что делают щетки стартера
Щетки стартера своими руками или стыд и срам Вам господа барыги и торгаши! (Много букв но по теме)
ПРИСКАЗКА!
Всем привет! Минувшая неделя была очень насыщенной в плане поломок и застреваний по горло в снегу. Все началось с того, что у моего брата на его легендарной полноприводной Матрешке издох стартер. Ну это в кратце, ибо выявить неисправность удалось не в одночасье а как это водится у нас в этот момент с погодой обязательно должен случиться как минимум шторм ну или какой нибудь офигительно мощный катаклизм. А по сему, у нас ушла неделя на выявление причин отказа машины заводиться. Одним словом пришли к тому, что стукнул по стартеру молоточок — поехал, не стукнул — не поехал. Щетки, щетки они такие! Ну в общем надумали, решили, посмотрели в инете цену на щеточный узел а брать решили именно щеточный узел без крышки, 600 рублей и 3 дня ожидания на Автодоке. Нормальные Китайские щетки в обойме 698212 WAI. Но ждать то не в моготу. В субботу заехали в гараж, скинули стартер, раскидали его и решили порыскать по городу и поинтересоваться сколько могут стоить такие щетки у наших дорогих сервисменов занимающихся стартерами и генераторами. Есть у нас в городе два места где занимаютсяремонтом стартеров и генераторов, на Верхне-ростинском шоссе и на Фадеевом ручье. Причем и там и там ребята серьезно занимаются ремонтом и переборкой электрооборудования, отзывы просто шик-блеск. Приезжаем на Верхне-ростинское шоссе, заходим в зачуханый гаражик, там нас встречают двое из ларца, без работы пухнут. Говорим так и так мол, щетки нужны, делают умные рыла, чета шарят по грязным полкам и выдают, есть! одна мол осталась. Взял я посмотреть её, вроде та, сравнил с нашим щеточным узлом, он. Сколько говорю стоит? Тысяча пятьсяот рублей. Ой, не так, хочу передать всю важность момента! ТЫЩАПИЦОТ ТИПА! Я возмутился, мол дороговато, давай чуть поменьше, ну хотя бы тысячу. На что один из так называемых мастеров решил что у него линия жизни по локоть почему то и в грубой форме начал откровенно издеваться над моими словами и вопросами. На вопрос чьего производства щетки, он почему то гадко съязвил что их собственного, на вопрос о снижении цены он затянул песенку про серого бычка и про то что вот прям сейчас к нему приедет пять человек и подерутся из-за этих щеток. Ну и краем всех издевательств был ответ на мою простую фразу, мол мы сейчас посмотрим в других магазинах и если не найдем, то вернемся и заберем Ваши(Заметьте, я все это время пытался поддерживать разговор исключительно в вежливом ключе), на что этот упырь а больше как упырь его назвать не возможно выдает следующее; приедешь обратно будет уже ТЫЩАВОСЕМЬСОТ! Резонно было бы смолчать и приняться умолять его продать щетки сейчас и с его точки зрения по очень выгодной для меня цене, ан нет, все же суббота была не его днем. Разговор мгновенно изменился после того как я стал разговаривать с ними на им понятном языке. Языкастый осознав всю абсурдность ситуации почему то похромал от меня в другой угол помещения. Видимо промелькнуло у меня в голове языкастый уже кому то так невпопад уже отвечал, за что теперь и хромает. Высказав свое мнение о ведении ценовой политике на малом предприятии а конкретно о наценке в 60% с копеечного щеточного узла и закрепив это все легким ударом в косяк двери я вышел во двор. Светило солнце и настроение было испорчено бесповоротно и окончательно. Очень радовало то, что младший брат мой раньше вышел из помещения и в момент дискуссии о ценах находился на улице т.к он у меня еще молодой-горячий 28 годиков и в вопросах слова или грубой силы он обычно выбирает второе.
Ну что будем делать?; весело спросил я.А делать мы решили вот что!
Решили съездить еще в 2 мастерские и на авторынок в ларек где продают комплектующие для стартеров. Дальше расскажу вкратце т.к происходящее далее можно назвать смех сквозь слезы. В одном сервисе начали креститься и уверяли нас что мы таких щеток в природе не найдем, в мастерской на Фадеевом ручье мастер нам вынесли все те же ноу-нэим щеточную группу и деловито произнес ДВУШКАСАМПОСТАВИШЬ? Был ли это риторический вопрос либо в его пустой голове смогла удержаться на тот момент только эта глупая фраза сказать сложно. Но вот что я понял вытирая слезы от смеха — эти так называемые мастера на столько уверены в том что их работу не сможет выполнить не один нормальный человек, настолько они верят в свою незаменимость а как следствие взвинчивают цены на комплектующие. Да и были бы запчасти а то все тот же WAI 698212 но по цене даже выше чем оригинальная крышка стартера. Я верю что жить всем надо, накрутка там, наценка, но как мне кажется и на 20-40% накрутки можно жить и развиваться, какого извините КЕРА Вы уважаемые мастера криворукие пытаетесь отжать краюху хлеба поднимая спрос на свою работу в потолок? Так не работают микрофирмы узкой специализации, так работает гопота гаражная либо компании однодневки у которых стоит цель срубить бабла и свалить подальше. Одним словом ездили мы до обеда в поисках щеток но так ничего и не нашли по разумной цене. Лидером цен по нашему рейтингу стал продавец комплектующих к стартерам из ларька на авторынке. Он зачесал нам про то что он сам их закупает по 2,5 рубля и продает в убыток себе (Робин Гуд ёМаЁ), но вот цены поднялись и жалко но приходится за трешку отдавать. Дорого но зато одна в городе, больше не найдете даже не ищите. Не понял мужичок почему мы улыбались во все зубы слушая его рассказ о не легкой тяжбинушке продавца автозапчастей. Ну и все в общем! Здесь та присказка заканчивается, начинается собственно сама сказка!)))
Заехав в обычный магазин ВАЗовских автозапчастей мы купили набор щеток стартера от ВАЗ-2108 за 150 рублей, бутылку керосина и заодно взяли клеммы аккумулятора т.к в процессе снятия-установки аккума на Матрешке плюсовая клемма надломилась. Приехали в гараж, взяли напильник и остатки старых щеток для образца и начали процесс доводки ВАЗ под Тойота.
Сразу скажу, все это мы делали не в целях колхоза а исключительно в целях самоутверждения, дескать можно и из ничего имея желание и руки с головой сделать казалось бы невозможное а именно сваять щеточную группу стартера.
Итак, пока братишка мой точил щетки, я съездил домой и заказал щеточный узел в Автодоке за 597 рублей и тремя днями доставки, купил два сверла и взял из дома шуруповерт. Пока я ездил а прошло около полутора часов, 4 щетки были выточены и подогнаны под нужный размер. Сам процесс разбора стартера описывать не буду т.к в интернете куча инфы по этому вопросу. Далее берем старые щетки и откусываем их от токопроводящих пластин, места пайки косы щеток на пластинах хорошенько зачищаем напильником.
Крепим контакты щеток к минусовой пластине винтом, но таким образом, что бы была возможность загнуть их в сторону вала ротора, тем самым выигрываем место и достигаем компактности конструкции.
Должно получится как то так:
Далее переходим на рлюсовые щетки, здесь придется повозиться! Первым делом прокладываем токопроводы щеток оптимально эргономично. Далее отрезаем у ВАЗовских щеток клеммы оставляя только запрессованные, облуженные контакты. Плющим их придавая плоскую форму что бы было проще сверлиться в них.
Просверливаем расплющенные обрезанные контакты щеток и просверливаем два отверстия в токосъемной пластине плюсового провода. Прикручиваем контакты на все те же, упомянутые выше винтики из лампочного патрона. Должно получиться как то вот так. Единственное что отмечу, мы сверлились сверлом 2,2мм а затем в клеммах щеток рассверливали отверстия а в планке нет. Поэтому винты вкрутились прямо в планку.
А с другой стороны мы их законтрили разрезанной пополам металлической планочкой из все того же лампочного патрона. На фото это видно.
Получилось очень даже плотненько. Конечно же это не точечная сварка, но все же! Далее натягиваем резиновый буфер на планку.
Вставляем в крышку и аккуратно прикручиваем. Детали не должны выпирать выше щеточных направляющих, токопроводы щеток должны быть уложены аккуратно, без натяга но в тоже время иметь свободный ход.
Пока было время, заменили пришедшие в негодность клеммы аккума! Балгаркой отрезали минусовую, зачистили и прикрутили новую клемму, с плюсовой пришлось по возиться но результат на фото.
Ну а дальше пошел процесс разборки и промывки керосином самого стартера. Не буду описывать этот процесс так как ничего там сложного нет и инфы в инете просто куча по этому вопросу.
Ну а дальше сушим, курим, смотрим, в общем ожидаем пока высохнет керосин.
Все механические детали смазываем Литол-24 но с умом, не перебарщиваем. Электрические части протираем насухо бумагой или газетой, контакты ротора аккуратно очищаем от забившихся в них остатков старых щеток. После этого собираем все в обратной последовательности.
Хотелось бы заострить внимание на одном моменте. Установка щеточного узла на двигатель. Крышка щеток крепится длинными винтами в корпус стартера, вал же фиксируется стопорной шайбой. Так вот, знаю что очень много отзывов негативных о её так называемой сложности снятия и установки. Скажу так, снимать нужно аккуратно двумя отвертками а лучше толстыми иголками а вот ставить её лучше всего прямо на снятом роторе. Т.к щетки новые крышку установить гораздо сложнее и шайба может просто не доходить до стопорного паза на валу. Для этого аккуратно зажимаем вал ротора в шуруповерт и около минуты раскручиваем его на предельной скорости.
Это притрет новые щетки раз и выберет зазор который нам необходим для посадки шайбы в паз вала. Зафиксировав крышку на вал ротора а именно надев шайбу на вал,
мы спокойно вставляем весь ротор в статор и прокручивая попадаем в шлицы шестеренок планетарки. Но только помните плакат! Слесарь! Береги пальцы! Как не крути статор это магнитное устройство и ротор в него залетаетс огромной охотой, так что держите пальцы подальше от краев статора в этот момент.
Ну вот наверное и все что хотелось написать. Устанавливается стартер на двигатель в течении 5 минут, для удобства мы снимали рамку вентилятора охлаждения (два болта и трубка). Работу лучше выполнять в гараже и с хорошим освещением. Еще раз упомяну, работы выполняли не для колхоза а для собственного интереса, опыта и дабы разнообразить свои будни.
Всем огромное спасибо кто дочитал до конца, надеюсь информация будет интересна в рамках развивающего чтива не только владельцам Vibe-Matrix-Voltz но и всем кому интересно попытаться сделать что то своими руками. Кстати, пока собирался и писал пост, пришел щеточный узел, как и обещали 3 дня!
Барыги и торгаши, слышите меня? стыд Вам и срам черти полосатые. Стыдитесь упыри, если раньше люди которые занимались запчастями относились к своему делу серьезно, то теперь Вам даже ничего делать не надо, просто каждый день прибавляй цену на ассортимент который никто не берет т.к как не крути Вы барыги и обманщики))))) Добра всем, в труде праведном таится истина! Всем спасибо и до встречи на дорогах!)))))
Четкие щетки. Мини-FAQ по стартеру.
Приветствую вас, друзья!
Сегодняшняя передача, как и большинство моих постов, имеет технический уклон. Стараюсь, знаете ли, быть полезным тем людям, которые не могут позволить себе дорогостоящие ремонты или запчасти. Ну а для меня это хобби 🙂
Сегодня речь о стартере. Так как стартер — штука, состоящая из нескольких, можно сказать, «систем», то и поломки каждой из них имеют свои симптомы.
Вот традиционные симптомы для щеток стартера:
— стартер громко клацает, но не крутится
— стартер даже не клацает
— стартер крутится, но «туго» или рывками
Симптом, который был у меня: стартер работает нормально, но иногда, достаточно редко, он просто отказывается даже щелкать. А все дело в чем? «Во втягивающем» — хором скажет мне большинство. И будут правы. Но найдутся и те, кто ответят, что дело может быть в щетках, как бы это ни было странно.
Увы, познания в электрике — не моя сильная сторона. Надеюсь, в комментах кто-то пояснит правильно, почему так происходит, и каким образом масса приходит частично через щетки. Как показывает опыт, это так.
Собственно, герой статьи. Стартер Denso от моего сивика. Примерно такие же стоят во многих хондовских моторах.
Стартер как стартер.
Так как я два года назад уже проводил его ревизию, заменив контактные пластины, то сегодня я дальше щеток не полезу.
Обычно я всегда подразумеваю, что тот, кто рискнет сделать подобное сам, знает, за какой конец нужно держать отвертку и молоток. Поэтому инструкцию для детского сада «как снять стартер» я пропущу.
Нам интересна задняя крышка мотора. Откручиваю два длинных болта и два коротких винта. Снимаю крышку. Щеточный узел вместе с якорем должны остаться на моторе!
Кстати, потому, что две щетки из четырех, припаяны/привальцованы к обмотке статора.
Отгибаем пружинки, достаем из держателя эти две щетки, вот так:
Получаем в руках щеточный узел с двумя торчащими щетками, и стартер, с оставшимися двумя.
Вот на этом фото видна разница между старыми оригинальными и новыми щетками. Вроде бы кажется, что щетки еще есть. Но дело в том, что контактный провод идет на них вбок. Сбоку в держателе вырез. Ну а вырез не бесконечный, поэтому при таком примерно износе щетки успешно упираются в него проводом и плохо контактируют с коллектором.
Я использовал вот такие щетки. Номер cargo 140362. В оригинале это 31208-657-671 Размеры в мм: 7*16*14
Ну а нам придется использовать обычный припой для пайки, несмотря на то, что его использование в автомобилях не рекомендуется по температурным соображениям.
Кроме пайки, я также обжимаю контакты примерно таким же образом, как это сделано заводом. Сможете сделать так же — делайте, лишним не будет. Не сможете — просто припаяйте.
Щеточный узел.
И щетка на обмотке. Обжато с помощью кусочка, откушенного от новой клеммы для проводов.
Собственно, вот и все. Чистите коллектор, смазывайте или заменяйте подшипники, собирайте всё на место. Не забудьте проверить стартер перед установкой! Вам ведь пожар не нужен, верно?
На этом мои фотографии и краснословие заканчиваются. Буду рад, если кому-нибудь помог этой записью.
Всем удачи, толерантности и мира!
пс. Напоминаю. Кто знает, — объясните, откуда масса берется через щетки.
Несчастья стартера, или Что надо знать и чего нельзя делать, чтобы преждевременно его не погубить
Стартер может выйти из строя по разным причинам. Однако если взять за основу статистику обращений на предприятия, занимающиеся ремонтом этих агрегатов, то выяснится, что главными поставщиками неприятностей, которые при эксплуатации автомобиля преподносят стартеры, являются щетки, коллектор якоря, тяговое реле и механизм привода.
Щеточный узел предназначен для подвода электрического тока через коллектор к обмотке якоря стартера. Коллектор выполнен заодно с якорем и при работе вращается вместе с ним.
Щетки, к которым подводится электрический ток, под действием пружин прижаты и скользят по коллектору, когда он вращается. Такими подвижными контактами обеспечивается подача питания на обмотки якоря, пока стартер работает.
Поэтому щетки и коллектор не изнашиваются механически, а выгорают. Подвижный контакт сам по себе трудно назвать надежным из-за вероятности искрения, а когда высота щеток по мере выгорания уменьшается, пружины прижимают их к коллектору хуже и хуже. Это ускоряет процесс, ибо плохой контакт способствует усилению искрения в его зоне и более интенсивной электрической эрозии. Однажды контакт нарушается вовсе, что и делает щетки деталями, которые чаще всего вызывают неисправности стартера.
Большинство причин повреждений зубьев шестерни привода рукотворные. Например, если стартер зачем-то снимался, а затем был установлен с перекосом, при последующих его включениях на торцах зубьев появляются забоины от ударов по венцу маховика.
Они постепенно увеличиваются в размерах, а закончиться дело может тем, что шестерня вовсе перестанет входить в зацепление с венцом или будет заедать в зацеплении и не возвращаться в исходное положение.
Проблемы с шестерней ожидаются, если крепежные болты стартера при установке были плохо зажаты и из-за вибраций крепление ослабло. Ошибочное включение водителем стартера при уже заведенном двигателе также вызывает повреждение шестерни.
Зато втулки в заказах-нарядах на ремонты стартеров фигурируют постоянно, что объясняется влиянием, которое оказывает малейший перекос якоря в них на сопротивление вращению. Часто бывает, что из-за этого стартер не развивает обороты, необходимые для уверенного запуска двигателя, что особенно важно для дизелей. Поэтому втулки желательно заменить, даже если стартер пришел в ремонт с другой проблемой.
Тем не менее не шестерни и подшипники являются самыми слабыми в приводе, а механизм свободного хода, который часто называют бендиксом. Задача бендикса состоит в предотвращении принудительного вращения якоря стартера двигателем после запуска. Передача, в которой на зуб шестерни стартера приходится больше 10 зубьев маховика, при работе мотора автомобиля даже на холостом ходу должна раскрутить якорь до убийственных для стартера оборотов.
Бендикс предназначен для того, чтобы после запуска разъединять шестерню и якорь, после чего шестерня, вращаемая маховиком двигателя, свободно прокручивается на валу якоря, что спасает стартер от разноса.
Кроме того, благодаря бендиксу возвратной пружине тягового реле легче вернуть шестерню из зацепления с маховиком в исходное положение, когда водитель отпустит ключ зажигания и этим выключит стартер. Однако справляется бендикс со своими обязанностями, лишь пока исправен.
Состоит бендикс из наружной и внутренней обойм, между которыми по кругу расположены ролики с пружинками. Ролики перемещаются по профилированным пазам во внешней обойме в ту или иную сторону в зависимости от того, какая из обойм вращается быстрее. Через места, в которых ролики контактируют с поверхностями обойм муфты, передается вся нагрузка от стартера к двигателю в моменты запуска, а она велика, что в конечном итоге приводит к выходу бендикса из строя.
К элементам привода относится также планетарный редуктор. Страдает редуктор в основном из-за поломок бендикса. Пока жив бендикс, будет жить и редуктор.
После того как водитель перевел ключ в замке зажигания в положение «старт» или нажал на соответствующую кнопку при кнопочном управлении запуском, ток от аккумулятора подается на обмотку катушки реле. Создавшееся магнитное поле втягивает внутрь катушки сердечник. Одной стороной он через рычажную систему вводит шестерню стартера в зацепление с венцом маховика, сжимая при этом собственную возвратную пружину, которая после выключения стартера вернет детали в исходное положение.
С другой стороны сердечника имеется контактная пластина. После втягивания сердечника пластина замыкает контакты на крышке реле, и только после этого ток через щеточно-коллекторный узел подается на обмотку якоря, что и заставляет якорь вращаться.
Поскольку работает стартер кратковременно, срок службы большинства рассмотренных узлов зависит не от пробега, а от количества выполненных запусков. Это объясняет, почему вероятность столкнуться с неисправностями стартера намного выше в автомобилях, используемых для городской эксплуатации с короткими поездками и частыми запусками, чем в машинах, которые преимущественно эксплуатируются на трассе.
Также специалисты по ремонту стартеров отмечают, что бендиксы в стартерах дизелей беспокоят чаще, чем в бензиновых машинах. Связано это, по всей видимости, с высокой степенью сжатия в дизелях, из-за чего вращению якоря оказывается более существенное сопротивление, а стало быть, бендиксы в дизельных стартерах испытывают более высокие нагрузки.
Однако помимо условий эксплуатации, на которые повлиять невозможно, имеются и другие факторы, сказывающиеся на периодичности возникновения проблем. Например, на долговечность бендикса может повлиять вязкость моторного масла, особенно при низких температурах окружающей среды, ведь от вязкости зависит, какое сопротивление оказывается прокручиванию якоря стартера при запуске. Значение для долговечности бендикса имеет также своевременное отпускание ключа зажигания из положения «старт». Если водитель продолжает удерживать ключ, когда двигатель уже завелся, наружная обойма бендикса вращается со скоростью, до которой ее разогнал маховик, что вызывает ускоренный износ подвижных и трущихся друг о друга деталей муфты.
Мнение специалиста
Игорь Никипоренок, заместитель директора ООО «Модников»:
— Наибольшую опасность для стартера представляют продолжительные попытки запуска. Чем длительнее включение, тем сильнее нагреваются обмотки, тем интенсивнее из-за того же нагрева выгорают щетки и коллектор, контакты втягивающего реле. Безвредно включение лишь на 5-7 секунд, а дальше уже перегрев. В результате возможны пробои изоляции и межвитковые замыкания в обмотках.
Что стартер гоняли долго, хорошо видно по почернению изоляции на тяговом реле, а также по окраске якоря в цвета побежалости.
Сергей БОЯРСКИХ
Фото автора
ABW.BY
Благодарим за консультацию и помощь в организации фотосъемки ООО «Модников»