что делают сисадмины на работе
Системный администратор: кто это, обязанности, зарплаты и как им стать в 2021 году. Обзор профессии.
Кто такой системный администратор?
Системные администраторы, также известные как сисадмины, — это специалисты в области информационных технологий (ИТ), которые следят за тем, чтобы компьютерные системы организации функционировали и отвечали ее потребностям. Сисадмины поддерживают, устраняют неполадки и обслуживают компьютерные серверы и сети.
Что делают системные администраторы и чем занимаются?
Обязанности на примере одной из вакансий:
Что должен знать и уметь системный администратор?
Требования к системным администраторам:
Востребованность и зарплаты системных администраторов
На сайте поиска работы в данный момент открыто 6 319 вакансий, с каждым месяцем спрос на системных администраторов растет.
Количество вакансий с указанной зарплатой системного администратора по всей России:
Вакансий с указанным уровнем дохода по Москве:
Вакансий с указанным уровнем дохода по Санкт-Петербургу:
Как стать системным администратором и где учиться?
Варианты обучения для системного администратора с нуля:
Ниже сделали обзор 15+ лучших онлайн-курсов.
15+ лучших курсов для обучения системного администратора: подробный обзор
1 место. Курс «Старт в DevOps: системное администрирование для начинающих» — Skillbox
Вы научитесь администрировать Linux, настраивать веб-серверы и поддерживать работу сайтов.
Сможете начать карьеру системного администратора и получите базовые знания для развития в DevOps-инженерии.
Чему вы научитесь
2 место. Курс «Системный администратор» — GeekBrains
Вы научитесь работать с IT-инфраструктурой: администрировать Linux, настраивать и обслуживать веб-серверы и поддерживать работу сайтов.
За последние два года спрос на DevOps-инженеров в HeadHunter вырос на 70%. Получите профессию системного администратора и основные навыки для развития в DevOps.
Для освоения курса хватит школьных знаний. Научитесь поддерживать работу Linux-систем и сайтов, работать с веб-сервером nginx и пользоваться базами данных.
Изучите современные технологии и компетенции за 3 месяца
3 место. Курс «Системный администратор» — Нетология
Системный администратор — специалист, который отвечает за стабильное и безотказное функционирование IT-инфраструктуры, занимается настройкой сетей, мониторингом, следит за безопасностью данных, а также проводит инвентаризацию и обновление программного обеспечения компании.
Курс даст углубленные знания и подготовит вас к работе
Жизнь сисадмина: ответим на вопросы Яндексу
Вот и наступила последняя пятница июля — День системного администратора. Конечно, есть небольшая доля сарказма в том, что он проходит в пятницу — день, когда к вечеру мистическим образом происходит всё самое весёлое вроде падения сервера, краша почты, отказа всей сети и проч. Тем не менее, празднику быть, несмотря на загруженность периода всеобщей удалёнки, постепенное возвращение в заскучавшие и одичавшие офисы и разную новую инфраструктуру в арсенале.
А раз праздник, пятница и лето, то самое время немного расслабиться. Сегодня будем отвечать на вопросы Яндекса — не всё ему отвечать на наши.
Disclaimer. Статья написана сотрудником RegionSoft Developer Studio в рамках рубрики «Свободный микрофон» и не проходила никаких согласований. Позиция автора может совпадать, а может не совпадать с позицией компании.
Почему сисадмины такие высокомерные?
Работа системного администратора в большинстве случаев — это настройка сети, пользователей, рабочих станций и программного обеспечения, контроль лицензионной чистоты и информационной безопасности (от антивирусов и файерволов до контроля посещений сайтов пользователями) в небольших компаниях. В малом (а часто и в среднем бизнесе) на их плечи переложена вся IT-инфраструктура, включая инциденты пользователей, потребности бизнеса, телефонию, почту, мессенджеры и организацию точек корпоративного Wi-Fi. Вы думаете, что я сейчас напишу о том, что такая нагрузка — уже повод стать высокомерным? Нет.
Админы не высокомерные, админы злые, уставшие и раздражённые. В комплексе это очень походит на высокомерие, особенно когда он в очередной раз вынужден чинить МФУ из-за застрявшей скрепки с пачки бумаг и поэтому закатывает глаза и тихо матерится. А ведь есть ещё и это:
Почему сисадмины мало получают? Почему сисадмины так мало получают? Почему сисадмины получают меньше программистов?
Это не миф: средний офисный системный администратор получает действительно меньше, чем разработчик или программист такого же уровня. Это связано с тем, что формально стек технологий, которым владеет сисадмин, меньше, чем тот, который использует программист. Кроме того, работа сисадмина зачастую имеет меньшую интеллектуальную нагрузку, чем работа программиста. Однако это касается только компаний «общего профиля». В IT-компаниях ситуация может обстоять совершенно другой, системный администратор может стоить гораздо «дороже» разработчика.
Если вы системный администратор, не горюйте о заработной плате, а просто обучайтесь и растите: системные администраторы со знанием сетевых технологий на хорошем уровне, DevOps-ы, DevSecOps-ы и специалисты по информационной безопасности обходят по зарплатам даже senior разработчиков.
Почему сисадмины худые, а программисты толстые?
Потому что программисты сидят на пятой точке и кодят по 8-16 часов в сутки, а сисадмины всё время носятся по рабочим местам, бегут к серверам, работают в прохладной серверной, а ещё нужно быть худым, чтобы тянуть кабели в фальшпотолке. Шучу, конечно.
На самом деле, всё зависит от конкретного человека: программист может качаться, сидеть на диете и ужинать творогом с бананом, а сисадмин может питаться доставкой из Макдональдса и пивом к ужину. Тогда расклад весов будет обратным. Поэтому и сисадминам, погружённым в мониторинг и скрипты, и программистам, подолгу сидящим за ПК, лучше соблюдать несколько минимальных правил:
Почему сисадмины не любят кактусы?
Я помню эту историю чуть ли не с конца 90-х: наш институт рано автоматизировали, на все кафедры поставили компьютеры и у каждого компьютера стоял кактус. Потому что кактус, согласно древнему офисному поверью, должен был спасти от радиации и электромагнитного излучения, в миру ещё ходили версии «от компьютерного излучения» и «от компьютера».
Системные администраторы не любят кактусы и любые другие цветы около рабочих компьютеров сотрудников компании по нескольким причинам:
Почему сисадмины не любят техподдержку?
Потому что она достала. Шутка. Никто не любит своё худшее прошлое. Шутка. Ну, в каждой шутке, как известно, доля правды…
В общем, да, техническая поддержка сторонней компании или своей конторы — отдельная история, для участия в которой нужны оптоволоконные нервы. Если речь идёт о техподдержке внешней компании, то сисадмин, как правило, раздражается, что юные саппортёры не понимают его профессиональных формулировок и отвечают точно по скрипту. Нечасто можно найти толковую поддержку у хостера или интернет-провайдера, потому что они очень быстро «перемалывают» и обновляют персонал. Вникнуть в проблему и помочь по сути сотрудники техподдержки зачастую неспособны. Ну да, плохому саппортёру бизнес-процессы мешают.
Своя техподдержка, особенно в IT-компании, чаще всего раздражает просьбой всё сделать за них: у клиента упала нода, клиент не может справиться с телефонией, у клиента не встал софт — «Вася, подключись, тыж админ!»
Чтобы победить проблему, нужно просто разграничивать зоны ответственности и работать строго по заявкам. Тогда и клиенты сыты, и саппортёры целы, и сисадмину вечная слава.
Почему сисадмины не любят людей?
Если вы ещё не поняли, продолжаем разговор. Системные администраторы по своей служебной необходимости — коммуникаторы. Им необходимо работать с каждым коллегой и делать это в рамках приличия и культуры, а то ещё признают токсичным и сошлют на сайты поиска работы.
Они не любят, когда люди не считают их за людей и требуют очень странные вещи: починить автомобиль или телефон, промыть кофемашину, «скачать Photoshop, чтоб бесплатный для дома», выдать ключ от MS Office на 5 домашних ПК, настроить бизнес-процессы в CRM, написать «простенькую аппликуху» для автоматизации рекламы в Директе. Если системный администратор вдруг не захочет это делать, он, конечно, враг номер один.
Они не любят, когда их выставляют за своего парня и с ними активно дружат, чтобы в конце месяца попросить почистить логи интернет-магазинов, на которые ушло 80% всего трафика и примерно столько же рабочего времени. Такая дружба скорее оскорбляет, чем радует.
Сисадмины не переносят, когда их считают бездельниками, потому что офисным коллегам не очевидно, что кроме беготни по кабинетам и настройки интернета, сисадмин занимается мониторингом сети и устройств, работой с документами и регламентами, настройками пользователей, конфигурированием телефонии и офисного софта и проч. Какие мелочи!
Сисадмины не выносят, когда пользователи лезут в их работу, комментируют действия и врут о причинах инцидента. Сисадмин, он как врач, — ему нужно говорить правду и не мешать. Тогда работа будет сделана гораздо быстрее.
Вот таких людей сисадмины не любят. А простых и классных ребят в компании они очень любят — и вообще сисадмин душа компании, если компания хорошая. А сколько у них баек припасено!
Почему сисадмины скоро будут не востребованы?
Это, конечно, ложь и провокация. Профессия системного администратора изменяется: автоматизируется, становится универсальнее, затрагивает смежные сферы. Но не исчезает. Более того, сейчас сильно меняется IT-инфраструктура: бизнес автоматизируется, развивается и внедряется IoT (интернет вещей), постепенно внедряются новые технологии безопасности, виртуальной реальности, работы на нагруженных системах и т.д. И везде, абсолютно везде, нужны инженеры и системные администраторы, которые будут управлять этим парком железа, софта и сетей.
Невостребованными могут оказаться определённые навыки, которые, к примеру, заменяют роботы и скрипты, но сама профессия будет востребованной очень долго — и, как мы могли видеть, переход на удалёнку и обратно наглядно нам это продемонстрировал.
Так что сисадмины станут круче, сильнее и дороже. В общем, не дождётесь.
Бубен — талисман системного администратора. При ударе в бубен решаются все проблемы: от намотанного на ножку стула кабеля до работы с высоконагруженными системами. Windows без бубна не работает вообще.
Математика нужна каждому айтишнику. Она помогает логически мыслить, инженерно рассматривать систему как целое, позволяет решать некоторые задачки сетевого администрирования. В общем, штука полезная — рекомендую.
Python — классный язык программирования, на нём можно писать умные скрипты для управления IT-инфраструктурой и работы с операционными системами (в основном, UNIX). А всё, что управляется скриптом, облегчает жизнь.
Программирование нужно для тех же целей. А ещё можно пилить сайд-проект и однажды уйти в разработку. А ещё понимание программирования помогает ближе познакомиться с принципами работы вычислительных машин.
Физика — а вот как током шарахнет! А если серьёзно, то элементарные знания физики помогают работать с сетями, с электричеством, с изоляцией, с оптикой, со связью и т.д. На мой вкус, так даже круче математики.
SQL по большей части нужен администраторам баз данных, но и системного администратора базовые знания не обойдут: SQL помогает настраивать бэкапы и управлять ими (вы же делаете бэкапы, да?). Опять же, это весомый плюс при трудоустройстве и перспектива роста.
А это уже больше сет по мемам — google it
А зачем вам знать про то, как сисадмины хранят пароли? Надёжно хранят.
Так что ответы на вопросы довольно просты и очевидны. Поэтому пользователям я пожелаю относиться к сисадминам как к настоящим профи и большим помощникам, не обманывать их и не пытаться казаться компьютерным гением.
Системным администраторам остаётся пожелать надёжных сетей, безотказной IT-инфраструктуры, не очень хитрых пользователей, понимающих в подменном фонде начальников, всегда крутой техподдержки, устойчивого соединения и классной тикет-системы.
За коннект и рабочий скрипт!
Кстати, вдруг вы сисадмин (или нет) и на вас повесили задачу поиска классной CRM-системы. Если что, мы внедряем свою RegionSoft CRM полностью удалённо целых 14 лет, так что пишите, звоните, расскажем, презентуем и внедрим по-честному, без накруток и скрытых платежей. Отвечаю.
IT-ликбез: чем занимается сисадмин
Вместе с ISsoft мы завершаем цикл материалов по профессиям в IT рассказом о системном администраторе — наверное, самой стереотипной должности в этой сфере. Герой множества анекдотов и символ человека, который «разбирается в компьютерах», — какой он на самом деле? Начинавший карьеру в IT с должности сисадмина Матвей поведал, как выглядит эта работа и к чему нужно быть готовым (если вкратце — ко всему). А преподаватели БНТУ объяснили, почему такая специальность не выделена в отдельную.
Что именно делает сисадмин
— «Системный администратор» — звучит в духе «оператор ЭВМ». Стариной отдает, нет?
— Когда-то в советской номенклатуре была должность «программист». Она включала в себя и администратора, и оператора ЭВМ, и программиста — все в едином ключе. Потом должности разделились, но в некоторых организациях, особенно государственных, все осталось по-старому.
— Чем конкретно занимается системный администратор? Мышка не работает, интернет пропал — это к вам?
— В маленьких компаниях сисадмин и лампочки вворачивает, и занимается вообще всем, что работает от сети, иногда даже той, которая на 220 В. От телефонов-факсов, шредеров и заправки принтеров до поддержания ПО, работоспособности компьютеров и периферии.
А в больших фирмах, конечно, все по-другому: есть отделы системных администраторов, сетевых администраторов, технической поддержки и безопасности. Сейчас сисадмины у нас занимаются более узкими направлениями, обеспечивая работоспособность инфраструктуры компании.
— Давняя шутка: хороший сисадмин сидит без дела, потому что у него уже все настроено и работает. В реальности тоже так?
— Шутка действительно старая, из 90-х. Когда-то на самом деле такое было. Сети простые, пользователи работали без домена, поэтому оставалось только обеспечить работоспособность техники и сети. Если все настроено, отлажено и изначально правильно сделано, хороший системный администратор сидел и пил кофе.
— Сейчас по-другому?
— В компаниях с численностью за тысячу человек так не бывает. Каждое мгновение есть чем заняться: внедрение новых решений, модернизация текущих конфигураций, постоянный контроль.
Кто такой «хороший сисадмин»
— Работа явно предполагает наличие знаний широкого профиля. Как это все выучить?
— Во-первых, у человека должна быть врожденная интуиция. Во-вторых, не помешает способность определять проблему на уровне ДНК, я бы сказал. Будете смеяться, но и у меня, и у коллег такое было: приходишь к человеку — все работает. Уходишь — не работает. Возвращаешься — опять работает. Аура!
— Образование здесь важно? Кем нужно быть «по диплому», чтобы работать сисадмином?
— Как таковых системных администраторов в нашей стране не готовят, и не знаю, готовят ли за рубежом. На того сисадмина, о котором сейчас говорим — умеющем делать все подряд, — точно нигде не учат. На Западе, например, это человек, который закончил какие-то курсы, умеет переустановить Windows и настроить сеть. Но к нему не будут обращаться, если кофемашина сломалась.
В основном наши сисадмины изучали все через самообразование. Если компании заинтересованы в развитии сотрудников, то отправят системного администратора на курсы по сетевому оборудованию, программному обеспечению — таких курсов, к счастью, сейчас очень много.
— Как отличить хорошего сисадмина от не самого хорошего?
— Только при помощи времени. Зачастую не самые хорошие системные администраторы могут, условно, годами запихивать мусор под батарею. А до руководителя никак не будет доходить, что сисадмин ничего не умеет. Есть ряд тестов, и по некоторым вопросам видно, подходит ли человек, адекватный ли он.
— Адекватный — это какой?
— Он должен правильным образом реагировать на окружающую действительность. Быть психически устойчивым. Очень важна способность принимать единственно правильное решение в экстремальной ситуации. Желательно (даже обязательно) знать английский — без него сейчас просто никуда.
— Попасть в IT через сисадмина реально?
— Конечно, но с одним нюансом. Программистов, очень условно, требуется 60% среди объема IT-компании, тестировщиков, грубо говоря, нужно 30%, еще около 10% остается за бизнес-аналитиками и прочими специальностями, а системных администраторов необходимо всего один-два человека (если компания небольшая). То есть конкурс намного выше, а людей нужно меньше. При этом когда мы себе ищем нового человека, найти его непросто. Кандидатов мало, даже среди тех, кого готовы взять с последующим обучением.
— Почему так?
— Наверное, потому, что нет ни курсов, ни высшего образования по этой специальности. Самому учиться — это упорный и долгий труд, причем над самим собой. Нужно много знать, уметь и постоянно пополнять знания.
Неплохо, например, понимать, что происходит в полупроводниках и микросхемах на физическом уровне, знать ассемблер (язык программирования низкого уровня). А вместе с этим различать поколения вычислительной техники, начиная от ЭНИАКа (первый компьютер для широкого круга задач) и заканчивая, например, десятым Core i7 и i9.
— Три главных качества системного администратора?
— Первое: желание учиться. Второе: желание помогать людям. Из интроверта, который не любит общаться с людьми, вряд ли получится хороший системный администратор. Третье: умение любить технику, быть немножечко гиком.
Специальности «системный администратор» в белорусских вузах толком и нет, но в БНТУ студентов учат в том числе и по направлениям, которые связаны с администрированием сетей. Мы отправились к старшему преподавателю Светлане Беловой и заведующему кафедрой «Программное обеспечение информационных систем и технологий» кандидату технических наук, доценту Юрию Полозкову и узнали, как подготовка сисадминов представлена в университете.
Сисадмин — узкое направление
— Системный администратор — это чуть ли не старейшая специальность в IT, правильно?
Светлана Белова: История информационных сетей связывается с появлением телефонных сетей. По мере развития компьютерной техники требования к передаче информации изменились, однако компьютеры появились до компьютерных сетей. Так что программисты старше системных администраторов.
— Почему системный администратор не выделен в отдельную специальность?
Светлана Белова: Системный администратор — это довольно узкое направление. А вообще, студенты должны знать основы компьютерных сетей, какое используется оборудование, как сети объединяются друг с другом, как осуществляется передача информации, адресация. Такая база должна быть и у программистов, и у системных администраторов.
Как выглядит учеба
— Программисты и тестировщики, а заодно и люди, которые их учат, говорят: все меняется очень быстро, нужно постоянно переделывать учебные планы. В случае с подготовкой сисадминов ситуация такая же?
Юрий Полозков: Учебную программу обновляем раз в 3—5 лет. Но, конечно, какие-то доработки вносим каждый год, с учетом новых веяний и литературы.
Раньше информационные сети базировались на стационарных компьютерах, а сейчас вовсю развиваются мобильные технологии. К примеру, мы еще даже не успели освоить стандарт 4G, а уже 5G не за горами. Примут его весной следующего года, и преподаватели уже стараются внести корректировки в учебные программы.
— Студенты часто говорят, что не хватает практики, а теории много и она скучная. Какое соотношение теории и практики у вас?
Светлана Белова: Да, современные студенты очень любят, чтобы их учили практике. Но в мое время, например, нам говорили так: «Мы научим вас учиться, а дальше — учитесь сами». Думаю, к нынешним студентам это тоже применимо. Университет дает базовые знания по специальности, а выпускникам по окончании вуза необходимо освоить узкую специфику работы под руководством куратора на конкретном предприятии.
Компания ISsoft — один из крупнейших белорусских разработчиков IT-решений для рынков США и Западной Европы. Основана в Минске в 2004 году как дочерняя компания корпорации Coherent Solutions, Inc. (США). Резидент Парка высоких технологий с 2007 года. Центры разработки ISsoft в Минске и Бресте насчитывают более 1000 квалифицированных сотрудников. Компания ежегодно входит в рейтинги Inc.5000 и Software 500.
Как стать системным администратором — пособие для начинающих (часть 1)
Так получилось, что эту весну я провёл в поисках/собеседованиях людей аж на четыре вакансии, связанные с системным администрированием. Я пообщался с несколькими десятками людей и заметил характерные ошибки и проблемы, с которыми они сталкиваются. Излагаю то, что заметил, а так же свои мысли, как эти проблемы решить.
scope: начинающие системные администраторы, помощники системных администраторов и т.д. Опытным администраторам, а так же тем, кто имеет вполне конкретную специализацию будет если и интересно, то бесполезно.
Примерная структура цикла статей — я опишу то, как мне видится профессия системного администратора, разберу текущее отношение к профессии со стороны работодателя, потом попробую дать общую информацию о том, с чего начинать и куда двигаться дальше.
Какие бывают системные администраторы?
Если очень огрублять, сисдамины бывают со специализацией, и без специализации. Обычно карьеру начинают без специализации, потом имеют несколько «загнувшихся» веток развития и одну-две-три, в которой проходит дальнейшая жизнь (классические «билды» персонажей в RPG очень хорошо соответствуют этому). Сисадмин без специализации — эникейщик-переросток (я этот тезис разберу чуть ниже). Однако, востребованность сисадмина узкой специализации ниже (если считать в штуках вакансий), чем сисадминов универсалов (этот тезис я тоже раскрою ниже). Однако, при меньшем количестве вакансий, реальная потребность в квалифицированных специалистах много выше, чем есть самих специалистов, то есть чем выше квалификация, тем меньше конкуренция. В какой-то момент у вас будет лежать несколько предложений от разных компаний, хоть вы и не планируете уходить из текущей.
(Забегая чуть вперёд — чем выше квалификация, тем дольше ищется новая работа, для топового спеца искать работу пол-года — это вполне нормально. Характерно это не только для админов, но и для других профессий с высокой ответственностью и узкой специализацией).
Кому нужны сисадмины?
Поскольку сисадмин — профессия, то за неё платят деньги. Деньги обычно платят компании сотрудникам. Значит, компаниям нужны сисадмины.
Итак, в соответствии с вышеприведённой классификацией есть два важных типа работодателей — профильные и непрофильные.
Начнём с непрофильных. Непрофильный работодатель — это компания, которая НЕ занимается IT, или занимается ею в далёкой от сисадмина области. Яркие «антиподы» IT-шности: туристические агенства, компании, работающие с недвижимостью, автодиллеры и т.д. Для них администратор — это такой «электрик/завхоз по компьютерам». Им не нужна сложная инфраструктура, они знать не знают про то, что делают сисадмины, что там есть сложного и что простого. Они не могут проконтролировать качество работы сисадмина, а единственным признаком его успешности является «работает» или «нет». Точный уровень развития компании очень сильно варьируется и может сводиться к «настроить принтеры и аську» до сопровождения довольно экзотических программ (этим особо страдают медицинские учреждения). В любом случае, айтишная сложность их конфигурации чаще всего минимальная, и говорить про реальное «хозяйство» сисадмина не приходится.
Отдельно нужно упомянуть компании с высокой степенью айтизации не-айтишного бизнеса. (Яркий пример — торговые сети, банки). Чаще всего в такой компании таки есть человек, который способен оценить качество работы и сложность решения, он же обычно способен говорить с сисадмином на нормальном языке, а не изъясняться птичьими словами про «не работает интернет», «процессор под столом пищит» и т.д. Однако, не смотря на возможную сложность конфигурации, она вполне ограничена бюджетом и потребностями компании, и обычно не требует выходить за рамки минимума для работы. Потребности IT-отдела воспринимаются как чистая обуза, которую нужно на этом самом птичьем языке отстаивать.
Второй тип работодателей, это профильные компании. Большинство крупных интернет-сайтов являются такими, к таковым же относятся хостеры, дата-центры (если они занимаются чем-то, кроме аренды юнитов/dedicated), компании, у которых бизнес завязан на компьютерные технологии (сотовые компании, процессинговые центры). Заметим, что у профильных компаний так же бывают непрофильные администраторы (которые занимаются обслуживанием рабочих мест в back-office’е), при трудоустройстве нужно точно для себя выяснить, чем именно вы будете заниматься.
Такие компании обычно ищут себе сотрудников «под задачи», то есть им нужен человек, который может заняться какой-то областью их деятельности.
Важной особенностью профильных компаний является конструктивность того, что вы делаете. Вы больше не «электрик по компьютерам», вы человек, который определяет как хорошо будет работать основной инструмент бизнеса компании. Здесь обычно нет понятия «потолка технологий», или птичьего языка.
Кто такой системный администратор-универсал?
На самом деле такой профессии не существует. Так сложилось, что многие компании хотят иметь в штате человека, который будет отвечать «за всё компьютерное». Обычно это непрофильные компании. Причём хотят они одного-двух, а не три десятка сертифицированных специалистов. (Для тех, кто хочет рассказать про своё блестящее настоящее в лице администратора Oracle и т.д. — повторю, речь про ситуацию на рынке). Отсюда простое правило: от вас будут хотеть всего сразу же. Причём, в будущем вы обнаружите, что поверхностные знания обо всём не особо ценятся. Однако, такие рабочие места — отличное место для начала — вы можете попробовать всё и понять, что вам нравится больше всего.
Таким образом имеется явное противоречие между работой начинающего системного администратора (точнее, теми требованиями, которые к нему предъявляют) и дальнейшим карьерным ростом. Это противоречие появляется не сразу же, а через некоторое время, когда человек осваивается с работой.
Впрочем, вернёмся к работе системного администратора. Вот список областей, с которыми чаще всего сталкивается системный администратор. Обратите внимание — эти области сильно выходят за рамки разумного, но — см. выше, от вас хотят всего, сразу, и желательно за малые деньги:
Что подразумевают под системным администрированием?
Подводя итог: невозможно быть не то, что профессионалом, но хотя бы более-менее хорошо знать всё это. Но знать надо. Именно на этом противоречии и строится карьера начинающего администратора.
Отдельно нужно сказать о тех, с кем вы столкнётесь при собеседовании. В отличие от остальных случаев, собеседовать вас будут с 99% вероятностью люди, далёкие от компьютеров. И проверять они будут не ваши знания, а вашу адекватность и «бойкость ответов». Если вы их закидаете умными словами, вас не воспримут адекватно.
Кто такой помощник системного администратора?
… aka эникейщик.
Это человек, на которого сваливают всю плохоформализуемую и нудную работу, общение с пользователями и возню с железом.
Заметим, «помощник системного администратора» чаще всего практически расходный материал с высокой текучкой. В одной компании дело доходило до того, что начальник отдела не знал по именам всех помощников администраторов (3 шт), ибо хоть кто-то но раз в месяц-полтора уходил.
С точки зрения эникейщика — такая работа — это трамплин в системное администрирование, но никак не основная профессия.
О профилях специализализированных системных администраторов мы поговорим чуть позже, а пока о карьере в пределах этих двух профессий.
Кто идёт в эникейщики?
Мой опыт говорит, что туда идут обычно люди без профильного образования. Чаще всего молодые, хотя я собеседовал дядю 42 лет на должность «помощник системного администратора». Не смотря на то, что описанные выше обязанности вроде бы являются почти тривиальными, для многих это самый сложный шаг. Стать администратором из помощника администратора легче, чем стать помощником сисадмина.
Основная причина: от вас будут хотеть знаний, которые сравнимы с администратором. Причём, половина из этих знаний не изложена нигде в книгах и является переходящим опытом (например, возня с банк-клиентами). Ещё одной важной особенностью является «чувство компьютеров», я встречал на собеседованиях много людей, они просто не могли оценить естественность того, что происходит в компьютере, что сильно им мешало в анализе ситуации. Это невербальный опыт, он появляется после долгой работы с компьютерами.
Карьера
Типичная карьера выглядит так: помощник системого администратора (или администратор в маленькой компании с 5-8 человеками), администратор, администратор (может быть ещё 2-3 раза администратор), начало настоящей специализации. Специализация может быть двух видов: повышение технического уровня (вместо поверхностных знаний обо всём, глубокие знания о немногом), и административная карьера — начальник IT-отдела, CIO (ИТ-директор) и т.д. Это два совершенно разных направления — первое связано с компьютерами, второе — с людьми, управлением персоналом, планированием, бюджетированием, совещаниями и т.д.
Переход с этапа на этап определяется несколькими факторами: 1) Теоретическими знаниями 2) Практическими навыками 3) Знанием реалий 4) Связями и отношениями с другими людьми (как внутри компании, так и за её пределами).
Среди этого не очень понятным выглядит третий пункт. Что такое «реалиии»?
Знание реалий
Речь идёт про знание того, чем обычно пользуются в компаниях, сколько это стоит и как работает. Условно говоря, это человек, который знает, что современные офисы кладут 5e, а не ThickEthernet (как было описано в книжке 1993 года), что класть 6ую катеорию неоправданно (хоть это и советует буклет производителя), что за программистами нужен глаз да глаз, иначе компания окажется намертво завязана на конкретного человека и т.д. Другими словами, знание реалиий — это способность сказать, что именно нужно в терминах, которые будут понятны и поставщику, и окружающим.
Навыки
До определённого момента решают почти всё. Без некоторого набора навыков никакие теоретические знания не помогут. Включает в себя просто «много километров за рулём» — решение множества проблем, навыки работы с консолью и типовым софтом, знание симптомов проблем, знание типовых решений для типовых случаев.
Теория
На первых порах теоретические знания не очень важны, поскольку у вас нет должного ощущения от компьютеров, чтобы правильно их воспринять. Однако, если не вкладывать своё время и усилия в теоретические знания, то вы быстро не заметите, как застряните на своём уровне. Зарплата будет по чуть-чуть расти, возможно, будет карьера, но ит-шный мир вокруг перестанет меняться. Те же технологии, те же глюки. Отсутствие теоретических знаний не мешает работать — оно мешает понимать, как работает и как чинить неработающее. Опыт сильно подменяет теорию в смысле решения проблем, но не даёт сил увидеть ситуацию в общем, найти настоящую причину (вместо повода).
Связи
Да, они значат очень много, особенно, в случае карьеры IT-директора. Единственный метод избежать необходимости иметь много знакомых и играть в офисные игры «царь горы» — это профессионализм (читай, опыт и теория). Если нет — то только личные связи, знание людей, умение их ощущать, умение им приказывать и всячески иначе руко водить. По моим наблюдениям примерно 30% эникейщиков находят первую работу по знакомству.
Для узкоспециальных администраторов связи значат уже совсем другое. Чем уже специализация — тем меньше ассортимент работодателей, тем больше вероятность знать всех или почти всех. Наличие примелькавшегося имени сильно сокращает время поиска работы. В этом случае речь идёт не о «связях» в бытовом смысле, а о профессиональной известности.