что делают со старыми зданиями
Новая жизнь старых зданий: 7 впечатляющих примеров
Меняющие облик здания не всегда сохраняют свой первоначальный функционал. Так, храм может стать культурным центром, монастырь — музыкальной школой, а пожарная часть — центральным офисом городского порта. Вот интересные проекты, где контраст создает впечатляющий эффект.
Базилика — культурный центр (Санпедор, Испания)
Общественно-культурное пространство на месте руин бывшего женского монастыря XVIII века архитектор Давид Клозес строил почти восемь лет. К 90-м годам XX века внешние стены и внутренние перегородки собора Святого Франциска были сильно повреждены, так что больше напоминали развалины. Законсервировав все, что осталось от исторической части, Клозес завершил конструкцию гладкими бетонными плоскостями с большими окнами. За счет этого помещение наполнились дневным светом, а там, где его оказалось недостаточно, архитектор предусмотрел искусственную подсветку, чтобы в пространстве не оставалось темных углов. В нефе разместилась аудитория, а под крышей — исторический архив. Система лестниц и пандусов построена так, что посетители могут совершить почти круговой обход бывшей церкви и рассмотреть все сохранившиеся части с удачных ракурсов.
Столярная мастерская — офисный центр и жилой комплекс (Таллин, Эстония)
Территория комбината конца XIX века в период советской эпохи пришла в негодность. В разрушенных и заброшенных зданиях в конце 1970-х Андрей Тарковский снимал сцены к фильму «Сталкер». В таком состоянии все оставалось до начала 2000-х, пока городские власти не обратили внимание на этот квартал. Сегодня Ротерманни — одно из самых модных мест в Прибалтике. Здесь находятся креативные студии, несколько флагманских магазинов известных брендов и самые дорогие апартаменты в Эстонии. Знаковый архитектурный проект района — здание столярной мастерской, над которым возвышаются три вертикальные башни. По задумке, их форма и материал должны были напоминать промышленную архитектуру прошлого века. Визуально башни находятся на крыше старого заводского помещения, в действительности они стоят на железобетонных сваях и не опираются на крышу мастерской. В 2009 году авторов проекта номинировали на премию Евросоюза за современную архитектуру «Мис ван дер Роэ».
Старое здание Королевского музея Онтарио — новый корпус (Торонто, Канада)
Бумажная фабрика — винокуренный завод (Хэмпшир, Великобритания)
Бывшая бумажная фабрика, где с начала XVIII по середину XX века печатали банкноты Банка Англии, находится на берегу реки Тест. Новые владельцы помещений — винокуренный завод Bombay Sapphire «Лаверсток-милл» — бережно восстановили архитектуру в сотрудничестве с государственным агентством по охране памятников English Heritage, очистив от мелких пристроек территорию завода. Два речных рукава расширили и углубили втрое, чтобы сформировать живописный пейзаж вокруг индустриальной застройки. Мода викторианской эпохи на оранжереи вдохновила британского архитектора Томаса Хизервика на создание особой системы охлаждения производственного цеха с баками для дистилляции. Конструкция из 10 тыс. элементов — металлических балок и стекла — выводит горячий воздух в теплицу снаружи здания, а затем через историческую башню наружу. Благодаря теплому воздуху и постоянно поддерживаемой влажности в павильонах выращивают тропические и средиземноморские растения, которыми обычно ароматизируют джин.
Пожарная станция — администрация порта (Антверпен, Бельгия)
Проект здания администрации для одного из самых крупных портов Европы выполнило архитектурное бюро Захи Хадид. Надстройку в форме алмаза над старым зданием пожарной станции авторы проекта придумали неслучайно. Антверпен — мировой центр гранения и торговли бриллиантами и известен как «алмазный город». В память об умершей в 2016 году Хадид площадь перед администрацией назвали в ее честь. В здании предусмотрели библиотеку, конференц-зал, несколько ресторанов и смотровую площадку на крыше. Основная часть рабочего пространства — офисы свободной планировки, для того чтобы сотрудники порта меняли свое место в зависимости от текущих задач: телефонных переговоров, деловых встреч или работы за компьютером. Авторы проекта подумали и об экономном энергопотреблении: здание охлаждается и нагревается с помощью геотермальной системы, уровень освещенности регулируется в зависимости от интенсивности времени суток, в туалетах работают датчики движения на смесителях и безводные писсуары.
Монастырь — музыкальная школа (Лувье, Франция)
Францисканский монастырь XVII века на севере Франции сменил свой функционал несколько раз: во время Французской революции его использовали как тюрьму, затем — как склад для зерна. К XIX веку здание было частично разрушено. С 1990 года в сохранившихся корпусах разместили музыкальную школу. Через десять лет внутреннюю площадь здания расширили за счет пристройки новых корпусов. Один из них возвели на руинах южной части так, что граница между новым и старым четко видна на месте стыка. Стройкой руководил известный архитектор Бруно Декари — глава парижского архитектурного бюро Opus 5. Он придумал сделать одну из стен прямоугольного здания стеклянной, чтобы днем в ней отражался окружающий школу пейзаж, а вечером просматривалось пространство концертного зала.
Жилой дом и мельница — объединенные здания (Кьети, Италия)
Небольшая вилла XIX века на берегу Адриатического моря сильно пострадала от низкокачественной реконструкции в середине 1980-х. Тогда бывшие здания мельницы для отжима оливкового масла и жилого дома потерялись на фоне современной застройки. Очистив от лишних элементов территорию, итальянский архитектор Рокко Валентини соединил две отдельно стоящие исторические постройки с помощью павильона из кортеновской стали и стекла. Проект оставил нетронутой кладку внешних стен и входной арки. В новом пространстве расположили столовую со стеклянной стеной, открывающей вид во двор, и холл с лестницей и мостом из красного дерева, соединяющими два здания. Форму пристройки Валентини придумал, вдохновившись агрокультурным инвентарем XIX века. Она эффектно перекликается с сельскохозяйственными орудиями, которые выставлены во дворе дома как арт-объекты.
Старые постройки на даче: сносить или переделывать
Итак, вы стали владельцем загородной недвижимости. На приобретённом участке, как правило, имеются строения жилого или хозяйственного назначения, оставшиеся от прежних хозяев. Нередко их техническое состояние, внешний вид и расположение на территории не отвечают требованиям новых владельцев. Так хочется скорее по-хозяйски всё-всё переделать, чтобы было крепко и красиво, по своему вкусу. Стоит ли торопиться с демонтажем старых построек и на какие тонкости следует обратить внимание — тема этой статьи.
Старые постройки на даче: сносить или переделывать
«Сносить нельзя перестроить» — в жизни мы часто сталкиваемся с проблемой правильно поставленной запятой. От необдуманного выбора могут зависеть лишние финансовые расходы, потраченные силы и нервы и прочие неудобства. Рассмотрим возможные последствия — положительные и отрицательные — обоих вариантов: и сноса старых строений, и их переделки.
Ломать — не строить
Хотя процесс демонтажа тоже занимает определённое время, но сломать гораздо проще, чем построить. Когда старое утрачено, вернуть его, если вдруг обстоятельства или мнение о строении изменились, уже нельзя: снесённый дом можно заменить только вновь построенным.
За и против: переделываем или перестраиваем
Прежде чем решать, что делать со старыми постройками на даче — сносить или перестраивать, а уж тем более хвататься за инструмент, ответьте себе на вопрос: почему вы хотите изменить — сломать или перестроить — старый дом или иную постройку на вашем участке?
Ответ первый: хочу снести, так как имеющийся дом просто не нравится
Возможно, вы купили этот участок из-за его отличного месторасположения, из-за живописных окрестностей, плодородной почвы, отсюда удобно добираться в город, рядом живут ваши близкие или у вас была ещё тысяча причин выбрать именно этот участок земли.
Вам не нравится этот дом
А вот сам дом вам никогда не нравился, потому что он архитектурный урод, ветхая халупа или просто не подходит к уже выбранному вами стилю участка. Тогда, скорее всего, стоит его снести и отстроить дом своей мечты. Иначе неприглядное здание начнёт портить вам жизнь своим существованием.
Ответ второй: постройки не нравятся, но есть экономические причины
Так часто экономические вопросы мешают нам жить… Причина желания изменить строения на своём участке может быть в том, что старый дом и хозпостройки вам не очень нравятся, дом тесный для вашей семьи и у него неудобная планировка. Однако вы объективно считаете, что на строительство нового у вас не хватает средств.
Так часто экономические причины мешают нам жить
Подробный разбор этого случая и совет — сносить или переделывать — читайте ниже.
Ответ третий: хочу обновить, так как это — отчий дом
Вы выросли в этом доме и совсем не хотите его ломать, но он обветшал и требует капитального ремонта. В этом случае, возможно, вам стоит отказаться от мысли о сносе старого дома: он часть вашей семьи, вашей истории, вашей памяти. А память — это то, что стоит вложенных средств.
Память стоит вложенных средств
И если вы хоть немного задумываетесь о том, что старый дом стоит сохранить и переделать, чтобы продлить ему жизнь, вполне может быть, что в случае принятия решения о сносе, позже вы станете об этом жалеть.
Ответ четвёртый: хочу обновить, так как дом нравится
Если вы «влюбились» в этот дом с первого взгляда, хотя при покупке от вас не укрылось не очень хорошее техническое состояние строения, то выход у вас лишь один — переделывать. Ведь вы же именно ради этого дома совершили покупку.
Вы купили этот участок, потому что вам понравился дом
Ответ пятый: хочу перестроить, но есть обстоятельства
Например, если ваш старый дом газифицирован, то при его демонтаже и строительстве нового потребуется сделать и новый проект подключения газа, что может значительно увеличить расходы на строительство.
Большая часть вышеописанного относится к субъективным причинам. А теперь попробуем взглянуть на вещи объективно. Каждое строение, какое бы оно ни было прочное и качественно построенное, имеет ресурс эксплуатации, так как конструкции здания со временем теряют свою несущую способность. Чтобы ответить на вопрос, сносить или переделывать дачные постройки, вам потребуется определить, насколько они исчерпали этот ресурс.
Сносить нельзя, перестроить
Если вы по какой-то причине решили оставить старую застройку участка, по возможности всё отремонтировав, перестроив и переделав под себя, то начать работы нужно с детального осмотра и оценки ситуации. Если есть такая возможность, пригласите специалистов, которые профессионально и непредвзято смогут оценить крепость фундамента и стен, стропильной системы и перекрытий.
Пригласите специалиста, который поможет вам оценить состояние вашего дома
Год постройки, конечно, имеет значение в оценке состояния дома и прочих надворных построек, однако не всегда древнее строение — более ветхое. Тут на первый план выходят добротность материалов, строительные технологии и мастерство строителей.
Чем менее капитальной является постройка, тем больше она страдает от неумолимого времени. Скорее всего, различные вспомогательные строения (разномастные сараи и сарайчики, дворовую уборную, летнюю кухню) вы найдёте в более плачевном состоянии, чем сам дом.
На что следует обратить внимание
Определяя, стоит переделывать постройки на даче или лучше их снести, в первую очередь нужно обращать внимание не на то, насколько в доме старомодны обои или потёрт линолеум, а на прочность конструктивных элементов. Чтобы получить максимально достоверную информацию, нужно открыть конструкции, сняв внешнюю отделку и облицовку.
Чтобы понять, насколько серьёзен износ, нужно открыть конструкции
Определив износ и повреждения, можно решить, что же вы сделаете с домом. Строители различают несколько типов работ.
Ремонт
Ремонт — это восстановление эксплуатационных качеств дома. Во время ремонта обновляются покрытия, частично заменяются коммуникации, то есть восстанавливается и несколько увеличивается пользовательский, а не конструкционный ресурс строения.
При ремонте элементы конструкции строения не затрагиваются, возможна лишь частичная замена некоторых узлов. Это наиболее щадящий (и с точки зрения финансов тоже) путь переделки дома, актуальный только в том случае, если конструктивные элементы строения не пострадали от времени и неблагоприятных условий эксплуатации.
Ремонт — обновление покрытий
Затевая ремонт, стоит понимать, что здание при целых конструктивных элементах может иметь ухудшившиеся эксплуатационные качества: например, теплоизоляция стен или перекрытий стала неудовлетворительной. Произведённые только поверхностные изменения могут оказаться недостаточными.
Капитальный ремонт
При проведении капитального ремонта подвергаются переделке не только декоративные покрытия. Заменяются или восстанавливаются строительные конструкции, меняются инженерные коммуникации.
Одновременно с этим при использовании современных материалов и технологий не только восстанавливаются, но и улучшаются технические параметры здания, а также устраняется моральное (функциональное) устаревание сооружения.
Реконструкция
Во время реконструкции изменяются параметры зданий или сооружений: увеличивается этажность, площадь и архитектура строения.
Сооружение пристройки к старому дому
При реконструкции изменяют старую планировку, переставшую удовлетворять современным требованиям комфорта или изменившемуся составу семьи. Строительство пристроек, устройство мансардного жилого этажа, изменение назначений помещений — всё это приёмы реконструкции. Наряду с изменениями архитектурно-планировочных решений проводят и замену обветшавших конструкций, как при капитальном ремонте.
Реставрация
Если дом имеет ценный с точки зрения архитектуры или истории облик, даже если эта ценность не общепринятая, а имеет место только в вашем восприятии (к примеру, это ваш родной дом), говорят не о ремонте или реконструкции, а о реставрации — то есть восстановлении первоначального облика с укреплением конструкции. Реставрация — самый сложный и дорогостоящий вариант, потому что при проведении реставрационных работ предполагается использование аутентичных материалов и технологий.
Реставрация — самый сложный и дорогостоящий вариант восстановления старого дома
Вне зависимости от того, какой вариант переделки старых дачных построек вы изберёте, составьте план действий: в какой последовательности будут осуществляться работы, какие методы восстановления фундамента или иных конструкций вы собираетесь использовать, какие материалы потребуются. Постарайтесь учесть все свои требования к обновлённому дому, чтобы не начинать устройство очередной пристройки после того, как провели работы по реконструкции старого строения.
Сносить, нельзя перестроить
Когда оценка износа и повреждений, а также подсчёт сметной стоимости на восстановление и ремонт старых строений не вдохновляют, то вам предстоит демонтаж старых построек, утилизация мусора и строительство нового дома, полностью соответствующего вашим потребностям и желаниям.
Демонтаж дома
Если вы цените старые вещи или планируете дизайн интерьера нового дачного дома в стиле ретро, возможно, в старом доме найдутся предметы, которые украсят ваше новое жилище. Прежде чем вызывать бригаду рабочих на снос старых построек, проведите ревизию. Старый дом может хранить дизайнерские сокровища: светильники, мебель, старые двери или окна, старинные предметы, которые украсят интерьер нового дома, сохранив атмосферу старого.
Старые вещи в интерьере дачи
Почему стоит снести старый дом и построить новый
Принять решение о сносе построек и замене их новыми — дело сложное. Выбор зависит от многих причин, и немаловажный вопрос, который многих останавливает, — финансовый. Кажется, зачем ломать готовый дом, дешевле его отремонтировать и перестроить.
Действительно, во многих случаях это так. Но когда процесс разрушения зашёл слишком далеко, то экономии не получится. Говорят, что если процент износа конструкций не превышает 50%, то ремонтировать и переделывать смысл есть. А вот если больше 50%, то экономическая выгода начинает стремиться к нулю. А может случиться и так, что расходы на восстановление и переделку превысят самую роскошную смету на новое строительство.
Даже в случае неоспоримого значения старого, при реставрации объектов, имеющих ценность с точки зрения искусства или истории, если утраты больше 70%, принимается решение о консервации и исторической реконструкции. Она представляет собой воссоздание конструкций и внешнего вида объекта реставрации, основанное на историческом описании объекта, сохранившихся фрагментах, выводах историков и археологов о методах строительства и так далее. То есть оставшиеся 30% целого консервируют (укрепляют, чтобы остановить дальнейшее разрушение), а утраченное заменяют новоделом, максимально повторяющим старое.
«Вдохнуть новую жизнь» Кто и зачем переделывает старые и ненужные заводы и фабрики
Ревитализация в нашей стране постепенно захватывает умы урбанистов и сторонников «современных городов» в самых разных их проявлениях. Однако значение этого термина по-прежнему знают не все. Если в двух словах, ревитализация — это обновление города. Это процесс, при котором старые здания реставрируются и приспосабливаются под современные нужды. На Западе ревитализация зародилась еще в начале прошлого века как следствие деиндустриализации — снижения или полного прекращения производственной активности в конкретном городе или регионе. Выход нашелся в реставрации — это было дешевле чем сносить старое здание и строить новое. При этом красивая историческая постройка быстро становилась центром общественного притяжения. «Лента.ру» обобщила опыт восстановления, оживления и воссоздания памятников промышленной архитектуры в России и за рубежом.
Как у нас
В России первые успешные примеры применения ревитализации датируются началом 2000-х годов. Возьмем Хрустальный завод имени Калинина в Москве. Он пережил Октябрьскую революцию и Великую Отечественную войну, но распад СССР поставил на нем крест. В 2005 году территорию предприятия выкупил бизнесмен Николай Матушевский. Новый владелец изначально хотел снести старые постройки и возвести на их месте торговый центр, но потом, с наступлением кризиса в 2008 году, решил сохранить и отреставрировать исторические здания. Так появился дизайн-завод «Флакон», один из главных центров притяжения российского арт- и дизайн-сообщества. В 2011 году русский Forbes включил Николая Матушевского в список четырнадцати предпринимателей, изменивших Москву к лучшему.
Еще одним центром притяжения творческих людей стал московский дизайн-центр ARTPLAY. Он появился благодаря усилиям идеолога проекта Сергея Десятова в бывших промышленных корпусах на территории промзоны у Курского вокзала. Нелишним будет упомянуть и невероятно модный сейчас фудмолл «Депо», который открылся год назад в исторических корпусах бывшего Миусского трамвайного парка, построенных в Москве в начале прошлого века. Реставрацией трамвайного парка занималась инвестиционная группа «Сигма».
В Москве планируют вдохнуть новую жизнь в заброшенную ТЭЦ-7 на Краснопресненской набережной — одну из старейших промышленных электростанций в стране. Занимается этим группа компаний «Ташир». Проект реставрации был согласован Департаментом культурного наследия города Москвы, а архитектором станет мировая звезда — Илья Уткин. Проектировщиков уже поддержали авторитетные эксперты по архитектурной реставрации.
Электростанцию, соседнюю с ней водонапорную башню и корпус электромастерских, которые сейчас находятся в ужасном состоянии, бережно отреставрируют. В зданиях появятся магазины, кафе и офисы, а территорию, которая сейчас закрыта глухим забором, облагородят.
Обновление промплощадок входит в моду не только в столице. В Санкт-Петербурге с 2007 года существует лофт-проект «Этажи», открытый в здании бывшего Смольнинского хлебозавода стараниями идейного вдохновителя проекта Марии Рыбаковой (Ромашевой). Дизайном внутренних пространств проекта занималось архитектурное бюро братьев Егора и Савелия Архипенко. Там же, в Северной столице, уже десять лет существует креативное пространство «Люмьер-Холл», которое выросло в бывшем газгольдере (резервуаре для хранения газов), а неподалеку открылось пространство «Ткачи», расположенное в здании бывшей прядильно-ткацкой фабрики имени Петра Анисимова. Реконструкцию объекта выполняла группа компаний «Овентал».
Есть и проекты, которые только планируются. Так, рассматривается возможность превратить заброшенный пивоваренный завод Альберта Суркова в Архангельске в арт-центр. Уже есть соглашение, по которому ревитализацией займется компания Flacon-X, распространяющая опыт создания дизайн-завода «Флакон» на другие объекты. В Калининграде думают преобразить бывшие целлюлозно-бумажные комбинаты «Дарита» и «Цепрусс», а также мясокомбинат, пивоваренный и мукомольный заводы.
Как у них
Если в России пока осторожно и с опаской начинают внедрять ревитализацию, в Европе и США это давно испытанный способ преображения городских пространств. В Великобритании первые опыты оздоровления проблемных промышленных зон начались еще в XIX веке. Стараниями местных властей в Лондоне превратили старые доки West India Docks на Собачьем острове в деловой квартал Канэри-Уорф. Сейчас он не менее популярен, чем знаменитый лондонский Сити.
Еще один пример — английский город Шеффилд. В старину это был один из мировых центров сталелитейной промышленности. Но из-за перенаселенности и болезней Шеффилд называли одним из самых уродливых городов Старого Света. Шеффилд начал меняться к лучшему во второй половине XX века. Были снесены городские трущобы, а заброшенные промышленные постройки в центре превратили в Cultural Industries Quarter («Квартал культурной промышленности»). В квартале разместились кинотеатры, звукозаписывающие студии, галерея искусств, Национальный центр популярной музыки и многое другое. Сейчас это одно из самых модных мест не только в Шеффилде, но и во всей Великобритании.
Преображенных фабрик в Европе достаточно много. В финском городке Форсса вдохнули новую жизнь в здания бывших текстильных предприятий Кутомо и Кехрамо. Сейчас в них располагаются культурный центр, торговый и офисный комплекс, выставочный центр и музеи, которые рассказывают историю города и фабрик. В Польше обновили старинную фабрику Бумажные мануфактуры Израиля Познанского в городе Лодзи. На ее месте открылся один из лучших культурно-развлекательных центров Европы. Сегодня Manufaktura — это 300 магазинов, ресторанов и музеев. Все постройки старой фабрики сохранились в первозданном виде. К примеру, в пятиэтажном прядильном цеху сейчас располагается гостиница, а один из входов в центр представляет собой старые, похожие на Триумфальную арку, фабричные ворота.
Ревитализация — это прекрасный пример вдумчивого подхода к созданию города настоящего и будущего. Такого города, в котором всегда найдется место как современным постройкам, так и осовремененным.