что делают школьные психологи

Что делает психолог в школе?

что делают школьные психологи. Смотреть фото что делают школьные психологи. Смотреть картинку что делают школьные психологи. Картинка про что делают школьные психологи. Фото что делают школьные психологи

Почему возникает вопрос о наличии психолога в школе, о его необходимости и значимости?

Несмотря на то, что сейчас психологи есть в каждой школе и детском саду, до сих пор очень многие скептически относятся к его работе в учебном заведении, мол «раньше без психолога жили, и нормально» Разрушаем мифы о психологах

Возможно благодаря этому скепсису у людей формируются расхожие заблуждения о работе психолога, которые мешают понять чем же в действительности занимается психолог в школе и зачем нужен школьный психолог.

Поэтому прежде чем основательно ответить на вопрос — «что делает психолог в школе?» развеем несколько распространённых мифов и человеческих заблуждений о школьных психологах.

Школьный психолог только свои тесты и проводит

Да, действительно психолог в школе довольно часто проводит тесты, но те, кто не вникает в его работу, заблуждаются в том, что исключительно лишь тесты. Диагностика, как одно из направлений работы психолога в школе, стоит далеко не на первом месте в списке всех методов работы психолога в школе. В основном потому, что диагностика — хороший, но всего лишь дополняющий другие методы работы, инструмент. Диагностика ради диагностики бессмысленна, и это понимает каждый психолог работающий в школе. Чем может помочь психолог?

что делают школьные психологи. Смотреть фото что делают школьные психологи. Смотреть картинку что делают школьные психологи. Картинка про что делают школьные психологи. Фото что делают школьные психологи

Школьный психолог — это человек «на побегушках»

Психолог в школе работает в соответствии со своими должностными обязанностями. Безусловно в эти обязанности не входят многочисленные подмены заболевших учителей или сопровождение детей в музей на экскурсию. И так ведь да, так случается, что директора школ прибегают к помощи своих психологов и ставят их на замену в связи с производственной необходимостью. Но грамотный школьный психолог всегда извлечёт пользу из данной ситуации, и всегда использует данную возможность, чтобы понаблюдать за взаимодействием ребят в неформальной обстановке во время экскурсии или психологической работы с классом во время замены.

Школьный психолог не растёт профессионально

У каждого школьного психолога есть масса способов и возможностей для повышения своей квалификации, посещая разнообразные конференции, семинары, мастер-классы и прочие мероприятия, где можно пообщаться с другими специалистами, обменяться опытом, получить новые идеи и навыки. Другой вопрос, что не у каждого психолога есть такое желание. Поэтому судить так о всех школьных психологах как минимум не объективно, и в этом вопросе всё очень индивидуально.

что делают школьные психологи. Смотреть фото что делают школьные психологи. Смотреть картинку что делают школьные психологи. Картинка про что делают школьные психологи. Фото что делают школьные психологи

Что же на самом деле делает психолог в школе?

В целом, школьный психолог осуществляет деятельность, направленную на сохранение психологического здоровья школьников. С этой целью психолог в школе выбирает тот или иной вид деятельности, в основном в комплексе и подбирает форму и тематику работы индивидуально, в соответствии с запросом или проблемой, с которой он столкнулся. Но школьный психолог работает не только по запросу, вместе с тем он выполняет те задачи, которые предусмотрены планом работы на год.

Методы работы психолога в школе. Диагностика и Консультации

Большую часть своего рабочего времени школьный психолог посвящает диагностике, групповой или индивидуальной. Как вести себя у психолога?

Так например, благодаря современным тестам психолог может определить насколько успешно проходят процесс адаптации первоклассники в начальной школе или пятиклассники в средней школе. В старшем звене с помощью профориентационных диагностических методик психолог помогает подросткам определиться с будущей профессией. Психология юности или Как помочь подростку выбрать профессию?

что делают школьные психологи. Смотреть фото что делают школьные психологи. Смотреть картинку что делают школьные психологи. Картинка про что делают школьные психологи. Фото что делают школьные психологи

Самое простое, что обязан сделать школьный психолог по итогам диагностики — это разработать практические рекомендации для всех участников учебно — воспитательного процесса, которые должны помочь учителю, классному руководителю, родителям или самому ребёнку справиться с той или иной психологической трудностью. Памятка родителям подростка

Также полученные результаты диагностики психологу помогают при составлении общей картины исследуемого психического процесса в процентном соотношении. С такими данными психолог обычно выступает на педсоветах или родительских собраниях с целью ознакомления учителей и родителей с полученными результатами диагностики учеников.

Бывает так, что показатели проведённой диагностики не соответствуют норме, и здесь психолог также может оказаться очень даже полезным. В таком случае психолог использует следующий метод своей работы в школе — это психокоррекция.

что делают школьные психологи. Смотреть фото что делают школьные психологи. Смотреть картинку что делают школьные психологи. Картинка про что делают школьные психологи. Фото что делают школьные психологи

Коррекционная деятельность школьного психолога

В соответствии с целями и задачами, которые стоят перед психологом, он выбирает на его взгляд самые эффективные коррекционные программы и проводит их в форме групповых или индивидуальных занятий. Типичные психокоррекционные программы рассчитаны на 10 — 15 занятий. Проводятся такие занятия примерно 2 — 3 раза в неделю. Только в таком случае можно рассчитывать на изменение каких — либо психических показателей, их формирование или развитие.

Что ещё делает психолог в школе?

Кроме всего прочего психолог консультирует всех участников учебно — воспитательного процесса. К нему за бесплатной анонимной консультацией можно обратиться с любой проблемой психологического характера, но не ждите от обычного школьного психолога каких — либо глубоких психоаналитических или гипнотических способностей. Такие возможности в консультационной работе есть в арсенале лишь у психоаналитиков, ну или у подготовленных психотерапевтов.

что делают школьные психологи. Смотреть фото что делают школьные психологи. Смотреть картинку что делают школьные психологи. Картинка про что делают школьные психологи. Фото что делают школьные психологи

Психологические консультации в школе зачастую имеют разъяснительный характер, с конечной целью обозначить суть проблемы и определить возможные причины её возникновения, а также совместно с психологом подобрать самые эффективные пути и способы разрешения данной проблемы.

Ещё одним важным методом работы школьного психолога является профилактика

Психологическая профилактика включает себя разнообразные формы работы направленные на предупреждение негативных, девиантных, асоциальных моделей поведения детей. Среди родителей также проводятся профилактические беседы, например с целью профилактики насилия в семье и других негативных явлений.

Очень часто школьный психолог помогает в разрешении возникающих конфликтных ситуаций в школе, а с помощью правильно подобранных профилактических мероприятий он умело их предупреждает или учит предупреждать. И тогда можно так сказать, что профилактика мягко перетекает в такой вид работы психолога в школе как просвещение. Как уберечь своего ребёнка от групп смерти?

Просвещение как метод работы школьного психолога

Просветительская деятельность выполняет разъяснительную и информационную функции, а также включает в себя пропаганду, например здорового образа жизни. Тематика просветительской работы психолога колоссальна, от вопросов связанных с воспитанием детей до проблем трудовых мигрантов.

Так что как видим психологу в школе есть чем заняться. Методов работы достаточно для того чтобы оправдать поставленные перед психологом цели и задачи в сопровождении учебно — воспитательного процесса в школе.

Источник

Душевное устройство: как работают школьные психологи

что делают школьные психологи. Смотреть фото что делают школьные психологи. Смотреть картинку что делают школьные психологи. Картинка про что делают школьные психологи. Фото что делают школьные психологи

Психологическое здоровье детей и подростков уже давно стало объектом пристального внимания специалистов, ведь проблему всегда легче устранить на раннем этапе. Правда, для этого ее нужно сначала обнаружить, а здесь возникают сложности. Часто верно истолковать поведение ребенка родителям мешает нехватка знаний. Помочь им в этом могли бы школьные психологи, но до них по разным причинам доходят немногие. В 2016 году после очередной трагедии, связанной с гибелью двух подростков, правительство задумалось о реформировании службы психологической помощи в стране. Как сейчас заботятся о душевном равновесии школьников — разбирались «Известия».

Новая концепция

Российская академия образования (РАО) в 2017 году подготовила концепцию развития психологической службы в системе образования РФ на период до 2025 года. В документе в общем виде определяются цели и задачи такой службы, а также говорится о важности повышения квалификации специалистов, разработки нового профстандарта и создания федерального координационного совета психологической службы.

что делают школьные психологи. Смотреть фото что делают школьные психологи. Смотреть картинку что делают школьные психологи. Картинка про что делают школьные психологи. Фото что делают школьные психологи

что делают школьные психологи. Смотреть фото что делают школьные психологи. Смотреть картинку что делают школьные психологи. Картинка про что делают школьные психологи. Фото что делают школьные психологи

На деле никаких серьезных изменений в своей работе психологи от этого не ощутили. Наличие такого педагога в школе и его круг обязанностей по-прежнему зависят от воли руководства образовательной организации.

Действующий профстандарт предусматривает широкий круг задач: психологическое просвещение, профилактика, диагностика, коррекция, консультирование. При этом четких норм практической психологии, по словам экспертов, не существует. На профессиональных форумах специалисты часто делятся историями о том, как придя в школу на эту должность, они превратились в «учителя на замене» или документоведа.

Круг обязанностей

Но даже в случаях, если психологу позволяют выполнять свои прямые обязанности, их круг приходится серьезно ограничивать. Обычно работа сводится к диагностике готовности детей к школе, изучению адаптации к школьному обучению, профориентации и подготовке к экзаменам.

что делают школьные психологи. Смотреть фото что делают школьные психологи. Смотреть картинку что делают школьные психологи. Картинка про что делают школьные психологи. Фото что делают школьные психологи

В условиях бюрократической машины и эта работа отнимает немало времени. «Диагностика в школе часто может быть представлена в виде тестирования обучающихся. Звучит просто: тестирование. На деле же этот процесс напоминает квест, — делится психолог Светлана Богданчик. — Для начала необходимо собрать письменные согласия всех родителей, дети которых должны пройти тест. Потом само тестирование, обработка данных, составление отчета о результатах, написание рекомендаций законному представителю каждого обучающегося, прошедшего тест. При этом тестированию одновременно может привлекаться несколько классов или даже параллелей. А собрать 200–250 согласий с родителей — непростая задача, особенно в случае сжатых сроков».

Порой, чтобы облегчить себе задачу, психологи могут не отчитываться перед родителями. Но такой вариант лишь уменьшает и без того невысокий уровень доверия родителей к таким специалистам. По мнению руководителя психологической службы школы «Интеллектуал» Инги Толстых, с родителями, напротив, нужно всячески стремиться наладить контакт. «Иногда они не знают, как выстроить отношения с ребенком, сомневаются в его «правильном» физиологическом развитии, не знают, как помочь в выборе профессионального профиля или вуза — все эти вопросы можно и нужно обсуждать с психологом. В школах обязательно должен быть информационный стенд с расписанием и контактами психолога, чтобы родители могли позвонить и записаться на встречу», — уверена эксперт.

что делают школьные психологи. Смотреть фото что делают школьные психологи. Смотреть картинку что делают школьные психологи. Картинка про что делают школьные психологи. Фото что делают школьные психологи

Не менее важно помогать и педагогам, которые регулярно сталкиваются с профессиональным выгоранием. «По-хорошему, с ними надо работать не меньше, чем с детьми. Логично исправить манеру преподавания одного человека, чем регулярно работать с «жертвами» его системы — детьми, — рассказывает в беседе с «Известиями» координатор психологической службы одной из государственных школ. — Но тут тоже много проблем: в одних случаях, педагоги не верят психологу и не пойдут к нему, в других — психологи сами мало обучены работе с такими преподавателями. Специалисты, которые умеют всё, не часто идут на работу с зарплатой в 40 тыс. за ставку».

что делают школьные психологи. Смотреть фото что делают школьные психологи. Смотреть картинку что делают школьные психологи. Картинка про что делают школьные психологи. Фото что делают школьные психологи

Еще острее дефицит кадров стал ощущаться с приходом в школы инклюзивной системы, делится эксперт: «В одном нашем корпусе 20 детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья. — «Известия»), с каждым из которых нужно работать по часу в неделю. При этом есть еще 800–900 обычных детей, и времени на то, чтобы вести консультацию с ними, уже не хватает. По рекомендации Министерства образования на одного психолога должно быть не больше 20 учеников, но в реальности всё, конечно, по-разному. У нас эта отметка уже подошла, а дадут ли нам еще ставку, мы не знаем».

Раскрыть потенциал

Из-за большого и расплывчатого перечня компетенций, психолога часто не относят к категории педагогов, хотя он таковым является. Именно этот специалист, следя за образовательным процессом, может вовремя обнаружить проблемы ученика и помочь ему выстроить индивидуальный план. «Часто таланты ребенка подавляют, зацикливаясь на его слабых сторонах, вместо того, чтобы развивать сильные. Родители, желая сравнять свое чадо с общей массой детей, нанимают репетиторов по предметам, которые ребенку совершенно неинтересны. Таким образом было загублено огромное количество юных гениев», — уверена коуч-психолог Мария Голосова.

Правда, учитывая ситуацию в современных школах, в одиночку организовать такую кропотливую работу ни один специалист не в состоянии, а расширять кадровый состав некем — профессионалы в государственные учреждения идут всё менее охотно.

что делают школьные психологи. Смотреть фото что делают школьные психологи. Смотреть картинку что делают школьные психологи. Картинка про что делают школьные психологи. Фото что делают школьные психологи

По-своему этот вопрос решили в Израиле, где к работе над адаптацией учебного процесса привлекаются и специалисты без психологического образования. Там пришли к выводу, что помочь детям раскрыться может творчество, например, арт-терапия, для преподавания которой специальный диплом не нужен.

Для детей, по разным причинам требующим более пристального внимания, в израильских школах действует коммерческая программа «Особенное образование». В каждом отдельном случае (гиперактивность, задержки в развитии, сложная семейная ситуация) составляется индивидуальный план работы, по которому ребенок занимается после обычного учебного дня в школе.

что делают школьные психологи. Смотреть фото что делают школьные психологи. Смотреть картинку что делают школьные психологи. Картинка про что делают школьные психологи. Фото что делают школьные психологи

«Обычные дети схватывают всё быстрее, но у этих есть свои таланты и способности. Наша задача — выяснить их интересы и помочь их развить. С детьми занимаются спортивными играми, работают в компьютерном классе. Я, журналист по образованию, была тренером-консультантом по арт-терапии, — делится своим опытом в израильской школе Мария Гуляко. — С гиперактивным ребенком мы уделяли повышенное внимание деталям, прорабатывали какие-то особенные орнаменты, занимались каллиграфией. Всё это очень успокаивает. Пассивных и замкнутых детей мы, наоборот, вовлекали в игры с большим количеством участников».

Иногда для того, чтобы помочь ребенку, его достаточно просто выслушать. «У нас был мальчик, который сильно заикался и очень долго говорил. Как-то раз он встал передо мной на перемене и стал что-то объяснять. Сначала тоже возникало желание убежать, но я понимала, что должна выслушать до конца, — вспоминает Гуляко. — Оказалось, что он хочет создать компьютерную презентацию о сотворении мира, подобрать картинки и написать текст. Уровень его работы был совершенно не детский. Это фактически работа профессионального дизайнера. В свои восемь лет он прекрасно понимал основы художественной композиции, цветосочетания. Когда презентацию показали учителям, они даже не поверили, что это он сделал. На него фактически забивали, не понимали, что он может. А требовалось просто немного больше времени, чем другим детям».

что делают школьные психологи. Смотреть фото что делают школьные психологи. Смотреть картинку что делают школьные психологи. Картинка про что делают школьные психологи. Фото что делают школьные психологи

Так, чтобы оказать благотворное влияние на психику детей, не всегда нужен диплом специалиста. Частично снять нагрузку со школьного психолога способны и энтузиасты. «Нужно просто интересоваться детьми и понимать, что им требуется больше внимания, — уверена Гуляко. — Мне потребовалось два-три месяца, чтобы наладить контакт до такой степени, что не требовалось повышать голос, было достаточно одного взгляда и баловство прекращалось. Дети меня слушались и понимали. Было, конечно, сложно, но ужасно интересно».

Источник

Что делает психолог в школе и кому он нужен?

Чт о делает психолог в школе и кому он нужен?

что делают школьные психологи. Смотреть фото что делают школьные психологи. Смотреть картинку что делают школьные психологи. Картинка про что делают школьные психологи. Фото что делают школьные психологиПсихолог разговаривает с ребенком

Иногда родители просят помочь разобраться в причинах детских тревог, но чаще им бывает достаточно узнать взгляды ребенка. Ведь в течение дня с ребенком его не бывает, да и по вечерам много времени отнимают повседневные заботы, поэтому родители не всегда знают причины детских тревог. В последнее время все чаще и чаще родители сами обращаются к психологу с просьбой помочь ребенку стать увереннее, научиться эффективнее общаться, не бояться неудачи на уроках ( например, контрольной работы), овладеть навыками саморегуляции ( расслаблением в случае излишней зажатости и самоконтролем в случае избыточной активности). С детьми, которым эмоционально трудно, индивидуально работает психолог, но только при наличии просьбы родителей.

Особую роль приобретает психолог для подростка, который в общении познает себя нового, открывает свой внутренний мир и свои возможности в мире внешнем. Психолог, помогающий подростку в период кризиса не потерять дорогу, не споткнуться на проявлениях иллюзорной взрослости. Повзрослев, подросток ставит перед психологом другие задачи – они размышляют вместе над его будущим, определяют приоритеты жизненных целей, обдумывают, что нужно делать сейчас, чтобы двигаться по выбранному пути.

Получается, что психолог разговаривает с ребенком, чтобы

Педагог-психолог помогает ученикам чувствовать в школе радость, близость с окружающими, собственную значимость для всех них!

Основные направления деятельности педагога-психолога в школе:

Приоритетными направлениями сопровождения в начальной школе являются: определение готовности к обучению в школе; содействие адаптации к школе, формированию эмоционально позитивного отношения к школе; развитие самостоятельности и самоорганизации, развитие творческих способностей.
В базовой школе – психологическое обеспечение адаптации при переходе в среднее звено школы; поддержка учащихся в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития; помощь в решении проблем социализации; содействие в формировании благоприятной атмосферы в детских и педагогическом коллективах; помощь в выборе профиля обучения, формировании жизненных навыков, построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками; профилактика асоциального поведения, наркозависимости; поддержка талантливых детей.
В старших классах специфика психолого-педагогической деятельности заключается в оказании помощи в профильной ориентации и профессиональном самоопределении; поддержке в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности); развитии временной перспективы, способности к целеполаганию; развитии психосоциальной компетентности, профилактике девиантного поведения, наркозависимости у учащихся.

Источник

Что делают школьные психологи

Кабинет школьного психолога можно представить в виде точки, в которой пересекаются три дороги – ученика, педагогов и родителей. Чтобы специалист мог корректировать работу сложного механизма под названием «Школа», он должен понимать, в каком состоянии находится каждая его деталь. Но так, увы, бывает не всегда. Некоторые учителя не до конца представляют себе, чем занимается их коллега-психолог, а отдельные родители и вовсе относятся к этому специалисту настороженно. Рассказываем о роли школьного психолога и случаях, когда с обращением за квалифицированной помощью лучше не тянуть.

Направления работы

Школьный психолог следит за взаимоотношениями в группе и регулирует психологический климат во всей школе, еще он занимается с отдельными школьниками. К слову, индивидуальную работу с детьми можно проводить строго с согласия родителей. На первый взгляд может показаться, что профессиональная деятельность специалиста представляет собой ответ на внешние обстоятельства — конфликты, обращения учителей и родителей. Но нет: работа школьного психолога имеет четкую структуру и строится системно. Она включает в себя диагностику и консультирование, профилактику и просветительскую деятельность.

Психолог может проводить развивающие и коррекционные тренинги, чтобы сплотить одноклассников или помочь им преодолеть кризис во взаимоотношениях с учителем. К специалисту можно прийти на консультацию: такую работу он проводит с детьми, учителями, представителями администрации школы, родителями школьников. Как правило, на индивидуальные встречи со специалистом надо записываться заранее, если только речь идет не об экстренном случае.

Психолог работает не только в своем кабинете или классах: наблюдая на переменах за детьми, он может разрешить конфликт. Поведение отдельных школьников может показаться ему нетипичным – в этом случае он обратит на них особое внимание уже во время занятий или пригласит их на личную встречу. Все это относится к профилактической работе.

Этика и профессионализм

что делают школьные психологи. Смотреть фото что делают школьные психологи. Смотреть картинку что делают школьные психологи. Картинка про что делают школьные психологи. Фото что делают школьные психологи

Безопасность и конфиденциальность — на этих принципах строится работа каждого профессионального психолога, в том числе школьного. Именно поэтому сведения о детях, учителях и родителях, полученные в процессе работы, должны храниться в специальном сейфе. Доступ к нему имеет только сам психолог — таково правило профессионального Этического кодекса. И, конечно, эти сведения специалист может использовать только для своей работы: разглашать их третьим лицам запрещено. Но есть исключение. Если психолог узнал о чем-то, что может навредить другим людям, — например, о подготовке преступления — он обязан сообщить об этом в правоохранительные органы.

Психолог — фигура беспристрастная. Это значит, что специалист должен рассматривать ситуацию с разных сторон, изначально не занимая какую-то из них. Непредвзятость исключает желание — иногда неосознанное — разрешить конфликт в чью-то пользу.

Чтобы начать работу с ребенком, нужно уметь создавать доверительную атмосферу. Это один из базовых профессиональных навыков школьного психолога: даже с самым сложным клиентов (в нашем случае — школьником) необходимо наладить контакт. Результаты любых исследований, которые проходят в процессе работы, психолог обязан сообщать ребенку. Это могут быть выявленные способности, которые имеет смысл развивать, или моменты, над которыми стоит поработать, чтобы они не переросли в проблему. К последним относится тренировка памяти и коммуникативных навыков, обучение правильно выражать негативные эмоции.

Диагностика

Работать с детьми психолог начинает еще до того, как они стали учащимися школы. Он может проводить собеседование с будущими первоклассниками — выявлять, насколько они готовы к следующей ступени образования и консультировать родителей по его итогам.

что делают школьные психологи. Смотреть фото что делают школьные психологи. Смотреть картинку что делают школьные психологи. Картинка про что делают школьные психологи. Фото что делают школьные психологи

Разного рода диагностика составляет основную часть работы школьного психолога. Он выясняет, насколько успешно вчерашние дошкольники адаптируются к учебе, исследует отношения внутри класса у учеников постарше, выявляет особенности личности детей и подростков, особенности их внимания и мышления. Результаты тестирования, которые специалист проводит во время диагностики, родителям и администрации школы он передает в обобщенном виде. Если психолог выявил особенность или проблему у конкретного ребенка, специалист работает с ним индивидуально — в соответствии с принципом конфиденциальности.

При помощи грамотно составленных тестов психолог может поймать проблему в зачаточном состоянии, которая позже при бездействии со стороны взрослых могла бы перерасти в настоящую катастрофу. Пример такого процесса — травля. Если разобраться в причинах нездоровых взаимоотношений между детьми, выявить зачинщика, подстрекателей и жертву, можно уберечь последнюю от серьезной психологической травмы. Для этого потребуется провести серию тематических занятий — групповых и индивидуальных.

Когда обращаться за помощью?

Школьный психолог может инициировать разговор с родителями учеников, но и родители при необходимости могут обратиться к специалисту. Ребенок не хочет ходить в школу, он стал агрессивным или замкнутым, его успеваемость резко ухудшилась, он потерял интерес к любимым занятиям — все это повод обратиться за помощью. Изменения в поведении и реакциях у ребенка могут быть маркером возрастного кризиса, а могут говорить о проблемах. И чем раньше их выявить, тем быстрее и менее болезненно их можно решить. Возможно, что специалист не обнаружит серьезных сложностей в поведении о состоянии ребенка и сосредоточится на том, чтобы помочь ему и родителям наладить их взаимоотношения.

Родителям не нужно дожидаться изменений в поведении ребенка, чтобы пообщаться со школьным психологом. Утрата близкого человека, внезапные материальные трудности в семье или развод родителей могут стать причиной ухудшения психологического состояния ребенка. Специалист сможет предотвратить это, если будет в курсе положения дел: он сможет более внимательно наблюдать за школьником, чтобы при необходимости сразу поддержать и помочь ему

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *