, определяется «с учетом их догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой, без дополнительной оплаты» (занятия в группе продленного дня, проведением индивидуальных занятий на дому с обучающимися).
Однако руководителю следует минимизировать такие доработки, распределяя нормируемую часть так, чтобы у педагогов в каникулы были свободные дни.
Может ли педагог, выполнивший работу руководителя, не являться на работу?
Отсутствие работника на рабочем месте во время каникул, вопреки закрепленной локальными актами обязанности находиться на рабочем месте, может расцениваться как прогул.
Некоторые сотрудники ошибочно полагают, что во время каникул они не обязаны находиться в образовательном учреждении. Это не так, и вот почему.
Время каникул, не совпадающее с периодом отпуска, — это обычное рабочее время педагога. Поэтому отсутствие на работе дает руководителю право зафиксировать прогул.
Внимание! Однако если в образовательном учреждении не разработаны локальные акты, регулирующие порядок работы педагогов в каникулы, и не утверждены графики работы педагогов либо не конкретизировано место выполнения таких работ, то педагог вправе выполнять такие работы вне рабочего места.
Как оплачивается труд во время каникул?
В каникулярный период все педагоги, включая тех, кто работает с обучающимися на дому, обеспечиваются педагогической нагрузкой, им выплачивается заработная плата.
Такой период являются рабочим временем с оплатой труда в соответствии с законодательством РФ. Поэтому наступление каникул не является основанием для уменьшения заработной платы.
Следовательно, если на указанный период неполное рабочее время сотруднику не устанавливалось, то заработная плата начисляется в общем порядке.
Внимание! Неполное рабочее время может устанавливаться только по соглашению работника и работодателя. В данном случае труд работника будет оплачиваться пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ.
Отметим, что конкретные правила расчета оплаты труда зависят от типа образовательного учреждения.
За время работы в период каникул обучающихся оплата труда педагогических работников производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, предшествующей началу каникул.
Следует отметить, что в этот период изменяется характер работы педагогов, а, следовательно, должен уточняться перечень выполняемых ими работ (обязанностей).
Установленная заработная плата выплачивается ежемесячно, исходя из фактического количества часов учебной нагрузки в неделю, а также размера ставки заработной платы, предусмотренной за норму часов педагогической работы.
Внимание! Педагогическим работникам, участвующим в проведении ЕГЭ, выплачивается компенсация за работу по его подготовке и проведению. Размер и порядок выплаты указанной компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счет бюджета субъекта, выделенного на проведение и подготовку экзамена (ст. 47 ФЗ «Об образовании в РФ»).
Как оплачивается переработка?
Согласно трудовому законодательству сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться локальными нормативными актами учреждения (ст. 152 ТК РФ).
Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни оплачивается не менее чем в двойном размере. По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха (ст. 153 ТК РФ).
К чему могут привлечь педагога в период каникул?
В каникулы педагоги, как правило, заняты оформлением необходимой документации, некоторые учителя организуют экскурсии, готовятся к педагогическим советам и методическим объединениям.
Каникулярное время, не совпадающее с отпуском педагогических работников, может использоваться также и для дополнительного профессионального образования в установленном трудовым законодательством порядке.
Администрация учреждения может привлечь педагогов к выполнению обязанностей в рамках их трудовой занятости к более содержательной деятельности (например, к работе организатором на выпускных испытаниях).
Является ли привлечение педагога к работе в пришкольном лагере законным?
Если сроки лагерной смены не совпадают со сроками отпуска педагога, то руководство учреждения вполне может его привлечь к работе в таком лагере. Как правило, это определено в трудовом договоре или в должностной инструкции. Отметим, что дополнительно данная работа не оплачивается.
Необходимо знать, что такой педагог может выполнять обязанности только в рамках своей трудовой деятельности. От работника в данном случае требуется письменное согласие на назначение его начальником лагеря или воспитателем.
Внимание! Педагогические работники могут работать в лагерях, находящихся в другой местности, исключительно только в период своего отпуска и на условиях дополнительного трудового договора.
Таким образом, во избежание лишних проверок, а также установления своих «местечковых» правил расчета рабочего времени педагога, руководителю организации следует заранее предусмотреть возможность рационального использования рабочего времени своих работников.