что делают сисадмины на практике
Системный администратор — что нужно знать, чтобы получать 160 000 рублей
Это не тот администратор, который ставит вам Windows.
Просматривая на сайтах объявления с IT-вакансиями, иногда можно наткнуться на что-то подобное:
Давайте выясним, кто такой системный администратор и что он делает.
Системный администратор для обычных людей
Есть два подхода к работе системного администратора — обывательский и профессиональный.
С точки зрения простого человека, администратор — специалист по компьютерам широкого профиля:
В общем, для масс сисадмин — это синоним слова «компьютерщик».
Системный администратор для ИТ-компаний
Другое дело — системный администратор в IT-компаниях. Там требования уже намного выше, и от работника ждут высокой квалификации в таких областях:
Если в обычных компаниях сисадмин — это мастер на все руки, то в ИТ-компаниях это «начальник отдела инфраструктуры, повелитель серверов и магистр автоматизации».
Что делает сисадмин
Вот как может выглядеть типичный список задач на день у такого сисадмина:
Понятно, что не каждый рабочий день и не у каждого администратора именно такой. Иногда на одну задачу может уйти несколько дней, а иногда в день бывает одна простая задача на полчаса.
Есть такая присказка про сисадминов: если системный администратор ничего не делает весь день и при этом всё работает, то это хороший сисадмин. Потому что его главная задача — сделать так, чтобы всё работало без сбоёв.
Сисадмин и девопс — это одно и то же?
Мы рассказывали про девопс-инженеров — ребят, которые тоже занимаются автоматизацией IT-процессов. Часто у них и у сисадминов появляются очень похожие задачи, но в целом — это разные профессии. Можно сформулировать отличие так:
Как стать сисадмином
Варианта два: пройти курсы или осваивать всё самому и постепенно.
С курсами вы получаете много теории по разным темам, но практика на занятиях может отличаться от того, с чем вам придётся работать в компании. Такие курсы хорошо проходить, когда у вас уже есть опыт и вы хотите подтянуть навыки.
Второй способ — самостоятельное изучение всего на реальных задачах. Например, так:
В таком режиме уже через 3–4 месяца вы станете вполне себе системным администратором начального уровня и сможете брать более сложные задачи.
IT-ликбез: чем занимается сисадмин
Вместе с ISsoft мы завершаем цикл материалов по профессиям в IT рассказом о системном администраторе — наверное, самой стереотипной должности в этой сфере. Герой множества анекдотов и символ человека, который «разбирается в компьютерах», — какой он на самом деле? Начинавший карьеру в IT с должности сисадмина Матвей поведал, как выглядит эта работа и к чему нужно быть готовым (если вкратце — ко всему). А преподаватели БНТУ объяснили, почему такая специальность не выделена в отдельную.
Что именно делает сисадмин
— «Системный администратор» — звучит в духе «оператор ЭВМ». Стариной отдает, нет?
— Когда-то в советской номенклатуре была должность «программист». Она включала в себя и администратора, и оператора ЭВМ, и программиста — все в едином ключе. Потом должности разделились, но в некоторых организациях, особенно государственных, все осталось по-старому.
— Чем конкретно занимается системный администратор? Мышка не работает, интернет пропал — это к вам?
— В маленьких компаниях сисадмин и лампочки вворачивает, и занимается вообще всем, что работает от сети, иногда даже той, которая на 220 В. От телефонов-факсов, шредеров и заправки принтеров до поддержания ПО, работоспособности компьютеров и периферии.
А в больших фирмах, конечно, все по-другому: есть отделы системных администраторов, сетевых администраторов, технической поддержки и безопасности. Сейчас сисадмины у нас занимаются более узкими направлениями, обеспечивая работоспособность инфраструктуры компании.
— Давняя шутка: хороший сисадмин сидит без дела, потому что у него уже все настроено и работает. В реальности тоже так?
— Шутка действительно старая, из 90-х. Когда-то на самом деле такое было. Сети простые, пользователи работали без домена, поэтому оставалось только обеспечить работоспособность техники и сети. Если все настроено, отлажено и изначально правильно сделано, хороший системный администратор сидел и пил кофе.
— Сейчас по-другому?
— В компаниях с численностью за тысячу человек так не бывает. Каждое мгновение есть чем заняться: внедрение новых решений, модернизация текущих конфигураций, постоянный контроль.
Кто такой «хороший сисадмин»
— Работа явно предполагает наличие знаний широкого профиля. Как это все выучить?
— Во-первых, у человека должна быть врожденная интуиция. Во-вторых, не помешает способность определять проблему на уровне ДНК, я бы сказал. Будете смеяться, но и у меня, и у коллег такое было: приходишь к человеку — все работает. Уходишь — не работает. Возвращаешься — опять работает. Аура!
— Образование здесь важно? Кем нужно быть «по диплому», чтобы работать сисадмином?
— Как таковых системных администраторов в нашей стране не готовят, и не знаю, готовят ли за рубежом. На того сисадмина, о котором сейчас говорим — умеющем делать все подряд, — точно нигде не учат. На Западе, например, это человек, который закончил какие-то курсы, умеет переустановить Windows и настроить сеть. Но к нему не будут обращаться, если кофемашина сломалась.
В основном наши сисадмины изучали все через самообразование. Если компании заинтересованы в развитии сотрудников, то отправят системного администратора на курсы по сетевому оборудованию, программному обеспечению — таких курсов, к счастью, сейчас очень много.
— Как отличить хорошего сисадмина от не самого хорошего?
— Только при помощи времени. Зачастую не самые хорошие системные администраторы могут, условно, годами запихивать мусор под батарею. А до руководителя никак не будет доходить, что сисадмин ничего не умеет. Есть ряд тестов, и по некоторым вопросам видно, подходит ли человек, адекватный ли он.
— Адекватный — это какой?
— Он должен правильным образом реагировать на окружающую действительность. Быть психически устойчивым. Очень важна способность принимать единственно правильное решение в экстремальной ситуации. Желательно (даже обязательно) знать английский — без него сейчас просто никуда.
— Попасть в IT через сисадмина реально?
— Конечно, но с одним нюансом. Программистов, очень условно, требуется 60% среди объема IT-компании, тестировщиков, грубо говоря, нужно 30%, еще около 10% остается за бизнес-аналитиками и прочими специальностями, а системных администраторов необходимо всего один-два человека (если компания небольшая). То есть конкурс намного выше, а людей нужно меньше. При этом когда мы себе ищем нового человека, найти его непросто. Кандидатов мало, даже среди тех, кого готовы взять с последующим обучением.
— Почему так?
— Наверное, потому, что нет ни курсов, ни высшего образования по этой специальности. Самому учиться — это упорный и долгий труд, причем над самим собой. Нужно много знать, уметь и постоянно пополнять знания.
Неплохо, например, понимать, что происходит в полупроводниках и микросхемах на физическом уровне, знать ассемблер (язык программирования низкого уровня). А вместе с этим различать поколения вычислительной техники, начиная от ЭНИАКа (первый компьютер для широкого круга задач) и заканчивая, например, десятым Core i7 и i9.
— Три главных качества системного администратора?
— Первое: желание учиться. Второе: желание помогать людям. Из интроверта, который не любит общаться с людьми, вряд ли получится хороший системный администратор. Третье: умение любить технику, быть немножечко гиком.
Специальности «системный администратор» в белорусских вузах толком и нет, но в БНТУ студентов учат в том числе и по направлениям, которые связаны с администрированием сетей. Мы отправились к старшему преподавателю Светлане Беловой и заведующему кафедрой «Программное обеспечение информационных систем и технологий» кандидату технических наук, доценту Юрию Полозкову и узнали, как подготовка сисадминов представлена в университете.
Сисадмин — узкое направление
— Системный администратор — это чуть ли не старейшая специальность в IT, правильно?
Светлана Белова: История информационных сетей связывается с появлением телефонных сетей. По мере развития компьютерной техники требования к передаче информации изменились, однако компьютеры появились до компьютерных сетей. Так что программисты старше системных администраторов.
— Почему системный администратор не выделен в отдельную специальность?
Светлана Белова: Системный администратор — это довольно узкое направление. А вообще, студенты должны знать основы компьютерных сетей, какое используется оборудование, как сети объединяются друг с другом, как осуществляется передача информации, адресация. Такая база должна быть и у программистов, и у системных администраторов.
Как выглядит учеба
— Программисты и тестировщики, а заодно и люди, которые их учат, говорят: все меняется очень быстро, нужно постоянно переделывать учебные планы. В случае с подготовкой сисадминов ситуация такая же?
Юрий Полозков: Учебную программу обновляем раз в 3—5 лет. Но, конечно, какие-то доработки вносим каждый год, с учетом новых веяний и литературы.
Раньше информационные сети базировались на стационарных компьютерах, а сейчас вовсю развиваются мобильные технологии. К примеру, мы еще даже не успели освоить стандарт 4G, а уже 5G не за горами. Примут его весной следующего года, и преподаватели уже стараются внести корректировки в учебные программы.
— Студенты часто говорят, что не хватает практики, а теории много и она скучная. Какое соотношение теории и практики у вас?
Светлана Белова: Да, современные студенты очень любят, чтобы их учили практике. Но в мое время, например, нам говорили так: «Мы научим вас учиться, а дальше — учитесь сами». Думаю, к нынешним студентам это тоже применимо. Университет дает базовые знания по специальности, а выпускникам по окончании вуза необходимо освоить узкую специфику работы под руководством куратора на конкретном предприятии.
Компания ISsoft — один из крупнейших белорусских разработчиков IT-решений для рынков США и Западной Европы. Основана в Минске в 2004 году как дочерняя компания корпорации Coherent Solutions, Inc. (США). Резидент Парка высоких технологий с 2007 года. Центры разработки ISsoft в Минске и Бресте насчитывают более 1000 квалифицированных сотрудников. Компания ежегодно входит в рейтинги Inc.5000 и Software 500.
Начинающему сисадмину: как из хаоса сделать порядок
Я системный администратор FirstVDS, и это — текст первой вводной лекции из моего краткого курса помощи начинающим коллегам. Специалисты, которые недавно начали заниматься системным администрированием, сталкиваются с рядом одних и тех же проблем. Чтобы предложить решения, я взялся написать этот цикл лекций. Некоторые вещи в нём специфичны для технической поддержки хостинга, но в целом, могут оказаться полезными если не для всех, то для многих. Поэтому я адаптировал текст лекции, чтобы поделиться здесь.
Не имеет значения, как называется ваша должность — важно, что по факту вы занимаетесь администрированием. Поэтому начнем с того, чем должен заниматься системный администратор. Основная его задача — это приведение в порядок, поддержание порядка и подготовка к грядущим увеличениям порядка. Без системного администратора на сервере начинается бардак. Логи не пишутся, или в них пишется не то, ресурсы распределяются неоптимально, диск заполняется всевозможным мусором и система начинает медленно загибаться от такого количества хаоса. Спокойно! Системные администраторы в вашем лице приступают к решению проблем и устранению бардака!
Столпы системного администрирования
Однако прежде, чем приступать к решению проблем, стоит познакомиться с четырьмя основными столпами администрирования:
Документация
Документация подразумевает под собой не чтение документации (хотя без этого никуда), но и ведение.
Как вести документацию:
В каком формате вы это будете делать, зависит только от вас: это может быть система с заметками, личный блог, текстовый файл, физический блокнот. Главное, чтобы ваши записи отвечали следующим требованиям:
Вот так может выглядеть документация: от примитивных записей в блокноте (картинка выше), до полноценной многопользовательской базы знаний с тегами, поиском и всеми возможными удобствами (ниже).
Вам не только не придётся искать одни и те же ответы дважды: документирование будет замечательным подспорьем в изучении новых тем (конспекты же!), прокачает ваше паучье чутьё (способность диагностировать сложную проблему, бросив один поверхностный взгляд), добавит организованности в ваши действия. Если документация будет доступна вашим коллегам, то позволит им разобраться, что и как вы там нагородили, когда вас не будет на месте.
Шаблонизация
Шаблонизация — это создание и использование шаблонов. Для решения большинства типовых вопросов стоит создать определённый шаблон действий. Для диагностики большинства проблем следует использовать стандартизированную последовательность действий. Когда вы что-то починили/установили/оптимизировали, работоспособность этого чего-то стоит проверять по стандартизированным чек-листам.
Шаблонизация — лучший способ организации рабочего процесса. Используя типовые процедуры для решения наиболее частых проблем, вы получаете много всего классного. Например, использование чек-листов позволит вам диагностировать все важные для работы функции и отбросить диагностику маловажной функциональности. А стандартизированные процедуры сведут к минимуму ненужные метания и снизят вероятность ошибки.
Первым важным моментом является то, что процедуры и чек-листы тоже нужно документировать. Если просто надеяться на память, можно пропустить какую-нибудь реально важную проверку или операцию и всё развалить. Второй важный момент — все шаблонные практики можно и нужно модифицировать, если этого требует ситуация. Идеальных и абсолютно универсальных шаблонов нет. Если проблема есть, а шаблонная проверка её не выявила — это не значит, что проблемы нет. Однако прежде, чем браться за проверку каких-то маловероятных гипотетических проблем, всегда стоит сперва сделать быструю шаблонную проверку.
Оптимизация
Оптимизация говорит сама за себя. Рабочий процесс нужно максимально оптимизировать в плане время- и трудозатрат. Тут вариантов бессчётное множество: выучите горячие клавиши, сокращения, регулярные выражения, доступные инструменты. Ищите варианты более практичного использования этих инструментов. Если вы 100 раз на дню вызываете команду, повесьте её на клавиатурное сокращение. Если вам нужно регулярно подключаться к одним и тем же серверам, запишите alias в одно слово, который будет вас туда подключать:
Ознакомьтесь с разными вариантами доступных инструментов — возможно, есть более удобный терминальный клиент, DE, менеджер буфера обмена, браузер, почтовый клиент, операционная система. Узнайте, какими инструментами пользуются ваши коллеги и знакомые — может, они выбирают их не просто так. После того, как вы подберете инструменты, научитесь их применять: выучите ключи, сокращения, tips and tricks.
Оптимально используйте стандартные инструменты — coreutils, vim, регулярные выражения, bash. Для последних трёх есть огромное количество замечательных мануалов и документация. С их помощью можно довольно быстро перейти от состояния «я чувствую себя обезьяной, которая колет орехи ноутбуком — до «я обезьяна, которая использует ноутбук, чтобы заказать себе орехокол».
Автоматизация
Автоматизация перенесет тяжёлые операции из наших уставших рук в неутомимые руки автоматики. Если какая-то стандартная процедура выполняется в пяток однотипных команд, то почему бы не обернуть все эти команды в один файлик и не звать одну команду, которая этот файлик качает и выполняет?
Собственно автоматизация на 80% состоит из написания и оптимизации своих собственных инструментов (и ещё на 20% из попыток заставить их работать как надо). Это может быть просто продвинутый однострочник или же огромная всемогущая тулза с веб-интерфейсом и API. Главный критерий здесь — создание инструмента должно занимать не больше времени и усилий, чем количество времени и усилий, которое вам этот инструмент сэкономит. Если вы пять часов пишете скрипт, который вам больше никогда не пригодится, для задачи, на решение которой у вас без скрипта ушел бы час-другой — это очень плохая оптимизация рабочего процесса. Можно потратить пять часов на создание инструмента, только если количество, тип задач и время это позволяют, что бывает нечасто.
Автоматизация необязательно подразумевает написание полноценных скриптов. Например, чтобы создать кучу однотипных объектов из списка, достаточно ловкого однострочника, который автоматом сделает то, что вы бы делали руками, переключаясь между окнами, с кучами копипаста.
Собственно, если построить процесс администрирования на этих четырёх столпах, то можно довольно быстро повысить свою эффективность, продуктивность и квалификацию. Однако этот список нужно дополнить ещё одним пунктом, без которого работа в IT практически невозможна — самообразованием.
Самообразование сисадмина
Чтобы быть в этой сфере хоть чуть-чуть компетентными, нужно постоянно учиться и узнавать новое. Если у вас нет ни малейшего желания сталкиваться с неизвестным и разбираться, вы очень быстро «просядете». В IT постоянно появляются всевозможные новые решения, технологии и методы, и если вы не изучаете их хотя бы поверхностно — вы на пути к проигрышу. Многие области информационных технологий стоят на весьма сложном и объёмном базисе. Например, работа сети. Сети и интернет есть везде, вы сталкиваетесь с ними ежедневно, но стоит копнуть в технологии, которые стоят за ними, вы обнаружите огромную и очень сложную дисциплину, изучение которой — ни разу не прогулка в парке.
Я не стал включать этот пункт в список, потому что он — ключевой для IT в общем, а не только для системного администрирования. Естественно, выучить абсолютно всё и сразу не получится — у вас просто физически не хватит времени. Поэтому при самообразовании следует помнить о необходимых уровнях абстракции.
Вам необязательно сразу учить, как работает внутренний менеджмент памяти у каждой отдельно взятой утилиты, и как он взаимодействует с менеджментом памяти Linux, но вот что оперативная память из себя представляет схематически, и зачем она нужна, знать неплохо. Вам необязательно знать, как структурно отличаются заголовки у TCP и UDP, но было бы неплохо понимать основные отличия протоколов в работе. Вам не нужно изучать, что из себя представляют затухания сигнала в оптике, но было бы неплохо знать, почему настоящие потери всегда наследуются по узлам. Нет ничего плохого в том, чтобы знать как работают определённые элементы на определённом уровне абстракции и необязательно разбирать абсолютно все уровни, когда абстракции нет вообще (вы просто свихнётесь).
Однако в своей области рассуждать на уровне абстракции «ну это такая штука, которая позволяет показывать сайтики» — не очень хорошо. Следующие лекции будут посвящены обзору основных областей, с которыми системному администратору приходится сталкиваться в работе на более низких уровнях абстракции. Я постараюсь ограничить количество обозреваемых знаний минимальным уровнем абстракции.
10 заповедей системного администрирования
Итак, мы усвоили четыре основных столпа и фундамент. Можно начинать решать проблемы? Ещё нет. Перед этим желательно ознакомиться с так называемыми «best practices» и правилами хорошего тона. Без них есть вероятность, что вы принесёте больше вреда, чем пользы. Итак, начнём:
Основные инструменты, с которыми вам придётся работать больше 50% времени — grep и vim. Что может быть проще? Поиск по тексту и редактирование текста. Однако и grep, и vim — мощнейшие многофункциональные мультитулы, которые позволяют искать и редактировать текст эффективно. Если какой-нибудь виндовый notepad позволит вам просто написать/удалить строчку, то в vim’е можно делать с текстом почти что угодно. Не верите — вызовите из терминала команду vimtutor и начинайте учить. Что же касается grep — основная его сила в регулярных выражениях. Да, сам инструмент позволяет довольно гибко задавать условия поиска и выводимые данные, но без RegExp это особого смысла не имеет. И регулярные выражения знать нужно! Хотя бы на базовом уровне. Для начала я бы посоветовал вам посмотреть вот это видео, в нём разбираются основы основ регулярных выражений и их применения совместно с grep. Ах да, при совмещении их с vim, вы получаете ULTIMATE POWER возможность делать с текстом такие вещи, что их приходится обвешивать значками 18+.
Я бы посоветовал запомнить, что примерно выполняет каждая отдельная тулза и ключики к самым часто используемым командам, для всего остального есть man. Не стесняйтесь звать man, если вы в чём-то сомневаетесь. И обязательно прочитайте man на сам man — он содержит важную информацию о том, что вы найдете.
Зная эти инструменты, вы сможете эффективно решить значительную часть задач, с которыми столкнетесь на практике. В следующих лекциях мы рассмотрим, когда применять эти инструменты и структуры основных служб и приложений, к которым они применяются.
С вами был системный администратор FirstVDS Кирилл Цветков.
Кто такой системный администратор, чем он занимается и сколько зарабатывает
Здравствуйте, постоянные читатели блога и новые гости!
Давайте поговорим о профессии, которая появилась в восьмидесятых годах прошлого столетия, а сейчас является одним из самых перспективных и нужных направлений деятельности. Этого специалиста можно назвать ключевым звеном в IT-сфере, но многие люди не до конца понимают, кто этот человек и что конкретно он делает в компании. Да еще и множество стереотипов и домыслов окутывает должность главного героя этой статьи.
А между прочим, без этого специалиста информационная структура компании не будет выполнять свои функции так же качественно и эффективно, как с ним. Да, может работа сисадмина и незаметна, но крайне важна. Сегодня я вытащу на свет эту специальность и раскрою, кто такой системный администратор, чем он занимается, что должен знать и уметь, сколько зарабатывает и где обучиться этому направлению.
Особенности профессии
Системный администратор – это IT-специалист, который несет ответственность за бесперебойное и качественное функционирование IT-инфраструктуры компании. Этот человек отвечает за внутренние сети, весь комплекс компьютерной техники, программное обеспечение и информационную безопасность.
Если говорить проще, то это именно тот мастер на все руки, кому первому звонят, если завис компьютер, нет подключения к интернету или не получается распечатать документ. Он может исправить любые поломки и проблемы с компьютером, сетями и оргтехникой. Если конкретнее, то этот сотрудник установит вам Windows или Linux, сменит пароли в компьютере, заменит картриджи в принтере и т. д.
Сисадмин, как кратко между собой специалисты называют друг друга, контролирует, поддерживает работоспособность и управляет всеми важнейшими компонентами IT-инфраструктуры организации, в которой трудится. Его главная задача – мониторить IT-систему на наличие ошибок и неполадок и при обнаружении дефектов устранять их.
Он настраивает, поддерживает функционирование и улучшает работу всего компьютерного и офисного оборудования, периферийных устройств и сетевого подключения, устанавливает и обновляет программное обеспечение, работает с данными. В обязанности может также входить ремонт техники и закупка нового оборудования и комплектующих.
Системных администраторов часто путают с другими сотрудниками – программистами.
В чем они похожи? Оба специалиста знают языки программирования и умеют создавать скрипты. Однако если для сисадмина эти навыки необязательны, то для программиста это основа работы. Также обе специальности входят в список востребованных интернет-профессий.
А в чем между ними разница? В сути их деятельности. Программирование – это написание кода на специальных языках программирования, т. е. разработка новых компьютерных программ.
А системное администрирование – это поддержание технической жизнедеятельности компании, т. е. мониторинг исправности компьютерного оборудования, сохранение информационной безопасности, настройка работы всех программ, выявление и устранение ошибок сети и компьютера.
Если показывать на примере, то программисты создают операционную систему, а установкой, настройкой и обновлением занимаются сисадмины.
Работа системного администратора не связана с физическим трудом. Это интеллектуальная, а не рабочая профессия. Сотрудники выполняют сложную работу, связанную с многозадачностью и большими умственными нагрузками.
Также эта работа нервная. Она подразумевает частые стрессовые ситуации и взаимодействие с людьми, которые не могут объяснить, в чем заключается проблема. Оттого многие люди считают сисадминов злыми. Но им бывает тяжело держать себя в руках, когда пользователи, прежде чем обратиться за помощью, усугубляют положение и усложняют работу специалиста.
Но и спрос на этих работников всегда стабильный и высокий, ведь каждой организации, чем бы она ни занималась и в какой бы сфере деятельности ни существовала, нужны компьютеры и люди, которые поддержат исправность и работоспособность технического оборудования.
Типы системных администраторов
Должность сисадмина предполагает длинный список обязанностей. Поэтому в крупных компаниях, где объем работы неподъемный для одного человека, в штате трудятся сразу несколько специалистов, каждый из которых работает по определенному направлению и решает свою часть задач.
Его еще называют системным инженером. Это профессионал высокого класса. Работает в корпорациях с разветвленной IT-инфраструктурой и сложной архитектурой сети. Он проектирует IT-инфраструктуру, выстраивает архитектуру, знает все популярные операционные системы, разрабатывает техническое задание для младших сотрудников и контролирует их работу. Может также взаимодействовать с системами CRM, ERP и CMS, базами данных и почтовыми серверами.
Обслуживает, настраивает и развивает логические и физические сети, управляет системами биллинга, учета и контроля трафика, подключает сетевое оборудование, создает частный VPN-сервер. Часто эти специалисты встречаются в финансовой сфере, банках и в сфере телекоммуникаций.
Поддерживает безопасность IT-инфраструктуры корпорации на всех уровнях, защищает систему от внешних и внутренних вторжений, предотвращает утечку и копирование данных. Знает, что такое системы контроля доступа, протоколы шифрования и аутентификации. Особенно востребованы инженеры информационной безопасности в банках, сфере финансовых операций, промышленных организациях, компаниях, работающих с данными клиентов и с коммерческими и технологическими данными.
Занимается установкой и настройкой ПО веб-серверов, а также мониторингом их качества работы. Знает Unix-системы, как функционируют разные сетевые модели. Благодаря его труду веб-платформы могут работать.
Отвечает за сбор, переработку и анализ информации, работает с базами и системами хранения и управления данных. Он следит за бесперебойной работой этих систем, ищет и устраняет ошибки и сбои, выполняет резервное копирование, при необходимости восстанавливает базы данных. Знает операционные системы, на которых работают базы данных, и язык SQL.
Работник настраивает электронную почту, систему телефонной электросвязи, внутренние чаты и отвечает за голосовые конференции. Умеет работать с почтовыми серверами, сетевыми протоколами и с такими базовыми программами, как Microsoft Outlook, Mozilla Thunderbird и Evolution.
Но такое разделение обязанностей принято в крупных компаниях. Небольшие же предприятия нанимают только одного специалиста, который занимается всем и сразу. Он поддерживает функционирование компьютеров, налаживает коммуникации, обеспечивает информационную безопасность, обслуживает веб-сервера и сети и т. д.
Должностные обязанности специалиста
Если не обращать внимания на разделение обязанностей по направлениям, то тогда в должностную инструкцию входят следующие задачи и функции:
Можно сказать, что практически все вопросы, связанные с компьютерной техникой и документацией, сетями и программным обеспечением, лежат на плечах системного администратора.
Требования к сотруднику
Чтобы откликнуться на вакансию и претендовать на должность сисадмина, специалист должен соответствовать многим требованиям. Кроме высшего технического образования он должен обладать следующими навыками и знаниями:
Кроме этого, специалисту необходимо соответствовать и по части личностных характеристик. Он должен быть:
Если системный администратор хочет продвигаться по карьерной лестнице и улучшать свои навыки, ему необходимо постоянно развиваться и следить за новостями из мира IT.
Заработная плата и перспективы
Представители среднего и малого бизнеса, не связанного с IT-сферой, часто в целях экономии не нанимают профессионального системного администратора. Руководители либо отдают обязанности сисадмина сотруднику, который немного разбирается в техническом оборудовании и компьютерных программах, либо нанимают эникея.
Эникей – это работник начального уровня, который владеет только базовыми знаниями, выполняет несложные задачи по обслуживанию технического оборудования и установке программного обеспечения.
Конечно, при таком подходе просто нельзя ожидать, что IT-инфраструктура будет стабильно и эффективно функционировать, а также развиваться со временем. Поэтому для сисадминов-новичков такие компании могут стать стартом в их карьере, где они наберутся опыта, а потом найдут работу в более перспективном месте. И лишь в примерно 10 % случаев руководство понимает, что надо создавать полноценную IT-инфраструктуру. Тогда эникей может профессионально развиваться и в этой компании.
В крупных корпорациях или в IT-компаниях не встретишь эникея на должности системного администратора. Они могут быть только стажерами, помощниками или в редких случаях младшими специалистами.
Та же ситуация в банках и других компаниях, связанных с финансами, в службах доставки и интернет-магазинах. Руководители этих организаций заботятся о том, чтобы их сисадмин был профессионалом с опытом, т. к. деятельность компании основана на работе с информационными технологиями.
Средняя заработная плата специалиста зависит от региона трудоустройства, опыта и конкретного направления работы. Если опустить типы системных администраторов, то по Москве зарплаты следующие:
В регионах зарплата несколько ниже. Там специалист среднего уровня получает около 35–60 тыс. руб.
Перспективы для дальнейшего развития у системного администратора неплохие. Он может стать DevOps-инженером, т. е. специалистом, который выполняет обязанности frontend- и backend-разработчика, сисадмина, тестировщика, специалиста по кибербезопасности.
Либо бывший сисадмин может переквалифицироваться в специалиста по информационной безопасности, который нужен практически в любой сфере деятельности. А опытные и грамотные работники могут подняться и до руководящих постов, например, до начальника IT-отдела, IT-директора или главы IT-службы.
Или вовсе открыть собственный бизнес. В этом случае можно либо предоставлять услуги администрирования, либо открыть онлайн-школу и преподавать в ней. При должном уровне английского не стоит сбрасывать со счетов и иностранные IT-компании.
Плюсы и минусы должности
Как и любая другая, эта специальность имеет свои плюсы и минусы.
Как стать сисадмином
Еще 20 лет назад большинство системных администраторов были самоучками. Сейчас же специалистам необходимо высшее и дополнительное образование. В теории можно найти вакантное место и без него, но тогда о повышении можно забыть.
Высшее образование нужно техническое. Оно не столько необходимо руководству, сколько поможет специалистам разобраться с основами алгоритмического мышления, инженерии, электроники и т. д.
В крупных компаниях могут потребовать сертификаты Cisco – документы о подтверждении профессионализма в области информационных технологий. Даже если возможные работодатели и не требуют эти сертификаты, документы смогут возвысить соискателя среди конкурентов.
Также можно получить и другие сертификаты. Например, по сетям, операционным системам или компьютерной безопасности.
Есть еще один вариант обучения – это онлайн-курсы системного администратора. На блоге iklife.ru вы найдете весь список, а вот некоторые из программ:
Но даже после обучения необходимо и дальше продолжать развиваться. Эта профессия не потерпит игнорирования новшеств и пренебрежения самообучением. Только непрерывное изучение новых материалов, технологий и оборудования позволит остаться специалисту профессионалам.
Также не стоит забывать и о книгах для системных администраторов. Например, “Компьютерные сети” и “Современные операционные системы” Эндрю Таненбаума или “UNIX. Программное окружение” Роба Пайка и Брайана Кернигана.
Заключение
Системный администратор – это тот человек, без которого невозможно представить крупную корпорацию. Его работа может быть и незаметна, а вот отсутствие специалиста сильно бьет по компании. Мудрые и опытные руководители не экономят на сисадмине и хотят видеть в штате профессионала.
Если ваша цель – это высокая заработная плата и престижная должность, то не теряйте времени и начинайте учиться и приобретать навыки системного администратора как можно скорее. Но только при условии, что у вас лежит душа к техническим направлениям деятельности и есть любовь к компьютерному оборудованию.